Общежитие завода Пролетарий ()

Общежитие завода "Пролетарий" (?)
Дата постройки: 1936 г.
Адрес: Псков г./Горького ул, 13
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: выявленный объект культурного наследия
Современное использование: Общежитие Офисы


Историческая справка:Крупное здание общежития на берегу р. Великой, близ бывшего Иоанновского мо-настыря построено в 1936 г. (6), вероятно, для рабочих завода "Пролетарий". В 1930 г. в Псков приехало свыше 200 "двадцатипятитысячников" из Ленинграда из числа рабочих заводов "Красный треугольник", "Электросила", "Электроток" для подъема народного хозяйства. Курс на индустриализацию, взятый всей страной, требовал создания местной промышленности (1). Городок, общежитие и клуб кожевенного завода "Пролетарий" располагался на территории и в постройках, закрытого к тому времени, женского монастыря Иоанна Пред-течи, как это показано на плане г. Пскова 1926 г. под №№110, 68, 45 (2). Сам завод "Про-летарий", на котором выделывали высококачественные кожи, работал в национализиро-ванных постройках кожевенного завода, находившихся северо-западнее Иоанновского монастыря. Этот кожевенный завод на берегу р.Великой за Ивановским монастырем в деревне Колягино Логозовской волости в 1890-х гг. принадлежал купцу С.И. Кириллову, который в это время занял крупную сумму денег - 25 тысяч рублей у Августа Федоровича Гессе, страхового агента, нарвского "биргера" (гражданина), поселившегося в Пскове в начале 1890-х гг. Кириллов деньги вернуть не смог, и заложенный завод стал собственностью Августа Гессе, перешедшего поэтому в сословие купцов (4). Очевидно А.Ф. Гессе, значительно расширивший кожевенное производство, вло-жил большие средства в кожевенный завод и дорогостоящий жилой дом на Сергиевской улице (ныне дом №12 по Октябрьскому просп.), переоценив свои финансовые возможно-сти, и влез в неоплатные долги. В определении Псковского окружного суда от 30 ноября 1904 г. он был признан несостоятельным должником. Его кожевенный завод приобрело Русско-Балтийское акционерное общество (3). После 1918 г. завод был национализирован и получил название "Пролетарий". Ве-роятно, часть ленинградских рабочих была направлена на работу на этот завод и для них в 1936 г. было построено большое общежитие. В годы войны 1941-1945 гг. завод был эвакуирован в г.Казань и там перешел на ме-ховое производство. В постройках завода "Пролетарий" в годы войны располагался кон-центрационный лагерь (5). В конце войны завод был разрушен "до основания". После войны на его месте построен Псковский завод радиодеталей на территории которого на берегу р. Великой еще сохраняются остатки кирпичного корпуса бывшего кожевенного завода. Здание общежития сохранилось, было отремонтировано для рабочих завода ра-диодеталей и используется по своему назначению до сего дня. Часть помещений первого этажа, которые первоначально предназначались для размещения общественных функций общежития, в 1967 г. использовались как конторские, а с 2000 г. часть их находится в аренде у МУМР-15, а часть закреплена за ГОСНИОРХ и используется институтом Озер-ного и рыбного хозяйства. Во 2 и 3 этажах - общежитие коридорного типа с отдельными жилыми комнатами, общими кухнями и другими удобствами (6).
Архитектурные особенности:Здание общежития находится на Завеличье недалеко от Собора Иоанна Предтечи и двух сохранившихся монастырских жилых построек (ныне дома 5 и 5а по ул. Горького). Здание расположено в глубине квартала во втором ряду жилых домов. Главным фасадом общежитие обращено к ул. Горького. До строительства крупнопанельного дома №2 об-щежитие северным торцом выходило к Изборскому переулку, проходившему вдоль юж-ной монастырской стены. Ныне стена и часть переулка не существуют. Здание общежития каменное трехэтажное, в плане "П"-образное с пристроенной лестничной клеткой и маленьким подвалом при лестнице. Крыша вальмовая, над лестни-цей - двухскатная. Фасады решены просто и лаконично: функциональное назначение помещений обо-значено на фасадах габаритами и формой оконных проемов и их расстекловкой. Главный фасад, в общих чертах, решен по принципу осевой симметрии, которая подчеркнута боковыми ризалитами, а также балконами в уровне 2-го и 3-го этажей. Позд-няя пристройка 1-го этажа поддерживает принцип симметрии. Симметрия нарушена в ре-шении ризалитов, где левый южный ризалит с парадными входами и лестницей имеет ас-имметричное построение, отличное от правого северного ризалита. В южном ризалите слева расположены узкие окна служебных помещений и вертикальное ленточное остекле-ние лестницы; справа на северном ризалите - широкие оконные проемы жилых комнат или бывших рекреаций. В уровне 1-го этажа первоначально было два парадных входа, один из которых ныне заложен. Задний западный фасад решен асимметрично: слева - глухая стена примыкающей к фасаду лестничной клетки; остальное поле стены имеет равномерный ряд больших окон-ных проемов. Объем лестницы освещается с северного торца вертикальной лентой остек-ления, а с южного - большими окнами, расположенными в уровне окон 2 и 3 этажей. Южный торцовый фасад решен асимметрично: в центре - на всех этажах большие окна, освещающие коридоры, справа от них - узкие окна подсобных помещений (частич-но заложены). Северный фасад ныне частично прикрыт вставкой; первоначально он имел на всех этажах по центру и слева большие окна, справа - по три узких окна подсобных помещений и вертикальное остекление лестницы. Все фасады завершены деревянным подшивным карнизом большого выноса. Первоначальная планировка этажей, включающая в себя комнаты для жилья, рек-реации и залы общественных занятий в помещениях 1-го этажа не сохранилась. В планировочной системе в габаритах несущих и капитальных стен, одинаковой на трех этажах, выделены объемы, соответствующие ризалитам главного фасада, и централь-ная часть. В 1-м этаже южная часть до середины центрального объема решена в коридор-ной системе, а северная занята группой крупных помещений. Продольная несущая стена и несущая стена главного фасада по центру здания и в объемах ризалитов на всех этажах заменена широкими опорными столбами. В южном ризалите стенами выделен объем ле-стничной клетки. Планировочная композиция 2-го и 3-го этажей в габаритах несущих стен та же, что и в 1-м этаже, но коридорная система распространена на всю длину корпуса. В торцах устроены подсобные помещения: общие кухни и умывальные с туалетами, осве-щенные узкими окнами. По сторонам коридора - жилые комнаты, освещенные с востока и запада большими окнами. К северной лестнице примыкает небольшое подвальное поме-щение, разделенное поздней стеной на две части. В лестничных клетках сохранились марши из тесаных известняковых ступеней, уложенных на железобетонные косоуры. Ограждение лестниц и площадок - деревянные перила, послевоенные. Высота помещений 1-го этажа - 3,2 м; 2-го и 3-го - 3,06 м. Фундаменты бутовые ленточные; стены кирпичные; перегородки деревянные (поз-же и кирпичные); перекрытия деревянные отепленные; крыша по деревянным стропилам - обрешетка; кровля - железо; полы дощатые; окна двойные створные; двери филенчатые; отделка - штукатурка, побелка, окраска. Общие габариты в плане: 46,39 м х 17,97 м.
Общие сведения:Единственное сохранившееся в Пскове здание рабочего общежития периода подъ-ема народного хозяйства СССР в 1930-е гг. Один из немногих примеров конструктивизма 1930-х гг, хорошо сохранивший особенности стиля до настоящего времени.
Предметы особой охраны: Конструктивная основа здания: основания, фундаменты, стены. 2. Материал оснований, фундаментов, стен. 3. Планировочная композиция в габаритах несущих и капитальных стен; коридор-ная и частично коридорная система планировки этажей. 4. Функциональная система, заложенная в планировке этажей. 5. Архитектурная композиция всех фасадов. 6. Габариты оконных проемов. 7. Расстекловка оконных проемов. 8. Материал дверных и оконных заполнений - дерево.

Состояние объекта: среднее

Доступность: доступен для осмотра



Общежитие завода Пролетарий ()

Мстиславская башня

Мстиславская башня
Дата постройки: XV в.
Адрес: Псков г./Набережная реки Великой ул
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения

Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:В 1374/1375 гг. псковичами было построено четвертое кольцо псковских укреплений - каменная стена Среднего города. Строительство началось с напольной части стены от Псковы до Великой на месте старой деревянной стены, построенной незадолго до этого. Стена проходила от реки Великой от Мстиславской башни по дуге к церкви Василия на Горке (южнее последней), далее по направлению улиц Пушкинской и Красной партизан выходила к реке Пскове, Вскоре за постройкой приступкой стены были возведены стены вдоль рек Великой и Псковы. В составе новой стены было девять костров (башен), "Костер на приступной стене на угле с Великой реки" или "Бурковых ворот костер" (Мстиславская башня) был построен в 1398/1399 гг. Руководителями его строительства были представители государственной власти - князья Иван Андреевич и Григорий Остафьевич, посадник Захария и мужи псковичи. Такая формулировка в летописи обычно означала, что решение о строительстве и финансировании работ было принято на вече. Сведения о состоянии башни в Х1У-ХУ1 вв. в письменных источниках отсутствуют. Лишь городовые описи при смене воевод и сметные списки Пскова XVII в, дают материал о ней, В описи 1644 г, она названа "башня наугольная круглая на углу Середнего города к Великой реки", в башне 24 бойницы нижнего, среднего и верхнего ярусов, т.е. башня имела не менее трех ярусов бойниц. На рукописном плане Пскова 1694 года башня показана круглой с небольшой деревянной шатровой кровлей, без чердачка, с прапором. Судя по сметной росписи башня "с лица от земли осыпалась и обветшала". Предписывалось во время предполагаемого ремонта "кругом той башни подделать бык вверх по стене 2 сажени толщиною от земли 1 сажень и бойницы все вычинить и с лица и изнутри со всех сторон тое башню отмазать и отбелить". В годовой смете Пскова 1699 г. башня впервые названа Мстиславской: "Башня круглая Мстиславская Околняго города, что от Великий реки, а в ней верхних, и середних, и подошвенных 24 бои, мерою две сажени с полуаршином; и та башня с лица и изнутри во многих местах осыпалась". Сопоставляя эти два документа можно отметить, что предполагаемый в 1694 г. ремонт стен и башен псковских укреплений не был осуществлен. Документы (планы и профили стен и башен) к плану 1740 г, зафиксировали формы и габариты Мстиславской башни на середину XVIII века. На чертежах это круглая в плане пятиярусная башня около 15 м по наружному диаметру при толщине стен около 2,5 м. Она имеет уплощенную конусообразную кровлю, увенчанную прапором. До 1886 г. на башне стояла пожарная каланча, а в 1908 г. на ней был установлен кронштейн для телефонной линии, переброшенной на Завеличье. С 1904 г. территория внутри крепостных стен возле Мстиславской башни и сама башня принадлежала псковской электростанции. В настоящее время Мстиславская башня законсервирована.
Архитектурные особенности:Башня находится на Набережной реки Великой севернее здания ТЭЦ. Она завершает линию обороны западной стены Среднего города, идущей вдоль правого берега реки Великой и соединяет ее со стеной Среднего города, проходившей по дуге южнее церкви Василия на Горке, по ул.Пушкина, ул.Красных партизан до реки Псковы. Башня поставлена на скалу правого берега реки Великой. В плане круглая, слегка сужающаяся кверху, имеет пять ярусов бойниц на запад в сторону реки Великой и три яруса над землей на юго-восток, северо-восточная часть стен глухая: крыша консерва-ционная шатровая с малым уклоном. Нижняя часть стен башни, выходящая на Набережную, имеет утолщение кладки - поздний приклад, укрепляющий основание стен, вычиненный в 1961-1962 гг. Монолитный объем каменной кладки прорезан щелевидными бойницами. В уровне подошвенного боя бойница западной части стены завершена полуцилиндрической аркой; остальные бойницы четырех вышележащих ярусов завершены плоскими перемычками. В интерьере башни нижняя часть объема засыпана землей до верха входных ворот. Ворота находятся на скальном основании башни, перекрыты коробовыми сводом, высота в шелыге - 2,65 м. На этом уровне в башне находятся еще три каморы боя с амбразурами на юго-запад, юг и юго-восток. Каморы боя имеют коробовые своды с расширением объема внутрь башни. Низ амбразуры соответствует полу каморы боя. Цилиндрический объем внутреннего ствола башни имеет на стенах гнезда балок перекрытий еще четырех боевых ярусов, каждому из которых соответствуют устроенные в толще стен башни каморы боя с лучковыми и коробовыми сводами и расширенными в интерьер откосами. Во втором ярусе устроены 4 каморы, в третьем - 3, в четвертом и пятом по 4 каморы с амбразурами щелевидной, слегка расширяющейся книзу формы. Стены башни выложены из плиты на известняковом растворе: балки перекрытий деревянные диаметром 0.3 м (утрачены): настил из досок (утрачен), крыша шатровая по деревянным стропилам (утрачена). Ныне в верхней части башни установлены консервационные деревянные связи и временная крыша. Высота ствола башни - 13.6 м. Габариты в плане: диаметр ствола - 4.7 м, наружный диаметр на уровне 3 яруса - 10.2 м.
Общие сведения:Единственная сохранившаяся башня Среднего города. Многие века служила основным узлом обороны юго-западной части системы городских укреплений Пскова. Несет в себе подлинные черты архитектуры городского оборонительного сооружения XIV века.

Народный дом имАСПушкина

Народный дом им.А.С.Пушкина
Дата постройки: 1903-1905 гг.
Адрес: Псков г./Пушкина ул, 13
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Драматический театр
Документ о принятии под охрану: Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176
Архитектурный стиль: модерн
Историческая справка:В Пскове, в Кутузовском саду на перекрестке улиц Садовой (Пушкина) и Архангельской (Ленина) в 70-х годах XIX в. находилось деревянное здание "воксал". Оно было построено 27 марта 1876 г. Под названием "театр" оно появляется в раскладочных ведомостях оценки недвижимого имущества в 1877 г., оценивалось в 1878 г. в 700 рублей. В 1880 г. это здание сгорело. После пожара деревянное здание в резьбой было возобновлено, впоследствие неоднократно подновлялось. Псковское музыкально-драматическое общество в 80-х годах XIX в. не один раз обращалось к Псковской городской думе по вопросу предоставления здания или места для театра. 3 февраля 1888 г. дума приняла решение о выделении Псковскому музыкально-драматическому обществу места в Кутузовском саду для постройки театра, но не хватало средств для постройки нового здания. 26 мая 1898 г. Городская дума приняла решение о постройке в Пскове "Дома А.С.Пушкина". До постройки здания театра в Кутузовском саду сохранялось и подновлялось деревянное здание "воксала", используемого для концертов и спектаклей. В начале XX в. Псковское городское общественное управление страхует в Псковском городском обществе взаимного страхования от огня одноэтажный деревянный дом с мезонином на каменном фундамнете, крытое железом строение с отхожими местами и рестораном, каменный ледник, деревянный павильон для музыкантов, деревянный сарай, забор и ворота, резной павильон, два деревянных сарая. 22 ноября 1901 г. было принято заключение Общего присутствия Псковской городской Управы и особой комиссии по вопросу о Народном доме, о выделении из Пушкинского фонда всей причитающейся городу доле, около 33 тыс. руб. на строительство здания на 600 кв. саженях городской земли в Кутузовском саду. Дом должен был иметь зал на 1200 зрителей, из них партер на 500 человек, чайную, библиотеку с отдельным входом. В 1902 г. был заключен договор с городским архитектором Э.А.Гермейером, все расходы на строительство и эксплуатацию взяла на себя городская дума. 7 февраля 1902 г. был рассмотрен эскиз дома, 1 ноября 1902 г. рассмотены планы и смета. 23 мая 1903 г. на углу Кутузовского сада состоялась торжественная закладка народного дома, на которой присутствовали великий князь Владимир Александрович. Вся постройка велась хозяйственным способом и только незначительная часть отдавалась подрядчиакм. К январю 1904 г. здание было готово вчерне, оставались внутренние и внешние отделки. По смете стоимость "Народного дома А.С.Пушкина" составляла 73600 руб., не считая расходов на устройство отопления и вентиляции. На строительство дома была выделена сумма 61 тыс. руб./31 тыс.руб. из Пушкинского фонда и 30 тыс. руб. казенная субсидия/. Для окончания строительства денег не хватало, оставалось только 16 тыс. руб., на гос. субсидию рассчитывать не приходилось. Дума хотела заложить Кутузовский сад. В 1905 г. необходимые деньги дает псковский купец В.Я.Сафьяншиков /25 тыс.руб./. Вся достройка и оборудование были проведены к марту 1906 г. Театр устраивает отопление и вентиляцию, делая заказ фирме "Т. Годлевский и К ". Не было сделано механическое оборудование сцены, т.к. механик-машинист императорского Александровского театра Петров не выполнил чертеж. От постройки театра осталось 5 тыс.рублей, архитектору А.Гермейеру в виде награды выделено 400 руб. В Кутузовском саду сохраняется здание деревянного воксала, которое в 1905-1910 г. было застраховано в Псковском городском обществе взаимного страхования от огня за 8138 руб. В феврале-марте 1906 г. на заседаниях Думы обсуждался вопрос об эксплуатации здания Народного дома.
Архитектурные особенности:Имеет сложное карнизное венчание, а по крыше фигурный парапет со столбиками и изящными коваными решетками (частично утрачен). Узкие стройные окна украшены барельефными сандриками со сложной орнаментикой. Такие же декоративно-пластические приемы использованы для решения ризалитов, соотвествующих боковым входам на северном и южном фасадах двухэтажной части, решенных одинаково. Остальная плоскость этих фасадов решена скромно, применен лишь несложный рельеф лицевой кладки /частично забелена/. В одноэтажных боковых крыльях фойе доминируют большие проемы окон, объединенные по верху рельефной штукатурной тягой с барельефными композициями в простенках. Композиция плана также подчинена центрально-осевой симметрии /ныне незначительно искажена поздними пристройками/. Пространство первого этажа начинается с аванвестибюля с помещениями касс и администрации по сторонам. Вестибюль с небольшими гардеробами и лестницей в фойе 2-го этажа обеспечивает доступ в зрительный зал и два фойе. В центре расположен двухсветный зрительный зал с ложами в первом ярусе и балконом с ложами во втором. По сторонам сценической коробки в первом уровне карманы сцены, во втором - артистические /ныне перепланированы/. Под сценической коробкой - несколько подвальных технических помещений с входом по боковым лестницам. В интерьере пространство вестибюля затеснено мощными рустованными столбами, поддерживающими крестовые своды. В центре вестибюля одно пространство перекрыто вспарушенным сводом, другое имеет плоский потолок с падугами. Гардеробы расположены между столбами и отделены коваными ажурными решетками в стиле модерн. В вестибюле и фойе сохранились первоначальные оконные заполнения и дверные полотна с резным рельефом в стиле модерн. На полу аванвестибюля и вестибюля сохранилось покрытие из орнаментированной керамической плитки. Декоративно-пластическое оформление зрительного зала выполнено с большим количеством лепных деталей и тематических барельефов в стиле модерн. Балкон и ложи второго яруса поддерживаются каннелированными чугунными колонками. Плафон потолка украшен лепным орнаментом из профилированных штукатурных тяг. Лестницы боковых входов сохранили первоначальные кованые перила в стиле модерн и лепную отделку нижних поверхностей маршей Первоначальные габариты здания в плане - 52.3 х 67.6 м.
Общие сведения:Здание имеет большое значение как памятник, посвященный памяти А.С.Пушкина. Является самым значительным в Пскове хорошо сохранившимся общественным зданием начала XX в., имеющим большое градообразующее значение, редким для Пскова зданием эпохи модерна.

Материалы: кирпич
Состояние объекта: аварийное
Персоны: Сафьянщиков Василий Яковлевичпожертвовал 25 тысяч рублей на завершение строительства в 1905 г.
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: реставрационные работы не проводились
Библиография: ГАПО, Ф.20, оп.1, д. 2307, 2321. Ф.11, оп.1, д.19.. Ф.79, оп.2, д.347, 466, 703, 857. 1470. Ф.50, оп.1, д.990.

Народный дом имАСПушкина

Монумент Ледовое побоище

Монумент "Ледовое побоище"
Дата постройки: 24 июля 1993 г.
Адрес: Псков г., гора Соколиха
Типология: Памятники истории
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Используется
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка:Монумент в память о Ледовом побоище 1242г. выполнен по проекту скульптора И.И.Козловского и архитектора П.С.Бутенко. Позднее в работе приняли участие скульпторы А. И. Козловский и Р. С. Кириллова. Основанием для создания проекта явилось постановление ЦККПСС и Совета Министров СССР от 21.01.1967г, № 58 "О плане сооружения в 1967-1970гг. памятников, имеющих общегосударственное значение. По итогам Всесоюзного конкурса, проведенного МК СССР в 1968г.,Всесоюзным Художественно-экспертным советом по монументальной скульптуре был одобрен проект И.И.Козловского и П.С.Бутенко и рекомендована его дальнейшая разработка. В 1969г. проект был рассмотрен в псковских партийных и советских организациях, обсужден в печати и согласован исполкомом Псковского областного Совета. По поручению Совета Министров СССР Совету Министров РСФСР сооружение монумента в Псковской области было включено в план 12-й пятилетки. Архитектурная часть проекта с размещением монумента на горе Соколиха разработана в 1981г., рассмотрена и одобрена Художественно-экспертным советом; им же рекомендованы материалы для памятника-бронза и медь. Кроме того, размещение монумента на горе Соколиха было рекомендовано правительственной комиссией Совета Министров РСФСР, партийными и советскими организациями г. Пскова и одобрено секретариатом ЦК КПСС, При выборе места установки памятника учитывалось, что гора Соколиха находится на пути следования войск Александра Невского в 1242г. Монумент был завершен и открыт 24 июня 1993г., в дня празднования 1090-летия г. Пскова. Отливка и монтаж памятника выполнялись Всесоюзным художественно-про-изводственным объединением МК СССР им. Е.В. Вучетича. При проведении планировочных земляных работ на верхней террасе горы Соколиха были частично утрачены фрагменты эшелонированной линии обороны периода великой Отечетственной войны.
Архитектурные особенности:Монумент поставлен на верхней площадке горы Соколиха, среди всхолмленного ландшафта. Гора имеет в плане форму полуовала, крутые С-3 и по-логие Ю-В склоны с естественным озеленением. Подъезды к монументу устроены от шоссе Псков-Пискович и Псков-Гдов. У восточного подножья горы размещены автостоянка, пост охраны, а у северного -ТП закрытого типа и санблок. Подъездная дорога завершена площадкой с двумя радиальными пандусами. Смыкаясь, пандусы образуют пологую дорожку, проложенную по главной оси монуменат (З-В). От осевой дорожки отходит круговая обзорная дорога по склону горы. С запада круговая дорога связана с верхней площадкой ж / б лестницей Верхняя площадка размером 23х28 обрамлена ж/ б поребриком и вымощена тесаной известняковой плитой. ( тип мощения "Брекчия") В центре площадки поставлен прямоугольный в плане трехступенчатый постамент высотой 1,14 м, облицованный серым гранитом. На верхней ступени восточного фасада постамента укреплена бронзовая табличка с надписью : Русским воинам, великому князю Александру Невскому от благодарных потомков". Постамет завершен бронзовым стилобатом-основанием монумента (высотой 1м) . На северной плоскости стилобата выполнена надпись : " Козловский И.И." Под ней -более мелким шрифтом: "Козловский А.И. Кириллова Р.С. " Ниже на гранитном постаменте укреплена бронзовая табличка: " Архитектор Бутенко П.С. 1993 г." На стилобате установлена монументальная скульптурная группа, композиционной основой которой является князь Александр Невский на коне, окруженный воинами и народом. Александр Невский, возвышаясь над группой, представлен в трехчетвертном повороте: обращен на юг, в сторону Пскова. Князь в полном вооружении: шлеме, пластинчатой кольчуге, в наручях, плаще и сапогах. В правой руке княхя-горизонтально опущенный меч, в левой повод коня, на левом плече-щит с изображением геральдического льва. Княжеский конь с дугообразно выгнутой шеей, настороженными ушами, согнутой левой ногой и ой правой предоставлен объемно только передней частью. Круп и задние ноги включены в объем скульптурной группы. Персонажи группы представляют различные социальные слои древнерусского общества : слева от князя фигура приближенного боярина-аристократа с непокрытой головой, в длинном плаще, ниспадающим крупными складками. Южный фасад монумента составляют три статичные фигуры воинов княжеской дружины в полном вооружении: в шлемах, кольчугах, сапогах, с мечами и выдвинутыми щитами. За первым рядом следует второй, состоящий из двух воинов. С востока композицию продолжают фигуры городских ремесленников-старца с непокрытой головой, в длинном рабочем фартуке, положившем одну руку на плечо, а другую - на руку молодого горожанина, сжимающего рукоять меча. Северный фасад памятника состоит из фигуры вооруженного воина и коленопреклоненного крестьянина в рубахе и лаптях, со щитом и топориком в руке. Вертикаль композиции составляют копья воинов и высокие древки причудливо развевающихся прапоров с навершиями новгородских, псковских, владимирских и суздальских полков. Монументальным масштабом памятника продиктована пластическая разработка его деталей. Пропорции фигур приземисты и тяжеловесны. Крупные драпировки плащей, гладкие однотипные шлемы, мечи и щиты придают группе статичность. Деталировка лиц персонажей выполнена с использованием условно-обобщенных черт славянского этнического типа. Декоративные детали одежд -чешуйчатых кольчуг, рубах, сапог воинов и князя, конской сбруи, разработаны более подробно. Как в одеждах, так и на щитах воинов использованы мотивы архитектурной орнаментики древнепсковского зодчества: элементы бегунца и поребрика на подолах кольчуг и арочно-ступенчатые проемы как украшение центральной части щитов. Памятник выполнен из бронзы, методом сборки отдельных элементов, отлитых в заводских условиях и при монтаже сваренных и закрепленных к внутреннему металлическому каркасу. Прапоры из листовой меди на металлических каркасах. Основание скульптуры выполнено из монолитного железобетона с устройством подземной галереи для технического доступа и профилактическогообслуживания внутренней полости памятника. Люк в подземную галерею расположен в северной части площадки. Размеры памятника: высота общая - 30,70 м высота бронзовой части - 29,56 длина по оси З-В - 12,50 м длина по оси С-Ю - 7,50 м вес - 163 т площадь запланированной благоустроенной территориии - 17 га
Общие сведения:Монумент "Ледовое побоище" -один из ярких и значительных памятников монументального искусства Псковской области. Идейная сторона события преобладает над образно-художественным решением памятника, выполненном в жестких, слабо расчлененных, подавляющих масштабом формах. В объемно-пространственной композиции использованы формальные приемы традиционной древнерусской иконографии и школы классицизма.


Состояние объекта: удовлетворительное
Персоны: Бутенко Петр Семеновичразработал проект. Архитектурная часть проекта с размещением монумента на горе Соколиха выполнена в 1981 г. , одобрена художественно-экспертным советом.
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: реставрационные работы не проводились
Библиография: Газета " Комсомольская правда", 4 марта 1969 г., 11 апреля 1976 г.Газета " Правда", 15 марта 1969 г., 14 октября 1976г.Газета " Советская Россия", 20 марта 1969 г., 4 апреля 1969г.Газета " Труд", 15 января 1971 г.Газета "Псковская правда", 1 апреля 1967 г. , 4 апреля 1969 г., 27 ноября 1970 г., 15 февраля 1976 г., 26 февраля 1977г.Газета "Советская культура", 13 ноября 1965 г., 6 февраля 1969 г.Журнал " ДИ " ( Декоративное искусство), N 3 1970 г., N 7 1992 г.Литературная газета, 2 апреля 1969 г.

Монумент Ледовое побоище

Монастырь Спасо-Мирожский Церковь архидиакона Стефана с братским корпусом и колокольней

Монастырь Спасо-Мирожский. Церковь архидиакона Стефана с братским корпусом и колокольней
Дата постройки: 1713 г.. 1790 г., 1879 г.
Адрес: Псков г./Мирожская наб, 2
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения

Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Церковь находится в юго-восточной части Завеличья, на берегу р. Великой у впадения в нее р. Мирожи. Здание входит в состав северного комплекса построек Мирожского монастыря, расположенных на мысу между рек и является самой ранней постройкой комплекса. Каменная церковь во имя апостола и мученика, архидиакона Стефана, построена в 1403/1404 (по списку П3Л – в 1404-1405) гг. при игуменстве Карпа Черноризца. В конце XVII в. церковь перестроена заново на прежнем месте и освящена в 1713 г. Иконы с изображением Пскова во время осады 1581г. войсками польского короля Стефана Батория, датированные первой четвертью XVII – и рубежом XVII-XVIII вв., показывают два строительных периода здания церкви. На иконе из часовни Владычного креста (протограф перв. четверть XVII в., оригинал 1784 г.) церковь изображена одноярусной, с западной пристройкой-трапезной и примыкающими к ней с запада каменными двухпролетными Святыми воротами. На иконе рубежа XVII-XVIII вв. (т.н. «Икона из лавки Жиглевича») церковь двухъярусная, с пристройкой-трапезной над двухпролетными воротами, и деревянной западной галереей – выходом из церкви. К Святым воротам примыкает с запада деревянная ограда. По данным археологических исследований 1974 г., при вскрытии культурного слоя к северо-западу от существующей церкви, обнаружен фундамент первоначальной постройки, датированной XV веком и атрибутированной как первая Стефановская церковь 1403/1404 г. План «Псковской крепости» 1740 г. показывает Стефановскую церковь и примыкающую к Святым воротам западную деревянную пристройку (вероятно, монастырские кельи). Первое известное описание Стефановской церкви относится к 1766 г. и содержится в Офицерских описях, в составе строений Мирожского монастыря: «На Святых вратах церковь каменная первомученика и архидиакона Стефана. В ней престолов один, под ней две палатки кладовые при них Святые врата и с прикалиткою каменные». В конце XVIII в. деревянные кельи заменены каменным Братским корпусом с воротами, к которым перешла функция Святых ворот Стефановской церкви. В первой пол. XIX в. южный (дворовый) фасад церкви дополнен одноэтажной (судя по небольшой ширине фундаментов) пристройкой, показанной на плане 1857 г. В 1868 г. Стефановская «церковь теплая, 2-х этажная, при ней вверху и внизу находятся кладовые палатки…наверху небольшой с фальшивыми окнами купол, обитый белым железом». В 1884 г. проведен ремонт церкви: «вместо прежнего входа в сей храм устроен новый, более удобный и сделано отдельное помещение для библиотеки. Внутри храма поставлены две новые кафельные печи, потолок и полы переделаны и вместе с вновь оштукатуренными стенами окрашены. Сверх сего устроен новый иконостас в сем храме». В документах 1879 г. упоминается деревянная палата, расположенная с южной стороны, близ алтаря – ризница. Церковные документы 1902, 1904, 1905, 1907 г. упоминают о замене деревянной ризницы на каменную, двухэтажную, перестройке деревянной трапезной под библиотеку, о сооружении новой деревянной паперти и крыльца со спуском из 2-го этажа. В 1914 г. во время пожара от печной трубы сгорели крыша над алтарем и часть крыши ризницы, возобновленные в 1915 г. С 1920 г. церковь архидиакона Стефана и Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря «со всем имуществом» находятся под «охраной отдела охраны памятников искусства и старины» Псковского горисполкома; при этом в монастыре числятся двое иеромонахов, протоиерей и двое служителей.(13) В марте-июне 1921 г., при содействии Губмузея, на территории монастыря открыта экскурсионная станция Губнаробразования, рассчитанная на 30 человек с проживанием и кормлением. В сентябре 1921 г. один из иеромонахов монастыря арестован и осужден на 2 года заключения по обвинению «в распространении контрреволюционных и провокационных слухов», а с 6 февраля 1922 г. закрыт для богослужений Спасо-Преображенский собор. В апреле 1922 г., на основании Постановления ВЦИК от 23 февраля 1922 г., Псковской губернской комиссией по учету и изъятию церковных ценностей производится опись и изъятие ценностей Мирожского монастыря. По решению губисполкома от 2 июля 1923 г. Стефановская церковь «подлежит закрытию», однако в начале 1924 г. административный отдел вновь ходатайствует перед Президиумом губсиполкома о закрытии Стефановской церкви на том основании, что церковь является бесприходной, незарегистрированной, не имеет договора о передаче в пользование религиозной группе или обществу. В марте 1924 г. Стефановская церковь была закрыта, а 28 мая закрыт и Мирожский монастырь. Территория, здания и имущество бывшего монастыря перешли в ведение экскурсионной станции, а с 1929 г. – Псковского музея. В 1930 г. помещения Стефановской церкви использовались спортивной базой: в первом ярусе были размещены эллинги для хранения лодок. В период оккупации (1941-1944 гг.) на территории Мирожского монастыря, приписанного к немецкому военному госпиталю, располагался семейный концлагерь (для женщин и детей). Помещения церквей использовались для проживания. В конце 1945 г., в Мирожском монастыре несколько месяцев находилась контора проектной мастерской «Облпроект». С 1946 по 1968 гг. второй ярус церкви и ризницы использовались под жилье: интерьеры были разделены перегородками, устроены печи, вход и деревянная лестница во второй ярус со стороны ризницы. Помещения первого яруса (в том числе и под Святыми воротами) использовались в хозяйственных целях. В 1968 г. Стефановская церковь в составе комплекса Мирожского монастыря передана Псковскому историко-художественному и архитектурному музею-заповеднику и освобождена от жилого и хозяйственного использования. В 1972-1979 гг. проведено научное исследование и реставрация церкви. В 1980-х гг. церковь использовалась для хранения музейных фондов отдела Мирожского монастыря. В 1994 г. Стефановская церковь передана в ведение РПЦ Псковской епархии и приспособлена для богослужений. Братский корпус с колокольней. Здание Братского корпуса с колокольней примыкает к западному фасаду церкви архидиакона Стефана. Существующему зданию корпуса предшествовали деревянные постройки, о которых известно из ранней иконографии монастыря. Икона с изображением Пскова во время осады 1581г. войсками польского короля Стефана Батория (рубеж XVII-XVIII вв., т.н. «Икона из лавки Жиглевича») показывает северо-западный участок деревянной ограды с воротцами и пристроенные к ней изнутри две жилые деревянные постройки. Первый известный графический источник - «План Псковской крепости» 1740 г., также фиксирует протяженные строения, примыкающие к церкви с запада. Документальные сведения о деревянных постройках встречаются впервые в Офицерских описях под 1766 годом: «Настоятельских келей…от церкви Стефана деревянные на фундаменте деревянном же и с сенями в один апортамент длиною оные кельи тридцать сажен а поперег три сажени с половиною». По указу Псковской Духовной консистории от 3 декабря 1789 г. было предписано: «А как по местоположению имеют к городу каковые покои немалое монастырю придавали украшение, для того ... оные покои разобрать, а на их месте построить каменную колокольню как оной в сей обители не имеется и каменную церковь во имя Святого Николая». Строительства новой церкви с колокольней продолжалось с 1790 по 1799 гг., но не было завершено. В 1800 г. были заложены столбы первого яруса колокольни, где предполагалось устройство новых Святых ворот. В первом этаже незавершенной церкви до 1800 г. находились жилые покои настоятеля Венедикта, но после наводнения, в том же году, покои были переведены в корпус напротив Спасо-Преображенского собора. В помещениях бывших настоятельских покоев разместились трапезная и кухня. Второй этаж здания, предназначенный ранее для Николаевской церкви, использовался для размещения 8 келий монастырской братии. В 1820-м г., одновременно с завершением строительства новых Святых ворот, разобраны верхние части стен четверика недостроенной Никольской церкви и второй этаж корпуса полностью приспособлен для жилья. С конца 1820-х по 1870-е гг. материальное положение Мирожского монастыря было крайне бедственным. Число монашествующих сократилось, средств на содержание зданий не было. По документам 1869-1879 гг. о Братском корпусе сообщается: «Здание стоит впусте».С 1879 г. на средства, выделенные Псковским казначейством, Братский корпус капитально отремонтирован: «В нынешнем году возобновлен монастырский полуразрушенный каменный двухэтажный корпус с пристройкою к оному необходимых каменных же служб… в нижнем этаже помещена трапеза с кухнею». «Ведомости» 1883 г. сообщают: «Каменный корпус построен в 1789 г. и возобновлен в 1879 г…. и сверх того с западной стороны увеличен плитяною пристройкой. В нем находится 8 братских келий, трапеза, кухня, две кладовых». В том же 1879 г. над Святыми воротами была возведена новая колокольня «из плиты и кирпича», покрыта железом, «но не оштукатурена и не отбелена». В 1902 г. Братский корпус и колокольня были вновь отремонтированы под наблюдением псковского губернского архитектора Ф.Нестурха. В марте-июне 1921 г., при содействии Губмузея, на территории монастыря открыта экскурсионная станция Губнаробразования, рассчитанная на 30 человек с проживанием и кормлением. В мае 1924 г. был закрыт Мирожский монастырь. Территория, здания и имущество бывшего монастыря перешли в ведение экскурсионной станции, а с 1929 г. – Псковского музея. С 1930г. во время размещения на территории монастыря экскурсионной базы, корпус использовался как общежитие для туристов. С 1946 по 1968 гг. помещения Братского корпуса использовались под жилье: интерьеры были разделены перегородками, устроены печи, вход в корпус находился в юго-западной пристройке, во второй этаж вела деревянная лестница. Помещения первого этажа, из-за угрозы затоплений и сырости, использовались в хозяйственных целях, а в 1960-х гг. в них был размещен сезонный пункт общественного питания, обслуживающий городской пляж. Помещение первого яруса колокольни использовались для хранения дров. В 1968 г. Братский корпус в составе ансамбля Мирожского монастыря передан Псковскому историко-художественному и архитектурному музею-заповеднику и освобожден от жилого и хозяйственного использования. В 1972 г. начато научное исследование здания с целью его реставрации и приспособления под музей церковной истории. Приспособление здания осталось незаконченным. В 1994 г. Братский корпус с колокольней переданы в ведение РПЦ Псковской епархии для размещения в нем православной иконописной школы. После 1996 г. проводится приспособление корпуса под новые функции: в первом ярусе колокольни устроена котельная на угольном топливе, в помещения проведены: отопление, водопровод, канализация, электричество. В первом этаже разместились трапезные и кухня, во втором – приемная и две иконописные мастерские. В пристройке находятся настоятельские покои.
Архитектурные особенности:Церковь архидиакона Стефана с братским корпусом и колокольней расположены на пологом мысу между реками Великой и Мирожей, в юго-восточной части Завеличья. Здание соединяет в себе три разновременных объема, связанные планировочно и композиционно. Архитектурное единство комплекса в композиции фасадов подчеркнуто общими линиями горизонтальных и ритмом вертикальных членений, близким типом проемов и декоративных мотивов, материалом, отделкой и общей кровлей. Церковь архидиакона Стефана Церковь, расположенная в восточной части комплекса, над р. Великой, представляет собой вытянутый в плане с востока на запад, симметричный по продольной оси прямоугольный объем. Пространственная композиция складывается из двухъярусного четверика и трапезной. Повышенный объем четверика завершен небольшим световым барабаном, увенчан луковичной главой с крестом. Четверик покрыт на четыре ската, крыша трапезной – двухскатная, алтарь покрыт трехгранной крышей. К западной стене трапезной примыкает высокая колокольня, соединяющая церковь с братским корпусом. Церковь поставлена на высокий подклет с двумя палатками и входами в них с южного фасада церкви. К западной к палатке примыкают Святые ворота на столбах – бывший главный вход в монастырь. В основание восточного фасада заложен мощный бык-контрфорс из гладко отесанных квадров гранита на растворе (известковом и цементном). Восточный фасад в нижнем ярусе представляет собой глухую стену с вертикальными столбами-контрфорсами по сторонам. Второй ярус выделен незначительными выступами алтарных апсид с крупным оконным проемом в центре. Западный фасад трапезной почти полностью закрыт стеной колокольни: выступает небольшой фрагмент юго-западного угла здания церкви, оформленный лопаткой с двойной аркой в завершении. Северный и южный фасады церкви почти однотипны по композиции: оконные проемы фасадов расположены симметрично во втором ярусе четверика и трапезной, в третьем световом ярусе четверика. Стена первого яруса северного фасада не имеет проемов; южный фасад в первом ярусе прорезан попарно расположенными дверным и оконными проемами – входами в палатки с боковым освещением. Декоративное убранство фасадов состоит из набора упрощенных элементов нарышкинского барокко конца XVII в. Горизонтальные членения, выделяющие ярусы здания, выполнены в виде поясов с тремя типами декора. Нижний пояс, охватывающий первый ярус церкви, сочетает широкую валиковую тягу с плоским карнизом, декорированным в основании зубчатым орнаментом из столбиков-подвесов. Второй горизонтальный пояс разделяет световые ярусы четверика в уровне венчающего карниза алтаря и трапезной. Пояс состоит из ряда ступенчатых нишек-ширинок, обрамлен простыми тягами. Третий пояс завершает четверик церкви, состоит из широкого ритмичного ряда крупных нишек-ширинок, обрамлен рядами поребрика и тягами, верхний ряд которых переходит в профили венчающего карниза. Карниз барабана декорирован пояском из поребрика, обрамлен валиками. Вертикальные членения фасадов выполнены в виде плоских пилястр, которыми выделены основные объемы здания: алтарь, четверик, трапезная. На северном и южном фасадах четверика боковые пилястры сдвинуты от осей внутренних стен к центру фасадов и выведены до уровня пояса между вторым и третьим световыми ярусами. Угловые пилястры третьего яруса четверика расположены в осях стен четверика, и соответственно, сдвинуты в стороны по отношению к нижним пилястрам. Пилястрами закреплены западные углы трапезной и восточные углы алтарной части. На восточном фасаде, между апсидами, поставлены полукруглые пилястры с высокой базой в основании и капителью с профилем венчающего карниза. Арочные дверные проемы первого яруса южного фасада обрамлены широкими плоскими наличниками с сандриками в завершении. Боковые арочные оконные проемы обрамлены плоскими наличниками в виде пилястр, с валиком в основании и замком в завершении. Над наличниками расположены ступенчатые сандрики. Арочные оконные проемы второго яруса четверика и алтаря декорированы наличниками в виде плоских столбиков с перехватами и гирьками в основании, завершены ступенчатыми сандриками. Под окнами устроены филенчатые ниши с овальными бочками. Центральный оконный проем алтаря, декорированный в аналогичных формах, имеет более развитую пластику: полукруглые пилястры, сложные профили карнизов и сандрика с замком. Арочные оконные проемы второго светового яруса четверика обрамлены наличниками с боковыми полуколонками, ступенчатым карнизом в основании и с фронтоном-сандриком в завершении. Оконные проемы трапезной меньших размеров, имеют арочные четверти и обрамление, аналогичное декору окон четверика, за исключением выступа нижней полочки сандрика. Святые ворота, расположенные под трапезной, выходят на северный и южный фасады церкви и состоят из двух частей: широкой проездной восточной арки и более узкой пешеходной западной арки, разделенных мощными столбами с базами и капителями. Базы, квадратные в основании, завершены круглым в сечении нижним отрезком столба, обрамленным валиками. Капители состоят из двух обломов. В средней части столбов крупные грани стесаны в виде каннелюр. Боковые столбы ворот, оформляющие углы четверика и трапезной, приложены к стенам. Наружные арочные проемы ворот декорированы ступенчатой четвертью и обрамлены архивольтами с замковыми камнями-подвесками. Между арками, по оси центральных столбов, на фасадах устроены глубокие ниши-киоты пятиугольной формы, обрамленные по сторонам колонками с перехватами и гирьками, широкими профилированными наличниками в основании и завершении, увенчанными фронтоном. Внутреннее пространство подворотни перекрыто сомкнутыми сводами с пониженными подпружными арками. Палатки подклета четверика перекрытыми полуцилиндрическими сводами; ниши в западной и восточной стенах палаток перекрыты арочными перемычками. Интерьер второго яруса церкви состоит из высокого двухсветного четверика, алтаря и трапезной. Помещение алтаря перекрыто ползучим сводом, прорезанным крупными треугольными распалубками над тремя окнами с арочным завершением. В жертвеннике устроена ниша со щелевидным проемом дымохода, прорезающим стену апсиды, в диаконнике – служебная прямоугольная ниша. Алтарь отделен от четверика каменной стеной с тремя арочными проемами (переделан в 1996 г.). Четверик перекрыт высоким сомкнутым сводом, прорезанным в центре барабаном с четырьмя узкими оконными проемами. Своды четверика закреплены перекрестными железными связями. Южная и северная стены четверика прорезаны в каждом ярусе парами оконных проемов с арочными перемычками, широкими откосами и подоконными нишами. Над окнами верхнего яруса устроены треугольные распалубки. В откосах нижних оконных проемов четверика сохранились гнезда для закладных брусьев. В центре западной стены четверика находится широкий арочный дверной проем с четвертью, завершенный скругленной распалубкой. В юго-западном углу, в стене, устроена печь (1990-е гг.). Помещение трапезной перекрыто сомкнутым сводом с широкой шелыгой, закрепленным железными связями по оси запад-восток. Южная и северная стены трапезной прорезаны парами оконных проемов с четвертями и треугольными распалубками. В юго-западном углу сохранился небольшой оконный проем с распалубкой, заложенный снаружи стеной поздней колокольни. Проем используется как служебная ниша. В центре западной стены находится вход в трапезную из колокольни, оформленный арочным дверным проемом с четвертью и скругленной распалубкой. Колокольня. К западному фасаду церкви примыкает квадратная в плане 4-хъярусная колокольня, которая является архитектурной доминантой северного комплекса монастыря. Высота фасадов двух нижних ярусов колокольни соответствует высоте фасадов братского корпуса. Восточная и западная стены колокольни, в нижних ярусах приложенных к стенам церкви и братского корпуса, служат мощными устоями сооружения. В северной и южной стенах первого яруса устроены широкие арочные проемы (северный заложен в 1930-е гг.). Расположение проемов и декор фасадов колокольни имеют выраженную осевую композицию. Главный северный фасад колокольни в первом ярусе прорезан оконным проемом с лучковой перемычкой (проем поздний) и трехчастным замком, сохранившимся от арки ворот. Над проемом расположена глубокая ниша-киот с лучковой перемычкой, обрамленная плоскими наличниками с заушинами и завершенная полукруглым сандриком с плечиками, декорированным сложным объемным профилем и зубчиками. По сторонам киота симметрично расположены рустованные пилястры и парные плоские пилястры на высокой базе. Южный дворовый фасад нижних ярусов колокольни заглублен по отношению к фасадам соседних зданий на 2.4 м., прорезан аркой ворот и дверным проемом второго яруса. Арка обрамлена широкими плоскими пилястрами, стянутыми арочным наличником; арочный дверной проем имеет четверть и железные закладные детали (поставы) для одностворчатого полотна. К востоку от проема в стену заложены две храмозданные керамиды из резной известняковой плиты (XIX в.). Третий ярус колокольни, в плане значительно меньше нижних ярусов, возвышается над общей крышей комплекса. Фасады третьего яруса расчленены двумя рядами горизонтальных карнизов, покрытых железными отливами. Нижний карниз декорирован узкими тягами; верхний – объемный, полного профиля, с поясом сухариков и тремя филенчатыми нишами в основании. Углы третьего яруса закреплены плоскими пилястрами, в центре северного фасада находится прямоугольный оконный проем, по сторонам которого расположены парные вертикальные тяги, имитирующие пилястры. Южный, восточный и западный фасады имеют аналогичный декор за исключением оконного проема. Четвертый ярус, квадратный в плане, является собственно колокольней. Четыре фасада яруса однотипны, прорезаны крупными арочными проемами, обрамленными по сторонам утопленными наличниками и завершенными выступающими арочными наличниками с узким карнизом и замком. Горизонтальными членениями являются: широкий филенчатый пояс в основании проемов, и венчающий карниз сложного профиля с поясом сухариков. Углы закреплены плоскими лопатками; по сторонам проемов расположены попарно лопатки. Нижняя часть проемов ограждена деревянным балясником, в пяты проемов введены деревянные брусья для подвески колоколов. Над четвертым ярусом находится низкий квадратный постамент с подшивным карнизом, на котором установлена крупная железная граненая глава, увенчанная яблоком и крестом. Интерьер первого яруса колокольни представляет собой помещение, перекрытое высоким полуцилиндрическим сводом; в интерьере второго яруса крестообразный план создан широкими арочными нишами (разгрузочные арки). Пол поднят сводом нижнего яруса, в восточной и западной стене устроены узкие арочные проходы с лестницами в церковь и в братский корпус. В толще южной стены устроен арочный проем с прямыми откосами, ведущий на деревянную галерею с лестницей, крытой на два ската – главным входом в церковь (реставрация 1976 г.). К северной стене второго яруса примыкает деревянная лестница, ведущая на третий ярус. Помещение третьего яруса, квадратное в плане, имеет одно северное окно с лучковой перемычкой и небольшую лестницу, ведущую на открытый четвертый ярус. Межъярусные перекрытия деревянные, по балкам. Братский корпус. К западной стене колокольни примыкает Г-образный в плане, двухэтажный протяженный объем братского корпуса, с юго-запада дополненный небольшой пристройкой. Корпус покрыт трехскатной крышей, пристройка крыта на два ската. Здание поставлено на высокий цоколь (во избежание наводнений). Главный северный фасад в первом и втором этажах прорезан парами оконных проемов, ритм которых повторяет расположение оконных проемов церкви. Проемы южного дворового фасада расположены функционально, в осях, при различной ширине простенков. Проемы западного торцового фасада сдвинуты к углам, расположены в осях; в центральной части фасада устроены ниши, имитирующие оконные проемы. Различные типы проемов западного, восточного и южного фасадов пристройки расположены функционально, со смещением осей. Фасады корпуса по всему периметру охвачены плоской горизонтальной тягой, разделяющей этажи. На западном фасаде и в угловой северо-западной части фасада под тягой расположены фрагменты ступенчатого пояса, аналогичного междуэтажному поясу церкви. Венчающий карниз состоит из двух рядов орнаментальных тяг с зубчиками. Центральная часть северного фасада, сохранившая следы третьего яруса не завершенной Николаевской церкви, не имеет венчающего карниза. Углы корпуса закреплены плоскими пилястрами, северный фасад расчленен пилястрами, расположение которых соответствует трехчастному делению интерьера (оси пилястр и соответствующих капитальных стен смещены). В уровне междуэтажной тяги пилястры декорированы ступенчатым профилем – подобием капители. В уровне венчающего карниза – стилизованной капителью. Декор оконных проемов состоит из плоских наличников и сандриков. Прямоугольные оконные проемы первого этажа всех фасадов корпуса обрамлены широкими плоскими наличниками с полочкой в основании, с заушинами и замком в завершении. Оконные проемы второго этажа, высокие, с лучковыми перемычками, обрамлены плоскими наличниками с заушинами и завершены сандриками трех типов. В проемах боковых частей северного и западного фасадов сандрики в виде профилированных фронтонов; в центральной части северного фасада – в виде плоских полочек, над которыми устроены филенчатые ниши и сохранились боковые части плоских наличников окон незавершенной Николаевской церкви; в центре западного фасада ниша, имитирующая окно, завершена полукруглым профилированным сандриком с плечиками. Под окнами второго этажа находятся прямоугольные филенчатые ниши. Проемы второго этажа южного фасада декорированы плоскими наличниками с заушинами и полочками в завершении. Дверной проем в первый этаж устроен в юго-восточном углу восточного помещения; вход во второй этаж аналогичного помещения устроен из галереи. Вдоль южного фасада, в уровне первого и второго этажей, устроена деревянная галерея на столбах, с дощатой обшивкой (реставрация 1979 г.), примыкающая к восточному фасаду пристройки. На второй ярус галереи ведет металлическая лестница, расположенная в ее восточном торце. Юго-западная пристройка, двухэтажная, прямоугольная в плане, вытянута по оси север-юг. На восточном дворовом фасаде пристройки находятся три двери: главный вход - в юго-восточном углу здания, служебный – в северо-восточном углу, из-под галереи, и второй служебный - во втором этаже галереи. В центре второго этажа дворового фасада пристройки устроен прямоугольный оконный проем. Южный торцовый фасад пристройки завершен щипцом, в первом и втором этажах прорезан парой оконных проемов, смещенных к востоку, и одним небольшим квадратным проемом, освещавшим лестничную площадку. Под крышей устроено квадратное чердачное окно. Западный фасад пристройки в первом этаже прорезан двумя оконными проемами, одним междуэтажным узким окном и тремя оконными проемами во втором этаже, причем центральное окно шире боковых. В юго-западном углу второго этажа фасад прорезан проемом, освещавшим лестничную площадку. Фасады пристройки оштукатурены и побелены, декор отсутствует. Юго-восточный и юго-западный углы в уровне первого и второго этажей закреплены анкерными связями (реставрация 1976 г.). Планировка Братского корпуса однотипна в первом и втором этажах, имеет трехчастное членение капитальными стенами. В первом этаже сохранились следы анфилады: арочные дверные проемы устроены в осях оконных проемов западного фасада. В восточной стене восточного помещения расположены две широкие арочные ниши. В южной стене западного помещения устроен дверной проем в пристройку. Во втором этаже сохранились следы планировки зального типа: поперечные стены были прорезаны симметрично расположенными, сквозными арочными проемами, заложенными в 1990-х гг. Следы арок сохранились в западном коридоре корпуса. В восточной стене восточного помещения корпуса расположены две широкие арочные ниши, предназначенные для алтаря незавершенной Николаевской церкви. Оконные проемы первого и второго этажей в интерьере имеют широкие откосы и подоконные ниши. Перекрытия первого и второго этажей плоские, по балкам. В интерьере пристройки сохранилась лестница во второй этаж, расположенная у южной стены. Перекрытия помещений плоские, по балкам. Фундаменты церкви ленточные, бутовые, на известковом растворе. Материал стен: известняковая плита на известковом растворе, большемерный кирпич (декоративные элементы). Стены фасадов и интерьеров оштукатурены и побелены известью. Полы покрыты современной плиткой. Габариты: 25.5 х 10 х h18.9 м. (до креста) Фундаменты колокольни, братского корпуса и пристройки ленточные, бутовые, на известковом растворе. Материал стен: известняковая плита на известковом растворе, кирпич (декоративные элементы). Стены фасадов и интерьеров оштукатурены и побелены известью. Полы служебных помещений покрыты современной плиткой, линолеумом. В помещениях второго этажа полы дощатые. Габариты колокольни: 8.5 х 6.5 х h 24.4м. (до подкрестного яблока) Габариты Братского корпуса: 19 х 10.9 х h11 м. Габариты пристройки: 9.25 х 7.10 х h10.7 м.
Общие сведения:Церковь архидиакона Стефана с братским корпусом и колокольней являются ведущей градостроительной доминантой в прибрежной панораме рек Великой и Мирожи. Комплекс представляет собой единственный сохранившийся в Пскове образец архитектуры рубежа XVII – XVIII вв., сочетающий элементы нарышкинского барокко с приемами псковского средневекового зодчества, классицизм - с элементами неоклассики. Памятник обладает тонкой гармонией архитектурного образа, выраженного в композиции, разнообразии декоративных элементов и их соподчиненности между собой.
Предметы особой охраны: а. Объемно-пространственные параметры церкви с братским корпусом и колокольней (длина, ширина, высота, выступы объемов зданий), включая подземные конструкции (фундаменты). б. Архитектурные членения и декор: Расположение оконных и дверных проемов, ниш, карнизные и межъярусные тяги, пояски, декор оконных и дверных проемов, наличники, сандрики, фронтоны, киоты, детали столбов Святых ворот, характер обмазки и колер фасадов. в. Интерьер здания: первоначальная планировка, типы сводчатых перекрытий, распалубки, их формы; железные связи в сводах; капитальные поперечные стены; расположение и конструкции дверных и оконных проемов, стенных ниш, гнезд для закладных брусьев; отметки первоначальной высоты помещений первого и второго ярусов; следы печей и дымоходов. г. Конструкции здания: капитальные наружные и внутренние стены, система сводчатых перекрытий (в том числе подворотни Святых ворот) и перемычки над дверными и оконными проемами. д. Строительный материал здания: первоначальные бутовая плита, кирпич, раствор, обмазка фасадов и интерьеров. е. Первоначальные конструкции, форма и материал «быка»-контрфорса в основании восточного фасада церкви.
Материалы: ГП БТИ Псковской области.Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., 224Псковские летописи. М.2000 г., 31, с. 111Псковские хроники: история края в документах и исследованиях. Вып. 1.2000 г., 43-44Спегальский Ю,П. Псков. М., "Искусство", 1963 г., 262Филимонов А.В. Псковские монастыри в первые послеоктябрьские годы. Псковский край. ПГПИ, 2000, 265



Реставрационные работы: Первый этап реставрационных работ проводился в 1946-1949 гг. Псковским областным отделом по делам строительства и архитектуры и проектной организацией «Облпроект» под руководством Г.Е.Гедике. После разборки южных пристроек Стефановской церкви исследован раскрытый декор, произведены обмеры и фотофиксация, проведен реставрационный ремонт и приспособление памятника. Братский корпус после ремонта приспособлен под жилье.Второй этап комплексного исследования и реставрационных работ проводился в 1972–1978 гг. ПСНРПМ при участии ЛОИА АН СССР и ПИХАМЗ под руководством архитектора В.А.Лебедевой. Документация хранится в Псковском филиале ФГУП института «Спецпроектреставрация». Паспорт хранится в Государственном Комитете Псковской области по культуре.
Библиография: Археологическое изучение Пскова. М., 1983, 192-199Болховитийов Е."История княжества Псковского», Киев, 1831Василев И.И. Псковский Спасо-Мирожский монастырь. Псков, 1868, 6Ж. «Экскурсионное дело», Пб, 1921, №№ 2, 3; Пб, 1923, №№ 4,5Историческое описание находящихся в России епархий, монастырей и церквей с показанием начала построения оных. СПб, 1819, 90Материалы ГП БТИ Псковской области.Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., 224Псковские летописи. М.2000 г., 31, с. 111Псковские хроники: история края в документах и исследованиях. Вып. 1.2000 г., 43-44Спегальский Ю,П. Псков. М., "Искусство", 1963 г., 262Филимонов А.В. Псковские монастыри в первые послеоктябрьские годы. Псковский край. ПГПИ, 2000, 265

Монастырь Спасо-Мирожский Церковь архидиакона Стефана с братским корпусом и колокольней