Псковское археологическое общество

Василенко А. С., Василенко Н. С. "Люди русской науки: Псковское археологическое общество"

Все земное подвержено изменению и гибели. Этому равнодушному закону природы противостоит воля тружеников культуры, благодаря которым сохраняется историческое наследие народов. Древнему русскому городу Пскову исполняется 1100 лет. Прилично вспомнить по случаю столь почтенного юбилея тех подвижников, благодаря которым город уберег значительную часть своего древнего облика. Имена и деяния многих из них - и именитых, а тем более простых людей - не запечатлены в письменных источниках. Но и им мы отдадим должное, если будем собирать и накапливать знания об их сподвижниках в цепи хранителей культуры, о ком осталось хотя бы малейшее упоминание.

К счастью, Псковское археологическое общество, учрежденное в 1880 году, успело до 1917 года прочно утвердить себя на научном и общественном поприще. В течение своего существования оно вобрало в свои ряды выдающихся людей края и России, и их имена огненными буквами выступают на стенах древнего Кремля для всех, кто начинает углубленно изучать историю города.

Первое - скромного секретаря Псковского статистического комитета И.И.ВАСИЛЕВА. В конце 1860 - начале 1870-х гг. он собирает при комитете местных любителей старины, которые создают в 1872 году Археологическую комиссию.

Собирать исторические документы, обнародовать их, писать исторические очерки о тех или иных достопримечательностях края побуждало любителей старины чувство любви не только к своим родным местам, но и ко всей России. И.И. Василев заявил об этом ясно в своей книге " Псковская губерния. Историко-географические очерки, как пособие народным учителям по предмету родиноведения". Он писал:

"Говорить о Родине - значит касаться самых чувствительных нитей, проходящих впоследствии через всю деятельность в общественной, гражданской и даже государственной жизни, когда слово "любовь к Родине" расширяется до необъятных пределов патриотизма".

Определенный итог работам комиссии подвело издание "Опись рукописей и книг музея Археологической комиссии при Псковском губернском статистическом комитете", которое вышло в свет в 1879 году. Его автором был Иван Александрович Шляпкин, тогда еще студент Петербургского университета. Он слушал лекции известных славистов И.И.Срезневского и А.Н.Веселовского и основал студенческое научное общество, лозунгом которого была триада "Самодержавие, Православие, Народность". Приехав на каникулы в Псков, он отдыхом для себя сделал описание старинных рукописей, собранных Археологической комиссией.

Позднее И.А.Шляпкин защитил диссертацию о Святом Дмитрии Ростовском, преподавал в Петербургском и Археологических институтах историю русской литературы, был избран почетным членом Псковского археологического общества, которое возникло при следующих обстоятельствах.

С годами рос уровень научного умения членов Археологической комиссии. В 1878 году часть из них привлекает к раскопкам в Псковской области известный московский археолог граф А.С.Уваров. Работы ведутся в Изборске - столице князя Трувора - и в Выбутах, где, как предполагают, родилась Святая княгиня Ольга. В раскопках участвуют их Императорские Высочества Великие князья Сергей и Павел Александровичи, а также Дмитрий и Константин Константиновичи. Познакомившись с членами псковской Археологической комиссии, граф А.С.Уваров высказывает мысль о необходимости создания в Пскове полноправного археологического общества. Великий князь Сергей Александрович одобряет эту мысль, Государь Александр 3 принимает Псковское археологическое общество под свое покровительство.

С 26 октября 1880 года - дня первого заседания нового научного объединения - его члены повели активную научно-издательскую и патриотическую деятельность.

По почину Общества 8 сентября 1881 года псковичи торжественно отметили 300 лет избавления своего города от осады войск Речи Посполитой во главе с королем Стефаном Баторием. У пролома в крепостной стене, где шла жаркая сеча, был сооружен памятник. К нему пришли крестным ходом с иконами, и была совершена торжественная панихида по царе Иоанне IV и погибшим защитникам Пскова.

В 1883 году Общество устроило подписку по случаю торжественного празднования 1000-летия со дня рождения Святой Благоверной княгини Ольги, чтобы собрать необходимые средства для сооружения на погосте в Выбутах часовни. В 1888 году часовня была выстроена и освящена.

Великий князь Сергей Александрович помогал Обществу. В том же 1888 году на его средства была издана книга инженер-полковника Годовикова "Описание и изображение древностей Псковской губернии". Стоит загореться в России духовному огоньку, как вокруг него начинают собираться хотя и в малом количестве, но искренние люди. Николай Федорович Фан-дер-Флит (1840-1896), директор Русского общества пароходства и торговли, став псковским помещиком, задумал устроить в городе общедоступный образовательный музей. Как и образцовая школа, которую он построил в деревне, так и музей должны были, по его мысли, воспитывать у новых поколений преданность самодержавию, Православию и народности.

Он начал работу по передаче известных в Пскове Поганкиных палат Археологическому обществу. Там был провиантский магазин Военного Министерства. Дело довела до конца после смерти Николая Федоровича его супруга Елизавета Карловна (Пистолькорс). Государь Николай Александрович 7 марта 1900 года Высочайше разрешил перевести Поганкины палаты из Военного министерства в МВД и передать их во владение Псковского археологического общества. Елизавета Карловна завещала 300 тысяч рублей на содержание при палатах художественно-промышленного музея.

12 мая 1906 года хранителем музея и исполняющим обязанности секретаря Общества становится Николай Фомич Окулич-Казарин, генерал-лейтенант в отставке. Жизнь его похожа на течение подземной реки, которая только после длинного пробега обнаруживает свой истинный масштаб. До отставки его служба мало соприкасалась с охраной памятников культуры.

Хотя и потомственный дворянин, родового или благоприобретенного недвижимого имущества не имел, поэтому буквально с детских лет избрал военную карьеру. После кадетского графа Аракчеева корпуса был определен юнкером в 1-е военное Павловское училище. После его окончания служил в гренадерском полку, потом попросил перевести его в артиллерию (как известно, не щадящую памятники культуры!). Как артиллерист служил в разных крепостях Российской империи: в Кронштадте, в Николаеве, в Одессе, в Керчи.

Как артиллериста его в 1880 году награждают орденом Святого Станислава 3-й степени "за отличную, усердную и ревностную службу" и в то же время - непонятно, то ли по собственному желанию, то ли по указанию свыше - командируют для сдачи вступительного экзамена в Александровскую Военно-юридическую академию.

Пожалуй, учеба в академии делает в известной степени явными культурные предпочтения Николая Фомича. Там вел занятия известный ученый К.Д. Кавелин. В нем слушателей привлекало добросовестное отношение к преподаваемому предмету и многосторонность интересов. Но, несмотря на уважение к учителю, Николай Фомич формировал собственный взгляд на историю страны. Об этом свидетельствует его работа "Дворянское сословие в России до и после освобождения крестьян от крепостной зависимости".

Идеал Окулича-Казарина в прошлом, когда существовала прямая связь государя с народом. С восхищением приводит он в сочинении свидетельствующий об этом текст грамоты Государя Михаила Федоровича от 1613 года городу Угличу:

От Царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси на Углич, - старостам, и целовальникам, и всем посадским людям и волостным крестьянам. Бьют нам челом на Москве дворяне и дети боярские и всякие ратные люди, что они от многих служб оскудели; а в нашей казне на Москве, денег и всяких запасов в житницах нет, и служилым людям жалованья дать нечего. И нам к вам се наша грамота придет, и вы бы с посаду таможенина и кабацкие и полавочные деньги и всякие денежные доходы за прошлые годы, чего не взято, и на нынешний год по окладу сполна по книгам дали Ивану Севостьянову тотчас; да для образа Пречистыя Богородицы и Православныя христианския веры и избавы крестьянские от врагов, дали бы естя, сверх всяких наших доходов, нам взаймы служилым людям - на жалованье денег, и хлеба, и сукон, и рыбы, и соли, и всяких товаров, как кому ся может, обложась по своим прожиткам и по промыслам; и которые известные люди, и тем бы нам послужити и правду свою показати из животов своих нам взаймы, сколько им мочно, и о том не поскорбети, в которую пору в нашей казне деньгами и хлебом скудно, и в те бе поры нам взаймы дати. Лучше милостыни, что ратным людям помочи, и своею помочью святыя Божия церкви в лепоте и святую хрестьянскую веру в целости учинить".

Дореформенное дворянство, по мнению Н.Ф.Окулича-Казарина, еще оставалось хранителем вековых традиций. "Новые дворяне" - финансисты, к которым переходят помещичьи земли, "несомненно практичнее своих предшественников, но чужды исторической традиции".

Истинное дворянское сословие, - делает вывод Николай Фомич, - в новых обстоятельствах должно объединиться вокруг общественного призвания - поддерживать и развивать в среде своего сословия высокие умственные и нравственные качества, "которые могли бы создать из дворян действительную аристократию ума, таланта и нравственных доблестей".

Придерживался ли он своих взглядов, работая военным прокурором в Петербурге, в Москве, Кавказском военном округе? Имеющиеся материалы о нем в судном делопроизводстве характеризуют его как отличного работника, которого неоднократно награждают и повышают в звании. Об его отношении к обвиняемым свидетельствует такой факт: в октябре 1899 года добился оправдания рядового Сергея Ильина, обвиненного в дезертирстве, доказав, что солдату не была вручена своевременно явочная карта.

Судя по всему, во время службы он все более глубоко изучал историю России, получил вкус к изучению архивных документов и оказался вполне подготовленным к тому, чтобы, став хранителем музея и секретарем Псковского археологического общества, не просто поддерживать некоторый уровень активности, а поднять его на новую высоту!

В 1907 году Общество вплотную занялось сохранением древних стен Кремля. Оно обратилось с просьбой об отпуске денег для этой цели в Императорскую археологическую комиссию. Началась работа с населением по разъяснению исторической значимости сохранившихся построек псковского кремля. На башнях и стенах поместили металлические доски с их названиями. Однако поначалу хранителям культуры пришлось столкнуться с хулиганством, получившим в народе широкое распространение после революции 1905-1907 годов. Мальчишки сделали доски мишенью для метания камней и попортили некоторые из них. Секретарь Археологического общества обратился через печать к родителям и начальникам учебных заведений, после чего случаи порчи досок прекратились.

Особая комиссия из членов городской управы и археологического общества осмотрела городские стены и составила смету на починку мест.

Для лучшего наблюдения за сохранностью стен члены Общества разделили их на участки, за которые отвечал определенный человек. Председатель Общества - псковский губернатор граф А.В. Адлерберг смотрел за частью стены от Спасской до Плоской улиц, генерал-лейтенант Н.Ф.Окулич-Казарин опекал стену от Сергиевых ворот до реки Псковы.

Одновременно он занимался описанием документов, находящихся в хранилище музея. В 1908 году выходит в свет "Путеводитель по музею Псковского археологического общества", написаный Н.Ф. Окуличем-Казариным. Профессор Петербургского университета А.И. Яцимирский в "Историческом вестнике" отмечает издание похвальной рецензией. В частности, профессор утверждает: "Очень немногие из столичных музеев имеют такие же толковые и обстоятельные путеводители, как псковский музей", и далее: "и само описание, и всякого рода объяснения написаны вполне доступно, с любовью к старине и каждой подробности старинного быта. В этом смысле "Путеводитель по музею Псковского археологического общества" может послужить образцом для подобного рода указателей, и, нам кажется, напрасно составитель путеводителя извиняется в предисловии, называя себя "не ученым археологом, а простым любителем и почитателем отечественной старины". Побольше бы таких любителей и почитателей, и этим двум драгоценным качествам должны будут учиться у них господа патентованные ученые, тщательно "скрывающие" свои знания от широкой публики".

В связи с 15 Всероссийским археологическим съездом, который должен был состояться в 1911 году в Великом Новгороде, Н.Ф.Окуличу-Казарину было поручено написать путеводитель по древнему Пскову. Николай Фомич не удовлетворился изучением всех известных ему письменных источников, он собирал рассказы старожилов и устные предания, лично облазил (в шестьдесят лет!) все развалины, осмотрел церкви, башни, дома, церковную утварь и прочее. Для него все они были "безмолвными свидетелями былой славы и былых страданий Отечества." "Это - не мертвые руины, - говорил Николай Фомич, - они живут и как бы хранят в себе частицу души предков наших, которая таинственно передается живущим поколениям".

Книга "Спутник по древнему Пскову (любителям родной старины)" вышла к открытию 15 археологического съезда. Автор опять скромно оговаривался в предисловии: "Если настоящая книжка возбудит хотя бы в одном сердце любовь к родной старине и желание заняться ее изучением, то автор ее будет считать свой труд вполне вознагражденным". На самом деле она обратила на себя внимание и членов съезда и прессы и получила, как тогда говорили, "благосклонные отзывы".

Может быть, и она сыграла свою роль в том, что Псков был избран местом проведения 16 Всероссийского археологического съезда, который был намечен на 1914 год. Но вспыхнула война, и съезд не состоялся. Накануне 12 июля 1914 года Н.К.Окулич-Казарин выступал на торжественном соединенном заседании Псковского археологического общества и Комитета по постройке храма во имя Святой Ольги в Выбутах в присутствии королевы эллинов Ольги Константиновны и Великих князей Константина и Игоря Константиновича. Там он высказал мысли, которые, возможно, прозвучали бы на съезде и которые уместно будет повторить в связи с 1100-летним юбилеем города:

"Золотыми буквами вписана история Пскова в общую историю земли Русской... Духовное наследие, оставленное нам нашими праведными людьми, не погибло, не растрачено; что оно, как некий драгоценный клад, хранится где-то на дне души народной и в потребную минуту оно появляется на свет Божий и творит чудеса".

В данной статье удалось сказать очень мало о подвижниках Псковского археологического общества. Думается, что нынешние любители старины города Пскова, которые с той же преданностью делу, что и их предки, оберегают свое культурное наследие, расскажут об этом более обстоятельно.

Источник: http://derjava. pskov. ru/
  • 12 575
  • 0
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent