Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря

Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря
Дата постройки: 1240г.
Адрес: Псков г./Горького ул, 1-а
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327
Архитектурный стиль: Древнепсковская школа зодчества
Историческая справка:Для строительства монастыря был выбран незащищенный участок на левом берегу реки Великой в северной части Завеличья. До недавнего времени основание псковского Иоанновского монастыря связывали с именем жены псковского князя Ярослава Владимировича Евфросиньи, в монашестве - Евпраксии. Именно она, по мнению большинства исследователей XIX - начала XX веков, на собственные деньги выстроила первый каменный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи на берегу реки Великой. Здесь же в храме у северной стены княгиня была захоронена. В клировых ведомостях XIX века указывалось: " … церковь построена в лето от Рождества Христова 1247 благоверною княгинею Евпраксиею теткой благоверного князя Довмонта" (1). Однако последние исследования опровергают прежнюю датировку, отодвигая дату строительства собора к 1120- 1130 годам (2).Среди возможных основателей обители называется вдова псковского князя Всеволода Гавриила. На протяжении нескольких веков Ивановский собор служил местом погребения псковских княгинь: в его синодике записаны 10 княгинь - инокинь. Среди них жена князя Довмонта и внучка Александра Невского Мария Дмитриевна (в иночестве Марфа), невестка князя Довмонта Наталия, жена князя Ярослава Васильевича. В летописях Ивановский собор впервые упоминается лишь под 1433 годом в связи с большим пожаром в Пскове: "…а за рекою в монастыри святого Иоанна от млния наполнися церковь пламени, и потемнеша иконы позлащенные…"(3). Первое подробное описание монастыря относится к 1763 году. Из него следует, что церковь Рождества Иоанна Предтечи (холодная) была каменной, трехглавой с каменной же колокольней, на которой висело два больших и два маленьких колокола. При ней придельная церковь (теплая) каменная, одноглавая в честь апостола Андрея. В притворе были устроены две палатки (кладовые). Все главы обиты "чешуею", а кровли крыты тесом (4). В XVIII веке Ивановский монастырь считался одним из "первенствующих" из числа женских монастырей Псковской епархии. Его посещали многие знатные люди и члены царской семьи. Монастырь просуществовал до начала 1920-х годов. Постановлением Президиума губернского исполкома от 16 сентября 1923 года он был закрыт, а здания переданы в аренду кожевенному заводу "Пролетарий". В придельной церкви был устроен клуб. В марте 1924 года с собора сняли и отправили в переплавку на завод "Металлист" колокола, а 28 мая сняли последний крест Ивановского монастыря. В марте 1925 года было принято решение передать основной храм Рождества Иоанна Предтечи для расширения клуба "при условии не нарушения стиля и архитектуры здания"(5). Летом 1925 года разрешили уничтожить монастырское кладбище, существовавшее со времени основания монастыря. Во время боев за освобождение Пскова от немецко - фашистских захватчиков в 1944 году собор был сильно поврежден пожаром. После восстановительных работ конца 1940- начала 1950-х годов его долгое время использовали как складское помещение: сначала как склад угля, затем как склад бумаги псковской областной типографии. 27 декабря 1990 года собор был передан Псковской епархии.
Архитектурные особенности:Собор Рождества Иоанна Предтечи располагается в районе Завеличья напротив Варлаамовской башни. К югу от него находятся каменные жилые постройки XIX века (бывшие монашеские кельи), с запада устроен небольшой сквер, с севера - Комсомольская площадь, с востока - улица М. Горького и берег Великой. Собор представляет собой прямоугольную в плане постройку, вытянутую в направлении восток- запад с тремя полукруглыми апсидами с восточной стороны. Увенчан тремя главами - одной большой и двумя малыми. Большая глава слегка смещена от центра к восточной части храма, две малых главы - к юго-западному и северо-западному углам четверика. Боковые главы расположены симметрично продольной оси здания и служат для освещения хор и пространства западной части боковых нефов. Барабаны имеют высокие щелевидные арочные световые окна и шлемовидные завершения. Единственным элементом декора барабанов является аркатурный пояс под свесом кровли. Все фасады собора, исключая восточный, членятся лопатками, соответствующими внутренним столбам. Лопатки переходят в дуги закомар. Пяты всех закомар расположены в одном уровне. Очертания закомар близки к полуциркульным и имеют двухступенчатые обломы. Западный фасад разделен лопатками на 3 прясла. В верхней части центрального прясла - арочный оконный проем, размещенный очень высоко, в люнете закомары. В одном уровне с ним на боковых пряслах - имитирующие оконные проемы глухие ниши. Нижнюю часть западного фасада закрывает поздний притвор с арочным дверным проемом в центре. Южный фасад менее всего подвергся перестройкам и наиболее хорошо сохранил свои первоначальные формы. Лопатки делят фасад на 4-и прясла. Самое широкое прясло, соответствующее трансепту храма, выше трех других. В нижней его части располагается арочный дверной проем, над ним арочный оконный проем верхнего света. В боковых пряслах оконные проемы располагаются горизонтальными рядами попарно, одно над другим. Нижний ряд окон размещен ниже уровня хор, верхний - выше. Оконные проемы нижнего ряда имеют арочную форму, верхнего - форму небольшого круга. Верхнее арочное окно центрального прясла образует с нижними окнами двух боковых прясел пирамидальную композицию. Прясло стены у западного угла храма, соответствующее нартексу и хорам, завершено двухпролетной звонницей со щипцовым покрытием. Оно также имеет два окна, расположенных одно над другим, однако оба окна арочной формы. Восточный фасад имеет три мощные апсиды, поднимающиеся до пят закомар. Объем центральной апсиды доминирует над боковыми. Как и на других фасадах, окна апсид помещены строчно в двух уровнях. Форма и характер размещения окон на боковых апсидах повторяет композицию боковых прясел южного фасада: над арочным окном располагается круглое окно верхнего света, небольшое по диаметру извне и расширяющееся внутрь. Над двумя арочными окнами первого яруса в межоконном простенке располагаются два окна круглой формы. Круглые окна центральной апсиды в отличии от боковых имеют прямоугольные откосы. Северный фасад повторяет композицию южного фасада (с учетом заложенного дверного проема). Исключение составляет прясло у западной стены храма: оно не имеет лопатки со стороны притвора, а его закомара несколько поднята по сравнению с закомарой соседнего прясла. Храм шестистолпный, крестовокупольный, четверик перекрыт цилиндрическими сводами с пониженными подпружными арками. Центральный и боковые барабаны перекрыты купольными сводами. Алтарные апсиды перекрыты конхами. Перекрытия притвора сводчатые, по осям входов прорезаны встречными распалубками. Столбы делят пространство собора на три продольных нефа. Ширина центрального нефа почти вдвое превышает ширину боковых. Три пары столбов, поддерживающих своды и делящих интерьер, имеют различную форму. Западные столбы до уровня хор круглые. Пара центральных столбов - восьмигранные. Столбы- пилоны, примыкающие к алтарной части, в плане "Т" - образные. Хоры устроены не на сводах, а на более простом деревянном настиле в западной части собора. На хоры ведет узкая каменная внутристенная лестница, расположенная в западной стене у северо-западного угла постройки. В западной стене собора на уровне хор имеются три ниши (молельни). В нижнем ярусе северной стены между заложенным входом в храм и входом на внутристенную лестницу находятся два аркосолия, содержащие погребения псковских княгинь и монахинь средневекового периода. Такой же аркосолий находится на южной стене со стороны притвора. В парусах центрального барабана , в стенах, в пятах южного входа и между аркосолиями северной стены раскрыты 17 голосников. Стены храма оштукатурены. Ниши аркосолей, дверной проем западной стены, алтарная апсида, а также стены и своды притвора имеют современные росписи на темы жития Иоанна Предтечи. От первоначальной росписи храма уцелели лишь небольшие фрагменты в основании северо-восточного столба ("струйчатый орнамент") и на откосах окон второго света в центральной апсиде (орнамент "книжного стиля"). Фундамент: ленточный, валунный. Четверик: известняковая кладка с включением плинфы на цемяночном растворе. Притвор: известняковая кладка на известковом растворе. Общие габариты в плане: четверика - длина- 16,39 м., ширина- 10,35. притвора - длина - 3,28., ширина - 12,32 м.
Общие сведения:Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря единственный в Пскове памятник архитектуры, сооруженный в традициях Новгородского зодчества XII в. Один из первых каменных храмов средневекового Пскова. Собор развивает черты новгородских культовых зданий XI - XII веков и не имеет аналогов в псковском зодчестве. Единственный в Пскове храм, на котором восстановлено первоначальное позакомарное покрытие и шлемовидные главы.
Предметы особой охраны: 1.Параметры и формы четверика, барабанов, куполов, звонницы и притвора. 2.Позакомарное покрытие четверика. Размеры и форма оконных и дверных проемов основного объема собора. 3.Декор фасадов: аркатурный пояс барабанов, лопатки, ступенчатые обломы закомар, деревянные оконницы и кованые металлические решетки окон. 4.Конструкция сводов, форма столбов, арок, устройство внутристенной лестницы. Ниши и аркосолии. Раскрытые и заложенные голосники. Следы каналов связей. 5. Фрагменты орнаментальных росписей XII века. 6. Фундамент, стены, своды (материал и техника кладки).
Материалы: камень, местный известняк
Состояние объекта: среднее
Персоны: Болховитинов Евгенийисследовал
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурный обмерконсервационныепроект реставрацииремонтно-ресставрационные работыремонтно-ресставрационные работы
Библиография: Альбом. Памятники древнерусского зодчества. М., "Искусство",1968, № 50,51Государственный архив Псковской области, ф 548оп. 1, е.х. 7,л.3 об; ф.39, оп.1, е.х.:1038,1146,1145,1178,1230,1164,1202,1063 ( клировые ведомости монастыря за разные годы); ф. 1882, оп 2, е.х. 3; ф. 1767,оп.2,е.х. 113-123. Материалы проекта реставрации и рабочие чертежи; ф. 903, оп.3, е.х. 1,л.14. Материалы комиссий по итогам расследования злодеяний немецко-фашистских захватчиков 1945г; № 13-61., Фото 1871г; № 13-63, фото 1885г; № Ар-1427 фото 1944-1945 гг;Грабарь И. Э. История русской архитектуры. М., 1909, с 244 ; фото конца XIX в, стр. 242Институт " Спецпроектреставрация". Архив, фото 1955-1960 гг ; Заключение Белецкого В.Д. на шурф в Иоанно-Предтеченской церкви. 1968г.Максимов П.Н. Зарубежные связи в архитектуре Новгорода и Пскова XI- нач. XIV вв. Архит.наследство,№ 12,М.1960, с29Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., с 262-270Описание, Псковского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. СПб.,1874, изд.2Псковские летописи. М.,1955, с 44,127Спегальский Ю.П. Памятники культуры. Л.,1960, с 272-273

Собор Иоанна Предтечи  Ивановского монастыря

Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы

Адрес: Псков г./Снятная Гора ул, 1
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Музей фресок
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327
Архитектурный стиль: Древнепсковская школа зодчества
Историческая справка:Согласно "Жития князя Довмонта" /средняя редакция/ каменная соборная церковь в обители Богородицы построена по заказу и на средства, псковского князя Довмонта-Тимофея вместо сожженной немцами в 1299г. Церковь заложена в 1309/10 и построена в 1310/11г. В 1313г. храм был расписан фресковой живописью, о чем упоминает запись на полях Псковского Паримейника: "А на горе церковь печати писати...." В первой четверти ХVв. монастырь был местом пострижения и погребения псковских князей. В 1416т. здесь преставился и. был положен в притворе собора на правой стороне постриженный в монахи князь Григорий. Во время "мора великого" в 1420/21гг. здесь постригся князь Феодор. В 1433 и 1466гг. монастырь упомянут летописями по поводу пожаров. В 1472г. в монастыре останавливалась по пути в Москву невеста Василия III царевна Софья Палеолог, в честь которой в соборе служили торжественный молебен. В 1493г. "Снетнаа гора погоре вся и церковь". В последний период Ливонской войны ц.Рождества Богородицы была "испорчена" и к 1585-87гг. "обелена". В смутное время /1611,1612,1615гг./ монастырь подвергался разорениям от казачьих, польских и шведских войск. В период осады Пскова армией короля Густава-Адольфа в обители располагался шведский лагерь. К середине-второй половине ХVПв. монастырь- крупный. землевладелец с развитым хозяйством, поставщик псковских "государевых" дворов, сохранивший экономические традиции ХIV-ХV вв. Вероятно, в этот период /вторая пол.ХVII в./ к западному притвору собора было пристроено парадное кирпичное крыльцо на столбах, декорированное муравлеными печными изразцами в сочетании с рельефным кирпичом. Притвор собора, к ХVII в. расширенный и перестроенный, оставался местом погребения монашеской братии. Из 5 каменных надгробных керамид, в различное время введенных в кладку стен притвора, три датируются; 1643-51гг., 1658г. /Михайла Данилов сын Воронов, во иноцех Мисаила схимник, Иван Петров Коновницын/ и 1671г. /Архимандрит Дионисий, Сильвестр схимник/. Тексты двух других почти полностью стерты и разбиты. В 1710г. обитель, пострадала от пожара, в котором сгорел монастырский архив. В середине ХVIII в. собор был значительно перестроен: к северному и южному фасадам пристроены приделы, охватившие притвор с запада таким образом, что крыльцо оказалось "встроенным". В интерьере углы притвора были реконструированы и обращены в столбы, ставшие опорой сводам угловых западных частей приделов, симметрично, расположенных по сторонам крыльца. Своды новых помещений и старых притворов были закреплены железными связями, изготовленными в Сибири и датированными по клеймам 1749г. В 1764, 1802гг. собор Рождества Богородицы упоминается в монастырских документах. В 1805г. собор, в числе других строений, был передан Архиерейскому дому в связи с упразднением монастыря. В 1812-1814гг. собор был закрыт в связи с временной передачей строений Архиерейского дома Артиллерийскому ведомству; утварь и имущество находились в доме при Троицком соборе в Пскове. В 1845-46гг. в соборе был поставлен новый 4-ярусный иконостас. В метрике церкви Рождества Богородицы, составленной в 1887г. дано краткое описание собора и некоторых деталей интерьера. Так, из метрики известно, что полы во всем соборе были деревянными, а в южном приделе - плитяные, палатки на хоры имели железные двери, а концы надглавного креста были украшены "позлащенными кругами". В 1903г. собор был впервые обмерен группой студентов-архитекторов ВПХУ. В 1909г. под осыпавшейся побелкой была обнаружена древняя фресковая живопись. С 1919г. собор, в числе других древних построек монастыря, был включен в охранные списки памятников архитектуры г.Пскова, но до начала 1920-х гг. оставался в ведении Псковского Архиерейского дома. С 1928 по 1934гг. в соборе проводились работы по расчистке монументальной живописи. В период оккупации Пскова /1941-44гг./ на территории монастыря располагалось убежище штаба гестапо. Собор использовался в качестве винного склада. В 1944г. собор был обследован сотрудником АКАДЕМИИ АРХИТЕКТУРЫ СССР архитектором П.Н. Максимовым, который предложил строительную периодизацию собора и на ее основе создал проект реконструкции первоначального облика храма. В 1950-60-е гг. в соборе был проведен ряд исследований и косметических ремонтов, сменена глава и крест. В 1966-68гг. продолжены работы по расчистке и укреплению живописи. В 1978г. лемеховая обшивка главы заменена медной. В 1985г. начаты обмерные и исследовательские работы по собору. Тогда же продолжена расчистка и укрепление живописи. В 1493 г. церковь пострадала от большого пожара. В 1580-81 гг. церковь была "испорчена в войну" и к 1585-87 гг. "обелена". Во второй половине XVII века построено кирпичное крыльцо на столбах. В 1749г. перестраивается западный притвор, сооружаются южный и северный приделы и притворы со столбами. В 1812-1814 гг. собор временно закрыт, утварь и имущество вывезены в дом при Троицком соборе в г. Пскове. В 1845-46 гг. старый иконостас заменен новым. В 1921-23 гг. утрачена глава, сломаны кровли и оконные рамы. В 1945-66 гг. почти полностью утрачен изразцовый декор крыльца, западный притвор, сооружаются южный и северный приделы и притворысо столбами." В 1812-1814 собор временно закрыт, утварь и имущество вывезены в дом при. Троицком: соборе в Пскове". В 1845-4бгг "старый иконостас заменен новым" В 1921-23гг. утрачена глава, сломаны кровли- и ожонные рамы" В 1945-66гг "почти полностью) утрачен изразцовый декор крыльца" Первые обмерные работы по собору проведены в 1903 г. учащимися старших курсов ВПХУ /Академия Художеств/ В.А. Щуко, Л.К.Шретером,Н.Е. Лансере. Ими выполнены архитектурный обмер плана по нижнему ярусу, северного и западного фасадов, разрез по продольной оси З-В, обмеры кованых деталей западных дверей. Чертежи хранятся в фондах НИМАХ в Ленинграде. В 1909-1911гг., после обнаружения древних росписей, экспедиция в составе Л.Мацулевича, В.Мясоедова, Н.0кунева, Н.Сычева произвела пробные расчистки с последующем фотофиксацией. Фотодокументы хранятся в архиве ЛОИА АН СССР. Раскрытие фресок было продолжено сотрудниками ЦХРМ в 1928-29, 1931, 1933-35гг., а также в послевоенное время - в 1948-49, 1960-66гг. Документация 1966г. хранится в архиве АРМ-4 ЛФИ "Спецпроектреставрация", В 1947-48гг. собор был частично обмерен и обследован П.Н. Максимовым, В 1949-64гг. проводились обмерные проектные и исследовательские работы по раскрытию аркатурного пояса барабана, оконных проемов четверика и декора придельных храмов; восстановлены лемеховая глава, кровли и заполнения оконных проемов. Авторы обмерных и проектных работ архитекторы ПСНРПМ В.АЛебедева и К.А.Дидрихс. Чертежи хранятся в архиве АРМ-4. В 1955-64гг, произведено исследование и составлен проект реставрации крыльца собора /не осуществлен/. Автор проекта архитектор ВПНРК А.И. Хамцов. Чертежи хранятся в архиве АРМ-4.
Архитектурные особенности:Собор расположен в южной части верхней террасы монастыря. Является композиционным центром комплекса. Доминирует над окружающим ландшафтом северо-восточной долины и поймой излучины р.Великой. Построен из известняковой плиты и кирпича /крыльцо/ на известковом растворе. Размер кирпича 28х12х6,5 см. В плане представляет собой трехапсидный храм с двумя симметричными приделами приложенными к северному и южному фасадам четверика, с притвором и крыльцом, охватывающими четверик с запада. Объемно-пространственная композиция состоит из кубического одноглавого четверика под четырехскатной кровлей. Боковые апсиды значительно понижены по отношению к центральной. Объемы приделов и притвора понижены по отношению к четверику. Кровля над приделами, притвором и крыльцом единая, 4-скатная. Северный и южный фасады четверика расчленены тремя лопатками, стянутыми большой аркой, смещенной к востоку /в интерьере- ширина и высота трансепта/ и малой, смещенной к западу /в интерьере - нижние палатки западных угловых членений четверика/. На западном и восточном фасадах четверика сохранились следы трех закомар. Четверик имеет северный и южный дверные проемы и устроенные над ними, в среднем ярусе, оконные проемы с лучковыми, перемычками и наружными, четвертями. Подобные более узкие проемы устроены в арках западных членений /северный проем заложен/. Апсиды жертвенника и дьяконника прорезаны аналогичными проемами; центральная апсида имеет три проема с широкими откосами и арочными перемычками, причем средний проем находится выше боковых. Барабан прорезан восемью узкими арочными проемами. К декору четверика относятся глубокие арочные ниши, расположенные над дверными проемами северного и южного фасадов и орнаментальный пояс барабана. Верхний ряд орнамента составляют ступенчатые арочные нишки, под ними ряд поребрика, бегунец и вновь поребрик. Нижний ряд, восстановленный по сохранившимся стесанным следам В 1953-55 гг. выполнен в виде рельефного аркатурного пояса с треугольным верхом. Глава луковичной формы обита медью и увенчана металлическим крестом. Фасады приделов и притвора ритмично расчленены пилястрами. В простенках расположены широкие оконные проемы с лучковыми перемычками, обрамленные плоскими наличниками с ушами и замком. Боковые проемы западного фасада - ложные. Под кровлей расположен многообломный карниз, крепованный на пилястры. Главный западный вход в собор оформлен в виде крыльца на столбах /северная и южная арки заложены/. Широкий входной арочный проем закреплен металлической связью. Фасад крыльца обильно декорирован печными муравлеными изразцами в сочетании с фигурным кирпичом. Основные мотивы декора изразцов- растительный орнамент. Типы фигурного кирпича - "веревочка", столбики с двумя и тремя перехватами. Техника обработки рельефа - ручная теска. Интерьер собора в целом характеризуется сложностью и неоднородностью пространственной композиции. Структура интерьера четверика аналогична композиции интерьера Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Представляет собой крестовокупольный храм по типу вписанного креста с пониженными подпружными арками, несущими световой барабан. Пространство интерьера четверика формируется центральным нефом, продолженным апсидой и трансептом. Дьяконник и жертвенник отделены от трансепта глухими стенами и образуют замкнутые помещения, связанные с центральной апсидой и четвериком узкими арочными проемами. Центральная апсида и жертвенник перекрыты конхами, дьяконник имеет плоское перекрытие /позднее/. В западных стенах жертвенника и дьяконника устроены прямоугольные глубокие служебные ниши. В северо-западном углу жертвенника находится ниша Г-образной формы. В ее основании положена известняковая плита с вытесанной в центре круглой чашей с небольшими углублениями по наружному диаметру и круглым отверстием в центре чаши. Под плитой устроен очаг, выложенный кирпичом. Над плитой в стены заведен металлический стержень. В северной стене апсиды устроен небольшой арочный дверной проем с углом, скругленным в сторону ниши и очага /проем заложен/. Западные угловые членения первого яруса перекрыты цилиндрическими сводами. Арки, выходящие в интерьеры трансепта, нефа и нартекса понижены по отношению к своду. Две пары столбов нижнего яруса служат опорой аркам. Столбы в сечении имеют слабо выраженную Г-образную и прямоугольную, формы. Во втором ярусе западных компартиментов устроены сводчатые палатки с нишами в восточных стенах и арочными дверными проемами - выходами, на каменные хоры. Площадка хор связана с нартексом каменной внутри стенной лестницей, проходящей в толще кладки западной и южной стен четверика. Помещение нартекса, трех частное в плане, увеличено по оси С-Ю за счет боковых приделов. Центральная часть является продолжением среднего нефа четверика; коробовый свод также продолжает свод нефа, однако в нартексе прорезан двумя парами глубоких встречных распалубок, смыкающихся вершинами в шелыге свода. Западный .дверной проем имеет в интерьере треугольное завершение. Боковые членения нартекса отделены от центрального пониженными подпружными арками, расположенными по оси западных столбов четверика. Коробовые своды устроены по оси 3-В /по оси сводов западных палаток нижнего- яруса/. Пара пониженных арок отделяет пространства придельных храмов от нартекса. Перекрытия приделов однотипны, сочетают конху над апсидой, с коробовыми и элементами сомкнутых сводов. В центральной части сводов сохранились следы оснований барабанов приделов. Своды закреплены двумя парами крупных металлических связей и двумя парами небольших связей по сторонам колец оснований барабана, в направлении С-Ю. Северный придел имеет два наружных оконных проема, расположенных в стене апсиды и в средней части северной стены. Южный придел имеет три оконных проема - два в стене апсиды и один в центре южной стены. Проемы широкие, с глубокими откосами и решетками. В южной стене апсиды южного придела устроены две прямоугольные глубокие ниши. Западная стена, отделяющая нартекс от притвора, частично состоит из стен наружного фасада древнего притвора XVв. и частично перестроена в 1749г. В центре ее расположен перспективный арочный портал бывшего главного входа, обрамленный валиком. По сторонам портала находятся оконные проемы, растесанные в ХVIII в. на месте древних. Аналогичный оконный проем устроен в стене, отделяющей северный придел от помещения притвора со столбом. Южный придел связан с притвором широким арочным проемов. Притвор имеет П-образный план благодаря расположенному по центральной оси крыльцу, обстроенному с северной и южной сторон боковыми помещениями. Свод центральной части притвора относится к XVI в. Его восточная часть опирается на бывшую фасадную стену более раннего притвора XV в., а западная часть - на стену крыльца XVII в. Свод прорезан встречными распалубками, устроенными над дверными проемами и имеет следы распалубок над оконными проемами древнего западного фасада. Столбы боковых помещений притвора, образованные из углов притвора XVI в. при реконструкции 1749 г., смещены к стенам крыльца / к северу и югу/. Столбы служат опорой для сводов середины XVIIIв. Симметрично расположенные оконные проемы боковых помещений притвора / по три в каждом/ аналогичны проемам придельных храмов. Проемы имеют неглубокие округленные распалубки. Крыльцо XVII в. перекрыто кирпичным сомкнутым сводом, ребра которого сходятся на кольце основания небольшого заложенного барабана. Арки крыльца понижены по отношению к своду. Северная и южная арки заложены в 1749 г. Перспективный портал западного входа обрамлен керамическим наличником с изображением виноградной лозы. Габариты: Длина - 32 м Ширина - 24м Высота - 12 м
Общие сведения:Собор Рождества Богородицы - уникальный памятник истории, архитектуры и монументальной живописи начала XIV века. В архитектуре собора сочетаются традиции более ранних культовых сооружений с местными техническими приемами. Своеобразен декор барабана с его сочетанием рельефного аркатурного пояска и характерных рядов бегунца, поребрика и " утопленных" арочных нишек. Парадное изразцовое крыльцо собора не имеет аналогов в зодчестве Пскова.
Предметы особой охраны: Монументальная живопись, Изразцовое крыльцо.
Материалы: камень, местный известняк
Состояние объекта: среднее
Персоны: Довмонт (Тимофей), Даумантас (Daumantas)согласно "Жития князя Довмонта" построен по заказу и на средства князя.
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурно-археологический обмерремонтно-ресставрационные работыархитектурный обмеррасчистка живописи и укреплениеконсервационные
Библиография: Алферова Г.В. Собор Спасо-Мирожского монастыря. Архивное наследство,№ 10,1953Болховитинов Е. История княжества Псковского. Киев, 1831Государственный архив Псковской области, ф.74,оп.1,д.172,1790. л.122 Ведомость монастырей Псковского наместничества; ф.500, оп.1, д.1, 1802 г.,л.1-4 об. Книги описи и учета всего церковного имущества монастыря; ф.39, оп.2, д.586,1811-1814 гг,.л.1-45 Дело о занятии и сдаче архиерейского Снятогорского дома Псковскому Артиллерийскому запасу;Институт " Спецпроектреставрация". Архив, 4.2.8.-71/82/,1960; 4.2.8-66/70/ 1953-67; 4.2.65 /1950/; 4.2.8-62 /63 1957. Материалы по реконструкции собора и благоустройству территории.Лабутина И.К. Историческая топография Пскова XIV-XVвв, М.,1985Лазарев В.Н. Снетогорские росписи. Сб.Сообщения Института истории искусств АН СССР, в.8,1957ЛОИА, ф. Р-1. Метрика собора Рождества Богородицы снетогорского монастыря.; ф.29, д.172, л.33. Дневники К.К. Романова фотоархив, альбомы 0.491, 0.1697, 0.10, 0.272, Негю 18250,18253Максимов П.Н. Зарубежные связи в архитектуре Новгорода и Пскова XI- нач. XIV вв. Архит.наследство,№ 12,М.1960Мацулевич Л. Фрагменты стенописи в соборе Снетогорского монастыря. Пг.,1914Морозкина Е.Н. Новое зодчество Пскова по памятникам Спасо-Елеазарова и Снетогорского монастыря, М.1964, Сборник Исследования по истории архитектуры и градостроительства. Выпуск 1.Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.Охотникова В.И. Повесть о Довмонте. Л., 1985Псковские летописи. М.,1941Сборник МАМЮ, т.VI ,, т.V,VI.Спегальский Ю.П. Памятники культуры. Л.,1960Суслов В.В. Материалы и истории древней Новгородско-Псковской архитектуры. СПб,1887, ЗИРАО, т.III, в.2ЦГАДА, Ф.280, оп.2,д.509,1763 г,с.40-44. Офицерские описи.Чернышев Н.М. Искусство фрески и древней Руси.М.,1954

Собор Рождества Богородицы

Солдатские казармы 96-го пехотного Омского полка-1

Солдатские казармы 96-го пехотного Омского полка
Дата постройки: 1902 - 1904 гг.
Адрес: Псков г./Дружбы пер, 5
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Жилой дом
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
Архитектурный стиль: кирпичный стиль
Историческая справка:Здания построены в 1902-1904 гг. по заказу главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа Великого князя Владимира Александровича по образцовому проекту, разработанному в Высочайше утверждённой комиссии по устройству казарм при Военном Совете Военного министерства. Строительством руководил член Псковской войсковой строительной комиссии гражданский инженер Станкевич Г.Ф. Технадзор со стороны заказчика осуществлял отдельный производитель инженерных работ в гг. Пскове, Порхове и Острове от Управления Петербургского военного округа военный инженер Мазуркевич. Внутреннее устройство казарм было следующим. На первом этаже размещались канцелярии, школы, столовые, кухни, помещения для конвоя. На втором и третьем этажах было по 6 солдатских покоев, цейхгауз, комната для фельдфебеля, комната для вольноопределяющихся и другие подсобные помещения В настоящее время в доме № 5 находится Дом офицеров, а в д.№ 9 расположены магазины и бытовые учреждения.
Архитектурные особенности:Солдатские казармы расположены одна к северо-западу, другая к юго-западу от штабного флигеля на одинаковом расстоянии от него по одной линии на ул. Дружбы. Обе казармы построены по одному образцовому проекту и представляют собой длинные трёхэтажные каменные здания, выполненные в кирпичном стиле. В центре и по бокам здания, где расположены лестничные клетки, фасады оформлены наподобие ризалитов, нарядность которым придают в каждом ризалите /в зависимости от его расположение - угловой или центральный/ свой набор элементов и деталей: пилястр, ниш, обрамлений оконных проёмов, междуэтажных поясков, орнаментов, имитирующих треугольные фронтоны. Ризалиты зрительно сокращают протяжённые линии оконных проёмов средних частей зданий . В свою очередь парное расположение окон с лучковыми перемычками скрадывает монотонность их ритма. Гранитный цоколь, руст на первом этаже, поясок между первым и вторым этажами и большой карниз, завершающий здание, придают единство всем частям строения. По середине боковых фасадов устроены входы с лучковыми перемычками, поэтажные окна, которые освещают коридоры, проходящие через всё здание.
Общие сведения:Образец солдатских казарм начала XX века, выполненных в кирпичном стиле.


Состояние объекта: плохое
Персоны: Станкевич Г.Ф.руководил строительством
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: реставрационные работы не проводились


Солдатские казармы 96-го пехотного Омского полка-1

Солдатские казармы 96-го пехотного Омского полка

Солдатские казармы 96-го пехотного Омского полка

Адрес: Псков г./Комдива Кирсанова ул, 9
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

Адрес: Псков г./Мирожская наб, 2
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения