Марк Евтюхин

Марк Евтюхин
Марк Никола?евич Евтю?хин (1 мая 1964, Йошкар-Ола — 1 марта 2000, высота 776, Чечня) — командир парашютно-десантного батальона 104-го гвардейского Краснознамённого парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной Черниговской Краснознаменной дивизии, гвардии подполковник, Герой Российской Федерации.
Биография
Родился 1 мая 1964 года в Йошкар-Оле в семье военного строителя. Семья часто переезжала: Анадырь, Тбилиси, Североморск. Закончил среднюю школу №7 в городе Североморске.
В 1985 году закончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени Героя Советского Союза В. Ф. Маргелова. После окончания принимал участие в боевых действиях в Афганистане по 1988 год. Принимал участие в миротворческих миссиях в Абхазии и Боснии.
31 января 2000 года вместе со своим батальоном Марк Евтюхин прибыл в командировку в Чечню в ходе второй чеченской войны. В бою 9 февраля батальон уничтожил до 30 боевиков и две автомашины противника.
Последний бой
Основная статья: Бой у высоты 776
28 февраля 2000 года командир 6-й роты батальона Евтюхина майор С. Г. Молодов получил приказ занять господствующую высоту Исты-Корд рядом с Улус-Кертом. Однако поскольку Молодов только что прибыл в часть и даже не успел ознакомиться с личным составом, то Марк Евтюхин принял решение лично участвовать в операции.
29 февраля 6-я рота достигла высоты 776.0, где и завязался бой с отрядами бандформирований, которые двигались в сторону Аргунского ущелья.
На предложения боевиков сдаться или пропустить их ответил отказом. Во время боя, после гибели майора Молодова, возглавил оборону десантников. Будучи неоднократно раненым, продолжал командовать подчинёнными.
Похоронен на городском кладбище Пскова.
Награды

Указом Президента Российской Федерации N484 от 12 марта 2000 года «за мужество и отвагу, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований в Северо-Кавказском регионе», гвардии подполковнику Евтюхину Марку Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Подробнее

В.В. Седов ГОЛЯДЬ

В.В. Седов
ГОЛЯДЬ


О проживании голяди в Западном Подмосковье свидетельствует Ипатьевская летопись. Под 1147 годом сообщается, что суздальский князь Юрий Долгорукий, претендовавший на киевский престол, пошел с войском на Новгород Великий, а черниговскому князю Святославу Ольговичу повелел воевать Смоленскую волость. Последний принял это предложение и захватил часть смоленских земель в бассейне р. Протвы, притоке Оки, заселенных голядью - "...и шед Святославъ и взя люди Голядь, верхъ Поротве..." -записал летописец (ПСРЛ, 1962, с. 339).
Подробнее

Седов В.В. Древнерусская народность. Русы

Седов В.В.
Древнерусская народность

Русы


В левобережной части Среднего и смежных землях Верхнего Поднепровья до последних десятилетий VII в. существовали две крупные культурные группы. Лесостепные земли принадлежали антам – носителям пеньковской культуры (сахновская стадия), а более северные области (поречье Сейма и Подесенье) заселяли племена колочинской культуры. В конце VII в. развитие этих культур в Среднем Поднепровье было прервано, что обусловлено вторжением крупной массы нового населения. Миграция последнего затронула и небольшой регион лука-райковецкой культуры в Киевском Поднепровье, где проживали поляне.

Пришлое население оказалось более активным как в хозяйственном, так и в иных отношениях. В результате в Днепровском левобережье формируется новая культура – волынцевская (рис. 9). Ранние горизонты напластований на ее памятниках характеризуются присутствием пеньковских и колочинских материалов. Так, на поселениях Ходосовка, Вовки, Беседовка, Хитцы, Роище, Обухов-2 наряду с волынцевскими формами обнаружены округлобокие и биконические горшки, прямыми аналогиями которых являются материалы позднего этапа пеньковской культуры. В ранних слоях поселения Волынцево вместе с волынцевскими встречены сосуды биконических, цилиндро-конических и тюльпановидных форм, вполне сопоставимые с колочинскими [58].
Подробнее

Валентин СЕДОВ, член-корреспондент РАН. Великое переселение

Истоки: Откуда есть-пошли славяне

Валентин СЕДОВ, член-корреспондент РАН
Великое переселение


В конце IV века развитие провинциальноримских культур - пшеворской и черняховской - было прервано нашествием грозных азиатских кочевников - гуннов. Цветущие области Северного Причерноморья и земли севернее Карпат были разорены. Наиболее активные слои населения вынуждены были покинуть обжитые земли. В частности, ушли германские племена. Значительные массы славянского земледельческого населения также покинули ранее плотно обжитые территории.
Ситуация этого времени усугублялась значительным ухудшением климата в землях, прилегающих к Балтийскому морю. Первые века нашей эры, напротив, были весьма благоприятны для жизни и занятий сельским хозяйством. Археологи зафиксировали здесь в III-IV веках увеличение числа поселений, значительный рост народонаселения и бурное развитие земледельческой техники. С конца IV века в Европе наступило довольно резкое похолодание. Особенно холодным было V столетие, когда наблюдались самые низкие температуры за последние 2000 лет. Резко возросла увлажненность почвы, заметно повысился уровень рек и озер, поднялись грунтовые воды, разрослись вширь болотные пространства. Многие поселения римского времени оказались затопленными или подтопленными, а пахотные земли - непригодными для сельского хозяйства. Началась великая славянская миграция.
Подробнее

В. В. Седов ЭТНОГЕНЕЗ РАННИХ СЛАВЯН

ЭТНОГЕНЕЗ РАННИХ СЛАВЯН




В. В. Седов
Седов Валентин Васильевич - академик, заведующий отделом Института археологии РАН.


Большой вклад в изучение славянского этногенеза внесло языкознание. Поиски истоков славянства и развития праславянского языка были начаты лингвистами в XIX в. Вообще, язык - надежный признак всякой этнической общности, однако лингвистика изучает глоттогенез, а он далеко не тождествен этногенезу. Языкознанию недостает пространственной и хронологической определенности. Антропология изучает антропогенез, который часто полностью не соответствует этноязыковым процессам. Для освещения сравнительно недавнего прошлого можно привлечь этнографию и фольклористику, но применительно к отдаленным периодам истории данные этих наук имеют ограниченное значение. Вспомогательная роль принадлежит и ономастике. Славяне первых этапов своей истории не отражены в письменных источниках, по ним можно представить историю только от средневековой поры.
Подробнее