Усадьба-музей Осиповых-Вульф.Комплекс.Дата постройки: 1762; 1817; 1962;1998 г.г.
Адрес: Пушкиногорский район/Тригорское д, д.Тригорское на берегу реки Сороть на холме
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Музей - заповедник
Документ о принятии под охрану: Решение Псковского облисполкома от 28.03.1950 г. № 163
Историческая справка:Своим названием Тригорское обязано местоположению: три высоких холма поднимаются рядом на левом берегу р. Сороти. До начала XVIII в. земли буцущей усадьбы входили в состав Егорьевской губы дворцовой Воронической волости и принадлежали государству и ведомству императорского уцела. В первой половине XVIII в., во время царствования приемниц Петра I государственные земельные владения стали широко раздаваться и раздариваться в частное владение. 29 июля 1762 г. именным указом Екатерины П земли Егорьевской губы были пожалованы «лейб гвардии Семеновского полка секунд майору и Шлиссельбургскому коменданту» Максиму Дмитриевичу Вындомскому «за понесенные труды долголетние в службе, которые он верно и ревностно отправлял Отечеству». Высокого чина и щедрого пожалования М. Д. Вындомский удостоился за несение в течение многих лет (с 1744 г.) весьма ответственной и секретной службы по конвоированию и охране в Шлиссельбургской крепости бывшей российской правительницы Анны Леопольдовны и ее семейства вместе со свергнутым с трона малолетним императором Иоанном Антоновичем. Выйдя в отставку, после 1762 г. Максим Дмитриевич навсегда переселился в свою новую усадьбу. От брака с Екатериной Федоровной Квашниной он имел двух сыновей -Александра и Дмитрия. Дмитрий умер в 1760 г., Александр же, как и его отец, служил в армии, в 1780 г. в звании полковника вышел в отставку. После смерти отца, в 1778 г. Александр Максимович остался единственным наследником большого состояния Вындомских и с 1780 г. поселился, как и его отец, в Тригорском. После 1792 г. он много лет был опочецким уездным предводителем дворянства. Представление об усадьбе во второй половине XVIII в. дает межевой план 1784 г. В это время Тригорское уже сложившийся усадебный комплекс. В центре усадьбы каре, включившее в себя господский дом, жилые флигели и служебные постройки. С юго-запада к усадебному комплексу ведет главная дорога, несколько южнее к ней подходит еще одна, связывавшая усадьбу с выстроенным Александром Максимовичем винокуренным заводом. Остальные постройки хозяйственного назначения отнесены достаточно далеко от центрального ядра усадьбы, но, тем не менее, они расположены в виду главного дома.В 1780 г. в непосредственной близости от усадебных строений псковской казенной палатой было выстроено здание полотняной фабрики. На плане фабрика расположена с южной стороны, от усадьбы ее отделяет лишь деревянный забор. Полотняная фабрика была построена по указу Екатерины II. Подобные предприятия активно стали строиться казной в связи с указом Петра I о развитии национального производства и потребностью в полотне парусного флота и армии. При Екатерине II эта политика была продолжена. При создании полотняной фабрики в Тригорском правительство «желало открыть жителям Псковской губернии ближайшее и удобнейшее средство к обращению в их пользу родящегося в сей губернии с изобилием льна и тем самым положить основание к распространению делания там полотен». Фабрика строилась наемными рабочими, затраты составили 5 тысяч рублей «из камер-коллежских расходов».После постройки правительство рассчитывало продать ее или отдать в аренду частному владельцу с условием возмещения последним государству его затрат на строительство. Это произошло через 8 лет. 20 января 1788 г. фабрика была отдана в аренду A.M. Вындомскому на условиях, чтобы «употребленная на оную капитальная сумма 5 тысяч рублей возвращена была казне в течение 10 лет и чтобы фабрика сия существовала непременно.» Вместе с самим зданием новому владельцу были переданы «наличные деньги, инструмент, полотно и холст». Дела на фабрике шли, по-видимому, неплохо и к 1803 г. A.M. Вындомский смог рассчитаться с государством, но после его смерти в 1813 г. фабрику пришлось закрыть. Причин было несколько: во-первых, многих работников отправили в солдаты в связи с войной с Наполеоном; во-вторых, часть людей (около двухсот человек) умерли «по причине занесенной в 1812 г. французами болезни»; в-третьих, в 1812 г. выросли цены на сырье из-за войны и фабрика перестала приносить доход; в-четвертых, после смерти Александра Максимовича имущество было разделено между его наследниками и часть крестьян перешла другим владельцам. В 1813 г. Опочецкий земский суд разрешил ликвидировать фабрику и «впредь не принуждать наследников Вындомского возобновлять ее». В период составления плана, в 1784 г., в усадьбе еще не было парка, не было ни большого, ни парковых прудов. На месте большого пруда находились две хозяйственные постройки и забор, отделяющий усадьбу от фабрики. Можно с уверенностью говорить, что большой пруд был вырыт после 1788 г., когда полотняная фабрика была передана в аренду Александру Максимовичу Вындомскому, и имел производственное назначение. Им же был создан и прекрасный английский пейзажный парк Тригорского. В конце XVIII в. из Англии пришла мода на парк свободной планировки, в котором используется созданный природой рельеф. Аллеи такого парка представляли собой прихотливо извивающиеся дорожки - «серпантины», предполагая длительные одинокие прогулки. Идея такого парка, предназначенного для поэтического восприятия, оправдалась в Тригорском в полной мере. Пейзажи парка, его «липовые своды», «скат Тригорского холма», «дуб уединенный», «сень лесов Тригорских» воспел в своих стихах A.C. Пушкин. A.M. Вындомский умер 12 февраля 1813 г. и был похоронен на кладбище Георгиевской церкви пригорода Воронич. После его смерти Тригорское перешло полностью во владение его дочери Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф. В марте 1813 г. Прасковья Александровна с детьми переселилась в Тригорское и прожила в нем до своей смерти в 1859 г. Сначала семья жила в старом доме, построенном еще Максимом Дмитриевичем Вындомским в 60-х гг. XVIII в. Через четыре года, в 1817 г., Вульфы перебрались в приспособленное для жилья здание полотняной фабрики. Причиной переезда было то, что дедовский дом оказался мал, и для семьи из шести человек требовалось более просторное здание.Прежде чем переехать, хозяйка занялась перепланировкой производственного здания, благоустройством и приспособлением его для жилья: с северо-востока и юго-запада к зданию пристраивают шести- и четырехколонный портики с треугольными фронтонами, устраивают удобную внутреннюю планировку. И хотя дом получился не очень привлекательным снаружи, похожим по словам М. Семевского «не то на сарай, не то на манеж», внутри он был очень удобно спланирован и полностью отвечал требованиям времени и уж совсем не выглядел лишь приспособленным для жилья на время ремонта старого дома. Новая планировка дома типична для начала XIX в. - периода позднего классицизма в русском интерьере. Дом четко разделялся на две половины; юго-западная его половина - парадная, в ней принимали гостей; северо-восточная - жилая._Входная дверь в центре северо-западного фасада вела в прихожую, из нее - в столовую («зало»). Комната слева от прихожей могла быть лакейской или буфетной, комната справа от прихожей - комнатой хозяйки дома. Столовая дверью в южной стене соединялась с гостиной, а дверью в восточной стене - с жилыми покоями дома. Коридор делил жилую часть на две половины. Здесь были детские комнаты, девичья, кладовая и кухня, возле лестницы на чердак - туалет. В конце коридора была дверь на террасу к Сороти, через эту застекленную дверь освещался и сам коридор. Жилые комнаты имели выходы в коридор, некоторые из них сообщались между собой.В это время (во время ссылки в Михайловское, в 1824 - 1826 гг.) в усадьбе часто бывал A.C. Пушкин, здесь он встречался с поэтом Н. Языковым. Тригорское тесно связано с именем поэта, оно в представлении его самого - «приют, сияньем муз одетый». После 1859 г. владельцем усадьбы становится старший сын Прасковьи Александровны Алексей Николаевич Вульф. Алексей Николаевич прожил в Тригорском до 1881 г., занимаясь усадебным хозяйством. О постройках в усадьбе в это время подробно рассказывают «Словесные приказания» Алексея Николаевича управляющему имением. Это подробный «хозяйственный» дневник, который вел владелец Тригорского с 1854 по 1879 г. В это время в Тригорском было не менее 27 построек: главный усадебный дом, старый дедовский дом (сгорел осенью 1859 г.), контора, фабрика, магазин, людская, баня, кузница, птичник, конюшня, каретный сарай, молочня, сырная, ледник, каменный двор, избы, гумно, амбары, каменная рига, скотный двор с избами, сараи. Хозяйственный постройки в основном были деревянными, из каменных строений упомянуты лишь рига, избы и двор. Все они поддерживались в хорошем состоянии и по мере необходимости ремонтировались.В 1881 г., после смерти А.Н.Вульфа усадьба перешла его младшей сестре Марии Ивановне Осиповой, а после ее отъезда, в 1895 г. - к старшей дочери Евпраквии Николаевны Вревской (Вульф) - Софье Борисовне Вревской, которая жила в 16 километрах от Тригорского, в имении своего отца Голубово. Ею усадьба была сдана в аренду Михаилу Ивановичу Пальмову, бывшему прежде управляющим в имении А.Н.Вульфа, арендовавшему усадьбу до 1916 г. После Октябрьский революции 1917 г. многие усадьбы в России были разграблены и сожжены. Не миновала этой участи и усадьба Осиповых-Вульф. В феврале 1918 г. в результате поджога сгорели многие постройки усадьбы, в их числе и усадебный дом, два флигеля, скотный двор, гумно и сарай. Уцелевшие же постройки были разграблены и растащены местными крестьянами. Это зафиксировал составленный членом культурно-просветительского отдела Опочецкого уездного Совета Ф.С. Алексеевым и членом Воронеческого волостного Совета Д. А. Алексеевым 28 апреля 1918 г. акт: «Вообще в усадьбе разные обломки дерева, кирпича, стекла; рамы в постройках выломаны и растащены; в парке полнейший беспорядок. Разграбление и систематическое хищение со времени поджога и до сего времени продолжалось населением ближайших деревень».После 1918 г. усадьбу заняла сельскохозяйственная артель, приспособив оставшиеся постройки для своих нужд. Большим бичом для Тригорского явилась бессистемная рубка деревьев в парке.В марте 1922 г. решением Совета Народных Комиссаров был создан Пушкинский заповедник, в состав которого включены усадьбы Михайловское, Тригорское и место погребения А.С.Пушкина в Святогорском монастыре. В постановлении говорилось: «Объявить Пушкинский уголок заповедным имением с передачей его под охрану как исторический памятник Народному комиссариату просвещения по Главмузею». Так был создан первый в России Пушкинский музей-заповедник, один из первых литературных музеев вообще.Это спасло усадьбу и парк Тригорского от дальнейшего разрушения и уничтожения. Долгое время охраняемой территорией оставался именно парк усадьбы. Следующим этапом в жизни Пушкинского заповедника в целом и Тригорского, в частности, стала осень 1933 г., когда заповедник был передан из ведения Наркомпроса Институту русской литературы и искусства (Пушкинскому Дому) Академии Наук СССР. Началась подготовка к 100-летию со дня гибели поэта и в усадьбах развернулись большие восстановительные работы, возглавил которые тогдашний директор музея, талантливый литературовед и умелый организатор В.З. Голубев. В парке Тригорского «ожили пушкинские знакомцы - «дуб уединенный» и «ель-шатер», старожилы-дубы на поляне «солнечных часов», очищены парковые пруды».Реставрационные работы продолжались до весны 1941 г. Для Тригорского были подготовлены проектные задания для восстановления хозяйственных построек, вопрос о восстановлении усадебного дома пока не поднимался. В годы фашистской оккупации (1941-1944 гг.) заповеднику был нанесен огромный ущерб. Сразу после освобождения в июле 1944 г., в Пушкинские Горы прибыла организованная правительством СССР Чрезвычайная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников (Н.С. Тихонов, Л.М. Леонов, К.А. Федин, Д.Д. Благой, П.И. Лебедев-Полянский и Н.К. Гудзий). В акте, опубликованном ею 30 августа 1944 г., отмечалось, что захватчики намеренно разрушали Пушкинский заповедник. В парке Тригорского ими было вырублено множество деревьев, вырыты траншеи и устроены бункеры, установлено множество мин.После освобождения территории Пушкиногорского района Президиум Академии Наук принял решение о срочном восстановлении Пушкинского заповедника и выделении на это 10 миллионов рублей. Специальная комиссия под председательством академика A.B. Щусева определила основные направления и объемы предстоящих работ. Работы были поручены институту «Ленакадемстрой» Академии Наук СССР, руководил ими архитектор Л.И. Рожнов. За четыре года (1946-1949 гг.) удалось осуществить большой объем восстановительных мероприятий. В парке Тригорского были ликвидированы все следы войны, расчищены аллеи и пруды, проведены многочисленные подсадки погибших деревьев, взяты под наблюдение старые деревья, пострадавший «дуб уединенный» подвергнут специальному лечению.В последующие десятилетия Пушкинский заповедник, находившийся с 1954 г. в ведении Министерства культуры СССР, продолжал эти работы. Огромное значение для усадьбы сыграло восстановление на старых фундаментах дома Осиповых-Вульф - здания бывшей полотняной фабрики. Проект разработан в 1958 г. архитекторами псковской реставрационной мастерской В.П.Смирновым и В.А.Лебедевой, а восстановительные работы завершены в 1962 г. В 1965 г. вокруг заповедника была установлена охранная зона и зона регулирования застройки, призванные сохранять исторический ландшафт пушкинских мест.Восстановительные же работы продолжались и в 1978 г. на берегу р. Сороть восстановлена банька.В 1996 г. на территории усадьбы произведены археологические раскопки утраченных построек XVIII - начала XX в. Главной целью исследования бьша историческая топография усадьбы. Основная задача раскопок заключалась в определении конфигурации построек, их датировок и функционального назначения. Всего на территории усадьбы было исследовано 17 построек. В 1998-1999 гг. проведены повторные реставрационные работы. В результате их заново реставрирован усадебный дом (перепланировка, замена внешней обшивки, новое гонтовое покрытие крыши), банька, на открытых старых фундаментах усадебных построек восстановлены служебные флигели.
Архитектурные особенности:Усадьба расположена на левом крутом берегу реки Сороть, на двух из трех высоких холмов, которым обязана своим названием. Северо-западной границей усадьбы является река, с юго-востока на третьем холме располагается городище Воронич, въезд в усадьбу -с юго-западной стороны. Архитектурно-ландшафтная композиция усадьбы построена с учетом особенностей природного рельефа Усадьба состоит из хозяйственной (служебной) зоны, плодового сада и парка. В связи с тем, что первоначальный барский дом и примыкающее к нему каре из служебных построек не сохранились, а сам дом был перенесен на место полотняной фабрики, парадный двор, как составляющая часть усадьбы, в настоящее время отсутствует. Общая площадь усадьбы - 37,6 га. Главный дом-музей. (№ 1) Воссоздан в 1998 г. на исторических фундаментах. Дом расположен в восточной части усадьбы, ближе к берегу реки Сороть, возле фабричного пруда. Здание поставлено на цоколе и фундаменте предьщущего дома-музея (первоначально полотняной фабрики). Фундаменты и цоколь валунные с вентиляционными продухами. Здание деревянное, одноэтажное, в плане - сильно вытянутой по оси северо-восток - юго-запад прямоугольной формы, покрыто двухскатной кровлей. Оба входа в дом расположены на торцовых фасадах, оформленных дополнительно четырех и шестиколонными портиками. С южной стороны - парадный вход, а с северной стороны - выход в парк и к реке. Юго-восточный фасад дома, обращен в сторону Воронича. Плоскость фасада прорезает 14 оконных проемов одинаковой формы, расставленных с определенным ритмом - группами по две-три штуки. Окна оформлены резными наличниками, углы дома обрамляют фигурные пилястры. Все окна имеют восьмичастную расстекловку. Фасад обшит досками в горизонтальном направлении. По всему периметру дома проходит узкий подоконный карниз. Единую линию высокого каменного цоколя по краям фасада прорезают деревянные лестницы, ведущие на входные террасы за портиками торцовых фасадов. Юго-западный фасад, обращенный к пруду, практически идентичен противоположному, кроме имеющейся здесь небольшой пристройки пятигранной формы. Фасады дома не окрашены, лишь выделены белым цветом детали - наличники окон и дверей, колонны портиков и ограждение между ними. Крыша двухскатная, покрыта щепой, на нее выходят два слуховых окна и печные трубы. Планировка дома типична для начала XIX в. - периода позднего классицизма в русском интерьере. Дом четко разделялся на две половины - юго-западная его половина -парадная, приемная; северо-восточная - жилая. Материалы: фундаменты валун, кирпич на известково-песчаном и известково-цементном растворах; стены деревянные, рубленые. Перекрытия деревянные по балкам. Основные габариты 45,4 х 15,7 м., высота 10,8 м. Банька. (№2) Воссоздана в 1998 г. на исторических фундаментах. Музей «Банька» расположен в северной части парка возле берега реки. Здание поставлено на склоне холма, по этому из-за резкого перепада рельефа на всех фасадах разная высота цоколя (от 20см до 1.5м). Само здание представляет собой одноэтажную рубленную постройку, без обшивки, трехчастную в плане. Юго-восточный и северо-западный фасады имеют одинаковое симметричное построение - в центре входная дверь с крыльцом и по одному окну по бокам. На торцовых фасадах - два окна в сторону парка, без окон - сторону реки. Крыша вальмовая, покрыта соломой, на нее выходит две дымовые трубы. Внутренняя планировка - в центре сени, по бокам - горенка и баня. Внутри бани в парной установлена печь-каменка. Материалы: фундаменты валун на известково-песчаном растворе; стены деревянные, рубленые. Перекрытия деревянные по балкам. Основные габариты: 13,5 х 6,7 м, высота 9,5 м. Флигель. (№3) Воссоздан в 1998 г. на исторических фундаментах. Флигель расположен в южной части усадьбы, в хозяйственной зоне музея, вдоль дороги, проходящей вдоль фруктового сада и далее в парк. Флигель - новая постройка, типологически приближенная к архитектурно-строительным традициям региона. Представляет собой прямоугольную в плане, рубленую бревенчатую постройку. Крыша вальмовая по деревянным стропилам, кровля тесовая. Вход, обращенный в сторону дороги, оформлен небольшим крыльцом на столбах с завершающим фронтоном. Все окна однотипные, с восьмичастной расстекловкой, обрамленные простыми наличниками. Фасады сруба не обшиты. Здание установлено на сохранившиеся фундаменты бывшего каменного сарая в усадьбе. Постройка была сложена из околотых валунов с добавлением кирпича, обрамлявшего оконные и дверные проемы. Окончательно разобрана в начале 1960-х гг. на фундамент возобновляемого усадебного дома. Имела размеры 64 х 10,7 м., 8 помещений, разделенных каменными перегородками. Судя по технике кладки, возведена в конце XIX в. Материалы: фундаменты валун на известково-песчаном растворе; стены деревянные, рубленые, не обшиты. Основные габариты: 19,8 х Юм, высота 9,0 м. Амбар. (№4) Воссоздан в 1998 г. на исторических фундаментах. Амбар расположен возле южной границы усадьбы, в хозяйственной зоне музея, рядом с фруктовым садом. Амбар - новая постройка, типологически приближенная к архитектурно-строительным традициям региона. Представляет собой прямоугольную в плане, рубленую бревенчатую постройку с навесом на северо-западном фасаде. Под навесом устроен деревянный настил, в стене дверь и ворота. На стальных фасадах окон нет, кроме одного небольшого на юго-восточном фасаде. Крыша вальмовая по деревянным стропилам, покрыта тесом. Фасады сруба не обшиты. Здание установлено на сохранившиеся фундаменты бывшего здания молочни, с размерами 41,35 х 7,52 м, которое состояло из четырех помещений разной конфигурации. По технике валунной кладки стен датируется концом XIX в. Материалы: фундаменты валун на известково-песчаном растворе; стены деревянные, рубленые, не обшиты. Основные габариты: 19,8 х 10м, высота 7,6 м. Фундамент усадебного дома Вындомских. (№5) Расположен на вершине среднего холма. Перед ним со стороны реки еще сохраняется вымостка мелким булыжником. Судя по рельефу, постройка делилась на четыре помещения с печами и, возможно, с продольным коридором. Толщина сложенных из валунов на известковом растворе стен 0,9 м. Внутри одного из помещений в основании сохранившейся стены была расчищена залитая известковым раствором валунная платформа со следами сгоревшего деревянного пола над ней. Снаружи здания следов пожара нет. Размеры в плане -14,1 х 14,35 м Парк усадьбы. Парк занимает всю северную часть усадьбы. Южной границей парка являются фруктовый сад и фабричный пруд. Тригорский парк является произведением русского садово-паркового искусства ландшафтного романтического стиля. Создан в конце XVIII в. A.M. Вындомским, когда из Англии пришла мода на парки свободной планировки, в которых используется созданный природой рельеф.Парк разбит на вершинах двух высокого холмов, которые с северо-востока огибает р. Сороть. В 1760-х гг. главный усадебный дом был построен на среднем холме и занял господствующее положение над местностью. Вблизи главного дома по традиции располагалась регулярная часть парка, где и сегодня находится наибольшее число деревьев в возрасте 200-250 лет. В основном высаживались дубы, липы, каштаны, ель, ясень, ива. При создании паркового ансамбля был умело использован рельеф холмов, обогативший объемно-пространственную композицию парка, которая полностью подчинена рельефу местности и акцентирована различными затеями, увязанными с природными особенностями площадки. Аллеи парка представляют собой прихотливо извивающиеся дорожки - «серпантины», предполагающие длительные прогулки. В парке сочетаются ландшафтные и регулярные элементы с преобладанием регулярных в общем планировочном решении, а ландшафтных - в отдельных композиционных узлах и насаждениях. Из-за отсутствия в настоящее время первоначального центра усадьбы некоторые исторические планировочные элементы потеряли свое обоснованное начало и завершение. Второстепенная постройка, ставшая господским домом, превратилась в архитектурную доминанту, а акценты в общей композиции сместились на отдельные парковые «затеи». Парк занимает площадь 19,9 га. «Аллея Татьяны». Аллея проходит вдоль западной границы парка. Образована посадками лип (до 200 лет) и частично - дуба. Название «аллея Татьяны» образовано в середине XX в. по аналогии со «скамьей Онегина», т.е. в продолжение семейной традиции хозяев усадьбы. В нем закреплена связь литературного образа и реальных впечатлений поэта в Тригорском. «Береза-седло». Дерево, которой росло на северной границе парка, у пересечения «аллеи Татьяны» с северной аллеей-просекой. На небольшой высоте от земли ствол березы раздваивался, образуя седло. Старое дерево погибло в 1930-е гг. В настоящее время место памятной березы отмечено молодым деревом. «Горка». Зеленая беседка вблизи бани. Беседку образуют посадки лип на невысоком валу, имеющем форму подковы. «Горка» - одно из характерных украшений регулярного парка. Место, откуда открывается поэтический вид на окрестности Тригорского. «Дуб-беседка». Дуб в юго-западной части сада, у въездной дороги в Тригорское, с беседкой вокруг его ствола, выполненной в традициях паркового строительства конца XVIII в. В романтических парках аналогично подобным беседкам устраивались также скамьи. Таким образом подчеркивались ценность и благородство старых деревьев. Возраст дуба примерно 200 лет. «Дуб уединенный». Самое старое дерево Тригорского. Находится у западной границы парка. Одинокое старое дерево является одним из символов ландшафтного парка, который содержит идеи романтизма XVIII в. Парк располагал к одиноким прогулкам, созерцанию природы и наслаждению красотой одиноких деревьев.Предполагается, что дуб высажен около 300 лет тому назад на древнем могильном кургане близ городища Воронич. Четыре угла возвышенности, на которой высажен дуб, в старину были отмечены елями, убранными при П. А. Осиповой. В годы Великой Отечественной войны под корнями дуба захватчиками был устроен блиндаж. Много лет дуб находится на лечении. «Ель-шатер». Могучая старая ель, которая росла на аллее-просеке, на северной границе парка. Была высажена в 1812 г., т.е. на пушкинское время это было молодое дерево. К началу XX в. высота ели достигла 30 м, ветви дерева расходились от ствола на 10-15 м. Диаметр ствола ПО см. Крона представляла собой «шатер», непроницаемый для солнца и дождя. «Ель-шатер» существовала до 1965 г. «Зеленый зал». Входил в регулярную часть парка, прилегающую к первоначальному барскому дому со времен его постройки. «Стены» зала образованы стволами старинных лип, а зеленые кроны создают «потолок». В центре площадка (20м х 10м) с дубом, ствол которого по традиции был выделен скамьей. Устройство «залов», «кабинетов», парковых «комнат» вносило в парки разнообразие и еще в XVIII в. содержало идею познания и изучения природы, располагало к размышлению. К «зеленому залу» с северной стороны прилегает овраг, который был преобразован в каскад прудов (в парках ценились движение и игра водяных потоков). К южной «стене» примыкала оранжерея, где произрастали различные диковинные растения. Объединяла все элементы этого уголка идущая вдоль южной стороны «зеленого зала» «аллея уединения». «Скамья Онегина». Скамья, расположенная в живописном уголке в северо-восточной части парка, на крутом берегу реки, рядом с местом, где находился первый дом Вындомского. Семейные предания Осиповых и Вульфов связывают «скамью (или «диван») Онегина» со сценой свидания и объяснения Татьяны Лариной и Евгения Онегина. Группа деревьев (лип) и дуб с изогнутым стволом высажены в конце XVIII в. A.M. Вынд омским. «Часы солнечные». Парковая затея XVIII в., «солнечные часы» расположена в северо-западной части парка и занимают значительную территорию между «аллеей Татьяны», поляной на берегу верхнего каскадного пруда и северной аллеей-просекой. Это круглая в плане поляна диаметром 35м, по периметру которой как по циферблату посажены дубки, обозначающие собой определенное время суток. Центральный элемент «часов» не сохранился. В 1998 г. «Часы» заново введены в действие. В дополнение к старым, сохранившимся дубам, высажены молодые деревья. В центре зеленой площадки, обсаженной по кругу деревьями, установлена деревянная, архитектурно оформленная, стрела длиной 9м, наклоненная в сторону севера под углом 57 градусов 40 минут. Стрела закреплена в грунт конструкцией с применениемметалла и бетона. Наконечник стрелы выполнен из металла, дуга подкоса с имитацией лучей - из дерева. Направление гномона ориентировано строго по осевой линии аллеи на «дуб уединенный» и зафиксировано на «циферблате» «12-часовым» дубом. Это направление и есть «полуденная линия» , т.е. 12 часов. Помимо своего основного назначения, «часы» символизировали одну из девяти сестер-муз, известных еще со времен Древней Греции - Уранию. Эта была муза астрономии, которая наряду с другими в Тригорском весьма почитали.
Общие сведения:Усадьба Осиповых-Вульф представляет собой интересный пример усадебного строительства и хорошо сохранившийся образец садово-паркового искусства конца XVIII - начала XIX в.в.. Будучи тесно связана с одним из наиболее плодотворных периодов в жизни А.С.Пушкина, представляет мемориальную ценность и является составной частью музея-заповедника «Михайловское».
Предметы особой охраны: 1. Территория усадьбы в составе границ Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея- заповедника A.C. Пушкина «Тригорское», разработанного институтом «Спецпроектреставрация» (г. Москва) в 1993 г. 2. Природный и исторический ландшафт территории усадьбы. 3. Планировка и объемная композиция садово-парковой, жилой и хозяйственной зон усадьбы. 4. Архитектурная композиция, габариты и декор построек: главного дома, баньки, флигеля и амбара (на период реконструкции). 5. Все подлинные конструкции зданий независимо от их технического состояния. 6. Исторический материал фундаментов, стен и крыш зданий (на период реконструкции). 7. Фундаменты зданий, выявленных в процессе археологического исследования 1996 г. Их тип, глубина заложения, материал, связующие, техника кладки.
Материалы: : фундаменты валун, кирпич на известково-песчаном и известково-цементном растворах; стены деревянные, рубленые. Перекрытия деревянные по балкам. Основные габариты 45,4 х 15,7 м., высота 10,8 м. Банька. (№2) Воссоздана в 1998 г. на исторических фундаментах. Музей «Банька» расположен в северной части парка возле берега реки. Здание поставлено на склоне холма, по этому из-за резкого перепада рельефа на всех фасадах разная высота цоколя (от 20см до 1.5м). Само здание представляет собой одноэтажную рубленную постройку, без обшивки, трехчастную в плане. Юго-восточный и северо-западный фасады имеют одинаковое симметричное построение - в центре входная дверь с крыльцом и по одному окну по бокам. На торцовых фасадах - два окна в сторону парка, без окон - сторону реки. Крыша вальмовая, покрыта соломой, на нее выходит две дымовые трубы. Внутренняя планировка - в центре сени, по бокам - горенка и баня. Внутри бани в парной установлена печь-каменка. Материалы: фундаменты валун на известково-песчаном растворе; стены деревянные, рубленые. Перекрытия деревянные по балкам. Основные габариты: 13,5 х 6,7 м, высота 9,5 м. Флигель. (№3) Воссоздан в 1998 г. на исторических фундаментах. Флигель расположен в южной части усадьбы, в хозяйственной зоне музея, вдоль дороги, проходящей вдоль фруктового сада и далее в парк. Флигель - новая постройка, типологически приближенная к архитектурно-строительным традициям региона. Представляет собой прямоугольную в плане, рубленую бревенчатую постройку. Крыша вальмовая по деревянным стропилам, кровля тесовая. Вход, обращенный в сторону дороги, оформлен небольшим крыльцом на столбах с завершающим фронтоном. Все окна однотипные, с восьмичастной расстекловкой, обрамленные простыми наличниками. Фасады сруба не обшиты. Здание установлено на сохранившиеся фундаменты бывшего каменного сарая в усадьбе. Постройка была сложена из околотых валунов с добавлением кирпича, обрамлявшего оконные и дверные проемы. Окончательно разобрана в начале 1960-х гг. на фундамент возобновляемого усадебного дома. Имела размеры 64 х 10,7 м., 8 помещений, разделенных каменными перегородками. Судя по технике кладки, возведена в конце XIX в. Материалы: фундаменты валун на известково-песчаном растворе; стены деревянные, рубленые, не обшиты. Основные габариты: 19,8 х Юм, высота 9,0 м. Амбар. (№4) Воссоздан в 1998 г. на исторических фундаментах. Амбар расположен возле южной границы усадьбы, в хозяйственной зоне музея, рядом с фруктовым садом. Амбар - новая постройка, типологически приближенная к архитектурно-строительным традициям региона. Представляет собой прямоугольную в плане, рубленую бревенчатую постройку с навесом на северо-западном фасаде. Под навесом устроен деревянный настил, в стене дверь и ворота. На стальных фасадах окон нет, кроме одного небольшого на юго-восточном фасаде. Крыша вальмовая по деревянным стропилам, покрыта тесом. Фасады сруба не обшиты. Здание установлено на сохранившиеся фундаменты бывшего здания молочни, с размерами 41,35 х 7,52 м, которое состояло из четырех помещений разной конфигурации. По технике валунной кладки стен датируется концом XIX в. Материалы: фундаменты валун на известково-песчаном растворе; стены деревянные, рубленые, не обшиты. Основные габариты: 19,8 х 10м, высота 7,6 м. Фундамент усадебного дома Вындомских. (№5) Расположен на вершине среднего холма. Перед ним со стороны реки еще сохраняется вымостка мелким булыжником. Судя по рельефу, постройка делилась на четыре помещения с печами и, возможно, с продольным коридором. Толщина сложенных из валунов на известковом растворе стен 0,9 м. Внутри одного из помещений в основании сохранившейся стены была расчищена залитая известковым раствором валунная платформа со следами сгоревшего деревянного пола над ней. Снаружи здания следов пожара нет. Размеры в плане -14,1 х 14,35 м Парк усадьбы. Парк занимает всю северную часть усадьбы. Южной границей парка являются фруктовый сад и фабричный пруд. Тригорский парк является произведением русского садово-паркового искусства ландшафтного романтического стиля. Создан в конце XVIII в. A.M. Вындомским, когда из Англии пришла мода на парки свободной планировки, в которых используется созданный природой рельеф.Парк разбит на вершинах двух высокого холмов, которые с северо-востока огибает р. Сороть. В 1760-х гг. главный усадебный дом был построен на среднем холме и занял господствующее положение над местностью. Вблизи главного дома по традиции располагалась регулярная часть парка, где и сегодня находится наибольшее число деревьев в возрасте 200-250 лет. В основном высаживались дубы, липы, каштаны, ель, ясень, ива. При создании паркового ансамбля был умело использован рельеф холмов, обогативший объемно-пространственную композицию парка, которая полностью подчинена рельефу местности и акцентирована различными затеями, увязанными с природными особенностями площадки. Аллеи парка представляют собой прихотливо извивающиеся дорожки - «серпантины», предполагающие длительные прогулки. В парке сочетаются ландшафтные и регулярные элементы с преобладанием регулярных в общем планировочном решении, а ландшафтных - в отдельных композиционных узлах и насаждениях. Из-за отсутствия в настоящее время первоначального центра усадьбы некоторые исторические планировочные элементы потеряли свое обоснованное начало и завершение. Второстепенная постройка, ставшая господским домом, превратилась в архитектурную доминанту, а акценты в общей композиции сместились на отдельные парковые «затеи». Парк занимает площадь 19,9 га. «Аллея Татьяны». Аллея проходит вдоль западной границы парка. Образована посадками лип (до 200 лет) и частично - дуба. Название «аллея Татьяны» образовано в середине XX в. по аналогии со «скамьей Онегина», т.е. в продолжение семейной традиции хозяев усадьбы. В нем закреплена связь литературного образа и реальных впечатлений поэта в Тригорском. «Береза-седло». Дерево, которой росло на северной границе парка, у пересечения «аллеи Татьяны» с северной аллеей-просекой. На небольшой высоте от земли ствол березы раздваивался, образуя седло. Старое дерево погибло в 1930-е гг. В настоящее время место памятной березы отмечено молодым деревом. «Горка». Зеленая беседка вблизи бани. Беседку образуют посадки лип на невысоком валу, имеющем форму подковы. «Горка» - одно из характерных украшений регулярного парка. Место, откуда открывается поэтический вид на окрестности Тригорского. «Дуб-беседка». Дуб в юго-западной части сада, у въездной дороги в Тригорское, с беседкой вокруг его ствола, выполненной в традициях паркового строительства конца XVIII в. В романтических парках аналогично подобным беседкам устраивались также скамьи. Таким образом подчеркивались ценность и благородство старых деревьев. Возраст дуба примерно 200 лет. «Дуб уединенный». Самое старое дерево Тригорского. Находится у западной границы парка. Одинокое старое дерево является одним из символов ландшафтного парка, который содержит идеи романтизма XVIII в. Парк располагал к одиноким прогулкам, созерцанию природы и наслаждению красотой одиноких деревьев.Предполагается, что дуб высажен около 300 лет тому назад на древнем могильном кургане близ городища Воронич. Четыре угла возвышенности, на которой высажен дуб, в старину были отмечены елями, убранными при П. А. Осиповой. В годы Великой Отечественной войны под корнями дуба захватчиками был устроен блиндаж. Много лет дуб находится на лечении. «Ель-шатер». Могучая старая ель, которая росла на аллее-просеке, на северной границе парка. Была высажена в 1812 г., т.е. на пушкинское время это было молодое дерево. К началу XX в. высота ели достигла 30 м, ветви дерева расходились от ствола на 10-15 м. Диаметр ствола ПО см. Крона представляла собой «шатер», непроницаемый для солнца и дождя. «Ель-шатер» существовала до 1965 г. «Зеленый зал». Входил в регулярную часть парка, прилегающую к первоначальному барскому дому со времен его постройки. «Стены» зала образованы стволами старинных лип, а зеленые кроны создают «потолок». В центре площадка (20м х 10м) с дубом, ствол которого по традиции был выделен скамьей. Устройство «залов», «кабинетов», парковых «комнат» вносило в парки разнообразие и еще в XVIII в. содержало идею познания и изучения природы, располагало к размышлению. К «зеленому залу» с северной стороны прилегает овраг, который был преобразован в каскад прудов (в парках ценились движение и игра водяных потоков). К южной «стене» примыкала оранжерея, где произрастали различные диковинные растения. Объединяла все элементы этого уголка идущая вдоль южной стороны «зеленого зала» «аллея уединения». «Скамья Онегина». Скамья, расположенная в живописном уголке в северо-восточной части парка, на крутом берегу реки, рядом с местом, где находился первый дом Вындомского. Семейные предания Осиповых и Вульфов связывают «скамью (или «диван») Онегина» со сценой свидания и объяснения Татьяны Лариной и Евгения Онегина. Группа деревьев (лип) и дуб с изогнутым стволом высажены в конце XVIII в. A.M. Вынд омским. «Часы солнечные». Парковая затея XVIII в., «солнечные часы» расположена в северо-западной части парка и занимают значительную территорию между «аллеей Татьяны», поляной на берегу верхнего каскадного пруда и северной аллеей-просекой. Это круглая в плане поляна диаметром 35м, по периметру которой как по циферблату посажены дубки, обозначающие собой определенное время суток. Центральный элемент «часов» не сохранился. В 1998 г. «Часы» заново введены в действие. В дополнение к старым, сохранившимся дубам, высажены молодые деревья. В центре зеленой площадки, обсаженной по кругу деревьями, установлена деревянная, архитектурно оформленная, стрела длиной 9м, наклоненная в сторону севера под углом 57 градусов 40 минут. Стрела закреплена в грунт конструкцией с применениемметалла и бетона. Наконечник стрелы выполнен из металла, дуга подкоса с имитацией лучей - из дерева. Направление гномона ориентировано строго по осевой линии аллеи на «дуб уединенный» и зафиксировано на «циферблате» «12-часовым» дубом. Это направление и есть «полуденная линия» , т.е. 12 часов. Помимо своего основного назначения, «часы» символизировали одну из девяти сестер-муз, известных еще со времен Древней Греции - Уранию. Эта была муза астрономии, которая наряду с другими в Тригорском весьма почитали.
Состояние объекта: хорошее
Персоны: Вревская Софья Борисовнавладела с 1895 г.
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: продолжались до весны 1941 г. Для Тригорского были подготовлены проектные задания для восстановления хозяйственных построек, вопрос о восстановлении усадебного дома пока не поднимался. В годы фашистской оккупации (1941-1944 гг.) заповеднику был нанесен огромный ущерб. Сразу после освобождения в июле 1944 г., в Пушкинские Горы прибыла организованная правительством СССР Чрезвычайная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников (Н.С. Тихонов, Л.М. Леонов, К.А. Федин, Д.Д. Благой, П.И. Лебедев-Полянский и Н.К. Гудзий). В акте, опубликованном ею 30 августа 1944 г., отмечалось, что захватчики намеренно разрушали Пушкинский заповедник. В парке Тригорского ими было вырублено множество деревьев, вырыты траншеи и устроены бункеры, установлено множество мин.После освобождения территории Пушкиногорского района Президиум Академии Наук принял решение о срочном восстановлении Пушкинского заповедника и выделении на это 10 миллионов рублей. Специальная комиссия под председательством академика A.B. Щусева определила основные направления и объемы предстоящих работ. Работы были поручены институту «Ленакадемстрой» Академии Наук СССР, руководил ими архитектор Л.И. Рожнов. За четыре года (1946-1949 гг.) удалось осуществить большой объем восстановительных мероприятий. В парке Тригорского были ликвидированы все следы войны, расчищены аллеи и пруды, проведены многочисленные подсадки погибших деревьев, взяты под наблюдение старые деревья, пострадавший «дуб уединенный» подвергнут специальному лечению.В последующие десятилетия Пушкинский заповедник, находившийся с 1954 г. в ведении Министерства культуры СССР, продолжал эти работы. Огромное значение для усадьбы сыграло восстановление на старых фундаментах дома Осиповых-Вульф - здания бывшей полотняной фабрики. Проект разработан в 1958 г. архитекторами псковской реставрационной мастерской В.П.Смирновым и В.А.Лебедевой, а восстановительные работы завершены в 1962 г. В 1965 г. вокруг заповедника была установлена охранная зона и зона регулирования застройки, призванные сохранять исторический ландшафт пушкинских мест.Восстановительные же работы продолжались и в 1978 г. на берегу р. Сороть восстановлена банька.В 1996 г. на территории усадьбы произведены археологические раскопки утраченных построек XVIII - начала XX в. Главной целью исследования бьша историческая топография усадьбы. Основная задача раскопок заключалась в определении конфигурации построек, их датировок и функционального назначения. Всего на территории усадьбы было исследовано 17 построек. В 1998-1999 гг. проведены повторные реставрационные работы. В результате их заново реставрирован усадебный дом (перепланировка, замена внешней обшивки, новое гонтовое покрытие крыши), банька, на открытых старых фундаментах усадебных построек восстановлены служебные флигели.
Библиография: Бирюков Ю.Б. Итоги археологического исследования построек усадьбы Тригорское. / / Михайловская Пушкиниана. Вып.5. Тригорский сборник. 1998 год, С. 19. Бозырев В.А. Пушкинский заповедник. Путеводитель. Л., 1974 г., С. 150. Гейченко С.С. Музей-заповедник A.C. Пушкина. // Памятники Отечества. М., 1972, С.202-203 Гордин A.M. Пушкин в Михайловском. Л., 1989, С.427,431 Кашкин H.H. Род Вындомских. СПб., 1909, С.61 - 64,82,85