Илья Муромец (С-22 «Илья Муромец»)
На Румынском фронте
Всю каманию 1917 г. "Муромцы" воевали в основном на двух фронтах: Юго-Западном и Румынском.
Итак, на румынский фронт был назначен 4-й боевой отряд под командованием капитана Р.Л.Нижевского в составе которого находились корабли: V-й 266 тип Е ? штабс-капитана Г.В.Алехновича, 1Х-Й 265 тип Е ? Начальника отряда, IV-й ? поручика Я.Н.Шарова и III-й ? капитана Е.И.Жигайлова. В апреле экипажи получили задание вылететь на фронт. 8 апреля до места назначения (с.Болгарийка под Белградом) добрались лишь IV-й и IX-й корабли. У 111-го корабля из-за сильного ветра было сломано правое крыло и его пришлось доставлять для ремонта в Винницу. Корабль V-й сел в Кишиневе и лишь в мае присоединился к отряду. Первый боевой полет 4-го боевого отряда (и первый боевой полет "Муромца" типа Е) состоялся 8 апреля 1917 г. Экипаж 1Х-го корабля получил задание произвести бомбометание по портовым сооружениям и складам г.Тульча, попутно осуществляя разведку и фотографирование. 116-пудовую нагрузку "муромца" составляли: 7 членов экипажа (командир, артофицер, механик, моторист и 3 пулеметчика), бензина 48 пудов, масла 8 пудов, 2 пулемета "Виккерса", 3 ? "Льюиса". 2 ? "Мадсена" и 10 пудовых бомб. Полет длился 3 часа 18 минут. 20 апреля в полет отправилось уже 2 машины: IV-й и IX-й корабли. Но у поручика Шарова на высоте 700 м остановился мотор и при вынужденной посадке было сломано шасси, винты и передняя коробка крыльев. Его пришлось отправить в ремонт в Винницу.
В мае 1917г. из Кишинева в 4-й отряд прибыл второй "Муромец"типа Е ? "V-й корабль" 266 штабс-капитана Алехновича. 31 мая оба аппарата типа Е совершили совместный налет на Тульчу, сбросив по складам и казармам неприятеля 18 пудов бомб.
17 июня V-й корабль был атакован двухмоторным бипланом, который был отогнан пулеметным огнем. В августе 1917 г. 4-й отряд был переименован в 1-й. Его последняя операция на Румынском фронте состоялась 21 сентября. В этот день "Муромец" Нижевского взорвал 3 поезда со снарядами на станции Троян. По возвращении с удачного полета корабль подвергся нападению 2 немецких истребителей. Два пулеметчика, прапорщик Талако и старший унтер-офицер Янкевич были ранены: первый ? в колено, с раздроблением коленного сустава, второй же смертельно, разрывной пулей в живот. Верхний лонжерон крыла над кабиной был частично расщеплен, а два мотора, второй и третий, с пробитыми пулями радиаторами, были выведены из строя. Первый истребитель ушел безнаказанно, так как по нему не успели открыть огонь, а по второму истребителю стреляли из трех пулеметов, но что с ним произошло неизвестно. На двух оставшихся моторах самолет благополучно добрался до своего аэродрома.
Всего же отряд подполковника Нижевского совершил 16 боевых полетов, из которых 13 приходилось на долю командирского корабля, 2 на V-й и 1 на XVI-й. Сброшено около 150 пудов бомб, сбит 1 самолет противника (не подтверждено), добыты ценные разведданные для 6-й армии.
На Юго-Западном фронте
В 1-й боевом отряде в апреле 1917 г. оставался только старый корабль XV-й типа Г-1 с "Санбимами" капитана Г.В.Клембовского. 14 и 25 числа он совершил на нем два боевых вылета, причем в последнем выдержал бой с 3 неприятельскими истребителями. В воздушном бою было сбито 2 немецких "Фоккера". Кораблю тоже досталось, но он дотянул до своего аэродрома.
В начале апреля 1917 г. на аэродром у д.Микулинцы прибыл 2-й боевой отряд в составе корабля 1-го 178 под командованием ст.лейтенанта Г.И.Лаврова. В Виннице машину переооборудовали: поставили 2 мотора "Рено" 225 л.с. и 2 РБ3.6 150 л.с., сзади добавили пулеметную точку, для этого пришлось переделать хвостовую часть ? она стала двухкилевой.
С августа 1917 г. 2-й и 3-й боевые отряды ЭВК стали совершать групповые полеты (3-4 корабля). Иногда "Муромцев" прикрывали истребители 1-й боевой авиагруппы (2-й, 4-й и 19-й корпусные отряды) ротмистра А.А.Козакова, которые совершили на охрану 17 самолето-вылетов.
За весь 1917 год Эскадра совершила около 70 боевых полетов, сбросив на противника до 650 пудов бомб. За всю германскую кампанию из 51 боевого корабля, поступивших на фронт, воевало около 40 машин. Они совершили до 300 вылетов, сбросив около 3000 пудов бомб.
Октябрьский переворот
Директор РБВЗ писал в сентябре 1917 г. в Управление Воздушного Флота о необходимости выпуска нового типа корабля. Он ссылался на то, что Эскадра наметила себе желаемый корабль с такими боевыми характеристиками как: скорость 150 км/час, потолок около 4,5 км, скорость подъема на 3 км за 30 минут и не менее 30 пудов нагрузки сверх 4 часового запаса горючего. Выполнение этих требований, как писал глава завода будет достигнуто лишь при моторах "Рено" в 300 сил. В связи с этим была просьба предоставить эти двигатели, возмещение расходов на постройку и испытание опытного корабля. Но было уже поздно. За 1917 год Эскадра получила только 4 корабля, да и то в конце года, их не успели даже собрать. Это были "Муромцы" нового типа Г-3 (236-238 и 243).
В октябре 1917 г. начался постепенный распад Эскадры. Политические страсти накалились до предела. Среди нижних чинов царило всеобщее антивоенное настроение. 28 октября после митинга, на котором выступала некая Евгения Бош, произошло восстание Винницкого гарнизона. В результате стычек между верными Временному правительству офицерами и солдатами получили ранения четыре нижних чина и один был убит. Многие офицеры уехали из части в тыл. Тогда на базе в Виннице имелось 8 кораблей, которые были в различных стадиях ремонта, сборки, регулировки и установки моторов и радиаторов. Десять машин находилось на фронте. Ощутимый урон нанесла сильная буря, начавшаяся 15 ноября. На базе было поломано 11 малых аппаратов, 2 учебных и 2 боевых корабля, а во 2-м боевом отряде на Юго-Западном фронте ? 4 корабля.
1918 год
На службе в польской авиации В начале 1918 г. в 3-м боевом отряде Эскадры в Станьково находилось 4 корабля: "Киевский" (182 с "Бердморами"), XI-й, Х111-Й иХУ-й. 15 января XV-й был приведен в негодность упавшей на него крышей. Наступление австро-германских войск на минском направлении создало угрозу захвата аэродрома отряда. В феврале штабс-капитан Г.В.Грек улетел в Киев, прапорщик А.В.Насонов сел в Борисове, где сжег свой корабль при приближении противника. 9/22 февраля 1918 г принял старт "Киевский", на борту которого находились полковник И.Башко, капитан В.Моисеенко, мотористы Ф.Грошев и И.Григорьев. Командир предполагал лететь в сторону Смоленска, чтобы выйти из области действия неприятельских войск. Неблагоприятные погодные условия ? снег и низкие облака, вынудили пилота через 2 часа 20 минут сесть в Бобруйске, который был занят частями 1-го Польского корпуса генерала Довбор-Мусницкого. Башко был арестован легионерами (якобы за участие в бомбардировке польских войск). Остальные три члена экипажа получили пропуска для въезда в Россию и они добрались до Смоленска. Вскоре командира "Киевского" отпустили на поруки Начальника авиации подполковника Абакановича. 3 марта 1918 г. полковник И.С.Башко со своим Муромцем прибыл на аэродром Пуховичи под Бобруйском на укомплектование в авиацию 1-го Польского корпуса (Awiacja I Polskiego Korpusu). На основании приказа 185 по авиации корпуса и своего рапорта за 306 военлет Башко был зачислен в списки авиации 4 марта 1918 г. В марте 1918 г. Башко совершил 2 полета продолжительностью 2 часа 15 минут. Известно также, что Киевский летал 3 мая над Бобруйском во время смотра генералом Довбор-Мусницким авиации 1-го Польского корпуса. На борту корабля находились полковник И.Башко и начальник авиации корпуса подполковник П.Абаканович.
21 мая 1918 г. германское командование предъявило ультиматум начальнику 1-го Польского корпуса генералу Довбор-Мусницкому о немедленном разоружении и демобилизации Корпуса. Вечером того же дня генерал согласился на немецкие требования. 22 мая подполковник Абаканович собрал своих солдат и офицеров на аэродроме и сообщил о разоружении Корпуса. Он заявил, что его самолеты не достанутся ни немцам ни большевикам и их надо уничтожить. Трое поляков (ротмистр П.Скуратович, подпоручик Е.Тромщинский и техник И.Выржиковский) вместе с полковником Башко без ведома начальника авиации в ночь на 23 мая взлетели с аэродрома в сторону Мурманска (другая из версий, в сторону Москвы). 26 мая 1918 г. подполковник Абаканович подписал приказ 268 по авиации Корпуса считающий экипаж улетевший самовольно на воздушном корабле Киевский в неизвестном направлении на 23 мая считать дезертирами и вычеркнуть их из списков авиации. (Что интересно, Абаканович в конце 1918г. становиться Начальником 1-й Петроградской авиагруппы, затем переводится летчиком в 13-й истребительный отряд. Вскоре отряд в составе 4 авиадивизиона истребителей под командованием Ширинкина отправляют на польский фронт и Абаканович 1 мая 1919 г. улетает на "Ньюпоре" к своим). 4-х часовой полет проходил в сложных метеоусловиях, да и моторы отказали в работе, поэтому пришлось планировать с 500 м, выбирая место для посадки. Задев крылом за дерево, "Киевский" свалился в огород в деревне Желанья Смоленской губернии. Местные жители сразу арестовали экипаж и отобрали оружие. Только 1 июня 1918 г. после выяснения личности летчиков отправили в Москву в Главное Управление Воздухфлота. Три польских товарища чудом избежав ареста ВЧК, с большим трудом добрались в ноябре до Мурманска. А Башко остался служить у красных...