Церковь Михаила Архангела 1339
Архитектурное описание: О ранней истории церкви Михаила архангела сведений очень мало. О построении церкви летопись сообщает следующее: "В лето 593:7 /13д9г./... заложена бысть церковь камена святого архангела Михаила и Гаврила...", по другому списку - "в городце..." Церковь находилась в пределах крепостной стены посадника Бориса 1309г., в части города наиболее густо заселенной. Во время больших пожаров Пскова ХVI в. церковь уцелела. В писцовых и оброчных книгах 1585-87 гг. она неоднократно упоминается, как "...архангела Михаила из Среднево города с Великие улицы.. .н По некоторым данным с 1439г. была соборной церковью. В ряде документов первой половины ХVIII в. называется "...-Михаила архангела, что на Большой улице, соборная..." Первое, известное нам, описание церкви -"...архангельского собора зъ Большой улицы..." относится к 1753г. В это время церковь значится каменной с двумя казенными же приделали -во имя Положения ризы и пояса Богоматери и Успения Богоматери. В описании, упоминаются притвор главной церкви, притворы придельных церквей и паперть. Кровли все были покрыты тесом /весьма ветхим/. Глава большая обита листовым железом, а на придельных церквях главы были деревянные, обиты чешуею и выкрашены зеленою краскою. В главной и придельных церквях были деревянные резные позлащенные иконостасы, иконы древнего письма и другие предметы прикладного искусства. С 1796г. церковь Михаила архангела, была приписана к Космодемианской церкви с Примостья. В клировых ведомостях XIX в. отмечается ее постепенное ветшание, особенно правого придела, во имя Успения Богоматери, которые во второй половине XIX в. был "по ветхости" упразднен. В нач. XIX в. Церковь служила полковою церковью енисейского пехотного полка. Спегальский Ю.П. считал, что в ц. Михаила архангела к первоначальной постройке относятся, хотя и переделанные, четверик и западный притвор, которые были покрыты по закомарам, а подкупольные арки, возвышающиеся над сводами, были выражены снаружи в виде постамента под барабаном. Он же считает, что в конце XIVв - начале ХV в. был пристроен южный придел и, вероятно, северный. Из надписи на каменное плите, вделанной в южную стену растесанных проема и по бокам два заложенных оконных щелевых проема, Фасад южной придельной церкви также имеет трехчастное членение. Четыре лопатки упираются в карниз крыши. Здесь один оконный проем с арочной перемычкой, к южной стене придела примыкает гладкая стена /южная/ притвора. В этой стене оконный и дверной проемы с плоской перемычкою и скругленными углами. На западном фасаде притвора - две двери - центральная -с арочной перемычкой и дверь, ведущая на чердак с плоской перемычкою. К этой двери ведет деревянная лестница. По бокам этого фасада следы лопаток, соединяющихся между собой пологой аркой. Притвор северного придела симметричен южному. Северный фасад северной придельной церкви имеет трех частное членение лопатками, соединяющимися между собой двухлопастными ползучими арочками. Верх фасадов срезан поздней крышей. В центре фасада одна дверь /поздняя/ с арочной перемычкой. Северный фасад притвора северной придельной церкви имеет одну дверь с арочной перемычкой и неглубокую нишку /видимо для керамиды/. Дверь заложена. К апсиде северной церковки примыкает прямоугольная в плане ризница, на ее северном фасаде один оконный проем с лучковой перемычкой и ниша заложенного дверного проема. Все оконные проемы четверика, приделов и притворов имеют металлические решетки. Интерьер храма просторный. Западная пара квадратных в плане столбов и восточная - чуть скругленная со стороны алтаря на высоту до 1,9 м, поддерживают повышенные подпружные арки. Рукава креста и угловые участки между ними перекрыты коробовыми сводами, которые при помощи парусов несут барабан. В апсиде между окон - ниша с арочной перемычкою. В жертвеннике ниша в северной стене, в ней круглая печь /поздняя/. В восточной стене четверика поздний растесанный оконный проем с плоской перемычкою. В жертвеннике окно заложено. У восточных столбов сохранился остов деревянного пятиярусного иконостаса с фрагментами резьбы XVIII в.. В верхних ярусах сохранился горизонтальные антаблимент с накладной резьбою XIX в, растительного характера по красному фону цветы, плоды винограда, кресты в круге, вертикальные членения иконостаса - это балясник, который несет килевидное завершение икон. В верхней части четверика сохранилась роспись клеевой краской (на парусах евангелисты). На арках, столбах, основании барабана роспись в технике "гризайль", Все своды перекрытий четверика, подпружные арки и своды перекрытий нефов имеют архивольты. В барабане под сферическим сводом две металлические связи, расположенные перпендикулярно друг к другу. Под пятами подпружных арок также металлические стяжки. Притвор четверика состоит из трех частей: центральной, перекрытой коробовым сводом на подпружных арках и боковых помещений, также перекрытых коробовыми сводами параллельных центральному своду. Южная подпружная арка имеет металлическую стяжку, на северной остались лишь петли от стяжки, западная стена четверика /она же восточная притвора/ имеет большой растесанный дверной проем с арочной перемычкой. В западной стене притвора древние дверной проем, его внутренняя часть со стрельчатой перемычкой, наружная - с арочной. Здесь сохранились подставы /крюки/ от двухпольной двери. В двух боковых помещениях притвора в западной стене два растесанных оконных проема. К югу от двери - керамида XVII в. Южная придельная церковка /Успения Богоматери/ - одноапсидная, бесстолпная, ранее была одноглавая со световым барабаном. Имеет перекрытие единственное среди псковских бесстолпных церквей: две параллельно идущие подпружные арки опираются на северную и южную стены. Между ними своды перекрытия перпендикулярные к аркам, к восточной и западной стенам-ползучие своды и между ними, по центру, коробовые сводики. По своим формам это наиболее архаичное перекрытие не было реконструировано и потому оно более древнее, чем переделанные в XVII в. своды перекрытия четверика. На южной и восточной стенах сохранились голосники. В притворе южной церковки свод сомкнутый. Северная придельная церковка /Во имя положения риз и пояса Богоматери/ подвергалась значительным переделкам. Сооружено плоское перекрытие. В южной стене церковки /она же северная четверика/ большая ниша для раки с лучковым кирпичным сводом и кирпичной облицовкой. На северной стене растесанный оконный проем с арочной перемычкой. Жертвенник и дьяконник в нишах. В западной стене большой проем с лучковой аркой и к северу от него ниша с арочной перемычкой. В притворе северное церковки перекрытие - коробовый свод с распалубками над оконными проемами. В северной и западной стенах по одному окну с арочными перемычками /поздние/. Откосы этих окон кирпичные. Тамбур. Имеет пологий свод перекрытия. В западной стене два окна с арочными перемычками по бокам от двери. Полы в четверике, притворе и приделах - деревянные. В северном приделе под деревянным полом - метлахские плитки. Все кровли металлические. Храм выложен из известняковой плиты, обмазан и побелен. Габариты: четверика 15х15м Южного придела 7х8 м Северного придела 7х7 м Притвора 5х8 м Общие габариты 28-29 м.
Историческое описание: О ранней истории церкви Михаила архангела сведений очень мало. О построении церкви летопись сообщает следующее: "В лето 593:7 /13д9г./... заложена бысть церковь камена святого архангела Михаила и Гаврила...", по другому списку - "в городце..." Церковь находилась в пределах крепостной стены посадника Бориса 1309г., в части города наиболее густо заселенной. Во время больших пожаров Пскова ХVI в. церковь уцелела. В писцовых и оброчных книгах 1585-87 гг. она неоднократно упоминается, как "...архангела Михаила из Среднево города с Великие улицы.. . По некоторым данным с 1439г. была соборной церковью. В ряде документов первой половины ХVIII в. называется "...-Михаила архангела, что на Большой улице, соборная..." Первое, известное нам, описание церкви -"...архангельского собора зъ Большой улицы..." относится к 1753г. В это время церковь значится каменной с двумя казенными же приделали -во имя Положения ризы и пояса Богоматери и Успения Богоматери. В описании, упоминаются притвор главной церкви, притворы придельных церквей и паперть. Кровли все были покрыты тесом /весьма ветхим/. Глава большая обита листовым железом, а на придельных церквях главы были деревянные, обиты чешуею и выкрашены зеленою краскою. В главной и придельных церквях были деревянные резные позлащенные иконостасы, иконы древнего письма и другие предметы прикладного искусства. С 1796г. церковь Михаила архангела, была приписана к Космодемианской церкви с Примостья. В клировых ведомостях XIX в. отмечается ее постепенное ветшание, особенно правого придела, во имя Успения Богоматери, которые во второй половине XIX в. был "по ветхости" упразднен. В нач. XIX в. церковь служила полковою церковью енисейского пехотного полка. Спегальский Ю.П. считал, что в ц. Михаила архангела к первоначальной постройке относятся, хотя и переделанные, четверик и западный притвор, которые были покрыты по закомарам, а подкупольные арки, возвышающиеся над сводами, были выражены снаружи в виде постамента под барабаном. Он же считает, что в конце XIVв - начале ХV в. был пристроен южный придел и, вероятно, северный. Из надписи на каменное плите, вделанной в южную стену четверика /плита не древняя/ мы узнаем о значительных переделках церкви в 1694-1695 гг. Эта надпись воспроизведена у Е.Болховитинова, И. Васильева и Н.Ф. Окулич-Казарина. В ней говорится, что в эти годы "... построена тажь церковь архистратига Михаила вновь, внутрь и около обветшавшие места, и своды верхние, а глава железная лужена, и на главе кресть золоченый..., а освящена бысть в 7204 / 1694/ году". Видимо, в это время сделан на барабане цветистый изразцовый поясок, переделана на 4-х скатную кровля. В 1896 г. был возобновлен левый придел. В 1946 г. восстановлена глава церкви с покрытием ее деревянным лемехом.
Историческое описание: О ранней истории церкви Михаила архангела сведений очень мало. О построении церкви летопись сообщает следующее: "В лето 593:7 /13д9г./... заложена бысть церковь камена святого архангела Михаила и Гаврила...", по другому списку - "в городце..." Церковь находилась в пределах крепостной стены посадника Бориса 1309г., в части города наиболее густо заселенной. Во время больших пожаров Пскова ХVI в. церковь уцелела. В писцовых и оброчных книгах 1585-87 гг. она неоднократно упоминается, как "...архангела Михаила из Среднево города с Великие улицы.. . По некоторым данным с 1439г. была соборной церковью. В ряде документов первой половины ХVIII в. называется "...-Михаила архангела, что на Большой улице, соборная..." Первое, известное нам, описание церкви -"...архангельского собора зъ Большой улицы..." относится к 1753г. В это время церковь значится каменной с двумя казенными же приделали -во имя Положения ризы и пояса Богоматери и Успения Богоматери. В описании, упоминаются притвор главной церкви, притворы придельных церквей и паперть. Кровли все были покрыты тесом /весьма ветхим/. Глава большая обита листовым железом, а на придельных церквях главы были деревянные, обиты чешуею и выкрашены зеленою краскою. В главной и придельных церквях были деревянные резные позлащенные иконостасы, иконы древнего письма и другие предметы прикладного искусства. С 1796г. церковь Михаила архангела, была приписана к Космодемианской церкви с Примостья. В клировых ведомостях XIX в. отмечается ее постепенное ветшание, особенно правого придела, во имя Успения Богоматери, которые во второй половине XIX в. был "по ветхости" упразднен. В нач. XIX в. церковь служила полковою церковью енисейского пехотного полка. Спегальский Ю.П. считал, что в ц. Михаила архангела к первоначальной постройке относятся, хотя и переделанные, четверик и западный притвор, которые были покрыты по закомарам, а подкупольные арки, возвышающиеся над сводами, были выражены снаружи в виде постамента под барабаном. Он же считает, что в конце XIVв - начале ХV в. был пристроен южный придел и, вероятно, северный. Из надписи на каменное плите, вделанной в южную стену четверика /плита не древняя/ мы узнаем о значительных переделках церкви в 1694-1695 гг. Эта надпись воспроизведена у Е.Болховитинова, И. Васильева и Н.Ф. Окулич-Казарина. В ней говорится, что в эти годы "... построена тажь церковь архистратига Михаила вновь, внутрь и около обветшавшие места, и своды верхние, а глава железная лужена, и на главе кресть золоченый..., а освящена бысть в 7204 / 1694/ году". Видимо, в это время сделан на барабане цветистый изразцовый поясок, переделана на 4-х скатную кровля. В 1896 г. был возобновлен левый придел. В 1946 г. восстановлена глава церкви с покрытием ее деревянным лемехом.