Илья Муромец (С-22 «Илья Муромец»)

На гетманской службе

Все имущество российских авиаотрядов обращалось на создание авиации Украинской Народной республики. После большевиков Винницу захватили части 7-го гайдамацкого гетмана Дорошенки полка. 17 января аэродром Эскадры с боем был занят большевистским 2-м гвардейским корпусом под командованием мадам Бош, затем после их ухода 17 февраля Винницу заняли солдаты 133 саксонского пехотного полка. В апреле с помощью немцев на Украине к власти пришел гетман Скоропадский. Главой "Повитрянного Флоту" Украинской Державы стал полковник (атаман) Г.Г.Горшков, а Начальником остатков Эскадры Воздушных Кораблей назначили подполковника Р.Л.Нижевского. Вся переписка теперь велась на украинском языке, а часть стала называться теперь "Ескадра Повiтрових Кораблiв" (ЕПК). Летом 1918 г. велась работа по складированию, упаковке и проверке оставшейся матчасти в ЕПК. Выявлялась годность к дальнейшей службе кораблей и малых аппаратов. Но дальше составления актов и переноса имущества на другие склады дело не пошло. 8 июля 1918г. был издан приказ о роспуске ЕПК.
В РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОМ КРАСНОМ ВОЗДУШНОМ ФЛОТЕ. 1918 год
По решению Всероссийской Коллегии Красного Военно-Воздушного Флота Р.С.Ф.С.Р. взамен потерянного имущества царской Эскадры, оставшегося на Юго-Западном фронте в Виннице, началось создание нового соединения тяжелой авиации ? Северной Группы Воздушных Кораблей (СГВК). 25 марта 1918 г. военлет А.В.Панкратьев вступил в должность начальника СГВК и приступил к ее формированию в Петрограде. На "Руссобалте" организовали достройку 5 кораблей типа Г-3 (239-242 и 245). Это были машины серии из 10 аппаратов типа Г-3, 4 из которых были отправлены в Винницу еще в 1917 г., и 1 "дряхлел" на платформе в Петрограде (с октября прошлого года, так и не отправленный на фронт).
В период формирования Группы рассматривался вопрос об участии кораблей в полярной экспедиции Вилькицкого по исследованию северного побережья будущим летом. Но в сложившейся обстановке об этом не могло идти и речи. Другое предложение поступило в июне из Швеции о продаже для пассажирского сообщения одного из воздушных кораблей. Правление завода просило Увофлот дать согласие продать один из опытных ДИМов, давно находившихся у них. В этом ему было отказано, т.к. предполагалось использовать корабли типа Д как учебные во вновь воссоздаваемой Эскадре.
23 июля СГВК была переименована в ЭВК, а ее начальником вместо А.В.Панкратьева, которого отправили наблюдающим за достройкой кораблей, назначили военлета И.С.Башко.
Уже в мае 1918 г. не раз возникала мысль об эвакуации СГВК из Петрограда, в связи с угрозой захвата города. К июлю корабли были разобраны и погружены в два эшелона, которые отправили в Москву до дальнейших распоряжений. Сначала местом дислокации части выбрали Казань, но из-за тяжелого положения на Восточном фронте пришлось направить эшелоны в Нижний Новгород, куда они прибыли в начале августа.
Все корабли находившиеся на платформах были в плачевном состоянии: деревянные части сильно пропитаны водой и отсырели, в некоторых местах была порвана материя. К полету были годны лишь два корабля: 239 и 242, остальные подлежали ремонту. Новым местом Эскадры выбрали Липецк, куда 6 октября отправился эшелон с 3 "Муромцами". 25 октября корабль 1-й 239, ведомый Башко, вылетел в Липецк. Из-за пожара карбюратора мотора "Рено" в воздухе пришлось сесть на вынужденную. И лишь 4 ноября после замены мотора Башко добрался до аэродрома Эскадры. Алехнович на Н-м корабле 242 вылетел из Н.Новгорода 5 ноября, но добрался до Липецка лишь 18-го, так как застрял в Ясаково в ожидании горючего.
Положение на Южном фронте было очень сложным и от Эскадры настойчиво требовали боевой работы. 7 ноября начавиаюжфронта Петрожицкий послал в Липецк телеграмму с заданием произвести бомбометание района Таловое-Бутурлин-Калач. К этому времени в ЭВК в готовности было 3 корабля: 1-й - только что прилетевший из Н.Новгорода, II-й ? находившийся в Ясаково, и 111-й 245 ? только что собранный и еще не испытанный. Но выполнить задание не было возможности. Причина ? "отсутствие карт, летчика-коммуниста". Бывшим офицерам Башко, Алехновичу, Панкратьеву не очень доверяли и не допускали их к полетам без военного комиссара. 8 ноября 1918 г. Башко на 1-м корабле 245 перелетел из Липецка в Эртиль на фронт. Военком ЭВК Семенов получил нагоняй от Авиадарма Сергеева: "делаю замечание, почему Башко вылетел без летчика-коммуниста, немедленно вышлите одного в Эртиль." 28 ноября на Южный фронт вылетел второй "Муромец" (11-й 242). Весь декабрь корабль простоял в Мордово под снегом, не сделав ни одного боевого вылета.
Ожидая приказаний Петрожицкого "Муромец" 1-й 245 находился на месте. Наконец был получен приказ перелететь из имения "Эртильская степь" на Ново-Покровский сахарный завод. 30 ноября 1918г. корабль ведомый Г.В.Алехновичем отправился в свой последний полет. Через 15 минут после взлета "Муромец" врезался в землю. Произошло следующее. Сразу же после взлета машина попала в густой туман. После поворота начались последов-тельные горки, затем со 100 м корабль пошел круто вниз и ударился о землю. Все члены экипажа отделались сильными ушибами, а Алехновича нашли с разбитой головой среди обломков фюзеляжа под левым мотором. Комиссия по расследованию происшествия так и не пришла к единому мнению о причинах трагедии. Так закончился 1918 год, в котором не было ни одного случая боевого применения воздушных кораблей "Илья Муромец".
1919 год. Первое боевое крещение
В начале года ЭВК, переименованная 25 ноября 1918 г. в Авиагруппу оказалась небоеспособной, оставшись практически без матчасти. У нее остался лишь один корабль 241, годившийся для учебных целей. При его сборке баки с верхней плоскости вновь поставили на фюзеляж (по типу Г-1). Так собирали и остальные Муромцы, поступившие в часть в 1919 г.
В Главвоздухфлоте обсуждали вопрос о достройке 13-ти кораблей, находившихся на Русско-Балтийском заводе. В апреле решили часть Муромцев выпустить по типу Г-1 с 4-мя моторами РБ3.6 и 3-мя рулями направления ("Руссобалт"), а другие корабли ? по типу Г-3 с 2-мя Рено и 2-мя РБ3.6 и 2-мя рулями и с хвостовой пулеметной точкой ("Ренобалт"). Все равно все 13 машин считались за тип Г-3. У них была уже полностью остеклена передняя часть кабины. Поступавшие в часть корабли без хвостовой пулеметной точки имели стандартное описание:
"Фюзеляж, застекленный в носовой части и обитый алюминием, обтянут материей. В головной части фюзеляжа: открывающееся окно, 6 боковых окон, 2 входных двери, открывающихся вбок, 3 люка в потолке, 4 люка в полу, 2 люка с боков, для выхода на планы, 1 педаль-подножка, 2 бензобака по 21 пуду. Пулеметных установок: 2 боковых, 2 верхних (над фюзеляжем). Также имеются 3 руля направления и 4 мотора РБ3.6."
У другой модификации в описании было: стекол: 64 шт, люков: верхних ? 3 шт, нижних ? 3 шт, боковых ? 6 шт (для пулемета), 2 руля направления, 2 мотора Рено 225 л.с. и 2 РБ3.6 150 л.с.
Помимо задела серии Г-3, на заводе, еще с 1916 г. находился в собранном виде без моторов Илья Муромец типа Д-3. В мае 1919 г. его доставили в Липецк. Фотографий и чертежей этой модификации не сохранилось, а осталось лишь описание осмотра его в Дивизионе военлетом Башко. Итак, краткое описание:
В головной части фюзеляжа имеются 2 двухстворчатых окна и форточка, 2 пулеметные установки. В центральной части фюзеляжа с центральной частью планов (обтянуты проэма-личенным и пролакированным полотном) имеются 4 окна из небьющихся стекол, 2 выходных дверцы, бензиновый бак с проводкой к моторам. В хвостовой части фюзеляжа (обтянутой проэмаличенным и пролакированным полотном) имеются: медный бак, 2 застекленных раздвижных двери, 4 боковых пулеметных окна, 2 нижних люка, 1 верхний люк.
22 августа 1919 г. два боеспособных Муромца (1-й 276 и 11-й 275) вылетели в Белев. Для борьбы с мамонтовской конницей была образована Авиагруппа Особого Назначения (АГОН) под командованием К.В.Акашева, куда и вошли оба корабля. Корабль 1-й Насонова не выполнив ни одного боевого задания, к 5 сентября перелетами добрался до Орла. Корабль 11-й военлета В.А.Романова (бывшего офицера старой Эскадры) 31 августа прибыл в Богородицк. Уже 4 сентября 1919 г. Муромец вылетел с целью разведки и бомбометания в районе г.Елец, который был захвачен противником 31-го числа. Но из-за неисправности компаса корабль "отнесло" в сторону Орла, пришлось сесть у д.Радомка и не выполнив задание. 7 сентября корабль 11-й оказался в Орле, где находился 1-й корабль. Экипажам Насонова и Романова приказали перелететь в район ст.Кшень в тыл кавалерии Мамонтова, которая неудержимо неслась к Воронежу. В Кшень 14 сентября смог вылететь только корабль Романова, т.к. у машины Насонова бурей было поломано крыло.
19 сентября 1919 г. Н-й корабль Романова вылетел с целью бомбометания в районе деревень Истобное-Осадчино. На задание вместе с экипажем отправился и сам начальник АГОН Акашев. 22 бомбы весом до 10 пудов и полпуда литературы были сброшены на обоз, замеченный в заданном районе. У Нижнедевицка было замечено два обоза длиною верст в 5, двигавшихся в юго-западном направлении. Это были растянувшиеся на многие версты обозы сильно поредевшего 4-го Донского корпуса Мамонтова (осталось до 2-х тысяч сабель), который в этот день шел навстречу с 3-м Кубанским корпусом Шкуро между Ст.Осколом и Коротоя-ком. На следующий день экипаж Романова получил задание бомбардировать противника, расположенного вдоль реки Бобровая-Потудань. В селениях вдоль реки была обнаружена кавалерия "из 5-ти групп до 1500 коней на привале" (это и были остатки мамонтовских частей). На кавалерию было сброшено 18 бомб весом 9 пудов, полпуда листовок и выпущено 7 обойм из 2-х Льюисов. Еще было замечено, что от Ст.Оскола по проселкам на север двигалось много войск и обозов ? это были части корпуса генерала А.Г.Шкуро, шедшие на помощь Мамонтову. Интересные воспоминания об этом полете остались у военлета А.К.Петренко, который обнаружил раньше это крупное скопление мамонтовских частей и был взят на борт Муромца в качестве наблюдателя. Вот его воспоминания:"...Листовки сброшены. Романов повернул самолет на обратный курс, но на земле неожиданно показалась еще колонна кавалеристов. У нас оставались неиспользованными 4 бомбы; появление колонны белогвардейской кавалерии оказалось кстати.
Но тут произошло то, что заставило серьезно задуматься над разработкой тактики бомбометания подвижных частей противника...
Мы летим следом за колонной и уже почти настигли ее, когда, к своему удивлению, видим, что кавалерия и не думает рассеиваться, как обычно при воздушных налетах. Вдруг колонна повернула назад и галопом понеслась навстречу самолету.
Мы не успели сбросить ни одной бомбы, кавалерия уже промчалась под нами. Романов сделал большой круг, прежде чем мы пошли обратным курсом и снова настигли колонну. Белогвардейцы повторили маневр, но две наши бомбы все же упали в хвосте колонны.
Затем мы, развернувшись, пошли на небольшой высоте, на бреющем полете обстреляли кавалеристов из пулемета.
21 сентября 1919 г. Муромец в третий раз вылетел со ст.Кшень с целью найти противника, бомбить и обстрелять. По частям, обозам и разъездам было сброшено 18 бомб весом 10 пудов, полпуда литературы и выпущено 3 обоймы из пулемета.
Добровольческая Армия Деникина снова прорвала Южный фронт, захватив Курск, двигалась к Орлу с цель дальнейшего захвата Москвы. Кораблям 1-му и 11-му пришлось срочно перелетать в тыл. 2 октября они прибыли на ст.Кензино. 276 вскоре отправили на базу в Сарапул для ремонта, а 275 оставался на станции всю зиму 1919? 1920 гг. Муромец 11-й военлета Романова в составе Авиагруппы Особого Назначения, следуя за кавалерией Мамонтова в 1919 г. совершил 3 боевых полета, сбросив на противника до 29 пудов бомб, 1,5 пуда листовок, выпустив 10 обойм из пулеметов. За свои полеты военлет Романов А.В. был награжден месячным окладом жалованья.
Вместе с боевым полетом 1-го корабля 8 августа, это была вся боевая деятельность Дивизиона за 1919 год.
1920 г. Западный фронт (против белополяков)

С начала 1920 г. в Дивизионе Воздушных Кораблей (командир ? красный военлет Реме-зюк В.М.) ускоренными темпами шла достройка кораблей. К весне были собраны три Муромца (274 2-й боевой, 284 1-й боевой и 283 3-й боевой) и отремонтированы два боевых корабля, вернувшихся с Южного фронта (275 2-й учебный и 276 1-й учебный). Готовились также и новые командиры (А.С.Еременко, Ф.Г.Шкудов и А.К.Туманский) для боевых кораблей.
Согласно распоряжения начальника склада-мастерской Дивизиона с февраля 1920 г. стали наносить по обеим сторонам рулей направления арабские цифры крупного размера, отмечающие номера боевых кораблей. Для отрядов устанавливалась римская нумерация. В донесениях теперь писали 1-й бойкорабль, 1-й бойотряд и т.п.
В мае 1920 г. 1-й бойотряд ДВК в составе трех Муромцев (1-й бойкорабль красного военлета А.С.Еременко, 2-й бойкорабль красного военлета А.К.Туманского и 3-й бойкорабль красного военлета Ф.Г.Шкудова) получил назначение в г.Новозыбков на Западный фронт. В июне корабли были собраны и перелетом добрались до Могилева. Машина Туманского прибыла на место только 6 июля из-за поломки мотора. 1-й бойкорабль Еременко с 23 по 30 июня находился на аэродроме в Старом Быхове. На нем экипаж не выполнил ни одного боевого задания (например, разгромить ст.Гродзянка) из-за неправильной регулировки корабля после сборки. Наконец, и он перелетел в Могилев. Затем, 8 июля из Могилева три самолета вылетели в Белыничи.
Утром 9 июля 1920 г. три Муромца отправились по заданию 16-й армии в полет с целью бомбометания, фотографирования и разведки р-на ж/д линии Гродзянка-Уборок- Талька-Верейцы-Завишки. 1-й бойкорабль Еременко потеряв ориентировку, вернулся на аэродром, а 3-й бойкорабль Шкудова из-за неисправности моторов сел в болоте. Корабль Туманского не дождавшись истребителей, бомбардировал г.Бобруйск. На борту корабля находился начальник политотдела 16-й армии тов.Никель. На ж/д станцию и эшелоны было сброшено 11 пудов бомб. Вот боевое донесение: ...город противником оставляется. В стоящие на станции эшелоны выпущено 4 обоймы из пулемета. Увлекшись бомбометанием и пулеметным обстрелом, не заметили, что бензин из заднего бака не подается, почему и сели у д.Заболотье, в 10-ти верстах от своего аэродрома. Корабль сел в болоте, его потом разобрали и с помощью местных крестьян вытащили и доставили на аэродром.
Вечером того же дня военлет Туманский, взяв 1-й бойкорабль Еременко (внезапно заболевшего), снова отправился в боевой полет. На этот раз заданием было разбомбить ст.Осиповичи. В 3-х часовом полете было сброшено 11 пудов бомб и 1 пуд воззваний. Разбомбили станции Осиповичи, Верейцы, пути, эшелоны и местечки обеих станций; обстреляны из пулемета обе станции, местечки, пути, стоящие и проходящие эшелоны и обозы... Под бомбы Туманского в Бобруйске и Осиповичах попали части отступающей 6-й пехотной дивизии белополяков.
Этими двумя боевыми полетами закончилось использование кораблей на Западном фронте. Муромцы отправились перелетом в Минск. На ст.Жодино было разбито два корабля: 1-й бойкорабль и 2-й бойкорабль. Машину Туманского нагрузили бидонами с касторовым маслом, которые надо было перевезти в Минск для истребителей. При взлете 2-й бойкорабль задел шасси о накат дороги и потерпел аварию. При этом бидоны раскололись и весь фюзеляж корабля превратился в ванну, наполненную касторкой.
1920 г. Юго-Западный фронт (против Врангеля)

К концу августа 1920 г. эшелон с двумя кораблями (280 и 283) 1-го боевого отряда ДВК под командованием красного летнаба А.Н.Сперанского прибыл на ст. Синельникове в распоряжение штаба 13-й армии. Отряд вошел в состав Центральной авиагруппы под командованием И.У.Павлова, которая оперировала в Северной Таврии (по линии ж/д от Алексан-дровска до Мелитополя).
Боевое звено отряда было вооружено двумя Муромцами ? 1-м бойкораблем (Руссо-балт) Ф.Г.Шкудова и 2-м бойкораблем (Ренобалт) А.К.Туманского. В начале сентября 1920 г. корабли перелетели на аэродром у с.Вознесенское. В течение сентября оба корабля вылетали на бомбардировку станций Федоровка, Пришиб, Бурчатск, Рейхенфельд, Фридрихсфельд, Кронфельд, селений Михайловка, Андребург, Б.Токмак, Карлсру, где находились дроздовцы, марковцы и другие врангелевские части. Иногда Муромцев сопровождали истребители павловской группы.
Центральная авиагруппа получила задание уничтожить вражеский аэродром у ст.Федоровка. Утром 8 сентября 1920 г. 2-й бойкорабль, ведомый Туманским взял курс на ст.Федоровка. Вот строки донесения:...на аэродром и стоящие на старте 6 аппаратов сброшено 4 пудовые и 2 зажигательные бомбы. На аэродроме 2 пудовых бомбы упали в 15-ти саженях от аппаратов, а зажигательные упали сзади в 30-ти саженях (надпись сверху карандашом ? чем уничтожено 4 аппарата). За этот полет военлет А.К.Туманский лично получил орден Красного Знамени от командующего 13-й армией И.П.Убо-ревича. В Федоровке базировался 2-й авиаотряд имени Донского Войскового Атамана Каледина с 8 Авро. Еще 29 августа Арватов из 9-го разведотряда обнаружил на станиции 7 однотипных самолетов. 3 сентября они сбросили аэродром противника 12 бомб весом 7 пудов. По имеющимся данным этот отряд белых не прекратил своего существования. Таким образом факт уничтожения кораблем Туманского сразу 4 врангелевских самолетов вызывает сомнение.
Еще один знаменитый налет состоялся 14 сентября 1920 г. По данным красной разведки во Фридрихсфельде в тот день должен был состояться парад в честь барона Врангеля. Корабль Туманского сбросил в районе Фридрихсфельда 37 бомб общим весом 12 пудов, 2 пуда стрел и 1 пуд литературы. Как писал потом в своих мемуарах пилот 2-го бойкорабля А.К.Туманский: ...Итак, парад в честь Врангеля не состоялся. На этот счет имеются и другие сведения. Офицер марковской части Н.А.Раевский, очевидец тех событий, писал о налете мажары на Фридрихсфельд:...мы узнали о том, что генерал Врангель прибудет в Фридрихсфельд накануне. Большевикам тоже стало известно.
Обыкновенно аэропланы появляются по одному, по два. Сегодня все враз. Во времени все-таки ошиблись. Напали в два часа, а смотр назначен в пять... В артиллерии потерь нет. В пехоте бомбами с Муромца убито и ранено 27 человек.
...Дивизия построена вдоль дороги на Пришиб. 2500 штыков, 500 шашек, пулеметные команды, 7 батарей. Муромец мог бы заставить отложить смотр; только он сейчас не прилетит....
16 сентября при налете на ст.Пришиб между белым бронепоездом и Муромцем Туманского завязалась дуэль. В результате бронепоезд получил повреждения одной из бронеплатформ, у которой замолчали два орудия. Корабль мог добить бронепоезд оставшимися бомбами, но летевший в составе экипажа сам командир Дивизиона Ремезюк приказал Туманскому поворачивать обратно (после того как увидел большую дыру, пробитую снарядом в левой плоскости). Осколком снаряда был легко ранен в ногу помощник командира корабля Кузьмин.
Вскоре экипаж Туманского вновь отличился. 18 сентября 1920 г. у ст.Алесандровка при возвращении с бомбардировки был атакован несколькими хэвилендами белых. Вот что писал об этом воздушном бое Туманский:"... заметили 4 неприятельских самолета, которые стали быстро приближаться и, подойдя к кораблю ближе, разделились; один пошел за нами, заходя под правое крыло, а три остались в хвосте. Пулеметчик из хвоста и из люка фюзеляжа выпустил по всем 4-м аппаратам около 16 обойм; самолет, находившийся с правой стороны корабля сделал еще одну попытку атаковать сверху, дал по кораблю несколько очередей, но встреченный двумя пулеметами с корабля стал быстро удаляться. Остальные последовали за ним. Огнем с неприятельского самолета пробит маслобак 4-го мотора РБВЗ". Много позже в Москве А. Туманский встретил белого летчика поручика 5-го авиаотряда Павла Качана, которого подбили в том бою! Оказывается пулеметчик Михайловский, сидевший в хвосте пробил на его хэвиленде рубашку цилиндров мотора и радиатор. Качану еле удалось дотянуть до своих.
Всего же на Юго-Западном фронте корабли Шкудова и Туманского с 1 по 18 сентября 1920г. совершили 9 боевых полетов, в которых было сброшено около 106 пудов бомб, 12 пудов стрел и 3 пуда агитлитературы. Этот период боевой работы был самым активным в истории Муромцев, служивших в Красной армии.
Оба корабля 1-го бойотряда в конце сентября перелетели в Харьков. Затем они были разобраны и перевозились в эшелоне отряда около двух месяцев по маршруту Харьков-Апостолово-Користовка. Отряд был временно придан в распоряжение авиации 2-й Конной армии. В начале ноября 1920 г. на ст.Користовка было собрано два корабля. 21 ноября был совершен последний боевой полет Ильи Муромца. 1-й бойкорабль ведомый А.С.Еременко получил задание выяснить нахождение банд в районе сел Зыбкое, Богоявленское. Корабль в течение часового полета поливал огнем из 4 Льюисов села Зыбкое, Богоявленское, Ивановка, Веселый Кут и Судьбодары.
1921-22 гг. Воздухлиния Москва-Орел-Харьков. Стрельбом
Весной 1921 г. решением Советского правительства была открыта первая в РСФСР почтово-пассажирская авиалиния Москва-Харьков. Для этой цели выделили 6 кораблей Дивизиона. К этому времени состояние Муромцев было следующее: многие были изношены и потрепаны на фронтах гражданской войны, выдержали многократные перевозки по ж/д, неоднократно ремонтировались. И лишь два корабля (282 и 285) были собраны относительно недавно и считались новыми.
Линию Москва-Харьков обслуживали два отряда Муромцев. 1-й отряд Ступина П.М. (1-й, , 2-й и 3-й воздухкорабли) выполнял рейсы на участке Харьков-Курск-Орел. 11-й отряд (4-й, 5-й и 6-й воздухкорабли), которым командовал военлет А.К.Туманский, обслуживал участок Москва-Тула-Орел. На аэродроме в Орле самолеты обоих отрядов обменивались грузами и пассажирами, заправлялись горючим и возвращались обратно. Машины уже были изношены и не могли выдержать дальних перелетов. Штаб 2-го отряда А.Туманского, находившийся в Москве, начал прием от населения почтовой корреспонденции и посылок. 1 мая 1921г. Илья Муромец Туманского вылетел с почтой и пассажирами на борту в первый рейс в Орел. И как вспоминал Туманский: Мы делали по два-три полета в неделю, перевозя в основном фельдъегерскую почту и ответственных пассажиров. Пассажиры были в восторге от быстроты передвижения, мы же ? летно-подьемный состав ? радовались гораздо меньше: корабли наши были довольно потрепаны, а большинство моторов давно уже выработало все свои ресурсы. Редкий рейс поэтому обходился без проишествия..
В январе 1922 г. 11-й отряд Туманского перевели в Бобруйск, на бывший польский аэродром, где ровно 4 года назад находился со своим Киевским кораблем подполковник И.С.Башко. Но самое необычное, что 5-й почтовый 285 (который перелетел в Бобруйск) был оснащен Бердморами, снятыми с Киевского корабля! И что еще интересно и символично, что Киевский совершил последний полет под знаками российской армии, а 5-й почтовый был последним летоспособным кораблем с красными звездами и оба имели те же моторы!
К началу 1922 г. 1-й отряд ДВК разобрал свои корабли в Орле и он как часть прекратил свое существование.
За 43 (по другим сведениям было совершено 76 рейсов) рейса, сделанных с 1 мая по 10 октября 1921 г. было перевезено 60 пассажиров и более 2 тонн грузов.
Ввиду окончательного износа материальной части ДВК был ликвидирован, его имущество передано на создание новой школы Воздушной Стрельбы и Бомбометания (Стрельбом в Серпухове). В числе этого имущества был и оставшийся в более-менее сносном состоянии Муромец из 11-го отряда Туманского (бывший 5-й почтовый 285). Председатель лик-видкомиссии, летчик Б.Н.Кудрин в 1922-23 гг. на этом изношенном Муромце совершил около 80 полетов. Это было последнее использование знаменитого воздушного корабля И.И.Сикорского ? Ильи Муромца.

http://www.airwar.ru/enc/bww1/im.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%86_(%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82)






Страницы: 1 2 3
  • 12 211
  • 0
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent