Школа и Общество Краеведения.

Автор статьи: В. И. Гринкевич.
Источник информации: „Познай свой край"!
СБОРНИК ПСКОВСКОГО О-ва КРАЕВЕДЕНИЯ
ВЫПУСК 1-й 1924г.


Школа и Общество Краеведения.


Стало уже общим местом и никем не оспаривается положение, что в школе надо изучать краеведный материал, что краеведное содержание школьных занятий максимально сближает школу с жизнью, открывает широкое поле для применения экскурсионно-и лабораторно-исследовательского метода, ведет учащихся по пути индукции от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, воспитывает наблюдательность, внимательное отношение к окружающему, жизненную ясность суждения, социальную чуткость, знание и понимание нужд родного края, все время держит учащихся в состоянии актуального интереса и самодеятельности. Только путем введения краеведного материала можно трудовую деятельность населения сделать центральной осью школьного преподавания.

Это — одна сторона дела. Но есть и другая, на которую все еще мало обращено у нас внимания. Краеведение в школе имеет не только воспитательное значение. Краеведение в школе, это — один из приемов и сейчас один из наиболее возможных и наиболее обещающих приемов широкой продуктивной постановки научного изучения Псковской губернии. Если краеведческая работа каждой школы, каждой группы учащихся, каждого ученика, приобретает целевой научный характер, у учащихся повысится к ней интерес, а вместе с тем возрастет и педагогическое значение этой работы. Школам следовало бы усвоить любезную привычку отсылать результаты своих краеведческих работ с указанием их точности и достоверности в Псковское О-во Краеведения. Там эти материалы подвергаются обработке; затем составляются по ним сводки и бюллетени с выводами, которые О-во рассылает по местам и в центр.

Все, кажется, Педтехникумы Псковской губернии, a также многие школы и 2-й ступени, особенно городские, ведут краеведческую работу. Однако эта работа носит за малым исключением школьно-методический характер. В редких случаях ведется она для науки и для жизни, чаще для школы, а иногда для глаз начальства. Обыкновенно, эта работа носит случайный характер, чем и об‘ясняется, например, то обстоятельство, что Псковскому Обществу Краеведения неизвестна ни в Пскове, ни на территории Псковской губернии школа, которая бы вела систематически фенологические наблюдения. До сих пор наиболее был связан с О-вом Краеведения Псковский Педтехникум (бывш. ИНО), и потому его краеведческие работы известны О-ву; это работы, главным образом, геологического обследования учхоза Елизарова, Талабских островов и юго-восточного побережья Псковского озера. В данный момент Псковский Педтехникум ведет обследование района Елизарова не только с естественно-научной точки зрения, но также с хозяйственной и бытовой. План этого обследования приводится ниже. В районе обследования находятся деревни: Замельничье, Голова, Мухино, Слобода, Новое поле, Хутора Некросы, Великое Поле, Малая Толбица, Пружинник, Верхолино, Совхоз Поречье, Андреховщина, Котятино, Малая Каменка, Большая Каменка и, конечно, учхоз Елизарово. Желательно, чтобы и другие учебные заведения встали на этот путь работы и для этого прежде всего вошли бы в тесное соприкосновение с О-вом Краеведения.

В общих чертах связь школы с О-вом Краеведения рисуется так:
  1. Школа имеет своего представителя в О-ве в качестве активного члена последнего. Кроме того, в школе имеется Кружок Краеведения, который в своей работе вполне конспектируется с О-вом.
  2. Школа имеет свой район обследования, деревню, часть волости, городской квартал. На этот счет между школами должна быть сговоренность, территориальное разделение труда.
  3.  О-во через своих членов и кружок Краеведения дает школе план и программу обследования, наблюдения, ставит особые задания. Этим не исключается возможность того, что школа поведет работу по своему собственному плану, о чем через своих членов и кружок Краеведения О-во должно быть поставлено в известность.
  4.  Результаты школьной краеведческой работы должны иметь не только методическое и дидактическое значение, но должны также отвечать элементарным требованиям научности, поэтому, прежде всего, не должно быть расхождения с действительностью, и вся работа должна носить не случайный, а систематический характер.
  5. Результаты школьных краеведческих работ, хотя бы эти работы были произведены не по заданию О-ва, а по собственному почину школы, следует направлять в О-во Краеведения.
  6. О-во обрабатывает присланный материал, делает сводки и заключения и посылает свои бюллетени школам, установившим связь с О-вом.

Надо сказать, что для окончательного налажения такого рода связи и самому О-ву придется несколько реформироваться. О-ву необходимо отказаться от любительской исключительности и в свою практику ввести не только научно-любительскую работу, как это было до сих пор, но также планомерную и непрерывную систематизацию и обработку накопленных данных. Для такой работы нужен штат оплачиваемых научных работников. В этом все затруднение. Сейчас О-во содержит только одного делопроизводителя, и то несодержит, а довольно низко оплачивает. Тем не менее при некоторой находчивости Правления О-ва можно было бы содержать или по меныщей мере оплачивать научного секретаря О-ва. На последнего и следовало-бы возложить систематизацию и обработку материала. Научному секретарю не пришлось бы самому обрабатывать этот материал, это нецелесообразно и невозможно. Ему бы только пришлось организовать силы для этой работы, умело ее распределить. В данном случае ему бы на помощь пришли как секции самого О-ва, так и научные кружки, например, Псковского Педтехникума,

Затем, конечно, на обязанности О-ва лежит составление и издание всякого рода краеведческих инструкций, планов, программ. Эта работа секциями О-ва ведется, в значительной мере уже выполнена. Вследствие незначительности средств О-ва, выпустить в печати удалось лишь одну программу. Это — «Краткая программа для собирания этнографических сведений и предметов». К ней приложена пропрограмма для составления археологического описания. Эта брошюрка была бесплатно распространена в 1923 г. между членами О-ва и по школам. И хотя в этой брошюрке имеется обращение с просьбою присылать все записи и предметы Псковскому О-ву Краеведения, Такого отрадного .явления до сих пор не наблюдалось. Задержка не за О-ом, а за его добровольными корреспондентами.  
  
Для того, чтобы не отвлекать школы научным краеведением от ее прямой работы, необходимо школе дать такое задание, которое наиболее согласуется с новейшим пониманием содержания работ трудовой школы, которое не только не отвлечет школу в сторону, но как и требует научно-педагогическая секция ГУСа, облечет программный скелет с живою плотью краеведческого материала. Примерный план задания здесь и приводится. План этот составлен по трем разрезам: природа, труд и общество. В приводимой схеме вышеназванная «Краткая программа для собирания этнографических сведений и предметов“ будет обозначаться, по сколько будут на нее ссылки, двумя буквами К.: П. Как уже упоминалось эта схема легла в основу того обследования, которое ведется Псковским Педтехникумом в Остенской волости, Псковского уезда.

А. Природа и человек.
1. Естественные условия.
  1. Площадь и границы обследуемого района, распределение земли по угодиям.
  2. Рельеф местности и общий ландшафт.
  3. Вода (река, пруд, озерко, колодезь, ключ). Качество воды. Характеристика водоема. Расстояние до него от населенного пункта.
  4.  Местные почвы, их пригодность для полевых и огородних культур.
  5. Местные полевые культуры.
  6. Место, занимаемое льном среди других полевых культур.
  7. Местные огородние и оранжерейные культуры.
  8. Местные древесные породы и плодовые деревья.
  9.  Местные цветковые растения.
  10.  Местные водные растения.
  11.  Лес, как сообщество.
  12.  Луг, как сообщество.
  13. Лекарственные травы.
  14.  Грибы.
  15. Звери, птица и рыба.
  16.  Местные породы домашнего скота и птиц.
    Примечание: Изучение естественных условий обязательно должно сопровождаться систематическими фенологическими наблюдениями. Методические указания можно найти в,, Сборнике программ для школьных наблюдений природы». Госиздат, ред. Глушкова.
  17.  Геологическое строение. Недра.
  18. Погода и климат.
    Примечание: Метеорологические наблюдения должны производиться систематически и отвечать элементарным требованиям научности. См. Жарков «Метеорологические наблюдения в школе».

II. Человек.

  1. Количество всего населения, детей до 16 лет, взрослых до 55 лет, стариков от 55 лет., женщин, мужчин.
  2.  Внешний вид: средний рост, вес, телосложение, состояние здоровья, цвет кожи, волос, глаз, и т. д (подробнее см. К.П. п. А. 5).
  3. Национальный и этнографический состав населения (см. К.П. пункт А. 2, 3, 4).
  4.  Жилище, постройки, отопление, освещение и т. п. (см К. II. пункты А. 6 — 10)
  5.   Одежда и обувь, (см. К.П. пункты Б. 1—4).
  6.   Пища и напитки, (см. К.П. пункты Г. 1—5).
  7.   Рождаемость и смертность в год на 100 или на 1000 чел.
  8.  Средняя продолжительность работоспособности. Число работоспособных.
  9.  Наиболее распространенные болезни и борьба с ними.
  10. Культурность населения. Количество грамотных на 100 чел.

Б. Труд.

I. Виды труда.

  1.  Земледелие.
  2.  Домашние занятия.
  3. Животноводство и скотоводство.
  4.  Пчеловодство.
  5.   Рыболовство.
  6.   Охота и звериный промысел.
  7.    Собирание ягод и грибов.
  8.   Ремесла: плотничье, сапожное й др.
  9.    Кустарные промыслы.
  10.    Отхожие промыслы.
  11.    Контрабанда.
  12. Самогон и прочие занятия.
    Примечание: Здесь следует указывать категории и типы того или иного вида занятий. Внимание, уделяемое промыслу. Приметы; поверия, суеверия, предрассудки и привычки, связанные с видом труда. Отметить, какое внимание отводится льноводству во всех его стадиях.

II. Разделение труда.

  1.  Разделение труда в каждом занятии, промысле или производстве между женщинами и мужчинами, между взрослыми, детьми и стариками и по временам года.
  2.  Техническое разделение труда. Профессии. Степень самообслуживания.
  3.   Социальное разделение труда, Наемный труд.

III.    Средства производства.

  1. Размеры применения двигательной силы человека.
  2. Размеры применения двигательной силы животных и наличие работоспособного скота.
  3.    Возможности применения силы воды и ветра, размеры применения.
  4.    Количество и тип употребляемых инструментов, орудий и машин. Возможности их применения.
  5.    Капитал обследуемой семьи, деревни (среднего хозяйства) или района: семена, пашня, луг, скот, орудия, рабочая сила, денежный капитал и прочее.

IV.    Способы производства.

  1.   Способы обработки почвы: применения орудий, машин, удобрения, севооборот, приемы поднятия пара и т. п.
  2.   Приемы сева и уборки хлебов.
  3.  Приемы разведения огородних культур.
  4.   Способы содержания и разведения скота.
  5.    Техника молочного хозяйства во всех стадиях.
  6.   Технические приемы, применяемые в льноводстве, и в др. производствах, (см. К. II. пункты В. 1—6 и пункты Д. 1 —6).

V. Продукты производства.

  1.    Средняя урожайность различных полевых культур, огородних культур, луговых трав.
  2.   Удойность коров и доходность содержания крупного рогатого скота.
  3. Доходность содержания мелкого рогатого скота.
  4.    Доходность льноводства и других отраслей хозяйства.
  5.    Доходность крестьянского хозяйства, если принять в внимание все статьи расхода этого хозяйства.
    Примечание: Обследование по отделу «Труд» можно производить, остановившись на каком нибудь одном производстве и рассматривая его с точки зрения всех шести названных рубрик. Так, например, если остановимся на скотоводстве, то, во 1-х, отмечаем, какой скот разводится, в каком количестве и для каких целей, во 2-х, — разделение труда между мужчинами, женщинами и детьми в уходе за скотом, в 3-х, — средства производства: скотный двор, его оборудование, пастбище, наличие производителей и прочее, в 4-х, — способы производства: приемы стоильного скотоводства, приемы случки производителей и их подбор, приемы удоя и т. п, в 5-х, — продукты производства: скот, молоко, мясо, кожи, шерсть и т. д, Их качество и количество, в 6-х, — доходность этого производства,

VII. Средства и пути сообщения.

  1.  Проселочные, шоссейные, водные и железные дороги, их густота (отношение длины к площади района), их состояние (мосты, а прочее) и удаленность от обследуемого пункта.
  2.    Способы и средства передвижения (см. К.П. пункт В. 7).
  3.  Почта. Расстояние до почтового отделения, его использование.
    Примечание: Эту рубрику можно отнести к следующему отделу «Общество».

В. Общество.

  1.  Связь деревни с городом: культурная, административная и хозяйственная.
  2.   Обмен и торговля: что дает район, что район получает, (см. К.П. пункт Е. 7).
  3.  Кооперация, ее хозяйственное и культурное значение для района.
  4.  Землеустройство и землепользование.
  5.   Деревенская семья и деревня, как социальное целое.
  6.    Социальное расслоение в деревне.
  7.    Политическая работа в Деревне Р.К. П. и Комсомола.
  8.    Сельсовет и волисполком.
  9.   Налоговая политика в деревне, Ликпункты, Изба-читальня, Чтецы, Культурники в деревне: учитель, агроном, землемер, врач,. бывш. красноармеец и др.
  10.  Школа и культурно-просветительная работа в деревне. Процент детей школьного возраста, не посещающих школы. Радиус действия школы. Емкость школы, ее оборудование и постановка в ней дела. Газета в деревне.
  11.   Здравоохранение в деревне.
  12.   Религия и церковь. Результаты антирелигиозной пропаганды.
  13.   Бытовые картинки и бытовые наслоения в связи с последней войной и революцией, (см. К.П. Пункты Е. 1—9). Развлечения.
  14.    Особенности местного говора, местный словарь, местные названия и их происхождение.
  15.   Местное народное творчество: частушки, песни, сказки, поговорки и т. п. (подробности см. в К.П. пункты Ж- 1—11).
  16.   Местные суеверия, предания, приметы и т. п.
  17.  Воспоминания, хроники и отношение населения к прошлому. Памятники прошлого.
  18.   История и археология данной местности.
  19.    Отношение населения к настоящему. Понимание настоящего. Новые люди.
  20.   Совхоз, его состояние, культурное и хозяйственное влияние на данную местность.
  21.   Нужды района и его ближайшие перспективы.

Приведенная схема рассчитана на с.-х. район и при том на район типично Псковский. Это — только приближение, подлежащее дальнейшей детализации.
Делать методические замечания для школ по поводу этой схемы нет возможности за недостатком места. Кое какие указания читатель найдет в моей статье «Познай свой край“, помещенной в №№ 1,2,3“ журн.,, Новая Жизнь» за 1922 г.
В.И. Гринкевич.
Псков. Май 1924 г. Педтехникум.
---
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent