» » » МАТЕРИАЛЫ ЭКСПЕДИЦИИ 2005 ГОДА
Информация к новости
  • Просмотров: 6546
  • Автор: spas
  • Дата: 31 июля 2006
31 июля 2006

МАТЕРИАЛЫ ЭКСПЕДИЦИИ 2005 ГОДА

Категория: Сето » экспедиция 2005

МАТЕРИАЛЫ ЭКСПЕДИЦИИ 2005 ГОДА
Согласно результатам Всероссийской переписи населения 2002 года численность сету в Печорском районе Псковской области составляла 170 человек, в том числе 31 человек - в г. Печоры и еще 139 человек - в сельской местности района. Однако реальная численность сету была несколько больше, так как часть сету по идущей с советских времен традиции отнесла себя к эстонцам. В ходе переписи было зафиксировано 324 эстонца (не сету), 146 из которых проживали в г. Печоры и 178 - в сельской местности.
Летом 2005 года, с целью выявления реальной численности печорских сету и их современной социально-демографической структуры, при поддержке федерального информационного агентства REGNUM, кафедра географии Псковского государственного педагогического университета провела научную экспедицию. Аналогичное исследование состоялось в 1999 году (см. выше), и результаты новой экспедиции дали возможность проанализировать изменения в социально-демографической обстановке в российской части Сетумаа за последние шесть лет. В ходе исследования 2005 года было проинтервьюировано 72 представителя народа сету. Вопросы, задаваемые сету, были почти идентичны тем вопросам, которые задавались им в 1999 году, что позволило сопоставить результаты двух данных исследований.
В числе задач исследований 1999 и 2005 годов были следующие: 1) выявление изменений в ареале расселения сету, произошедших в 1990-2005 годах; 2) оценка фактора миграционной подвижности на динамику численности сету во второй половине XX века, и особенно с 1991 года; 3) этносоциальная характеристика поколений сету, позволяющая отследить изменение в этнокультурной ситуации в печорской части Сету-маа на протяжении всего XX века и в начале XXI века.
В ходе исследования, проведенного летом 2005 года, на территории Печорского района было выявлено около 50 населенных пунктов с постоянным населением сету. По данным 1998-2001 годов, число поселений, где проживали сету, составляло около 100, то есть за прошедшие годы число населенных пунктов с постоянным населением сету сократилось вдвое.
Сельскими поселениями Печорского района, где число сету в 2005 году превышало 10 человек, являются: д. Подлесье (24 чел.) в Печорской волости, пос. Новый Изборск (14 чел.) - центр одноименной волости, д. Трынтова Гора (12 чел.) в Новоизборской волости, д. Залесье (11 чел.) в Паниковской волости. Только в пяти сельских поселениях численность сету составляет от пяти человек и более. Таким образом, в остальных почти четырех десятках поселений, где еще живут сету, их всего от одного до четырех человек. При этом в 15 поселениях проживает только по одному представителю этого народа.
За последние шесть лет примерно вдвое сократилась численность сету и в Печорском районе. В ходе исследования, проведенного летом 1999 года, в сельской местности Печорского района было выявлено 390 сету. Включая сету, проживающих в г. Печоры, их общая численность в Печорском районе была оценена в 500 человек. Исследование, проведенное летом 2005 года, позволяет оценить общую численность сету в Печорском районе в 250 человек. Однако из-за двойственного этнического самосознания значительной части сету данная оценка нуждается в некоторых комментариях.
В ходе исследования 2005 года в сельской местности Печорского района было выявлено 132 человека, считающих себя сету, то есть называющих себя «сето», «сету», «полуверцы», и у которых хотя бы один из родителей относится к сету. Также были выявлены сету с русским этническим самосознанием, то есть называющие себя русскими, но имеющие родителей сету. Их число составило 31 человек. В сумме сету и их обрусевшие дети составили 163 человека, что несколько превышает число сету по данным переписи населения 2002 года (139 чел.).
Еще 14 человек в 2005 году назвали себя эстонцами (или православными эстонцами), но при этом они имели сетуское происхождение. Хотя они ныне обладают эстонским этническим самосознанием, но по своей религиозной принадлежности и культуре могут быть отнесены к сету. Таким образом, общее число сету, включая их обрусевших детей и православных эстонцев, в сельской местности Печорского района составило 177 человек.
Опираясь на данные переписи 2002 года, число сету и их обрусевших детей в г. Печоры можно оценить в 40 человек. Примерно такой же является и численность православных эстонцев, имеющих сетуское происхождение. Соответственно общее число сету (включая их обрусевших детей) в Печорском районе в 2005 году можно оценить в 200 человек, к которым можно добавить примерно 50, которые относят себя к эстонцам (православным эстонцам), но имеют сетуское происхождение. А значит, доля сету в населении Печорского района (около 25 тыс. чел.) ныне сократилась до 1%. Также примерно 200-250 человек (т. е. около 1% населения) составляют в Печорском районе собственно эстонцы (эстонцы-лютеране).
В современной возрастно-половой структуре печорских сету наблюдается явная диспропорция между населением в пенсионном и трудоспособном возрасте. Так, 56% составляют сету в возрасте старше 50 лет, 40% - старше 60 лет, 26% - старше 70 лет. По сравнению с 1999 годом эта пропорция почти не изменилась, что свидетельствует об участии преимущественно сету средних возрастов в миграционном оттоке в Эстонию, а сокращение населения в пенсионном возрасте происходит главным образом за счет смертности. Оставшиеся в Печорском районе после массового миграционного оттока второй половины 1990-х годов сету-пенсионеры уже не планируют переезд в Эстонию и собираются доживать свой век на родной земле.
По сравнению с 1999 годом, в 2005 году в половой структуре сету уменьшилась доля женщин - с 48 до 45%, что вполне объяснимо высокой долей женщин пенсионных возрастов и, соответственно, высокой смертностью именно среди женщин. При этом можно отметить почти равное участие в миграционном оттоке в Эстонию, как женщин, так и мужчин средних возрастов: в средней части возрастно-половой пирамиды за прошедшие шесть лет произошли одинаковые потери как среди женского, так и мужского населения.
Также следует обратить внимание на отсутствие рождаемости (во всяком случае, в 2000-2004 годах) среди сету Печорского района, что объясняется крайне малым числом женщин детородного возраста. К тому же, рожденные в 1990-е годы дети сету имеют русское этническое самосознание: называют себя русскими, ходят в русские школы и уже не являются носителями сетуской национальной культуры. К такой же категории «русских сету» относятся и несколько человек, родившихся в 1970-1980-е годы.
Родившиеся в 1965-1974 годах (в возрасте от 30 до 39 лет) относятся к первой возрастной категории причисляющих себя к собственно сету. Таких в 2005 году было опрошено семь человек (все - мужского пола). Все они имеют среднее или среднее техническое образование. Хотя сейчас к сету себя причисляют официально только трое из них (еще трое - к эстонцам, и один - к русским), все они используют самоназвание «сето» или «полуверцы» и считают своими предками именно сету. Тем не менее, родным считают сетуский язык только четверо из них, а двое - русский язык. Они понимают и говорят в равной степени по-сетуски, по-русски и по-эстонски, но в быту чаще используют русский язык, чуть реже - сетуский язык и совсем не используют эстонский язык.
Все 30-летние сету являются верующими людьми -православными христианами, часто ходят в церковь. Своим главным отличием от эстонцев и от русских они считают язык. Четверо из них в числе наиболее заметных отличий от эстонцев видят религию, и лишь двое из семи опрошенных назвали также особенности национальной сетуской культуры (одежда, песни). Лишь один из 30-летних сету не видит различий между своим народом и эстонцами.
Сету, родившихся в 1955-1964 годах (в возрасте от 40 до 49 лет), было опрошено 9 человек: 7 мужчин и 2 женщины. Пять из 40-летних сету имеют среднее образование, двое - начальное, один мужчина - среднее техническое, одна женщина - высшее. Мужчины чаще официально относят себя к эстонцам, женщины - к сето. Но все они, кроме одного мужчины, имеют сетуское этническое самосознание: называют себя и своих предков «сето» (реже - «сету» или «полуверцы»). Кроме трех мужчин, для которых родным является эстонский язык, опрошенные считают родным сетуский язык. Все они в равной степени понимают и говорят по-сетуски, по-русски и по-эстонски, но в быту чаще пользуются русским и сетуским языками.
Все 40-летние сету являются верующими людьми и часто, кроме одного из опрошенных, ходят в церковь. От русских свое отличие они видят прежде всего в языке, реже - в культуре (обычаи, песни) и характере. В отличиях от эстонцев почти равные позиции занимают язык и религия, и несколько уступает им национальная сетуская одежда. Один из респондентов, назвавший себя эстонцем, не видит различий между своим народом и эстонцами.
Сету, родившихся в 1945-1954 годах (в возрасте от 50 до 59 лет), было опрошено 18 человек: 11 мужчин и 7 женщин. Половина из них имеют неполное среднее образование, остальные - среднее, среднее техническое и высшее (один из мужчин). Официально десять из них причисляют к эстонцам (почти все женщины), остальные - к сето или к русским (один из мужчин). При этом эстонским самосознанием обладают только двое мужчин, все остальные называют себя и своих предков «сето» или «сету». Все в равной степени понимают и говорят по-русски, по-сетуски и по-эстонски, но в быту заметно чаще используют сетуский и русский языки. В быту эстонским языком пользуются трое из опрошенных, они же считают родным эстонский язык.
Эстонизированные сету не посещают или же крайне редко посещают церковь, а также отмечают, что не относят себя к верующим людям. Остальные 50-летние сету верующие, часто ходят в церковь. Свое отличие от эстонцев видят прежде всего в языке и религии. Довольно значимое место в этих отличиях занимает национальная культура (обычаи, одежда). Лишь только один мужчина отметил, что ничем не отличается от эстонцев. В отличиях от русских национальная сетуская культура (обычаи, одежда, песни) лишь немного уступает языку - главному отличительному признаку. Трое из опрошенных 50-летних сету считают, что ничем не отличаются от русских.
Сету, рожденных в 1935-1944 годах (в возрасте от 60 до 69 лет), было опрошено 16 человек: 6 мужчин и 10 женщин. Десять из них (в основном женщины) имеют начальное и неполное среднее образование, четверо - среднее и среднее техническое, двое - высшее. Все мужчины и большинство женщин официально причисляют себя к эстонцам, лишь три женщины сразу же назвали себя «сето» и одна - русской. Однако все опрошенные в этой возрастной категории имеют сетуское этническое самосознание: себя и своих предков называют «сето» или, реже, - «сету», «полувер-цы». Как и в других возрастных категориях, все 60-летние сету одинаково владеют сетуским, русским и эстонским языками. Но в быту они немного чаще говорят по-русски, хотя и эстонский язык используется в большей степени -по сравнению с сету, относящимися к более молодым возрастным группам. В качестве родного языка для десяти из опрошенных служит сетуский, для двух - русский, для остальных - эстонский.
Все 60-летние сету являются верующими людьми и посещают церковь. В отличиях от русского населения кроме языка заметное место занимает сетуская национальная культура (одежда, песни, обычаи). Две женщины считают, что ничем не отличаются от русских. В отличиях от эстонцев на первом месте язык, но вторую позицию занимает сетуская культура (одежда, обычаи), и лишь третье место -религия. Трое из 60-летних сету считают, что ничем не отличаются от эстонцев.
Сету, рожденных в 1925-1934 годах (в возрасте от 70 до 79 лет), было опрошено 16 человек: 3 мужчины и 13 женщин. Более половины из них имеют начальное образование, остальные - неполное среднее. Большинство сету в этой категории опрошенных официально причислили себя к эстонцам, две женщины назвали себя русскими, и лишь один мужчина - сето. Эстонским самосознанием обладают только три женщины, считающие себя и своих предков эстонцами, остальные же назвали себя и своих предков «сето», реже - «сету», «полуверцы».
Как и во всех других возрастных категориях, 70-летние сету одинаково владеют русским, сетуским и эстонским языками. При этом в быту они немного чаще пользуются сетуским языком, а два других языка (русский и эстонский) в быту используются несколько реже, но почти в равной степени. В качестве родного языка большинство женщин и все мужчины назвали сетуский.
Вместе с тем, почти половина женщин считает также родным и эстонский язык, и только одна женщина - русский. более 200 человек, то есть всего лишь около четвертой части общего сокращения численности печорских сету. Если отмеченная демографическая тенденция сохранится в ближайшие пять лет, то к 2010 году численность сету в Печорском районе сократится еще на 100-150 человек, то есть составит уже менее 100 человек, а к 2015 году на российской территории сохранятся лишь единичные представители народа сету.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите код: *