Оружие ближнего боя на Руси. V-X века. меч
Оружие ближнего боячасть 1
Меч
Далеко не случайно наш рассказ о контактном оружии древних Славян начинается именно с этого великолепного оружия. Меч – основное наступательное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и военная эмблема древней Руси. Мечом клялись дружинники Игоря, заключая в 944 г. Договор с греками: «А не крещении Русь да полагають щиты своя и мечи своя нагы» (а не крещенные русские кладут свои щиты и обнаженные мечи.) Меч – оружие священное. К нему относились как к человеку, считали одушевленным. Уникальные мечи носили имена (вспомним меч короля Артура – Экскалибур, или точнее – Каледвух: Экскалибур – это искажение названия «Калибурн», которое является искажением «Каледвуха»), причем эти имена были еще и магическими заклинаниями. В Скандинавии, мечи часто носили имена типа «Пламя Одина», «Пес Шлемов», «Огонь Щитов»,- эти имена выписывались древними мастерами в верхней трети клинка. Нет сомнений, что Русь не уступала в этом своим северо-западным соседям: например под Брестом найден наконечник копья, на котором по стальному клинку серебром инкрустированы священные знаки – свастика и солярные символы и руническая надпись «Tilariths» - «Нападающий» (Руника – общее название древне-скандинавской и древне-славянской письменности: название было одно, но ряды символов – разные). Мечами клялись в важном споре, с ними разговаривали. Вот как описывает это датская баллада «Меч-мститель»:
(Пер. Ивановского, цит. по «Скандинавская баллада», Л, 1978г.)
На меч полностью переходили все магические свойства относительно нового для человечества материала – металла. Кузнец, производя меч, сопровождал работу магическими заклинаниями, обрядами. Когда кузнец работал, он уподоблял себя Богу-творцу Сварогу, чувствовал себя участвующим в сотворении мира. Понятно, что меч, родившийся в руках у кузнеца, обладал огромными магическими свойствами. Между мечом и хозяином возникала прочная магическая связь. Нельзя было сказать точно, кто кем владел. Стоит упомянуть и о том, что во многих языках слово «меч» - женского рода, встречаются имена мечей женского рода (например, меч рыцаря Роланда звали «Жуайез» - «Радостная»), так что меч мог быть как верным другом, так и любимой подругой… Далеко не всегда меч покупали на рынке: самые лучшие мечи доставались не просто за горсть золота, далеко не каждому человеку. Такие мечи сами выбирают себе хозяина: чтобы ими завладеть, герой должен совершить подвиг, отобрать меч в бою. Яркий пример – известный всем Меч-Кладенец, спрятанный под тяжелым камнем: не каждый сможет откинуть сей камень и достать великолепное оружие. Мечи призывались славянами также для решения сложных споров: их использовали на поединках, и на суде.
Русский меч – сложнейшее в изготовлении оружие. Если вы думаете, что меч – это просто большой нож, вы ошибаетесь. Он прошел долгий путь усовершенствований. История меча начинается с большого боевого ножа, называемого «саксом», общего для всех европейцев оружия. Однако такие ножи были на войне не эффективны и как только появилась возможность выковать более длинный клинок, ею незамедлительно воспользовались умелые кузнецы. В результате этого, среди германских племен получает распространение «лангсакс» - уже достаточно длинное рубящее оружие, с клинком, заточенным с одной стороны и имеющем 3,5-4 см. в ширину и 40-60 см. в длину. Лангсакс уже вполне годился для применения в бою, однако, для конных воинов, которым приходилось сидя в седле наносить удары, он был несколько коротковат. В результате возникло страшное орудие – «скармасакс», клинок которого при ширине 6,5 см., имел длину в 41-76 см. Также иногда попадаются воистину «Богатырские» скармасаксы, например, обнаруженные во Фронненстеттских могильниках. Их длина составляла 120 см, при длине рукояти в 30 см. Такая конструкция обладала большой поражающей способностью, а длиннаярукоять позволяла древнему германцу рубиться, обхватив скармасакс обеими руками. Позднее скармасакс на территории Европы заменило изобретение Галлов – спата (spatha), представляющая собой стальной обоюдоострый клинок. Из спаты же и развился тот вид оружия, который мы привыкли называть мечом. Можно говорить о том, что к VIII веку на территории Европы и на Руси уже вовсю использовался обоюдоострый меч. Меч сей имел в длину от 70 до 130 см. в длину, 7 см. около рукояти, плавно сужаясь к концу, весил он в пределах 1-2 кг.
Разделяют многие классы с подклассами мечей, однако основной критерий размеров и строения раннесредневекового меча в его рукояти: тогда бытовали одноручные (самые короткие), полутороручные, которые сильный человек держал одной рукой, но никто не запрещал взять его в две руки и Богатырские двуручные мечи. В зависимости от окружающей обстановки мечи становились из века в век то короче, то длинней. В XI-XII веках, в связи с тем, что битвы велись в плотном строю, мечи укорачиваются в среднем до 86 см. и становятся легче, меньше 1 кг., однако в XII-XIII веках, ввиду усиления доспеха, меч становится массивнее: клинок вытягивается до 120 см. и утяжеляется до 2 кг.
В период господствования в российской исторической науке норманизма, теории, согласно которой викинги принесли на «дикие земли Славян» цивилизацию, считалось, что у Славян меч появляется впервые в IX веке, да и то был он не русским вовсе, а скандинавским. Но история, во славу Богам, расставила все на свои места. Оказалось, что все те мечи, которые якобы были завезены из зарубежной Европы, оказались сделанными российскими кузнецами, и что еще не известно, кто больше на кого влиял: скандинавы на Славян или наоборот. Например, долгое время прекрасный меч с замысловатым узором на рукояти, найденный в Полтавской области (Украина), считался «чисто скандинавским», однако, после специальной обработки клинка, на нем проступила кириллистическая надпись: «Людота Коваль». А сколько более простых мечей, без такого «знака качества» считались завезенными на Русь?..
Производство меча – дело чрезвычайно сложное, требующее от кузнеца потрясающе глубоких знаний свойств металла. Для справки: выбор доброго меча, надежного друга и помощника в сражениях на Руси был делом сложным: меч много раз испытывали. Например, его клали на голову, а рукоять и конец меча притягивали к ушам: добрый меч тут же после снятия с головы выпрямлялся, также он должен был с легкостью и не тупясь перерубить толстый гвоздь и разрезать брошенную на клинок ткань.
И это в эпоху, когда, по свидетельствам летописей, на Руси господствовала темнота, беззаконие и невежество! Итак, производство меча начиналось кузнецом с выбора конструкции клинка – не только формы, но и материала.
Если вы полагаете, что меч – это просто грубая заточенная железка, вы глубоко заблуждаетесь. В те времена существовали различные способы сварки железа и стали таким образом, чтобы конечный продукт обладал воистину потрясающими свойствами. Конечно, самым простым было изготовление цельнометаллического меча, однако такой годился только крестьянам и для обучения ратному делу. Следующими по уровню были мечи, сваренные из 2-6 полос железа и стали: на железную болванку наваривалось стальное лезвие. Такой клинок был уже годен для молодого воина-отрока или для крестьянина на военной службе.
Однако у настоящего военного мужа был совсем другой меч. Все знают слово булат. Что это такое? Слово это пошло от древнего царства Пулуади (территория современных Турции, Армении, Грузии и Ирана), где делали лучшую по тем временам в мире сталь.
Отсюда пошло персидское слово «пулуад» - сталь, на Руси оно и превратилось в булат. Вообще, сталь – это сплав железа с другими элементами, в основном углеродом. Но булат – это не просто сталь: булатные мечи способны были рубить много лет, практически не тупясь, рубить, не тупясь, железо и сталь, не гнуться, но и не ломаться. Все объясняется неоднородным содержанием одного процента углерода в булате. Древние кузнецы достигали этого путем охлаждения железного расплава с графитом – природным источником углерода. Клинок, выкованный из полученного металла, подвергали травлению и на его поверхности появлялись характерные узоры-разводы: волнистые извивающиеся темные полоски на более светлом фоне. Фон этот получался темно-серым, золотисто - или красновато-бурым, черным. Черный булат считался более хрупким, опытные воины предпочитали золотистый оттенок клинка.
Но как всегда было одно «но»: булатные мечи боялись северных морозов: сталь становилась хрупкой и легко ломалась. Но русские кузнецы нашли выход и из этой ситуации. На Руси производили «сварочный» булат. Такой булат назывался «дамаск». Чтобы получить таким способом булат, брали куски проволоки или полосы железа, стали, их поочередно складывали (железо-сталь-железо-сталь и т. д.) и затем много раз проковывали, много раз прокручивали, перекручивали эти полосы, складывали их гармошкой. Словом, чем больше кузнец потратит времени на проковку металла, тем лучше получится клинок
Булат также был различным по качеству. Различали его по виду узора. Крупный узор – признак хорошего качества, с полосками в 10-12 мм, средним считался булат с узором 4-6 мм. и уж совсем простеньким был булат с тоненьким узором с толщиной линии в 1-2 мм.
Также различался булат и по характеру рисунка: если рисунок прямой («полосатый») – это плохой булат, если среди линий попадались изогнутые – это уже неплохой булат («струйчатый»), дорого ценился «волнистый» узор, очень высоко ценился «сетчатый» узор, а если среди узоров наблюдался орнамент, видны были фигуры человека или животных – такому булату не было цены. Естественно, что хороший булатный меч стоил очень и очень дорого – покупали его за равное весу меча количество золота (1,5-2 кг.), поэтому на рынке было много якобы булатных мечей, однако на самом деле поддельных – они только сверху покрывались тонким слоем булатной стали, а внутри было железо. Чтобы избежать неудачной покупки, меч испытывали: сперва-наперво, по звону: чем дольше, выше и чище звон клинка, тем лучше металл, также как уже сказано выше, испытывали на упругость, некоторые образцы испытывались сложением пополам: то есть конец клинка прикладывался Богатырскими усилиями покупателя к рукояти, после чего, хороший булат принимал исходное положение. Сами мастера тоже заботились о своем авторитете и у каждого хорошего кузнеца было сове клеймо, гарантирующее качество меча.
Меч имеет одну хитрую конструктивную особенность – дол, или, говоря простым языком, желобок посередине клинка. Служит он вовсе не для стекания по нему крови с меча, а для того, чтобы облегчить вес изделия – это очень важный показатель для меча, ведь зачастую скорость удара решает очень многое, если не все.
Отдельного разговора заслуживает рукоять меча. Тогда рукоять была не просто «ручкой для держания оружия», а произведением искусства. На добрых мечах были красивейшие ручки с растительным узором, повторяющими форму Мирового Древа. Непременным атрибутом рукояти славянского меча было так называемое «яблоко» - набалдашник на конце оной. Он там не просто для красоты: он выступает в качестве балансира: чтобы приблизить центр тяжести оружия к рукояти – таким оружием работать гораздо удобнее, нежели оружием без противовеса.
Меч был оружием, прежде всего доблестных воинов, бояр и князей: далеко не всякий воин обладал мечом: кроме высочайшей цены, техника владения мечом очень сложна и не каждому она давалась легко.
Меч носили в ножнах, сделанных из дерева, обтянутого сверху кожей, по краям делались металлические накладки. Носились мечи на поясе или за спиной, причем у пояса носили чаще всего тяжеловооруженные воины: за спиной и так болтались лук, щит, иногда тул (футляр для стрел) или колчан, тогда как за спиной, где обеспечивалось более надежное крепление те воины, которым была нужна большая подвижность. Меч и в погребении лежал рядом с человеком. В погребениях их находят начиная с IX века – до того меч считался собственностью рода и в погребения не клался. Интересно то, что когда хозяин меча умирал и меч хоронили вместе с ним, меч пытались «убить» (ведь он был живым существом!) – погнуть, поломать.
Стоит сказать пару слов и о применении меча в бою. Родился меч как оружие чисто наступательное: воины прорубали мечами себе дорогу к цели. Причем заметьте: именно прорубали, ведь меч чисто рубящее оружие. Часто даже конец меча делали закругленным. Кололи им, как шпагой в экстренных случаях: или когда воин доходил до состояния аффекта (становился «берсеркером») или когда уколоть врага – единственная возможность его уязвить (как, например, защищенного панцирем рыцаря-крестоносца). Вообще, меч, разрабатываясь как чисто наступательное оружие, не предполагал функций защиты, поэтому на первых порах у него не было даже «огнива»-перекрестия на рукояти: мечом удары не парировали. Ввиду этого, в VII-X веках у меча развивается это самое перекрестие, или как называли его на Руси, «огниво», а с мечом неразрывно сопутствует щит.
автор статьи: К. Вакуров
взято с: на опушке
Меч
Далеко не случайно наш рассказ о контактном оружии древних Славян начинается именно с этого великолепного оружия. Меч – основное наступательное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и военная эмблема древней Руси. Мечом клялись дружинники Игоря, заключая в 944 г. Договор с греками: «А не крещении Русь да полагають щиты своя и мечи своя нагы» (а не крещенные русские кладут свои щиты и обнаженные мечи.) Меч – оружие священное. К нему относились как к человеку, считали одушевленным. Уникальные мечи носили имена (вспомним меч короля Артура – Экскалибур, или точнее – Каледвух: Экскалибур – это искажение названия «Калибурн», которое является искажением «Каледвуха»), причем эти имена были еще и магическими заклинаниями. В Скандинавии, мечи часто носили имена типа «Пламя Одина», «Пес Шлемов», «Огонь Щитов»,- эти имена выписывались древними мастерами в верхней трети клинка. Нет сомнений, что Русь не уступала в этом своим северо-западным соседям: например под Брестом найден наконечник копья, на котором по стальному клинку серебром инкрустированы священные знаки – свастика и солярные символы и руническая надпись «Tilariths» - «Нападающий» (Руника – общее название древне-скандинавской и древне-славянской письменности: название было одно, но ряды символов – разные). Мечами клялись в важном споре, с ними разговаривали. Вот как описывает это датская баллада «Меч-мститель»:
Педер стоит в углу двора,
Ему с мечем говорить пора.
Меч мой, славу свою обнови
Хочешь ли ты искупаться в крови?
Ты за меня, мой меч постой,
Нет у меня родни другой.
Ему с мечем говорить пора.
Меч мой, славу свою обнови
Хочешь ли ты искупаться в крови?
Ты за меня, мой меч постой,
Нет у меня родни другой.
(Пер. Ивановского, цит. по «Скандинавская баллада», Л, 1978г.)
На меч полностью переходили все магические свойства относительно нового для человечества материала – металла. Кузнец, производя меч, сопровождал работу магическими заклинаниями, обрядами. Когда кузнец работал, он уподоблял себя Богу-творцу Сварогу, чувствовал себя участвующим в сотворении мира. Понятно, что меч, родившийся в руках у кузнеца, обладал огромными магическими свойствами. Между мечом и хозяином возникала прочная магическая связь. Нельзя было сказать точно, кто кем владел. Стоит упомянуть и о том, что во многих языках слово «меч» - женского рода, встречаются имена мечей женского рода (например, меч рыцаря Роланда звали «Жуайез» - «Радостная»), так что меч мог быть как верным другом, так и любимой подругой… Далеко не всегда меч покупали на рынке: самые лучшие мечи доставались не просто за горсть золота, далеко не каждому человеку. Такие мечи сами выбирают себе хозяина: чтобы ими завладеть, герой должен совершить подвиг, отобрать меч в бою. Яркий пример – известный всем Меч-Кладенец, спрятанный под тяжелым камнем: не каждый сможет откинуть сей камень и достать великолепное оружие. Мечи призывались славянами также для решения сложных споров: их использовали на поединках, и на суде.
Русский меч – сложнейшее в изготовлении оружие. Если вы думаете, что меч – это просто большой нож, вы ошибаетесь. Он прошел долгий путь усовершенствований. История меча начинается с большого боевого ножа, называемого «саксом», общего для всех европейцев оружия. Однако такие ножи были на войне не эффективны и как только появилась возможность выковать более длинный клинок, ею незамедлительно воспользовались умелые кузнецы. В результате этого, среди германских племен получает распространение «лангсакс» - уже достаточно длинное рубящее оружие, с клинком, заточенным с одной стороны и имеющем 3,5-4 см. в ширину и 40-60 см. в длину. Лангсакс уже вполне годился для применения в бою, однако, для конных воинов, которым приходилось сидя в седле наносить удары, он был несколько коротковат. В результате возникло страшное орудие – «скармасакс», клинок которого при ширине 6,5 см., имел длину в 41-76 см. Также иногда попадаются воистину «Богатырские» скармасаксы, например, обнаруженные во Фронненстеттских могильниках. Их длина составляла 120 см, при длине рукояти в 30 см. Такая конструкция обладала большой поражающей способностью, а длиннаярукоять позволяла древнему германцу рубиться, обхватив скармасакс обеими руками. Позднее скармасакс на территории Европы заменило изобретение Галлов – спата (spatha), представляющая собой стальной обоюдоострый клинок. Из спаты же и развился тот вид оружия, который мы привыкли называть мечом. Можно говорить о том, что к VIII веку на территории Европы и на Руси уже вовсю использовался обоюдоострый меч. Меч сей имел в длину от 70 до 130 см. в длину, 7 см. около рукояти, плавно сужаясь к концу, весил он в пределах 1-2 кг.
Разделяют многие классы с подклассами мечей, однако основной критерий размеров и строения раннесредневекового меча в его рукояти: тогда бытовали одноручные (самые короткие), полутороручные, которые сильный человек держал одной рукой, но никто не запрещал взять его в две руки и Богатырские двуручные мечи. В зависимости от окружающей обстановки мечи становились из века в век то короче, то длинней. В XI-XII веках, в связи с тем, что битвы велись в плотном строю, мечи укорачиваются в среднем до 86 см. и становятся легче, меньше 1 кг., однако в XII-XIII веках, ввиду усиления доспеха, меч становится массивнее: клинок вытягивается до 120 см. и утяжеляется до 2 кг.
В период господствования в российской исторической науке норманизма, теории, согласно которой викинги принесли на «дикие земли Славян» цивилизацию, считалось, что у Славян меч появляется впервые в IX веке, да и то был он не русским вовсе, а скандинавским. Но история, во славу Богам, расставила все на свои места. Оказалось, что все те мечи, которые якобы были завезены из зарубежной Европы, оказались сделанными российскими кузнецами, и что еще не известно, кто больше на кого влиял: скандинавы на Славян или наоборот. Например, долгое время прекрасный меч с замысловатым узором на рукояти, найденный в Полтавской области (Украина), считался «чисто скандинавским», однако, после специальной обработки клинка, на нем проступила кириллистическая надпись: «Людота Коваль». А сколько более простых мечей, без такого «знака качества» считались завезенными на Русь?..
Производство меча – дело чрезвычайно сложное, требующее от кузнеца потрясающе глубоких знаний свойств металла. Для справки: выбор доброго меча, надежного друга и помощника в сражениях на Руси был делом сложным: меч много раз испытывали. Например, его клали на голову, а рукоять и конец меча притягивали к ушам: добрый меч тут же после снятия с головы выпрямлялся, также он должен был с легкостью и не тупясь перерубить толстый гвоздь и разрезать брошенную на клинок ткань.
И это в эпоху, когда, по свидетельствам летописей, на Руси господствовала темнота, беззаконие и невежество! Итак, производство меча начиналось кузнецом с выбора конструкции клинка – не только формы, но и материала.
Если вы полагаете, что меч – это просто грубая заточенная железка, вы глубоко заблуждаетесь. В те времена существовали различные способы сварки железа и стали таким образом, чтобы конечный продукт обладал воистину потрясающими свойствами. Конечно, самым простым было изготовление цельнометаллического меча, однако такой годился только крестьянам и для обучения ратному делу. Следующими по уровню были мечи, сваренные из 2-6 полос железа и стали: на железную болванку наваривалось стальное лезвие. Такой клинок был уже годен для молодого воина-отрока или для крестьянина на военной службе.
Технологическая схема лезвий мечей: 1-наварка лезвия на железную основу: 2-наварка лезвия на многослойную основу; 3 – наварка лезвия на узорчатую (дамаскированную) основу; 4 – цементация лезвия. |
Отсюда пошло персидское слово «пулуад» - сталь, на Руси оно и превратилось в булат. Вообще, сталь – это сплав железа с другими элементами, в основном углеродом. Но булат – это не просто сталь: булатные мечи способны были рубить много лет, практически не тупясь, рубить, не тупясь, железо и сталь, не гнуться, но и не ломаться. Все объясняется неоднородным содержанием одного процента углерода в булате. Древние кузнецы достигали этого путем охлаждения железного расплава с графитом – природным источником углерода. Клинок, выкованный из полученного металла, подвергали травлению и на его поверхности появлялись характерные узоры-разводы: волнистые извивающиеся темные полоски на более светлом фоне. Фон этот получался темно-серым, золотисто - или красновато-бурым, черным. Черный булат считался более хрупким, опытные воины предпочитали золотистый оттенок клинка.
Но как всегда было одно «но»: булатные мечи боялись северных морозов: сталь становилась хрупкой и легко ломалась. Но русские кузнецы нашли выход и из этой ситуации. На Руси производили «сварочный» булат. Такой булат назывался «дамаск». Чтобы получить таким способом булат, брали куски проволоки или полосы железа, стали, их поочередно складывали (железо-сталь-железо-сталь и т. д.) и затем много раз проковывали, много раз прокручивали, перекручивали эти полосы, складывали их гармошкой. Словом, чем больше кузнец потратит времени на проковку металла, тем лучше получится клинок
Булат также был различным по качеству. Различали его по виду узора. Крупный узор – признак хорошего качества, с полосками в 10-12 мм, средним считался булат с узором 4-6 мм. и уж совсем простеньким был булат с тоненьким узором с толщиной линии в 1-2 мм.
Также различался булат и по характеру рисунка: если рисунок прямой («полосатый») – это плохой булат, если среди линий попадались изогнутые – это уже неплохой булат («струйчатый»), дорого ценился «волнистый» узор, очень высоко ценился «сетчатый» узор, а если среди узоров наблюдался орнамент, видны были фигуры человека или животных – такому булату не было цены. Естественно, что хороший булатный меч стоил очень и очень дорого – покупали его за равное весу меча количество золота (1,5-2 кг.), поэтому на рынке было много якобы булатных мечей, однако на самом деле поддельных – они только сверху покрывались тонким слоем булатной стали, а внутри было железо. Чтобы избежать неудачной покупки, меч испытывали: сперва-наперво, по звону: чем дольше, выше и чище звон клинка, тем лучше металл, также как уже сказано выше, испытывали на упругость, некоторые образцы испытывались сложением пополам: то есть конец клинка прикладывался Богатырскими усилиями покупателя к рукояти, после чего, хороший булат принимал исходное положение. Сами мастера тоже заботились о своем авторитете и у каждого хорошего кузнеца было сове клеймо, гарантирующее качество меча.
Меч имеет одну хитрую конструктивную особенность – дол, или, говоря простым языком, желобок посередине клинка. Служит он вовсе не для стекания по нему крови с меча, а для того, чтобы облегчить вес изделия – это очень важный показатель для меча, ведь зачастую скорость удара решает очень многое, если не все.
Отдельного разговора заслуживает рукоять меча. Тогда рукоять была не просто «ручкой для держания оружия», а произведением искусства. На добрых мечах были красивейшие ручки с растительным узором, повторяющими форму Мирового Древа. Непременным атрибутом рукояти славянского меча было так называемое «яблоко» - набалдашник на конце оной. Он там не просто для красоты: он выступает в качестве балансира: чтобы приблизить центр тяжести оружия к рукояти – таким оружием работать гораздо удобнее, нежели оружием без противовеса.
Меч был оружием, прежде всего доблестных воинов, бояр и князей: далеко не всякий воин обладал мечом: кроме высочайшей цены, техника владения мечом очень сложна и не каждому она давалась легко.
Меч носили в ножнах, сделанных из дерева, обтянутого сверху кожей, по краям делались металлические накладки. Носились мечи на поясе или за спиной, причем у пояса носили чаще всего тяжеловооруженные воины: за спиной и так болтались лук, щит, иногда тул (футляр для стрел) или колчан, тогда как за спиной, где обеспечивалось более надежное крепление те воины, которым была нужна большая подвижность. Меч и в погребении лежал рядом с человеком. В погребениях их находят начиная с IX века – до того меч считался собственностью рода и в погребения не клался. Интересно то, что когда хозяин меча умирал и меч хоронили вместе с ним, меч пытались «убить» (ведь он был живым существом!) – погнуть, поломать.
Стоит сказать пару слов и о применении меча в бою. Родился меч как оружие чисто наступательное: воины прорубали мечами себе дорогу к цели. Причем заметьте: именно прорубали, ведь меч чисто рубящее оружие. Часто даже конец меча делали закругленным. Кололи им, как шпагой в экстренных случаях: или когда воин доходил до состояния аффекта (становился «берсеркером») или когда уколоть врага – единственная возможность его уязвить (как, например, защищенного панцирем рыцаря-крестоносца). Вообще, меч, разрабатываясь как чисто наступательное оружие, не предполагал функций защиты, поэтому на первых порах у него не было даже «огнива»-перекрестия на рукояти: мечом удары не парировали. Ввиду этого, в VII-X веках у меча развивается это самое перекрестие, или как называли его на Руси, «огниво», а с мечом неразрывно сопутствует щит.
автор статьи: К. Вакуров
взято с: на опушке
---