Церковь Петра и Павла с Буя

Церковь Петра и Павла с Буя
Дата постройки: 1373 г.
Адрес: Псков г./Карла Маркса ул, 2
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Не используется
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Церковь Петра и Павла с Буя сооружена в 1504 г. на месте кончанского храма 1373 г. в Среднем городе Пскова в Боловинском конце, о чем повествуют летописи: "В лето 7048…того же лета совершиша 4 церкви камены: св.апостол Петра и Павла в Старом Застенье". Небывалый по своей величине и принесенным бедствиям пожар Пскова 1552 г. миновал, в числе немногих, церковь Петра и Павла с Буя. Последнее упоминание о ней в летописи связано с пожаром в Пскове в период восстания 1609 г.: "Того же году много смуты было и кровопролитие по правде и понеправде… и у Петра и Павла на Бую палату полну насажали всяких людей". Буй, буевище - кладбище - ориентир не случаен. Возможно, он отражает существование рядом древнерусского курганного кладбища. Ю.П.Спегальский считает, что ныне существующий храм представляет собой остатки постройки 1540 г. Историк архитектуры и искусствовед Вл.В.Седов доказывает верность этой датировки, анализируя древние псковские памятники в своих исследованиях. Архитектор-реставратор В.А.Лебедева, основываясь на материалах своих исследований памятника 1960-х годов, утверждает, что основа четверика относится к 1373 г. Во время Ливонской войны и последующей разрухи храм пришел в упадок. К началу XVII века он сильно обветшал. Старые клировые ведомости сообщают, что в 1610 году были капитально отремонтированы его стены, своды, иконостас, кровля и глава. В 1713 г. его приводили в порядок "приходский человек Петровской сотни" Семен Русинов со старостами Герасимовым и Бобыниным. Ю.П.Спегальский предполагает, что "тогда была сделана глава с кровлей из железа, украшенного выбитым на нем рельефным орнаментом, и исполненный совершенно еще в духе XVII века железный (некогда позолоченный) крест. В клировых ведомостях значится, что в 1802 г. церковь еще была покрыта тесом; по Годовикову- в 1810 г. упала звонница, разрушив своды Знаменского придела. Из клировых ведомостей известно, что в 1810 г. был разобран по ветхости южный придел и вместо него через дорогу на месте бывшей церкви Бориса и Глеба построена новая церковь Казанской иконы Божией матери с каменной колокольней. В 1819 г. церковь "была возобновлена". Как считает В.А.Лебедева, смена 8-скатного покрытия на 4-скатное скорее всего произошла в 1819 г., т.к. этому предшествует заметка в Объездных журналах Благочинного от 1817 г. о срочных мерах по замене обветшавшего тесового покрытия на новое, скорее всего, железное. Тогда же под новой железной 4-скатной крышей были скрыты основания барабанов и звонницы 1540 г. Найденная в 1962 г. при расчистке чердачных карманов керамика - остатки храмозданного пояса, валиков, вставок в аркатурный пояс барабана - была датирована археологом Г.П.Гроздиловым первой половиной ХVI в. В 1848 г. тесовые кровли на притворе и паперти были заменены железными. В 1853 г. вся церковь была оштукатурена и под крышей ее сделан деревянный карниз. В 1861 г. были оштукатурены внутри притвор и паперть, "устроена при входе" из притвора в ЦЕРКОВЬ вместо ДВЕРЕЙ арка и выложена в притворе вновь стена. В 1868 г. - "настлан был деревянный пол вместо прежнего плитного и поновлен иконостас". В 1870 г. храм оштукатурен извне, а в 1873 г. - внутри. В 1879 г. - в церкви был поднят помост на 1.5 аршин (ок.1 м), а также поновлена стена с внешней и внутренней стороны. В 1884 г. в арке, ведущей из притвора в храм, "кроме железной двери устроена со стеклами дверь". В 1885 г. - вместо деревянного устроен мозаичный пол. В 1888 г. - внутри храма стены протерты, поновлены и окрашены, а в куполе поновлена живопись. В 1870 г. - произведен ремонт храма снаружи, а именно прежняя краска стен отскоблена, штукатурка, где нужно, отбита и вновь заделана, вычинена и перетерта. Храм окрашен клеевой краской, а карнизы паперти и дощатая ограда с южной стороны церкви масляной краской. В 1898 г. - глава, вся крыша, водосточные трубы окрашены медянкою. Железные оконные решетки и деревянные карнизы под крышею храма окрашены белой масляной краской. Кроме того, бывшие с давних пор обломанными, концы креста на главе храма - верхний и северный - вновь сделаны. Крест и яблоко над ним, увеличенное в объёме, позлащены. 1900 г. - установлены решетки на паперти. В 1820-30 гг. церковь была закрыта и использовалась как складское помещение. Во время оккупации Пскова (1941-1944 гг.) здание не пострадало. Первоначальный образ храма значительно искажен. Утрачены: 7-метровая по ширине трехстолпная двухпролетная звонница, возвышавшаяся над южной стеной четверика, два глухих барабана с главками, покрытыми светлозеленой керамической чешуей; керамический пояс на барабане с храмозданной надписью, обрамленные сверху и снизу керамическими валиками зеленой поливы и такие же вставки в аркатурном завершении барабана, покрытие главы начала XIX века из листов белого железа размером 0,4 х 0.4 с чеканным орнаментом. В 1810 г. было сломано два придела: южный Знаменский и "верхний" северо-западный - во имя Апостола Фомы. Тогда же пристроено крыльцо перед западным притвором. В XIX в. почти все старые окна и двери расширены, заново пробиты большие окна, растесаны оконные проемы апсид. Внутри храм покрыт новой штукатуркой, окрашенной в серый цвет, стены расписаны малярной росписью. Утрачена первоначальная крыша храма.
Архитектурные особенности:Храм стоит на левом высоком берегу реки Псковы на пересечении ул.Воровского (быв.Петропавловской) и ул.К.Маркса (быв.Новгородской) , Четверик храма квадратный в плане с тремя апсидами, притвором и папертью. Накрыт 16-скатной крышей. Глава луковичной формы на высоком барабане. Декоративная обработка фасадов обычна для древних псковских храмов. Стены четверика, обработаны лопатками, образующими прясла, завершенные лопастными арками двух и трехчастного деления. Лопатки в плане отвечают стенам и столбам четверика, отражая внутреннюю планировку на фасадах. Они не доходят до уровня земли, который вырос вокруг памятника за прошедшие века в среднем на 1-1.5 м, заканчиваясь над существующими оконными проемами (ныне заложены) т.н. 1-го яруса. Это говорит о том, что с севера и с юга к четверику могли примыкать древние приделы. Следы южного Знаменского придела, разобранного в 1810 г., в плане были хорошо видны в раскопе 1960 г., проводившемся при строительстве теплотрассы. Центральная апсида украшена валиковыми разводами. Верх апсид - декоративным поясом характерного псковского орнамента - бегунец, поребрик. Барабан прорезан восемью щелевидными окнами с бровками над ними. На барабане цветная (ранее керамическая) храмозданная надпись. Аркатурное завершение барабана (сохранилось частично) - с керамическими цветными вставками в киоты. Глава покрыта алюминиевыми листами с тисненным звездчатым орнаментом. В боковых пряслах стен храма сохранились узкие щелевидные окна (в центральных растесаны). На западном фасаде по центральной оси расположена двухуступчатая ниша - киот. Западный фасад притвора обработан 5-лопастным в завершении декором, обрамляющим главный западный портал. Справа и слева от портала сохранились пяты древней паперти, которые ныне заложены кирпичом. В западной стене притвора под упомянутыми пятами просматриваются фрагменты столбов, ограничивающих паперть в направлении север-юг. Наличие этих остатков указывает на то, что древняя паперть была столпной. К западной стене притвора примыкает поздняя паперть XIX века, которая представляет собой довольно обширное помещение, с арками-входами с западной и южной сторон. На арочных проемах сохранились кованые железные решетки. Перекрытие - деревянный лучковый свод по деревянным кружалам Притвор в плане имеет трехчастное деление. Средняя часть, более высокая, перекрыта цилиндрическим сводом по оси восток-запад/ Боковые пониженные части перекрыты также цилиндрическими сводами по оси север-юг, Из южной части притвора сквозь западную стену четверика устроена поздняя каменная лестница, ведущая в юго-западную палатку. Основной объем храма представляет собой 4-столлный четверик с тремя апсидами, Он перекрыт цилиндрическими повышенными подпружными сводами, которые вместе с парусами являются опорой для светового барабана. Столбы прямоугольного сечения в плане 1.7 х 1.5 м. Восточные столбы скруглены со стороны алтаря, а западные имеют отесаные грани.- В западной части храма углы имеют двухъярусное построение: в первом ярусе - низкие пространства, перекрытые коробовыми сводами с врезающимися арками-сводами, ведущими в поперечный неф; во второе - палатки, перекрытые коробовыми сводами по оси восток-запад. Палатки соединялись деревянным настилом хор, перерезавшие западный рукав креста. Здесь сохранились древние щелевидные оконные проемы. По расположению ниш вдоль восточных стен палаток, включая углы, можно полагать, что они могли использоваться как придельные церковки на хорах или ризницы. Угловые, восточные компартименты имеют высокие арки, раскрывающие пространство и соединяющие углы с рукавами креста. По мнению Вл.В.Седова подобное решение углов храма, является одним из доказательств отношения памятника к XVI веку. Разница в отметках шелыг подпружных сводов, составляющая 2.5 м, позволила заполнить рядами голосников не только нижний тимпан стены, образованный дугой нижнего подпружного свода, как обычно бывает при восьмискатном покрытии, но и верхний, образованный дугой верхнего подпружного свода, где высота тимпана составляет 0,6-0,7 м. Это, по мнению Лебедевой В.Л. подтверждает возможность существований 16-скатного покрытия четверика, с подвышением стен планового креста. Алтарь, жертвенник и диаконник глубокие в плане, имеют щелевидные оконные проемы с большими рассветами внутрь. Два средних оконных проема алтаря повышены по отношению к боковым и к оконным проемам жертвенника и диаконника. Центральные оконные проемы в северной, южной и западной стенах растесаны в XIX в. и значительно подняты над первоначальными. Оконные проемы барабана в плане сохранились в древнем виде. Стны сложены из местной известняковой плиты, обмазаны и побелены. Основные габариты без поздней паперти: 14.7 х 24.6 м. С папертью - 14.7 х 32 м.
Общие сведения:Древнейший храм Боловинского конца, один из немногих сохранившихся в Пскове памятников XIV-XVI вв., находившийся на протяжении своей истории в центре строительной и общественной жизни города, несет в себе еще много загадок для будущих исследований. Внушительный объем храма на высоком берегу Псковы, поставленный на пересечении двух древних дорог, просматриваемый со многих точек городского центра и Запсковья, и в современном городе имеет важное градостроительное значение.


Состояние объекта: плохое

Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: инструментальная съемка и фотофиксациячастичная реставрациячастичная реставрациячастичная реставрация
Библиография: ГАПО, ф.39, оп.1, д.1084,1127,1131,1146,1159,1182,1230,5841, 6465. Ф.280, оп.3, д.454.Достопримечательности Псковской области. Л., 1977,, с.124-126Лабутина И.К. Историческая топография Пскова XIV-XVвв, М.,1985, с.212Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., с.172-175.Плешанова И.И. Псковские архитектурные керамические пояса. \Советская археология. М., 1963,, № 2, с.215Псков через века. Памятники Пскова сегодня. Сост. И.К. Лабутина., СПб., 1994, \Голубева И.Б. Храм на берегу Псковы.Псковские летописи. М.,1955Седов Вл.В. Дмитровский собор в Гдове и церковь Петра и Павла в Пскове.\Археология и история Пскова и Псковской земли. 1989, 1990,, с.17-19Седов Вл.В. Псковская архитектура XVI века. М., 1996 г.,, с.81-82Спегальский Ю,П. Псков. М., "Искусство", 1963 г., с.165-171ЦГАДА, ф.240, офицерские описи, д.454.

Церковь Петра и Павла с Буя
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent