Церковь Николы Чудотворца

Церковь Николы Чудотворца.
Дата постройки: конец XIX в., после 1885 г.
Адрес: Гдовский район/Полично д, Гдовская волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Не используется
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542


Архитектурные особенности:Церковь стоит рядом с перекрестком дорог, в центре деревни. По своей структуре близка гдовским церквям кон.XIX - нач.XX вв., те.е. четверик с одноапсидным алтарем, небольшой трапезной и папертью. Возможно на четверик был поставлен восьмериковый каркасный барабан как в Петропавловской Липтовицкой часовне или квадратная со срезанными углами глава как у Калихновской Ильинской церкви. Сейчас у церкви весь верх снят и заменген плоским перекрытием по балкам с двухскатной кровлей. декоратвиное оформление фасадов очень бедное: наугольные пилястры и рельефные кокошники с валиковыми бровками над окнами с полуциркульным завершениеем. освещается четверик двумя парами окон с южного и северного фасадов. Все окна с раструбом внутрь. В алтаре два окна. Интерьер искажен поздними переделками. Сделано плоское перекрытие над всем зданием в одном уровне. Интересна деталь перехода из четверика в алтарь - конструкция уступчатого косоугольного в плане рисунка. Здание возведено из кирпича на известковом растворе. Фундамент выложен из колотых валунов, продухи выложены кирпичом. Полы дощатые. Кровля двухскатная металлическая. основные габариты: 19.7 х 8.7 м.
Общие сведения:Памятник интересен как один из представителей сложившейся группы памятников Гдова конца XIX в. начала XX в.


Состояние объекта: плохое

Доступность: доступ затруднен
Реставрационные работы: реставрационные работы не проводились
Библиография: Сборник МАМЮ, М., т. V, 1913, стр.256

Церковь Николы Чудотворца
Подробнее

Церковь Михаила Архангела 1462

ГДОВСКИЙ Р-Н
Церковь Михаила Архангела 1462
В 2-х км от пристани Самолва на восточном берегу залива Чудского озера находится деревня Кобылье Городище. Впервые о Кобыльем Городище упоминается в Псковских летописях под 1462 г., в связи со строительством церкви. "В лето 6970… Того же лета псковичи поставиша новый городок и нарекоша его Кобылою". Под тем же годом далее следует: "В лето 6970-е. Заложиша псковичи новеи городеч на обидном месте над Великим озером при князе Псковском Володимире Ондреевиче и при посаднике степенном Максиме Ларивоновиче того же лета и свершиша его и церковь поставиша в ней святого Архангела Михаила и освещаша, а делаше его мастеры Псковскыи и с волощаны 60 человек псковских мастеров, а взяше от него тако же и от церкви, дела своего мзду оу всего Пскова 60 рублев, а по том придаше 30 рублев".
Подробнее

Церковь Михаила Архангела

Церковь Михаила Архангела
Дата постройки: 1462
Адрес: Гдовский район/Кобылье Городище д, Самолвовская волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:В 2-х км от пристани Самолва на восточном берегу залива Чудского озера находится деревня Кобылье Городище. Впервые о Кобыльем Городище упоминается в Псковских летописях под 1462 г., в связи со строительством церкви. "В лето 6970… Того же лета псковичи поставиша новый городок и нарекоша его Кобылою". Под тем же годом далее следует: "В лето 6970-е. Заложиша псковичи новеи городеч на обидном месте над Великим озером при князе Псковском Володимире Ондреевиче и при посаднике степенном Максиме Ларивоновиче того же лета и свершиша его и церковь поставиша в ней святого Архангела Михаила и освещаша, а делаше его мастеры Псковскыи и с волощаны 60 человек псковских мастеров, а взяше от него тако же и от церкви, дела своего мзду оу всего Пскова 60 рублев, а по том придаше 30 рублев". Существующая ныне каменная церковь в Кобыльем Городище во имя Архангела Михаила была сооружена Псковскими мастерами в 1462 г. В 1465 г. немцы осадили Городище, но были отогнаны подоспевшей ратью из Пскова. В 1480 г. немцы нарушили заключенный ими в 1474 г. тридцатилетний мир и повели наступление по всем границам Псковской земли, напали на Городище и сожгли его, а жителей частично убили, а часть взяли в плен. В ХVI в. городок Кобыла уже официально назывался Кобыльим Городищем, которое являлось административным центром Кобылинского уезда. Далее только 1625 г. вносит некоторые сведения о церкви и городище: "Городище Кобылье у Чутцкого озера на берегу; а на городище церковь Архистратига Михаила каменна; а церковное строение писано подлинно в церковных книгах. На Кобыльем же городище двор наместичь, а на дворе хором-горница..." Первоначальный объем храма четверик. "Над входной папертью, находящейся перед четвериком или притвором, ныне не сохранившейся, была звонница (деревянная). В 1854 г. к западной стене четверика были пристроены ныне существующей придел Св.Троицы и колокольня. Конек двухскатного покрытия Троицкого придела был подведен под один уровень с западным коньком восьмискатного покрытия четверика. В 1877 г. Троицкий придел был соединен с храмом посредством пролома западной стены четверика, в результате которого был значительно растесан главный западный дверной проем, образовав собою арку шириной 2.14 м, высотой 4.00 м. Результатом этого же пролома явилось возникновение еще 2-х проемов - арок северной и южной в западной стене четверика. Большие нижние северный и южный оконные проемы четверика прорублены в 1884 г. Это видно из закладки их на одном уровне с проемами Троицкого придела, одинаковыми с ними размерами и даже архитектурным декором. А если следовать наблюдению, что иконные ниши вверху среднего членения фасадов четверика устраивались только над изначальными входами, то вместо северного оконного проема 1854 г. здесь существовал древний дверной проем, позднее переделанный в окно. На южном фасаде иконной нишки, на указанном выше месте, нет. Так же как нет ее и на восточном фасаде, где проема быть не может. Следовательно, нижний оконный проем в южной стене четверика прорублен заново в толще древней стены. Церковь в Кобыльем Городище - единственный в Пскове и Псковской области памятник с сохранившимся восьмискатным покрытием. Обычной переделки 8-скатного покрытия на 4-скатное здесь не было, а, следовательно, не было ни срезок щипцов, ни накладок углов, неизбежных при замене одного покрытия другим. Деревянные конструкции покрытия могли меняться по мере прихода в ветхость. Однако в целом сохранившееся покрытие представляет большой интерес для исследователей-реставраторов. Глава на древнем барабане четверика очевидно поздняя, смелых пропорций. Несколько необычная по увеличенным размерам и очертаниям, она завершает композицию четверика.
Архитектурные особенности:Церковь стоит на самом берегу озера. 0 том, что построена она псковичами в ХV в. говорит весь ее внешний и внутренний облик. В ныне существующую композицию церкви вошли древний четверик 1462 г. придел и колокольня, сооруженная в 1854 г., и крытая на 2 ската, паперть перед колокольней неизвестно когда построенная. Все упоминаемые помещения пристроены к четверику с запада. Основной объем - четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный храм с полуцилиндрическими, без повышающих ступеней сводами, перекинутыми в центральном нефе с северной стороны на южную, и в трансцепте с восточной на западную, выше переходящих в систему парусов и поддерживающих каменный световой барабан. Соединение столбов со стенами осуществлено двумя по вертикали ярусами арок, образуя за собою в углах надежные устои для подпружных сводов и барабана над ними. На уровне хор за юго-западным столбом устроена палатка - помещение, используемое для хранения церковной литературы. Хоры в настоящее время отсутствуют. Попасть в палатку можно только по приставной лестнице. Освещена палатка одним оконцем "на полдень", расположенным в южной стене четверика. Ось коробового сводика палатки направлена с севера на юг. Западные столбы храма имеют правильное скругление и на высоте около 2-х метров переходят в квадратные. Переход осуществлен при помощи небольших скругленных полочек-валиков, идущих по периметру столба. Восточные к плоской западной стенке которых приставлен поздний иконостас, скруглены не одинаково. Части восточной стены четверика заключающие в себе предалтарную арку так же имеют скругление на углах, обращенных в сторону восточных столбов. Покрытия диаконника и жертвенника представляют собою полуцилиндрики, оси которых направлены с запада на восток, где они сопрягаются с вертикальными полуцилиндрами апсид. Центральная апсида - алтарь перекрыта полукупольным сводом с опорой на вертикальном полукружии апсиды. В интерьере четверика - обилие голосников: в тимпанах подпружных сводов и в парусах, поддерживающих барабан. Барабан, видимо, сложен с применением горшков по примеру известных памятников этого периода, для уменьшения тяжести нагрузки на несущие своды и столбы. В алтаре одно растесанное в позднее время окно с высокой арочной перемычкой. Окна в жертвеннике и диаконнике так же растесаны, все три имеют железные решетки и остекление; боковые /в диаконнике и жертвеннике/ заподлицо с фасадом. Наибольший интерес представляют 2 нерастесанных окна; верхнее в южной стене четверика, а также маленькое оконце из палатки в той же стене. Вероятно, растесаны и окна барабана. Надоконная бровка в виде выступающего треугольника - характерная для псковских памятников и всюду находящаяся на некотором расстоянии от самого проема, здесь сидит прямо на окне, являясь как бы его треугольной перемычкой. Придел Св.Троицы перекрыт по горизонтальным балкам. Толщина стен придела - 1.05 м. Большие оконные проемы придела, выходящие на северную и южную стороны, расположены ритмично, имеют решетки и фасадный декор. Подъем на колокольню в одной из боковых, состоящих при ней палаток, по деревянной лестнице, другая симметричная ей палатка используется под кладовую. Обе палатки имеют по одному большому окну, на фасаде объединенному с окнами придела единым архитектурным декором. Декоративная обработка фасадов четверика чрезвычайно скромна и заключается лишь в характерных псковских поясках орнамента из треугольников и впадинок. Такие пояски украшают апсиду и барабан, который поверх пояска орнамента украшен поясом аркатуры из ступенчатых арочных нишек. Выходящий из плоскости барабана аркатурный пояс, кроме эстетических соображений, выполняет роль карниза - опоры для нижних конструктивных элементов покрытия главы, отводящих потоки дождя от стен барабана. Основной строительный материал четверика, придела и колокольни - известняковая плита. Детали придела и колокольни выполнены из кирпича. Церковь обмазана и побелена. Основные габариты церкви: восток-запад - 33.5 м, север-юг - 9.8 м.
Общие сведения:Церковь Михаила Архангела в Кобыльем Городище, поставлена "на обидном месте" недалеко от Вороньего камня - места легендарной битвы Александра Невского с тевтонскими рыцарями в 1242 г. и является памятью мужества русских людей. В память о легендарной битве курган близ деревни Кобылье Городище назван Курганом Александра Невского. Само заложение церкви на возвышенном берегу залива в 40 м от берега омываемого водой, говорит о высоком художественном чутье псковских зодчих. Церковь далеко просматриваемая со стороны озера, служила ориентиром - маяком на большом торговом пути "из варяг в греки". Конструктивные и архитектурные формы древней церкви позволяют счтитать ее первоклассным памятником псковской архитектуры XV в. - единственным памятником с сохранившимся восьмискатным покрытием.


Состояние объекта: среднее
Персоны:
  • Максим Ларионовичприказал построить
    Доступность: доступен для осмотра
    Реставрационные работы: архитектурный обмерреставрационные работы не проводились
    Библиография: ЛОИИМК, Ф.21, д.1008, л.18, № 245827, л.69 (Из Писцовой книги 7132-7135 гг.)
  • ЛОИИМК, Ф.45, д.2-4, л.4, 1912, Дело Имперской Археологический Комиссии.
  • Покрышкин П.П. Церкви Псковского типа XV-XVI стол. по восточному побережью Чудского озера и на реке Нарове.\ Известия археологической комиссии. Вып.22. СПб., 1907., вып.20-22, СПб., 1906-1907 гг., с.2.3,4,5,6.7.
  • Псковские летописи. М.,1955, вып.2, с.52. Синодальный список, с.150. Строевский список, с.221.

    Церковь Михаила Архангела
  • Подробнее

    Церковь Косьмы и Дамиана 1912

    ГДОВСКИЙ Р-Н
    Церковь Косьмы и Дамиана 1912
    Погост Гвоздно относился в XIX веке к Гдовскому уезду С-Петербургской губернии, находился в 70 верстах от Гдова на проселочном тракте из Гдова во Псков, на которой стояли: мыза "Красное селое" баронессы Корф и деревни: Тереб, Наумовщина, Замежничье и Сорокино. С северо-востока прилегал к нему т.н. "Сороковой бор" - местность, покрытая дремучими лесами и мхами, перерезанная двумя реками Желчею и Черною. Первая известная здесь церковь была деревянной и построена в 1728 г. она сломана в 1876 г. по ветхости.
    Подробнее

    Церковь Косьмы и Дамиана

    Церковь Косьмы и Дамиана
    Дата постройки: 1863 г.; 1912 г.
    Адрес: Гдовский район/Гвоздно д, Первомайская волость
    Типология: Памятники архитектуры
    Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
    Современное использование: Не используется
    Документ о принятии под охрану: Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176

    Историческая справка:Первая церковь во имя Козьмы и Дамиана была построена в Гвоздно с благословения Феофана Прокоповича в 1728 году. Она представляла собой деревянный двух - купольный храм, снаружи обшитый досками, внутри обитый холстом и окрашенный белой краской. В XIX веке церковь обветшала и была сломана. В 1858 году в Гвоздно, которое со времени строительства здесь первого храма и устройства около него кладбища в официальных документах стало именоваться погостом, было начато возведение новой каменной пятикупольной однопрестольной церкви. Храм возводился по проекту архитектора Калитовича и был освящен 2-го июля 1863 года. Длина постройки равнялась 11,5 саж., ширина 5,5 саж. Территория вокруг храма была обнесена каменной оградой. Храм возводился на денежные пожертвования, собранные в Петербурге. Кроме того, для строительства храма Мария Павловна Корф, дочь бывшего петербургского военного генерал-губернатора Павла Васильевича Голенищева-Кутузова, пожертвовала 250 тыс. кирпичей, 300 дерев строевого леса и около 30 рабочих. До 1843 года причт церкви Козьмы и Дамиана в погосте Гвоздно составляли священник и два причетника. В 1843 году была прибавлена просвирня. В 1877 году за счет церкви и прихожан при храме была построена сторожка и дом для проживания священника. К 1880-м годам под церковью, кладбищами и усадьбой притча находилось 4 десятины земли (около 4, 36 га). К 1880-м годам храм в общей сложности владел 40 десятинами земли.8 октября 1908 года в храме произошел пожар. В результате «… погибла вся утварь церковная, полный звон, своды и все главы». Тогда же председатель и члены строительной комиссии по восстановлению храма обратились к императору Николаю II с просьбой о выделении пособия на ремонт церкви. В 1909 году петербургским епархиальным архитектором Аплаксиным А.П. был составлен проект реконструкции храма. 8 октября 1912 года восстановленный храм был освящен. По-видимому, в новой постройке был использован фундамент и часть стен сгоревшего каменного храма. В ходе реконструкции объемная композиция храма была обогащена пристройкой трехъярусной каменной колокольни и часовни. Храм получил новое завершение и фасадную отделку в «ново-русском» стиле. Храм оставался действующим до начала 1960 – х годов. В 1961 году его закрыли. Вся церковная утварь была вывезена в Псков. Здание использовалось колхозом под мастерские для ремонта тракторов, позднее – как склад удобрений. В 1999 году была зарегистрирована церковная община и начаты мероприятия по восстановлению храма. 14 июля 2003 года была отслужена первая Божественная литургия. У алтарной стены храма сохраняются захоронения. Из надгробий сохранилось одно – стоявшее ранее на могиле М.П.Корф (урожденной Голенищевой - Кутузовой), умершей в 1877 году. Надгробие перемещено с места захоронения и установлено на новом месте к северу от алтаря.
    Архитектурные особенности:Церковь Косьмы и Дамиана расположена на окраине деревни Гвоздно, на пригорке. В летнюю пору она плохо просматривается со стороны деревенской улицы, благодаря разросшимся деревьям и кустам. Хорошо видна с южной стороны, с поля. Это бесстолпный, одноапсидный, пятиглавый храм с шатровым завершением центрального светового барабана, вытянутый по оси восток-запад. Объемно-пространственная структура храма представляет собой следующее: основной приподнятый кубический объем четверика. Шатер с главой центрального барабана, четыре малых на углах четверика придают общей объемной композиции характер пирамиды, стремящейся к вертикализму. С востока к основному объему примыкает дважды пониженный объем апсиды (восточная стена ее с предалтарной частью покрыта своей кровлей, имеющей килевидное завершение), покрытой волнистой кровлей. С запада к четверику примыкает пониженный объем трапезной с трехскатной кровлей, к последнему притвор с массивным ярусом колокольни, возвышающейся над объемом трапезной и уравновешивающей вознесшуюся ввысь шатровую кровлю барабана четверика. К южному фасаду апсиды примыкает часовня с крыльцом, прямоугольная в плане. Ее объем чуть возвышается над фасадом апсиды. Она покрыта по типу крещатых бочек восьмискатной волнистой кровлей, увенчанной шатриком с луковичной главкой и перехватом. Фасады ее имеют килевидное завершение. Аналогичное завершение у западного фасада двухстолпного крыльца часовни. Декор фасада сложен: он представляет собой смешение элементов декора древнерусской архитектуры с новыми деталями, характерными для новорусского стиля и модерна. оформление южного и северного фасадов четверика происходит от трехчастных членений фасадов архитектуры средневековья с той лишь разницей, что здесь средние лопатки как бы обрублены. Боковые лопатки соединяются со средними короткими ползучими арками, последние соединяются между собой полуциркульныой аркой. Центральная часть фасада завершается килевидной лопастью с бегунцом в средней части. Фасады прорезаны узкими оконными проемами, подчеркивающими вертикальный характер всей объемной композиции. Средний оконный проем значительно больше двух боковых, под ним в углублении спаренные малые оконные проемы. На северном фасаде они исчезли: на их месте проломан большой дверной проем при приспособлении колхозом церкви под гараж. Над центарльными окнами - металлические козырьки, по бокам которых и внизу - квадртаные нишки. Насыщен и сложен декор барабанов четверика. Центарльный световой барабан имеет восемь граней. Грани, расположенные по странам света, имеют световые узкие оконные проемы с арочными перемычками, остальные грани с ложными окнами. Каждая грань имеет по бокам лопатки, которые соединяются между собой аркой, образуя рамки. Завершаются грани килевидными лопастями. Каждая грань шатра в совем основании имеет декоративный кокошник с ложным окном и с аналогичным граням барабана оформлением, только меньшим по размерам. Соединяясь между собой эти кокошники образуют декоратвиный пояс. Восьмигранный шатер несет на себе круглый барабан с главою луковичной формы с металлическим крестом. Под отливомм главы на барабане аркатурный пояс. Малые декоративные восьмигранные барабаны в основаниях имеют постаменты квадратные в плане углы четвериков перекрыты у переходов к восьмерику двухскатными кровельками. Каждый малый барабан украшен четырьмя ложными окнами, расположенным по странам света. Над окнами и по всем граням проходит аркатурный поясок ввиде полочки. Завершают грани килевидные лопасти, покрытые металлической кровлей. Верхняя часть этих барабанов круглая в плане, завершается выступающим аркатурным поясом. Главы с перехватами венчаются металлиическими узорчатыми крестами, в основаниях которых яблоко. Кровли глав металлические. По верху всех фасадов четверика проходит профилированный карниз. Фасады трапезной (южный и северный) завершает такой же профилированный карниз. На каждом фасаде по два окна. Нижнее узкое с наличником и верхнее широкое с арочной перемычкой, со столбиками по бокам по бокам. Боковые лопатки, сверху выступающая полоса, снизу цоколь - образуют на этих фасадах рамки. В ином ключе решен сильно развитый западный фасад притвора. Его средняя выступающая часть с перспективным порталом является основанием колокольни. По бокам с юго и севера примыкают несимметричные части притвора. Правая меньшая часть, в первом этаже имеет полуциркульное окно, разделенное напополам широким простенком. Во втором этаже малое окно с арочной перемычкой. Верхняя часть фасада чуть выступает, повторяя уклон односкатной кровли и арочную перемычку окна. Сбоку фасада эта часть опускается обрубленной лопаткой, под которой три квадартных нишки в одном ряду. Северная часть западного фасада в первом этаже имеет такое же окно, как и на южном фасаде ( в первом этаже). Окно второго этажа с арочной перемычкой имеет наклонное основание, повторяющее уклон косоура лестницы. Этот фасад является фасадом лестничной клетки, а также часовни, примыкающей к притвору с севера, он завершается килевидной лопастью. На части фасада часовни ниша с козырьком для иконы. Центральная часть с перспективным порталом представляет собой фасад трехъярусной колокольни. Над порталом три окна: среднее с арочным проемом и по бокам с четверть-циркульными перемычками (аналогичные по формам окнам первого этажа). массивный ярус звона имеет четыре квадратных в плане постамента под бочкообразные столбы, несущие на себе арки и килевидные завершения фасадов яруса звона, покрытого по типу крещатых бочек, несущих декоратвиный, курглый в плане барабан с горизонтальным валиком и аркатурным пояском. Глава металлическая шлемовидной формы с крестом. Кровли колокольни и притвора металлические. В многосложной кровле колокольни часть с восточным и западным фасадоами повышена относительно южного и северного. На западном фасаде над арочным проемом звона крест, выложенный из кирпича и вписанный в круг. По бокам над столбоами маленькие квадратные нишки. Кровля крыльца-часовни имеет аналогичное колокольне покрытие с той лишь разницей, что венчает ее восьмигранный декоративный барабан с шатром (крест сбит). Интерьеры четверика, трапезной и алтаря в отличие от экстерьеров просты и не имеют декора, но здесь чувствуется стремление к эстетизации основных конструкций. Так, четыре подпружные арки, несущие купол, а также образующая последнего имеют эллипсовидную форму, что подчеркивает и внутри церкви стремление к вертикализму. Южная стена четверика имеет два оконных проема, северная - большой растесанный дверной проем на месте оконных проемов. Предалтарная стена с тремя арочными дверными проемами: средний - большой и по бокам малые. Два проема заложены кирпичом, один забит досками. В алтаре выступает трехгранная апсида, в двух боковых гранях которой оконные проемы, в южной стене - дверной, ведущий в часовню. Центральная часть алтаря перекрыта коробовым сводом, сопрягающимся с трехгранным сомкнутым сводом перекрытия апсиды. Центральный коробовый свод опирается на две подпружные арки, между ними и стенами алтаря (южной и северной) - ползучие своды. В трапезной на южной и северной стенах по одному оконному проему, в западной стене дверной арочный проем. Перекрытия над трапезной и над хорами - кирпичные сводчатые по металлическим балкам. На хорах металлическое узорчатое ограждение с поручнем. Дверной арочный проем ведет во второй ярус колокольни. В первом этаже притвора с южной стороны - палатка, с северной - лестница, ведущая на второй ярус колокольни. перекрытия помещений притвора и первого яруса колокольни кирпичные сводчатые по металлиииическим балкам. Перекрытие яруса звона и южной часовни - крестовые своды. По всему периметру здания каменный цоколь, выступающий на 8-10 см. Все фасады оштукатурены и побелены. Материал - кирпич. Основные габариты: 29 х 12 м. Внутренне убранство церкви не сохранилось.
    Общие сведения:Церковь начала XX в. по своим формам относится к новорусскому стилю и представляет, безусловно, художественный и исторический интерес. В архитектрном наследии земли Псковской она является самым значительным памятником этого периода.
    Предметы особой охраны: 1. Местоположение храма (на холме) ; природный рельеф участка. 2.Объемно-пространственная композиция: повышенный объем четверика с трехгранной апсидой и пятиглавым завершением; притвор и трехъярусная колокольня, примыкающая к четверику с запада; одноэтажная часовня, примыкающая с южной стороны к алтарной части четверика; 3. Композиция и декор фасадов: Габариты и характер расположения оконных и дверных проемов; трехчастные членения северного и южного фасадов с килевидным завершением центральной части; мотив бегунца и килевидный сандрик над центральным окном южного и северного фасадов; профилированный венчающий карниз четверика; сложный декор большого и малого барабанов (декоративные кокошники, аркатурный пояс, обрамление оконных проемов в форме ниш и т.д.); перспективный портал центрального входа; декоративный мотив «нахлебного» креста в оформлении западного фасада колокольни. 4. Материал и конструкции: фундаментов: глубина заложения, материал, связующие, техника кладки; стен: связующие, техника кладки; каменный цоколь (гранитная облицовка); конструкции дверных и оконных проемов; сводов: коробовый, сомкнутый, крестовый, кирпичные сводики по металлическим балкам; материал и конструкции главок; 5.Детали: металлические крепления дверных полотен; кованные оконные решетки; фигурные кресты глав; габариты, конструкция и материал (гранит) лестниц при входах в храм.

    Состояние объекта: плохое
    Персоны:
  • Аплаксин Андрей Петровичразработал проект
    Доступность: доступен для осмотра
    Реставрационные работы: архитектурный обмерРеставрационные работы не проводились.
    Библиография: Белоножкин А.Е. «А.П.Аплаксин – петербургский апархиальный архитектор (К 125-летию со дня рождения)» - «Церковный Вестник», 2003, №№ 10,11.
  • Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. X, СПб., 1885,, вып. X., 1885, с.240.
  • «Историко-статистические сведения о Санкт- Петербургской епархии», Вып. X , СПб., 1885, 240
  • РГИА, Ф.19, оп.113, д.321, л.141 - Клировые ведомости церкви Косьмы и Дамиана погоста Гвоздно за 1916 г.

    Церковь Косьмы и Дамиана
  • Подробнее

    Церковь Ильинская

    Церковь Ильинская.
    Дата постройки: нач. ХХ в., 1908 г.
    Адрес: Гдовский район/Калихновщина д., погост Черма
    Типология: Памятники архитектуры
    Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
    Современное использование: Не используется
    Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

    Историческая справка:Автор проекта - архитектор из Санкт-Петербурга Павел Соколов (гражданский инженер). О времени строительства можно судить со слов местных жителей. Так, отец одной из жительницы 1888 года рождения вешал язык у колокола, когда ему было около 20 лет. На обороте листа жееолза, снесенного с кровли церкви, была надпись: "Крыл крышу в 1909 году. Иванов иван. Таким образом приблизительная дата строительства 1908-1909 гг.
    Архитектурные особенности:Церковь расположена в центре села у проезжей дороги, на берегу небольшой речки Черма. Возведенный из кирпича массивный прямоугольный объем с чуть суженным граненым алтарем, трапезной и трехчастной папертью с двухъярусной колокольней завершен четырехгранным барабаном со срезанными углами. На гранях барабана расположены тройные окна. Шлемовидная граненая глава по сторонам света украшена килевидными кокошниками в уровне отлива. Церковь выстроена в псевдо-русском стиле изобилует эти элементом: это кокошниковые лопасти над проемами в первом ярусе колокольни, над звоновыми арками и над центральными частями южного и северного фасадов. Кроме этих основных и наиболее ярких элементов в декоративном убранстве фасадов участвуют пилястры, рамочные наличники и несложного профиля карнизы. Четверик колокольни со срезанными углами завершает соответствующий шатер с граненой шейкой и главой. Самая интересная конструкция является каркасная глава, опирающаяся на балки перекрытия, обшитая внутри профильной вагонкой, а снаружи жестью. Четверик колокольни со срезанными углами опирается на ложные стены трехчастной закрытой паперти. Небольшая трапезная и граненый алтарь перекрывался видимо плоско по деревянным балкам с пролетом 8 метров. В основном храме эти конструкции не сохранились. Помещение было теплым о чем свидетельствуют две печи у входа из трапезной. Окна которые были закрыты печами пришлось заложить и превратить в наружные ниши. Из внутреннего убранства ничего не сохранилось. Стены выполнены из кирпича на валунном фундаменте, оштукатурены и побелены.Кровля, барабан, главы покрыты кровельной жестью. Полы были дощатые (не сохранились). Основные габариты: 28 х10 м.
    Общие сведения:При обычной композиции для этого района и времени создан интересный и цельный образ небольшого храма в псевдо-русском стиле.


    Состояние объекта: аварийное

    Доступность: доступ затруднен

    Библиография: Сборник МАМЮ, М., т. V, 1913, стр.256
  • ЦГИАЛ, ф.256, оп.29, д.77, л.1-6

    Церковь Ильинская
  • Подробнее

    Церковь Державной Божьей Матери (быв. Дмитрия Солунского) XVI в., XX в.

    ГДОВСКИЙ Р-Н
    Церковь Державной Божьей Матери (быв. Дмитрия Солунского) XVI в., XX в.
    Собор расположен в юго-восточной части Гдовского Кремля. После восстановления он носит имя Державной Божьей Матери. Это кубический одноглавый храм на четырех скругленных снизу столбах, поддерживающих 6-ти оконный барабан с куполом. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры.
    Подробнее

    Церковь Державной Божьей Матери (быв Дмитрия Солунского)

    Церковь Державной Божьей Матери (быв. Дмитрия Солунского)
    Дата постройки: XVI в., XX в.
    Адрес: Гдовский район/Гдов г
    Типология: Памятники архитектуры
    Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
    Современное использование: Действующая церковь


    Историческая справка:В г.Гдове Псковской области сохранились руины древнего Кремля. В его центре до Великой Отечественной войны находились : церкви Дмитрия, Успения и храм-колокольня - все ХV-ХVII вв. Все эти сооружения в 1944 г. при отступлении фашистов из Гдова были взорваны. Тем самым город лишился своих основных градообразующих построек, лишился своего архитектурного лица. В архиве ЛОИА АН СССР сохранился материал, позволяющий достоверно реконструировать наиболее крупное культовое сооружение Кремля - церковь Дмитрия. Около 1906 г. она была детально обмерена П.П.Покрышкиным. Исследование Покрышкина и часть его обмеров были опубликованы. Материалы, не вошедшие в публикацию, сохранились в архиве ЛОИА. Письменная история города Гдова начинается в ХV веке со строительства крепости. До возникновения крепости здесь было поселение, основанное псковичами. Коренное население края, чудские племена, приняло от Пскова православие. Постоянная опасность от Ливонских рыцарей заставляла псковичей строить крепости на своей западной границе. В число этих крепостей входил и Гдов. Начало строительства крепости относится к 1424 г. Более надежную дату содержит Псковская летопись. В ней сообщается : "того же лета, на весну, псковичи наяша мастеров 300 муж и заложиша город новый на реце на Гдове, половину стены камену, а иную половину древяну, при князе Димитрии Александровичи и при посаднике Якиме Княжичеве , и единого лета учиниша каменую и древяную стену". Из данного сообщения совершенно ясно, что постройка была авральной и организована была государством, то есть властями Псковской земли ввиду несомненно чрезвычайных военных обстоятельств. В центре крепости, под защитой ее стен, вероятно одновременно или вскоре после закладки укрепления строится церковь Успения. Около 1540 г. в крепости строится каменный Дмитриевский собор. Эта дата фигурировала на иконе Св. Троицы. На ней имелась запись о том, что икона в 1540 г. перенесена в собор. Приведенная дата, по-видимому, условна и может быть откорректирована храмозданной изразцовой надписью на барабане церкви. В этой надписи предположительно (она сохранилась не полностью) названо имя князя Василия Ивановича. Если последнее верно, то церковь Дмитрия построена до 1533 г. (т.е. года смерти московского великого князя). Для колокольни Дмитриевского собора в 1551 и 1561 г.г. были отлиты колокола. Их дата важна для определения времени создания колокольни и имеет определенное значение и для заключений о верхней дате постройки. Позже 1551 или 1561 г.г. он не мог быть сооружен. Отливка колоколов часто совпадала с временем строительства предназначенной для них и церкви и ее колокольни. Исходя из всего сказанного 1530 г. г. - наиболее вероятное время сооружения церкви Дмитрия. Вл.В.Седов, основываясь на раскрытых восточных углах в храмах с хорами, как датирующем элементе, и на прочтении керамической надписи на барабане, датирует Дмитриевский собор 1521-1533 годами. Несколько позже строилась и отдельно стоящая колокольня. По сохранившимся графическим материалам можно проследить историю строительства Дмитриевского собора следующим образом. На плане-реконструкции "Гдов по писцовым книгам ХVI века" ( план-схему Гдовской крепости составил Т.В.Алексеев) Дмитриевский собор, стоящий в центре крепости на площади, не имеет никаких приделов. На чертеже "План крепости псковского наместничества города Гдова" до 1781 г. у южной стены показан придел. На плане собора 1854 г. показан южный придел и намечено место новых приделов, увеличивающих храм в западную сторону. На чертеже "План крепостной стены в г.Гдове" церковь Св. Дмитрия показана с пристройкой с западной стороны, шире основного собора, с крыльцом-папертью. Общая площадь прицела больше, чем собора. План датирован 1871 годом. Таким же изображен собор и на чертеже "План крепостной стены в г.Гдове (основанная в 1471 г., снятая с натуры в 1875 г.) Вначале собор имел два престола : главный Дмитрия и придельный во имя Спаса Нерукотворенного. В 1854 г. собор был перестроен в связи с устройством придела Св. Митрофана Воронежского. Внешний вид собора изменился, так как была - сделана одна общая пристройка и в ней поставлены справа придел Спаса, а слева придел Митрофана. Перестройка велась по плану архитектора Моргана. Собор стал продолговатым, вместимостью на 1000 человек. Главный купол остался над старым храмом, а над приделом, в центре, появился второй купол. Все алтари имели полукружия-апсиды. Внутри собор делился на две равные части: древний собор холодный, приделы теплые. Придельные алтари соединялись аркой, ведущей в собор. главный иконостас резной, возобновлен в 1859 г. Антиминс освещен в 1846 г. епископом Нафанаилом. В алтаре была старинная икона "Знамения Божьей Матери". Среди достопримечательностей собора, а также его колокольни, упоминаются три колокола с надписями. На первом значится: "Божиею милость...литы бы сия колокола в лето 1561 г. месяца декабря...при державе царства благоверного и христолюбивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Русии. Амин. Анфима, Тарасия, Елисея, Феодосия, Кирила, Микулы, Феодора, инока Еуфимия". На втором :"Божия милостью и помощью святыя живоначальная Троица лета 1551, месяца сентыбря в 8 день... слит бысть колокол сей при державе царства благоверного и христолюбивого царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси. А лил Прокофей Григорьев сын". На третьем колоколе надпись, возможно, сходная с надписью второго колокола. Она зафиксирована лишь частично. Среди икон собора в литературе особо отмечены иконы Предтечи 1838 г.,, Св.Троицы в приделе Спаса, Дмитрия Мироточивого, Николая Чудотворца. Далее упомянуты три плащеницы, семь евангелий, церковные сосуды 1730,1748, 1808 г. С 1886 г. при гдовском соборе существовало церковно-приходское попечительство. П.П.Покрышкин, имевший возможность обследовать храм в 1906 г. отмечает, что он производит особо живописное впечатление благодаря зелени колоссальных берез и лип, среди которых он стоит. Барабан собора покрыт плоским куполом, над которым поднимается на тонкой шее небольшая главка луковичной формы. Карниз барабана был украшен зелеными изразцами с надписью и арочками, стекла отливали перламутровым блеском. Внутри собор производил впечатление "несокрушимой солидности", благодаря толстым стенам и столбам. Эти же толстые столбы создавали в храме массу уютных укромных уголков для молитв. Внутренне пространство затесняет многоярусный иконостас. Весь собор сложен из псковской плиты. На откосах купольных окон сохранялась древняя штукатурка с примесью пеньки, но живописи на ней не было заметно. П.П.Покрышкин при своем обследовании собора обращал внимание только на те части и элементы, которые с его точки зрения относились к первоначальному зданию, рассматривая его как "обычный тип псковской церкви XV-XVI веков". Согласно исследованиям П.П.Покрышкина собор Дмитрия - это кубический одноглавый храм на четырех скругленных снизу столбах, поддерживающих 6-ти оконный барабан с куполом. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Верх здания имел двухступенчатые подпружные арки, барабан щелеобразные окна. Фасады декорированы плоскими лопатками с трех и двухлопастными арками. Это явное свидетельство того, что первоначально собор был перекрыт на восемь скатов, В конструкции верхних частей храма употреблены голосники, облегчающие конструкцию и улучшающие акустику. Украшение барабана и апсид арочками и поясом тройных впадин, валиковые разводы на средней апсиде, паперть с запада, устроенная на низких круглых столбах и перекрытая коробовым сводом и крышей на два ската, фрончатые сандрики над окнами барабана - это все наиболее характерные черты псковских храмов XV-XVI веков. На обмерных чертежах П.П.Покрышкина, хранящихся в архиве Института археологии АН СССР, зафиксирован только сам собор, без приделов, то есть учтены только те размеры, которые характеризовали основной первоначальный объем здания. П.П.Покрышкин внимательно изучил собор, отмечая каждую деталь, подтверждающую его идею. Так, под крышей нового придельного храма сохранилась верхушка каменного лицевого фронтона западного фасада и образ Нерукотворного Спаса. Это позволило представить западный портальный фронтон. На том же чердаке найдено продолжение изгиба декоративной пятилопастной арки. Не найден был вход на хоры, на которые в период обследования попадали с чердака придела по приставной лестнице. Главу собора Покрышкин реконструировал применительно к формам, возможным в ХVI веке. Иконостас датируется 1737 годом. Вероятно, это тот иконостас, который был возобновлен в 1859 году. При реконструкции собора Покрышкин предлагал сделать низенький иконостас, чтобы был виден алтарный свод. Обследования и обмер Покрышкина дают исчерпывающий материал для реставрации собора на ХVI век, так как имеются натурные фотографии и обмер со всеми размерами и деталями. Сравнивая собор Дмитрия Солунского с другими памятниками архитектуры Пскова ХV-ХVI веков можно сказать, что это достаточно типичный пример распространенного в то время типа церкви. Наиболее близка ему церковь Михаила Архангела в с. Кобылье городище, датированная 1462 годом. В 1944 году собор был разрушен фашистами. В 1990-1991 году восстановлен в прежних формах по проекту архитектора И.А.Хаустовой. Освящен 8 ноября 1994 г.
    Архитектурные особенности:Собор расположен в юго-восточной части Гдовского Кремля. После восстановления он носит имя Державной Божьей Матери. Это кубический одноглавый храм на четырех скругленных снизу столбах, поддерживающих 6-ти оконный барабан с куполом. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Верх здания имеет двухступенчатые подпружные арки, барабан - щелеобразные окна. Фасады декорированы плоскими лопатками с трех и двухлопастными арками. В конструкции верхних частей храма употреблены голосники, облегчающие конструкцию и улучшающие акустику. Украшение барабана и апсид арочками и поясом тройных впадин, валиковые разводы на средней апсиде, паперть с запада, устроенная на низких круглых столбах и перекрытая коробовым сводом и крышей на два ската, фрончатые сандрики над окнами барабана - это все наиболее характерные черты псковских храмов XV-XVI веков. Он имеет звонницу и два придела Святого Дмитрия Солунского и священномученика Вениамина, митрополита Петроградского.
    Общие сведения:Гдовский собор по своим формам и плану напоминает постройки Пскова XV века. Это доказывает, что еще в первой половине XVI века в Псковской земле продолжали строить в традиционных формах.

    Материалы: , не вошедшие в публикацию, сохранились в архиве ЛОИА. Письменная история города Гдова начинается в ХV веке со строительства крепости. До возникновения крепости здесь было поселение, основанное псковичами. Коренное население края, чудские племена, приняло от Пскова православие. Постоянная опасность от Ливонских рыцарей заставляла псковичей строить крепости на своей западной границе. В число этих крепостей входил и Гдов. Начало строительства крепости относится к 1424 г. Более надежную дату содержит Псковская летопись. В ней сообщается : "того же лета, на весну, псковичи наяша мастеров 300 муж и заложиша город новый на реце на Гдове, половину стены камену, а иную половину древяну, при князе Димитрии Александровичи и при посаднике Якиме Княжичеве , и единого лета учиниша каменую и древяную стену". Из данного сообщения совершенно ясно, что постройка была авральной и организована была государством, то есть властями Псковской земли ввиду несомненно чрезвычайных военных обстоятельств. В центре крепости, под защитой ее стен, вероятно одновременно или вскоре после закладки укрепления строится церковь Успения. Около 1540 г. в крепости строится каменный Дмитриевский собор. Эта дата фигурировала на иконе Св. Троицы. На ней имелась запись о том, что икона в 1540 г. перенесена в собор. Приведенная дата, по-видимому, условна и может быть откорректирована храмозданной изразцовой надписью на барабане церкви. В этой надписи предположительно (она сохранилась не полностью) названо имя князя Василия Ивановича. Если последнее верно, то церковь Дмитрия построена до 1533 г. (т.е. года смерти московского великого князя). Для колокольни Дмитриевского собора в 1551 и 1561 г.г. были отлиты колокола. Их дата важна для определения времени создания колокольни и имеет определенное значение и для заключений о верхней дате постройки. Позже 1551 или 1561 г.г. он не мог быть сооружен. Отливка колоколов часто совпадала с временем строительства предназначенной для них и церкви и ее колокольни. Исходя из всего сказанного 1530 г. г. - наиболее вероятное время сооружения церкви Дмитрия. Вл.В.Седов, основываясь на раскрытых восточных углах в храмах с хорами, как датирующем элементе, и на прочтении керамической надписи на барабане, датирует Дмитриевский собор 1521-1533 годами. Несколько позже строилась и отдельно стоящая колокольня. По сохранившимся графическим материалам можно проследить историю строительства Дмитриевского собора следующим образом. На плане-реконструкции "Гдов по писцовым книгам ХVI века" ( план-схему Гдовской крепости составил Т.В.Алексеев) Дмитриевский собор, стоящий в центре крепости на площади, не имеет никаких приделов. На чертеже "План крепости псковского наместничества города Гдова" до 1781 г. у южной стены показан придел. На плане собора 1854 г. показан южный придел и намечено место новых приделов, увеличивающих храм в западную сторону. На чертеже "План крепостной стены в г.Гдове" церковь Св. Дмитрия показана с пристройкой с западной стороны, шире основного собора, с крыльцом-папертью. Общая площадь прицела больше, чем собора. План датирован 1871 годом. Таким же изображен собор и на чертеже "План крепостной стены в г.Гдове (основанная в 1471 г., снятая с натуры в 1875 г.) Вначале собор имел два престола : главный Дмитрия и придельный во имя Спаса Нерукотворенного. В 1854 г. собор был перестроен в связи с устройством придела Св. Митрофана Воронежского. Внешний вид собора изменился, так как была - сделана одна общая пристройка и в ней поставлены справа придел Спаса, а слева придел Митрофана. Перестройка велась по плану архитектора Моргана. Собор стал продолговатым, вместимостью на 1000 человек. Главный купол остался над старым храмом, а над приделом, в центре, появился второй купол. Все алтари имели полукружия-апсиды. Внутри собор делился на две равные части: древний собор холодный, приделы теплые. Придельные алтари соединялись аркой, ведущей в собор. главный иконостас резной, возобновлен в 1859 г. Антиминс освещен в 1846 г. епископом Нафанаилом. В алтаре была старинная икона "Знамения Божьей Матери". Среди достопримечательностей собора, а также его колокольни, упоминаются три колокола с надписями. На первом значится: "Божиею милость...литы бы сия колокола в лето 1561 г. месяца декабря...при державе царства благоверного и христолюбивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Русии. Амин. Анфима, Тарасия, Елисея, Феодосия, Кирила, Микулы, Феодора, инока Еуфимия". На втором :"Божия милостью и помощью святыя живоначальная Троица лета 1551, месяца сентыбря в 8 день... слит бысть колокол сей при державе царства благоверного и христолюбивого царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси. А лил Прокофей Григорьев сын". На третьем колоколе надпись, возможно, сходная с надписью второго колокола. Она зафиксирована лишь частично. Среди икон собора в литературе особо отмечены иконы Предтечи 1838 г.,, Св.Троицы в приделе Спаса, Дмитрия Мироточивого, Николая Чудотворца. Далее упомянуты три плащеницы, семь евангелий, церковные сосуды 1730,1748, 1808 г. С 1886 г. при гдовском соборе существовало церковно-приходское попечительство. П.П.Покрышкин, имевший возможность обследовать храм в 1906 г. отмечает, что он производит особо живописное впечатление благодаря зелени колоссальных берез и лип, среди которых он стоит. Барабан собора покрыт плоским куполом, над которым поднимается на тонкой шее небольшая главка луковичной формы. Карниз барабана был украшен зелеными изразцами с надписью и арочками, стекла отливали перламутровым блеском. Внутри собор производил впечатление "несокрушимой солидности", благодаря толстым стенам и столбам. Эти же толстые столбы создавали в храме массу уютных укромных уголков для молитв. Внутренне пространство затесняет многоярусный иконостас. Весь собор сложен из псковской плиты. На откосах купольных окон сохранялась древняя штукатурка с примесью пеньки, но живописи на ней не было заметно. П.П.Покрышкин при своем обследовании собора обращал внимание только на те части и элементы, которые с его точки зрения относились к первоначальному зданию, рассматривая его как "обычный тип псковской церкви XV-XVI веков". Согласно исследованиям П.П.Покрышкина собор Дмитрия - это кубический одноглавый храм на четырех скругленных снизу столбах, поддерживающих 6-ти оконный барабан с куполом. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Верх здания имел двухступенчатые подпружные арки, барабан щелеобразные окна. Фасады декорированы плоскими лопатками с трех и двухлопастными арками. Это явное свидетельство того, что первоначально собор был перекрыт на восемь скатов, В конструкции верхних частей храма употреблены голосники, облегчающие конструкцию и улучшающие акустику. Украшение барабана и апсид арочками и поясом тройных впадин, валиковые разводы на средней апсиде, паперть с запада, устроенная на низких круглых столбах и перекрытая коробовым сводом и крышей на два ската, фрончатые сандрики над окнами барабана - это все наиболее характерные черты псковских храмов XV-XVI веков. На обмерных чертежах П.П.Покрышкина, хранящихся в архиве Института археологии АН СССР, зафиксирован только сам собор, без приделов, то есть учтены только те размеры, которые характеризовали основной первоначальный объем здания. П.П.Покрышкин внимательно изучил собор, отмечая каждую деталь, подтверждающую его идею. Так, под крышей нового придельного храма сохранилась верхушка каменного лицевого фронтона западного фасада и образ Нерукотворного Спаса. Это позволило представить западный портальный фронтон. На том же чердаке найдено продолжение изгиба декоративной пятилопастной арки. Не найден был вход на хоры, на которые в период обследования попадали с чердака придела по приставной лестнице. Главу собора Покрышкин реконструировал применительно к формам, возможным в ХVI веке. Иконостас датируется 1737 годом. Вероятно, это тот иконостас, который был возобновлен в 1859 году. При реконструкции собора Покрышкин предлагал сделать низенький иконостас, чтобы был виден алтарный свод. Обследования и обмер Покрышкина дают исчерпывающий материал для реставрации собора на ХVI век, так как имеются натурные фотографии и обмер со всеми размерами и деталями. Сравнивая собор Дмитрия Солунского с другими памятниками архитектуры Пскова ХV-ХVI веков можно сказать, что это достаточно типичный пример распространенного в то время типа церкви. Наиболее близка ему церковь Михаила Архангела в с. Кобылье городище, датированная 1462 годом. В 1944 году собор был разрушен фашистами. В 1990-1991 году восстановлен в прежних формах по проекту архитектора И.А.Хаустовой. Освящен 8 ноября 1994 г.
    Состояние объекта: хорошее

    Доступность: доступен для осмотра
    Реставрационные работы: архитектурно-археологический обмеринструментальная съемка и фотофиксацияреконструкция


    Церковь Державной Божьей Матери (быв Дмитрия Солунского)
    Подробнее

    Церковь Введенская

    Церковь Введенская
    Дата постройки: XIX в.
    Адрес: Гдовский район/Дубяги д, Черневская волость, в центре деревни на кладбище
    Типология: Памятники архитектуры
    Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

    Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

    Историческая справка:Кирпичная, прямоугольная в плане, восьмерик на четверике, одноглавая, одноапсидная, с приделами, с колокольней над притвором. Завершения шатровые, с пощипцовым покрытием. Габариты: 34 х 18 м. Православная, приходская. Русско-византийский стиль. В ограде.



    Материалы: кирпич
    Состояние объекта: удовлетворительное
    Подробнее

    Церковь Николы Чудотворца

    Церковь Николы Чудотворца
    Дата постройки: 1883-1893
    Адрес: Гдовский район/Сырой Лес д, погост Каменный конец
    Типология: Памятники архитектуры
    Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
    Современное использование: Действующая церковь
    Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
    Архитектурный стиль: псевдо-русский стиль
    Историческая справка:Погост "Каменно" - древнее название, расположен на речке Каменке, впадающей в Чудское озеро. Деревянная церковь была построена вместо прежней сгоревшей в 1776 г. Названа в честь Святого Николая и освещена в 1782г. Настояний храм сооружен на средства сыролесских крестьян архитектором Д.П.Садовниковым. Сумма сметы на строительство - 52.964 рубля. Внутри церкви существует памятная доска с перечислением жертвователей и хронологией строительства. Текст следующий: "4 " октября 1881 г архитектор Д.П.Садовников осмотрел место и грунт. 1 ноября 1881 г - отведено точное место 1883 г 30 мая - закладка бута 30 августа - закладка гранитного фундамента 1884 г 29 мая - начата кирпичная кладка 3 августа - закладка плит под столбы. 1887 г - в апреле кладка доведена до карниза 1889г - окончен главный свод. 1890 г - установка столярки и штукатурка стен внутри 189О г - устройство печей и зимних рам 1892 г - 4,13 и 18 октября поднимали кресты на главы 1893 г - осенью поднят колокол на временную колокольню, весом 119 пуд 30 фунтов, а язык стальной 3 пуда 39 фунтов". Время сооружения настоящее колокольни не установлено. На иконе Святого Николая написано: " 1776 г. октября 21 дня написан сей образ рачением Георгия Фомина, сына Базанина в усадьбище "Каменно", на место погоревшей церкви в том же году, июня въ 8-й день". В церкви хранился план на церковную землю 1782 г., составленный гдовским землемером Иваном Ярусовым и подписанный чертежным директором капитаном Петром Неъловым. В период 1979г. -80г силами общины произведен ремонт кровли на основном шатре, прописаны своды алтарей и центрального барабана. Сделана щитовая теплая выгородка для сретенского придела. В этой же приделе сооружена печь и небольшие хоры с лестницей.
    Архитектурные особенности:Церковь стоит на погосте за селом в окружении старых деревьев. Возведена из неоштукатуренного кирпича /26х13х8/ на глубоком бутовом фундаменте, облицованном гранитными плитами. За основу композиции храме взят двухосно-симметричный план равноконечного креста, "восьмерик на четверике" со встройкой между рукавами повышенных квадратных в плане палаток. Развитие получил этот "замаскированный " тип в виде граненой апсиды и мощной трех ярусной колокольни, соединенной с основным объемом усложненное в плане трапезной. Завершение, а именно пошипцовое покрытие "четвериков" и палаток и у основного "восмерика" с соответствующим шатром роднит этот памятник с похожими памятниками к. ХIХ в. этого региона, такими как: Введенская в д.Дубяги /1846 г/, Ильинская в д.Калихновщина, Петропавловская в д. Липтовицы. На гранях шатра вмонтированы люкарны в виде слуховых окон. Завершают шатер граненые шейки с небольшими гранеными главками. Декоративное убранство фасадов выполнено в лекальном кирпиче. Раскреповка углов повышенных палаток дополняют трехчетвертные и полуколонки. Окна с арочными перемычками имеют рамочные наличники и в подоконнике украшены рядами сухариков. Окна второго яруса дополнены в оформлении валиковыми бровками. Карнизные плиты всех ярусов выполнены из тесанного гранита и обогащены двумя рядами сухариков. На втором ярусе карниз "усилен" двумя рельефными тягами и дополнительными отливами в пятах арочных окон основного восьмерика. Во фронтонах второго яруса колокольни выложены рельефные равноконечные кресты. Все три входа имеют развитые парадные лестницы. Внутреннее пространство церкви разделено на три нефа мощными столбами сложного профиля, поддерживающими при помощи подпружных арок и парусов центральный барабан и коробовые своды над рукавами креста. Угловые палатки перекрыты тоже коробовыми сводами. Граненая апсида имеет внутри скругленную поверхность и перекрыта конхой. Соответственно нефам распределены престолы: средний - Никольский с предельными Сретенским и во имя Александра Невского. Роспись собора ограничена росписью столбов. Так, на северо- восточном столбе на южной щеке -"Покров", на западной -"Воскресение"; на юго-восточной столбе на северной щеке -"Рождество", на западной - "Распятие". На северо-западном столбе изображены "Кирилл и Мефодий", на восточной щеке, "Благовещение" - на южной "Стефан, Иосиф и Моисея" - на западной щеке. На юго-западном столбе на восточной щеке "Огненное вознесение пророка Ильи", "Введение во храм" на северной и " Иоанн Богослов", "Василий Великий" и "Григорий"- на западной. Центральный иконостас выполнен в псевдо- византийском стиле к. ХIХ в., 4-ярусный. В первом ярусе, /слева направо/ пророческом: "Моисей", "Воскресение", "Илья"; во втором ярусе праздники /богородичный цикл/: "Рождество Богородицы", "Введение во храм", "Благовещение", "Савооф", "Воздвижение креста", "Сошествие св. духа", "Успение Богородицы", и третьем ярусе, праздничном размещены христологический цикл : "Рождество Христово". "Сретение", "Крещение", "Тайная вечеря " , "Преображение", "Вход в Иерусалим ', "Вознесение". В местном четвертом ярусе: "Покров", "Архангел Гавриил" "Богородица ", "Царские врата ", " Спас " , "архангел Михаил" , храмовая икона - "Святой Николай" . В северном пределе Александра Невского установлен трехъярусный иконостас. В навершии по оси располагается икона "Вознесение", в первое пророческом, ярусе: "Иеремия", "Троица", "Исайя"; во втором, апостольском: " Апостол Варфоломей " , "Апостол Филипп ", "Таиная вечеря ", "Апостол Иаков ", апостол Фома". В третьем, местном, ряду: "Арх. Лаврентий", "Богородица", "Святые врата", "Христос", "Александр Невский". В южном сретенском приделе размещены тоже трех ярусный иконостас. В навершии "Преображение". В пророческом, первом ярусе: "Пророк Исайя", "Троица", "царь Давид". Во втором, апостольском: "апостол Петр", "апостол Андрей Первозванный", "Омовение ног", "апостол Иаков", "апостол Павел". Б нижнем, местном, ярусе: на северных вратах - "Стефан", далее -"Богородица", царские врата, "Спас", "Сретение". Большой интерес представляет рака местночтимого святого Иллариона. Рельефна флемская резьба, 4 клейма по длинным стенкам, по 2 - на боковых. Утверждена на резных львиных ногах по углам. Вероятно происходит из церкви д.Озерная слобода, погоста Озера, расположенной на юго-западе района. На колокольне шесть небольших колоколов неподписных. Стены храма возведены из кирпича на бутовом глубоком фундаменте с облицовкой гранитом. Полы деревянные. Крыша крыта жестью. Основные габариты: длина - 42 м ширина -23 м
    Общие сведения:Памятник псевдорусский по своему характеру, соответствует духу времени, выглядит нарядно, но вычурно. Богатый силуэт украшает побережье Чудского озера. Тип храма выработанный в конце XIX века в этом регионе Псковской области.

    Материалы: кирпич
    Состояние объекта: хорошее
    Персоны:
  • Садовников Д.П.архитектор, закладка примерно в 1776 г.
    Доступность: доступен для осмотра
    Реставрационные работы: реставрационные работы не проводились
    Библиография: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. X, СПб., 1885,, X выпуск. С.Пб 1885 г стр 144-146
  • Сборник МАМЮ, М., т. V, 1913, с 206,446

    Церковь  Николы Чудотворца
  • Подробнее