Два Пушкинских юбилея.

Автор статьи: А. Гладний
Источник информации: „Познай свой край"!
СБОРНИК ПСКОВСКОГО О-ва КРАЕВЕДЕНИЯ
ВЫПУСК 1-й 1924г.


.
Два Пушкинских юбилея.


Но ты, губерния Псковская,
Теплица юных дней моих!
А. С. Пушкин.


6 июня (26 мая ст. ст.) с. г. исполняется 125 лет со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, а на 21 августа (9 авг. ст. ст.) этого же года падает важная дата — 100-летие с момента ссылки поэта в родное ему с. Михайловское, находящееся, как известно, в нашей Псковской губернии, Опочецком уезде.
Эти два юбилея чрезвычайно важны и знаменательны для всей России, для каждого русского человека, так как они дают возможность осмыслить и перечувствовать творческие переживания поэта, вылившиеся в его произведениях, а также понять глубокое и важное значение гениального русского поэта не только в истории нашей русской литературы, начало самобытности и национальности которой положено Пушкиным^ но и в’ ^общественной и социальной жизни нашей страны. Вместе с тем, эти юбилеи помогают воскресить В возможной полноте, освежить в нашем сознании отошедший в даль целого слишком века обаятельный духовный облик гениального поэта, восстановить полнее социально-политическую кон‘юктуру, среди которой он жил и творил, а также нарисовать семейно-общественные взаимоотношения, приведшие поэта к роковой развязке и катастрофе.
Пушкин — наш первый русский самобытный поэт, выразитель в литературе национального духовного склада, типичный представитель народного характера с его наиболее яркими особенностями. „Самая сущность, все свойства его поэзии, — отмечает в своей речи И. С. Тургенев, — совпадают со свойствами, сущностью нашего народа. Не говоря уже о мужественной прелести, силе и ясности его языка, — это прямодушная правда, отсутствие лжи и фразерства, эта простота, откровенность и честность ощущений — все эти хорошие черты хороших русских людей поражают в творениях Пушкина не одних нас, его соотечественников, но и тех из иноземцев, которым он стал доступен"1) Не можем не привести слов известного современного историка русской литературы, который такими словами определяет значение творчества Пушкина: „ни один наш писатель, кроме Пушкина, не совмещает в себе в такой отчетливой полноте все самце типичные черты ума и характера нашей народности, поэтому жизнь и творчество Пушкина стали для нас символом всей нашей жизни, как народа, символом нашего .национального духа, насколько он до сих пор обнаружился" 2)
Затем, ни один из русских поэтов прошлого века по духу и. содержанию своего творчества так не близок к революционной современности, как именно Пушкин. Один современный историк русской литературы и критик — марксист отмечает, что в русской литературе   давно   наметились   две линии  творчества: писателей —

1) И. С. Тургенев Поли. собр. сочин. Изд. Маркса, т. XII, стр. 336. Речь на открытии памятника Пушкину в Москве.
2) Нестор Котляревскии. Пушкин и Россия. Петербург. Изд. Пушкинского Дона. 1922. стр. 4. Подробно о значении поэзии Пушкина, а также о жизни и смерти, поэта (по новым данным) см. нашу книжку „Новое о Пушкине" (юбилейное издание). Псков 1924 г.



обывателей в общественном смысле (Писемский, Гончарову отчасти Чехов) и писателей, глубоко интересовавшихся общественными проблемами, горевшими в огне социальности, каких бы взглядов они не держались (Пушкин, Тургенев, Достоевский и др.) 1) Но больше всех из указанных критиком писателей до-революционнрй России горел в огне социальности, глубоко интересовался и мучился общественными проблемами, конечно, Пушкин. Правда, он не в силах был возвыситься над классовой психологией своей среды и потому, пытаясь дать идеологическое обоснование своему классовому сознанию, он впадал в этих попытках в противоречие со своею совестью, но он у трудился ищущей мыслью и, конечно, страдал, не находя примирения с самим собою.
Наконец, сама гениальная личность поэта Пушкина — этот редкий и неповторяемый почти образец гармоничной и здоровой натуры, по выражению проф. Овсянина-Куликовского, — с ее оптимистическим мировоззрением, чуждой всякой примеси мистицизма, вылившейся в светлой, жизнерадостной, бьющей ключем его поэзии, с ее ясностью, простотой, глубоким реализмом п любовью к народу, приводила в изумление не только русских, но и иностранных психологов и психиатров, а также историков литературы.
Вот почему Пушкина за эту'ясность, простоту, реализм и народолюбие высоко ценил гениальный вождь пролетариата, покойный В. И. Ленин, а нынешний Нарком просвещения, нужно сказать, тонкий знаток и ценитель русской литературы, А. В. Луначарский, восторженно отзываясь о Пушкине, в таких словах указывает на глубокое, социальное значение творчества Пушкина, снимая, вместе с тем, с почта горький упрек и обвинение за его классовое происхождение. „Если раньше, — говорит он, — можно было относиться к Пушкинской поэзии, как своего рода „дворянской забаве," приятной, но не имеющей большого социального значения, то теперь это время прошло и, вероятно, безвозвратно. Теперь мы ценим Пушкина не только за „пленительную .сладость его стихов" Вдумываясь в него, мы открыли в этой на вид до поверхностности счастливой натуре глубинные мысли ипереживания, зародыши всехшочтй: важнейших мотивов, которые развернула потом русская литература, целый ряд проблем, за которые мы можем биться, получая определенные стимулы от Пушкина. Знаем мы теперь твердо, что счастливый Пушкин—это легенда. Нет, мы знаем, что страшна’я тень царя пала на дорогу П)гшкина, и что он так и не смог выйти из нее, что он жил во внутреннем смятении и умер несказанно трагической смертью, и что боль, которую он сдерживал, тем не менее кровавыми жилками протянулась по тому бокалу золотой и кипящей жизни, которой он протянул векам"
Нас приводит в изумление эта вечно мятежная, ищущая правды в течение всей своей недолгой жизни, личность Пушкина, эта всегдашняя революционная настроенность поэта в его „жестокий век" по отношению „самодержавца" Николая I и его правительства за угнетенный народ, за что всю жизнь он был гоним и преследуем этим правительством: его ссылают в разные места, отдают иод надзор, Николай I об’являет себя цензором и, наконец, следует по пятам за ним до самой могилы. Но; будучи всегда гоним и преследуем, глубоко несчастный в своей семейной жизни, видя крушение своих идеалов о свободе и счастье русского народа, Пушкин, однако,

1) Георгий Горбачев. Очерки современ. руоск. литературы. Ленинград. Госиздат. 1924, стр. 87.


остается благоволящим, никогда не жалуется на жизнь, не переносит всей горечи жизни в свою поэзию. Поэтому-то, „повесть о мятежной жизни и трагической смерти нашего поэта Пушкина, — говорит один пушкиновед, — настолько трогательна и Талантлива, так значительна и близка нам, что чем подробнее и вернее будет она написана, тем более выиграет родная литература и самый образ великого поэта" 1) Но если так велик и дорог поэт Пушкин с его удивительным гением, на все отозвавшимся сердцем своим, так что „ничего не оставлено им под солнцем живых без привета**, — для всей Республики, для каждого русского человека, то особенно он дорог и близок и должен почитаться родным для псковичей: ведь Пушкин — наш земляк, наш поэт, в разных местах своих бессмертных творений писавший о Псковской губернии — этой „теплице его юных дней" Во многих произведениях поэта нашли себе певца природа, быт и даже язык Псковской губернии, особенно родных ему мест. Имя его тесно связано (хотя он и родился в Москве) со Псковом и пределами Псковской губернии: Пушкин много раз посещал губернский центр, где до сих пор на главной улице Октябрьской (б. Сергиевской) сохранился дом, в котором останавливался и временно проживал поэт Существовала в полуразрушенном виде в саду здешнего кремля беседка, называемая Пушкинской, находящаяся на возвышении, при слиянии р. Великой и Псковы, откуда поэт любовался рекою и чудными картинами природы) открывавшимися пред его взором. Наконец, и что важнее всего, в пределах нашей Псковской губернии, в Опочецком уезде, находится драгоценный „Пушкинский уголок", где на кладбище Святогорского монастыря покоится прах поэта, его родственников и близких друзей, куда стекаются тысячи русских и иностранных путешественников, чтобы почтить память писателя и ознакомиться на месте со всем, что связано с именем Пушкина. В трех верстах от Святогорского монастыря находится родное поэту село Михайловское, принадлежавшее, родителям поэта, в котором временно проживал, затем был сослан, а после ссылки часто посещал Пушкин. Недостаток места не позволяет нам подробно коснуться и выяснить значение родного для поэта уголка, с. Михайловского; желающих детально ознакомиться с этим вопросом отсылаем к нашей книжке „Пушкинский уголок в Псковской1 губ." 2), а здесь ограничимся тем, что скажем только, что с. Михайловское дорого для нас не только потому, что там жил в течение 33 месяцев, посещая его в разные периоды своей жизни, начиная с 1817 я кончая 1836, великий гений, и что Михайловское связано с именем поэта самым тесным образом, но еще более тем, что в отношении к поэтическому творчеству Пушкина время, проведенное им в Михайловском, особенно с 1824 по 1826 г., когда он жил здесь в качестве пленника, было весьма плодотворно. Тут в тиши уединения, в глубоком сосредоточении созревали творческие замыслы поэта и облекались в ряд поэтических созданий, в которых впервые обнаружилась настоящая сила его гениального дарования. 3) Наконец, в 2 верстах от с. Михайловского находится село Тригорское, где поэт провел „дни лучшие молодости своей”. По пути

1)А. С. Поляков. О смерти Пушкина (по новым данным). Труды Пушкинск дома при Рос. Акад. Наук  Петроград. Госиздат. 1822 г., стр. 70.
3) См. А. Гладкий. „Пушкинский уголок Псковской губернии" Псков. 1922 г. Кроме того, о Михайловском периоде жизни Пушкина, когда он находился здесь в ссылке, автор касается и в упомянутой ,уже своей книжке „Новое о Пушкине V
3) Проф. Петухов. „Пушкин в с. Михайловском* (1824 — 1826 г.) Библиотека великих писателей под ред. проф. Венгерова, -Пушкин", г II, изд. Брокгауз-Ефрон. 1908 г.



В с. Тригорское находится пог. Воронин,   где   на кладбище поэт писал своего „Бориса Годунова"
Поэт умер с мечтой, что за свою любовь к России он в сердцах русских людей „воздвиг себе нерукотворный памятник, к которому не заростет народная тропа", как говорит он в своем стихотворении „Памятник":

„И долго буду тем любезен я народу,
„Что чувства добрые я лирой пробуждал,
«Что в мой жестокий век1) восславил я свободу
„И милость к падшим призывал"

Псковичи достойным обраром чтут поэта-земляка Пушкина: почитая его, как гениального художника, муза которого, по меткому и высоко-поэтическому выражению поэта Гейне, является „щедрой, как солнце", ценя его революционную настроенность и любовь к народу, а, вместе с тем, гордясь им, как мировым гением, пред всем культурным человечеством,, они создают ему „рукотворный памятник" в виде Пушкинского Музея. Правда, во Пскове имеется уже солид- ( ный памятник — б. Пушкинский народный дом, основанный в память столетия со дня рождения поэта, а ныне переименованный в Государственный театр имени Пушкина;- одна из улиц названа в честь его имени; имеются в музее некоторые реликвии Пушкина, но представляется желательным и необходимым создание более „живого" памятника, который бы постоянно роднил нас с поэтом и напоминал о нем, и к которому никогда бы „не заросла народная тропа" И таким памятником явитсясозданный во Пскове, как губернском центре, Пушкинский Музей.
А. Гладний.

1) Первоначальная редакция была такая: „Что вслед Родишеву восславил я свободу" (см. проф. П. Н. Сакулнн. Пушкин и Радищев. Историко-литературные эскизы. Москва 1920, стр. 71 и дал.). Интересно отметить, что стих. „Памятник" написано Пушкиным за пять месяцев до смерти, а. именно 26 августа 1831 года, (см. Н. Лернер. Труды и дни Пушкина), и по содержанию представляет как бы поэтическую исповедь, или завещание. „Пушкин здесь, — говорит проф. Венге-ров, — с законной гордостью, с той величавой простотой, которая характеризует великих людей, перечисляет заключенные в его поэзии непреходящие ее ценности, которые дают ему право на бессмертие. Создатель русской поэзиии не сомневается в том, что будет „славен, доколь в подлунном мире жив будет хоть ¦один пинт (поэт)", что „слух о нем пройдет по всей Руси великой и назовет его всяк сущий в ней язык" В таком духе комментируют это стих. „Памятник11 и такие литературные корифен, как Пыпнн, Стоюннн, Овсянннко-Куликовскнй и даже Вл. Соловьев. Оригинальный взгляд и суждение высказывает один современный исследователь Пушкинской поэзии М. Гершензон. „Памятник", — по нему, — есть завершительный акт борьбы Пушкина, «го проповеди за свою поэтическую свободу, за свободу поэта вообще. Пушкин знал: элементарная сила •его поэзии не пройдет бесследно; люди почувствовали ее и будут еще долго ¦чувствовать, это — слава; слава ему обеспечена/Но в попытках осмыслить свое волнение, возбуждаемое его поэзией, люди неизбежно откроют в ней то, чего в вей вовсе нет, и проглядят ее истинное содержание: они откроют в ней полезность, нравоучительность. (М. Гершензон. Мудрость Пушкина. 1919, стр. 60).
---
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent