Церковь Успенская

Церковь Успенская

Адрес: Порховский район/Славковичи д
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
Архитектурный стиль: классицизм
Историческая справка:Церковь построена в 1810-1811 гг. прихожанами с одним приделом Иоанна и с отдельно стоящей колокольней. В 1813 г. с северной стороны пристроен придел Троицы В 1834 г. во время пожара обгорела колокольня и была исправлена на средства прихожан. В 1930-ые годы разобран южный придел и отдельно стоящая колокольня.
Архитектурные особенности:Церковь расположена в центре посёлка Славковичи на погосте. Основной объём -четверик кубической формы, одноглавый с деревянный световым восьмигранным барабаном, перекрытым восьмигранным куполом, на котором малый восьмигранный барабан с главкой и крестом. Кровля 4-х скатная железная. С востока к нему примыкает / на всю ширину четверика/ пониженная пятигранная апсида, с севера - пониженный придел - одноглавый с восьмигранным декоративным барабаном. С запада -пониженные притворы четверика и придела. Фасады церкви декорированы скромно: по верху стен проходит упрощенный карниз. На западном, северном и южном фасадах четверика вверху в центре - полуциркульные окна. На апсиде четверика в боковых гранях оконные проемы с арочными перемычками, центральная грань декорирована нишей с арочной перемычкой. На западном фасаде притвора четверика фронтон полукруглой формы с парапетом, над деревянными дверями -полукруглая ниша, над которой металлический козырёк, поддерживаемый металлическими кронштейнами. Вход оформлен полупилястрами, несущими арку с архивольтом, в центре ее - замковый камень. На северном фасаде придела 4 окна с арочными перемычками и 2 Поздних контрфорса в восточной части стены. Четверик перекрыт сомкнутым сводом. В приделе и притворе своды коробовые с распалубками над оконными проёмами. Церковь сложена из местной известняковой плиты ,оштукатурена и побелена. Размеры :20х22м. В церкви сохранилось внутреннее убранство XIX в. Иконостас-деревянный, трех ярусный. Скромно украшен золоченной резьбой.
Общие сведения:Успенская церковь в Славковичах - скромная сельская культовая пристройка в стиле классицизма. Является памятником архитектуры.

Материалы: камень, местный известняк
Состояние объекта: удовлетворительное

Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурный обмер планареконструкция
Библиография: Васильев И.И. Опыт статистическо-географического словаря Псковского уезда Псковской губернии.П.,1882, стр 292Государственный архив Псковской области, ф 39, оп.1, е.х.: 1127,1135,1148,1150,1159,1163,1027 - Клировые ведомости Успенской церкви за 1814,1818,1827,1837,1841,1858,1914 гг.

Церковь  Успенская

Церковь Богоявления

Церковь Богоявления

Адрес: Порховский район/Подоклинье (Зареченский с/с) д
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
Архитектурный стиль: псевдо-русский стиль
Историческая справка:Село Подоклинье в XIX веке входило в Бешковицкую волость Порховского уезда, от уездного города находилось в 18 верстах. Находилось во владении помещиков Тутолминых и Бороздиной. Новая каменная церковь построена в 1861 году в связи с ветхостью деревянной Богоявленской церкви, построенной в 1778 г. усердием помещика Крекшина.
Архитектурные особенности:Церковь расположена у дороги Порхов-3агоска на ровном месте, окруженном деревьями. Это бесстолбный, одноапсидный, пятиглавый храм в основе планировочной структуры которого лежит четко выраженный крест с прямоугольными концами. Основной объём вытянут по оси юг-север. Его центральная часть - четверик повьшен над объёмами концов креста. С востока примыкает алтарь, с запада трех ярусная колокольня. Восьмигранный световой барабан с оконными проёмами, расположенными по странам света и главу луковичной формы. Четыре декоративных восьмигранных барабана, с главами луковичной формы, расположены по углам четверика. Объёмы концов креста покрыты каждый на два ската, они перекрыты коробовыми сводами с распалубками. В алтаре два окна в южной и северной стенах. В основном объёме церкви южной и северной стенах по два спаренных арочных проема и над ними круглое окно. В притворе в южной и северной стенах по одному оконному проёму. Оконные проёмы апсиды, ниша о росписью на восточной стене , оконные проёмы притвора в интерьере имеют профилированные наличники. Профилированными рамками декорированы также подпружные арки. Первый ярус колокольни состоит из трех помещений, центрального, перекрытого крещатым сводом, двух боковых. Южная палатка перекрыта коробовым сводом. В северном помещении лестница, ведущая на хоры и на ярус звона. Декор фасадов: южный , северный, восточный фасады имеют одинаковый декор : по бокам две лопатки, соединенные между собой аркатурными поясами, повторяющими пощипцовое покрытие. Спаренные оконные проёмы и над ними круглое окно /восточный заложен/ размещены в углублении, над аркой этой ниши арочный сандрик килевидной формы. Оконные проёмы апсиды, притвора имеют арочные перемычки и аналогичной формы сандрики. Аркатурные пояски проходят под карнизами всех фасадов. На южных и северных фасадах притвора и колокольни в тех местах, где колокольня примыкает к притвору пилястры. Узкие арочные проёмы барабана имеют арочные сандрики. В основании барабана ступенчатый восьмигранный постамент декорирован лепным поясом, состоящим из окантов. Фасады первого яруса колокольни декорированы также как и основные фасады. Арочный дверной проём портала оформлен пилястрами и килевидной аркой. Фасады второго яруса пилястрами с углубленными филенками, в южном и северном фасадах круглые оконные проёмы с профилированными наличниками. Завершает объём второго яруса антаблемент с многообламным карнизом. 3-й ярус - восьмигранный имеет четыре проёма звона, расположенных по сторонам света, арочные проёмы с гирьками, по бокам проёмов пилястры. Завершаются фасады граней с проёмами щипцами. Покрытие колокольни - шатровое, завершается граненным барабаном, расширяющимся к верху, глава с яблоком и металлическим крестом. Здание имеет выступающую цокольную часть. Материал -кирпич и плита. Габариты 17х22м. В церкви сохранились внутреннее убранство XIX в. Двух ярусный иконостас богато украшен резьбой хорошего профессионального исполнения. Резьба сосредоточена главным образом, на царских вратах /основной мотив виноградной лозы/, витых колоннах 1-го и 2-го ярусов, постаменте иконостаса. Среди другой утвари XIX в. сохранились отличные иконы ХVII-ХVIIIвв.; "Крещение" 1691 г, / р. 164х140 / и "Страшный суд"/ р. 165х140/ -в алтаре церкви, двухсторонняя переносная икона" Крещение" и "Богоматерь -Знамение"/р. 48х40/. "Огненное восхождение Илии на небо" с 3 клеймами жития /р. 105х82/, "Рождество Богородицы", "Мария Египетская" с 12 клеймами жития /р. 105х80/. Видимо, эти иконы были перенесены сюда из старой деревянной Богоявленской церкви.
Общие сведения:Памятник построен в псевдорусском стиле. В его конструкциях использован многовековой опыт русских зодчих. В декоре фасадов использованы мотивы новгородских и псковских культовых построек. Памятник дошел до наших дней в первозданных формах. Представляет научно-исторический интерес.
Предметы особой охраны: Иконостас и иконы
Материалы: кирпич
Состояние объекта: удовлетворительное
Персоны: Архитектор не известенпостроил в 1861 г.
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурный обмер планареставрационные работы не проводились
Библиография: Статистическо-географический словарь Порховского уезда Псковской губернии.Псков,1896, с 111

Церковь Богоявления

Церковь Богородицкая (Церковь Рождества Пресвятой БогородицыXV-XVIII в)

Церковь Богородицкая (Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.XV-XVIII в.)
Дата постройки: XV в.
Адрес: Порховский район/Порхов г/Карла Маркса ул, 1
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения



Историческая справка:Бесстолпный двухапсидный храм с приделом и притвором, к которому примыкает двухярусная колокольня.



Материалы: плита
Состояние объекта: удовлетворительное

Флигель (управление конного завода)

Флигель (управление конного завода)
Дата постройки: 40 - е годы XIX в.
Адрес: Порховский район/Волышово д
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Жилой дом
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Здание "Жилого флигеля", примыкающего к южному криволинейному крылу "Главной конюшни" - одно из наиболее ранних сооружений усадьбы Волышово. Точных сведений о времени его строительства не найдено, но очевидно оно уже существовало уже в XVIII веке, поскольку изображено на схематическом чертеже генплана усадьбы 1784 г. На этом чертеже флигель изображен как здание, стоящее отдельно от сооружения конюшни. Это вполне согласуется с результатами визуального исследования памятника. Они показали, что наиболее ранняя, восточная часть сооружения была дополнена криволинейным в плане объемом, соединившем флигель и Главную конюшню. Кроме того исследования показали следы многочисленных разновременных переделок здания флигеля.
Архитектурные особенности:Здание "Жилого флигеля", примыкающего с южной стороны к южному крылу сооружения "Главной конюшни", в основном одноэтажное. Лишь в восточной его части над основным объемом возвышается небольшой мезонин. В нем можно выделить две основные части: основная, восточная, представляет собой прямоугольный в плане объем, вытянутый в направлении восток-запад. Западная часть, непосредственно примыкающая с юга к южному крылу "Главной конюшни" имеет сложную форму: стена этого объема, обращенная к юго-западу, имеет в плане криволиненйные очертания, а стена, обращенная на северо-восток, в сторону большого двора перед сооружением конюшни - ломаные. Здание "Жилого флигеля" кирпичное, неоштукатуренное. Ряд архитектурных элементов выполнен из белого камня (капители и базы колонн и пилястр восточной части сооружения). Часть деталей выполнена в штукатурке и побелена с имитацией белого камня (капители колонн западной части здания). В восточной части сооружения белокаменные блоки включены также в кирпичную кладку колонн и пилястр. Местами сохранились следы красной покраски по кирпичу. Встречаются и следы побелки, имитирующей включение бело-каменных блоков в кирпичную кладку. Венчающий карниз основного одноэтажного объема здания кирпичный, довольно простого характера, со следами побелки, (вероятно, поздней). Венчающий карниз мезонина имеет сходный рисунок. Протяженный северный фасад сооружения трактован как главный. В восточной его части ближе к левому углу, под верхним мезонином расположен главный вход в сооружение. Он решен в виде необычно трактованной неглубокой лоджии с двумя центральными трехчетвертными колоннами и небольшими выступами угловых пилястр по обеим сторонам. Две колонны делят лоджию на три неравных пролета. В центральном наиболее широком, устроен небольшой дверной проем с лучковой перемычкой, без обрамлений, значительно более узкие боковые пролеты лоджии глухие. Низкое крыльцо между центарльными колоннами - старое, из крупных гранитных плит. В кладке колонн и угловых пилястр кирпич через четыре ряда чередуется с крупными бело-каменными блоками. Капители бело-каменые, причем у угловых пилястр по рисунку они близки дорическим, а у центральных колонн капители - ионические, хотя сами колонны по пропорциям больше соотвествуют дорическому ордеру. Вопреки традициям, лоджия не имеет прямого архитравного перекрытия. Все три пролета лоджии имеют лучковые кирпичные перемычки. Сверху над ними проходит, повторяя их очертания, кирпичный профиль пояска, разделяющего уровни первого этажа с лоджией и возвышающегося над ней мезонина. Гладкая плоскость мезонина прорезана одним оконным проемом с лучковой перемычкой, без обрамлений, с подоконником из двух рядов кирпича - верхняя полочка, внизу кирпич подтесан "на скос". На уровне первого этажа, слева от парадной лоджии входа, расположен прямоугольный оконный проем. Обрамление его отсутствует, подоконник обычного типа (вверху полочка, внизу кирпич подтесан "на скос"). окно имеет заключенную в неглубокую нишу со ступенчатым очертанием верха декоративное завершение. Оно решено в виде рустованной перемычки с большим. выполненным в кирпиче, декоратвиным "замковым камнем", справа от лоджии расположен сходный оконный проем. Он устроен в закладке более крупного проема с полуциркульной русованной перемычкой верха. Габариты этой закладки четко читаются и, судя по крупным размерам заложенного проема, первоначально здесь располагались ворота. В правой, западной части северного фасада, расположены дверные проемы двух входов. Левый из них выделен небольшой пристройкой входа, относится к основной прямоугольной части здания "Жилого флигеля". Правый, выполненный в виде маленького портика, расположен в ломаной части северного фасада, в плоскости, которая имеет небольшой угол излома относительно плоскости основной части северного фасада. И пристройка , и портик имеют сходные своеобразные криволиненйные фронтоны завершений (бочкообразные). Тимпаны фронтонов декорированными рустованными декоративными элементами, сходными с завершениями оконных проемов. По обеим сторонам пристройки левого из этих входов, расположены две кирпичные полуколонны с белокаменными капителями типа дорических и базами красного профиля, также белокаменными. Между этими полуколоннами и выступающим объемом пристройки входа расположено по одному высокому узкому окну с рустованным завершенеим, сходным с завершением окна в левой части северного фасада. Угловые колонны (трехчетвертные) выступающего объема пристройки входа - кирпичные, без баз, профиль капители, по рисунку слегка напоминающий дорическую, выполнен в штукатурке. Такой же характер имеют и колонны портика правого входа. В крайнем западном фрагменте здания, непосредственно примыкающего к южному крылу "Главной конюшни" и расположенному под прямым углом к основному объему жилого флигеля, также расположен дверной проем. Он устроен в закладке между двумя полуколоннами, по типу близким полуколоннам по сторонам пристройки входа в основной прямоугольной части здания. Возможно до этой закладки здесь существовал широкий проем ворот. Поверхность стены северного фасада на перовм этаже декорирована рустом, в уровне мезонина - гладкая. Характер кирпичной кладки в основной прямоугольной части здания и в правой части, примыкающей к "Главной конюшне", заметно различается. Особенно ярко это видно по размерам кирпича. В основной части здания он гораздо крупнее, так что единый выступ руста здесь выполнен из трех рядов кирпича, а в правой части северного фасада и у его левого угла - из четырех рядов более мелких кирпичей. Лучковые перемычки парадной лоджии входа и кладка мезонина - из мелкоразмерного кирпича. Восточный фасад: гладкая плоскость восточного фасада прорезана единственным оконным проемом с лучковой перемычкой, без обрамлений. Над уровнем первого этажа возвышается глухая гладкая боковая стена мезонина. Южный фасад: в южном фасаде здания "Жилого флигеля2 можно выделить две основные части: правую - плоскость прямоугольного основного объема здания, и левую - криволиненйную плоскость объема, примыкающего к южному крылу "Главной конюшни". Над основным одноэтажным объемом, ближе к восточному углу фасада, возвышается небольшой мезонин. Поверхность стены южного фасада, в отличие от северного. гладкая не рустованная. На уровне первого этажа по центральной оси мезонина расположен оконный проем. а в более протяженном левом фрагменте плоскости основной прямоугольной части здания - два оконных проема. Между этими окнами сильно выступающая лопатка (поздняя прикладка). Все четыре окна на основной прямой плоскости южного фасада - с лучковыми перемычками, без обрамлений. Подоконники кирпичные: верхний ряд полочка, нижний подтесан "на скос". Аналогичный характер имеет оконный проем, расположенный на центральной оси в мезонине. В левой части южного фасада, представляющего собой изогнутую плоскость - шесть оконных проемов - с лучковыми перемычками (два современных). По всей поверхности южного фасада просматривается несколько типов кладки, различающихся по способу перевязки (верстовая и цепная), размерам кирпича и характеру растовра. Кроме того, четко видны следы многочисленных перекладок и закладок - например, закладка оконных проемов в правой части фасада, под мезонином. Интерьер: Внутрення планировка здания, по-видимому, подвергалась переделкам. К немногочисленным элементам дореволюционной отделки можно отнести сохранившиеся фрагменты обшивки профилированными досками лестницы в мезонин, пристойка одного из входов. Лестница в мезонин в основе, вероятно, старая, но со значительными ремонтными заменами. Заполнение оконных и дверных проемов - позднее ремонтное. Габариты: 10 х 32 м, высота 10.25 м.
Общие сведения:"Жилой флигель" является одним из наиболее ранних зданий усадьбы и входит в комплекс построек конца XVIII в. -"Главная конюшня" и "Жилой флигель" (№ 9). Предварительные исследования памятника показали, что флигель имеет сложную историю строительства и первоначальный облик здания сильно утрачен.


Состояние объекта: аварийное

Доступность: доступ затруднен
Реставрационные работы: архивные и натурные исследованияархитектурно-археологический обмер
Библиография: Предварительные работы по памятнику архитектуры XVIII-XIX вв. "Флигель" (№ 5). Объединение Росрестарвация. 1990

Флигель (управление конного завода)

Усадьба Гагарина

Усадьба Гагарина
Дата постройки: 1910 - 1912 гг.
Адрес: Порховский район/Холомки д, Туровская в-ть
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: База отдыха
Документ о принятии под охрану: Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176

Историческая справка:Князь Андрей Григорьевич Гагарин, основатель Петербургского политехнического института, приобрел землю в Холомках у сестры своей жены Елизаветы Дмитриевны Новосильцевой в 1911 г. (1) Проект усадебного дома заказан был выдающемуся русскому архитектору Ивану Александровичу Фомину, который и исполнил его в 1912 г. (3). В июне 1913 г. под руководством князя и при участии трех его сыновей приступили к работам. Строительство велось по проекту архитектора, но без его непосредственного участия, поэтому видны некоторые отступления от первоначального проекта, например, на главном фасаде парадное крыльцо сделано гораздо уже, чем в проекте И.А. Фомина. (3, 4). В июне следующего года дом был готов. (1,2,4). Здание строилось в основном из местного материала. Кирпич покупался у соседних крестьян, а для грандиозного гранитного цоколя взрывались динамитом и затем тесались громадные валуны, которыми были усеяны близлежащие поля. (1). По воспоминаниям супруги князя, Марии Дмитриевны, Андрей Григорьевич вникал во все детали строительства и весь год жил в усадьбе в специально построенном для этого небольшом деревянном флигеле рядом со строящимся домом. (1). Флигель сохранился до настоящего времени, но сейчас он в полуразрушенном состоянии. Помимо усадебного дома тогда же были возведены и хозяйственные постройки. Хозяйственный двор был отнесен от дома и располагался на въезде в усадьбу, в северной ее части. Здесь были выстроены две кирпично - валунных постройки для конюшни, сараев и других хозяйственных нужд. Ныне здесь располагаются конюшни, а часть помещений приспособлены под жилье. К юго-западу от дома был построен погреб и еще одна валунная постройка, позднее в ней размещалась баня. Обе этих постройки сохранились, но после пожара в середине 90-х гг. XX в. баня не восстанавливалась. Через месяц после окончания строительства началась первая мировая война. Осенью 1914 г. в одной половине нового дома супруга Андрея Григорьевича, Мария Дмитриевна Гагарина организовала лазарет для раненых солдат Сибирского полка. Гагарины сами содержали этот лазарет в течение всей войны. (1,2,4). После Октябрьской революции бывший князь получил от Советской власти охранную грамоту на принадлежавший ему дом и летом 1920 г. в нем была создана "колония петроградского Дома искусств" (ее еще называли Порховской колонией художников и литераторов) для поддержания голодающей в Петрограде творческой интеллигенции. За недолгие пять-шесть лет существования колонии в ней побывали многие блистательные художники и писатели России: М. Добужинский, В. Ходасевич, В. Милашевский, О. Мандельштам, К. Чуковский, М. Зощенко, Н. Радлов, И. Замятин и др. Помимо отдыха и занятий художники в 1920 г. организовали большую выставку своих работ в Порхове. Среди участников были А. Бенуа, Ю.Анненков, Б.Григорьев, К.Сомов, С.Судейкин, М. Шагал. (1,5). В конце 20-х годов усадьба была национализирована, и в ней разместился туберкулезный санаторий. Во время Великой Отечественной войны в доме устроили реабилитационный центр для немецких летчиков. После войны и до 1985 г. здесь вновь был санаторий для больных туберкулезом. Позднее некоторое время здесь была устроена база отдыха, а ныне дом пустует. В августе 2000 г. Администрация Псковской области передала усадьбу Холомки в постоянное владение Санкт-Петербургскому техническому университету. (1).
Архитектурные особенности:Усадьба Холомки расположена на берегу реки Шелонь, в 15 км от Порхова. Построена возле соснового бора как загородное имение для отдыха. Включает в себя большой ландшафтный парк и часть лесного массива. На территории усадьбы сохранился барский дом, деревянный флигель и часть каменных хозяйственных построек. Историческая планировка территории усадьбы практически утрачена. В северной части усадьбы сохранились развалины двух каменных хозяйственных построек, в юго-восточной части недалеко от дома - остатки погреба и еще одной постройки. Все они были построены из валунов с применением кирпича. Рядом с домом стоит полуразрушенный деревянный флигель. В непосредственной близости от исторических усадебных построек сегодня стоят деревянные барачного типа здания (спальные корпуса бывшего детского санатория). Барский дом является главной постройкой усадьбы, решен как парадный загородный дом. Здание двухэтажное с высоким цокольным этажом, облицованным гранитом, построено из кирпича и оштукатурено. Главным парадным фасадом обращено в сторону усадьбы, противоположным - в парк, который террасами спускается в долину реки Шелонь. Если смотреть на дом со стороны реки, то он стоит на самом возвышенном месте. Решен по типу парадных загородных домов, как единый объем, без традиционных для загородной усадьбы крыльев. Композиционное решение и отделка фасадов выполнены в духе неоклассицизма начала XX века, для которого важнейшим средством эстетической выразительности было применение ордера в виде колонн, пилястр, охватывающих два этажа, симметрия, обработка нижнего этажа рустом, выделение центра. Все фасады здания имеют четкое симметричное построение и трехчастную композицию. Здание имеет два главных фасада - со стороны центральной поляны парковый, но при этом все фасады оформлены как парадные и богато украшены декором. Художественное решение цокольного этажа определяет рисунок гранитной облицовки, которая имитирует кладку стен и оконные перемычки из крупных каменных блоков, за счет чего он выглядит более массивно. Главный северный фасад решен монументально и торжественно. Симметричность композиции подчеркнута четко выделенным центром - входная часть с высокой парадной лестницей и выступающим шестиколонным ионическим портиком на два этажа, завершенным треугольным фронтоном. Стена дома за портиком заглублена и образует широкую террасу-лоджию. На террасу выходят высокие окна и дверь главного входа в здание с арочными завершениями. В уровне второго этажа на колонны опирается балкон с ограждением в виде балюстрады. Заглубленную стену дома украшают прямоугольные пилястры, соответствующие колоннам, с аналогичными ионическими капителями, на которые опирается карниз в виде антаблемента. Боковые части фасада также имеют симметричное трехчастное построение. Центральные окна первого этажа выделены сандриками в виде треугольных фронтончиков, поддерживаемых по краям кронштейнами-модульонами. Приподнятые сандрики визуально удлиняют их высоту и придают более вытянутые пропорции, а расположение проемов строго друг над другом дополняют основные вертикали фасада и подчеркивают четкость его рисунка. Окна первого этажа изначально превосходят по высоте окна второго этажа, что обусловлено функциональным делением помещений на парадные и жилые. Верхний обрез стены и портика венчает развитый классический карниз с сухариками. Со стороны парка фасад дома аналогичен дворовому, но имеет менее деловой и парадный вид. Основным украшением можно считать выступающую полуротонду с открытыми балконами на обоих этажах. Ротонда решена тоже в ионическом ордере, но со спаренными колоннами, поставленными по радиусу. Крыша над ротондой в форме купола. Выход из дома в парк из ротонды украшает дополнительная терраса с гранитными лестницами и ограждением из крупных каменных блоков. В центре террасы вход в подвал, оформленный циркульной аркой в виде грота. Оконные проемы на боковых частях фасада декорированы только подоконными карнизами. Торцовые фасады также имеют трехчастное членение - с центральными, слабо выступающими, ризалитами, увенчанными треугольными фронтонами. Декоративное оформление аналогично главным. Оба торцовых фасада имеют разное функциональное назначение, с чем связано различие в их решении. На восточном фасаде находятся два входа в цокольный этаж. В настоящее время они закрыты поздней пристройкой. Оконные проемы имеются только в плоскости ризалита, центральное окно украшено сандриком, как на главном фасаде. Композиция западного фасада более сложная. С этой стороны располагался подъезд к дому. Поэтому, к фасаду с обеих сторон подходят два пандуса, оформленные гранитными подпорными стенками с полукруглым окном из подвала в центре. Дверной проем входа в здание украшает и защищает от осадков металлический козырек, форма которого навеяна влиянием модерна, что вполне соответствует духу времени постройки дома. Окна расположены по всей плоскости фасада, отсутствие двух оконных проемов заменено нишками. Архитектурный облик сооружения удачно сочетается с окружающим пейзажем. Наличие открытых террас, балконов соответствует функциональному назначению летнего дома для отдыха. Большие окна позволяют осуществить связь с природным окружением. Планировка дома в конструктивной основе симметрична. Несущие стены - продольные. Две капитальные поперечные стены выделяют центральные, парадные помещения. Остальные помещения разделяются, в основном, деревянными перегородками. Состав помещений включает в себя небольшое количество парадных и приемных залов, все они расположены на первом этаже. На втором этаже размещались спальни. Разнообразные служебные помещения находились в цокольном этаже. Историческая планировка дома нарушена закладкой первоначальных проемов и пробивкой новых, разборкой первоначальных и устройством новых внутренних перегородок. Хорошо сохранилась парадная деревянная лестница с широким изогнутым поручнем и точеными балясинами, которая ведет из первого этажа на - второй. Кроме нее в доме имеется еще две лестницы - бетонная с металлическим ограждением соединяет все этажи, начиная с цокольного, и ведет на чердак; металлическая винтовая лестница устроена между первым этажом и подвалом. В перекрытиях первого этажа применены несгораемые конструкции -кирпичные сводики по металлическим балкам. Дом был оборудован водопроводом и канализацией. Фундамент - ленточный из бутового камня, с цокольным этажом; цоколь - облицован гранитными плитами. Наружные и внутренние капитальные стены из кирпича, внутренние перегородки - деревянные оштукатуренные. Перекрытия междуэтажные и чердачное - деревянные, между первым и цокольным этажами - кирпичные сводики по металлическим балкам. Крыша - деревянная стропильная система. Кровля - оцинкованная сталь. Полы - дощатые, паркетные, керамическая плитка. Окна - створчатые с двойными рамами. Двери - филенчатые. Внутренняя отделка - штукатурка, побелка, покраска, потолочные штукатурные карнизы. Флигель. Фундамент - ленточный из бутового камня, с цокольным этажом. Наружные и внутренние капитальные - стены деревянный сруб оштукатурен, внутренние перегородки - деревянные оштукатуренные. Перекрытия - деревянные. Крыша - двухскатная, деревянная стропильная система. Кровля- шифер. Полы - дощатые. Техническое состояние всех конструкций - аварийное. Две каменных хозяйственных постройки в северной части усадьбы. Наружные и внутренние капитальные стены - валунно-кирпичная кладка. Перекрытия - деревянные. Крыши - двухскатная, деревянная стропильная система. Кровли - шифер. Полы - земляные, деревянные. Северная постройка - предположительно конюшня, пустует; южная постройка - половина приспособлена под жилье, половина почти разрушена, крыша отсутствует, стены разрушены. Техническое состояние всех конструкций - плохое, частично аварийное Погреб. Наружные капитальные - валунно-кирпичная кладка. Перекрытие отсутствует. Техническое состояние - аварийное, все конструкции находятся в земле. Каменная хозяйственная постройка в южной части усадьбы. Наружные и внутренние капитальные - валунно-кирпичная кладка. Перекрытия - первоначально деревянные, отсутствуют. Крыши - отсутствует. Полы - отсутствуют. Техническое состояние аварийное. В 1990-е годы была приспособлена под баню и надстроен деревянный верхний этаж, в конце 1990-х годов сгорела.
Общие сведения:Усадьба "Холомки" князя А.Г.Гагарина, профессора и первого ректора Петербургского политехнического института, является одним из наиболее интересных исторических и архитектурных памятников Псковской области. Основное внимание привлекает ландшафтный парк и главный дом усадьбы, построенный по проекту известного архитектора И.А.Фомина. Здание, спроектированное знатоком исторических стилей, мастерски владевшим приемами стилизации, является одним из ярких образцов загородных построек начала ХХв.

Материалы: научной конференции. Псков, 2004,, с.62-68Милашевский В.А. Вчера, позавчера. Воспоминания художника. М., 1972,, с.1-35Минкус М., Пекарева Н. Фомин И.А. М., 1953,, с.26-27,116-118Николаева И.П., Яковлева Е.Л. Усадьба А.Г.Гагарина в Холомках.\ Материалы научной конференции 21-23 сентября 2001 г. П, с.9-16Столица и усадьба., 1915 г., № 36-37, с.11-12
Состояние объекта: среднее
Персоны: Добужинский Мстислав Валериановичжил в 1920-е годы
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурный обмер
Библиография: Гагарин А.П. Холомки и Волышово.\ Материалы научной конференции. Псков, 2004,, с.62-68Милашевский В.А. Вчера, позавчера. Воспоминания художника. М., 1972,, с.1-35Минкус М., Пекарева Н. Фомин И.А. М., 1953,, с.26-27,116-118Николаева И.П., Яковлева Е.Л. Усадьба А.Г.Гагарина в Холомках.\ Материалы научной конференции 21-23 сентября 2001 г. П, с.9-16Столица и усадьба., 1915 г., № 36-37, с.11-12

Усадьба Гагарина