"Фон Мейеры - история семьи" часть 1

II. Основная часть

Бардово

Когда возводили крепость Ржеву, Бардово было уже известным селением, о нём неоднократно упоминалось в Новгородских летописях. Удобные массивы пашен, заливные луга, расположенные по речным долинам и берегам озёр, девственные лесные дубравы издавна привлекали сюда поместных людей. Красота здешних мест выражалась в самум названии села – Бардово (бард – поэт, но есть мнение, что название села происходит от слова «барда» – продукта отходов при винокуренном производстве). Поэтому ещё в древности Бардово стало селом, пожалованным кому-то из местных помещиков, затем было определено погостом, куда сходились «сошные» люди для вступления в ратники, а отсюда, распределённые по десяткам и сотням, они отправлялись отражать неприятеля под Псков или Великие Луки, а скорее всего, в Двурцы и Острие стеречь от врага порубежные деревни своего уезда.
Известно, что Бардовский погост (кладбище, обычно сельское, в старину – церковь, в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем) в XI–XV веках служил воротами для проникновения на земли Великого Новгорода южных воинственных соседей. В 1021 году полоцкий князь Брячеслав по Бардовскому и Ошевскому погостам ходил «воевать» Новгород, а затем, с потерей Полоцким княжеством своей самостоятельности, этим путём стали пользоваться литовские воеводы.
С целью защиты своих владений от литовских захватчиков, псковичи и новгородцы вынуждены были в Бардовском погосте в конце XI века построить деревянную крепость Ржеву, которая на протяжении более 250 лет служила им передовым щитом в обороне своих пригородов и посадов от иноземных захватчиков.
Из статьи Г. И. Сондоевского я узнала еще много интересного о Бардове. Например, о его древности: «Теперь о древности Бардовского погоста напоминают только следующие предметы: а) евангелие с надписью «Лета 7207 (1699) марта в 26 день изволением Всесильнаго в Троице славимаго Бога тщанием и иждивением Михаила Иванова сына Суморокова построися сие святое евангелие в церковь Святыя Живоначальная Троицы, что в Пусторжевском уезде в погосте Горах Порожек тож». Крышка евангелия серебряная, вызолоченная и б) старинный, изорванный синодик (в церковном обиходе: книга записи имён умерших для поминовения во время богослужения – прим. автора), в котором встречаются несуществующия в Новоржевском уезде фамилии: Суморокова, Серебреникова, Болышева, Сухана, Добрынина, Рыжево, Машенина и Давыдова». Но естественно, что ни Евангелие, ни синодик не сохранились до наших дней.
Также интересно то, что «прежде Бардово называлось «Гришино, Абардово тож» и принадлежало прапорщику гвардии Василию Васильевичу Ададурову, от которого в 1786 году поступило в пользование причта (служители и певчие в православной церкви) 39 десят. 1858 саж. земли. Причт состоит из священника и псаломника. К приходу принадлежали 43 селения, а число прихожан по клировым ведомостям значилось:

Годы. Муж. Жен. Всего. Число дворов.(сверу вниз) wink
1802 1876 1895
1020 1009 1388
906 1069 1391
1926 2078 2779
231 284 414


Старейшая из метрических книг (метрика – свидетельство о рождении – прим. автора) имеется за 1803 год. Она засвидетельствована Опочецким духовным правлением, причем из клировой ведомости за 1802 год видно, что Бардовский погост числился почему-то в Опочецком уезде, между тем известно, что город Новоржев был упразднен в 1797 году и тогда уезд его разделен между Островским, Порховским и Великолуцким уездами, а в 1802 году восстановлен вновь».
Сондоевский в своей статье упоминает о важном стратегическом значении села Бардово и раньше находящимся в соседстве с городом Ржев, или Пустая Ржева. Он предоставляет этому факту доказательства: «близь упомянутых пунктов, на пустошах «Горелый Бор» ( А. П. Любимова) и «Фролево» (И. К. фон Мейер) находится громадное количество сопок и земляных валов, которые непрерывною лентою тянутся на протяжении десятка верст от юга к востоку. В Горелом Бору, отстоящем от Подоржевки в 2 верстах, А. П. Любимовым была произведена в 1894 году раскопка 10 сопок, но в них кроме двух истлевших косточек и металлической пряжки, ничего не найдено. Обстоятельство это указывает, что описанные выше сопки и валы не представляют из себя могильников, а очевидно служили прикрытием для воинов, устроивших посредством этих сооружений большой укрепленный лагерь».
Оказывается, земство около 1897 года установило в Бардове 7 однодневных торжков в год: 4 января, 11 марта, в Троицу, в последнюю пятницу перед 20 июля, 2 сентября, 8 ноября и 1 декабря, а в 1894 году открыло школу.
Страницы: 1 2

    Комментарии 2

    Dima
    Dima от 16 декабря 2009 22:58
    ещё бы фоток сюда )))
    наталья глебовна
    наталья глебовна от 16 ноября 2010 13:44
    Когда то была в Бежаницах, "Барски
    й дом" тоже сразу же привлёк внимание.Шла
    с трепетом в душе. Войдя в вековую аллею, где кроны смыкались над головой, была очарована,пр
    едставилось как гости въезжали в аллею в экипажах,нес
    пешный ход и на крыльце встречают хозяева. Обошли Дом кругом, справа красивая веранда, с неё открывается красивый вид, холмы,холмы округлые,име
    нно кущи деревьев и вдалеке люди на лугу(август,
    сенокос). Было жаль увидеть потёртые стены здания, кучи дров у стены- здесь размещалась художественн
    ая школа/это год 1995/. Стало очень грустно. И всё же
    "Барска
    я усадьба " запомнлась!
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent