Церковь Ильинская

Церковь Ильинская.
Дата постройки: нач. ХХ в., 1908 г.
Адрес: Гдовский район/Калихновщина д., погост Черма
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Не используется
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка:Автор проекта - архитектор из Санкт-Петербурга Павел Соколов (гражданский инженер). О времени строительства можно судить со слов местных жителей. Так, отец одной из жительницы 1888 года рождения вешал язык у колокола, когда ему было около 20 лет. На обороте листа жееолза, снесенного с кровли церкви, была надпись: "Крыл крышу в 1909 году. Иванов иван. Таким образом приблизительная дата строительства 1908-1909 гг.
Архитектурные особенности:Церковь расположена в центре села у проезжей дороги, на берегу небольшой речки Черма. Возведенный из кирпича массивный прямоугольный объем с чуть суженным граненым алтарем, трапезной и трехчастной папертью с двухъярусной колокольней завершен четырехгранным барабаном со срезанными углами. На гранях барабана расположены тройные окна. Шлемовидная граненая глава по сторонам света украшена килевидными кокошниками в уровне отлива. Церковь выстроена в псевдо-русском стиле изобилует эти элементом: это кокошниковые лопасти над проемами в первом ярусе колокольни, над звоновыми арками и над центральными частями южного и северного фасадов. Кроме этих основных и наиболее ярких элементов в декоративном убранстве фасадов участвуют пилястры, рамочные наличники и несложного профиля карнизы. Четверик колокольни со срезанными углами завершает соответствующий шатер с граненой шейкой и главой. Самая интересная конструкция является каркасная глава, опирающаяся на балки перекрытия, обшитая внутри профильной вагонкой, а снаружи жестью. Четверик колокольни со срезанными углами опирается на ложные стены трехчастной закрытой паперти. Небольшая трапезная и граненый алтарь перекрывался видимо плоско по деревянным балкам с пролетом 8 метров. В основном храме эти конструкции не сохранились. Помещение было теплым о чем свидетельствуют две печи у входа из трапезной. Окна которые были закрыты печами пришлось заложить и превратить в наружные ниши. Из внутреннего убранства ничего не сохранилось. Стены выполнены из кирпича на валунном фундаменте, оштукатурены и побелены.Кровля, барабан, главы покрыты кровельной жестью. Полы были дощатые (не сохранились). Основные габариты: 28 х10 м.
Общие сведения:При обычной композиции для этого района и времени создан интересный и цельный образ небольшого храма в псевдо-русском стиле.


Состояние объекта: аварийное

Доступность: доступ затруднен

Библиография: Сборник МАМЮ, М., т. V, 1913, стр.256
  • ЦГИАЛ, ф.256, оп.29, д.77, л.1-6

    Церковь Ильинская
  • Церковь Державной Божьей Матери (быв. Дмитрия Солунского) XVI в., XX в.

    ГДОВСКИЙ Р-Н
    Церковь Державной Божьей Матери (быв. Дмитрия Солунского) XVI в., XX в.
    Собор расположен в юго-восточной части Гдовского Кремля. После восстановления он носит имя Державной Божьей Матери. Это кубический одноглавый храм на четырех скругленных снизу столбах, поддерживающих 6-ти оконный барабан с куполом. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры.
    Подробнее

    Церковь Державной Божьей Матери (быв Дмитрия Солунского)

    Церковь Державной Божьей Матери (быв. Дмитрия Солунского)
    Дата постройки: XVI в., XX в.
    Адрес: Гдовский район/Гдов г
    Типология: Памятники архитектуры
    Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
    Современное использование: Действующая церковь


    Историческая справка:В г.Гдове Псковской области сохранились руины древнего Кремля. В его центре до Великой Отечественной войны находились : церкви Дмитрия, Успения и храм-колокольня - все ХV-ХVII вв. Все эти сооружения в 1944 г. при отступлении фашистов из Гдова были взорваны. Тем самым город лишился своих основных градообразующих построек, лишился своего архитектурного лица. В архиве ЛОИА АН СССР сохранился материал, позволяющий достоверно реконструировать наиболее крупное культовое сооружение Кремля - церковь Дмитрия. Около 1906 г. она была детально обмерена П.П.Покрышкиным. Исследование Покрышкина и часть его обмеров были опубликованы. Материалы, не вошедшие в публикацию, сохранились в архиве ЛОИА. Письменная история города Гдова начинается в ХV веке со строительства крепости. До возникновения крепости здесь было поселение, основанное псковичами. Коренное население края, чудские племена, приняло от Пскова православие. Постоянная опасность от Ливонских рыцарей заставляла псковичей строить крепости на своей западной границе. В число этих крепостей входил и Гдов. Начало строительства крепости относится к 1424 г. Более надежную дату содержит Псковская летопись. В ней сообщается : "того же лета, на весну, псковичи наяша мастеров 300 муж и заложиша город новый на реце на Гдове, половину стены камену, а иную половину древяну, при князе Димитрии Александровичи и при посаднике Якиме Княжичеве , и единого лета учиниша каменую и древяную стену". Из данного сообщения совершенно ясно, что постройка была авральной и организована была государством, то есть властями Псковской земли ввиду несомненно чрезвычайных военных обстоятельств. В центре крепости, под защитой ее стен, вероятно одновременно или вскоре после закладки укрепления строится церковь Успения. Около 1540 г. в крепости строится каменный Дмитриевский собор. Эта дата фигурировала на иконе Св. Троицы. На ней имелась запись о том, что икона в 1540 г. перенесена в собор. Приведенная дата, по-видимому, условна и может быть откорректирована храмозданной изразцовой надписью на барабане церкви. В этой надписи предположительно (она сохранилась не полностью) названо имя князя Василия Ивановича. Если последнее верно, то церковь Дмитрия построена до 1533 г. (т.е. года смерти московского великого князя). Для колокольни Дмитриевского собора в 1551 и 1561 г.г. были отлиты колокола. Их дата важна для определения времени создания колокольни и имеет определенное значение и для заключений о верхней дате постройки. Позже 1551 или 1561 г.г. он не мог быть сооружен. Отливка колоколов часто совпадала с временем строительства предназначенной для них и церкви и ее колокольни. Исходя из всего сказанного 1530 г. г. - наиболее вероятное время сооружения церкви Дмитрия. Вл.В.Седов, основываясь на раскрытых восточных углах в храмах с хорами, как датирующем элементе, и на прочтении керамической надписи на барабане, датирует Дмитриевский собор 1521-1533 годами. Несколько позже строилась и отдельно стоящая колокольня. По сохранившимся графическим материалам можно проследить историю строительства Дмитриевского собора следующим образом. На плане-реконструкции "Гдов по писцовым книгам ХVI века" ( план-схему Гдовской крепости составил Т.В.Алексеев) Дмитриевский собор, стоящий в центре крепости на площади, не имеет никаких приделов. На чертеже "План крепости псковского наместничества города Гдова" до 1781 г. у южной стены показан придел. На плане собора 1854 г. показан южный придел и намечено место новых приделов, увеличивающих храм в западную сторону. На чертеже "План крепостной стены в г.Гдове" церковь Св. Дмитрия показана с пристройкой с западной стороны, шире основного собора, с крыльцом-папертью. Общая площадь прицела больше, чем собора. План датирован 1871 годом. Таким же изображен собор и на чертеже "План крепостной стены в г.Гдове (основанная в 1471 г., снятая с натуры в 1875 г.) Вначале собор имел два престола : главный Дмитрия и придельный во имя Спаса Нерукотворенного. В 1854 г. собор был перестроен в связи с устройством придела Св. Митрофана Воронежского. Внешний вид собора изменился, так как была - сделана одна общая пристройка и в ней поставлены справа придел Спаса, а слева придел Митрофана. Перестройка велась по плану архитектора Моргана. Собор стал продолговатым, вместимостью на 1000 человек. Главный купол остался над старым храмом, а над приделом, в центре, появился второй купол. Все алтари имели полукружия-апсиды. Внутри собор делился на две равные части: древний собор холодный, приделы теплые. Придельные алтари соединялись аркой, ведущей в собор. главный иконостас резной, возобновлен в 1859 г. Антиминс освещен в 1846 г. епископом Нафанаилом. В алтаре была старинная икона "Знамения Божьей Матери". Среди достопримечательностей собора, а также его колокольни, упоминаются три колокола с надписями. На первом значится: "Божиею милость...литы бы сия колокола в лето 1561 г. месяца декабря...при державе царства благоверного и христолюбивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Русии. Амин. Анфима, Тарасия, Елисея, Феодосия, Кирила, Микулы, Феодора, инока Еуфимия". На втором :"Божия милостью и помощью святыя живоначальная Троица лета 1551, месяца сентыбря в 8 день... слит бысть колокол сей при державе царства благоверного и христолюбивого царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси. А лил Прокофей Григорьев сын". На третьем колоколе надпись, возможно, сходная с надписью второго колокола. Она зафиксирована лишь частично. Среди икон собора в литературе особо отмечены иконы Предтечи 1838 г.,, Св.Троицы в приделе Спаса, Дмитрия Мироточивого, Николая Чудотворца. Далее упомянуты три плащеницы, семь евангелий, церковные сосуды 1730,1748, 1808 г. С 1886 г. при гдовском соборе существовало церковно-приходское попечительство. П.П.Покрышкин, имевший возможность обследовать храм в 1906 г. отмечает, что он производит особо живописное впечатление благодаря зелени колоссальных берез и лип, среди которых он стоит. Барабан собора покрыт плоским куполом, над которым поднимается на тонкой шее небольшая главка луковичной формы. Карниз барабана был украшен зелеными изразцами с надписью и арочками, стекла отливали перламутровым блеском. Внутри собор производил впечатление "несокрушимой солидности", благодаря толстым стенам и столбам. Эти же толстые столбы создавали в храме массу уютных укромных уголков для молитв. Внутренне пространство затесняет многоярусный иконостас. Весь собор сложен из псковской плиты. На откосах купольных окон сохранялась древняя штукатурка с примесью пеньки, но живописи на ней не было заметно. П.П.Покрышкин при своем обследовании собора обращал внимание только на те части и элементы, которые с его точки зрения относились к первоначальному зданию, рассматривая его как "обычный тип псковской церкви XV-XVI веков". Согласно исследованиям П.П.Покрышкина собор Дмитрия - это кубический одноглавый храм на четырех скругленных снизу столбах, поддерживающих 6-ти оконный барабан с куполом. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Верх здания имел двухступенчатые подпружные арки, барабан щелеобразные окна. Фасады декорированы плоскими лопатками с трех и двухлопастными арками. Это явное свидетельство того, что первоначально собор был перекрыт на восемь скатов, В конструкции верхних частей храма употреблены голосники, облегчающие конструкцию и улучшающие акустику. Украшение барабана и апсид арочками и поясом тройных впадин, валиковые разводы на средней апсиде, паперть с запада, устроенная на низких круглых столбах и перекрытая коробовым сводом и крышей на два ската, фрончатые сандрики над окнами барабана - это все наиболее характерные черты псковских храмов XV-XVI веков. На обмерных чертежах П.П.Покрышкина, хранящихся в архиве Института археологии АН СССР, зафиксирован только сам собор, без приделов, то есть учтены только те размеры, которые характеризовали основной первоначальный объем здания. П.П.Покрышкин внимательно изучил собор, отмечая каждую деталь, подтверждающую его идею. Так, под крышей нового придельного храма сохранилась верхушка каменного лицевого фронтона западного фасада и образ Нерукотворного Спаса. Это позволило представить западный портальный фронтон. На том же чердаке найдено продолжение изгиба декоративной пятилопастной арки. Не найден был вход на хоры, на которые в период обследования попадали с чердака придела по приставной лестнице. Главу собора Покрышкин реконструировал применительно к формам, возможным в ХVI веке. Иконостас датируется 1737 годом. Вероятно, это тот иконостас, который был возобновлен в 1859 году. При реконструкции собора Покрышкин предлагал сделать низенький иконостас, чтобы был виден алтарный свод. Обследования и обмер Покрышкина дают исчерпывающий материал для реставрации собора на ХVI век, так как имеются натурные фотографии и обмер со всеми размерами и деталями. Сравнивая собор Дмитрия Солунского с другими памятниками архитектуры Пскова ХV-ХVI веков можно сказать, что это достаточно типичный пример распространенного в то время типа церкви. Наиболее близка ему церковь Михаила Архангела в с. Кобылье городище, датированная 1462 годом. В 1944 году собор был разрушен фашистами. В 1990-1991 году восстановлен в прежних формах по проекту архитектора И.А.Хаустовой. Освящен 8 ноября 1994 г.
    Архитектурные особенности:Собор расположен в юго-восточной части Гдовского Кремля. После восстановления он носит имя Державной Божьей Матери. Это кубический одноглавый храм на четырех скругленных снизу столбах, поддерживающих 6-ти оконный барабан с куполом. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Верх здания имеет двухступенчатые подпружные арки, барабан - щелеобразные окна. Фасады декорированы плоскими лопатками с трех и двухлопастными арками. В конструкции верхних частей храма употреблены голосники, облегчающие конструкцию и улучшающие акустику. Украшение барабана и апсид арочками и поясом тройных впадин, валиковые разводы на средней апсиде, паперть с запада, устроенная на низких круглых столбах и перекрытая коробовым сводом и крышей на два ската, фрончатые сандрики над окнами барабана - это все наиболее характерные черты псковских храмов XV-XVI веков. Он имеет звонницу и два придела Святого Дмитрия Солунского и священномученика Вениамина, митрополита Петроградского.
    Общие сведения:Гдовский собор по своим формам и плану напоминает постройки Пскова XV века. Это доказывает, что еще в первой половине XVI века в Псковской земле продолжали строить в традиционных формах.

    Материалы: , не вошедшие в публикацию, сохранились в архиве ЛОИА. Письменная история города Гдова начинается в ХV веке со строительства крепости. До возникновения крепости здесь было поселение, основанное псковичами. Коренное население края, чудские племена, приняло от Пскова православие. Постоянная опасность от Ливонских рыцарей заставляла псковичей строить крепости на своей западной границе. В число этих крепостей входил и Гдов. Начало строительства крепости относится к 1424 г. Более надежную дату содержит Псковская летопись. В ней сообщается : "того же лета, на весну, псковичи наяша мастеров 300 муж и заложиша город новый на реце на Гдове, половину стены камену, а иную половину древяну, при князе Димитрии Александровичи и при посаднике Якиме Княжичеве , и единого лета учиниша каменую и древяную стену". Из данного сообщения совершенно ясно, что постройка была авральной и организована была государством, то есть властями Псковской земли ввиду несомненно чрезвычайных военных обстоятельств. В центре крепости, под защитой ее стен, вероятно одновременно или вскоре после закладки укрепления строится церковь Успения. Около 1540 г. в крепости строится каменный Дмитриевский собор. Эта дата фигурировала на иконе Св. Троицы. На ней имелась запись о том, что икона в 1540 г. перенесена в собор. Приведенная дата, по-видимому, условна и может быть откорректирована храмозданной изразцовой надписью на барабане церкви. В этой надписи предположительно (она сохранилась не полностью) названо имя князя Василия Ивановича. Если последнее верно, то церковь Дмитрия построена до 1533 г. (т.е. года смерти московского великого князя). Для колокольни Дмитриевского собора в 1551 и 1561 г.г. были отлиты колокола. Их дата важна для определения времени создания колокольни и имеет определенное значение и для заключений о верхней дате постройки. Позже 1551 или 1561 г.г. он не мог быть сооружен. Отливка колоколов часто совпадала с временем строительства предназначенной для них и церкви и ее колокольни. Исходя из всего сказанного 1530 г. г. - наиболее вероятное время сооружения церкви Дмитрия. Вл.В.Седов, основываясь на раскрытых восточных углах в храмах с хорами, как датирующем элементе, и на прочтении керамической надписи на барабане, датирует Дмитриевский собор 1521-1533 годами. Несколько позже строилась и отдельно стоящая колокольня. По сохранившимся графическим материалам можно проследить историю строительства Дмитриевского собора следующим образом. На плане-реконструкции "Гдов по писцовым книгам ХVI века" ( план-схему Гдовской крепости составил Т.В.Алексеев) Дмитриевский собор, стоящий в центре крепости на площади, не имеет никаких приделов. На чертеже "План крепости псковского наместничества города Гдова" до 1781 г. у южной стены показан придел. На плане собора 1854 г. показан южный придел и намечено место новых приделов, увеличивающих храм в западную сторону. На чертеже "План крепостной стены в г.Гдове" церковь Св. Дмитрия показана с пристройкой с западной стороны, шире основного собора, с крыльцом-папертью. Общая площадь прицела больше, чем собора. План датирован 1871 годом. Таким же изображен собор и на чертеже "План крепостной стены в г.Гдове (основанная в 1471 г., снятая с натуры в 1875 г.) Вначале собор имел два престола : главный Дмитрия и придельный во имя Спаса Нерукотворенного. В 1854 г. собор был перестроен в связи с устройством придела Св. Митрофана Воронежского. Внешний вид собора изменился, так как была - сделана одна общая пристройка и в ней поставлены справа придел Спаса, а слева придел Митрофана. Перестройка велась по плану архитектора Моргана. Собор стал продолговатым, вместимостью на 1000 человек. Главный купол остался над старым храмом, а над приделом, в центре, появился второй купол. Все алтари имели полукружия-апсиды. Внутри собор делился на две равные части: древний собор холодный, приделы теплые. Придельные алтари соединялись аркой, ведущей в собор. главный иконостас резной, возобновлен в 1859 г. Антиминс освещен в 1846 г. епископом Нафанаилом. В алтаре была старинная икона "Знамения Божьей Матери". Среди достопримечательностей собора, а также его колокольни, упоминаются три колокола с надписями. На первом значится: "Божиею милость...литы бы сия колокола в лето 1561 г. месяца декабря...при державе царства благоверного и христолюбивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Русии. Амин. Анфима, Тарасия, Елисея, Феодосия, Кирила, Микулы, Феодора, инока Еуфимия". На втором :"Божия милостью и помощью святыя живоначальная Троица лета 1551, месяца сентыбря в 8 день... слит бысть колокол сей при державе царства благоверного и христолюбивого царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси. А лил Прокофей Григорьев сын". На третьем колоколе надпись, возможно, сходная с надписью второго колокола. Она зафиксирована лишь частично. Среди икон собора в литературе особо отмечены иконы Предтечи 1838 г.,, Св.Троицы в приделе Спаса, Дмитрия Мироточивого, Николая Чудотворца. Далее упомянуты три плащеницы, семь евангелий, церковные сосуды 1730,1748, 1808 г. С 1886 г. при гдовском соборе существовало церковно-приходское попечительство. П.П.Покрышкин, имевший возможность обследовать храм в 1906 г. отмечает, что он производит особо живописное впечатление благодаря зелени колоссальных берез и лип, среди которых он стоит. Барабан собора покрыт плоским куполом, над которым поднимается на тонкой шее небольшая главка луковичной формы. Карниз барабана был украшен зелеными изразцами с надписью и арочками, стекла отливали перламутровым блеском. Внутри собор производил впечатление "несокрушимой солидности", благодаря толстым стенам и столбам. Эти же толстые столбы создавали в храме массу уютных укромных уголков для молитв. Внутренне пространство затесняет многоярусный иконостас. Весь собор сложен из псковской плиты. На откосах купольных окон сохранялась древняя штукатурка с примесью пеньки, но живописи на ней не было заметно. П.П.Покрышкин при своем обследовании собора обращал внимание только на те части и элементы, которые с его точки зрения относились к первоначальному зданию, рассматривая его как "обычный тип псковской церкви XV-XVI веков". Согласно исследованиям П.П.Покрышкина собор Дмитрия - это кубический одноглавый храм на четырех скругленных снизу столбах, поддерживающих 6-ти оконный барабан с куполом. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Верх здания имел двухступенчатые подпружные арки, барабан щелеобразные окна. Фасады декорированы плоскими лопатками с трех и двухлопастными арками. Это явное свидетельство того, что первоначально собор был перекрыт на восемь скатов, В конструкции верхних частей храма употреблены голосники, облегчающие конструкцию и улучшающие акустику. Украшение барабана и апсид арочками и поясом тройных впадин, валиковые разводы на средней апсиде, паперть с запада, устроенная на низких круглых столбах и перекрытая коробовым сводом и крышей на два ската, фрончатые сандрики над окнами барабана - это все наиболее характерные черты псковских храмов XV-XVI веков. На обмерных чертежах П.П.Покрышкина, хранящихся в архиве Института археологии АН СССР, зафиксирован только сам собор, без приделов, то есть учтены только те размеры, которые характеризовали основной первоначальный объем здания. П.П.Покрышкин внимательно изучил собор, отмечая каждую деталь, подтверждающую его идею. Так, под крышей нового придельного храма сохранилась верхушка каменного лицевого фронтона западного фасада и образ Нерукотворного Спаса. Это позволило представить западный портальный фронтон. На том же чердаке найдено продолжение изгиба декоративной пятилопастной арки. Не найден был вход на хоры, на которые в период обследования попадали с чердака придела по приставной лестнице. Главу собора Покрышкин реконструировал применительно к формам, возможным в ХVI веке. Иконостас датируется 1737 годом. Вероятно, это тот иконостас, который был возобновлен в 1859 году. При реконструкции собора Покрышкин предлагал сделать низенький иконостас, чтобы был виден алтарный свод. Обследования и обмер Покрышкина дают исчерпывающий материал для реставрации собора на ХVI век, так как имеются натурные фотографии и обмер со всеми размерами и деталями. Сравнивая собор Дмитрия Солунского с другими памятниками архитектуры Пскова ХV-ХVI веков можно сказать, что это достаточно типичный пример распространенного в то время типа церкви. Наиболее близка ему церковь Михаила Архангела в с. Кобылье городище, датированная 1462 годом. В 1944 году собор был разрушен фашистами. В 1990-1991 году восстановлен в прежних формах по проекту архитектора И.А.Хаустовой. Освящен 8 ноября 1994 г.
    Состояние объекта: хорошее

    Доступность: доступен для осмотра
    Реставрационные работы: архитектурно-археологический обмеринструментальная съемка и фотофиксацияреконструкция


    Церковь Державной Божьей Матери (быв Дмитрия Солунского)

    Церковь Введенская

    Церковь Введенская
    Дата постройки: XIX в.
    Адрес: Гдовский район/Дубяги д, Черневская волость, в центре деревни на кладбище
    Типология: Памятники архитектуры
    Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

    Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

    Историческая справка:Кирпичная, прямоугольная в плане, восьмерик на четверике, одноглавая, одноапсидная, с приделами, с колокольней над притвором. Завершения шатровые, с пощипцовым покрытием. Габариты: 34 х 18 м. Православная, приходская. Русско-византийский стиль. В ограде.



    Материалы: кирпич
    Состояние объекта: удовлетворительное

    Церковь Николы Чудотворца

    Церковь Николы Чудотворца
    Дата постройки: 1883-1893
    Адрес: Гдовский район/Сырой Лес д, погост Каменный конец
    Типология: Памятники архитектуры
    Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
    Современное использование: Действующая церковь
    Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
    Архитектурный стиль: псевдо-русский стиль
    Историческая справка:Погост "Каменно" - древнее название, расположен на речке Каменке, впадающей в Чудское озеро. Деревянная церковь была построена вместо прежней сгоревшей в 1776 г. Названа в честь Святого Николая и освещена в 1782г. Настояний храм сооружен на средства сыролесских крестьян архитектором Д.П.Садовниковым. Сумма сметы на строительство - 52.964 рубля. Внутри церкви существует памятная доска с перечислением жертвователей и хронологией строительства. Текст следующий: "4 " октября 1881 г архитектор Д.П.Садовников осмотрел место и грунт. 1 ноября 1881 г - отведено точное место 1883 г 30 мая - закладка бута 30 августа - закладка гранитного фундамента 1884 г 29 мая - начата кирпичная кладка 3 августа - закладка плит под столбы. 1887 г - в апреле кладка доведена до карниза 1889г - окончен главный свод. 1890 г - установка столярки и штукатурка стен внутри 189О г - устройство печей и зимних рам 1892 г - 4,13 и 18 октября поднимали кресты на главы 1893 г - осенью поднят колокол на временную колокольню, весом 119 пуд 30 фунтов, а язык стальной 3 пуда 39 фунтов". Время сооружения настоящее колокольни не установлено. На иконе Святого Николая написано: " 1776 г. октября 21 дня написан сей образ рачением Георгия Фомина, сына Базанина в усадьбище "Каменно", на место погоревшей церкви в том же году, июня въ 8-й день". В церкви хранился план на церковную землю 1782 г., составленный гдовским землемером Иваном Ярусовым и подписанный чертежным директором капитаном Петром Неъловым. В период 1979г. -80г силами общины произведен ремонт кровли на основном шатре, прописаны своды алтарей и центрального барабана. Сделана щитовая теплая выгородка для сретенского придела. В этой же приделе сооружена печь и небольшие хоры с лестницей.
    Архитектурные особенности:Церковь стоит на погосте за селом в окружении старых деревьев. Возведена из неоштукатуренного кирпича /26х13х8/ на глубоком бутовом фундаменте, облицованном гранитными плитами. За основу композиции храме взят двухосно-симметричный план равноконечного креста, "восьмерик на четверике" со встройкой между рукавами повышенных квадратных в плане палаток. Развитие получил этот "замаскированный " тип в виде граненой апсиды и мощной трех ярусной колокольни, соединенной с основным объемом усложненное в плане трапезной. Завершение, а именно пошипцовое покрытие "четвериков" и палаток и у основного "восмерика" с соответствующим шатром роднит этот памятник с похожими памятниками к. ХIХ в. этого региона, такими как: Введенская в д.Дубяги /1846 г/, Ильинская в д.Калихновщина, Петропавловская в д. Липтовицы. На гранях шатра вмонтированы люкарны в виде слуховых окон. Завершают шатер граненые шейки с небольшими гранеными главками. Декоративное убранство фасадов выполнено в лекальном кирпиче. Раскреповка углов повышенных палаток дополняют трехчетвертные и полуколонки. Окна с арочными перемычками имеют рамочные наличники и в подоконнике украшены рядами сухариков. Окна второго яруса дополнены в оформлении валиковыми бровками. Карнизные плиты всех ярусов выполнены из тесанного гранита и обогащены двумя рядами сухариков. На втором ярусе карниз "усилен" двумя рельефными тягами и дополнительными отливами в пятах арочных окон основного восьмерика. Во фронтонах второго яруса колокольни выложены рельефные равноконечные кресты. Все три входа имеют развитые парадные лестницы. Внутреннее пространство церкви разделено на три нефа мощными столбами сложного профиля, поддерживающими при помощи подпружных арок и парусов центральный барабан и коробовые своды над рукавами креста. Угловые палатки перекрыты тоже коробовыми сводами. Граненая апсида имеет внутри скругленную поверхность и перекрыта конхой. Соответственно нефам распределены престолы: средний - Никольский с предельными Сретенским и во имя Александра Невского. Роспись собора ограничена росписью столбов. Так, на северо- восточном столбе на южной щеке -"Покров", на западной -"Воскресение"; на юго-восточной столбе на северной щеке -"Рождество", на западной - "Распятие". На северо-западном столбе изображены "Кирилл и Мефодий", на восточной щеке, "Благовещение" - на южной "Стефан, Иосиф и Моисея" - на западной щеке. На юго-западном столбе на восточной щеке "Огненное вознесение пророка Ильи", "Введение во храм" на северной и " Иоанн Богослов", "Василий Великий" и "Григорий"- на западной. Центральный иконостас выполнен в псевдо- византийском стиле к. ХIХ в., 4-ярусный. В первом ярусе, /слева направо/ пророческом: "Моисей", "Воскресение", "Илья"; во втором ярусе праздники /богородичный цикл/: "Рождество Богородицы", "Введение во храм", "Благовещение", "Савооф", "Воздвижение креста", "Сошествие св. духа", "Успение Богородицы", и третьем ярусе, праздничном размещены христологический цикл : "Рождество Христово". "Сретение", "Крещение", "Тайная вечеря " , "Преображение", "Вход в Иерусалим ', "Вознесение". В местном четвертом ярусе: "Покров", "Архангел Гавриил" "Богородица ", "Царские врата ", " Спас " , "архангел Михаил" , храмовая икона - "Святой Николай" . В северном пределе Александра Невского установлен трехъярусный иконостас. В навершии по оси располагается икона "Вознесение", в первое пророческом, ярусе: "Иеремия", "Троица", "Исайя"; во втором, апостольском: " Апостол Варфоломей " , "Апостол Филипп ", "Таиная вечеря ", "Апостол Иаков ", апостол Фома". В третьем, местном, ряду: "Арх. Лаврентий", "Богородица", "Святые врата", "Христос", "Александр Невский". В южном сретенском приделе размещены тоже трех ярусный иконостас. В навершии "Преображение". В пророческом, первом ярусе: "Пророк Исайя", "Троица", "царь Давид". Во втором, апостольском: "апостол Петр", "апостол Андрей Первозванный", "Омовение ног", "апостол Иаков", "апостол Павел". Б нижнем, местном, ярусе: на северных вратах - "Стефан", далее -"Богородица", царские врата, "Спас", "Сретение". Большой интерес представляет рака местночтимого святого Иллариона. Рельефна флемская резьба, 4 клейма по длинным стенкам, по 2 - на боковых. Утверждена на резных львиных ногах по углам. Вероятно происходит из церкви д.Озерная слобода, погоста Озера, расположенной на юго-западе района. На колокольне шесть небольших колоколов неподписных. Стены храма возведены из кирпича на бутовом глубоком фундаменте с облицовкой гранитом. Полы деревянные. Крыша крыта жестью. Основные габариты: длина - 42 м ширина -23 м
    Общие сведения:Памятник псевдорусский по своему характеру, соответствует духу времени, выглядит нарядно, но вычурно. Богатый силуэт украшает побережье Чудского озера. Тип храма выработанный в конце XIX века в этом регионе Псковской области.

    Материалы: кирпич
    Состояние объекта: хорошее
    Персоны:
  • Садовников Д.П.архитектор, закладка примерно в 1776 г.
    Доступность: доступен для осмотра
    Реставрационные работы: реставрационные работы не проводились
    Библиография: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. X, СПб., 1885,, X выпуск. С.Пб 1885 г стр 144-146
  • Сборник МАМЮ, М., т. V, 1913, с 206,446

    Церковь  Николы Чудотворца