Судома

ДЕДОВИЧСКИЙ Р-Н
ПОРХОВСКИЙ Р-Н
Судома

С названием реки связано много легенд. Вот одна из них. Жили три великана: отец Лобно, мать Судома и дочь Степулнха. Сторожили землю свою от врагов, а оружием у них был огромный каменный топор - один на троих. Когда наступали враги, великаны перебрасывали топор друг другу. Но однажды он вырвался из рук и утонул в озере, и когда враги стали одолевать, Судома не выдержала - заплакала и произнесла заклинание. И все трое великанов превратились в горы и тем перекрыли путь врагам, а от слез, пролитых матерью, родилась река Судома.
В «Памятной записке для Псковской губернии» за 1895 год помешена притча. На одной из возвышенностей на Псковской земле находилось капище, при котором была цепь, производившая суд и расправу, от чего и гора эта получила название Судома. Тяжущиеся, не имеющие свидетелей, со всех окрестных мест стекались на эту гору. Обвиняемый и истец по очереди должны были взяться за цепь; держась за нее, присягнуть в том, что они не виновны.
если цепь не опускалась - виноват, С горы, а точнее из озера Навережье, вытекала река; она и получила название по горе -Судома. Первоначально она называлась и Судомирь, и Судомерь, и Судома, и лишь в Никоновской летописи, составленной около 1539-1542 годов, названа Судомой.
Судома берет начало из ключей озера Навережье в самой возвышенной части Судомских гор. Длина ее 50 километров, ширина лишь в нескольких местах доходит до 20 метров, глубина до 1 метра. Весной и во всякое время при больших дождях воды её быстро и сильно пребывают, местами река выходит из берегов. В верховье она быстрым и извилистым потоком вьется между гор в глубоких и обрывистых берегах, принимая в себя множество небольших речек. В районе Порхова Судома выходит на равнину, но до самого устья имеет овражистые берега и течение её быстро. Грунт берегов глинистый и супесчаный, дио реки каменистое; вода чистая, светлая.
По мнению митрополита Евгения Болховитинова (1767 -1837), славяне, появившиеся на юге Европы в пятом столетни по Рождеству Христову, частью племен начали продвигаться к берегам Балтийского моря. Одно нз этих племен, кривичи, двинулись далее к востоку и разделились на три части. Первая остановилась близ Двины, на реке Полоше (отсюда название — полочане); вторая отклонилась к юго-востоку, по Днепру, и основала город Смоленск; третья потянулась к северу, к Псковскому озеру, и построила города Изборск и Ладога. Часть этого племени подошла к озеру Ильмень, удержав на себе коренное древнее название — славяне. Можно считать, что предками сегодняшних красногорцев являются именно эти славяне, поселившиеся вокруг озера Ильмень, по берегам Шелонн, Судомы и других рек.
Наши предки жили небольшими родами или общинами, жили интересами самозащиты и общего земледелия. Отношения членов такой общины определялись их отношением к её главе, которому были подчинены равным образом все в общине. Но по мере того, как общины разрастались, появились признаки деления на классы – на людей богатых и бедных, на больших и меньших. Большие люди, пользуясь своим богатством, поставили в известную зависимость меньших людей и постепенно закабалили их. Появился класс полусвободных людей, так называемых закупов. Все это привело к распаду общин первоначального типа. Объединила общины и племена княжеская власть. Князь становится и военаначальннком, и судьей. В деле защиты от нападения врагов князья организуют поселения с планировкой оборонительных сооружений; как судьи решают вопросы взаимоотношений между общинами и людьми. Укрепляют города- старшие и младшие (пригороды), появляются сторожевые пункты - крепости, центры волостей и погосты, феодальные усадьбы - замки. С распространением христианства на Псковщине города становятся очагами и организационными ячейками христианства. Появляются центры епархий и приходов. Организуется торговля. Но княжеская власть упрочилась не сразу, ей пришлось считаться с общинами в лице вече, которое часто противодействовало князьям.
Христианская церковь на первых порах приняла под свою защиту целый класс людей, вышедших по каким - либо причинам из состава общин. Повсеместно началось строительство церквей как личных (у богатых людей), так и общинных, для простого человека. Церкви поначалу строились деревянные.
Простой люд в составе общин селился, как правило, вдоль рек, около озер. Самый распространенный тип древнерусского поселения был приречный. Но были и поселения, расположенные на дюнах, буграх или гривах, вдали от рек. Основной тип застройки - вдоль берега а 1-2-3 ряда. В селе - от 3 до 8 дворов. Жилища - наземные, дома -срубньте, они заменили полуземляные жилища. Пол был деревянный, из досок или плах. Печь - каменка располагалась в углу. Печи топились «по- черному». Перед входом в дом имелись сени, окна были маленькие, - вырубались наполовину два бревна. Окна имели слюдяные оконницы, потом появились стекла. Между печкой и боковой стеной устраивались полати; наискось от устья печи размещался «красный угол», где стояли лавки и стол.
В 1585 году по Псковской земле путешествовал немец А. Кихеяь. В своих записках он отметил, что псковичи в обращении самостоятельны, ни перед кем не снимают шапок; одежду носят опрятную, из хорошего сукна, покроем длинную, наподобие армянской, и между мужчинами и женщинами с малою разницею; обувь у мужчин и женщин подбивается железом. Женщины, когда выходят на улицу, закрывают лицо. В своих домах женщины имеют отдельное от мужчин помещение. Все вообще трудолюбивы, довольствуются малым, едят и пьют просто, без приправ; яблок и груш у них нет, но зато есть зелень и овощи, и особенно много огурцов. Пьют много вина, и без того пир ничего не значит. Переносят жажду более, нежели какой другой народ. Против неприятелей мужественны, но сопротивляются более в городах и крепостях, нежели в чистом поле.
Для псковитян, в том числе и горочан, характерна была соседская помощь тем, кто оказывался в трудном положении. Случалось, что мир направлял здоровых мужчин топить печи, готовить еду и ухаживать за детьми в тех дворах, где все рабочие члены семьи были больны. Вдовам и сиротам община нередко оказывала помощь трудом общинников во время сева, жатвы, на покосе. Иногда мир обрабатывал участок сирот в течение ряда лет. Особенно была распространена помощь общины погорельцам - и трудом н деньгами, в первую очередь ратникам и вдовам.
Соседская и родственная взаимопомощь наиболее открыто проявлялась на так называемых помочах. Это - обычай приглашать знакомых людей для помощи в срочных работах, с которыми семья не успевала справиться самостоятельно. Такая помощь чаще всего применялась на дожинки, при толоке льна, при вывозе навоза на поля, при строительстве домов (вэдымок), при строительстве печей в доме (печебитье), при прядении шерсти, льна (супредки), при заготовке капусты (капустки). Как бы ни была велика семья, она была не в состоянии обеспечить себя всем необходимым. Так возникла необходимость специализации всего нужного для человека: в одном месте начали специализироваться по изготовлению сошников, гвоздей, ножей, лемехов, в другом - по изготовлению посуды... Создавались группы деревообработчиков; они строили дома, делали сани, сундуки. В другом месте изготавливали из шерсти сыромятные сукна и валеную обувь... В сельской жизни нужны были горшки, - в отдельных местах стало развиваться гончарное дело. У наших предков широко было развито рыболовство, ведь они селились, прежде всего, по берегам рек и озер. Горкочане также выбрали место на берегу рек -Судомы и Шелони. Возникновение того или иного ремесла происходило стихийно, в зависимости от спроса, который определялся на ярмарках, куда съезжались и изготовители и потребители; там чаще всего происходил обмен изготовленными изделиями. Ярмарки обычно проводились около церквей.
Нравы и обычаи - неотъемлемая сторона существования человека. Формировались они у псковитян, как и везде на Руси, под влиянием язычества, и хотя христианство и боролось с ним, языческие верования оставались у псковитян долгое время. Считалось, например, что душа человека после его смерти продолжает существовать, поэтому в домах, где был покойник, вывешивалось полотенце за окном. На окне на 40 дней ставилась чашка или стакан с водой, чтобы душа покойника могла умываться. Люди, несшие тело покойника на кладбище, при возвращении в его дом должны были захватить со двора по полену дров или щепок и внести в помещение. Палки, на которых несли гроб с покойником на кладбище, оставляли на кладбище, т.к. считалось, что тот, кто возьмет эти палки к себе в дом, может скоро ждать покойника у себя.
Рождение ребенка сопровождалось многими обрядами. Беременным женщинам запрещалось шить по праздникам и по воскресеньям, чтобы дитя не родилось слепым или немым, т.к. они могли «зашить» родившемуся рот или глаза. Им запрещалось переступать через оглобли, вожжи, веревки, -дитя может «запутаться» в утробе матери и погибнуть. Чтобы родившийся ребенок был счастлив, в день его крестин справляли пиршество, и на пиру всем должна была распоряжаться родильница. Маленького ребенка не кормили рыбой, чтобы ему не сообщалась безгласность рыбы; не позволяли, есть с ножа, чтобы он не стал злым. Крикуна, страдающего бессонницей, носили в курятник в надежде, что куры передадут ему свои свойства рано засыпать. На все случаи жизни были приметы. Три дня с Рождества Христова не выносили сор из избы, в третий девушки выносили его на огород и слушали, где залает собака; в той стороне и «быть» замужем.
Престольные праздники напрямую увязывались с циклом сельскохозяйственных работ. Как известно, в течение года православная церковь отмечает двенадцать «двунадесятых» календарных праздников, посвященных Христу, Троице и Богородице, 5 великих праздников, 4 поста и 359 праздников «святых угодников» я престольных, отмечаемых церквами, названных по имени святых.
Народный обрядовый календарь состоял из восьми трудовых периодов. В каждом периоде были свои праздники и свои сельскохозяйственные работы. Январь - февраль -время отдыха от тяжелых осенних работ, в марте устраивали проводы зимы и ремонтировали инвентарь, в апреле сменяли сани на телегу, выгоняли скот и запахивали землю для яровых; в мае высаживали рассаду в огородах, сажали картофель, огурцы, сеяли жито, лен, гречиху, в июне вывозили навоз на поля, заготавливали сено, сажали овощи, пахали, боронили землю, засевали; в июле проводили зажннку ржи, заканчивали сенокос, начинали жатву; в августе сеяли озимые, убирали яровые; в октябре - декабре рубили дрова, снимали лен, копали картофель, в декабре начинались зимние святки. Церковные праздники, помимо богослужений, были своего рода маяком для оповещения, когда начинать и кончать работы, ведь на каждый месяц приходилось до пятнадцати - семнадцати праздников. Обряды и обрядовые игры составляли основу большинства народных праздников и памятных дней. Наши предки умело сочетали работ)' с веселыми забавами, песнями, танцами в праздничные дни после тяжелого крестьянского труда.
До крещения Р\си имена новорожденных давались обычно с учетом, каких - либо природных явлений: Рыжий. Хромой. Заика. МиляЙ. Ждан. Нсждан. Псрвуша. Вторак. Шесток. Умник. Молчал и т.д. На Псковщине были распространены прозвища Чубарь. Буера га, Смола. Ободень. Сова. Ворона ... В принципе это языческие имена. С принятием христианства церковь решила ликвидировать обычай давать новорожденным такие прозвища. На начальном этапе распространения христианства это оказалось сложным делом, люди сотни лет пользовались устоявшимися обычаями давать имена своим детям. И церковь вынуждена была пойти на компромисс, разрешив двойное имя наречение: церковное и языческое. При крещении в церкви стали записывать два имени - первое по святцам, второе по желанию родителей. По свидетельству летописи, в XI - XII веках все русские люди, в том числе и князья, имели по два имени: Михаил -Святололк, Андрей Мстислав... С XVI века употребление «языческих» имен было запрещено, но называли им до времен Петра!. Петр усмотрел неудобство в двойном имени для службы в армии, а также при ведении судопроизводства и оформлении государственных актов. Имена новорожденным стали давать только по церковным святцам.
После Октябрьской революции и отделения церкви от государства, особенно в 30 - 40 годы, в среде «деревенских горожан» стали появляться имена Энергия, Сталина, Искра, Октябрина. Мая... Давались имена в честь литературных героев: Герман, Земфнра, Альма и т.п. Но эти имена не прижились, а те. кто вырос с такими именами, стали заменять их на обычные русские.
Не менее любопытна история и с фамилиями на Псковщине. При общинном строе жители не нуждались в фамилиях, пользовались большей частью прозвищами. После отмены крепостного права в 1861 году без фамилии нельзя было обходиться. Они образовывались по-разному. Часть селян превратили в фамилии свои прозвища, часть назвались фамилией своих бывших господ. Много фамилий образовалось от профессий, кустарного производства: Гончаров, Кузнецов, Мельников... Бедность землевладельца, тяжелая доля также породили много фамилий: Бездомников, Усталов, Объеткин, Огрызков... Значительное количество фамилий образовались от одного имени, например: Петров, Петрухин, Петькии, Петриченко...
Княжьегорцам (как и всем на Псковщине) фамилии в большинстве случаев давались от имени отца; так продолжалось до начала XX века. Отец - Петров Николай Петрович; фамилия сына - Николаев.
Деревня, село, община, пятина, погост, волость, уезд, губерния - эти названия административных единиц пришли к нам издалека. Вспомним их значение. Деревня - в узком, исторически сложившемся в русском языке значении -небольшое поселение. Оно обычно расположено среди распаханных полей, близ оврагов, рек, ручьев. Село - одно из древнейших названий поселений славян. Это крупное крестьянское поселение с церковью или помещичьей усадьбой. Община - форма объединения людей, характеризующаяся коллективным владением средствами производства (всеми или только некоторыми) и полным или частичным самоуправлением: родовая община, семейная, территориальная, крестьянская община. Погост учрежден в X веке Ольгой как округ, где велись все дела с деревнями, входившими в его состав. Делами погоста заправлял староста. Позже погосты стали подчиняться стану, стан подчинялся уезду. С XVUJ погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем; позднее и до настоящего времени погост - сельское кладбище. Пятины - административно-территориальные области в Новгородской земле с XV века (Бежецкая, Водская, ДереВская, Обонежская, Шелонская). Упразднены в XVIII веке. Шелонская пятина включала земли по реке Шелонь между реками Луга и Ловать. Волость возникла в XI веке, была заменена сельскими Советами. В наше время вновь восстановлена. Уезд известен на Руси с ХШ века, состоял из волостей. Его значение неоднократно изменялось. Окончательно как административно-территориальная единица с численностью в 20 - 30 тысяч человек мужского пола уезд утвердился в 1775 году. В начале XX века, после Октябрьской революции, понятие «уезд» было заменено понятием «район».
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent