"Фон Мейеры - история семьи" часть 1
II. Основная часть
Бардово
Когда возводили крепость Ржеву, Бардово было уже известным селением, о нём неоднократно упоминалось в Новгородских летописях. Удобные массивы пашен, заливные луга, расположенные по речным долинам и берегам озёр, девственные лесные дубравы издавна привлекали сюда поместных людей. Красота здешних мест выражалась в самум названии села – Бардово (бард – поэт, но есть мнение, что название села происходит от слова «барда» – продукта отходов при винокуренном производстве). Поэтому ещё в древности Бардово стало селом, пожалованным кому-то из местных помещиков, затем было определено погостом, куда сходились «сошные» люди для вступления в ратники, а отсюда, распределённые по десяткам и сотням, они отправлялись отражать неприятеля под Псков или Великие Луки, а скорее всего, в Двурцы и Острие стеречь от врага порубежные деревни своего уезда.
Известно, что Бардовский погост (кладбище, обычно сельское, в старину – церковь, в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем) в XI–XV веках служил воротами для проникновения на земли Великого Новгорода южных воинственных соседей. В 1021 году полоцкий князь Брячеслав по Бардовскому и Ошевскому погостам ходил «воевать» Новгород, а затем, с потерей Полоцким княжеством своей самостоятельности, этим путём стали пользоваться литовские воеводы.
С целью защиты своих владений от литовских захватчиков, псковичи и новгородцы вынуждены были в Бардовском погосте в конце XI века построить деревянную крепость Ржеву, которая на протяжении более 250 лет служила им передовым щитом в обороне своих пригородов и посадов от иноземных захватчиков.
Из статьи Г. И. Сондоевского я узнала еще много интересного о Бардове. Например, о его древности: «Теперь о древности Бардовского погоста напоминают только следующие предметы: а) евангелие с надписью «Лета 7207 (1699) марта в 26 день изволением Всесильнаго в Троице славимаго Бога тщанием и иждивением Михаила Иванова сына Суморокова построися сие святое евангелие в церковь Святыя Живоначальная Троицы, что в Пусторжевском уезде в погосте Горах Порожек тож». Крышка евангелия серебряная, вызолоченная и б) старинный, изорванный синодик (в церковном обиходе: книга записи имён умерших для поминовения во время богослужения – прим. автора), в котором встречаются несуществующия в Новоржевском уезде фамилии: Суморокова, Серебреникова, Болышева, Сухана, Добрынина, Рыжево, Машенина и Давыдова». Но естественно, что ни Евангелие, ни синодик не сохранились до наших дней.
Также интересно то, что «прежде Бардово называлось «Гришино, Абардово тож» и принадлежало прапорщику гвардии Василию Васильевичу Ададурову, от которого в 1786 году поступило в пользование причта (служители и певчие в православной церкви) 39 десят. 1858 саж. земли. Причт состоит из священника и псаломника. К приходу принадлежали 43 селения, а число прихожан по клировым ведомостям значилось:
Годы. Муж. Жен. Всего. Число дворов.(сверу вниз)
1802 1876 1895
1020 1009 1388
906 1069 1391
1926 2078 2779
231 284 414
1802 1876 1895
1020 1009 1388
906 1069 1391
1926 2078 2779
231 284 414
Старейшая из метрических книг (метрика – свидетельство о рождении – прим. автора) имеется за 1803 год. Она засвидетельствована Опочецким духовным правлением, причем из клировой ведомости за 1802 год видно, что Бардовский погост числился почему-то в Опочецком уезде, между тем известно, что город Новоржев был упразднен в 1797 году и тогда уезд его разделен между Островским, Порховским и Великолуцким уездами, а в 1802 году восстановлен вновь».
Сондоевский в своей статье упоминает о важном стратегическом значении села Бардово и раньше находящимся в соседстве с городом Ржев, или Пустая Ржева. Он предоставляет этому факту доказательства: «близь упомянутых пунктов, на пустошах «Горелый Бор» ( А. П. Любимова) и «Фролево» (И. К. фон Мейер) находится громадное количество сопок и земляных валов, которые непрерывною лентою тянутся на протяжении десятка верст от юга к востоку. В Горелом Бору, отстоящем от Подоржевки в 2 верстах, А. П. Любимовым была произведена в 1894 году раскопка 10 сопок, но в них кроме двух истлевших косточек и металлической пряжки, ничего не найдено. Обстоятельство это указывает, что описанные выше сопки и валы не представляют из себя могильников, а очевидно служили прикрытием для воинов, устроивших посредством этих сооружений большой укрепленный лагерь».
Оказывается, земство около 1897 года установило в Бардове 7 однодневных торжков в год: 4 января, 11 марта, в Троицу, в последнюю пятницу перед 20 июля, 2 сентября, 8 ноября и 1 декабря, а в 1894 году открыло школу.
Комментарии 2