Могила неизвестного солдата Обелиск Советским воинам погибшим при освобождении гВеликие Луки от немецко-ф

Могила неизвестного солдата. Обелиск Советским воинам погибшим при освобождении г.Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков.
Дата постройки: 1942 - 1943 гг.
Адрес: Великие Луки г., на восточном бастионе крепости.
Типология: Памятники истории
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Экскурсионный показ
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:13 декабря 1942 года начало штурма города войсками 3-й ударной Армии под командованием генерал-лейтенанта Галицкого Константина Николаевича. 17-18 января 1943 года Великолукская операция завершена. В составе 3-й ударной армии участвовал в освобождении города 8-й эстонской национальный корпус. В 1960 году установлен обелиск и произведено благоустройство памятного места. Автор памятника эстонский скульптор Марк Поорт. Сооружен по постановлению Совета Министров Эстонской ССР.
Архитектурные особенности:В центре города, на левом берегу реки Ловать, на восточном бастионе крепости, установлен обелиск из бурого камня высотой 23 м. На обелиске установлена 5-конечная звезда высотой 3 м. Общая высота памятнитка 26 м. Под мемориальной плитой в основании памятника захоронена урна с прахом неизвестного солдата. На основании обелиска сделана надпись на русском и эстонском языах. "XII.1942-I.1943. В боях за освобождение города участвовали: 8-й эстонский стрелковый корпус, 257 и 357 стрелковые дивизии, 47 механизированная бригада, 13 и 38 танковые полки и 146 отд. танковый батальон. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Советской Родины!"
Общие сведения:Обелиск Советским воинам погибшим при осовобождении города Великие Луки используется для патриотического воспитания молодежи.


Состояние объекта: удовлетворительное
Персоны:
  • Поорт М.скульптор
    Доступность: доступен для осмотра

    Библиография: Достопримечательности Псковской области. Л., 1973., с.350.

    Могила неизвестного солдата Обелиск Советским воинам погибшим при освобождении гВеликие Луки от немецко-ф
  • Могила Ставского Владимира Петровича (19001943) писателя

    Могила Ставского Владимира Петровича (1900—1943), писателя.
    Дата постройки: 1943 г.
    Адрес: Великие Луки г./Колхозная ул
    Типология: Памятники истории
    Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

    Монастырь Вознесенский Комплекс Церковь Вознесения

    Монастырь Вознесенский. Комплекс. Церковь Вознесения.
    Дата постройки: 1752 г.
    Адрес: Великие Луки г./К.Либкнехта ул
    Типология: Памятники архитектуры
    Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
    Современное использование: По назначению
    Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

    Историческая справка:В XVI-XVII вв. Город Великие Луки делился на две большие части: не левом берегу р. Ловати - городовая часть с крепостью и домами бояр и пушкарей, на правом - торговая часть города с поселениями посадских и торговых людей. На правом берегу Ловати уже тогда оформилась торговая площадь - центр общественной жизни города (это район нынешней площади Ленина). В этот период Великие Луки участвовали в широкой междугородной торговле. Этому способствовал Указ 1590 г., согласно которому запрещено было пропускать далее Смоленска простых торговых людей с "невеликими товарами". В результате усилился приток в Смоленск и Великие Луки московских гостей и купцов из центральных районов. В южной части площади проходила дорога (нынешняя ул. К.Либкнехта) через мост на Ловати на основную магистраль городовой стороны на Псковский тракт. В восточной части площади располагался Ильинский мужской монастырь. Время его основания неизвестно. В 1610 г. монастырь был разорен и сожжен. В 1643 г. он был восстановлен. В 1675 г. митрополит Новгородский и Великолукский Корнилий по челобитью монахинь разрушенного Введенского монастыря и жителей города повелел вместо обветшавшего Ильинского монастыря построить на его месте женский Вознесенский монастырь, обнести его оградой и сделать "прочее по чину монастырскому".(2) Строительство монастыря шло очень медленно. В 1692 г. с позволения митрополита Корнилия на средства от вклада в монастырь луцкого посацкого человека Игнатия Базова на месте обветшавшего храма Спасова Нерукотворенного Образа была построена церковь Вознесения Господня. Церковную утварь для нового храма игуменье Марфе с сестрами разрешалось собирать "от христолюбцев по Новгородской епархии". Однако уже в 1700 г. игуменья Ироида с сестрами начали хлопотать о строительстве нового храма вместо обветшавшей к тому времени церкви Вознесения Господня постройки 1692 г., которой все же суждено было простоять до 1714 г. В 1715 г. игумен Троице - Сергиева монастыря Рувим освятил вновь построенную деревянную церковь Вознесения. Она простояла 5 лет (до 1719 г.) и сгорела при большом пожаре в городе вместе со строениями монастыря. Лишь в 1724 г. архиепископ Новгородский Феодосии дозволил игуменье Анфисе начать строительство каменных монастырских сооружений.(2) К 1752 г. каменная Вознесенская церковь была построена. Тогда же монастырь был обнесен каменной оградой, построены деревянные сестринские кельи, кухня, прачечная, две коровни, караульня, сарай, конюшня и сеновал для хранения кормов.(З) Все постройки были непосредственно включены в территорию монастырского двора. Их расположение хорошо просматривается на плане Великих Лук, выполненном в 1768 г.(4) На нем хорошо читается трасса Вознесенской улицы (ныне от нее сохранилась часть ул. Некрасова) проходившей напротив западного фасада церкви, а также трасса северной улицы, вероятно -Борисоглебской, так как название сохранялось до нач. XX в. Хозяйственный комплекс монастыря располагался с южной и восточной сторон от храма, северная же и западная стороны имели лишь ограждение, судя по описанию - каменное. Вероятно, открытая территория служила прицерковной площадью. Характер служебно-хозяйственной застройки монастыря отличается мелкими членениями всевозможных деревянных помещений, плотно пристроенных одно к другому. Выделения жилых келий или парадных построек не отмечается. В этот период вход в монастырский двор находился в юго-восточном углу, между строениями.(4) Планом регулярной перепланировки Великих Лук, конфирмованным в 1778 г. в соответствии с общегосударственными мероприятиями по упорядочению Российских городов, было предусмотрено изменение всей существующей градостроительной системы.(5) Предполагалось создание прямоугольных кварталов с учетом выпрямления существующих криволинейных улиц, создание обширной торговой площади на месте старого торга. Территория Вознесенского монастыря, судя по плану, оставалась в прежних границах. Восточная часть территории близ монастыря превращалась в парадную площадь. Впоследствии в центре вокруг монастыря появились прямые улицы, продиктованные границами монастырской ограды. В первой четверти XIX в. постройки монастыря пришли в такую ветхость, что потребовалась крупная перестройка всего монастырского двора. Начало реконструкции монастырской застройки положило обновление соборного храма, осуществленное в 1826 г. Тогда к церкви были пристроены два теплых придела - Пророка Илии и Благоверных Князей Бориса и Глеба с деревянными потолками, которые через три года были заменены каменными сводами.(б) В одной связи с основным объемом церкви находилась каменная колокольня. К 1828 г. был выполнен проект реконструкции всех надворных построек монастыря (автор неизвестен). Сохранившийся чертеж двора показывает границы монастырской территории, находившейся в черте города.(7) Она определялась в соответствии с проектным планом 1778 г., за исключением восточной границы, которая распространилась на предполагаемую площадь. Здесь находились монастырский сад и огород. Между улицами Вознесенской (ныне Некрасова), Борисоглебской (ныне не существует) и Троицкой (ныне К. Либкнехта) располагался главный двор монастыря с соборной церковью в центре. Ее окружало каре жилых и хозяйственных строений. С каждой улицы в ограде был устроен вход на монастырский двор, но парадным входом служили ворота с торговой площади, где ограда совмещалась с аркадой торговых рядов. Остальные входы - один с севера и два с юга играли роль служебных связей между городом и монастырем. Все вновь построенные здания монастыря были каменными, одноэтажными, выстроенными по проекту, поэтому двор приобрел черты единого строгого стиля - русского ампира, распространившегося в провинции после войны 1812 г. Главной парадной жилой постройкой в системе двора был настоятельский дом, вход в который был оформлен четырехколонным портиком, а садовый восточный фасад имел протяженную галерею. Судя по проекту, остальные постройки, хотя и менее парадные, также имели двухколонные портики. В 1828 - 1830 гг. построен каменный одноэтажный настоятельский дом. В 1828 г. были вновь построены два сестринских корпуса: один с западной стороны от храма, другой - с южной. Деревянный оштукатуренный этаж последнего корпуса надстроен в 1867 г. Каменный одноэтажный корпус, находящийся на северной стороне, построен с давних времен. В 1828 г. построены каменные одноэтажные корпуса кухни и трапезной. Таким образом завершился крупный строительный этап в жизни монастыря. Хозяйственно -жилой комплекс существовал до конца столетия, незначительно обновляясь за счет косметических ремонтов. К концу XIX в. хозяйство монастыря расширилось настолько, что возникла необходимость в строительстве новых зданий. Постройки 1830-х гг. также обветшали и требовали замены или капитального ремонта. При этом территория монастыря оставалась прежней, что видно из плана 7-го участка г. Великих Лук.(8) На рубеже XX в. начался новый этап строительной истории монастыря. В 1891 г. были построены двухэтажные кирпичные кельи для сестер. В 1893 г. построен деревянный дом с 12-ю кельями для сестер с хутора. В 1894 г. - монастырская больница - двухэтажный деревянный флигель, на 16 комнат с отделением монастырской больницы. В 1894 г. - деревянный корпус, двухэтажный с 16-ю кельями для сестер. В 1895 г. построен одноэтажный каменный дом с двумя жилыми помещениями для сестер. В 1898 - 1900 гг. построена каменная двухэтажная рукодельня (ковровая мастерская). Каменный сарай надстроен каменными же помещениями для ковровой и живописной мастерских.(9) В 1900 г. построен одноэтажный каменный дом - иконописная мастерская. В 1901 г. построен двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте - кельи и просфорня. В 1902 г. живописная перемещена в новое здание светом на север, в этом помещении устроена церковно-приходская школа. Надстройка эта приспособлена на две большие и одну маленькую комнату с всходом на чердак и светлую переднюю. В состав хозяйственного комплекса включались: каменный хозяйственный сарай, каменный каретный сарай и два хлева, каменная конюшня, восемь каменных одноэтажных лавок с кладовой, выходящих на торговую площадь. Кроме того, деревянные строения: баня, прачечная, два амбара. За монастырской оградой находилось деревянное одноэтажное здание училища.(10) Далее, до закрытия монастыря в 1917 г. на территории строительных работ не производилось. Судя по описанию, на рубеже XIX - XX вв. плотность монастырской застройки была чрезвычайно велика. Планы конца XIX века свидетельствуют о том, что под территорией монастыря находился квартал между улицами Вознесенской, Троицкой, Ильинской и Борисоглебской. На углу Ильинской и Троицкой улиц находился участок купца Ефремова, возможно, арендуемый им у монастыря или же выкупленный из состава монастырской территории. В Клировой Ведомости Вознесенской церкви третьеклассного Великолукского Вознесенского девичьего монастыря за 1902 г. значится: "Земли в пользу монастыря под строением, садом и огородом 3 десятины 40 саженей". Здания монастыря для помещения сестер и хозяйственных надобностей каменные, за исключением прачечной и трех флигелей. Верх двухэтажного корпуса деревянный, оштукатуренный. Из описания видно, что монастырь являлся крупной хозяйственной единицей в системе центра города, а возобновление застройки позволило развернуть широкую просветительскую деятельность среди горожан. Монастырь существовал до 1917 г. В 1918 г. монастырь был закрыт для отправления культа, а в его постройках первоначально разместились воинские подразделения, часть построек использовалась для жилья.(2) В 1925 г. постановлением Псковского Губисполкома церковь была окончательно закрыта (11), а в 193S г. разобрана колокольня и на ее месте в 1936 г. началось строительство жилого дома.(12) После Великой Отечественной войны здание церкви некоторое время использовалось как жилое помещение, а в 1950 г. передано городскому торгу для склада.( 13) 19 апреля 1990 г. решением Великолукского Горисполкома здание церкви передано русской православной церкви.(13) В 1990 - 1993 гг. церковь была отреставрирована.
    Архитектурные особенности:Церковь Вознесения Господня бывшего Вознесенского монастыря находится в центральной части города, в квартале, ограниченном улицами Некрасова, К.Либкнехта, Пионерской и проспектом Ленина. Церковь расположена в середине квартала и окружена поздней периметральной диссонирующей застройкой, нарушающей видовые связи и препятствующей визуальному восприятию важной вертикальной доминанты в градостроительной структуре Великих Лук. Объемно планировочная структура церкви продольно-осевая, включает объем храма, восьмерик на четверике с купольным покрытием, восьмигранным барабаном и луковичной главой; пятигранную апсиду с шатровым покрытием, трапезную и колокольню трехярусную - восьмерик на четверике с гуськовым покрытием, восьмигранным барабаном и луковичной главкой. С севера к церкви примыкает придел святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба, с юга -придел святого пророка Ильи. Приделы накрыты одной крышей с трапезной. Под всем объемом церкви имеется подвал. На фасадах углы четверика храма украшены широкими рустованными лопатками, а углы восьмерика тонкими угловыми лопатками; углы четверика колокольни подчеркнуты широкими и узкими лопатками. Ярус звона колокольни с восемью арочными проемами, оформленными архивольтами и парными профильными тягами. Стены алтаря и приделов ритмически расчленены плоскими лопатками. Горизонтальные элементы композиции декора фасадов представлены невысоким цоколем, подчеркнутым широкими профилированными тягами в нижних частях стен приделов. Стены четвериков храма и колокольни, приделов и алтаря увенчаны сложными карнизами с раскреповками над лопатками. Оконные проемы имеют прямоугольное, арочное и лучковое завершение. Окна и киоты обрамлены сложными наличниками с треугольными и прямыми сандриками. В интерьере храма четверик переходит к восьмерику при помощи парусов с затяжками; восьмерик перекрыт куполом. С северной и южной стороны храма конструкция опирается на столбы со скругленными углами. Апсида перекрыта граненым сомкнутым сводом. Трапезная (ранее притвор) перекрыта подлинным сомкнутым сводом с затяжками. В южном ом столбе устроена лестница на хоры храма. Западные части притвора перекрыты подлинными сомкнутыми сводами, а в месте срезанного угла - граненым сводом. Перекрытие нового притвора также решено сомкнутым сводом. В южной стене устроена лестница на колокольню. Все оконные и дверные проемы имеют арочные завершения и распалубки. В части дверных проемов сохранились кованые петли для навески дверных полотен. В части окон сохранились волнисто-ромбические решетки. В подвале своды сохранились в центральных помещениях под храмом и трапезной (бывшим притвором). В середине этих помещений имеются широкие прямоугольные в плане столбы, на которые опираются коробовые своды. В интерьере часть стен храма и притвора имеют поздние росписи по штукатурке. Фундаменты бутовые, стены и своды из кирпича; крыши по деревянным стропилам, главы по кружалам, крыты оцинкованной сталью; полы были из кирпича, положенного торцом, ныне покрыты керамической плиткой. Оконные переплеты двойные створчатые и двери филенчатые -поздние. Общие габариты в плане: 25,9 м х 39,3 м.
    Общие сведения:Единственный сохранившийся в г. Великие Луки монастырский храм середины XVIII века - периода барокко в архитектуре России. Несмотря на серьезные переделки в своей структуре несет элементы древних строительных периодов - отсутствие трапезной; устройство галереи перед притвором и т.д.


    Состояние объекта: хорошее

    Доступность: доступен для осмотра
    Реставрационные работы: архитектурный обмерремонтно-ресставрационные работы
    Библиография: Болховитинов Е. История княжества Псковского. Киев, 1831
  • ГАПО, ф.74, оп.2, д.8; ф.130, оп.1, д.1; ф.39, оп.1, д.5712, д.474; оп.2, д.318; ф.Р-590, оп.1, д.1506;, ф.Р-2379, оп.1, д.156
  • Медников М.М. Уездные города Псковской губернии. Псков, 2004,, с.22
  • Полный Свод законов Российской Империи.
  • РГИА, ф.1488, оп.3, д.818; ф.799, оп.33, д.1576
  • Сизов А.И. Вознесенский монастырь. \ Великолукская правда, 9 июля 1988 г.
  • Сизов А.И. История Вознесенского монастыря.\Великолукская правда, 24 мая 1990 г.
  • ЦГВИА, ф.349, оп.8, д.110

    Монастырь Вознесенский Комплекс Церковь Вознесения
  • Музей боевой комсомольской славы имени Александра Матросова

    Музей боевой комсомольской славы имени Александра Матросова.
    Дата постройки: 1971 г.
    Адрес: Великие Луки г./А.Матросова пл
    Типология: Памятники архитектуры
    Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
    Современное использование: Музей
    Документ о принятии под охрану: Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176

    Историческая справка:Проект здания музея боевой комсомольской славы создан по решению ХV съезда комсомола архитекторами А.Белоконь, В.Брайнос и А.Константиновым. Витражи - художники И.Васнецов и А.Васнецов, Б.Тальберг. Строительство велось на деньги собранные комсомольскими организациями Советского Союза, полученными за работы, выполненные для народного хозяйства, за собранные металлолом и макулатуру (комсомольские организации школ) и др. Авторы проекта и художники - создатели музея получили диплом и премию на 3-м смотре достижений советской архитектуры в 1972 году за создание Мемориального комплекса на пл.А.Матросова в г.Великие Луки, в который кроме музея входила планировка площади, оформление набережных р. Ловати, устройство площадок для массовых мероприятий и всходы на холм Петровских укреплений.
    Архитектурные особенности:Музей расположен в парке на берегу реки Ловати. С площади к музею ведут широкие гранитные лестницы. Площадь обсажена вдоль реки молодыми деревьями, разбита на првильные прямоугольники с посадкой газона и устройством фонтанов, вдоль дорожек высажен кустарник. К холму крепости устроен спуск и в низком месте расположена эстрада для народных праздников. Дорога поднимающаяся на холм со стороны музея представляет собой лестницу, возле которой установлен танк на постаменте. Образ музея решен как перекрытие блиндажа: на параллельно идущих стенах положены четыре мощные балки, на которые опирается более широкий верхний объем, собственно музея. Входная группа выделена двухфигурной скульптурной композицией из сварного металла. Это - две женские фигуры, символизирующие тему "Спава героям!", авторы А. и И. Васнецовы. В интерьере вестибюль украшает мозаика на одной из стен, тема - "Ордена Ленинского комсомола". В первом этаже устроены служебные помещения и гардероб. Одномаршевая лестница ведет на второй этаж в основной экспозиционный зал. Напротив лестницы стена полностью остеклена и на витраже в технике "гравюра на стекле" художником Б.Тальбергом выполнена композиция "Берегите жизнь на земле". За экспозиционным залом размещается небольшой кинозал. Экспозиция, развернутая в основном зале, рассказывает об участии комсомола в Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской и Великой Отечественной войне. У стелы с надписью - "Будьте памяти павших достойны" на подиуме хранится главная реликвия музея - запрессованный в прозрачный куб из пластмассы, пробитый пулями комсомольский билет рядового Александра Матросова. Здание музея прямоугольной формы, выполнено из бетона с облицовкой нижних стен мрамором белого цвета. Габариты: 15 х 28м.
    Общие сведения:Здание музея отмечено Дипломом и премией, вошло в золтой фонд советского зодчества.


    Состояние объекта: удовлетворительное
    Персоны:
  • Константинов А.С.архитектор
    Доступность: доступен для осмотра

    Библиография: Навечно в памяти народной. М., 1975
  • Новиков Н.С. Имени Александра Матросова. Музей боевой комсомольской славы в городе Великие Луки. Л., Лениздат, 1974 г.

    Музей боевой комсомольской славы имени Александра Матросова
  • Памятник экипажу танка Т-34 21-го гвардейского танкового полка погибшему при освобождении г Великие Луки

    Памятник экипажу танка Т-34 21-го гвардейского танкового полка, погибшему при освобождении г. Великие Луки.
    Дата постройки: декабрь 1942 г., 9 мая 1968 г.
    Адрес: Великие Луки г./Первомайская ул, на территории завода ЖБИ-2
    Типология: Памятники истории
    Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
    Современное использование: Туристско-экскурсионный показ
    Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542


    Архитектурные особенности:Установлен на территории завода ЖБИ-2 в 40 метрах от центральных ворот и 28 метрах западнее входа на территорию. На постаменте высотой 2 м, изготовленном из железобетона, установлена четырехгранная стела высотой 7 м. Рамеры постамента у основания 2,1 х 1,8 м. На восточной стороне пьедистала - барельеф танка размером 1,9 х 0,85 м. Стела у основания имеет размеры 0,9х0,35 м., незначительно сужена кверху. На восточной ее поверхности надпись: "Здесь в декабре 1942 года погиб экипаж танка Т-34 21-го гвардейского танкового полка при освобождении г. Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков. Вечная слава павшим героям!"
    Общие сведения:Памятник доблести воинов Советской Армии в годы Великой Отечественной войны.

    Материалы: бетон
    Состояние объекта: удовлетворительное