Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич), митрополит (1862-1936)
Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич), митрополит (1862-1936)// Голубцов С. "Профессура МДА в сетях ЧК и ГУЛАГА".
Сын молдавского священника Кишиневской епархии, села Комарова Хотинского уезда Бессарабской губ., выпускник Кишиневской дух. семинарии (1880) и Киевской ДА (1885 г.), затем - преподаватель Кишиневской дух. семинарии (1885-1895), Инспектор (с 1895) и Ректор (1896-1897) Новгородской духовной семинарии.
Инспектор (1897-1898) и Ректор МДА (1898-1903), в сане епископа Волоколамского (с 28.02.1899 г.); и и.д. ординарного профессора по каф. Библейской истории (1897-1903). Доктор богословия (1904 г.).
С 1903 г. - епископ Псковский и Порховский, член учебного Комитета Св. Синода (с 1905 г.; с 1906 г. - председатель).
С 1907 г. - архиепископ и Член Гос. Совета от монашествующих. Архиеп. Новгородский и Старорусский (1910-1922, с 28 ноября/11 декабря 1917 г. - митрополит). В 1917 г. - кандидат в патриархи (совместно с митр. Тихоном и митр. Антонием). С 1933 г.(?) - митрополит Ташкентский.
Как человек сильного характера и незаурядных административных и научных способностей, он был авторитетным ректором Академии и для студентов и для ее профессуры. Активный деятель противоалкогольного движения в России. Известный церковно-политический оратор в Гос. Совете.
Репрессии против митрополита начались через год после Октября 1917 г. 21 октября 1918 г. Новгородский губисполком обложил митрополита Арсения единовременным налогом в 50 000 рублей с обязательной уплатой его не позже 30 октября, извещение о чем он получил 1 ноября, как он отметил в своем письме от 4 ноября. Владыка просил отменить это постановление, т.к. он живет на жалование в 750 руб/месяц, получаемое от Высшего Церковного Управления и не в со-стоянии уплатить указанную сумму. 20-го ноября Губисполком оставил в силе свое решение и предложил уплатить налог полностью до 1 декабря 1918 года. [AA?O: o. 550, д. 120].
Практически весь Архиерейский дом в Новгороде был отобран у Владыки: к концу 1917 года половина его квартиры была занята расширившимся Новгородским Епархиальным лазаретом, а с весны 1918 г. при сокращении числа коек лазарета, эта часть квартиры была отдана под помещение церковно-древлехранилища. Вторая же половина квартиры была занята с сентября 1918 г. матросами Ильменской флотилии, прибывшей в Новгород, а с ее уходом в декабре 1918 г. она была занята Штабом 7-ой Армии - так что Владыка не имел даже ни одной свободной комнатки, чтобы разместиться при довольно редких приездах из Москвы, где он находился почти постоянно как участник Собора РПЦ. И тем не менее, в Москве 4 февраля 1919 г. ему вручили "окладной" лист на уплату квартирного налога в 525 руб, о снятии которого по вышеизложенным причинам он просил финансовый отдел Новгородского Совета [AA?O, o. 550, д. 135, л.л. 1-2].
Весной 1919 г. митр. Арсений был подвергнут первому, недельному, аресту. Вторично - в ноябре того же года. В 1920 году, 5 января, выслан из Москвы в Новгород.
22 сентября 1920 г. "органами" был проведен "опрос" митрополита Арсения "по обвинению в противодействии мероприятиям Советской Власти, во внесении им дезорганизации в гражданскую жизнь Новгородской губернии; в нарушении Декрета об отделении Церкви от Государства и последующих его разъяснений, Декрета о похоронах" и т.д.
Виновным в чем-либо митрополит себя не признал.
Речь шла о напечатанных им в NN 3-4 Новгородских Епархиальных Ведомостей за 1920 г. своего рода архипастырских рекомендациях духовенству и мирянам (в отношении церковного расторжения браков, отпеваний самоубийц, ремонта церковных зданий и т.п.,) к которым прицепились "органы".
Тогда власти решили организовать открытое судебное преследование иерарха. И вот, 11 февраля 1921 г. "именем РСФСР Новгородский Губернский Революционный Трибунал в открытом судебном заседании" обвинил: 180
1. Митрополита Арсения в том, что: а) будучи главою духовенства Новгородской епархии ...заведомо зная, что со времени издания декрета Совнаркома от 3 января 1918 г. все церковные организации лишены прав юридического лица и права владения капиталами, утверждал журналы Епархиального Совета, рассылал от своего и Совета имени указы касательно бракоразводного процесса, судопроизводства церковников, по которому, на основании вышеприведенных соображений, [вышеперечисленное] являлось противозаконным;
б) что несмотря на определенные указания в циркуляре Наркомюста от 18 мая 1920 года о воспрещении дальнейшего ведения церковниками бракоразводного процесса, он, митрополит Арсений, все же, изменив форму бракоразвода на форму снятия бракоблагословений, в правилах о последнем производстве, отпечатанных в NN 3-4 Епархиальных Ведомостей за 1920 год, привел за основание правила священного Собора и Синода о бракоразводе, что сам он ...в своем показании признал "редакционной неточностью";
в) что несмотря на все противоречие сборов на "церковно-приходскую лепту" существующим законоположениям о сборах-складчинах, допускаемых между членами данного коллектива верующих на нужды своего храма, - утверждал журнал Епархиального Совета и рассылал указы о производстве таковых сборов с "напоминаниями" в случае поступления сборов неполностью и
г) что, несмотря на упразднение по Декрету учреждений вроде "Братства Св. Софии", "Палестинского Общества", "Красного Креста" и др., он, митрополит Арсений, утверждал журналы Совета о записи поступавших на эти учреждения сумм в общие Епархиальные доходы.
2. Епископа Алексия [Симанского], как временно и несамостоятельно управляющего за отсутствием митрополита Арсения по Епархии делами последней, - в попустительстве означенных в п. 1 деяний;
3-4. ...Протоиереев Яковцевского, Соколова и Вихрова и граждан Финикова и Скородумова - как совершителей означенных деяний.
5. Гражданина Финикова еще и в том, что "состоя ответственным редактором Епархиальных Ведомостей уже после опубликования декрета от 23 января 1918 г., когда все частное издательство ...подлежало национализации, ...получил в обход... законодательства согласие Государственного Издательства", что он придавал "Хронике ведомостей" отрицательное освещение к мероприятиям и действиям Советской власти, что ...будучи сам автором некоторых статей, проводил в них явно контрреволюционные идеи" [в частности, в них поместил] и такую фразу: "но такова уж Русская революция, что она душит не только свободу слова, но и свободу мысли..." [ГАРФ, ф. 550, д. 148, л. 1]
Опускаем дальнейшее перечисление их "преступных" деяний .
12 февраля Трибунал, "применив к ним амнистию ВЦИК от 6 ноября 1920 г., [приговорил] к условному наказанию митрополита Арсения, протоиереев Яковцевского и Соколова, граждан Финикова и Скородумова сроком на пять лет каждого, а епископа Алексия (Си-манского) и протоиерея Вихрова (Венедикта) на три года каждого...
Кроме того, [постановил] в целях ограждения завоеваний Октябрьской революции и в интересах трудящихся масс избрать постоянным местопребыванием митрополита Арсения - город Архангельск...
Настоящий приговор может быть обжалован ...в кассационном трибунале при ВЦИК в течение 48 часов с момента вручения с него копии".
Копия была препровождена митрополиту Арсению 15 февраля.
17 февраля митрополит Арсений подал кассационную жалобу, где, между прочим, указал, что:
..II. "Применение... двух наказаний, а именно - условного лишения свободы и ссылки на житье в Архангельск недопустимо, как являющихся двойным наказанием за одно деяние...
III ...Согласно параграфа II Циркуляра НКЮ от 3 января 1919 г. по вопросу об отделении Церкви от государства, ссылка служителей Церкви из пределов одной губернии в другую не допускается.
IV. Действия мои ...не носят преступного характера, на что косвенно указывает в своем постановлении и заведующий церковным отделом Левендаль..." [ oai ?a, д. 149, л. 1].
Кассационный трибунал ВЦИК в составе Красикова (предсе-датель), тов. Карклина и Анского в присутствии члена-докладчика трибунала т. Нехамкина в своем заседании 16 июня 1921 г. "рассмотрел жалобу на приговор Новгородского Революционного трибунала от 12 февраля 1921 г. по делу митрополита Арсения и иже с ним в противодействии политике Советской власти и приговоренных к условному наказанию на 5 лет Арсения и еще трех лиц из Епархиального Управления, а епископа Алексия [Симанского] и прот. Вихрова на три года, и решил:
- в виду отсутствия поводов к отмене приговора, оставить приговор в силе, отменив лишь высылку в Архангельскую губернию митрополита Арсения, и выяснить через ВЧК обстоятельства печатания Епархиальных Ведомостей (откуда бумага, типография, разрешение [на печатание] с выяснением виновных в упущениях лиц и учреждений и пр." [д. 147 л. 1].
2 июля 1922 по вызову ГПУ митрополит приехал в Москву, где был привлечен к судебной ответственности в качестве обвиняемого вместе со Св. Патриархом Тихоном по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. С 22 (24 ?) марта 1923 г. до 10 января 1924 г. находился в заключении. Был выпущен, но 15 января снова арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.
Он признавался одному священнику, "какие чувства малодушия и трусости он вдруг пережил в ожидании расстрела", будучи в Бутырской тюрьме: "Я уже старик, - ждать впереди нечего, я монах от юности, наконец архиерей, пример и образец христиан и христианского мужества, и вот никак не мог собой овладеть. Такая жажда жизни, такое нежелание умирать, такая тоска и борьба с собой и страх смерти и малодушие, что просто ужас..". - а это был "широкий ум, большое образование, могучая воля, честность и прямота, решительный и непреклонный характер, строгость к подчиненным и себе".181 28 марта осужден Комиссией НКВД СССР на 3 года высылки в г. Бухару. Но в Бухару он не попал, а был в Полторацке (Асхабаде) 182.
В 1925 году, 5 декабря по завещанию Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского) на случай своей кончины митр. Арсений назначен третьим кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола.
В 1926 г. переведен в г. Ташкент, видимо, из Асхабада.
В 1927 г. 28 марта, по постановлению ОСО при ОГПУ СССР, ему, якобы было разрешено свободное проживание в пределах Средней Азии.
18 мая 1927 г. митр. Арсений был включен в состав Синода при митр. Сергии, но как указано в "Актах", участия в заседаниях не принимал. Вполне возможно, что это был пропагандистский маневр Е.Тучкова для укрепления авторитета митр. Сергия.
Вообще говоря, период жизни Владыки в 1924-1933 гг. остается пока мало известным или мало достоверным в некоторых своих частях183 . С 11 августа 1933 он был, якобы184 , на Ташкентской кафедре до своей смерти в 1936 г..
Он - автор многих исследований по истории Православной Церкви в Молдавии, Бессарабии и Румынии, а позднее - в Псковской земле. Знаток церковного пения. Автор многочисленных поучений, слов и речей.
ПРИМЕЧЕНИЯ
179. 10.02 , дата смерти, взята у митр. Мануила, вероятно уже по новому стилю? Часть сведений за 20-30-е годы получена из Базы данных в ПСТБИ и от И.Ковалевой.
180. Из копии приговора, ГАРФ, ф. 550, оп. I, д. 148
181. См. М. Польский, цит. соч. ч. I, с. 148-149.
182. Достоверно известно, что по крайней мере, в 1925 - 26 он был в ссылке именно в Полторацке (Асхабаде), где жил на ул. Журавлева, и где он, в частности, от Пешковой получил помощь в размере 10 рублей от 22 дек. 1925 г., о чем он с благодарностью ее извещал письмом от 7 января 1926 г. [ф. 8409, д. 132, л. 54-55]. То, что он жил в Красноводске в эти годы, (по некоторым источникам), представляется мало достоверным.
183. Еще менее достоверными представляются слова М. Польского, что митр. Арсения несколько раз ссылали в Сибирь и Туркестан и якобы "из туркестанской ссылки безбоязненно писал митрополиту Сергию свой протест против его соглашения с богоборческими властями и отрицал всякую возможность компромисса с ними", в т.ч. отвергал и настойчивые советы в этом направлении архиеп. Евдокима, навестившего его в тюрьме. [См. М. Польский, цит. соч. ч. I, с. 148-149].
184. Но некто M. Josephson из Парижа, из прихода на rue Dareau 20 марта 1934 г. через Красный Крест послал ему, как ссыльному (!), 100 франков [ф. 8409, д. 848, л. 96].
Материал сайта "Русский мартиролог".
Источник: http://derjava. pskov. ru/
Комментарии 2