Церковь Спасская (Церковь Спаса 1772 г)

Церковь Спасская (Церковь Спаса. 1772 г.)
Дата постройки: XVII в.
Адрес: Порховский район/Порхов г/Заводская ул
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327
Архитектурный стиль: Древнепсковская школа зодчества
Историческая справка:Первое упоминание о Спасо-Преображенском монастыре в летописях встречается под 1399 г., когда " убиен был князь Роман Юрьевич на Шелоне и положен бысть тело его у святого Спаса в Порхове" ( Роман Юрьевич - новгородский князь, внук Гедимина). В Писцовой книге Шелонской пятины 1584-1585 гг. отмечено: "Монастырь в Порхове по конец посаду. А в нем Преображение Спасово, да в приделе Пречистая Одигитрие, храм каменной. А в монастыре черный священник Макарей да три старца". Таким образом, церковь Спаса с приделом Одигитрии уже в 1584 г. была выстроена в камне. Время строительства, по-видимому, можно отнести к более раннему времени - не позднее середины XVI в. В 1583 г. поражением России закончилась Ливонская война Ивана IV. Западные области страны были разорены польскими и шведскими войсками, что мы и видим в монастыре - священник Макарий и всего три старца. Самыми тяжелыми для Новгородской и Псковской земель были именно конец 70-х - начало 80-х гг. / походы Стефана Батория/. А для того, чтобы построить в монастыре каменную церковь нужны были средства и немалые и довольно-таки большое число братии. По- видимому, до конца 70-х гг. монастырь и был таким. Получается, что церковь не могла быть построена позднее 70-х гг. XVI в. В 1764 г. с введением монастырских Штатов Екатериной II монастырь был упразднен, а церковь сделана приходской. О внешнем облике церкви того времени известий нет. В 1772 г. " вместо сей прежней построена каменной новой коштом господина генерал майора Петра Максимовича Пантелеева". В 1790 г. в Клировых ведомостях упоминается каменный придел во имя Тихвинской Божией Матери - " каменная новая". Каким образом шло это строительство, заново ли были построены церковь и придел или лишь перестроены - может определить только натурное исследование и подробно историко- архивное изучение церкви. Основная часть четверика с апсидами сохранили основные конструкции и планировку церкви XVI в. Страховые документы 1910 г. дают следующее описание церкви " спасопреображенская церковь с приделом во имя Тихвинской Божьей Матери, каменная, обелена известью, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской… На церкви пять глав, больших окон 12, два иконостаса. Церковь отапливается 1 изразцовой и 4 железными печами. Колокольня и два яруса. С западной стороны церкви крыльцо на каменных столбах, обшитое тесом и покрытое железом с одной дверью и одним окном. Строение хорошо сохранилось". Самым интересным здесь кажется сообщение о крыльце на каменных столбах. Очевидно речь идет о каменном пристенном крыльце с двумя нижними площадками и двумя лестничными маршами, перекрытыми по каменным столбам сводами. Церковь в это время была пятиглавой. Об этом же говорит и фото начала XX века из архива ЛОИА. Одна /центральная / глава большая и 4 малых. Кроме них видна и главка на одной из апсид. Все главы ложные и на глухих барабанах. Церковь была теплой - в ней стояло пять печей. Местоположение их без исследования не определить. Фотография позволяет лишь о двух из них - в приделе и южной апсиде. Колокольня двух ярусная / по видимому первым ярусом здесь посчитали притвор/. Второй ярус- ярус звона с арочными проемами для колоколов. Покрыта сферическим куполом с ограненными углами, венчает купол четырехгранный глухой барабанчик с высоким деревянным шпилем. Об использовании церкви после 1917 г. подробных сведений нет. Известно, что церковь была закрыта и долгое время использовалась учреждениями. В это время главы на четверике и апсидах были разобраны. В 1990 г. церковь передана общине верующих и открыта для проведения церковной службы. В недавнее время кровля и шпиль колокольни были разобраны, кровля возобновлена, а высокий деревянный шпиль не был восстановлен.
Архитектурные особенности:Церковь расположена в самом городе, на небольшом холме, в окружении городской застройки. Это двух апсидный храм с притвором и колокольней над ним и крыльцом, поставленный на подклет. К основному объему четверика с востока примыкают полуцилиндры апсид ( обе одинаковой высоты), с запада - объем притвора с ярусом колокольни и каменное одновсходное крыльцо, верх которого зашит тесом. Вход в церковь на западном фасаде. Дверной проем с арочной перемычкой, над ним - фрагмент наличника. На южном и северном фасадах церкви - дверные проемы, ведущие в подклет, южный с лучковой перемычкой, северный -с плоской, оба без наличников. Фасады имеют подкровельный карниз простого профиля, который опоясывает четверик, притвор и апсиды, идентичный карниз и на колокольне. Фасады четверика членятся оконными проемами / по три на южном и северном фасадах/ с арочными перемычками, оформленными полными рамочными наличниками / в виде четверти и валика с капительками/ с замковым камнем. Над оконными проемами расположены декоративные ниши меньшего размерами также с наличниками в виде валиков с гирьками. Оконные проемы апсид с лучковыми перемычками, наличники их аналогичны наличникам четверика. Подклет имеет узкие горизонтальные оконные проемы без декора, низкие оконные проемы апсид идентичны им. В интерьере четверик разделен продольной стеной с тремя арочными проемами на два помещения: собственно церковь и придел. Каждое помещение имеет свой алтарь. Апсиды неправильной формы: северная вытянута по оси запад-восток, а южная - север-юг. Перекрыты оба помещения коробовыми сводами, апсиды- конхами с подпружными арками. Притвор прямоугольный в плане, с четырьмя угловыми выступами - столбами - опорами колокольни, вытянут по оси север-юг. Из него два внутренних дверных проема в помещении церкви и внешней дверной проем - на крыльцо. В восточной части северной стены внутристенная лестница на колокольню. Притвор перекрыт сомкнутым сводом, опирающимся с восточной, южной и северной сторон на подпружные арки на угловых столбах. Подклет четверика состоит из трех больших помещений и одного малого. Помещения южной и северной частей не связаны между собой и имеют отдельные выходы на улицу. В северной части два больших помещения, вход в эту часть через западное помещение, перкрытое деревянным потолком. Восточное помещение перекрыто цилиндрическим сводом с подпружной аркой, в центре его круглый столб, подпирающий просевшую арку. Вход в южные помещения через узкий коридор, перекрытый цилиндрическим сводом, восточное помещение также имеют цилиндрический свод. Подклет притвора состоит из одного помещения с угловыми выступами -столбами, с плоским потолком и арочными нишами, с окнами- продухами с северной и южной сторон. Колокольня поставлена над притвором и имеет лишь один ярус- ярус звона с арочными проемами для колоколов. В восточной стене под проемом сохраняются следы еще двух заложенных арочных проемов меньшего размера. Перекрыта сферическим куполом, на котором укреплен металлический резной крест с яблоком на поместе. Крыльцо каменное, одновсходное, примкнутое к западному фасаду, верхняя его часть / над площадками и лестничным маршем/ - деревянная./Отремонтирована в 1990 г/.Под верхней площадкой крыльца видны следы заложенного арочного проема. Крыша на четверике и притворе четырехскатная, на колокольне - купол, на апсидах - посводная, на крыльце - двухскатная, покрытие железо. Сама церковь построена из плиты, но на фасадах и в южной части крыльца - кирпичная вычинка. Габариты церкви: 26 х 12.5 м


Материалы: камень, местный известняк
Состояние объекта: хорошее
Персоны: Архитектор не известенпостроил в XVII веке
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: обследование, проект реставрации, восстановительные работыремонтно-ресставрационные работы
Библиография: Болховитинов Е. История княжества Псковского. Киев, 1831, с 128Государственный архив Псковской области, ф 74, оп.2, д. 8 л. 280 об.; ф 39, оп.1, д.926,л.5Зверинский В.В. Материалы для ист.-топограф. исследов. и правосл. мон. в Рос. имп. ч. II СПб,1892, № 1185. c 339Зверинский В.В. Материалы для ист.-топограф. исследов. и правосл. мон. в Рос. имп. ч. II СПб,1892, с 339Лебедев Е.Е. Порхов и его окрестности. Новгород, 1915, с 45Неколин К.А. О пятинах и погостах Новгородских в XVI в. СПб, 1853, Записки императорского Русского географического общества. кн. VIII, с. 102РГИА, ф 799, оп.33, д.1603, л.10

Церковь Спасская (Церковь Спаса 1772 г)

Церковь Всемилостивого Спаса

Церковь Всемилостивого Спаса
Дата постройки: середина XIX в.
Адрес: Порховский район/Волышово д
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Не используется
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Здание церкви входит в группу сооружений центрального ядра усадьбы Волышово и занимает северо-восточный угол парадного двора рядом с главным домом. Сооружение выполнено в классическом стиле. К его основному кубическому объему, перекрытому пологим куполом, на южном, северном и западном фасадах сооружения примыкают четырехколонные портики с треугольными фронтонами, а с восточной стороны - прямоугольный в плане объем алтарной части. Отдельные детали здания церкви, однако, выполнены со значительными отступлениями от строгих канонов классицизма. Вероятно, форма первоначальных штукатурных обломов памятника была искажена при последующих ремонтах. Судя по архитектурному решению, здание церкви можно датировать концом ХVIII - началом XIX веков. На межевом плане усадьбы Волышово 1764 года в северо-западном углу парадного двора показано крестообразное в плане строение, которое вполне могло бы быть соотнесено с существующим зданием церкви. Однако, имеющиеся архивные материалы опровергают это предположение. Никаких упоминаний о волышовской церкви в документах ХVIII века не встречается. В 1800 году "сельцо Волышово Василия Алексеевича Васильчикова" состояло в приходе Бельского Устья, а домовая церковь здесь отсутствовала. В ней не было никакой необходимости - по документам "помещик здесь жительства не имеет", а только его дворовые люди". Да и тех было очень мало - 4 мужчин и столько же женщин. Первые упоминания о волышовской церкви относятся к 180З году. В делах Псковской Духовной консистории сохранился документ о разрешении устроить в Волышове домовую церковь. Необходимость церкви в Волышове мотивировалась престарелыми годами владелицы имения Екатерины Илларионовны Васильчиковой, отдаленностью Волышова от приходской церкви в сельце Устье (6 верст) и опасностями переправы через реку Шелонь. В апреле 1803 года разрешение было получено, но при этом уже не выдвигалось требование не выделять "покой", в котором устраивалась церковь. Следующее упоминание о волышовской церкви мы находим в документах за 1816 год. Согласно ведомости церквей Порховского уезда, в то время в селе Волышове существовала "церковь Всемилостивого Спаса деревянная твердая... построена в 1803 году... помянутой помещицы в дому. Таким образом, здесь имеется в виду не сохранившееся до наших дней каменное здание, а предшествовавшее ему деревянное. По тексту нельзя уверенно утверждать, была ли церковь выделена в отдельный объем, или согласно существовавшим требованиям, была устроена в одном из покоев деревянного господского дома. Следует отметить еще одно обстоятельство: если в прошении и разрешении на открытие домовой церкви предполагалось, что она будет приписана к приходской церкви Бельского Устья, то после ее устройства она входила в другой приход - церкви погоста Карачуниц. В клировых ведомостях за 1819 и 1820 годы волышовская церковь еще числится деревянной. А уже в 1821 году о ней сообщается другое: "церковь Всемилостивого Спаса, дозволенная устроить в 1803 году... в селе Волышове... в связи при том же доме каменная. Те же сведения, но более подробные, даны и в клировой ведомости за 1824 год. Таким образом, архивные документы дают возможность точно установить, что каменная церковь в Волышове была выстроена в 1820 году. Нет никаких сомнений в том, что в 1820 году в Волышове было возведено именно сохранившееся до наших дней каменное здание церкви. Об этом свидетельствует архитектурное решение сооружения, вполне соответствующее началу XIX века, и сохранившиеся под побелкой остатки живописи, которые также, согласно проведенным исследованиям, датируются первой третью XIX века . Этим практически исчерпываются конкретные сведения о волышовской церкви в документах Псковской Духовной консистории, Духовного правления и Псковской губернской строительной и дорожной комиссии. Это вполне понятно - в них могли отражаться лишь наиболее существенные перемены в домовой церкви, а все менее значительные вопросы решались непосредственно владельцами имения. И действительно, в личных фондах владельцев усадьбы - Васильчиковых, а затем Строгановых сохранилось довольно много сведений о последующей истории вслышовской церкви, хотя, к сожалению, они носят отрывочный характер. Наиболее раннее из них относится к 1836 году. Управляющий волышовским имением С.Т.Поляков сообщал в письме Д.В.Васильчикову, владельцу усадьбы: "Домик что в саду, на назначенном... месте будет доставлен и тротуар из плиты будет сделан". Возможно, здесь говорится о сохранившемся и поныне мощении стилобата церкви, но не исключено, что может иметься и виду и мощение дорожки близ церкви и домика (в натуре не выявлено). Следующее упоминание о церкви дает информацию не столько о самом здании церкви, сколько о характере ее окружения. Управляющий писал в 1838 году Д.В.Васильчикову, что с господского деревянного дома предполагалось снять мезонин и поставить подле церкви в виде нового флигеля и тут же сообщается, что "Место по забору от ворот до церкви - 17 сажен". В 1840 году он же сообщал владельцу имения Д.В.Васильчикову: "Рисунок волышовсксй церкви иконостаса при сем препровождаю". Спустя несколько недель он же сообщал: "план церкви получил, по которому и приступаю к работе". Очевидно, здесь идет речь об устройстве иконостаса, но проводились ли при этом и другие работы, установить не удалось. Летом 1841 года управляющий писал Д.В.Васильчикову, что Волышово посетила Великая княгиня Елена Павловна с дочерью и ходила в волышовскую церковь, но никаких дополнительных сведений о церкви не приводится. Тогда же сообщалось, что управляющий "священника в Порхове нашел очень хорошего старика, который за службу просит целковый и жить будет в Волышове с дьячком" . Таким образом, в этот период при домовой церкви службу могли совершать не только священники приходской церкви, как это записано в документах Псковской консистории и духовного правления - в Волышове некоторое время существовал и свой маленький штат священнослужителей. Владельцы усадьбы заботились и о внутреннем убранстве церкви. В 1842 году в Волышово были присланы: "образ в золоченой раме, плащаница с убранством, 4 церковных позолоченных подсвечника, 1 подсвечник церковный старый, 21 деревянных шандалов. К 1844-1845 году относятся письма нового управляющего имением А.Пустодомова, в которых раскрывается ход работ по устройству нового иконостаса, причем отмечается выполнение для него новых икон. По этим письмам видно, что иконостас выполнялся не в Волышове, но где именно, и по чьему проекту - не говорится. Он был "крашен масляною краскою", а карнизы и рамы для икон золотились. Образа для нового иконостаса писал токаревский живописец Николай. При этом никаких сведений о росписи стен и купола церкви не приводится, хотя как показали натурные исследования, в церкви под слоем поздних покрасок сохранились фрагменты живописи, которую можно датировать началом XIX века. Вероятно, она была выполнена до 1844 года, но время создания этих росписей в архивных документах не отражено. В 1847 году было по определению Святейшего Синода приведено в исполнение причисление от Карачуницкой церкви села Волышова и деревень Вельяк и Бора к приходу Никольской церкви погоста Тишинки. И действительно с этих пор и до самой революции волышовская домовая церковь числилась в приходе Никольской церкви в Тишинке. В середине XIX века в здании церкви проводились ремонтные работы. Управляющий имением осенью 1848 года сообщал Д.В.Васильчикову: "для волышовской церкви балки будут доставлены из Гостибицкой дачи. По упоминанию в донесении 1851 года можно определить, какие именно работы были выполнены: в волышовской церкви в ризнице и в маленной полы перестлали и балки переменили. Кроме того здесь очень интересно сообщение, что в состав помещений церкви в середине XIX века входили моленная и ризница. В эти годы продолжало обогащаться внутреннее убранство церкви. В 1855 году Д.В.Васильчиков писал волышовскому управляющему: "Посылаю я к тебе два образа, коих ты прибей к царским дверям внизу тех, как уже существуют". Никаких других конкретных архивных сведений о характере работ в здании церкви, относящихся и середине XIX века, выявить не удалось. Необходимо, однако обратить внимание на следующее обстоятельство. В клировых ведомостях церквей Порховского уезда за 1821-1843 годы волышовская церковь числится как каменная в связи при господском доме. К сожалению, аналогичные документы за 1844-1859 года отсутствуют. А в ведомости за 1860 год отмечается, что церковь в Волышове каменная, теплая и находится особо от дома. Таким образом, здание окончательно отделилось от господского дома в период между 1844-1859 годами. Наиболее вероятно, что это произошло в 1858-1860 годах, когда в усадьбе под руководством архитектора М.А.Макарова развернулись особенно крупные строительные работы, и в первую очередь по главному дому. Среди строительных и ремонтных работ, проведенных на волышовских постройках в 1864 году указан ремонт большого дома, церкви и птичника. Характер работ при этом не раскрывается, но отмечено, что на все три здания было истрачено 600 рублей . Судя по этой сумме, ремонт церкви не был значительным. Ведомость работ по волышовским зданиям за 1865 -1882 годы показывает, что в этот период никакого ремонта церкви не выполнялось. Некоторые работы проводились в церкви в конце 80-х годов. К сожалению, в документах конца XIX века обычно не выделяется, какие именно работы проводились по отдельным сооружениям, а указывалась сумма средств, затраченных на ремонт. В лучшем случае сообщалось лишь, сколько уплачено мастерам различных специальностей и за материалы. В архивных документах 1890-х годов сведения о волышовской домовой церкви почти полностью отсутствуют, но ее изображение дано на схеме генплана парадного двора усадьбы, датирующимся 1896 г. Следует отметить, что здесь не показан прямоугольный в плане объем восточной, алтарной части храма. Однако, и церковь, и остальные постройки на генплане настолько условны, что это не может с абсолютной точностью доказывать, что сохранившийся до настоящего времени прямоугольный объем алтарной части в конце XIX века отсутствовал. В архивах не сохранилось никаких сведений, позволяющих определить, являлся объем алтарной части первоначальным, или был пристроен позднее. А вот его существование в начале XX века устанавливается совершенно точно. Представление о его характере в дореволюционные годы дает фотография церкви с восточной стороны. Эта фотографий доказывает также, что сохранившееся до наших дней завершение купола церкви - подлинное, и определить форму утраченного креста. Здесь видно также, что церковь была в начале XX века побелена. На фотографии показан и характер окружения церкви, точнее, небольшого ее уголка между ней и главным домом. Анализ композиционного решения Спасской церкви в Волышове показал, что она принадлежит к типу построек, довольно широко распространенному в архитектуре начала XIX века. Сходные композиции встречаются не только в церковных постройках, но и в зданиях мавзолеев, садовых павильонов и беседок. Но ни в одном из рассмотренных сооружений церквей, близких по характеру волышовской, нет сходного прямоугольного объема алтарной части. Более распространена полукруглая в плане алтарная честь, и в связи с этим можно предположить, что существующий в волышовской церкви прямоугольный объем - позднего происхождения, и мог быть выполнен на рубеже XIX-XX веков. После революции церковь была закрыта, постепенно ветшала и разрушалась. В 1961-1964 годах Псковской ПСНРПМ выполнялись противоаварийные работы по этому сооружению: были выпрямлены колонны и укреплены пьедесталы северного портика, заменен его сгнивший архитрав и сделан косметический ремонт. Руководил работами архитектор Б.П.Скобельцын.
Архитектурные особенности:Здание церкви в усадьбе Волышово входит в комплекс сооружений центральной площади усадьбы и занимает ее северо-восточный угол, близ главного дома. В основе композиционного построения храма лежит классическая схема квадратного в плане основного объеме, перекрытого полусферическим куполом, с четырехколонными портиками у западного, южного и северного фасадов. Алтарная часть храма решена довольно необычно - не в виде традиционной криволинейной в плане апсиды, а как прямоугольный объем той же высоты, что и основной объем сооружения, но значительно шире его - стены алтарной части примыкают к крайним колоннам портиков южного и северного фасадов. Здание церкви кирпичное, оштукатуренное в настоящее время побелкою. Основная часть поверхности стен декорирована выполненным в штукатурке крупным плоским рустом. Верхняя часть стен обработана крупными филенками. Лишь на стенах объема алтаря филенки отсутствуют. Вход в здание в настоящее время - с южного фасада. На западном фасаде сооружения к основному объему (под портиком) примыкает современная силикатная пристройка. Развитый карниз основного объема, декорированный рядом частых мелких зубчиков, дополнен лентой фриза и узким профилем архитрава. Фриз в некоторых частях основного объема представляет собой гладкую ленту, а в других декорирован триглифами. В архитраве под триглифами помещено по три "капельки", большая часть из которых сейчас утрачена. Все три портика увенчаны треугольными фронтонами и по характеру ближе всего дорическому ордеру, хотя и не полностью соответствуют его классическому канону. Ствол колонн без каннелюр. В капителях широкая гладкая плита абаки поддерживается довольно узким валиком эхина с двумя "ремешками" под ним. Высокая шейка капители украшена лентой растительной гирляндой (на многих капителях утрачена). Нижний поясок капители представляет собой узкий валик с выкружкой под ним. Базы колонн имеют большие утраты, их первоначальный профиль искажен поздними ремонтным слоем цементной штукатурки. Ствол колонн кирпичный, абаки капителей и плинты баз колонн - из крупных блоков естественного камня, обломы капителей и баз выполнены в известково-цементной штукатурке. Характер пилястр, членящих плоскости фасадов основного объема соответственно положению колонн портиков, аналогичен решению колонн. Все портики имеют общий стилобат, в плане представляющий собой часть восьмигранника: три основные грани, соответствующие портикам, дополнены двумя промежуточными гранями. Стилобат выполнен из каменных плит на кирпичном основании. Южный фасад: южный фасад зданий Церкви - главный. Он обращен на парадную площадь усадьбы. По центральной оси четырехколонного портика, сильно выступающего вперед, расположен вход в сооружение, а по его сторонам, между пилястрами - два оконных проема. У дверного проема с прямой перемычкой устроен современный дощатый тамбур входа. Высокие окна по сторонам входа - также прямоугольные. Их сложные обрамления включают профилированную раму, повторяющие очертания проемов и венчающую часть, представляющую приподнятый над профилированной рамой декоративного фонтанчика лучкового очертания, поддерживаемого волютообразными кронштейнами. Эти кронштейны декорированы акантовыми и виноградными листьями. Между внутренним обрамлением и лучковым фронтоном помещен декоративный элемент в виде триглифа. Рисунок обрамления правого и левого окна слегка отличается, что, вероятно, объясняется поздними ремонтными переделками. Габариты оконных проемов, по-видимому, в советское время были слегка уменьшены. В решении венчающего карниза южного фасада замента разница в рисунке горизонтального карниза, в том числе и горизонтального карниза портике и карниза фронтона портика. Профиль карниза фронтона дополнен не мелкими частыми зубчиками, а довольно редкими крупными сухариками. Фриз на южном фасаде не имеет триглифов. Плоскость тимпана треугольного фронтона гладкая, с круглой сферической нишей в центре фронтона. Лепной декор в тимпане южного портика отсутствует. Значительные утраты штукатурного слоя позволяют выявить некоторые особенности конструкции портика. Колонны портика заметно выступают вперед относителъно антаблемента, так как декорированная архитравная балка сдвинута ближе к центральной оси колонн. Эта разница лишь отчасти скрадывается за счет толстого слоя штукатурки (в архитравной части - по обшивке из довольно крупных досок). Дощатый потолок портика оштукатурен по дранке. Отсутствие фрагмента подшивного потолка позволяет видеть неоштукатуренную кирпичную кладку стены основного объема и отметить, что по своему характеру она заметно отличается от очень небрежной кладки конструкции портика, что, вероятно, можно объяснить поздними ремонтами портика. Северный фасад: северный фасад здания церкви в основных чертежах повторяет характер южного фасада, но между ними имеется и ряд серьезных отличий, прежде всего в решении портиков. Профиль карниза фронтона утрачен, сохранился лишь ряд частых зубчиков в его нижней части, аналогичной зубчикам основного горизонтального венчающего карниза сооружения. Напомним, что в карнизе треугольного фронтона южного портика они были заменены редко расставленными широкими Сандриками. Тимпан фронтона имеет богатый лепной декор заполнения: по центральной оси резмещен крупный круглый медальон в профилированном обрамлении, а остальная часть заполнена сложным лепным растительным декором вьющихся стеблей и цветов, в настоящее время частично утраченным. Характер колонн северного портика и соответствующих им пилястр на стене основного объема аналогичен колоннам и пилястрам южного фасада. Венчающий карниз на северном фасаде имеет очень значительные утраты. В сохранившихся частях фриз имеет триглифы, а архитрав под ними - капельки. За счет уклона естественного рельефа местности стилобат у северного фасада, в отличие от южного, сильно приподнят над уровнем земли. С северной стороны к нему примыкают небольшие объемы кладки из каменных блоков - возможно, подобия контрфорсов позднего ремонтного укрепления. Ступени входа у стилобата северного портика отсутствуют. По центральной оси портика северного фасада, в отличие от южного, помещен не дверной проем, а оконный. Все три оконных проема северного фасада имеют обрамления, сходные с обрамлениями окон южного фасада. Восточный угол прямоугольного алтарного объема на северном фасаде подчеркнут гладкой лопаткой. Цоколь алтарного объема на северном фасаде слегка выступающий за основную рустованную поверхность стены, - гладкий, в одной плоскости с угловой лопаткой. Западный фасад: западный фасад здания церкви имеет симметричную композицию. Карниз фронтона портика и горизонтальный карниз основного объема с одинаковым рядом мелких зубчиков. Фриз декорирован триглифами, а архитрав под триглифами дополнен капельками. Тимпан фронтона гладкий, без какого-либо заполнения. Большая часть плоскости западного фасада основного объема скрыта современной пристройкой из силикатного кирпича. У стилобата портика западного фасада в центральной части просматривается верхняя ступень крылец входа, в настоящее время практически полностью скрытого поднявшимся культурным слоем. Таким образом, первоначально вход в здание церкви был со стороны западного фасада. Западные плоскости стене прямоугольного алтарного объема и у северного, и у южного фасадов прорезаны прямоугольными дверными проемами без обрамлений, вероятно, поздними (проем у южного портика в настоящее время заложен). Восточный фасад: Восточный фасад здания церкви имеет наиболее скромное решение. Портик отсутствует. Рустованная поверхность стены прорезана четырьмя прямоугольными оконными проемами без каких-либо обремлений. Рисунок руста доходит до самого проема, что говорит о том, что эти оконные проемы и изначально не имели обрамлений. В настоящее время три оконных проема заложены, сохранилось лишь крайнее правое окно. Профиль венчающей части карниза не сохранился. Лента фриза гладкая, без триглифов, но у архитрава кое-где сохранились отдельные "капельки". Цоколь на восточном фасаде не выявлен. Углы алтарного объема на восточном фасаде подчеркнуты гладкими лопатками. Интерьер: Интерьер здания церкви сильно искажен поздними переделками, связанными с современным использованием сооружения в качестве клуба. Первоначальное декоративное убранство интерьера полностью утрачено. В настоящее время основной объем сооружения имеет позднее деревянное перекрытие. В углах основного объема помещены небольшие угловые выступы ("столбы"), за исключением юго-восточного угла, где расположена современная круглая железная печь. Пространство алтарного прямоугольного объема разделено на три части: основное среднее пространство огромной открытой полуцирткульной аркой соединено с пространством основного объема сооружения церкви, а меньшие боковое части в настоящее время выделены как отдельные помещения. Основное алтарное пространство соединено с северным помещением полуциркульной аркой меньшего размера. Южное помещение алтарного объема отделено от среднего перегородкой с дверным прямоугольным проемом. Оконные заполнения - поздние ремонтные. Полы - дощатые, также поздние. Здание церкви в усадьбе Волышово, по-видимому, претерпело значительные переделки. Габариты в плане: 19.5 х 17.5 м.



Состояние объекта: аварийное
Персоны: Макаров М.А.руководил реконструкцией в 1858-1860 гг.
Доступность: доступ затруднен
Реставрационные работы: архитектурно-археологический обмеркомплексные научные исследования, проект реставрации и приспособленияпротивоаварийные работы
Библиография: Александров А.Б. Творчество архитектора Луиджи Руска.\Диссертация на соискание уч.ст.канд.искусствоведения. Л., 1981Архитектор А.Г.Григорьев. Очерк жизни и творчества. 1782-1823 . М., 1976,Атлас планов и фасадов церквей, иконостасов к ним и часовен, одобренных для руководства при церковных постройках в селениях.Белецкая Е.А., Покровская З.К. Д.И.Жилярди. М., 1986,Владимиров В.М. Старые архитектурные проекты планов фасадов и профилей церквей... в стиле ампир александровского времени, собранные из старинных изданий 1809...СПб., 1913Врангель Н.Н. Старые усадьбы. Очерки русского искусства и быта. СПб., 1910.Достопримечательности Псковской области. Л., 1973.Кремлев Б. Древний и настоящий г.Псков. Путеводитель по г.Пскову и его окрестностям... СПб., 1906,Кутепов А. Фасады церквей, колоколен и иконостасов. М., 1829.Покровский Н.В. Заметки о памятниках псковской церковной старины. М., изд-во журнала "Светильник", 1914 г.Смиречанский В.Д. Историко-статистический сборник сведений о Псковской епархии. Псков, 1875,

Церковь Всемилостивого Спаса

Церковь Вознесения Господня

Церковь Вознесения Господня
Дата постройки: 1796 г.
Адрес: Порховский район/Горомулино д, Ясенская волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: ПАР от 26.03.1992 г. № 10

Историческая справка:В плане прямоугольная (восьмерик на четверике), одноапсидная, с трехярусной колокольней над притвором; с южной и северной сторон-четырехколонные портики, притвор с 3-х сторон огражден двухколонными портиками.



Материалы: кирпич
Состояние объекта: Не удовлетворительное

Церковь Вознесения

Церковь Вознесения

Адрес: Порховский район/Бельское Устье д
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Пустующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
Архитектурный стиль: ранний классицизм с отдельными чертами форм барокко
Историческая справка:Церковь построена в 1796 г. по прошению и на средства полковника Артамона Осиповича Кожина в его имении Бельское Устье Порховского уезда. /Указ Святейшего Синода от 17.03.1787 г. о разрешении А.С. Кожину построить церковь в имении бельское Устье из-за большого расстояния до приходской церкви. Сооружена без придела. В конце XIX в., стала трехпрестольной ( Вознесение Господня, Апостола Петра и Рождества Богородицы). В середине XIX в. указывается, что церковь без колокольни, колокола повешены на шести деревянных столбах. Близ церкви на кладбище находится могила А.Г. Гагарина ( 1855-1921) известного русского ученого и инженера, одного из основоположников теории и конструирования машин для механического испытания материалов. В 1822 г. произведена починка церкви мещанином г. Валдая Герасимом Ивановым: в алтаре сделана для прочности " арка от стены до стены под брус", в капитальных стенах заделаны щели. Починена как внутри, так и снаружи штукатурка. исправлена испорченная лепнина. Вся церковь побелена и положены прежние колера. В 1850-ые годы архитекторами М.Ф. Шестаковым и Пецольт выполнены чертежи помещечьего дома в Бельском Устье, а также детали иконостаса малого придела.
Архитектурные особенности:Церковь расположена на восточной окраине деревни Бельское Устье, замыкая главную улицу. К югу от храма кладбище, поросшее многолетними деревьями, вековыми дубами. К западу и востоку остатки аллей старинного парка сливаются с ландшафтом лесистой местности. Это пятикупольный ротондальный храм. В основе лежит крещатая композиция. К центральному цилиндрическому объёму привыкают по странам света прямоугольные в плане, покрытые на два ската объёмы, причем западный меньше, чем остальные. Фасады декорированы рустами. Оконные проемы и ниши оформлены наличниками, арки - архивольтами. Порталы в углублениях также имеют наличники и сандрики с кронштейнами. Над последними филенки. Западный фасад притвора имеет ризолит, его углы раскрепованы лопатками. Боковые фасады, декорированы лопатками, соединяющимися в верхней части. Ниша поддерживается кронштейнами, над нишей окно в виде овала, поставленного вертикально, такой же формы все окна второго света. Венчает стену притвора антаблемент, карниз многообламньй с модульонами. Над притвором ярус для колоколов. Фасады ротонды между выступающими объёмами двухсветны, размещены в углублениях. Окна нижнего света большие с арочными перемычками, второго - овальные. Фасады северного и южного приделов оформлены одинаково, на засадных фасадах ниши и по одному овальному оконному проёму. Восточный фасад алтаря имеет ризалит, раскрепованный по углам пилястрами между двух нив декоративная доска. В верхней части большое полуциркульное окно и русты. Боковые фасады алтаря имеют глубокие ниши с конхами. Над нишами овальные окна. Венчает фасады единый антаблемент. Торцевые фасады оформлены фронтонами. К верхней части ротонды примыкает прямоугольные в плане световые двухсветные башни, несущие на себе малые купола. Каждая башня имеет по три больших окна с лучковыми арочными перемычками и над ними по одному круглому. Фасады башен оформлены лопатками, их верхние части с круглыми окнами - рустованы. Под куполами кронштейны в навершии фигурные постаменты под кресты. /Все кресты четырех малых куполов сбиты/. Ротонда перекрыта купольной крышей с ребрами, венчающейся также фигурным постаментом под деревянный крест. Под куполом карниз, поддерживаемый кронштейнами и между ними четыре картуша, расположенных по странам света. Между световыми башнями на стене ротонды четыре круглых окна, стены ротонды оформлены горизонтальными рустами. Внутри ротонды восемь мощных восьмигранных пилонов, расположенных по кругу, несут на себе кессонированный купол, у основания купола четыре окна, свет в них поступает через световые башни, подпружные арки и своды перекрытия между пилонами и стеной ротонды. В кессонах купола и сомкнутых сводах лепные розетки, лепнинной также декорированы подпружные арки, над архивольтами лепные ветви. Внутренние грани пилонов оформлены спаренными пилястрами смешанного ордера, выложенные под мрамор, их капители декорированы иониками. Грани, обращенные к интеррьеру церкви, имеют ниши, в которых размещалась станковая живопись. Над большими нишами малые, с рельефными изображениями ваз. Пилоны завершаются антаблементом, фриз которого декорирован окантами и розетками. По основанию купола проходит профилированный карниз. Над западным дверным проёмом, под подпружной аркой хоры, с дверью заложенной. Помещения южного и северных приделов имеют плоские перекрытия. В притворе, центральная часть его перекрыта полуциркульным сводом, помещение в северной части имеет плоское перекрытие, в южной части деревянная лестница, ведущая на ярус звона и чердак. Над алтарем корытчатый свод, расписанный масляной живописью. Строительный материал - кирпич. Габариты : 29х34м. Диаметр ротонды - 19м. Внутреннее убранство не сохранилось. Иконостас к. XVIII в. вывезен в Псковский музей-заповедник в 1974 г.
Общие сведения:Церковь Вознесения построена в стиле раннего классицизма с отдельными чертами барокко. Это самый большой вотчинный храм XVIII в. на Псковской земле. По своему конструктивному решению и декоратиному оформлению аналогов в архитектурном наследии Пскова не имеет. Представляет большой научно-художественный интерес.

Материалы: кирпич
Состояние объекта: плохое
Персоны: Шестаков М.Ф.архитектор в 1850-х гг.
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: противоаварийные работы
Библиография: Государственный архив Псковской области, ф 564, оп.1, е.х. 54,л.2,4. Фонд П.А. Кожина 1787 г.; ф 203, оп. 4, е.х. 4- Клмровые ведомости церкви за 1802 г.; е.х.10, л. 31 - Клировые ведомости церкви за 1828г.; е.х.99, л.51 - Клировые ведомости церкви 1848 г.; ф. 564, оп. 1, е.х. 52, л. 1,2 - Фонд П.А. Кожина, 1821 г.,; ф.564, оп.1, е.х. 73 - Чертежи церкви при селе Бельское Устье, 1850-ые годы.Лебедев Е.Е. Порхов и его окрестности. Новгород, 1915Статистическо-географический словарь Порховского уезда Псковской губернии.Псков,1896, стр 17

Церковь Вознесения

Хозяйственная постройка

Хозяйственная постройка
Дата постройки: XIX в.
Адрес: Порховский район/Полоное д, Красноармейская волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения







Материалы: кирпич
Состояние объекта: удовлетворительное