Крепость Великие Луки

Крепость Великие Луки
Дата постройки: XI в.
Адрес: Великие Луки г.
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Музейные экспозиции
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:В XII веке учитывая близость польско-литовского государства и Ливонии, новгородцы построили на южных границах своей республики новую дубовую крепость на том месте, где в настоящее время существует земляной вал. На протяжении трех столетий город выдерживал осады вражеских войск: 1198 г. осада литовцами, 1205 г. - разбили литовцев. В целях повышения обороноспособности в конце XV века, в 1493 г. были приняты меры к укреплению крепости по старой основе в г.Великие Луки. Были укреплены крепостные башни Воскресенская, Покровская, Егорьевская, Троицкая, Никольская, Успенская, Дубовая, Благовещенская, Пятницкая, Макарьевская, Спасская и Михайловская. Спасская и Воскресенская были наибольшими башнями, они находились при въездных воротах. На Воскресенской башне висел вечевой колокол. В крепости того периода имелись собор, казенный амбар, в котором находились государственная казна, порох, свинец и ядра. В крепости размещались также 8 житниц с государственным хлебом, воеводский двор. У Воскресенских ворот (ныне вход со стороны городского парка) располагались караульная, стрелецкая изба, съезжий двор, приказная изба, тюремный двор и несколько обывательских домов. Подошвы крепости окружены были Ловатью, специально прорытым, заполненным водою рвом и двумя озерками: Чистым и Тиноватым. Следы этих озер видны как углубления напротив школы. В XVI веке на территории крепости размещались войска. Во время Ливонской войны Иван IV принял дополнительные меры к ее укреплению. Крепость была усилена 12 батареями, имела замок, обнесенный земляными валами. Все крепостные стены были обложены сверху донизу слоем земли и дерном такой толщины, чтобы на этом слое могли быть поставлены вместительные корзины с землей. У подножия крепости был прорыт дополнительный глубокий ров, наполненный водой. Великолукская крепость стала сборным пунктом войск для похода на Полоцк. Сюда в январе 1563 года прибыл Иван IV с огромной свитой. Вместе с царем были " князь Владимир Андреевич, да Царь Симеон Казанский, да царек Бек-Булат, да царевич Камбула, да царевич Иван, да бояре и воеводы и дворяне и дети боярские из городов и черкассы и татаровья и многая рать воинская большая" - сообщал летописец. В августе 1580 года польский король Стефан Баторий подошел к городу. Были сожжены деревянные строения города. Крепость была взята и разрушена. Во время Смутного времени Лжедмитрий подарил Великие Луки Марине Мнишек. Она приезжала со своим отцом осматривать город. Летописи утверждают, что в 1611 году от города осталось обширное пепелище: виднелись кое-где развалины домов, обвалившиеся валы крепости, обожженные колокольни и церкви. В 1619 году царь Михаил Романов прислал уральских казаков для восстановления Великолукской крепости. Тогда на месте земляных валов была возведена новая деревянная крепость. В начале XVIII в. в разгар русско-шведской войны Великие Луки дважды посетил Петр I ( в 1704 и 1706 гг.). Главное внимение царь уделил укреплению Великолукской крепости. На месте старых деревянных укрепелений был сооружен земляной вал, сохранившийся до наших дней. Крепость продолжала сохранять свое военное значение. В дореволюционное время в крепости, рядом с церковью, находилась тюрьма для политических ссыльных.
Архитектурные особенности:В ходе раскопок крепости в 1927 году, организованным местным креведческим кружком, удалось найти старинное оружие, кольчугу, три шлема и два ядра. При раскопках 1965 года обнаружены ядро, серьга XVI века, венцы деревянных строений, много черепков различной давности, а в трубах валов и вблизи западных ворот - много гильз, пули, части орудий. 1977 г. - Великолукский отряд Государственного Эрмитажа, руководитель работ Миролюбов М.А. На территории крепости было заложено 8 шурфов: Шурф 1 - южнее пруда, размером 2х4 м. Материалы в нем не обнаружены. На глубине 110-120 см после слоя суглинка появился материк. Шурф 2 - раскопан у подножия южного вала крепости, размер 1 х 4 м. На глубине 20 см от дневной поверхности у северной стенки появвилось угольное пятно, размером 35 х 60 см, у пятна были найдены оболомки поливной посуды XIX-XX веков. У западной стенки выявлено еще одно угольное пятно. Шурф 3 - размером 2х 2 заложен у восточного вала крепости. Шурф 4 - заложен у восточного вала крепости. размером 2х 2. Шурф 5 - раскопан у западных ворот, 2 х 2 м. Шурф 6 - в северо-западном углу крепости у южного ската северного вала. Шурф 7 - в западной части крепости, восточнее западных ворот. Шурф 8 - в западной части крепости. Шурфовка крепости показала, что ее культурный слой сильно разрушен поздними постройками и многочисленными перекопами. Валы повреждены кирпичной кладкой. 1998 год археологические исследования западных ворот крепости. ПИ "Спецпроектреставрация", археолог Бирюков Ю.Б. Заложено 7 шурфов. Выявленная кладка была обмерена и зафотофиксирована.


Материалы: в нем не обнаружены. На глубине 110-120 см после слоя суглинка появился материк. Шурф 2 - раскопан у подножия южного вала крепости, размер 1 х 4 м. На глубине 20 см от дневной поверхности у северной стенки появвилось угольное пятно, размером 35 х 60 см, у пятна были найдены оболомки поливной посуды XIX-XX веков. У западной стенки выявлено еще одно угольное пятно. Шурф 3 - размером 2х 2 заложен у восточного вала крепости. Шурф 4 - заложен у восточного вала крепости. размером 2х 2. Шурф 5 - раскопан у западных ворот, 2 х 2 м. Шурф 6 - в северо-западном углу крепости у южного ската северного вала. Шурф 7 - в западной части крепости, восточнее западных ворот. Шурф 8 - в западной части крепости. Шурфовка крепости показала, что ее культурный слой сильно разрушен поздними постройками и многочисленными перекопами. Валы повреждены кирпичной кладкой. 1998 год археологические исследования западных ворот крепости. ПИ "Спецпроектреставрация", археолог Бирюков Ю.Б. Заложено 7 шурфов. Выявленная кладка была обмерена и зафотофиксирована.
Состояние объекта: руинированное
Персоны:
  • Баторий Стефаносаждал и разрушил в крепость в 1580 г.
    Доступность: доступен для осмотра
    Реставрационные работы: инструментальная съемка и фотофиксацияинструментальная съемка и фотофиксацияинструментальная съемка и фотофиксацияинструментальная съемка и фотофиксация
    Библиография: Иванова П.Е. Великие Луки. Путеводитель. Л., 1978,

    Крепость Великие Луки
  • Круглый дом

    «Круглый дом»
    Дата постройки: 1778 г.
    Адрес: Великие Луки г./Некрасова ул, 9
    Типология: Памятники архитектуры
    Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

    Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

    Культурный слой г Великие Луки

    Культурный слой г. Великие Луки

    Адрес: Великие Луки г., на левом берегу реки Ловать: набережная реки Рябики и в районе улиц Силина и Сергиевой Слободы
    Типология: Памятники археологии
    Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

    Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

    Локомотиво-ремонтный завод - центр революционных выступлений рабочих 1905 г

    Локомотиво-ремонтный завод - центр революционных выступлений рабочих 1905 г.
    Дата постройки: 1902г.
    Адрес: Великие Луки г./Малышева ул, 11
    Типология: Памятники истории
    Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
    Современное использование: Вагоноремонтный завод
    Документ о принятии под охрану: Решение Псковского облисполкома от 28.05.1986 г. № 265

    Историческая справка:В 1902 г. на средства государственной Москово-Виндаво-Рыбинской железной дороги были выстроены на станции Великие Луки железнодорожные мастерские по ремонту паровозов и вагонов /ныне - локомотиво-вагоноремонтный завод - ЛВРЗ/. Мастерские вместе с паровозным депо входили в единый тяговый участок, расположенный на перекрестке двух больших магистралей Николаевской и Москово-Виндаво-Рыбинской. Железнодорожники Великих Лук, составляющие к 1905г. 60% пролетариата Псковской губернии /в мастерских было свыше 2.000 рабочих и служащих/, оказались в быстрине революционных событий. 10 января 1905г. взрывом гневного возмущения и протеста рабочие мастерских ответили на зверский расстрел царскими войсками мирной демонстрации рабочих в Петрограде 9 января. В мастерских и депо начался сбор средств на забастовку. 3 февраля 1905г. рабочие мастерских забастовали. Стачечный комитет выработал 17 пунктов требований к администрации: 8-часовой рабочий день, увеличение заработной платы, безопасности забастовщикам и выдача им зарплаты, организация училищ для детей мастеровых, свобода слова и печати, собраний к союзов. Забастовка продолжалась несколько дней и закончилась лишь тогда, когда требования рабочих были частично удовлетворены. 1 мая 1905 г. в ответ на героическую вооруженную борьбу пролетариата польского города Лодзи железнодорожники Великолукских мастерских на своих митингах приняли решение в знак солидарности с польским пролетариатом присоединиться к решению Всероссийского железнодорожного союза о подготовке к всероссийской политической стачке железнодорожников. Руководил митингом врач железнодорожной больницы Василий Васильевич Булычев. 11 октября 1905 г. началась забастовка рабочих мастерских и узла. 19 октября к рабочим присоединилось 400 учащихся Великолукского технического железнодорожного училища. Свыше тысячи железнодорожников и учащихся вышли на демонстрацию. На красном знамени было написано: "Долой самодержавие!" Манифестанты подверглись нападению полиции и черной сотни, избивались саблями, прикладами, дубинками, сбрасывались с моста в реку, где добивались камнями. 8 декабря 1905г. великолукские мастеровые и паровозники организовали забастовку. Многие рабочие были вооружены. Отпечатаны воззвания с призывом к вооруженной борьбе с царизмом. Делегации рабочих великолукских мастерских выехали на станции Западная Двина, Ржев, Новосокольники, Дно для объединения сил. Железнодорожники разоружали военные комендатуры станций и железнодорожную охрану. Повсеместно было остановлено движение поездов и прервана телеграфная связь. Царское правительство жестоко подавило революционное выступление великолукских железодорожников. Руководители забастовки инженеры-паровозники Кректышев и Курлин, мастер Михайлов, токарь Табачников, слесарь Тимошев, токарь Кузнецов, всего 17 человек, были арестованы.
    Архитектурные особенности:Главным обществом российских железных дорог на займы французского акционерного общества в 1902 году были построены железнодорожные мастерские в Великих Луках. Мастерские состояли из 14 цехов. Здания из красного кирпича. В Великую Отечественную войну были разрушены. В 1946 году восстановлены в первоначальном виде. В 1958 г. выстроены 4 новых цеха. 14 восстановленных цеха ныне все действующие, представляют одноэтажные здания со стеклянными фонарями, в которых работают цеха действующего завода. Здание реконструировалось с частичные сохранением существующих стен, металлических форм по металлическим прогонам.. Между бывшим инструментальным цехом и литейным произведена пристройка и надстройка существующих стен. Здание в плане имеет неправильную форму, в пределах 40,6 х 30, 36,0 х 56,0 и 56,0 х 28,5 метров с бытовыми помещениями и следующими отделениями производственного характера 1. Чугунолитейное отделение 2. Землеприготовительное отделение 3. Формовочно-заливочное отделение 4. Выбивное отделение стального литья 5. Плавильное отделение 6. Стержневое отделение Стены пристраиваемой части здания выполнены из красного кирпича на сплошном растворе с расшивкой швов. Цоколь на высоту 600 мм отштукатурен цементным раствором. Покрытие выполнено из сборных железобетонных плит по серии ПК-01-83. Кровля из трехслойного рубероидного ковра по утеплителю. Производственные помещения освещены через металлические фонари, оконные проемами и лампами дневного света. Оборудованы элективными системами отопления и вентиляции. В существующих стенах сохранены оконные проемы прямоугольной и сводчатой формы. Корпус ремонта дизельпоездов. До реконструкции здание было в плане в размерах 68,0 х 42,0 метра. После реконструкции здание имеет неправильную форму размером в пределах 384.0 х 72.0 метров. В старых помещениях сохранены металлические колонны, металлические формы. Кровля сохранена из асбофанеры. В новых помещениях применены различные прогрессивные конструкции, изделия и материалы: установлены железобетонные двухветвенные колонны по серии КЭ-01-52. Формы металлические пролетом 24,0 мм. По формам уложены сборные железобетонные плиты по серии ПК-01-111. Кровля из трехслойного рубеноидного ковра по утеплителю В торцах здания стены выполнены из красного кирпича с облицовкой силикатным кирпичем. Продольные стены выполнены из керамзитобетонных панелей. Внутри помещений кладка стен выполнена под затирку швов и окрашена известковым раствором. Для освещения использованы металлические фонари, оконные переплеты ленточные производственного типа, ампы дневного освещения. Помещения оборудованы современными эффективными системами отопления и вентиляции. Из архитектурных решений - применены ступенчатые парапеты, карнизные и парапетные плита. Здание относится ко 2 классу. Высота здания 14.4 метра. Здание тепловозоремонтного цеха в стадии реконструкции. Вместо двух существовавших пролетов строятся три пролета размером в плане 41,58 x 103,1 метров. При строительстве применяются различные прогрессивные конструкции, изделия и материалы. Для освещения использованы металлические фонари по серии ЗЖ-01-126,оконные переплеты производственного типа, лампы дневного света. Помещения предусмотрено оборудовать эффективными системами отопления и вентиляции. Каркас здания выполняется по сборным железобетонным двухветвенным колоннам по серии КЭ-01-32. Кладка стен ведется из кирпича с расшивкой швов. Кладка стен выше цоколя выполняется из отборочного кирпича с чистыми лицевыми поверхностями и гранями. Цокольная часть кладки здания на высоту 600 мм выполняется под штукатурку. Внутренние поверхности кирпичных стен в производственных помещениях возводятся под затирку швов. По сборным железобетонным колоннам укладываются сборные железобетонные формы пролетом 24.0 метра по серии ПК-01-12968 В качестве перекрытия по формам укладываются сборные железобетонные плиты по серии ПК-01-III. Кровля из трехслойного рубероидного ковра по утеплителю. На отметке 9,24 по сборным железобетонным подкрановым балкам по серии КЭ-01-5О предусмотрен кран грузоподъемностью 5 тонн пролетом 22,5 метра. Из архитектурных решений - предусмотрены ступенчатые парапеты. Здание относится ко 2 классу. Высота здания 14.7 м.
    Общие сведения:Локомотиво-вагоноремонтный завод - место организованных классовых выступлений рабочих Псковщины, поднявшихся в 1905 г. на политическую борьбу против самодержавия.




    Доступность: доступ затруднен

    Библиография: ГАПО, ф.20, оп.4, д.93; оп.1, д.2785, 2744; ф.103, д.100-а
  • ЦГАОР, д.1350,ч.58
  • ЦГИАЛ, ф.1282, оп.1, д.712, д.36
  • ЦГИАМ, ф.ДП-00, д.4, ч.50; д.7027

    Локомотиво-ремонтный завод - центр революционных выступлений рабочих  1905 г
  • Мельницы (дом для приезжих мельницы протока)

    Мельницы (дом для приезжих, мельницы, протока)
    Дата постройки: XIX в.
    Адрес: Великие Луки г./Водопроводная ул Великие Луки г./реки Ловать наб
    Типология: Памятники архитектуры
    Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

    Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542