Информация к новости
  • Просмотров: 6506
  • Автор: spas
  • Дата: 19 апреля 2006
19 апреля 2006

Церковь Державной Божьей Матери (быв. Дмитрия Солунского) XVI в., XX в.

Категория: Церкви / Часовни, Псковская область, ГДОВСКИЙ Р-Н

ГДОВСКИЙ Р-Н
Церковь Державной Божьей Матери (быв. Дмитрия Солунского) XVI в., XX в.
Собор расположен в юго-восточной части Гдовского Кремля. После восстановления он носит имя Державной Божьей Матери. Это кубический одноглавый храм на четырех скругленных снизу столбах, поддерживающих 6-ти оконный барабан с куполом. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры.
Информация к новости
  • Просмотров: 1216
  • Автор: vasiliy
  • Дата: 9 ноября 2012
9 ноября 2012

Церковь Державной Божьей Матери (быв Дмитрия Солунского)

Категория: Псковская область » ГДОВСКИЙ Р-Н

Церковь Державной Божьей Матери (быв. Дмитрия Солунского)
Дата постройки: XVI в., XX в.
Адрес: Гдовский район/Гдов г
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь


Историческая справка:В г.Гдове Псковской области сохранились руины древнего Кремля. В его центре до Великой Отечественной войны находились : церкви Дмитрия, Успения и храм-колокольня - все ХV-ХVII вв. Все эти сооружения в 1944 г. при отступлении фашистов из Гдова были взорваны. Тем самым город лишился своих основных градообразующих построек, лишился своего архитектурного лица. В архиве ЛОИА АН СССР сохранился материал, позволяющий достоверно реконструировать наиболее крупное культовое сооружение Кремля - церковь Дмитрия. Около 1906 г. она была детально обмерена П.П.Покрышкиным. Исследование Покрышкина и часть его обмеров были опубликованы. Материалы, не вошедшие в публикацию, сохранились в архиве ЛОИА. Письменная история города Гдова начинается в ХV веке со строительства крепости. До возникновения крепости здесь было поселение, основанное псковичами. Коренное население края, чудские племена, приняло от Пскова православие. Постоянная опасность от Ливонских рыцарей заставляла псковичей строить крепости на своей западной границе. В число этих крепостей входил и Гдов. Начало строительства крепости относится к 1424 г. Более надежную дату содержит Псковская летопись. В ней сообщается : "того же лета, на весну, псковичи наяша мастеров 300 муж и заложиша город новый на реце на Гдове, половину стены камену, а иную половину древяну, при князе Димитрии Александровичи и при посаднике Якиме Княжичеве , и единого лета учиниша каменую и древяную стену". Из данного сообщения совершенно ясно, что постройка была авральной и организована была государством, то есть властями Псковской земли ввиду несомненно чрезвычайных военных обстоятельств. В центре крепости, под защитой ее стен, вероятно одновременно или вскоре после закладки укрепления строится церковь Успения. Около 1540 г. в крепости строится каменный Дмитриевский собор. Эта дата фигурировала на иконе Св. Троицы. На ней имелась запись о том, что икона в 1540 г. перенесена в собор. Приведенная дата, по-видимому, условна и может быть откорректирована храмозданной изразцовой надписью на барабане церкви. В этой надписи предположительно (она сохранилась не полностью) названо имя князя Василия Ивановича. Если последнее верно, то церковь Дмитрия построена до 1533 г. (т.е. года смерти московского великого князя). Для колокольни Дмитриевского собора в 1551 и 1561 г.г. были отлиты колокола. Их дата важна для определения времени создания колокольни и имеет определенное значение и для заключений о верхней дате постройки. Позже 1551 или 1561 г.г. он не мог быть сооружен. Отливка колоколов часто совпадала с временем строительства предназначенной для них и церкви и ее колокольни. Исходя из всего сказанного 1530 г. г. - наиболее вероятное время сооружения церкви Дмитрия. Вл.В.Седов, основываясь на раскрытых восточных углах в храмах с хорами, как датирующем элементе, и на прочтении керамической надписи на барабане, датирует Дмитриевский собор 1521-1533 годами. Несколько позже строилась и отдельно стоящая колокольня. По сохранившимся графическим материалам можно проследить историю строительства Дмитриевского собора следующим образом. На плане-реконструкции "Гдов по писцовым книгам ХVI века" ( план-схему Гдовской крепости составил Т.В.Алексеев) Дмитриевский собор, стоящий в центре крепости на площади, не имеет никаких приделов. На чертеже "План крепости псковского наместничества города Гдова" до 1781 г. у южной стены показан придел. На плане собора 1854 г. показан южный придел и намечено место новых приделов, увеличивающих храм в западную сторону. На чертеже "План крепостной стены в г.Гдове" церковь Св. Дмитрия показана с пристройкой с западной стороны, шире основного собора, с крыльцом-папертью. Общая площадь прицела больше, чем собора. План датирован 1871 годом. Таким же изображен собор и на чертеже "План крепостной стены в г.Гдове (основанная в 1471 г., снятая с натуры в 1875 г.) Вначале собор имел два престола : главный Дмитрия и придельный во имя Спаса Нерукотворенного. В 1854 г. собор был перестроен в связи с устройством придела Св. Митрофана Воронежского. Внешний вид собора изменился, так как была - сделана одна общая пристройка и в ней поставлены справа придел Спаса, а слева придел Митрофана. Перестройка велась по плану архитектора Моргана. Собор стал продолговатым, вместимостью на 1000 человек. Главный купол остался над старым храмом, а над приделом, в центре, появился второй купол. Все алтари имели полукружия-апсиды. Внутри собор делился на две равные части: древний собор холодный, приделы теплые. Придельные алтари соединялись аркой, ведущей в собор. главный иконостас резной, возобновлен в 1859 г. Антиминс освещен в 1846 г. епископом Нафанаилом. В алтаре была старинная икона "Знамения Божьей Матери". Среди достопримечательностей собора, а также его колокольни, упоминаются три колокола с надписями. На первом значится: "Божиею милость...литы бы сия колокола в лето 1561 г. месяца декабря...при державе царства благоверного и христолюбивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Русии. Амин. Анфима, Тарасия, Елисея, Феодосия, Кирила, Микулы, Феодора, инока Еуфимия". На втором :"Божия милостью и помощью святыя живоначальная Троица лета 1551, месяца сентыбря в 8 день... слит бысть колокол сей при державе царства благоверного и христолюбивого царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси. А лил Прокофей Григорьев сын". На третьем колоколе надпись, возможно, сходная с надписью второго колокола. Она зафиксирована лишь частично. Среди икон собора в литературе особо отмечены иконы Предтечи 1838 г.,, Св.Троицы в приделе Спаса, Дмитрия Мироточивого, Николая Чудотворца. Далее упомянуты три плащеницы, семь евангелий, церковные сосуды 1730,1748, 1808 г. С 1886 г. при гдовском соборе существовало церковно-приходское попечительство. П.П.Покрышкин, имевший возможность обследовать храм в 1906 г. отмечает, что он производит особо живописное впечатление благодаря зелени колоссальных берез и лип, среди которых он стоит. Барабан собора покрыт плоским куполом, над которым поднимается на тонкой шее небольшая главка луковичной формы. Карниз барабана был украшен зелеными изразцами с надписью и арочками, стекла отливали перламутровым блеском. Внутри собор производил впечатление "несокрушимой солидности", благодаря толстым стенам и столбам. Эти же толстые столбы создавали в храме массу уютных укромных уголков для молитв. Внутренне пространство затесняет многоярусный иконостас. Весь собор сложен из псковской плиты. На откосах купольных окон сохранялась древняя штукатурка с примесью пеньки, но живописи на ней не было заметно. П.П.Покрышкин при своем обследовании собора обращал внимание только на те части и элементы, которые с его точки зрения относились к первоначальному зданию, рассматривая его как "обычный тип псковской церкви XV-XVI веков". Согласно исследованиям П.П.Покрышкина собор Дмитрия - это кубический одноглавый храм на четырех скругленных снизу столбах, поддерживающих 6-ти оконный барабан с куполом. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Верх здания имел двухступенчатые подпружные арки, барабан щелеобразные окна. Фасады декорированы плоскими лопатками с трех и двухлопастными арками. Это явное свидетельство того, что первоначально собор был перекрыт на восемь скатов, В конструкции верхних частей храма употреблены голосники, облегчающие конструкцию и улучшающие акустику. Украшение барабана и апсид арочками и поясом тройных впадин, валиковые разводы на средней апсиде, паперть с запада, устроенная на низких круглых столбах и перекрытая коробовым сводом и крышей на два ската, фрончатые сандрики над окнами барабана - это все наиболее характерные черты псковских храмов XV-XVI веков. На обмерных чертежах П.П.Покрышкина, хранящихся в архиве Института археологии АН СССР, зафиксирован только сам собор, без приделов, то есть учтены только те размеры, которые характеризовали основной первоначальный объем здания. П.П.Покрышкин внимательно изучил собор, отмечая каждую деталь, подтверждающую его идею. Так, под крышей нового придельного храма сохранилась верхушка каменного лицевого фронтона западного фасада и образ Нерукотворного Спаса. Это позволило представить западный портальный фронтон. На том же чердаке найдено продолжение изгиба декоративной пятилопастной арки. Не найден был вход на хоры, на которые в период обследования попадали с чердака придела по приставной лестнице. Главу собора Покрышкин реконструировал применительно к формам, возможным в ХVI веке. Иконостас датируется 1737 годом. Вероятно, это тот иконостас, который был возобновлен в 1859 году. При реконструкции собора Покрышкин предлагал сделать низенький иконостас, чтобы был виден алтарный свод. Обследования и обмер Покрышкина дают исчерпывающий материал для реставрации собора на ХVI век, так как имеются натурные фотографии и обмер со всеми размерами и деталями. Сравнивая собор Дмитрия Солунского с другими памятниками архитектуры Пскова ХV-ХVI веков можно сказать, что это достаточно типичный пример распространенного в то время типа церкви. Наиболее близка ему церковь Михаила Архангела в с. Кобылье городище, датированная 1462 годом. В 1944 году собор был разрушен фашистами. В 1990-1991 году восстановлен в прежних формах по проекту архитектора И.А.Хаустовой. Освящен 8 ноября 1994 г.
Архитектурные особенности:Собор расположен в юго-восточной части Гдовского Кремля. После восстановления он носит имя Державной Божьей Матери. Это кубический одноглавый храм на четырех скругленных снизу столбах, поддерживающих 6-ти оконный барабан с куполом. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Верх здания имеет двухступенчатые подпружные арки, барабан - щелеобразные окна. Фасады декорированы плоскими лопатками с трех и двухлопастными арками. В конструкции верхних частей храма употреблены голосники, облегчающие конструкцию и улучшающие акустику. Украшение барабана и апсид арочками и поясом тройных впадин, валиковые разводы на средней апсиде, паперть с запада, устроенная на низких круглых столбах и перекрытая коробовым сводом и крышей на два ската, фрончатые сандрики над окнами барабана - это все наиболее характерные черты псковских храмов XV-XVI веков. Он имеет звонницу и два придела Святого Дмитрия Солунского и священномученика Вениамина, митрополита Петроградского.
Общие сведения:Гдовский собор по своим формам и плану напоминает постройки Пскова XV века. Это доказывает, что еще в первой половине XVI века в Псковской земле продолжали строить в традиционных формах.

Материалы: , не вошедшие в публикацию, сохранились в архиве ЛОИА. Письменная история города Гдова начинается в ХV веке со строительства крепости. До возникновения крепости здесь было поселение, основанное псковичами. Коренное население края, чудские племена, приняло от Пскова православие. Постоянная опасность от Ливонских рыцарей заставляла псковичей строить крепости на своей западной границе. В число этих крепостей входил и Гдов. Начало строительства крепости относится к 1424 г. Более надежную дату содержит Псковская летопись. В ней сообщается : "того же лета, на весну, псковичи наяша мастеров 300 муж и заложиша город новый на реце на Гдове, половину стены камену, а иную половину древяну, при князе Димитрии Александровичи и при посаднике Якиме Княжичеве , и единого лета учиниша каменую и древяную стену". Из данного сообщения совершенно ясно, что постройка была авральной и организована была государством, то есть властями Псковской земли ввиду несомненно чрезвычайных военных обстоятельств. В центре крепости, под защитой ее стен, вероятно одновременно или вскоре после закладки укрепления строится церковь Успения. Около 1540 г. в крепости строится каменный Дмитриевский собор. Эта дата фигурировала на иконе Св. Троицы. На ней имелась запись о том, что икона в 1540 г. перенесена в собор. Приведенная дата, по-видимому, условна и может быть откорректирована храмозданной изразцовой надписью на барабане церкви. В этой надписи предположительно (она сохранилась не полностью) названо имя князя Василия Ивановича. Если последнее верно, то церковь Дмитрия построена до 1533 г. (т.е. года смерти московского великого князя). Для колокольни Дмитриевского собора в 1551 и 1561 г.г. были отлиты колокола. Их дата важна для определения времени создания колокольни и имеет определенное значение и для заключений о верхней дате постройки. Позже 1551 или 1561 г.г. он не мог быть сооружен. Отливка колоколов часто совпадала с временем строительства предназначенной для них и церкви и ее колокольни. Исходя из всего сказанного 1530 г. г. - наиболее вероятное время сооружения церкви Дмитрия. Вл.В.Седов, основываясь на раскрытых восточных углах в храмах с хорами, как датирующем элементе, и на прочтении керамической надписи на барабане, датирует Дмитриевский собор 1521-1533 годами. Несколько позже строилась и отдельно стоящая колокольня. По сохранившимся графическим материалам можно проследить историю строительства Дмитриевского собора следующим образом. На плане-реконструкции "Гдов по писцовым книгам ХVI века" ( план-схему Гдовской крепости составил Т.В.Алексеев) Дмитриевский собор, стоящий в центре крепости на площади, не имеет никаких приделов. На чертеже "План крепости псковского наместничества города Гдова" до 1781 г. у южной стены показан придел. На плане собора 1854 г. показан южный придел и намечено место новых приделов, увеличивающих храм в западную сторону. На чертеже "План крепостной стены в г.Гдове" церковь Св. Дмитрия показана с пристройкой с западной стороны, шире основного собора, с крыльцом-папертью. Общая площадь прицела больше, чем собора. План датирован 1871 годом. Таким же изображен собор и на чертеже "План крепостной стены в г.Гдове (основанная в 1471 г., снятая с натуры в 1875 г.) Вначале собор имел два престола : главный Дмитрия и придельный во имя Спаса Нерукотворенного. В 1854 г. собор был перестроен в связи с устройством придела Св. Митрофана Воронежского. Внешний вид собора изменился, так как была - сделана одна общая пристройка и в ней поставлены справа придел Спаса, а слева придел Митрофана. Перестройка велась по плану архитектора Моргана. Собор стал продолговатым, вместимостью на 1000 человек. Главный купол остался над старым храмом, а над приделом, в центре, появился второй купол. Все алтари имели полукружия-апсиды. Внутри собор делился на две равные части: древний собор холодный, приделы теплые. Придельные алтари соединялись аркой, ведущей в собор. главный иконостас резной, возобновлен в 1859 г. Антиминс освещен в 1846 г. епископом Нафанаилом. В алтаре была старинная икона "Знамения Божьей Матери". Среди достопримечательностей собора, а также его колокольни, упоминаются три колокола с надписями. На первом значится: "Божиею милость...литы бы сия колокола в лето 1561 г. месяца декабря...при державе царства благоверного и христолюбивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Русии. Амин. Анфима, Тарасия, Елисея, Феодосия, Кирила, Микулы, Феодора, инока Еуфимия". На втором :"Божия милостью и помощью святыя живоначальная Троица лета 1551, месяца сентыбря в 8 день... слит бысть колокол сей при державе царства благоверного и христолюбивого царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси. А лил Прокофей Григорьев сын". На третьем колоколе надпись, возможно, сходная с надписью второго колокола. Она зафиксирована лишь частично. Среди икон собора в литературе особо отмечены иконы Предтечи 1838 г.,, Св.Троицы в приделе Спаса, Дмитрия Мироточивого, Николая Чудотворца. Далее упомянуты три плащеницы, семь евангелий, церковные сосуды 1730,1748, 1808 г. С 1886 г. при гдовском соборе существовало церковно-приходское попечительство. П.П.Покрышкин, имевший возможность обследовать храм в 1906 г. отмечает, что он производит особо живописное впечатление благодаря зелени колоссальных берез и лип, среди которых он стоит. Барабан собора покрыт плоским куполом, над которым поднимается на тонкой шее небольшая главка луковичной формы. Карниз барабана был украшен зелеными изразцами с надписью и арочками, стекла отливали перламутровым блеском. Внутри собор производил впечатление "несокрушимой солидности", благодаря толстым стенам и столбам. Эти же толстые столбы создавали в храме массу уютных укромных уголков для молитв. Внутренне пространство затесняет многоярусный иконостас. Весь собор сложен из псковской плиты. На откосах купольных окон сохранялась древняя штукатурка с примесью пеньки, но живописи на ней не было заметно. П.П.Покрышкин при своем обследовании собора обращал внимание только на те части и элементы, которые с его точки зрения относились к первоначальному зданию, рассматривая его как "обычный тип псковской церкви XV-XVI веков". Согласно исследованиям П.П.Покрышкина собор Дмитрия - это кубический одноглавый храм на четырех скругленных снизу столбах, поддерживающих 6-ти оконный барабан с куполом. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Верх здания имел двухступенчатые подпружные арки, барабан щелеобразные окна. Фасады декорированы плоскими лопатками с трех и двухлопастными арками. Это явное свидетельство того, что первоначально собор был перекрыт на восемь скатов, В конструкции верхних частей храма употреблены голосники, облегчающие конструкцию и улучшающие акустику. Украшение барабана и апсид арочками и поясом тройных впадин, валиковые разводы на средней апсиде, паперть с запада, устроенная на низких круглых столбах и перекрытая коробовым сводом и крышей на два ската, фрончатые сандрики над окнами барабана - это все наиболее характерные черты псковских храмов XV-XVI веков. На обмерных чертежах П.П.Покрышкина, хранящихся в архиве Института археологии АН СССР, зафиксирован только сам собор, без приделов, то есть учтены только те размеры, которые характеризовали основной первоначальный объем здания. П.П.Покрышкин внимательно изучил собор, отмечая каждую деталь, подтверждающую его идею. Так, под крышей нового придельного храма сохранилась верхушка каменного лицевого фронтона западного фасада и образ Нерукотворного Спаса. Это позволило представить западный портальный фронтон. На том же чердаке найдено продолжение изгиба декоративной пятилопастной арки. Не найден был вход на хоры, на которые в период обследования попадали с чердака придела по приставной лестнице. Главу собора Покрышкин реконструировал применительно к формам, возможным в ХVI веке. Иконостас датируется 1737 годом. Вероятно, это тот иконостас, который был возобновлен в 1859 году. При реконструкции собора Покрышкин предлагал сделать низенький иконостас, чтобы был виден алтарный свод. Обследования и обмер Покрышкина дают исчерпывающий материал для реставрации собора на ХVI век, так как имеются натурные фотографии и обмер со всеми размерами и деталями. Сравнивая собор Дмитрия Солунского с другими памятниками архитектуры Пскова ХV-ХVI веков можно сказать, что это достаточно типичный пример распространенного в то время типа церкви. Наиболее близка ему церковь Михаила Архангела в с. Кобылье городище, датированная 1462 годом. В 1944 году собор был разрушен фашистами. В 1990-1991 году восстановлен в прежних формах по проекту архитектора И.А.Хаустовой. Освящен 8 ноября 1994 г.
Состояние объекта: хорошее

Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурно-археологический обмеринструментальная съемка и фотофиксацияреконструкция


Церковь Державной Божьей Матери (быв Дмитрия Солунского)
Церковь Державной Божьей Матери (быв Дмитрия Солунского)
Церковь Державной Божьей Матери (быв Дмитрия Солунского)
Церковь Державной Божьей Матери (быв Дмитрия Солунского)
Церковь Державной Божьей Матери (быв Дмитрия Солунского)
Церковь Державной Божьей Матери (быв Дмитрия Солунского)
Церковь Державной Божьей Матери (быв Дмитрия Солунского)
Церковь Державной Божьей Матери (быв Дмитрия Солунского)
Церковь Державной Божьей Матери (быв Дмитрия Солунского)
Информация к новости
  • Просмотров: 882
  • Автор: vasiliy
  • Дата: 9 ноября 2012
9 ноября 2012

Церковь Введенская

Категория: Псковская область » ГДОВСКИЙ Р-Н

Церковь Введенская
Дата постройки: XIX в.
Адрес: Гдовский район/Дубяги д, Черневская волость, в центре деревни на кладбище
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка:Кирпичная, прямоугольная в плане, восьмерик на четверике, одноглавая, одноапсидная, с приделами, с колокольней над притвором. Завершения шатровые, с пощипцовым покрытием. Габариты: 34 х 18 м. Православная, приходская. Русско-византийский стиль. В ограде.



Материалы: кирпич
Состояние объекта: удовлетворительное
Информация к новости
  • Просмотров: 822
  • Автор: vasiliy
  • Дата: 9 ноября 2012
9 ноября 2012

Церковь Николы Чудотворца

Категория: Псковская область » ГДОВСКИЙ Р-Н

Церковь Николы Чудотворца
Дата постройки: 1883-1893
Адрес: Гдовский район/Сырой Лес д, погост Каменный конец
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
Архитектурный стиль: псевдо-русский стиль
Историческая справка:Погост "Каменно" - древнее название, расположен на речке Каменке, впадающей в Чудское озеро. Деревянная церковь была построена вместо прежней сгоревшей в 1776 г. Названа в честь Святого Николая и освещена в 1782г. Настояний храм сооружен на средства сыролесских крестьян архитектором Д.П.Садовниковым. Сумма сметы на строительство - 52.964 рубля. Внутри церкви существует памятная доска с перечислением жертвователей и хронологией строительства. Текст следующий: "4 " октября 1881 г архитектор Д.П.Садовников осмотрел место и грунт. 1 ноября 1881 г - отведено точное место 1883 г 30 мая - закладка бута 30 августа - закладка гранитного фундамента 1884 г 29 мая - начата кирпичная кладка 3 августа - закладка плит под столбы. 1887 г - в апреле кладка доведена до карниза 1889г - окончен главный свод. 1890 г - установка столярки и штукатурка стен внутри 189О г - устройство печей и зимних рам 1892 г - 4,13 и 18 октября поднимали кресты на главы 1893 г - осенью поднят колокол на временную колокольню, весом 119 пуд 30 фунтов, а язык стальной 3 пуда 39 фунтов". Время сооружения настоящее колокольни не установлено. На иконе Святого Николая написано: " 1776 г. октября 21 дня написан сей образ рачением Георгия Фомина, сына Базанина в усадьбище "Каменно", на место погоревшей церкви в том же году, июня въ 8-й день". В церкви хранился план на церковную землю 1782 г., составленный гдовским землемером Иваном Ярусовым и подписанный чертежным директором капитаном Петром Неъловым. В период 1979г. -80г силами общины произведен ремонт кровли на основном шатре, прописаны своды алтарей и центрального барабана. Сделана щитовая теплая выгородка для сретенского придела. В этой же приделе сооружена печь и небольшие хоры с лестницей.
Архитектурные особенности:Церковь стоит на погосте за селом в окружении старых деревьев. Возведена из неоштукатуренного кирпича /26х13х8/ на глубоком бутовом фундаменте, облицованном гранитными плитами. За основу композиции храме взят двухосно-симметричный план равноконечного креста, "восьмерик на четверике" со встройкой между рукавами повышенных квадратных в плане палаток. Развитие получил этот "замаскированный " тип в виде граненой апсиды и мощной трех ярусной колокольни, соединенной с основным объемом усложненное в плане трапезной. Завершение, а именно пошипцовое покрытие "четвериков" и палаток и у основного "восмерика" с соответствующим шатром роднит этот памятник с похожими памятниками к. ХIХ в. этого региона, такими как: Введенская в д.Дубяги /1846 г/, Ильинская в д.Калихновщина, Петропавловская в д. Липтовицы. На гранях шатра вмонтированы люкарны в виде слуховых окон. Завершают шатер граненые шейки с небольшими гранеными главками. Декоративное убранство фасадов выполнено в лекальном кирпиче. Раскреповка углов повышенных палаток дополняют трехчетвертные и полуколонки. Окна с арочными перемычками имеют рамочные наличники и в подоконнике украшены рядами сухариков. Окна второго яруса дополнены в оформлении валиковыми бровками. Карнизные плиты всех ярусов выполнены из тесанного гранита и обогащены двумя рядами сухариков. На втором ярусе карниз "усилен" двумя рельефными тягами и дополнительными отливами в пятах арочных окон основного восьмерика. Во фронтонах второго яруса колокольни выложены рельефные равноконечные кресты. Все три входа имеют развитые парадные лестницы. Внутреннее пространство церкви разделено на три нефа мощными столбами сложного профиля, поддерживающими при помощи подпружных арок и парусов центральный барабан и коробовые своды над рукавами креста. Угловые палатки перекрыты тоже коробовыми сводами. Граненая апсида имеет внутри скругленную поверхность и перекрыта конхой. Соответственно нефам распределены престолы: средний - Никольский с предельными Сретенским и во имя Александра Невского. Роспись собора ограничена росписью столбов. Так, на северо- восточном столбе на южной щеке -"Покров", на западной -"Воскресение"; на юго-восточной столбе на северной щеке -"Рождество", на западной - "Распятие". На северо-западном столбе изображены "Кирилл и Мефодий", на восточной щеке, "Благовещение" - на южной "Стефан, Иосиф и Моисея" - на западной щеке. На юго-западном столбе на восточной щеке "Огненное вознесение пророка Ильи", "Введение во храм" на северной и " Иоанн Богослов", "Василий Великий" и "Григорий"- на западной. Центральный иконостас выполнен в псевдо- византийском стиле к. ХIХ в., 4-ярусный. В первом ярусе, /слева направо/ пророческом: "Моисей", "Воскресение", "Илья"; во втором ярусе праздники /богородичный цикл/: "Рождество Богородицы", "Введение во храм", "Благовещение", "Савооф", "Воздвижение креста", "Сошествие св. духа", "Успение Богородицы", и третьем ярусе, праздничном размещены христологический цикл : "Рождество Христово". "Сретение", "Крещение", "Тайная вечеря " , "Преображение", "Вход в Иерусалим ', "Вознесение". В местном четвертом ярусе: "Покров", "Архангел Гавриил" "Богородица ", "Царские врата ", " Спас " , "архангел Михаил" , храмовая икона - "Святой Николай" . В северном пределе Александра Невского установлен трехъярусный иконостас. В навершии по оси располагается икона "Вознесение", в первое пророческом, ярусе: "Иеремия", "Троица", "Исайя"; во втором, апостольском: " Апостол Варфоломей " , "Апостол Филипп ", "Таиная вечеря ", "Апостол Иаков ", апостол Фома". В третьем, местном, ряду: "Арх. Лаврентий", "Богородица", "Святые врата", "Христос", "Александр Невский". В южном сретенском приделе размещены тоже трех ярусный иконостас. В навершии "Преображение". В пророческом, первом ярусе: "Пророк Исайя", "Троица", "царь Давид". Во втором, апостольском: "апостол Петр", "апостол Андрей Первозванный", "Омовение ног", "апостол Иаков", "апостол Павел". Б нижнем, местном, ярусе: на северных вратах - "Стефан", далее -"Богородица", царские врата, "Спас", "Сретение". Большой интерес представляет рака местночтимого святого Иллариона. Рельефна флемская резьба, 4 клейма по длинным стенкам, по 2 - на боковых. Утверждена на резных львиных ногах по углам. Вероятно происходит из церкви д.Озерная слобода, погоста Озера, расположенной на юго-западе района. На колокольне шесть небольших колоколов неподписных. Стены храма возведены из кирпича на бутовом глубоком фундаменте с облицовкой гранитом. Полы деревянные. Крыша крыта жестью. Основные габариты: длина - 42 м ширина -23 м
Общие сведения:Памятник псевдорусский по своему характеру, соответствует духу времени, выглядит нарядно, но вычурно. Богатый силуэт украшает побережье Чудского озера. Тип храма выработанный в конце XIX века в этом регионе Псковской области.

Материалы: кирпич
Состояние объекта: хорошее
Персоны:
  • Садовников Д.П.архитектор, закладка примерно в 1776 г.
    Доступность: доступен для осмотра
    Реставрационные работы: реставрационные работы не проводились
    Библиография: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. X, СПб., 1885,, X выпуск. С.Пб 1885 г стр 144-146
  • Сборник МАМЮ, М., т. V, 1913, с 206,446

    Церковь  Николы Чудотворца
    Церковь  Николы Чудотворца
    Церковь  Николы Чудотворца
    Церковь  Николы Чудотворца
    Церковь  Николы Чудотворца
  • Информация к новости
    • Просмотров: 2810
    • Автор: vasiliy
    • Дата: 9 ноября 2012
    9 ноября 2012

    Усадьба в д Малое Чернево Парк

    Категория: Псковская область » ГДОВСКИЙ Р-Н

    Усадьба в д. Малое Чернево. Парк
    Дата постройки: 2-я пол. XIX в.
    Адрес: Гдовский район/Малое Чернево д.
    Типология: Памятники архитектуры
    Категория охраны: Значимые объекты
    Современное использование: Не используется


    Историческая справка:Архитектор неизвестен. Усадьба в Чернево образовалась в конце XVIII века. Первыми из известных владельцев имения были Александр Нащокин и дети Хвостовы. Усадьба, расположенная на левом берегу р.Плюссы, была организована на суходоле и имела дом господский каменный. "Земли под усадьбой - десятина". В середине XIX века владельцами Чернево стали сестры Анна, Елизавета и Катерина Пальчиковы. Новые хозяева размеры усадьбы не увеличили. На планах 1854 и 1962 гг. видно, что усадьба имеет прямоугольный контур и располагается у перекрестка дорог на Гдов и соседние деревни ( в т.ч. в 1 км от Чернева в с.Прибуж, где находилась церковь, уцелевшая и ныне действующая). Большой господский дом с парком и несколько усадебных построек со всех сторон были окружены пашнями и лугами. К востоку от поместья - большой лесной массив, пересеченной речной долиной. В 80-х годах ХIХ века имение перешло князю И.Ф.Салтыкову. Предприимчивый хозяин решил построить здесь спичечную фабрику. Вскоре миллионы коробков спичек с этикеткой "Черневская спичечная фабрика "Сфинкс" князя Ивана Федоровича Салтыкова" разлетелись по всей России. Салтыков владел имением до 1917 года
    Архитектурные особенности:Усадебный парк расположен на возвышенной поверхности на левом берегу живописной излучины р.Плюссы. Площадь памятника 2 га. Парк имеет небольшой уклон к югу. Перепад высот парка и речной долины составляет З-6 метров. Композиционным центром усадьбы являлся господский дом с партерным газоном перед ним. По словам местных жителей, дом был огромный (четырехэтажный в три подъезда), кирпичный, узорчатый. В густых зарослях самосева сегодня можно увидеть остатки его фундамента. Партер перед домом зарастает; изменился состав газонных трав. Южнее дома располагалась видовая площадка. Самосевные деревья перекрыли сейчас многие интересные внутренние и внешние виды и перспективы, которыми был богат парк. Там же, у подножия террасы - родник. К западу от барского дома уцелели две старые (кирпичные) постройки: бывший дом управляющего и конюшня. В советское время в доме управляющего был молокозавод. Теперь здание заброшено и разрушается, возле него сохранились две круговые посадки липы мелколистной. Севернее - группы хвойных (лиственницы и сосны): разросшиеся куртины рябинника и спиреи иволистной (остатки обсадки декоративными кустами парковых дорожек). Напротив, через дорогу (в пониженной части) сохранился овальный пруд, зарастающий самосевом и густоразросшимися кустами дерна. Ранее существовавшая здесь оранжерея утрачена. Уседебный дом окружали пейзажные группы, которые чередовались небольшими полянами и были разделены многочисленными аллеями - вытянутые в меридиальном направлении, почти параллельные, образующие в плане геометрический рисунок (по словам местного жителя, инициалы владельца усадьбы). Центральная, липовая переходящая в еловую, аллея ведет до самого Черново, где располагалась спичечная фабрика князя Салтыкова И.Ф. Середина аллеи в настоящее время частично утрачена. Основу парка составляют липы, клены, вязы, дубы, березы и ели (100-120 лет). Из декоративных кустов, помимо указанных рябинника и спиреи иволистной, встречаются: карагана кустарниковая, смородина альпийская, жимолость обыкновенная, акация желтая. Попадаются более старые экземпляры лип и елей (140-160 лет) - остатки лесного массива и посадок прежних хозяев, которые, как уже отмечалось, были включены в композицию созданного парка.
    Общие сведения:Усадебный парк второй половины ХIХ века на высоком берегу р.Плюссы. Парк пейзажный с элементами регулярной планировки. Прекрасно использован естественный ландшафт местности.


    Состояние объекта: аварийное
    Персоны:
  • Архитектор не известенконец XVIII в.
    Доступность: доступ затруднен
    Реставрационные работы: реставрационные работы не проводились
    Библиография: Осокин П.Г. Гдов. Л., 1986.

    Усадьба в д Малое Чернево Парк
    Усадьба в д Малое Чернево Парк
  • Информация к новости
    • Просмотров: 7880
    • Автор: spas
    • Дата: 13 января 2007
    13 января 2007

    Угорь в Нарове и других местах

    Категория: Псковская область » ГДОВСКИЙ Р-Н

    Угорь в Нарове и других местах

    Изучение рыбного рациона жителей наших мест - одна из задач краеведа. Остеологический материал Пскова, связанный с рыболовством, позволяет надежно определить состав рыбы в уловах, их видовые и размерные характеристики. Изучив костяки и чешую рыбы, специалисты приводят список из 19 наименований. Сюда входят: щука, плотва, голавль, язь, красноперка, жерех, линь, густера, лещ, синец, сырть, карась, сом, судак, окунь, налим, чудской сиг, балтийский осетр и семга (кумжа?). Сразу видно, что отсутствуют снеток, угорь, минога и другие
    Источник: В.И. Будько. Север Гдовщины. 2005
    Информация к новости
    • Просмотров: 1409
    • Автор: vasiliy
    • Дата: 9 ноября 2012
    9 ноября 2012

    Торговые ряды

    Категория: Псковская область » ГДОВСКИЙ Р-Н

    Торговые ряды
    Дата постройки: XVIII, ок. 1866 г.
    Адрес: Гдовский район/Гдов г/К.Маркса ул, 8-а
    Типология: Памятники архитектуры
    Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
    Современное использование: Магазины
    Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

    Историческая справка:"Гдов - небольшой уездный город и не отличается ни устройством своих зданий, ни промышленностью". (1). Главная улица Гдова ныне носит имя Карла Маркса, а ранее называлась Перспектной, Санкт-Петербургской и позднее Петроградской. После Северной войны 1700-1725 года Гдов развивался как мещанско-купеческий город, был одноэтажный и деревянный. К концу XVIII века в Гдове было 9 улиц, 176 домов, 7 лавок. Проживало около 1000 человек. (2). В 1840 году улиц было уже 20, из которых только одна вымощена камнем. "Садов было только 9, зато все почти пространство было занято огородами. В Гдове 4 казенных дома ( в том числе 3 каменных) заняты присутственными местами и 224 деревянных частных, из которых 22 принадлежит дворянам и чиновникам, 167 мещанам и крестьянам". (3). В Гдове 1840 года проживало 968 человек. Если в конце XVIII века купцов было 14, то в 1840 году - 19 купцов мужского пола и 13 женщин. (4). Торговое значение города сводилось к перепродаже товаров населению в лавках и на ярмарках. Количество лавок в Гдове колебалось от 25 и меньше. Товары в Гдов завозились сухопутным путем из Петербурга и Москвы, и водным из Прибалтики и Пскова. Торговые ряды в Гдове были построены в XVIII веке. В это время и до начала XX века они называются "Гостиный ряд" и представляют собой выстроенные в ряд лавки, торговые помещения и склады товаров, объединенные крытой галереей. Такие торговые сооружения на основных проезжих трактах получили большое распространение в России в XVIII веке с развитием внутреннего рынка и появлением класса богатого российского купечества. Термин "гостиный" перешел к ним от гостиных дворов - торговых помещений XIII-XVII вв., где останавливались иноземные купцы (гости), которые там же и торговали; в XVI-XVII вв. "гостиные дворы" представляли собой прямоугольную площадь, обнесенную каменными стенами с башнями на углах и над воротами. По внутренним сторонам стен устраивались торговые и складские помещения в 2-3 этажа. В XVIII веке необходимость в строительстве оборонительных стен отпала, дворы превратились в ряды с лавками, выходящими, зачастую, на две стороны ряда, в котором торговали местные купцы, но термин "гостиный" сохранился. На планах города Гдова 1771 года и 1798 года они обозначены и описаны как построенные из дерева. В описании к плану Псковского наместничества города Гдова, утвержденному 15 декабря 1798 года было предписано деревянные конструкции ряда заменить каменными. (5). Но до конца XIX века ряды так и просуществовали в деревянном исполнении. Каменные торговые ряды были построены только во 2 половине 19 века - несколько лавок под одной крышей. Этому событию предшествовал большой пожар в Гдове во время которого выгорело большое число строений, в том числе и деревянный торговый двор. Это произошло в 1864 году, а в 1866 году уже существовал новый план торговых рядов. Строительство проводилось на средства казны города и долевых взносов. Купцы города сложились и построили 12 лавок каменных - в ряд, под одной крышей, объединенных общей галереей. В каждой лавке был свой ассортимент товаров: большой магазин "Гастроном" принадлежал купцу Трофимову, магазин "Канцтовары" - учителю Калинову, книжный - мещанину Вахину. Продуктовый потребительскому обществу. Купец Свешников торговал строительными материалами, Кедис сельхозмашинами и инвентарем. Магазин "Мануфактура" принадлежал Антону Семеновичу Бояринову. Открытки начала XX века дают представление о внешнем виде Гостиного ряда в Гдове. Задний, юго-восточный, фасад с птичьего полета виден состоящим из отдельных пристроенных друг к другу лавок с разной высотой крыш крытых железом с организованным водостоком. Часть лавочек оштукатурена и побелена. А часть осталась без штукатурки и видно кирпичную кладку. Окна заднего фасада разного размера и размещены без системы. Вид с юго-запада на главный фасад раскрывает галерею вдоль всего ряда с пологой крышей на часто поставленных деревянных столбах. Цокольная стенка, на которую опираются столбы, выложена из валунов и кирпича. На галерею ведет множество каменных лестниц. Входы в подвал закрыты наклонными крышками. Крыша юго-западного торца вальмовая с железной кровлей, а следующая лавка имеет черепичную крышу, превышающую по высоте остальное покрытие ряда; возвышающийся фронтон с полукруглым окном зашит доской. На крыше видны дымовые трубы и чердачные окна. Верхняя часть стены имеет узкую полку из выступающего из кладки кирпича; крыша галереи подведена под эту полку. На фотографии 1924 года видно, что столбы галереи шестигранные, связанные по верху деревянным брусом-балкой в который врезаны стропила крыши галереи. Ограждение галереи выполнено из деревянного бруса прямоугольного сечения, врезанного в столбы с фасадной стороны. В народе и поныне называют эти перила "лавочками". Лицевая стенка галереи, на которую опираются столбы, оштукатурена с расшивкой швов. Лестница на галерею имеет шесть подъемов и металлические перила с деревянным поручнем. Ступени вытесаны из камня. При одном из входов в подвал имеются каменные борта и перила металлические с деревянными поручнями. Ступени, ведущие вниз - из блоков камня. Окна лавок имели деревянные ставни. После революции лавки были национализированы. В годы НЭПа отдельными лавками владели частные торговцы. (6). Во время Великой Отечественной войны немцы при отступлении подожгли город. В этом пожаре выгорели все деревянные конструкции. После войны лавки были отремонтированы. На фото 1960 г. видны фрагменты торговых рядов: крыша лавок и галерея покрыты железом; крыша галереи имеет организованный водосток и опирается на деревянные столбы; перила отсутствуют; всходы на галерею с каменными ступенями и бортами. Приямки входов в подвал прикрыты досками. Видны узкие оконные проемы по сторонам входов в магазины.
    Архитектурные особенности:Торговые ряды находятся в центральной части г.Гдова на улице Карла Маркса, являющейся древним трактом, связывавшим Псков с Петербургом и Прибалтикой. Постройки ряда занимают часть территории квартала между улицами Белоцерковец и Ленина. С юго-востока от этой территории расположены огороды частных домовладений, выходящих на Набережную реки Гдовки. Здание одноэтажное с подвалом, галереей и поздними пристройками. Крыша двухскатная. Главный фасад с галереей выходит на улицу Карла Маркса. С галереи устроены входы автономно в каждое помещение. Фасад не имеет общей архитектурной композиции, что является, видимо, следствием разновременности строительства надземной части лавок разными владельцами, а также поздними растесками и закладками конных дверных проемов. Освещение торговых помещений с галереи через окна разных размеров. Подлинные проемы окон узкие; широкие витрины - поздние растесанные. На фасаде кое-где сохранились подставы от деревянных ставень. Верхняя часть фасадной стены имеет полку из выпущенного из кладки кирпича, под которую заведена крыша галереи, которая поддерживается столбами. На галерею ведут восемь ступенчатых всходов. Перед галереей в приямках устроено восемь спусков в подвальные помещения. На юго-западном торцовом фасаде заложено три оконных проема; северо-восточный торец глухой. Полка из кирпича в верхней части стены выходит по всем фасадам. На заднем фасаде такая же полка прослеживается в уровне лучковой перемычки окон подвала, которые ныне засыпаны землей. Часть стен заднего фасада так и осталась неоштукатуренной, как было в начале XX века. На заднем фасаде с северо-восточной стороны сохранились два подлинных оконных поема с лучковыми перемычками. Здесь же находится один вход в подвальные помещения северо-восточной части. На заднем фасаде имеются заложенные оконные и дверные проемы в помещения лавок. В плане торговые ряды представляют длинную вереницу обособленных помещений прямоугольных в плане с входами с галереи. Подвал повторяет планировку верхней части, но некоторые помещения здесь имеют дверные проемы в поперечных стенах, объединяющие их в группы между собой. Фундаменты и частично стены подвала выложены из валунов, частично из бута. Оконные и дверные проемы с лучковыми перемычками оформлены кирпичом. Два помещения северо-восточного торца имеют стены подвала из кирпича. Стены надземной части выполнены из кирпича. Перекрытия деревянные плоские по балкам. Крыша по деревянным стропилам со свесом, подшитым досками, кровля - железо. Габариты в плане: 150.7 м х 11.3 м.
    Общие сведения:Один из немногих сохранившихся на Псковщине примеров организации торговых рядов вдоль основного проезжего тракта, характерный для российских провинциальных городов в XVIII-XIX вв. Хорошая сохранность несущих конструкций позволяет дальнейшее изучение, имеющее важное значение для Отечественной истории архитектуры.

    Материалы: ГП БТИ Псковской области.Пушкарев И. Краткое историко-статистическое описание Санкт-Петербургской губернии. 1840 г.Тимофеева Н. Торговля в Гдове.\ Гдовская заря. 22.08.1995 г.
    Состояние объекта: среднее

    Доступность: доступен для осмотра

    Библиография: ГАПО, ф.Р-1767
  • Материалы ГП БТИ Псковской области.
  • Пушкарев И. Краткое историко-статистическое описание Санкт-Петербургской губернии. 1840 г.
  • Тимофеева Н. Торговля в Гдове.\ Гдовская заря. 22.08.1995 г.

    Торговые ряды
    Торговые ряды
  • Информация к новости
    • Просмотров: 4650
    • Автор: spas
    • Дата: 13 января 2007
    13 января 2007

    Столбово

    Категория: Псковская область » ГДОВСКИЙ Р-Н

    Столбово

    При кажущейся простоте много понятий на столб.
    Встарь у нас были прозвания сел Кол и Жердь. Первое - современная деревня Кола на р. Желче (Гдовский район), второе - бывшая деревня Жердянка (Сланцевский район). Здесь очевиден некий указующе-межевой момент. Столб может иметь такое же значение. Он мог указывать межу, поворот со столбовой дороги в деревню, береговой указатель на озере или еще что-либо.
    Источник: В.И. Будько. Север Гдовщины. 2005
    Информация к новости
    • Просмотров: 8871
    • Автор: spas
    • Дата: 13 января 2007
    13 января 2007

    СТАТИСТИКА И ЗЕМСТВО

    Категория: Псковская область » ГДОВСКИЙ Р-Н

    СТАТИСТИКА И ЗЕМСТВО

    Частновладельческие хозяйства. 1888 г.
    Статистика - многозначительная и крайне немногословная наука. Но, слава Богу, она есть. Благодаря ей нам через года становится ясным многое.
    Согласно данным, собранным по Гдовскому уезду в 1888 году, в наших частновладельческих хозяйствах была следующая обстановка:
    Речки, мыза (совр. д. Куречек бл. д. Гусева Гора). Владелец Бибиков Г.Г., коллежский советник. Мыза приобретена до 1868 г.; количество земли 1254 дес. До сегодняшнего дня сохранились строения из камня.
    Источник: В.И. Будько. Север Гдовщины. 2005
    Информация к новости
    • Просмотров: 5827
    • Автор: spas
    • Дата: 13 января 2007
    13 января 2007

    Скородно, Голышкино, Залюбовье.

    Категория: Псковская область » ГДОВСКИЙ Р-Н

    Скородно, Голышкино, Залюбовье.

    От Чернево до Крапивно на целых 20 км сплошные памятники археологии. Здесь очередной куст поселений, датируемый нередко прошлым тысячелетием. В самом Чернево, волостном центре, братская могила времен ВОВ, курганный могильник 95 х 40 м. Здесь во время русско-шведской войны разгромлен крупный отряд шведов (1591). На левобережье в небрежении парк Салтыкова. Здесь вековые деревья местной флоры и некоторые зкзоты: тополь лавролистньй, лиственница сибирская, канделяброобразная ель. Сохранились рощи - дубовая, сосновая, липовая и др.
    Источник: В.И. Будько. Север Гдовщины. 2005
    Информация к новости
    • Просмотров: 828
    • Автор: vasiliy
    • Дата: 9 ноября 2012
    9 ноября 2012

    Семьдесят восемь курганов

    Категория: Псковская область » ГДОВСКИЙ Р-Н

    Семьдесят восемь курганов

    Адрес: Гдовский район, В 1,5 км. южнее деревни Городище
    Типология: Памятники археологии
    Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения

    Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327
    Информация к новости
    • Просмотров: 721
    • Автор: vasiliy
    • Дата: 9 ноября 2012
    9 ноября 2012

    Селище-9

    Категория: Псковская область » ГДОВСКИЙ Р-Н

    Селище

    Адрес: Гдовский район/Ямм с
    Типология: Памятники археологии
    Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения