И.И. Лагунин. Историко-градостроительный очерк г. Себежа и его окрестностей.

Планировка Окольного города гипотетическая и определяется по косвенным данным, которых достаточно много. Упоминаются также городская стена и острог вокруг города. Возможно, это одна и та же деревянная стена, проходившая по краю крутого склона городового холма.
Кроме Кремских ворот, чаще всего упоминаются Летние и Климентовские ворота. К первым от рынка вела Охотницкая улица, сами же ворота располагались посредине южной стены и выводили на берег, они могли служить для вылазок во время осад. Возможно, это нынешняя Набережная улица, которая является одной из древнейших; она проходит по линии южной стены Окольного города. Наиболее старой является южная часть - от Крема до Климентовских ворот. Здесь находились главные городские ворота, были сосредоточены ранние храмовые постройки. Северо-западная часть, наоборот, мало освоенная. Судя по описанию, здесь проходила Новая улица. На севере холм резко понижается. Не исключено, что в один из новых строительных периодов Окольный город был расширен в этой части до берега полуострова.
Название улицы Острожной вместе с топонимом "от городовые стены" (вдоль южной стены?) косвенно говорит о том, что в предыдущий период стенам предшествовало более простое устройство - острог на крутых береговых склонах. Большая Успенская улица протянулась к Климентовским воротам и дальше продолжалась Большой улицей на Переволоке, а также дорогой вдоль всего полуострова. Это направление переняла нынешняя Пролетарская улица. Климентовские ворота "моложе" Летних и постепенно взяли на себя их функцию. Название их, вероятно, связано с определенным строительным периодом (перенесение мощей Климента VII, папы Римского, на Русь символ для самостоятельной русской церкви). До нашествия Батория Успенская улица была главной. Здесь стоял воеводский двор, перешедший к Петру Львову, не имевшему официальной должности. Зато все дворы себежской верхушки после 1582 г. переместились к северу, на Красную улицу. Она становится главной, с нее и начинается описание. Здесь располагались новый воеводский двор, двор осадного головы, дворы причта Троицкой церкви ("позади церкви Троицы Живоначальныя"). Предполагаем, что направление улицы было близко к современной Советской, а храм Троицы стоял примерно на месте костела, местоположение которого не случайно. В середине улицы были пахотные места, свободные дворовые места встречаются по всему городу, что являлось результатом запустения.
От Троицкого переулка параллельно Красной улице шли Левонтьевская, затем Сергиевская улицы. Последняя получила название по придельной к Троицкой церкви Сергия. Но сохранилась ли сама Троицкая церковь при Батории, неизвестно, поскольку вместо Успенского придела в описываемое время существовал самостоятельный храм Успения, позади которого проходила Успенская улица. Последний храм был наиболее популярным: он дал название прежней главной улице, переулку, рядом с ним находился Торг и Успенские южные ворота. В то же время, он не мог быть далеко от церкви Троицы, располагался несколько южнее ее, тоже поблизости от места современного костела и стен старого Крема.
К Летним воротам тяготела деревянная церковь Рождества Пречистыя (по местному преданию, ярусная), от которой к городовой стене шел переулок. Торг и торговая площадь находились примерно там же, где в дореволюционное время располагалась Рыночная площадь, почти посредине Окольного города и тянулась в сторону Крема почти до Успенской церкви.
Следующими по значению в описании являются Мысовые ворота. Точное местонахождение их определить трудно, но название говорит о многом. Эти северо-восточные ворота вели в мысовую - пониженную, незащищенную часть полуострова, по направлению нынешней улицы Нижней, где на мысу были огороды, площадь, переулок. Отсюда осуществлялась переправа на остров Латрик, где располагались "белые огороды" и единственное "свинобоевское место". Сабуровские ворота упоминаются в конце описания Красной улицы, и можно предположить, что находились они на северной стороне, неподалеку от Мысовых ворот, и вели к озеру. Опарины ворота упоминаются часто рядом с Климентовскими. Они вели к Переволоке и находились в северо-западном углу, т.е. в "молодой" части крепости. В рассказе с ними не связывается прямо ни одна улица. Добавим, что у всех ворот, как правило, жили воротники и находились их владения (не менее двух на каждые ворота).
Термин "Заровье" в сочетании с Климентовскими воротами красноречиво говорит о том, что ров отделял крепость от Переволоки. Большая улица, вероятно, продолжала Большую Успенскую. Неподалеку на Переволоке проходила Средняя улица и Четвертый переулок. Последний, вероятно, сохранился на Серебрянке - северном мысу на Переволоке, где до разорения был посад и амбары (42 амбара!). Амбарные места теперь распаханы под огороды. На их месте расположилась лишь одна поварня, да 5 -бань (вместо 8 бывших).
Таким образом, город имел три линии обороны и три границы, ограничивавшие его территорию. Внутри третьей границы на Переволоке ДО разорения располагались "дворы полоцкие, и свиские, и нещерьские присяги", которые теперь пахали пушкари и стрельцы. Следовательно, в городе была даже своя "немецкая слобода" (18 мест). Но и этим не ограничивалось понятие "город Себеж", так как за надолбами, защищавшими предместья, названы улицы Ямская, Воронина (к оз. Вороно), где уже не было дворов, но дворовые места числились. Это были пригородные слободы.
О пригородных монастырях уже рассказывалось. С Себежем связан еще один монастырь - Рождества Пречистыя Клинский. В городе у него был монастырский двор (подъездной?), а за надолбами и на Полоцкой улице огороды, которые распахивали старцы той же обители. Сам монастырь при этом не называется, возможно, потому, что тоже относился к числу разоренных пригородных. Его двором в городе владел ивановский дьякон.
Наконец, "по Полотской дороге" упомянут еще Литовский двор подле озера (Себежа), а за надолбами было много безоброчных огородов и нив - вдоль озера Ворона до Синцов и на юг до Угоринки. Заметим, что направление Полоцкой дороги было активнее освоено и обжито, нежели Опочецкой, что следует отнести к стойкости традиций литовского и польского периодов и удаленности от Пскова.
После Смутного времени, по Деулинскому перемирию 1618 г., Себеж пришлось вновь уступить Польше, на этот раз - надолго.32 Думается, что за эти годы после переписи принципиальных изменений в ансамбле не произошло, хотя передача города другому государству не могла пройти совсем бесследно. К сожалению, о "польском" периоде XVII-XVIII вв. известий довольно мало. Можно лишь предполагать, что гарнизон, служилое население (а оно составляло абсолютное большинство жителей) должно было уйти в Россию. Кроме него, в городе жило немного духовенства, несколько семей ремесленников и помещиков.
В Смутное время по иронии судьбы Себеж был занят приверженцами самозванца, которым пришлось оборонять его от польских войск. После захвата поляками (1616 г.) и заключения перемирия (1618 г.) начинается новая смена населения. Город постепенно утверждается как польское местечко. Первыми пришли униаты. Указом Сигизмунда III (1616 г.) все православные церкви и монастыри в присоединенных землях были подчинены киевским митрополитам. Они не только приняли униатство, но и стали активными его проводниками. Косвенное упоминание о монастыре базилианок в Себеже может относиться и к женскому Ильинскому монастырю в городе. По тем же сведениям по указу Сигизмунда (Зигмунта) III 20 марта 1625 г. в Себеже был выстроен первый деревянный костел,33 приписываемый женскому базилианскому (униатского ордена Св. Василия) монастырю. Предполагаем, что он был выстроен на месте главного Троицкого храма, а из тяжбы с Радзивиллами узнаем, что костелу Сигизмундом III были выделены надельные земли. Простоял этот деревянный костел недолго.
В 1633 г. Себеж был ненадолго освобожден русскими войсками. Взяли город опочане, ходил под Себеж и псковский воевода князь Дмитрий Ефимович Воейков, бравший подводы с монастырских и церковных вотчин; упоминаются и "себежские ратники". По Вязьминскому мирному договору 14 июля 1635 г. Себеж, Красный и Невель вновь отошли к Польше. Россия отказалась от своих притязаний на Прибалтику, а Владислав, со своей стороны, - от притязаний на русский престол.34 Костел сгорел до 1649 г. Пострадал ли он от русских, неизвестно; более полных сведений о его судьбе нет, как и о православных церквах и дворах себежан.
Основания для капитальных работ появились в городе в 1648 г. На сейме Польши "свободным народным волеизъявлением" себежские и невельские земли решено было передать в качестве наградного дара за заслуги перед королем, на правах ленного держания, Радзивиллам. Иероним Радзивилл получил титул Невельского.35
Вступив во владение ленными владениями, он встретился с претензиями причта себежского костела на угодья, пожертвованные ему королем в 1625 г., в год основания. Началась тяжба, тянувшаяся до 1748 г. и закончившаяся в пользу церкви. Радзивилл на месте сгоревшего униатского костела выстроил в 1649 г. новый католический, каменный. На этом его внимание к Себежу иссякло. Получив титул Невельского, он должен был прежде всего заботиться о новом фамильном замке. Через пять лет, в 1654 г., владычество Радзивиллов было прервано русскими войсками. Началась война с Польшей за воссоединение с Украиной. В самом ее начале россияне овладели Себежем. Победа была закреплена Андрусовским перемирием 1667 г., по которому базилианские монастыри и храмы отпадали от униатства и возвращались православию. Это касалось и себежского костела.
Воеводы, овладев Себежем, доложили Алексею Михайловичу, что в городе "окольного города 704 сажени, а в городе Кремль имеет в окружности 78 сажен; кремлевский вал высотою 16 сажен, а вал окольного города 9 сажен, в окольном городе 4 ворот".36 Эти данные соответствуют территории укреплений города на мысу по плану XVIII в. Видимых изменений территории и планировки не произошло, но количество ворот резко сократилось. Отмереть могли одни ворота из двух в следующих парах: Сабуровы - Мысовые, Летние - Успенские. Видимо, четверо ворот (Климентовские, Опарины, Мысовые и Успенские) сохранили значение в планировочной структуре старой части города.
В 1660 г. Себеж был истреблен пожаром, сгорели даже грамоты.37 По Московскому же перемирию 1678 г. Россия вынуждена была вернуть Себеж литовцам в Полоцкое воеводство с выплатой 200 тыс. рублей.38 Положение жителей было столь плачевным, что король на четыре года освободил их от повинностей. Перемирие специально оговаривало свободу вероисповедания. По косвенным сведениям, в 1678 (1672-?) г. некий храм был передан униатам. После же договора 1686 г. начались откровенные гонения на православных.
В этот период силуэт города изменялся. Раньше или позже из него исчезли несколько высотных доминант православных храмов и монастырей, с 1649 г. в городской панораме занял свое место костел Св. Троицы с приделом Антония Падуанского. На месте Рождественского собора на панораме Себежа XVII в. показана одноглавая деревянная церковь (униатская) под двухскатной крышей. Некоторые изменения в силуэте появились в период русско-шведской войны, когда Петр I занял город частью войск (1705 г.). В 1706 г. по приказу Петра I Фон-Верден прислал в Себеж 500 воинов с полковником Девожиром под команду Кириллы Алексеевича Нарышкина. В 1707 г. возникла опасность продвижения неприятеля из Риги, и Петр повелел генералу Шведину с пехотными полками стоять в Себеже и его окрестностях. На подступах к городу были проведены фортификационные работы. Устойчивое предание связывает с именем Петра I "шанцы" - укрепления на горе, носящей его имя (Базарная, или Петровская, гора, Петровский холм). Гора была превращена в бастион, вооруженный медными и чугунными пушками, трехпудовыми мортирами. Она блокировала подходы к городу с северо-восточной стороны. Подобное укрепление встречного боя (на холме, на месте нынешней восьмилетней школы) было организовано с северо-запада. Первое контролировало Опочецкий тракт, второе - Люцинский (сложившееся к тому времени прибалтийское направление - ныне ул. Ленинская). На Замковой горе для Петра I был выстроен коттедж, сохранявшийся до начала XX в. (на месте дома по ул. Замковой, 6) как историческая реликвия. В начале века себежане увековечили память великого государя и полководца другим способом: назвали именем Петра Великого главную улицу (ныне ул. Пролетарская).39 Других следов в облике города, как и дипломатических последствий, этот военный эпизод не оставил. После разгрома Левенгаупта при Лесной театр военных действий переместился к Полтаве, а местечко Себеж осталось прозябать на окраине Польского государства.
По сведениям на 1780 г., население Себежа состояло из 361 души христиан (мужского пола) и 52 душ евреев.40 Кроме каменного костела, в городе были одна-две деревянные церкви, минимум общественных сооружений, в городе и предместьях - необходимый набор хозяйственных строений. Укрепления давно перестали поддерживаться и сохранялись лишь в городском рельефе.
О ближайших предместьях Себежа сведения уже приводились на конец XVI в. В дальнейшем принципиальный характер их не менялся или менялся в сторону сокращения строительной и хозяйственной деятельности. В описании конца XVI в. упоминаются несколько помещичьих имений и селец, принадлежавших служилым людям - стрельцам и казакам, будущим дворянам. Им же принадлежали деревни и пахотные пустоши. Бурные времена не способствовали укреплению этого класса хозяев и появлению в округе богатых усадеб и поместий. Даже монастыри исчезли и не возрождались вновь. В польский период появилось новое явление в виде так называемых "панцирных бояр" - мелких наследственных земельных собственников, выполнявших роль пограничного ополчения (те же казаки). Их внешним отличием были доспехи ("панцырь"), отсюда и название. Но они были столь бедны, что во времена Екатерины II представлялись чем-то курьезным. Существует предание о том, что они были призваны ко двору императрицы и явились в ветхих допотопных доспехах. Они были приравнены к государственным крестьянам с некоторыми привилегиями. Число их в двух уездах доходило до 10 тысяч. Указом 1864 г. это "боярство" окончательно приравняли к крестьянам с правом наследственной собственности.
Других достопримечательностей и явлений градостроительного значения в этот период в источниках не встречается.

Примечания.
1. Stryikowski M. Kronika Polska, Litewska, Zmoitska; Wsrystkiey Rusi. Warszawa, 1846.
2. Псковские летописи. Вып. I. М.-Л., 1941; Вып. II. M., 1955, [Далее ПЛ I и ПЛ II.]
3. Поскольку мы ставили целью проследить основную канву событий, предшествующих первому упоминанию Себежа, воспользуемся здесь и далее источником: Болховитинов Е. Сокращенная Псковская летопись, собранная из отечественных и иностранных летописей. Рукопись. 1831. (ГАПО, ф.499, оп.1, д.78; сообщения под соотв. годами.)
4. Там же. (См. 1407 г.: "а в 1413 уехал в Литву".)
5. Хроника Литовская и Жмойтская // ПСРЛ. Т.ХХХН. М., 1975. С.79. (Сообщила О.В. Емелина.)
6. Болховитинов Е. Указ. соч.(1426 г.)
7. Русские былины старой и новой записи. М., 1894. С.7.
8. Цит. по кн.: Памятная книжка Витебской губернии на 1867 г. СПб., 1867. С.60-61.
9. Болховитинов Е. Указ. соч. (1494 г.)
10. Без-Корнилович М.О. Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии. СПб., 1855. С.133.
11.ПЛП. С.8.
12. ПСРЛ. Т. XXVI. М.-Л, 1959. С.316.
13. Платонова Р.И. Планировочная структура "псковского периода" Себежа в конце XVI в. // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1983. С.51-63.
14. ПСРЛ, Т.ХХ. 4.2. С.340.
15. ПСРЛ. T.IV. С.ЗОО; T.VIII. C.290; ПЛ I. C.107.
16. Болховитинов Е. Указ. соч. (1535 г.)
17. Без-Корнилович М.О. Указ. соч. С.132-133.
18. Там же. С.133.
19. Земцов С.М. Архитекторы Москвы второй половины XV и первой половины XVI вв. // Зодчие Москвы. М., 1981. С.80.
20. ПЛ II. С.230.
21. Мнение А.Н. Кирпичникова.
22. ПЛ II. С.237.
23. Там же.
24. Там же. С.238.
25. Болховитинов Е. Указ. соч. (1562 г.)
26. Подлинная писцовая книга № 355. Описание произведено писцами Г.И. Мещаниновым-Морозовым и И.В. Дровниным. Раздел IV. Город Себеж и его уезд // Сборник МАМЮ. Т.5, М., 1913. С.418-441.
27. Комплекс рукописных материалов Себежского краеведческого музея, ф. Б.В. Сивицкого.
28. Платонова Р.И. Указ. соч.
29. План города Себежа 1778 г. // Полное собрание законов российской империи. Книга чертежей. СПб, 1839. С.268.
30. Сборник МАМЮ... С.430.
31. Там же; ПЛ II. С.37.
32. Лебедев ММ. Витебская губерния. Вып. I. Витебск, 1890. С.34.
33. Без-Корнилович М.О. Указ. соч. С.133. Сведения о каменной церкви неточны (по мнению архитекторов-реставраторов Тютюнниковых).
34. Болховитинов Е. Указ. соч. (1634-35 гг.)
35. Географический словарь королевства Польского. 1889 г.
36. Памятная книжка Витебской губернии на 1908 г. Витебск, 1908.
37. Без-Корнилович М.О. Указ. соч. С.134.
38. Там же.
39. Громов К.М. Далекое, но близкое сердцу // Газета "Призыв". 1988, 2 февраля.
40. Без-Корнилович М.О. Указ. соч. С.134.
И.И. Лагунин. Историко-градостроительный очерк г. Себежа и его окрестностей 3. 1772-1920-е гг.
В результате первого раздела Польши давний соперник России был повержен, а исконно русские земли были возвращены России. 28 мая 1772 г. из присоединенных провинций были образованы две губернии - Псковская и Могилевская. 22 июля 1773 г. местечко Себеж стало уездным городом Полоцкой провинции Псковской губернии, а 22 марта 1777 г. "для уравнения уездов Белорусских губерний... сделано новое распределение", и Себежский уезд вошел в число 11 уездов Полоцкой губернии. На 10 января 1778 г. Себеж показан по штату в числе уездных городов Полоцкого наместничества. 21 февраля того же года был утвержден генеральный план Себежа, а 21 сентября 1781 г. - его герб.
Особый интерес представляет новый и первый генеральный план Себежа,41 выпущенный в числе множества других "Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы" под руководством И. Лейма. Он нанесен на геотопооснову (не совсем точную) и отражает ситуацию, сложившуюся к 1778 г. Отметим некоторые моменты, характерные для этого периода.
На плане показан каменный костел, одна униатская (почти в центре старого города) и одна "благочестивая" церковь (на месте будущего собора Рождества). Все храмы в Себеже традиционно ставились на гребне возвышенности. Униатская церковь появилась в городском силуэте, вероятно, в 1678 г., после передачи города Польше. Православная же Успенская церковь совсем молодая и выстроена, должно быть, после 1772 г., по возвращении города. Таким образом, вместе с костелом они отмечают основные вехи истории Себежа. Все остальные храмы, упоминавшиеся в конце XVI в., исчезли в ходе войн первой половины XVII в.
В экспликации к плану, думается, допущены ошибки. Прежде всего, первым за костелом на площади показан не почтовый дом, а новый "благочестивый", т.е. православный храм на новой главной площади. На месте Рождественского собора обозначена еще старая униатская церковь, а почтовым домом следует признать строение на Переволоке. Бывшие укрепления исчезли и снивелировались, замок перестал играть репрезентативную роль. Сохранившееся польское население группировалось вокруг костела и униатской церкви, а центр города с приходом переселенцев развивается на запад. Тем не менее, составители плана пытаются закрепить старый центр (в районе рынка) разбивкой площади и привязкой сюда присутственных мест. Эта идея была реализована, но не так, как они предлагали. Механическая геометрическая схема разбивки города на улицы и кварталы, красивая по рисунку, оказалась, как и во многих других случаях, плохо увязана с местной, очень специфической ситуацией, как топографической, так и социально-демографической.
В соответствии с традициями планирования того времени на Замке помещен большой соляной магазин и цейхгауз, на островке - провиантский и винный склады. Полуостров "Серебрянка" (позднейшее название) разбивается под обывательскую застройку, торговые лавки и мясные ряды (для христианского населения). На Переволоке помещена казарма для гарнизона. Впервые, и тоже без учета стойкой традиции, разбивается под застройку для еврейского населения ближайшая к полуострову часть перешейка в сторону озера Вороно. На выезде из города спланирована площадь с лавками, иудейской школой и "кагалом" - органом общинного самоуправления. Все это предусмотрено в соответствии с ограничениями для еврейского населения. Еврейская школа в этом месте действительно была, как и слобода, видимо, тоже.
Но предложенная планировка не была осуществлена, да и не могла плодотворно осуществляться. Город еще долго не выходил за пределы полуострова. Тем не менее высочайше утвержденный план стал законом. Основные идеи его осуществлялись в более реалистичной форме, чему служило генеральное межевание, произведенное в Себеже в 1784 г. По экспликации в городе значится 4 купца второй гильдии мужского и 6 женского пола (жены), третьей гильдии - 36 (34 женского пола), мещан-христиан 434 (387), евреев-мещан - 328 (387) чел., а всего 1643 чел.42 По сравнению с 1780 г. особенно заметен рост активной части населения.
Одним из методов подъема хозяйственной деятельности и благосостояния во вновь присоединенных провинциях во времена Екатерины II была раздача земель дворянству. Себежский музей располагает сведениями (источник их, правда, не установлен)43 о пожаловании Екатериной имения Ломы с 500 душами отцу декабриста П.И. Пестеля, Ивану Борисовичу Пестелю; имения Прихабы - поэту Г.Р. Державину; имения Рыкове и Тележники - Д.И. Фонвизину. Одно из богатейших имений - Аннинское - было пожаловано дворянам Бакуниным и стало украшением уезда. По архивным данным, все эти имения в первой половине XIX в. имели уже других владельцев.44
Административные преобразования на этом не закончились. 12 декабря 1796 г. Полоцкая и Могилевская губернии были объединены в единую Белорусскую. При издании штатов Себеж был объявлен поветовым, заштатным городом этой губернии. С 1795 г. он был присоединен к Могилевской епархии. 12 июля 1802 г. Себеж был определен центром Себежского уезда Белорусской губернии, с 1840 г. получившей официальное название Витебской.45
Строительные преобразования начинались весьма скромно. В 1777 г. под Присутственные места были перестроены два хлебных амбара,46 а 10 сентября 1778 г. Себежскому городничему Шубину были направлены образцовые проекты частных домов с разрешением на строительство только по ним.47 В том же году себежский купец Федор Мочальников пытается организовать кирпичный завод.48 В 1780 г. велась подготовка к строительству каменной казенной ратуши и площади при ней с торговыми лавками (все в частных домах), определены границы площади и список домов, на месте которых предполагалась новая площадь.49 В том же году были назначены торги на постройку Присутственных мест, для казенного строительства заготовлено немало строительных материалов, которые себежская казенная палата в связи с задержкой строительства и во избежание порчи просила передать магистрату "для построения в городе каменных лавок и соляного магазина".50 В том же году отмечается, что "в г. Себеже находятся только новая деревянная благочестивая соборная церковь, каталицкий костел и уницкая церковь, деревянная и те [две последних. - И.Л.} в крайней ветхости".51 Позднее (в 1790 и 1801 гг.) называются уже две деревянных православных церкви, та же униатская, а каменный костел не упоминается. Видимо, он к тому времени обветшал и был упразднен.
В поветовом Себеже были городничий, казначей, поветовой судья, провиант-комиссар, гарнизонная команда в составе прапорщика и 30 унтер-офицеров, капралов и рядовых солдат. В городе проживали также две помещичьи семьи с дворней (у одной 12, у другой 35 дворовых).52 В 1799 г. в городе не было ни одного каменного дома, а деревянных - 4 казенных, 3 городских, 197 частных и один магазин.53 В 1801 г. появилось первое каменное здание Присутственных мест (на площади) и каменный магазин (склад).54
С 1782г. производилось описание границ и территорий уездов и их окончательное размежевание. Появились и дела о крестьянских волнениях, не прекращавшихся ни в XIX, ни в начале XX в.
Страницы: 1 2 3
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent