Церковь Троицы

Церковь Троицы
Дата постройки: 1558-1577
Адрес: Гдовский район/Доможирка д
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Письменные источники не содержат прямых упоминаний об истории создания, заказчиках, и строителях церкви Троицы в с. Доможирка. В псковских летописях, в связи с событиями Ливонской войны 1558 г., упоминаются близкие к Доможирке населенные пункты - Козлов Брод (Козлов Берег) и Скамья. Подробное освещение летописями военных событий 1558 г. на побережье Чудского озера, на р. Нарове, и отсутствие при этом упоминания о селе Доможирка, дают основание предполагать, что до возведения Троицкой церкви его не существовало. Церковь Троицы могла быть построена в период между июнем 1558 и 1577 годами; на этот период указывает надпись на колоколе, отлитом для Троицкой церкви в Доможирке: "Года 7 - 5 (?) июля в день лит сей колокол живоначальной Троице и вознесению Пречистой Девы и святой мученицы Прасковьи по прозванию Пятница в Доможирке в правление царя и господина Великого князя Ивана Васильевича всея Руси повелением слуги Божия Ждана Андреевича Вешнякова. А делал мастер Логин Семенов сын". (1) По надписи на колоколе год его создания точно не устанавливается, но по ряду косвенных сведений о деятельности мастера Логина Семенова, колокол мог быть отлит в 1558, 1567 или 1577 гг. к вновь построенной или уже существующей церкви Троицы. Имя воеводы Ждана Вешнякова упоминается также в Никоновской летописи под 1558г., в связи с взятием укрепленного городка Сыренска (6 июня 1558г.) объединенным войском Ивана IV: "А в Сыренску государь оставити велел Павла Заболоцкого да Ждана Вешнякова, а с ними детей боярских да стрельцов, и нарядом и всеми крепостьми устроити велел" (3), и за август 7066 (1558) г: "Того же месяца писали к царю и великому князю из Лаюса-города Павел Заболоцкой да Ждан Вешняков: шли оне из Сыренска по государеву велению к Ракобору". (3) В Писцовых книгах под 1627 г. записано: "село Доможирка у Чюцкого озера, а в селе церковь каменная во имя Святые Великомученицы Парсковеи от войны немецких людей стоит бес пения не освящена"". (4) Запись вновь свидетельствует о статусе Доможирки как о владельческой усадьбе с церковью, заброшенной в Смутное время, как и многие порубежные населенные пункты северо-запада. Владельцы села на этот период не выявлены. Сведений о селе Доможирка, его владельцах и церкви Троицы в XVII-XVIIIвв. не выявлено. На протяжении XIXв. в церкви производились ремонтно-строительные работы, но церковные документы, в которых они фиксировались, были уничтожены в пожаре 1900г. О строительных работах XIXв. известно из книги П.П.Покрышкина "Церкви псковского типа XV-XVI столетий по восточному побережью Чудского озера и на реке Нарове", изданной в 1907г. По сведениям Покрышкина в 1822 г. к древнему притвору церкви была пристроена трехъярусная колокольня со шпилем (5), опиравшаяся своей восточной стеной на западную стену притвора (6). Судя по фотографиям храма, сделанным Покрышкиным до пожара 1900 г., в это же время древние восьмискатные покрытия были заменены на четырехскатное (четверик) и трехскатные (приделы). Косвенным подтверждением того, что строительные работы продолжались до 1841г., является сообщение об освящении престолов Доможирской церкви: "Антиминс Троицкого престола освящен митрополитом Ионою 1841 г. августа 24. Антиминс в приделе Параскевы освящен Венедиктом 1835 г. декабря 7-го". Пожар 1900 г. "уничтожил все деревянные части церкви: крыши, весь внутренний церковный наряд и архив". (5) В результате пожара обнажились голосники, находящиеся в кладке центрального купола. Вероятно, пожар повлиял на состояние несущих конструкций церкви, т.к. было принято решение о разборке купола и пары восточных столбов (?) (5). В 1901 г. гражданский инженер П. Трофимов, видимо, по заказу церковнослужителей, составил "План на перестройку Доможирской Троицкой церкви Гдовского уезда". (7) и к лету 1906г. церковь была отремонтирована. Четверик и приделы вновь оштукатурены, завершены новыми карнизами под четырехскатную (на четверике) и двухскатную кровли (на приделах), возведена южная кирпичная стена галереи придела Параскевы Пятницы, поставлен новый деревянный граненый (восьмигранный) купол над четвериком. Летом 1906 г., когда Троицкий храм в Доможирке вновь посетил П.П. Покрышкин, иконостаса в Троицком храме еще не было. После 1917 г., Троицкий храм в Доможирке был закрыт (точная дата закрытия не выявлена). В 1955 г., в сводах четверика зафиксированы поперечные трещины, на своде Никольского придела выросли деревья. (8) К 1965 г. памятник находился в аварийном состоянии. В 1965-1972 гг. псковскими реставраторами под руководством М.И. Семенова были проведены исследовательские и реставрационные работы, здание было выведено из аварийного состояния, ему были возвращены первоначальные формы. 14 декабря 1999 г. Троицкая церковь в Доможирке была передана в ведение Псковской епархии Русской Православной Церкви. В 2001-2003гг. начаты ремонтные работы, связанные с приспособлением здания к богослужениям: заново покрыты четверик, приделы и притвор, оштукатурены интерьеры и фасады, выполнена гидроизоляция фундаментов, понижен на 70 см. грунт и по периметру храма сделана цементная отмостка.
Архитектурные особенности:Церковь Троицы расположена на восточном берегу Чудского озера, в 25 км к северу от Гдова. На территории бывшего села Доможирка находится несколько современных крестьянских усадеб; к северо-западу от церкви сохранились фундаменты строений двора церковного причта. Церковь поставлена в 350м. от берега озера, на пологом склоне побережья, являясь главной доминантой окружающего ландшафта. Церковь в плане симметричная; объемно-пространственная композиция состоит из кубического, одноглавого, трехапсидного четверика, дополненного двумя боковыми придельными храмами - северным (Никольским) и южным (во имя Параскевы Пятницы). С запада к приделам примыкает закрытая галерея, охватывающая часть северного, южного и западный фасад четверика. Композиция завершена двухпролетной звонницей на столбах, поставленной над западным входом в притвор. Основной четверик имеет восьмискатное покрытие; завершен крупным каменным барабаном с луковичной главой, покрытой осиновым лемехом и увенчанной железным кованым крестом. Южный придел, одноапсидный и одноглавый, имеет сложное пятискатное покрытие. Южный и восточный фасады крыты традиционно на два ската, западный фасад покрыт односкатной кровлей, примыкающей с севера к стене основного четверика, а с юга этот же скат является половиной покрытия фасада придела. Южный придел продолжен небольшим западным притвором (выделен повышенным объемом), асимметрично покрытым на два ската кровлей, примыкающей к западному скату кровли придельной церкви. С запада притвор продолжен галереей с односкатным покрытием. Апсида придела значительно выступает из объема четверика. Северный придел, также одноапсидный и одноглавый, покрыт на восемь скатов. К западной стене придела примыкает галерея с односкатным покрытием. Апсида северного придела также значительно выступает из объема четверика, как и южная. Оба придела имеют широкие, равные по высоте барабаны, завершенные луковичными главками с лемеховым покрытием, увенчанные одинаковыми коваными крестами. Композиционным центром западного фасада является двухпролетная звонница, расположенная по оси западной стены притвора, над главным входом. Звонница представляет собой сооружение из двух мощных столбов, квадратных в сечении и скругленных в средней части, соединенных двумя арками. Южный пролет, более широкий, предназначен для большого колокола, северный - узкий, для малых колокольчиков-подзвонков. Пролеты звонницы покрыты щипцовыми кровельками. Основание звонницы оформлено в виде парадного входа в храм. Дверной проем выделен арочным ступенчатым порталом, фланкированным по сторонам столбами, заглубленными в стены. Над дверным проемом расположены три глубоких арочных киота. Входная группа обрамлена широкой аркой, отделившей выступ стеновой массы верхних частей (плоскости стены, объемы столбов) звонницы от нижней, более дробной композиции. Церковь и приделы имеют несколько типов наружных оконных и дверных проемов. Основной тип проемов нижнего яруса церкви: алтарных апсид, приделов и галереи, - прямоугольные, с арочным завершением, обрамленным снаружи четвертью, снаружи декорированы широкими плоскими наличниками. Проемы более узкие, простые прямоугольные, обрамленные заглубленной четвертью, расположены в верхних членениях северного и южного фасадов приделов; еще более узкие - в алтарных апсидах основного четверика, в жертвеннике и диаконнике. Третий тип проемов - щелевидные стрельчатые, с четвертью и треугольной бровкой с плечиками, оформляет окна главного барабана. Подобные уменьшенные окна, но без бровок, прорезают стены малых барабанов приделов. Арочные и прямоугольные широкие проемы четверика (по одному на каждом фасаде, кроме восточного), заложенные после реставрации, обозначены на фасадах в виде ниш. Фасады основного четверика расчленены плоскими лопатками, стянутыми по сторонам двухчастными ползучими арочками, а в центре - широкой трехчастной аркой. В центре северного и южного фасадов устроены малые ступенчатые киоты. Лопатки на фасадах имеют выраженное основание, начинаются выше уровня крыш алтарных апсид и галерей. На северном фасаде лопатками выделена широкая западная часть четверика; на южном фасаде лопатки расположены более равномерно. Фасад приделов имеют членения, подобные основному четверику, с незначительными нюансами. Так, ползучие арочки северного фасада - одночастные, оконный проем жертвенника устроен на северном фасаде, а у южного придела - проем диаконника выходит на восточный фасад. Притвор южного придела имеет заложенный (при реставрации) южный дверной проем, обрамленный в верхней части широкой трехчастной ступенчатой аркой и киотом, по подобию оформления центрального входа в храм. Верхние части алтарных апсид, большого и малых барабанов декорированы традиционными орнаментальными поясками из двух рядов поребрика и ряда бегунца между ними; на барабанах пояски дополнены одним рядом ступенчатых арочных нишек, выступающих в виде карниза в завершении барабанов. Выступы трех центральных апсид декорированы трехчастными валиковыми разводами. Интерьер основного четверика четырехстолпный, крестовокупольный, со ступенчато повышенными подпружными арками. Угловые компартименты второго яруса закрыты стенами, в западной части устроены сводчатые палатки с алтарными нишами. Юго-западная палатка имеет щелевидный оконный проем. Входы в палатки устроены из западного рукава четверика, в виде узких арочных дверных проемов. Пара западных столбов имеет скругление в нижнем ярусе; пара восточных - прямоугольные в сечении, под иконостас. Входы в жертвенник и диаконник оформлены узкими арочными проемами. В алтаре устроена низкая скамья-синтрон, над которой расположено три оконных проема, с глубокими откосами (верхние и нижние - ступенчатые) и крестовидными завершениями. В жертвеннике и диаконнике устроено по одному щелевидному оконному проему. Световой барабан прорезан шестью щелевидными оконными проемами с глубокими откосами и сложными крестовидными замками. Простенки барабана сложены из рядов известняковой плиты и рядов глиняных голосников, открытых в интерьер (реставрация по аналогии с первоначальной конструкцией стен барабана); в основании свода вложено два ряда голосников. Из интерьера четверика устроено три арочных дверных проема, ведущие в галерею, к придельным храмам. Интерьеры приделов однотипны по конструкциям, представляют собой четверики, перекрытые полуцилиндрическими сводами, прорезанными в направлении С-Ю ступенчато повышенными, взаимно-перпендикулярными подпружными арочками, несущими малые световые барабаны. Глубокие алтарные апсиды имеют скамьи-синтроны и по одному центральному оконному проему с крестовидными завершениями. В северном приделе устроен щелевидный оконный проем жертвенника, выходящий на северный фасад четверика, в южном - проем диаконника, выходящий на восточный фасад. Галерея перекрыта полуцилиндрическими сводами. Главный вход в четверик из притвора оформлен в виде ступенчатого арочного портала с нишей-киотом над ним. Церковь сложена из местной известняковой плиты на известково-песчаном растворе. Фундаменты ленточные, стены обмазаны известковым раствором, побелены. В кладке барабанов использованы глиняные кувшины-голосники, расположенные правильными перемежающимися рядами. Габариты: Основной четверик: 10.6 х 14.5 х 24.0м (h) Приделы: 8.6 х 6.0 х 15.0м (h) План с приделами: 21.5 х 20.5м
Общие сведения:Церковь Троицы в с. Доможирка - выдающийся памятник псковской школы зодчества второй половины XVIв. В композиции здания ярко выражены симметрия основных объемов четверика, приделов и звонницы, их тонко найденные пропорциональные соотношения. Малые формы проемов, ниш, декора, при большом разнообразии, соподчинены общей композиции, выстроены на сочетаниях четкого линейного рисунка и пластики, с учетом светотеневых особенностей. Интерьеры отличаются гармоничными пропорциями, сложной пространственной композицией и мощными конструкциями. В архитектурном облике церкви Троицы сочетаются достижения псковской традиционной школы зодчества XV в. и творчески освоенные приемы московской архитектурной школы первой половины XVI в.
Предметы особой охраны: Градостроительная охрана. Местоположение церкви в природном ландшафте; Земельный участок в его документированных исторических границах (в соответствии с Межевым планом участка 1782г.). Местоположение усадьбы причта в ее исторических границах. Охрана архитектурной композиции: а. Объемно-пространственные параметры церкви (длина, ширина, высота), включая подземные конструкции (фундаменты). б. Архитектурный декор церкви: Тип известковой обмазки, ступенчатые детали, наличники, четверти, откосы, крестчатые замки, ниши, открытые голосники, тип орнаментальных поясков, покрытие глав (лемех), колер. в. Интерьер церкви: расположение и конструкции оконных и дверных проемов; капитальные продольные и поперечные стены; плитяные полы; отметки первоначальной высоты проемов и арок. г. Конструкции здания: капитальные наружные и внутренние стены, подпружные арки и арки перекрытий, своды барабанов. д. Строительный материал здания: первоначальные известняковая плита, раствор, слои фасадной и внутренней обмазки здания.
Материалы: для истории и археологии Гдова и его уезда. Доможирский погост., // С.-Петербургский Земский вестник. - 1909. - Декабрь.ЦГИА, Ф.256, оп.26, д.415, л.2-10
Состояние объекта: хорошее

Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: реставрация
Библиография: Арне Т. Русские колокола в шведских церквах. // Новгородский исторический сборник. 1999.
  • Покрышкин П.П. Церкви Псковского типа XV-XVI стол. по восточному побережью Чудского озера и на реке Нарове.\ Известия археологической комиссии. Вып.22. СПб., 1907.
  • Седов Вл.В. Церковь Преображения в Колпино.// Археология и история Пскова и Псковской земли. 1992. Псков, 1992.
  • Трофимов К. Материалы для истории и археологии Гдова и его уезда. Доможирский погост., // С.-Петербургский Земский вестник. - 1909. - Декабрь.
  • ЦГИА, Ф.256, оп.26, д.415, л.2-10

    Церковь Троицы
  • Церковь Преображения 1755

    ГДОВСКИЙ Р-Н
    Церковь Преображения 1755
    Первая деревянная клетская церковь упоминается в 1628 году. План и фасад на бывшую Троицкую церковь составлен Гдовским землемером Ильею Ивановым. В теперешней казенной была доска со следующей надписью: "В 1753 г. июня 28, копорского полка полковник Степанов, сын Хвостов в своем прошении Елизавете Петровне, называя церковь Преображения, в погосте Прибуж, весьма древнею, построенную родителем его, просит дозволения построить казенную церковь".
    Подробнее

    Церковь Преображения

    Церковь Преображения
    Дата постройки: 1755
    Адрес: Гдовский район/Прибуж д, Черневская волость
    Типология: Памятники архитектуры
    Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
    Современное использование: Действующая церковь
    Документ о принятии под охрану: Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176
    Архитектурный стиль: нарышкинское барокко
    Историческая справка:Первая деревянная клетская церковь упоминается в 1628 году. План и фасад на бывшую Троицкую церковь составлен Гдовским землемером Ильею Ивановым. В теперешней казенной была доска со следующей надписью: "В 1753 г. июня 28, копорского полка полковник Степанов, сын Хвостов в своем прошении Елизавете Петровне, называя церковь Преображения, в погосте Прибуж, весьма древнею, построенную родителем его, просит дозволения построить казенную церковь". Построил же церковь брат Ивана Хвостова, Семен. Надпись на кресте в церкви гласит: "... при Елизавете Петровне при Стефане, архиепископе Великого Новгорода и Великих Лук 1755 г октября 7 дня, индикта 3-го сия церковь освящена Череменецкого монастыря игуменом Иоилем. Череменецкий монастырь на одноименном озере был под Лугой. Крест не сохранился. Антиминст в храме был освящен митрополитом Гавриилом в 1778 г. Иконостас поновлен иконописцем Выскатской волости Андреем Савиновым. Царские двери и колонны нижнего яруса деревянные. Утрачен верх колокольни. Звоны восьмерика разобраны до половины и покрыты плоским шатром со шпилем. Заложены окна четверикового основания колокольни. Утрачен столб открытой галереи между колокольней и храмом. " В 1860 г. правку фасадов осуществил архитектор Лоренц". Скорее всего, это усложненные профильные карнизы. Внутри церкви сделаны профильные тяги в пятах сводов и розетки с профильным обводом. В замковой части сомкнутых граненых сводов. В 1861 г. храм сделан теплым на средства князя Салтыкова. До начала XX века стояла кирпичная, а затем после ремонта фасады начали белить и белят до сих пор.
    Архитектурные особенности:Церковь расположена рядом с дорогой на высоком холме в центре села. Окружена старыми деревьями. Относится к группе двухосно-симметричных храмов начала ХV века. Церкви типа "восьмерик на четверике" с гранеными рукавами равноконечного креста, выработаны так называемой "нарьшкинской архитектурой" Объемная композиция самостоятельна, и закончена у колокольни и храма, соединенных галереей на столбах. Так, колокольня центрическая с двумя ярусами восьмериков на мощном приземистом четверике. При переходе от четверика к восьмерику использована конструкция ступенчатых тромпов. Сам храм представляет собой развитое лепестковое основание, несущее лишь один восьмерик. Восьмерик венчает глухой граненый барабан с граненой главой. Объединяются постройки галереей и стоят на оси север-юг. Так что вход в церковь в южные боковые двери. Ограненно четкая форма объемов не требует богатого декора и читается на большом расстоянии. Наличники окон и обрамление дверей выполнено просто и скупо. Над оконными перемычками сделаны фигурные ниши. Рамочный наличник состоит из полуколонок и валиковой арки. Двери украшены таким же образом, только применен обычный, а не лекальный кирпич. Все граненые элементы снабжены наугольными пилястрами, и каждый ярус завершает карниз с включением псковского "бегунца". Три граненых рукава креста, кроме апсидного, перекрыты гранеными сомкнутыми сводами. Апсида перекрыта конхой. Четверик через конструкцию арочных тромпов переходит в восьмерик, который в свою очередь перекрыт восьмилотковым сводом. Проемы в четверик имеют арочное завершение. В притворе над входом в четверик в прямоугольном киоте сохранилась первоначальная роспись "Преображение ". Два киота с филенчатые обрамлением сохранились в алтаре: на восточной стене над окном - однолопастный со вставной иконой "Саваоф" и на западной стене над проемов царских врат - трехлопастной с иконой "Тайная вечеря". Поздние росписи, ремесленнически выполненные, сделаны на откосах арочных проемов в четверик: "Андрей Первозванный", "Богородица", "Вседержитель", "Святой Лев". В северном рукаве на одной из граней композиция "Положение во гроб"; в южном - "Успение Богородицы". В парусах четверика - " Евангелисты". Стены апсиды выкрашены в голубой цвет со звездами. Большой интерес представляет 4-ярусный барочный иконостас. В навершии, в виде разорванного трехлопастного фронтона три иконы: "Моление о чаше", "Положение во гроб", "Несение креста". Все поновлены . В пророческом, первом ярусе иконы в рамах разделяются гладкими колонками. Иконы трех фигурные: "Малахия, Авакум, Антипия", "Илия, Моисей, царь Давид", "Богородица" - в центре, "Царь Соломон, Иона, Самсон", "Иеремия, Исайя, Захария". В апостольском, второго ярусе иконы разделены витыми колоннами. Рамы типа трехлопастных наличников с гирьками. Иконы тоже трех фигурные: "Фома, Иаков, Андрей", "Лука, Иоанн, Петр", "Царь Славы с предстоящими и ангелами" , "Павел, Матфей, Марк", "Варфоломей, Симон, Филипп". В праздничном, третьем ярусе иконы сгруппированы по две, а разделяют их резные кронштейны из двух встречных валют. "Рождество Богородицы, Благовещение", "Вход в Иерусалим", "Преображение", "Рождество Христово", Крещение", Троица", "Успение Богородицы" . В местном ряду иконы разделяют полуколонки "виноградная лоза", сквозной резьбы. "Стефан", "Богородица", резной тимпан царских врат, царские врата "Преображение", "Огненное вознесение Ильи Пророка". Самая лучшая живопись, сохранившаяся без поновлений, в медальонах царских врат. Из отдельных икон интересна собранная в одной раме "Преображение", "Благовещение", "Рождество Христово", "Казанская Богоматерь" , "Сошествие во ад с клеймами". На иконе "Георгия-змееборца" подпись: "Усердием К.Т.Халадила 1857г октября 10-го". Резная икона с раскрашенной головой Иоанна Предтечи на блюде, резная, более 0,5 м, высотою фигура Нила Столбенского, бронзовое паникадило ХVIII в. представляют наибольший интерес из внутреннего убранства. Стены памятника сложены из кирпича, внутри оштукатурены и побелены. Снаружи только многослойная побелка. Фундаменты бутовые. Пол дощатый. Кровля церкви, барабан, глава, кровля колокольни и шпиль из жести. Основное габариты церкви 21х21м высота /до яблока главы/ - I7м Колокольня 9х9м высота со шпилем -25м.
    Общие сведения:Памятник является уникальным сооружением, ярким представителем проявления "нарышкинского" барокко на псковской земле. Необычна ориентация церкви относительно колокольни и входа на погост.

    Материалы: кирпич
    Состояние объекта: среднее
    Персоны:
  • Салтыков Иван Федоровичв1861 г. сделан теплым на его средства
    Доступность: доступен для осмотра
    Реставрационные работы: реставрационные работы не проводились
    Библиография: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. X, СПб., 1885,, X выпуск. СПб, 1885 г. с 167-168

    Церковь Преображения
  • Церковь Покровская-2

    Церковь Покровская
    Дата постройки: XIX в.
    Адрес: Гдовский район/Боровня д, Черневская волость
    Типология: Памятники архитектуры
    Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

    Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

    Церковь Покровская-1

    Церковь Покровская
    Дата постройки: 1850 - 1871 г.г.
    Адрес: Гдовский район/д. Озерная слобода, Гдовская волость
    Типология: Памятники архитектуры
    Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
    Современное использование: Действующая церковь
    Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
    Архитектурный стиль: псевдо-русский стиль
    Историческая справка:Река Желча отделяет погост от Озерской слободы, называвшейся прежде Подмонастырскою. На месте погоста прежде был мужской Покровский Озерской монастырь, основанный в 1470г. преподобным Иларионом, похороненным тут же. Деревянная Покровская церковь была построена в 1687г. Ц. Рождества Христова /дата неизв./ разобрана в 1843г. за ветхостью, а все годное из утвари перенесено в Покровскую церковь. На месте этой церкви стоит четвероугольный деревянный сруб, с крестом на верху. В церкви Покрова приделы Рождества Христова и Преподобного Илариона. Антиминс главного алтаря освящен Симоном архиепископом Псковским и -Нарвским 1751г. июля 10-го дня. Антиминсы приделов освящены в 1949г. .Храм обшит тесом и выкрашен на средства церковного старосты С-Пб купца Мартиниана Якимова. Он же устроил в церкви пределы, из коих один освящен 2 января 1650г, а другой 1851г января 3 дня. Он же построил каменную колокольню и каменную ограду из плиты. В 1371г. здесь же построена новая, казенная в 3 престола, того же наименования церковь. На престолах оставлены прежние антиминсы. Мощи преп.Илариона, ученика преп.Евфросина Псковского, почивающие подле створных дверей, в углу иконостаса. Над мощами красного дерева рака и, над нею сень, резная с позолотою. Храмовая икона Покрова, греческого письма, считаемая чудотворною, Евангелие 1677г. с надписью: "сие Евангелие напрестольное, Арсений архиепископ на поминовение Покрову Пресвятые Еогородицы, в Озерский монастырь".
    Архитектурные особенности:Расположена за рекой, за невысокой каменной оградой с воротами на восточной стороне. Представляет конгломерат провинциального классицизма - церковь, и древне-псковской стилизации - колокольня. Объемно-пространственная композиция проста: крестово-купольная церковь с удлиненный западным рукавом с колокольней "восьмерик на четверике", над ним; четверик в средокрестии перекрыт граненым сводом. Трехчастный алтарь состоит из полуциркульных апсид. В западных пазухах "креста" встроены пониженные палатки приделов. На гранях основного свода по сторонам света расположены окна с полуциркульным завершением. Граненый купол завершается граненой же главой на таком же глухом барабане. В восьмерике колокольни сделаны круглые проемы по сторонам света. Завершает колокольню восьмигранный купол со шпилем. Декоративно оформлена сама церковь. Это наугольные пилястры, наличники и профильные карнизы с рядами сухариков, а на четверике с "добавлением" зубчатого подзора- пояса дентикула. Церковь возведена из кирпича 27,5х14х6,5 см. на известковом растворе. Колокольня же выполнена из псковской известняковой тесаной плиты. Звоновые проемы на втором ярусе колокольни имеют трехцентревые арочные завершения. Стены колокольни обмазаны и смотрятся очень близкой стилизацией к древне-псковским образцам. Перекрыто центральное пространство храма сомкнутым сводом с неравными гранями. Рукава креста перекрыты полуцилиндрическими сводами с распалубками в южном и северном. Апсиды перекрыты конхами. Палатка пределов перекрыта плоско. Хоры располагаются в западном рукаве в уровне второго света. Попасть на хоры и площадки колокольни можно по винтовой лестнице. Окна в апсидах с полуциркульным завершением, остальные - с прямыми перемычками. Все окна с раструбом внутрь. Храм не расписан -стены украшают зеркала с филенчатыми рамками. Из убранства сохранился лишь остов иконостаса и две иконы: "Савфоф" и "Архангел Гавриил". Еще в 1974г. были не упоминавшаяся храмовая икона "Покров, трехчастная икона "Иларион Псково-Озерский, Св.Платон, и Иларион Великий" с надписью: 1476г. марта 28го мощи его почивают...", икона "Архангел Стефан", резная рама Илариона Озерского с сенью на резных столбах, в алтаре: икона "Преподобного Илариона нового Чудотворца , Икона "Казанской Божьей матери", "Покров", "Тайная вечеря"; на хорах: "Иосиф обручник с младенцем". Сейчас почти все иконы похищены. Рама Преп.Илариона находится в алтаре Сыролесской Каменноконецкой Никольской церкви на севере Гдовского района. Два подписных колокола находятся в собрании Псковского музея-заповедника. На одном из них:"... И ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА И ПСКОВА при воеводе и при архиепископе Пимене, при Якове Андрееве Салтыкове при дьяке Шемете Юрия Ливонска, да при Мелетии Иванове и при игумене Феодосии Александровиче Леппия и при священнике Ионе и при козначее Гурье и при келаре Кияне и при старце соборном Галасии да при Феодосьи Тверянкине да при Авраамии а делал мастер Логин". /диаметр 83 см высота 101 см вес 440 кг/. На другом: "В лето 1570, месяца июня в 11 день слиты бысть колоколы сии ко храму к Воскресению Христову на Вавилонскую гору в Ерьево при державе и царстве благоверного и христолюбиваого царя и государя великаго князя Ивана Васильевича всея Руссии и при благородных царевичей Иване и Фёдоре. Слава свершителю и богу аминь", /диаметр 94 см высота 105 см вес 470 кг/. У П.П.Покрышкина есть описание убранства Покровской церкви: "Прекрасные старинные иконы сохраняются в новой церкви в иконостасе и по стенам. Размер икон Деисусова яруса: выс. 0,83 с. х шир. 0,29с /в человеческий рост/. Чрезвычайно колоритны и эффектны иконы Божией Матери и св. Симеона столпника из этого яруса, повешенные ныне при входе, этого же яруса иконы служат северными и южными дверями иконостаса. В новом иконостасе от Деисусова яруса остались: почти квадратный образ Спасителя на троне и 4 узких /Иоанн Креститель и Апостолы/. В иконостасе под Деисусовым ярусом квадратные иконы праздников шириной 0,29с. В церкви видел я несколько пядичных образов в басменных окладах, например преп.Илариона; маленький образок над царскими вратами внутри в северном приделе. В южном алтаре две иконы в басменных окладах одна с чеканкой, очень красивой рамой. На хорах свалены сильно облупившиеся царские врата, иконы и брачные венцы. Иконы в придельных иконостасах весьма тонкой художественной работы 1820-х годов. На столбцах царских врат в главном храме - два бронзовых медальона Спасителя и Божьей Матери в стиле работ графа Федора Толстого. На колокольне два великолепных колокола времени Иоанна Грозного...". Церковь из кирпича на известковом растворе с фундаментами из бутового камня, полы дощатые. Основные габариты: 17 х 24 м.
    Общие сведения:Памятник псевдо-русского стиля с местными чертами , компактный объем, богатый силуэт.
    Предметы особой охраны: Вблизи церкви уникальная деревянная часовня
    Материалы: кирпич
    Состояние объекта: среднее
    Персоны:
  • Илларионпокоились мощи в храме б. Покровского Озерского монастыря
    Доступность: доступен для осмотра
    Реставрационные работы: консервационныереставрационные работы не проводились
    Библиография: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. X, СПб., 1885,, выпуск X СПб 1885

    Церковь Покровская-1