К 60-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ 1941 – 1945
1.
ПСКОВЩИНА ПАРТИЗАНСКАЯ
Великая Отечественная война на Псков- щине – это в первую очередь знаменитый Партизанский край, в котором боевые действия против оккупантов вели 29 партизанских бригад, насчитывавших свыше 50 тысяч бойцов. Воспоминания самих участников сопротивления фашизму и рассказы о партизанах и подпольщиках составляют важнейший пласт художественно-документальной литературы о Великой Отечественной войне в нашем крае.
А главным летописцем партизанского движения по праву называют Ивана Васильевича ВИНОГРАДОВА (1918 – 1995). Он родился в порховской деревне Шемякино и перед войной работал корреспондентом в районной газете, а с первых дней оккупации края немецкими войсками ушел в партизаны. «Начинал войну бойцом маленького отряда: участвовал в боях, разведках, диверсиях, месил ногами болотную грязь, голодал в лесу – словом, на себе испытал все то, что выпадало тогда на долю каждого, воевавшего в тылу врага.». (А.Майоров, бывший начальник политотдела 2-й Ленинградской партизанской брига- ды /И. Виноградов. Строки, пропахшие порохом. – Л., 1981. – С.3/. Это и определило главную тему творчества писателя. Уже в первые послевоенные годы очерки и рассказы о народных мстителях журналиста Ивана Виноградова публикуются в псковской и центральной прессе. А выход первой книги писателя «Ясски» с подзаголовком «Очерк о партизанской борьбе» стал главным событием литературной жизни Пскова 1948 года. Автор вынес в её название один из эпизодов боевой деятельности 2-й Ленинградской партизанской бригады в период существования Партизанского края – разгром фашистского гарнизона в д. Ясски Дедовичского района, хотя изложение выходило за рамки только этой операции. Книга получила высокую оценку читателей, участников партизанского движения, писателей. Она положила начало целой серии произведений автора на партизанскую тему, и над главным из них - «Дорога через фронт» (1962), Иван Васильевич работал почти двадцать лет. А потом были «Строки, пропахшие порохом» (1981), «Тревожные дни марта» (1984), «Легендарный обоз» (1987), «Герои и судьбы» (1988) и другие. Все они и сейчас не могут не волновать читателя. Потому что героями их являются не вымышленные персонажи, а реальные лю- ди: командир 2-й партизанской бригады Н.Г.Васильев и комиссар
10.
ЛИТЕРАТУРА:
АФАНАСЬЕВ Н.И. Фронт без тыла. – Л., 1983.
БАКУСОВ Г.А. В лесах за Соротью. – Л., 1988.
ВАСИЛЬЕВ И.А. Земля русская. – Л., Лениздат, 1983.
ВАСИЛЬЕВ И.А. Память. – М., 1973.
ВАСИЛЬЕВ И.А. Путешествие с книгой в рюкзаке. – М., 1977.
ВИНОГРАДОВ И.В. Дорога через фронт. – Л., 1962.
ВИНОГРАДОВ И.В. Строки, пропахшие порохом. – Л., 1981.
ВИНОГРАДОВ И.В. Тревожные дни марта. – Л., 1984.
ВИНОГРАДОВ И.В. Легендарный обоз. – Воронеж, 1987.
ВИНОГРАДОВ И.В. Герои и судьбы. – Л., 1988.
ВИНОГРАДОВ И.В. Душа у памяти в плену. В 2 т. – Псков, 1995—1996.
ГРИГОРЬЕВ И.Н. Забота. – Л., 1970.
ГРИГОРЬЕВ И.Н. Красуха. – М., 1973.
ГРИГОРЬЕВ И.Н. Жить будем. – М., 1984.
ГУСЕВ А.И. Поле памяти, Бабий яр, Страна моих воспоминаний, Ждите нас, Мемориальные слова, Мой старший брат, твой старший сын… -- стихи разных лет.
ИВАНОВ М.Ф. На грани смертельного круга. – Псков, 2004.
МАРГО В.И. Пылающий лес. – Л., 1970.
МАЛЯКОВ Л.И. Страдальцы. – М., 1997.
МАСОЛОВ Н.В. Кремень высекает огонь. – М., 1970.
МАСОЛОВ Н.В. Срока у подвига нет. – М., 1978.
МАСОЛОВ Н.В. Ленинград в сердце моем. – М., 1981.
НЕЧАЕВ Е.П. На земле опаленной. – Л., 1972.
НЕЧАЕВ Е.П. Люди нашего города. – 1995.
ПСКОВСКИЙ край в литературе. – Псков, 2003.
9.
Не участвовал и не мог участвовать в Великой Отечественной псковский поэт Александр Иванович ГУСЕВ (1939 – 2002) : был слишком мал в 1941 – 1945 годах. Но война оставила свой горький след в его душе и памяти, нашла отражение во многих стихотворениях: «Поле памяти», «Бабий яр», «Страна моих воспоминаний», «Мемориальные слова», «Мой старший брат», «Ждите нас». Последние два стихотворения – своего рода дило-гия. Они имеют посвящения: «Матери моей, Акулине Федоровне» и «Светлой памяти брата Николая», погибшего на войне. «Ждите нас!» - так павшие обращаются к живым. И это обращение, не раз повторенное в стихотворении, определяет его эмоциональный план: /Где – то есть на планете /Дом среди тишины. /Ждите нас на рассвете /Мы вернуться должны. /Сколько всех нас, убитых! /Мы погибли в боях /На больших, знаменитых, /И на малых фронтах… / С ним перекликаются другие строки: У памяти – вечной тревоги - /И денно и нощно – набат!.. /Старуха стоит у дороги, /Лицо обратив на закат. /…Стоит у дороженьки, с краю. /- Что смотришь ты? /- Тише, сынок, /Я сына с войны ожидаю, /Как видно, послед-ний годок./ Интенсивностью переживаний отмечено стихотворение «Отец». Оно о драматической судьбе ветерана, получившего на войне тяжелое увечье, контузию: /Он в беспросветный мороз – на свет /Смотрел, сам, казалось, не свой, - /Дышал на пальцы, которых нет, /Дослушивал прерванный бой./ Война давно кончилась, а отец продолжал пребывать в ней, не мог забыть того, что там происходило – таков внутренний сюжет этого стихотворения.
Собственные переживания поэта отражены в строках: Все прошло, все пролетело, все забылось. /Только где-то, на бездонной глубине, /Затаилось и во мне остановилось , /И живет, и не дает покоя мне: /В том далеком задыхающемся поле /Бьют снаряды, неминуемо в упор! /Я кричал, я изо всех силенок /Заклинал и умо-лял… / «Поле памяти»/. Эти картины остались в памяти поэта на всю жизнь: /Молчи! И без напоминаний /Тебя забыть нельзя, война… /.
2.
С.А.Орлов, партизаны Владимир Бундзен, Михаил Харченко, врач Лидия Радевич, жители Партизанского края, собравшие и отправившие осажденному немцами Ленинграду обоз с продоволь- ствием. Всё это было на самом деле, и о том, как это было узнают из книг Ивана Васильевича Виноградова уже новые поколения читателей.
Активно участвовал И.В.Виноградов в создании областной Книги памяти, в которой помещены его статьи, очерки, стихи, песни. Последняя книга писателя – двухтомник «Душа у памяти в плену» вышел в свет уже после его смерти. И то, что представлено в этом издании – его лебединая песня. А это снова стихи и проза о войне, некоторые из них остались, к сожалению, неоконченными.
«Мы в сердце боль войны несем, /Таков удел, друзья. /Забыть на свете можно все,/ Войну забыть нельзя…», - написал Иван Ва- сильевич в одном из своих последних стихотворений, обращенном к друзьям-ветеранам. Боль этой памяти сопровождала писателя всю жизнь.
«В ВОЙНУ МЫ РАНО ВЗРОСЛЕЛИ…»
Война как испытание человека и народа, война как судьба, жизнь и смерть, война – особая форма жизни, требующая проверки на стойкость и мужест-во… Таковы философские координаты лучших произведений на эту тему.
Неизбывной болью и горечью отразилась война в памяти народ- ной. Об этом свидетельствует повесть Ивана Афанасьевича ВАСИЛЬЕВА (1924 – 1994) «Земля русская» (1981). Автор – известный прозаик и публицист, лауреат Ленинской и Государст- венной премий также принадлежит к поколению фронтовиков. Родился в Бежаницком районе, там же с 16 лет учительствовал в школе. Потом война. На фронте с 1942 года, был пулеметчиком, командовал взводом и ротой, демобилизовался в 1946. «Возвра- тясь с фронта, я насчитал семь изб – двенадцать баб и стариков». /И.Васильев. «Земля русская»/. Основа повести «Земля русская» – автобиографическая, и строится она как и почти все произве- дения писателя в исповедально-элегическом ключе, на размыш- лениях о судьбах народа, крестьянства, о духовной связи поколений. Но вместе с тем «Земля русская» - это и повество- вание о войне, о том, как её пережили герои Ивана Васильева. Военный сюжет выстраивается как цепь микроэпизодов: расстава-
3.
ние с отцом, смерть разведчицы Зины Шабровой, уроки старого солдата Мокеича, начальника политотдела Николая Евгеньевича, известие о том, что немцы сожгли деревню вместе с людьми, операция «Хлеб», сев во время войны. Все эти эпизоды объединяет
мысль: «В войну мы рано взрослели». /И.И. Петрова. Псковский край в литературе./. На страницах «Земли русской», где автор вспоминает войну, то и дело прорывается щемящая душевная боль. В холодный дождливый день его рота проходила в пелене морося- щего дождя через деревню, только что отбитую у фашистов. Из толпы высунулась девочка, протянула солдатам позеленевший винтовочный патрон и выкрикнула: «Дяденька, убей немца за папу и за маму». Кто-то из солдат, рассказывает далее писатель, поднял девочку на руки, передал другому, третьему – так и пронесли её по
рукам, а потом она все махала и махала ручкой удаляющимся фронтовикам… Я всё ещё ощущал рукой её мокрое платьице, острые лопатки, видел её глаза, полные неизбывного горя…»
Лучшие страницы книги посвящены «матерям нашим, кресть- янкам». С редкой искренностью и благородством повествуется в них о нравственной высоте, духовной красоте женщин русских селений. Ни в какие времена не знала русская деревня такого массового одиночества матерей, из которых каждая пятая – солдатская вдова. «Исконно русская, скупая на хлеб, щедро политая кровью Псковщина» была разорена до серого пепла. Руками этих солдаток поднимался из пепла войны весь наш край. «Позже, когда состарились вдовы и избы их выперли обветшалостью на фоне новостроек, меня поразила мысль о скорбной и тяжелой доле, выпавшей этим женщинам… Вот и на-стала пора нам, и детям, и обществу взять заботу о солдатках на свои плечи» - к этой мысли автор возвращался не раз и в других своих произведениях.
«…В глухих деревеньках и маленьких городах, вспоминал Иван Афанасьевич, - я встретил поистине Великую Русскую Женщину, в характере которой собралось и отстоялось всё, чем одаривала человека земля на протяжении многих и многих веков». О них, труженицах и кормилицах, получилась книга очерков «Рядом с сол-датом», опубликованная в 1968 году в издательстве «Московский рабочий». А затем книги «Открытие человека», «Эхо войны», «Па-мять». Лейтмотив книги очерков «Память», изданной в 1972 году, – «Живые! Расскажите о павших!». И автор рассказывает. О вели-колукском колхознике Матвее Кузьмине, повторившем подвиг Ива-
на Сусанина, о снайпере Алии Молдагуловой, погибшей в боях под Новосокольниками, о партизанской разведчице Маше Порывае-
8.
.
«ЛИХОЕ И СТРАШНОЕ ВРЕМЯ»
В СТИХОТВОРНЫХ СТРОКАХ
На захваченной врагом Псковщине воевал в Великую Отечественную поэт Игорь Николае-вич ГРИГОРЬЕВ (1923 –1996). В спецгруппе и в бригадной разведке 6-й партизанской бригады. Эта пора давала будущему поэту поводы для размышления о формах проявления патриотического чувства. Тяжело была им пережита гибель 15-летнего брата-партизана. «Светлой памяти Льва Григорьева» поэт посвятил стихотворения «Забота» и «Брат». Перу Игоря Гри-горьева принадлежат 22 книги. И в каждой есть стихи о войне. В них боль, любовь, горе, ненависть – все то, чем жили псковичи долгие четыре года. «Лихое и страшное время, никогда не пере-стану думать о тебе!» - говорил поэт. Война показана глазами человека, потрясенного её ужасами: «И мне мерещится доныне /Ребенок, втоптанный в песок, /Забитый трупами лесок, /Как Бог распят старик на тыне.» Поэт помнит, как враги гнали навстречу пулеметам «Две тысячи страстей, надежд, печалей – две тысячи живых людских сердец». В основе всех стихотворений И. Гри-горьева о войне лежат его личные впечатления и воспоминания: «Я помню горестную ночь, /Тротила адскую работу, /Вконец измо-танную роту, /Невластную земле помочь». / «Сгоревшее-несож-женное»/. И здесь же – пейзаж войны: /Рыдало солнце в низком небе, /Плясал огонь в созревшем хлебе… /Метались люди, /Как в бреду…/. В сборнике «Красуха» рядом стоят стихотворения «Скор-бящая псковитянка», «22 июня 1941 года», «Заклинало радио…», «Набат», «Сгоревшее-несожженное», «Лихо», «Непокорство», «Песни из неволи», «На пепелище». Трудно сказать, какое из них сильнее по глубине постижения народного горя. Каждое – о тра-гическом. Сборник открывает стихотворение «Скорбящая пско-витянка»: «Ты взошла на холм, /Скорбна и грозовита, /Ты устала, /Босы ноженьки болят. /Ты – из камня, /Ты – из мертвого гранита, /Ты – немая. /Но душа твоя – набат.».
О чем бы ни писал впоследствии Игорь Григорьев, война всегда оставалась для него основой жизненного опыта, источ-ником его раздумий и воспоминаний. Сквозь призму военных лет он воспринимал все последующие годы, определявшие судьбу России. «Чтоб смерч не отнял тишины, /Пусть видят люди, /Помнят, /Знают, /Да никогда не забывают /Они об ужасах войны…"
7.
жественно-документальные повествования о действиях парти-занских формирований на территории нынешней Псковской области в тылу немецких войск.
Художественно-документальную прозу о Великой Отечественной войне на Псковщине продолжают воспоминания бывших партизан Владимира Ивановича МАРГО «Пылающий лес» (1970), Нико-лая Ивановича АФАНАСЬЕВА «Фронт без тыла. Записки парти- занского командира.» (1983), Георгия Алексеевича БАКУСОВА «В лесах за Соротью» (1988).
Летопись всенародного подвига сегодня пополняют те, кто по-пал на войну в совсем юном возрасте. В 2004 году вышла книга псковича Михаила Фёдоровича ИВАНОВА (р. в 1924 г.) «На грани смертельного круга. Воспоминания участника Великой Оте-чественной войны.» Он мальчишкой ушел в лес к партизанам и рассказывает обо всем, что видел, лично пережил, выстрадал сначала в рядах народных мстителей, а потом в солдатских окопах, пройдя с боями до Германии. Рассказывает живо, со многими яркими деталями и подробностями, которые только и могли отложиться в памяти с молодых лет и остаться в ней навсегда. Создается впечатление, будто автор и не вспоминает даже, а как бы переживает все заново, не поправляя событий, не приукрашивая их и ничего не утаивая. И тогда появляются в книге поразительные по яркости эпизоды: первое боевое пар-тизанское задание, юношеские слезы после военной операции, внезапный сон в окопе во время боя, неудачная попытка снять са- поги с убитого немца и многие другие. Отсюда и впечатляющие описания боёв, в которых участвовал молодой боец Иванов, каж-дый из них показан так, как он мог восприниматься только в дейст-вительности – единственный и неповторимый. При этом автор не старается выглядеть получше, не скрывает от читателя собст-венных слабостей, горьких ошибок – то есть и здесь следует за правдой. И как следствие – автору веришь. Многие страницы публикуемых воспоминаний воспринимаются как исповедь, принадлежащая не только самому бойцу Иванову, но и всему поко-лению русских солдат. Пройдя через все круги военного ада, они не только победили врага, но и сохранили в себе лучшие качества своего народа: нравственную чистоту, человечность, велико-душие, милосердие к побежденным. И это тоже правда – правда о том, почему мы победили в самой страшной из войн на земле. /О. Калкин. Предисловие к книге/.
4.
вой, о комбриге А. Германе, о писателе-фронтовике В.П. Ставском, погибшем в 1943 году и похороненном в Великих Луках… О расстрелянных карателями, сожженных заживо жителях псковских деревень Партизанского края: «Черный дым стелется над озерами. Люди бегут в леса, дети, потеряв родителей, мерзнут в болотах, не в силах разжечь костра… Нет! И пятьдесят лет пройдет, и сто лет пройдет – мы этого не забудем! Мы не в одной Красухе поставим памятник «Скорбящая мать», - на каждом проселке, на каждом пепелище поставим мемориалы, чтобы помнить, помнить, помнить!».
В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ
О печальной и страшной судьбе порховской деревни Красуха, ставшей олицетворением му-жества и стойкости русского народа в годину тяжких испытаний, подробно рассказал в своей документальной повести, которая так и называется «Красуха», писатель Иван Федорович КУРЧАВОВ (1916 – 19 ). Автор тоже фронтовик. Тема эта близка ему ещё и потому, что родился он в этих местах, в Порховском районе. « Доводилось ему бывать в Красухе и её окрестностях, видеть красухинцев за работой в поле и на фермах, сиживать вечерами с ними на завалинке…» /И.Курчавов. Красуха. Пролог/. История села, повседневная деревенская жизнь про-слеживается в повести со всеми подробностями. «Там жили точно такие же крестьяне как и в сотнях деревень Псковщины, Новго-родчины, Смоленщины… Трудолюбивые, честные, гостеприим-ные… Работящими в Красухе были все: и большая семья Михаила Ивановича Иванова, и Александр Васильевич Фогель с женой Натальей и тремя ребятами, и многочисленный род Никандровых, Шикуновых, Васильевых, Красновых… Жить бы им много счаст-ливых и радостных лет, не случись войны, сгубившей Красуху.» /И.Курчавов. Красуха. / Рассказ о трагических событиях 27 ноя-бря 1943 года, когда каратели согнали в гумна и заживо сожгли беззащитных женщин, стариков, детей – почти триста человек, младшему из которых было всего четыре месяца, и сегодня отзы-вается болью в сердцах читателей. «Людей били прикладами и в них стреляли из автоматов. Беззащитных не только убивали, над ними ещё и глумились… Сквозь бушующее пламя и клокочущий сизо-бурый дым неслись стоны, плач и крики.» /И.Курчавов. Красуха/.
5.
Прежде чем написать эту книгу, автор встретился со многими людьми и выслушал печальные, раздирающие душу истории. «Вес-ной 1944 года впервые в истории Красухи на её полях не появи-лись люди: их не было…».
Роман Ивана Курчавова «Цветы и железо» рассказывает о парти- занах и подпольщиках, действовавших в первый год войны в ма- леньком городке Шелонске, в котором без труда угадывается Пор-хов, а прототипами главных действующих лиц послужили реальные герои порховского подполья Б.П. Калачев /в романе – П.П Калач-ников /, его друг А. Шабанов /Шубин/, первый секретарь порхов-ского райкома КПСС, комиссар партизанского отряда С.А. Орлов /Огнев/ и другие. «Когда говорят о героизме, часто произносят слово «массовый». На Псковщине этот героизм был воистину мас-совым: сражались и детишки, и старики, и женщины.» /Курчавов./
ЛЕТОПИСЬ ПОДВИГА ПСКОВИЧЕЙ
Бесценные свидетельства о Великой Отечественной войне оставил и Лев Иванович МАЛЯКОВ (1927 – 2002). Он родился на Гдовщине, тут прошло его детство. Тут начались и партизанские тропы «нештатного» разведчика Льва Малякова. Четырнадцати-летним подростком он стал партизаном. С войной связаны его самые сильные жизненные переживания, которые отразились в рассказах «Боль через годы», «Диверсия», «Разведчик». И конечно в романе «Страдальцы», изданном к 50-летию Победы. В центре произведения – события на оккупированной фашистами Псков-щине, в которых принимал участие сам автор, будучи подпольщи-ком, партизаном, разведчиком. В романе действуют подлинные участники тех событий, лишь у некоторых изменены фамилии. Главными героями выступают простые люди, жители затерянной на Гдовщине родной деревеньки писателя Калашниково, на долю которых выпали тяжёлые испытания. У каждого из них своя судьба. А в юном подпольщике и разведчике Лешке легко угадывается сам автор повествования.
Л.И.Маляков – прозаик и поэт. Автор романов «Доверие», «Люди добрые», «Затяжная весна», семи поэтических сборников. По разному называются включенные в сборники поэта стихотвор-ные циклы о войне: «Присяга», «Один за всех», «Впереди – высо-та». Пафос всех их можно определить словами самого автора: «Война живет во мне». /…Бегут года - /А я все на войне. /Я от того остался поколенья, /Которое горело на огне./
6.
« …Бой в районе вокзала не утихал ни на минуту. В беспре-станные очереди пулеметов вплетались тугие удары гранат, глухо кашляли полковые и батальонные минометы, с дальних позиций раскатисто ухали осадные гаубицы. За Псковой было потише. Над рекой круто взлетали осветительные ракеты, разноцветные трассы пуль с крутого левого берега утыкались в правый…» - так описывает освобождение Пскова от немецких захватчиков в рома-не «На земле опаленной» писатель Евгений Павлович НЕЧАЕВ (1915 – 1999). «Опрокинутый навзничь и распластанный трех-летней оккупацией, истерзанный и сожженный, город с трудом поднимался, чтобы с каменистого берега, обрамленного древней стеной, склониться к реке и увидеть свое отражение, сосчитать и припомнить старые боевые шрамы на суровом лице» - таким предстает Псков в романе после освобождения. Главные герои книги– псковичи, сражавшиеся с врагом в оккупированном городе и затем восстанавливающие его из руин. Автор романа «На земле опаленной» - офицер довоенного выпуска Ленинградского артиллерийского училища в Великую Отечественную прошёл бое-
вой путь от Севастополя до Берлина, был награжден орденами и медалями. После войны жил и работал в Пскове. Словом жур-налиста, пером писателя Е.П. Нечаев внес немалый вклад в послевоенное возрождение Пскова.
Подвиг псковичей в годы Великой Отечественной войны – также главная тема творчества публициста, писателя-документа-листа Николая Виссарионовича МАСОЛОВА (1915 – 1991). Он родился в г. Пустошке тогдашней Витебской губернии. На-кануне войны был призван в Балтийский флот. Участвовал в обороне блокадного Ленинграда, в прорыве блокады, в освобо-ждении Балтийского побережья. Победу встретил в Германии. После войны работал корреспондентом газеты «Красная звезда». Его документальные очерки о героях – подпольщиках Анастасии Бисениек из г. Дно («Дновская быль», 1963), Миле Филипповой из г. Острова («За счастье дочери», 1959), партизанской развед-чице Зое Кругловой («Верная дочь нашего отечества», «Письма патриотки», 1958, «Тайна Зои Кругловой», 1959) появились вначале на страницах псковских и ленинградских газет, а за-тем вышли отдельными книгами. О легендарном партизанском комбриге Александре Германе рассказывает документальная по-весть писателя «Ленинград в сердце моем» (1981). Книги Масо-лова «Кремень высекает огонь» (1970), «Срока у подвига нет» (1978), «Позывные с берегов Великой» (1984) – это также худо-
Составитель В. Н. НОСКОВА
К 60-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ 1941 – 1945
ПСКОВЩИНА ПАРТИЗАНСКАЯ
Великая Отечественная война на Псков- щине – это в первую очередь знаменитый Партизанский край, в котором боевые действия против оккупантов вели 29 партизанских бригад, насчитывавших свыше 50 тысяч бойцов. Воспоминания самих участников сопротивления фашизму и рассказы о партизанах и подпольщиках составляют важнейший пласт художественно-документальной литературы о Великой Отечественной войне в нашем крае.
А главным летописцем партизанского движения по праву называют Ивана Васильевича ВИНОГРАДОВА (1918 – 1995). Он родился в порховской деревне Шемякино и перед войной работал корреспондентом в районной газете, а с первых дней оккупации края немецкими войсками ушел в партизаны. «Начинал войну бойцом маленького отряда: участвовал в боях, разведках, диверсиях, месил ногами болотную грязь, голодал в лесу – словом, на себе испытал все то, что выпадало тогда на долю каждого, воевавшего в тылу врага.». (А.Майоров, бывший начальник политотдела 2-й Ленинградской партизанской брига- ды /И. Виноградов. Строки, пропахшие порохом. – Л., 1981. – С.3/. Это и определило главную тему творчества писателя. Уже в первые послевоенные годы очерки и рассказы о народных мстителях журналиста Ивана Виноградова публикуются в псковской и центральной прессе. А выход первой книги писателя «Ясски» с подзаголовком «Очерк о партизанской борьбе» стал главным событием литературной жизни Пскова 1948 года. Автор вынес в её название один из эпизодов боевой деятельности 2-й Ленинградской партизанской бригады в период существования Партизанского края – разгром фашистского гарнизона в д. Ясски Дедовичского района, хотя изложение выходило за рамки только этой операции. Книга получила высокую оценку читателей, участников партизанского движения, писателей. Она положила начало целой серии произведений автора на партизанскую тему, и над главным из них - «Дорога через фронт» (1962), Иван Васильевич работал почти двадцать лет. А потом были «Строки, пропахшие порохом» (1981), «Тревожные дни марта» (1984), «Легендарный обоз» (1987), «Герои и судьбы» (1988) и другие. Все они и сейчас не могут не волновать читателя. Потому что героями их являются не вымышленные персонажи, а реальные лю- ди: командир 2-й партизанской бригады Н.Г.Васильев и комиссар
10.
ЛИТЕРАТУРА:
АФАНАСЬЕВ Н.И. Фронт без тыла. – Л., 1983.
БАКУСОВ Г.А. В лесах за Соротью. – Л., 1988.
ВАСИЛЬЕВ И.А. Земля русская. – Л., Лениздат, 1983.
ВАСИЛЬЕВ И.А. Память. – М., 1973.
ВАСИЛЬЕВ И.А. Путешествие с книгой в рюкзаке. – М., 1977.
ВИНОГРАДОВ И.В. Дорога через фронт. – Л., 1962.
ВИНОГРАДОВ И.В. Строки, пропахшие порохом. – Л., 1981.
ВИНОГРАДОВ И.В. Тревожные дни марта. – Л., 1984.
ВИНОГРАДОВ И.В. Легендарный обоз. – Воронеж, 1987.
ВИНОГРАДОВ И.В. Герои и судьбы. – Л., 1988.
ВИНОГРАДОВ И.В. Душа у памяти в плену. В 2 т. – Псков, 1995—1996.
ГРИГОРЬЕВ И.Н. Забота. – Л., 1970.
ГРИГОРЬЕВ И.Н. Красуха. – М., 1973.
ГРИГОРЬЕВ И.Н. Жить будем. – М., 1984.
ГУСЕВ А.И. Поле памяти, Бабий яр, Страна моих воспоминаний, Ждите нас, Мемориальные слова, Мой старший брат, твой старший сын… -- стихи разных лет.
ИВАНОВ М.Ф. На грани смертельного круга. – Псков, 2004.
МАРГО В.И. Пылающий лес. – Л., 1970.
МАЛЯКОВ Л.И. Страдальцы. – М., 1997.
МАСОЛОВ Н.В. Кремень высекает огонь. – М., 1970.
МАСОЛОВ Н.В. Срока у подвига нет. – М., 1978.
МАСОЛОВ Н.В. Ленинград в сердце моем. – М., 1981.
НЕЧАЕВ Е.П. На земле опаленной. – Л., 1972.
НЕЧАЕВ Е.П. Люди нашего города. – 1995.
ПСКОВСКИЙ край в литературе. – Псков, 2003.
9.
Не участвовал и не мог участвовать в Великой Отечественной псковский поэт Александр Иванович ГУСЕВ (1939 – 2002) : был слишком мал в 1941 – 1945 годах. Но война оставила свой горький след в его душе и памяти, нашла отражение во многих стихотворениях: «Поле памяти», «Бабий яр», «Страна моих воспоминаний», «Мемориальные слова», «Мой старший брат», «Ждите нас». Последние два стихотворения – своего рода дило-гия. Они имеют посвящения: «Матери моей, Акулине Федоровне» и «Светлой памяти брата Николая», погибшего на войне. «Ждите нас!» - так павшие обращаются к живым. И это обращение, не раз повторенное в стихотворении, определяет его эмоциональный план: /Где – то есть на планете /Дом среди тишины. /Ждите нас на рассвете /Мы вернуться должны. /Сколько всех нас, убитых! /Мы погибли в боях /На больших, знаменитых, /И на малых фронтах… / С ним перекликаются другие строки: У памяти – вечной тревоги - /И денно и нощно – набат!.. /Старуха стоит у дороги, /Лицо обратив на закат. /…Стоит у дороженьки, с краю. /- Что смотришь ты? /- Тише, сынок, /Я сына с войны ожидаю, /Как видно, послед-ний годок./ Интенсивностью переживаний отмечено стихотворение «Отец». Оно о драматической судьбе ветерана, получившего на войне тяжелое увечье, контузию: /Он в беспросветный мороз – на свет /Смотрел, сам, казалось, не свой, - /Дышал на пальцы, которых нет, /Дослушивал прерванный бой./ Война давно кончилась, а отец продолжал пребывать в ней, не мог забыть того, что там происходило – таков внутренний сюжет этого стихотворения.
Собственные переживания поэта отражены в строках: Все прошло, все пролетело, все забылось. /Только где-то, на бездонной глубине, /Затаилось и во мне остановилось , /И живет, и не дает покоя мне: /В том далеком задыхающемся поле /Бьют снаряды, неминуемо в упор! /Я кричал, я изо всех силенок /Заклинал и умо-лял… / «Поле памяти»/. Эти картины остались в памяти поэта на всю жизнь: /Молчи! И без напоминаний /Тебя забыть нельзя, война… /.
2.
С.А.Орлов, партизаны Владимир Бундзен, Михаил Харченко, врач Лидия Радевич, жители Партизанского края, собравшие и отправившие осажденному немцами Ленинграду обоз с продоволь- ствием. Всё это было на самом деле, и о том, как это было узнают из книг Ивана Васильевича Виноградова уже новые поколения читателей.
Активно участвовал И.В.Виноградов в создании областной Книги памяти, в которой помещены его статьи, очерки, стихи, песни. Последняя книга писателя – двухтомник «Душа у памяти в плену» вышел в свет уже после его смерти. И то, что представлено в этом издании – его лебединая песня. А это снова стихи и проза о войне, некоторые из них остались, к сожалению, неоконченными.
«Мы в сердце боль войны несем, /Таков удел, друзья. /Забыть на свете можно все,/ Войну забыть нельзя…», - написал Иван Ва- сильевич в одном из своих последних стихотворений, обращенном к друзьям-ветеранам. Боль этой памяти сопровождала писателя всю жизнь.
«В ВОЙНУ МЫ РАНО ВЗРОСЛЕЛИ…»
Война как испытание человека и народа, война как судьба, жизнь и смерть, война – особая форма жизни, требующая проверки на стойкость и мужест-во… Таковы философские координаты лучших произведений на эту тему.
Неизбывной болью и горечью отразилась война в памяти народ- ной. Об этом свидетельствует повесть Ивана Афанасьевича ВАСИЛЬЕВА (1924 – 1994) «Земля русская» (1981). Автор – известный прозаик и публицист, лауреат Ленинской и Государст- венной премий также принадлежит к поколению фронтовиков. Родился в Бежаницком районе, там же с 16 лет учительствовал в школе. Потом война. На фронте с 1942 года, был пулеметчиком, командовал взводом и ротой, демобилизовался в 1946. «Возвра- тясь с фронта, я насчитал семь изб – двенадцать баб и стариков». /И.Васильев. «Земля русская»/. Основа повести «Земля русская» – автобиографическая, и строится она как и почти все произве- дения писателя в исповедально-элегическом ключе, на размыш- лениях о судьбах народа, крестьянства, о духовной связи поколений. Но вместе с тем «Земля русская» - это и повество- вание о войне, о том, как её пережили герои Ивана Васильева. Военный сюжет выстраивается как цепь микроэпизодов: расстава-
3.
ние с отцом, смерть разведчицы Зины Шабровой, уроки старого солдата Мокеича, начальника политотдела Николая Евгеньевича, известие о том, что немцы сожгли деревню вместе с людьми, операция «Хлеб», сев во время войны. Все эти эпизоды объединяет
мысль: «В войну мы рано взрослели». /И.И. Петрова. Псковский край в литературе./. На страницах «Земли русской», где автор вспоминает войну, то и дело прорывается щемящая душевная боль. В холодный дождливый день его рота проходила в пелене морося- щего дождя через деревню, только что отбитую у фашистов. Из толпы высунулась девочка, протянула солдатам позеленевший винтовочный патрон и выкрикнула: «Дяденька, убей немца за папу и за маму». Кто-то из солдат, рассказывает далее писатель, поднял девочку на руки, передал другому, третьему – так и пронесли её по
рукам, а потом она все махала и махала ручкой удаляющимся фронтовикам… Я всё ещё ощущал рукой её мокрое платьице, острые лопатки, видел её глаза, полные неизбывного горя…»
Лучшие страницы книги посвящены «матерям нашим, кресть- янкам». С редкой искренностью и благородством повествуется в них о нравственной высоте, духовной красоте женщин русских селений. Ни в какие времена не знала русская деревня такого массового одиночества матерей, из которых каждая пятая – солдатская вдова. «Исконно русская, скупая на хлеб, щедро политая кровью Псковщина» была разорена до серого пепла. Руками этих солдаток поднимался из пепла войны весь наш край. «Позже, когда состарились вдовы и избы их выперли обветшалостью на фоне новостроек, меня поразила мысль о скорбной и тяжелой доле, выпавшей этим женщинам… Вот и на-стала пора нам, и детям, и обществу взять заботу о солдатках на свои плечи» - к этой мысли автор возвращался не раз и в других своих произведениях.
«…В глухих деревеньках и маленьких городах, вспоминал Иван Афанасьевич, - я встретил поистине Великую Русскую Женщину, в характере которой собралось и отстоялось всё, чем одаривала человека земля на протяжении многих и многих веков». О них, труженицах и кормилицах, получилась книга очерков «Рядом с сол-датом», опубликованная в 1968 году в издательстве «Московский рабочий». А затем книги «Открытие человека», «Эхо войны», «Па-мять». Лейтмотив книги очерков «Память», изданной в 1972 году, – «Живые! Расскажите о павших!». И автор рассказывает. О вели-колукском колхознике Матвее Кузьмине, повторившем подвиг Ива-
на Сусанина, о снайпере Алии Молдагуловой, погибшей в боях под Новосокольниками, о партизанской разведчице Маше Порывае-
8.
.
«ЛИХОЕ И СТРАШНОЕ ВРЕМЯ»
В СТИХОТВОРНЫХ СТРОКАХ
На захваченной врагом Псковщине воевал в Великую Отечественную поэт Игорь Николае-вич ГРИГОРЬЕВ (1923 –1996). В спецгруппе и в бригадной разведке 6-й партизанской бригады. Эта пора давала будущему поэту поводы для размышления о формах проявления патриотического чувства. Тяжело была им пережита гибель 15-летнего брата-партизана. «Светлой памяти Льва Григорьева» поэт посвятил стихотворения «Забота» и «Брат». Перу Игоря Гри-горьева принадлежат 22 книги. И в каждой есть стихи о войне. В них боль, любовь, горе, ненависть – все то, чем жили псковичи долгие четыре года. «Лихое и страшное время, никогда не пере-стану думать о тебе!» - говорил поэт. Война показана глазами человека, потрясенного её ужасами: «И мне мерещится доныне /Ребенок, втоптанный в песок, /Забитый трупами лесок, /Как Бог распят старик на тыне.» Поэт помнит, как враги гнали навстречу пулеметам «Две тысячи страстей, надежд, печалей – две тысячи живых людских сердец». В основе всех стихотворений И. Гри-горьева о войне лежат его личные впечатления и воспоминания: «Я помню горестную ночь, /Тротила адскую работу, /Вконец измо-танную роту, /Невластную земле помочь». / «Сгоревшее-несож-женное»/. И здесь же – пейзаж войны: /Рыдало солнце в низком небе, /Плясал огонь в созревшем хлебе… /Метались люди, /Как в бреду…/. В сборнике «Красуха» рядом стоят стихотворения «Скор-бящая псковитянка», «22 июня 1941 года», «Заклинало радио…», «Набат», «Сгоревшее-несожженное», «Лихо», «Непокорство», «Песни из неволи», «На пепелище». Трудно сказать, какое из них сильнее по глубине постижения народного горя. Каждое – о тра-гическом. Сборник открывает стихотворение «Скорбящая пско-витянка»: «Ты взошла на холм, /Скорбна и грозовита, /Ты устала, /Босы ноженьки болят. /Ты – из камня, /Ты – из мертвого гранита, /Ты – немая. /Но душа твоя – набат.».
О чем бы ни писал впоследствии Игорь Григорьев, война всегда оставалась для него основой жизненного опыта, источ-ником его раздумий и воспоминаний. Сквозь призму военных лет он воспринимал все последующие годы, определявшие судьбу России. «Чтоб смерч не отнял тишины, /Пусть видят люди, /Помнят, /Знают, /Да никогда не забывают /Они об ужасах войны…"
7.
жественно-документальные повествования о действиях парти-занских формирований на территории нынешней Псковской области в тылу немецких войск.
Художественно-документальную прозу о Великой Отечественной войне на Псковщине продолжают воспоминания бывших партизан Владимира Ивановича МАРГО «Пылающий лес» (1970), Нико-лая Ивановича АФАНАСЬЕВА «Фронт без тыла. Записки парти- занского командира.» (1983), Георгия Алексеевича БАКУСОВА «В лесах за Соротью» (1988).
Летопись всенародного подвига сегодня пополняют те, кто по-пал на войну в совсем юном возрасте. В 2004 году вышла книга псковича Михаила Фёдоровича ИВАНОВА (р. в 1924 г.) «На грани смертельного круга. Воспоминания участника Великой Оте-чественной войны.» Он мальчишкой ушел в лес к партизанам и рассказывает обо всем, что видел, лично пережил, выстрадал сначала в рядах народных мстителей, а потом в солдатских окопах, пройдя с боями до Германии. Рассказывает живо, со многими яркими деталями и подробностями, которые только и могли отложиться в памяти с молодых лет и остаться в ней навсегда. Создается впечатление, будто автор и не вспоминает даже, а как бы переживает все заново, не поправляя событий, не приукрашивая их и ничего не утаивая. И тогда появляются в книге поразительные по яркости эпизоды: первое боевое пар-тизанское задание, юношеские слезы после военной операции, внезапный сон в окопе во время боя, неудачная попытка снять са- поги с убитого немца и многие другие. Отсюда и впечатляющие описания боёв, в которых участвовал молодой боец Иванов, каж-дый из них показан так, как он мог восприниматься только в дейст-вительности – единственный и неповторимый. При этом автор не старается выглядеть получше, не скрывает от читателя собст-венных слабостей, горьких ошибок – то есть и здесь следует за правдой. И как следствие – автору веришь. Многие страницы публикуемых воспоминаний воспринимаются как исповедь, принадлежащая не только самому бойцу Иванову, но и всему поко-лению русских солдат. Пройдя через все круги военного ада, они не только победили врага, но и сохранили в себе лучшие качества своего народа: нравственную чистоту, человечность, велико-душие, милосердие к побежденным. И это тоже правда – правда о том, почему мы победили в самой страшной из войн на земле. /О. Калкин. Предисловие к книге/.
4.
вой, о комбриге А. Германе, о писателе-фронтовике В.П. Ставском, погибшем в 1943 году и похороненном в Великих Луках… О расстрелянных карателями, сожженных заживо жителях псковских деревень Партизанского края: «Черный дым стелется над озерами. Люди бегут в леса, дети, потеряв родителей, мерзнут в болотах, не в силах разжечь костра… Нет! И пятьдесят лет пройдет, и сто лет пройдет – мы этого не забудем! Мы не в одной Красухе поставим памятник «Скорбящая мать», - на каждом проселке, на каждом пепелище поставим мемориалы, чтобы помнить, помнить, помнить!».
В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ
О печальной и страшной судьбе порховской деревни Красуха, ставшей олицетворением му-жества и стойкости русского народа в годину тяжких испытаний, подробно рассказал в своей документальной повести, которая так и называется «Красуха», писатель Иван Федорович КУРЧАВОВ (1916 – 19 ). Автор тоже фронтовик. Тема эта близка ему ещё и потому, что родился он в этих местах, в Порховском районе. « Доводилось ему бывать в Красухе и её окрестностях, видеть красухинцев за работой в поле и на фермах, сиживать вечерами с ними на завалинке…» /И.Курчавов. Красуха. Пролог/. История села, повседневная деревенская жизнь про-слеживается в повести со всеми подробностями. «Там жили точно такие же крестьяне как и в сотнях деревень Псковщины, Новго-родчины, Смоленщины… Трудолюбивые, честные, гостеприим-ные… Работящими в Красухе были все: и большая семья Михаила Ивановича Иванова, и Александр Васильевич Фогель с женой Натальей и тремя ребятами, и многочисленный род Никандровых, Шикуновых, Васильевых, Красновых… Жить бы им много счаст-ливых и радостных лет, не случись войны, сгубившей Красуху.» /И.Курчавов. Красуха. / Рассказ о трагических событиях 27 ноя-бря 1943 года, когда каратели согнали в гумна и заживо сожгли беззащитных женщин, стариков, детей – почти триста человек, младшему из которых было всего четыре месяца, и сегодня отзы-вается болью в сердцах читателей. «Людей били прикладами и в них стреляли из автоматов. Беззащитных не только убивали, над ними ещё и глумились… Сквозь бушующее пламя и клокочущий сизо-бурый дым неслись стоны, плач и крики.» /И.Курчавов. Красуха/.
5.
Прежде чем написать эту книгу, автор встретился со многими людьми и выслушал печальные, раздирающие душу истории. «Вес-ной 1944 года впервые в истории Красухи на её полях не появи-лись люди: их не было…».
Роман Ивана Курчавова «Цветы и железо» рассказывает о парти- занах и подпольщиках, действовавших в первый год войны в ма- леньком городке Шелонске, в котором без труда угадывается Пор-хов, а прототипами главных действующих лиц послужили реальные герои порховского подполья Б.П. Калачев /в романе – П.П Калач-ников /, его друг А. Шабанов /Шубин/, первый секретарь порхов-ского райкома КПСС, комиссар партизанского отряда С.А. Орлов /Огнев/ и другие. «Когда говорят о героизме, часто произносят слово «массовый». На Псковщине этот героизм был воистину мас-совым: сражались и детишки, и старики, и женщины.» /Курчавов./
ЛЕТОПИСЬ ПОДВИГА ПСКОВИЧЕЙ
Бесценные свидетельства о Великой Отечественной войне оставил и Лев Иванович МАЛЯКОВ (1927 – 2002). Он родился на Гдовщине, тут прошло его детство. Тут начались и партизанские тропы «нештатного» разведчика Льва Малякова. Четырнадцати-летним подростком он стал партизаном. С войной связаны его самые сильные жизненные переживания, которые отразились в рассказах «Боль через годы», «Диверсия», «Разведчик». И конечно в романе «Страдальцы», изданном к 50-летию Победы. В центре произведения – события на оккупированной фашистами Псков-щине, в которых принимал участие сам автор, будучи подпольщи-ком, партизаном, разведчиком. В романе действуют подлинные участники тех событий, лишь у некоторых изменены фамилии. Главными героями выступают простые люди, жители затерянной на Гдовщине родной деревеньки писателя Калашниково, на долю которых выпали тяжёлые испытания. У каждого из них своя судьба. А в юном подпольщике и разведчике Лешке легко угадывается сам автор повествования.
Л.И.Маляков – прозаик и поэт. Автор романов «Доверие», «Люди добрые», «Затяжная весна», семи поэтических сборников. По разному называются включенные в сборники поэта стихотвор-ные циклы о войне: «Присяга», «Один за всех», «Впереди – высо-та». Пафос всех их можно определить словами самого автора: «Война живет во мне». /…Бегут года - /А я все на войне. /Я от того остался поколенья, /Которое горело на огне./
6.
« …Бой в районе вокзала не утихал ни на минуту. В беспре-станные очереди пулеметов вплетались тугие удары гранат, глухо кашляли полковые и батальонные минометы, с дальних позиций раскатисто ухали осадные гаубицы. За Псковой было потише. Над рекой круто взлетали осветительные ракеты, разноцветные трассы пуль с крутого левого берега утыкались в правый…» - так описывает освобождение Пскова от немецких захватчиков в рома-не «На земле опаленной» писатель Евгений Павлович НЕЧАЕВ (1915 – 1999). «Опрокинутый навзничь и распластанный трех-летней оккупацией, истерзанный и сожженный, город с трудом поднимался, чтобы с каменистого берега, обрамленного древней стеной, склониться к реке и увидеть свое отражение, сосчитать и припомнить старые боевые шрамы на суровом лице» - таким предстает Псков в романе после освобождения. Главные герои книги– псковичи, сражавшиеся с врагом в оккупированном городе и затем восстанавливающие его из руин. Автор романа «На земле опаленной» - офицер довоенного выпуска Ленинградского артиллерийского училища в Великую Отечественную прошёл бое-
вой путь от Севастополя до Берлина, был награжден орденами и медалями. После войны жил и работал в Пскове. Словом жур-налиста, пером писателя Е.П. Нечаев внес немалый вклад в послевоенное возрождение Пскова.
Подвиг псковичей в годы Великой Отечественной войны – также главная тема творчества публициста, писателя-документа-листа Николая Виссарионовича МАСОЛОВА (1915 – 1991). Он родился в г. Пустошке тогдашней Витебской губернии. На-кануне войны был призван в Балтийский флот. Участвовал в обороне блокадного Ленинграда, в прорыве блокады, в освобо-ждении Балтийского побережья. Победу встретил в Германии. После войны работал корреспондентом газеты «Красная звезда». Его документальные очерки о героях – подпольщиках Анастасии Бисениек из г. Дно («Дновская быль», 1963), Миле Филипповой из г. Острова («За счастье дочери», 1959), партизанской развед-чице Зое Кругловой («Верная дочь нашего отечества», «Письма патриотки», 1958, «Тайна Зои Кругловой», 1959) появились вначале на страницах псковских и ленинградских газет, а за-тем вышли отдельными книгами. О легендарном партизанском комбриге Александре Германе рассказывает документальная по-весть писателя «Ленинград в сердце моем» (1981). Книги Масо-лова «Кремень высекает огонь» (1970), «Срока у подвига нет» (1978), «Позывные с берегов Великой» (1984) – это также худо-
«И пятьдесят лет пройдет, и сто лет пройдет –
мы этого не забудем! …На каждом проселке,
на каждом пепелище поставим мемориалы,
чтобы помнить, помнить, помнить!».
И.А. ВАСИЛЬЕВ.
мы этого не забудем! …На каждом проселке,
на каждом пепелище поставим мемориалы,
чтобы помнить, помнить, помнить!».
И.А. ВАСИЛЬЕВ.
Составитель В. Н. НОСКОВА
К 60-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ 1941 – 1945
Информация взята у Людмилы Фёдоровны Русановой. Заведующая краеведческой библиотеки им. И.И.Василёва в г.Пскове.
Василёвка рулит!!! :)
Василёвка рулит!!! :)
Комментарии 3