Церковь Успения с колокольней
Церковь Успения с колокольней
Дата постройки: 1787 г.
Адрес: Новоржевский район/Столбушино д, Жадрицкая волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Не используется
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
Архитектурный стиль: барокко
Историческая справка:Церковь сооружена в 1787 г на средства помещика подполковника Николая Савича Бороздина. Была построена с двумя приделами - Никольским - южным и Сергиевским - северным, которые были устроены при западных дверях главного храма, на месте притвора, отделены от главного храма каменными стенами. На колокольне висело 6 колоколов. На большом колоколе была следующая надпись: " Лит в Москве на колокольном заводе московского купца Никифора Калинина старанием майора Николая Саввина Бороздина на церковные деньги. Вес 43 пуда, 1795 год, мая 15 мая ......". Церковь была холодной. Рядом с этой церковью была построена в 1790 г. деревянная теплая Михайловская церковь, которая не сохранилась. Церковь не перестраивалась.
Архитектурные особенности:Церковь стоит в исключительно живописной местности на возвышенном берегу, огибаемом с трех сторон Столбушинским озером. Бесстолпная, крестообразная в плане церковь, с ограненными северным и южным концами. С запада к основному объему примыкают: прямоугольная в плане трапезная, с двумя приделами и трехярусной колокольней. Тип храма восьмерик на четверике. Четверик основного объема сильно вытянут в направлении юг-север, верхний световой восьмерик, меньший по объему, повторяет вытянутость нижнего четверика, несет на себе восьмигранный купол с четырьмя люкарнами, расположенными по странам света и декоративным восьмигранным барабаном, главою с перехватом. В навершии яблоко с металлическим крестом. Интерьер основного объема имеет сложное перекрытие: центральная его часть имеет восьмигранный сомкнутый свод с четырьмя круглыми оконными проемами, расположенными по странам света, над окнами распалубки, остальные грани имеют аналогичные распалубки, но без окон. Выступающие части основного объема перекрыты трехгранными сомкнутыми сводами с распалубками над оконными и дверными проемами. Своды эти примыкают к подпружным аркам /северный и южный/, несущими грани светового восьмерика. В двух ризалитах по два оконных и по одному дверному проемам. 3 световом восьмерике шесть оконных проемов, /восточная и западная грани имеют ложные проемы/. В западной стене один дверной проем, ведущий в трапезную. В восточной стене три дверных проема ведущих в алтарь. Помещение алтаря: его прямоугольная часть перекрыта лотковым сводом, с распалубками над оконными проемами /в северной и южной стенах по одному/. Лотковый свод сопрягается с полусферическим сводом апсиды, здесь два оконных проема. Трепаная с приделами - единое четырехстолпное помещение. От восточных столбов к западной стене четверика и от западных столбов к западной стене трапезной - подпружные арки. Алтари придельных церковок отделены стенками. Эти стены под восточными подпружными арками разделяют восточную часть трапезной на три помещения - два алтаря и между ними проход в основную церковь. Перекрытие всей трапезной - сопряженные коробовые своды с распалубками над оконными проемами. Трех ярусная колокольня квадратная в плане. Все ярусы имеют по четыре арочных проема. Проемы 2-го и 3-го ярусов проемы звона, верхний ярус несет граненый купол с декоративным барабаном и главою, в навершии яблоко с крестом, сбить в шестидесятые годы нашего века молнией. Фасады декорированы пилястрами, оконные проемы наличниками в виде широких полос, огибающих весь оконный проем и опускающихся до цоколя здания, завершают объемы антабламенты. Переход от восьмерика к куполу осуществлен посредством парапета, над которым карниз. Пилястрами декорированы углы ярусов колокольни. Ярусы имеют карнизы в основании 2-го и 3-го ярусов парапеты. Длина 30 м, ширина - 16. Материал - кирпич с расшивкой швов без обмазки. В церкви сохранилось внутреннее убранство XYIII-XIX вв. Значительную историко-художественную ценность представляют иконостасы ХYIII в. главной и придельных церквей. Иконостас Успенской церкви 3-ярусный, в виде сплошной стены, пирамидально сужающийся кверху, с основанием и развитым навершием, увенчанным резным Распятием с предстоящими. Украшен золоченой резьбой рокайльного характера хорошего профессионального исполнения. Малые одинаковые иконостасы придельных церквей соединены между собой аркой с навершием, расположенной над проходом /коридором/ в четверик. Они в виде сплошной стены, завершенной антибламентом, с выступающей 3-х гранной центральной частью, скромно украшены золоченной резьбой. Живопись икон отличает тонкость письма, изысканность колористических решений и выразительность одухотворенных лиц. Отдельные иконы производят впечатление почти портретных изображений /напр. изображение архиепископа Андрея/. Большой интерес представляет также резная деревянная скульптура композиции /в четверике/ из 2-х ангелов в рост, ряд икон XYIII в. /Богоматерь Казанская в серебряном чеканом окладе. Иоанн Предтеча/ и несколько больших медных подсвечников ХYIII в, украшенных чеканным узором. Материал - кирпич, кладка с расшивкой швов, без обмазки. Габариты: 30х16м
Общие сведения:Один из уникальных памятников времени Екатерининского барокко, он может быть поставлен в ряд с лучшими образцами провинциальных культовых построек второй половины XYIII века, его значение выходит за пределы архитектурного наследия земли псковской - это произведение архитектуры национального значения
Материалы: кирпич
Состояние объекта: плохое
Персоны: Семенов Михаил Ивановичруководил выполнением работ по консервации кровли
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: консервационные
Библиография: ГАПО, ф 39, оп.1 е.х. 479,483,489 - Клировые ведомости церкви за 1790, 1805, 1812, 1813 гг; оп. 8. е.х. 15, л.1-8 - Клировые ведомости церкви за 1834 г. ЛОИА, ф. Р-III, д. 5348. Метрика церкви, 1888 г.
Дата постройки: 1787 г.
Адрес: Новоржевский район/Столбушино д, Жадрицкая волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Не используется
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
Архитектурный стиль: барокко
Историческая справка:Церковь сооружена в 1787 г на средства помещика подполковника Николая Савича Бороздина. Была построена с двумя приделами - Никольским - южным и Сергиевским - северным, которые были устроены при западных дверях главного храма, на месте притвора, отделены от главного храма каменными стенами. На колокольне висело 6 колоколов. На большом колоколе была следующая надпись: " Лит в Москве на колокольном заводе московского купца Никифора Калинина старанием майора Николая Саввина Бороздина на церковные деньги. Вес 43 пуда, 1795 год, мая 15 мая ......". Церковь была холодной. Рядом с этой церковью была построена в 1790 г. деревянная теплая Михайловская церковь, которая не сохранилась. Церковь не перестраивалась.
Архитектурные особенности:Церковь стоит в исключительно живописной местности на возвышенном берегу, огибаемом с трех сторон Столбушинским озером. Бесстолпная, крестообразная в плане церковь, с ограненными северным и южным концами. С запада к основному объему примыкают: прямоугольная в плане трапезная, с двумя приделами и трехярусной колокольней. Тип храма восьмерик на четверике. Четверик основного объема сильно вытянут в направлении юг-север, верхний световой восьмерик, меньший по объему, повторяет вытянутость нижнего четверика, несет на себе восьмигранный купол с четырьмя люкарнами, расположенными по странам света и декоративным восьмигранным барабаном, главою с перехватом. В навершии яблоко с металлическим крестом. Интерьер основного объема имеет сложное перекрытие: центральная его часть имеет восьмигранный сомкнутый свод с четырьмя круглыми оконными проемами, расположенными по странам света, над окнами распалубки, остальные грани имеют аналогичные распалубки, но без окон. Выступающие части основного объема перекрыты трехгранными сомкнутыми сводами с распалубками над оконными и дверными проемами. Своды эти примыкают к подпружным аркам /северный и южный/, несущими грани светового восьмерика. В двух ризалитах по два оконных и по одному дверному проемам. 3 световом восьмерике шесть оконных проемов, /восточная и западная грани имеют ложные проемы/. В западной стене один дверной проем, ведущий в трапезную. В восточной стене три дверных проема ведущих в алтарь. Помещение алтаря: его прямоугольная часть перекрыта лотковым сводом, с распалубками над оконными проемами /в северной и южной стенах по одному/. Лотковый свод сопрягается с полусферическим сводом апсиды, здесь два оконных проема. Трепаная с приделами - единое четырехстолпное помещение. От восточных столбов к западной стене четверика и от западных столбов к западной стене трапезной - подпружные арки. Алтари придельных церковок отделены стенками. Эти стены под восточными подпружными арками разделяют восточную часть трапезной на три помещения - два алтаря и между ними проход в основную церковь. Перекрытие всей трапезной - сопряженные коробовые своды с распалубками над оконными проемами. Трех ярусная колокольня квадратная в плане. Все ярусы имеют по четыре арочных проема. Проемы 2-го и 3-го ярусов проемы звона, верхний ярус несет граненый купол с декоративным барабаном и главою, в навершии яблоко с крестом, сбить в шестидесятые годы нашего века молнией. Фасады декорированы пилястрами, оконные проемы наличниками в виде широких полос, огибающих весь оконный проем и опускающихся до цоколя здания, завершают объемы антабламенты. Переход от восьмерика к куполу осуществлен посредством парапета, над которым карниз. Пилястрами декорированы углы ярусов колокольни. Ярусы имеют карнизы в основании 2-го и 3-го ярусов парапеты. Длина 30 м, ширина - 16. Материал - кирпич с расшивкой швов без обмазки. В церкви сохранилось внутреннее убранство XYIII-XIX вв. Значительную историко-художественную ценность представляют иконостасы ХYIII в. главной и придельных церквей. Иконостас Успенской церкви 3-ярусный, в виде сплошной стены, пирамидально сужающийся кверху, с основанием и развитым навершием, увенчанным резным Распятием с предстоящими. Украшен золоченой резьбой рокайльного характера хорошего профессионального исполнения. Малые одинаковые иконостасы придельных церквей соединены между собой аркой с навершием, расположенной над проходом /коридором/ в четверик. Они в виде сплошной стены, завершенной антибламентом, с выступающей 3-х гранной центральной частью, скромно украшены золоченной резьбой. Живопись икон отличает тонкость письма, изысканность колористических решений и выразительность одухотворенных лиц. Отдельные иконы производят впечатление почти портретных изображений /напр. изображение архиепископа Андрея/. Большой интерес представляет также резная деревянная скульптура композиции /в четверике/ из 2-х ангелов в рост, ряд икон XYIII в. /Богоматерь Казанская в серебряном чеканом окладе. Иоанн Предтеча/ и несколько больших медных подсвечников ХYIII в, украшенных чеканным узором. Материал - кирпич, кладка с расшивкой швов, без обмазки. Габариты: 30х16м
Общие сведения:Один из уникальных памятников времени Екатерининского барокко, он может быть поставлен в ряд с лучшими образцами провинциальных культовых построек второй половины XYIII века, его значение выходит за пределы архитектурного наследия земли псковской - это произведение архитектуры национального значения
Материалы: кирпич
Состояние объекта: плохое
Персоны:
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: консервационные
Библиография: ГАПО, ф 39, оп.1 е.х. 479,483,489 - Клировые ведомости церкви за 1790, 1805, 1812, 1813 гг; оп. 8. е.х. 15, л.1-8 - Клировые ведомости церкви за 1834 г.