Ансамбль Спасо-Елизаровского монастыря часть 2

Ансамбль Спасо-Елизаровского монастыря
Дата постройки: XVI в.
Адрес: Псковский район/Елизарово д, Верхолинская волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Монастырь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Ранний период истории монастыря датируется от времени его основания - около 1425 г. до 60-х годов ХУШ в. Об этом периоде существуют отрывочные и иногда противоречивые письменные свидетельства о монастыре в составе апокрифических и агиографических текстов о житии Преподобного Евфросина. "Евфросин Псковский (в миру Елеазар) - основатель Спасо-Елеазарова монастыря (около 1430-х гг.). Родился около 1386 г. в селе Виделебье; умер в 1481 г., по другим сведениям - в 1479 г. Предполагается, что в юности он совершил путешествие в Константинополь. Основанный им Спасо-Елеазаров монастырь существовал на основе строгого общежитийного устава".(2) Церковное предание гласит, что Елеазар (во крещении) удалился в Снетогорский монастырь и там постригся под именем Евфросина. "...влекомый жаждой уединения, он удалился с благословения настоятеля в непроходимое пустынное место, в 25 верстах от Пскова, на берег реки Толвы, близ Псковского озера, именуемого в этом месте Талабским; это было в 1425 году". "В числе братии, собравшейся к Преподобному Евфросину, было три родных брата из города Пскова; один из них Игнатий, несмотря на цветущую молодость, был не только пострижен Преподобным, но и почтен достойным священства. Рукоположенный Владыкою Новгородским Иоанном, Игнатий был первым Игуменом обители, еще при жизни Преподобного его основателя и духовным отцом его. Вскоре после Игнатия пришел другой брат его Харлампий и третий Памфил; оба они также удостоились священства. Эти три брата были как три духовные столпа обители, в которой и настоятельствовапи впоследствии один за другим". ...Впоследствии к ним присоединился четвертый брат, постриженный под именем Мартирия. "Много чудных учеников взрастил в духовном гнезде своем богомудрый Евфросин: Савва, основатель обители в Крыпицах, Досифей, основатель пустынного общежития во имя Апостолов в Верхнем острове, посреди великого озера; Иларион, основатель обители Покрова Богородицы на р. Желчи" (Озерский монастырь). "Преподбный Евфросин с братиею созданной им обители, не только совершал усердно богослужение, но и много трудился, расчищая лес вокруг монастыря для возделывания нивы". "Когда мало помалу начали собираться к Преподобному Евфросину подвижники, ищущие уединения, он построил деревянную церковь во имя трех Святителей, на указанном ими месте и келий для братии. Но тесно было место, обтекаемое двумя рукавами разделившейся реки, и братия просили перенести обитель на другое место. Не согласился на это Преподобный, но предложил им засыпать правый рукав реки: общими силами исполнен был этот тяжкий труд, и река доселе течет одним левым рукавомн.(3) Из этого текста следует, что церковь во имя Трех Святителей и кельи были поставлены уже под горой, на берегу реки Толвы и русла речной старицы. "...старец Евфросин преставился 95 лет от рождения в 15 день мая 1484 года. Братия со слезами погребли его между двумя построенными им церквами, Трех Святителей и Рождества Богородицы". ((3) с. 48) Из текста следует, что на территории монастыря, ко времени смерти Евфросина, находилось две церкви. "По преставлении Преподобного Евфросина, монастырь перенесен на гору, а на прежнем месте устроено кладбище с церковью во имя Преподобного: в новой обители построена каменная соборная церковь трех Святителей, куда перенесены мощи Преподобного Евфросина, почивающие под спудом близ стены за правым клиросом. В последствии присоединен к сему храму придел Рождества Богородицы и построена еще деревянная церковь Преподобного Онуфрия". ((3) с. 89) Сведения, изложенные М.И.Толстым, в целом последовательно раскрывают раннюю историю обители, но в тексте последнего абзаца содержится опечатка относительно перенесения монастыря на гору, тогда как он был перенесен под гору, где и развивалась его дальнейшая история. Вторая неточность касается придельной церкви Рождества Богородицы: древний придел был сооружен одновременно с каменной церковью. Третья неточность касается первой деревянной церкви во имя Ануфрия, переосвященной после смерти Евфросина его именем. Точная дата переноса монастыря на новое место, под гору, не известна. Условная датировка середина - вторая половина XV в. (до смерти Евросина). Существование нескольких церквей на территории монастыря свидетельствует о прочной экономической базе обители. Источники указывают, что во второй половине XV в., еще при жизни Евфросина, монастырь имел приезжий двор в Пскове, на Запсковье в Кузьмодемьянском конце. "На Пустынском дворе останавливался в 1469 г. владыка Иона. Здесь он выспрашивал у псковичей о священной грамоте, положенной в ларь в 1468г. В то время уже существовали монастыри Великопустынский, Никитьева пустынь и Елизарова пустынь. Все они могли иметь подворья в Пскове, но известно в XV в. лишь одно -Елизаровский двор, упоминаемый в летописи в связи с пожаром 1499/1500 г. на Запсковье. Возможно, именно о нем идет речь под 1469 г. Это тем более вероятно, что архиепископ Иона сам посвящал в игумены монастыря Игнатия, родного брата основателя пустыни Евфросина (1459-1465 гг.). Район Елеазаровского подворья локализован псковскими летописями дважды: в 1499/1500 и 1541 гг. Он находился в заулке у старого Примостья".(4) Деятельность Елеазарова монастыря уже в XV-XVTI вв. выходила за рамки уединенного пустынножительства. Известна активная позиция Евфросина в толковании религиозных догматов; свой вклад в борьбу против суеверий внес игумен Панфил, брат Евфросина; известна духовная наставническая роль старца Филофея, поднявшегося до обобщения путей развития русского государства. Все это свидетельствует о том, что с определенного момента своего существования монастырь не оставался в стороне от насущных проблем русской жизни. Монастыри, как самостоятельные хозяйственные образования, принимали участие во внешней и внутренней экономической жизни псковской вечевой республики. Елеазаровский монастырь и вновь основанные по благословению Евфросина Крыпецкой, Верхнеостровский, Озерский монастыри своим местоположением закрепляли северо-западные границы псковских земель. Елеазаров монастырь по своему географическому положению был основан на пересечении двух направлений, имевших перспективу развития. Первое направление, известное со времен княгини Ольги, - водный путь вдоль побережья Псковского (в этом месте Талабского) озера, к Гдову и реке Нарове. Второе - сухопутное, в том же направлении. Известно, что в XVI в. это направление уже было оформлено дорожным трактом.(5) По мнению Е.Н.Морозкиной, посвятившей статью исследованию собора Спасо-Елеазарова монастыря, "перемещение Спасо-Елеазарова монастыря могло быть связано с тем обстоятельством, что к этому времени уже установилась дорога Псков-Гдов"((1) с. 188) Однако вряд ли дорога существовала во времена основания пустыни, ведь Евфроснн уходил в уединение, а не на военно-торговый тракт. Некоторые данные о связи монастыря с дорожной сетью показывают сохранившиеся элементы планировочной структуры монастырской территории, Водный путь от Пскова к пустыни, основанной Евфросином, шел из Псковского озера; далее разделяляся на речной путь по реке Толве и сухопутный, по дороге вдоль реки. Эти пути, традиционные для средневековых систем коммуникаций, были одинаково функциональны, а потому и устойчивы, как для пустыни на горе, так и позднее, для монастыря под горой. На подъезде к монастырю с юга, от дороги, обогнувшей южную возвышенность, открывается вид прямо на собор. Однако линия дороги (ныне утраченной) направлена слегка западнее, к главному входу в храм. Направление этой дороги на подступах к монастырю зависит исключительно от природного рельефа местности и не вызывает сомнений, что первый деревянный собор (а позднее и каменный) был возведен с учетом направления уже существующей дороги, а не наоборот. И если к первой церкви, поставленной на горе, эта дорога тянулась, преодолевая возвышенность, то под горой, у соборного монастырского храма, она завершалась. Интересно отметить и то, что вертикальный уровень дороги в месте ее раскрытия на собор, соответствует уровню площадки, на которую поставлен собор (в среднем 35.00м). (29) После переноса и устройства общежительного монастыря под горой, он стал своеобразным фиксированным пунктом, на котором завершалась существующая дорога с юга; с этого же времени получила развитие ранее неустойчивая дорожная связь между Псковом и Гдовом, проложенная севернее монастыря. Таким образом, перенесение монастыря под гору вряд ли было связано с уже проложенным устойчивым трактом. Напротив, уже после переноса, монастырь под горой способствовал развитию дорожной сети; в то же время, монастырь активно использовал свое местоположение в хозяйственно-экономических целях. В планировочной системе монастырского двора оформился главный северный въезд со Святыми воротами и Святой двор с собором, вид на который раскрывался в полной мере от ворот. И вновь, как на южном подъезде, отмечается градостроительный прием, свойственный средневековой планировочной традиции: дорога к западному входу в собор ведет не прямолинейно, а слегка смещена к западу, в сторону главного входа. Вероятно, между формированием и активизацией подъездных дорог был небольшой временной промежуток, но все же северный въезд вторичен по отношению к южному, так как он ориентирован на более позднюю, но перспективную коммуникацию. Таким образом, монастырь под горой стал связующим звеном на пересечении двух магистральных направлений, важных в военно-торговых отношениях для Пскова, а в дальнейшем - и для русского государства. Причем, исходя из пространственно-планировочной композиции, можно утверждать, что второй каменный собор был поставлен именно на месте первого, деревянного, иначе бы нарушилась установленная связь, столь важная для значения монастыря в системе подъездных путей к нему. (29) В переносе монастыря на площадку между двух возвышенностей просматривается и некий символический замысел, возможно, связанный с религиозной трактовкой такого расположения монастыря. Не случайно Псково-Печерский монастырь также основан в лощине между двумя горками (1473 г.). Святогорский монастырь также расположен между возвышенностями, хотя соборная церковь поставлена на вершине одной из них (1563 г.). В низине под горой расположен Мальской монастырь (сер. XVI в.). Об объектах монастыря XVI в. сохранилось немного сведений. В Псковских летописях единственное упоминание о Елеазаровой пустыни датируется 1505 г. "В лето 7013. Послание игумена Панфила Елизаровы пустыни наместнику великих князей а князю псковскому Дмитрею Володимеровичю Ростовьскому. Из пречестныя обители Рожества святей богородицы и треи святителей Василиа Великого, Григорья Богослова, Иванна Златаоустаго, и преподобных отец наших Аноуфрея Великого и Петра Афоньскаго, благословение и богомоление Панфила игоумена и еже о христе з братьею и Елизаровы пустыни, во Псков, государей великих князей наместнику и еже напред владычества их сущих". (6) Из послания видно, что в монастыре было четыре престола: 1. Рождества Богородицы; 2. Трех Святителей; 3. Преподобного Ануфрия Великого; 4. Преподобного Петра Афонского. В житийной литературе упоминаются две церкви, построенные на нижней площадке -во имя Трех Святителей и во имя Рождества Богородицы. Первое посвящение связано с видением Трех Святителей, указавших место нового храма Евфросину. Второе - во имя Рождества Богородицы, можно предварительно связать либо с праздником Рождества Богородицы, его особым значением для Евфросина, либо с соборным храмом Снетогорского монастыря. Именно по благословению игумена Снетогорского монастыря Евфросин стал основателем новой пустыни, поэтому снетогорский соборный храм во имя Рождества Богородицы также имел для Евфросина особое значение. Относительно церкви во имя Петра Афонского сведений, даже косвенных, не имеется.

Ансамбль церкви Николая Чудотворца

Ансамбль церкви Николая Чудотворца
Дата постройки: XVI в.
Адрес: Псковский район/Виделебье д, Карамышевская волость, в 8 км д. Виделебье
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327
Архитектурный стиль: Древнепсковская школа зодчества
Историческая справка:Церковь Николы датируется сер.ХVIв. по архитектурным формам и основным конструкциям. Церковь построена на родине Ефросина - основателя Елизаровского монастыря, крупного местного религиозного деятеля. В описи церкги 1764г. она значится..." каменная, на оной же церкви на взводах на столбах колокольня каменная, на ней 4 колокола, крыта церковь и колокольня тесом, на церкви глава обшита жестью. На главе крест железный, позалочен ". Клировые ведомости церкви с начала XIX в. упоминают четыре престола: главный - Николы, по левую сторону - Покрова Богородицы, по правую сторону - теплый придел Казанской Богоматери, четвертый - на хорах, Никандра и Ефросина - псковских чудотворцев. В 1758г. с севера пристроен придел Покрова Богородицы на месте древнего ветхого, с запада - притвор. Отдельно-стоящая колокольня построена в 1827-1837 гг. В 1903г. сооружен южный - Казанский придел. В конце ХVIIIв. видимо, многоскатная кровля заменена четырехскатной, существующей ныне. В 1894г. устроены цементные полы в главной /Николы/ и придельной /Покрова Богородицы/ церквях.
Архитектурные особенности:Расположена между поселком Карамышево и станцией Подсевы, по дороге Псков-Порхов, стоит на правом невысоком берегу р.Черехи, не погосте, обнесенном каменной оградой. Это крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный храм. Его основной кубический объем, с пониженными полуцилиндрами апсид с востока, увенчан световым цилиндрическим барабаном с луковичной главой; с запада к нему примыкает притвор, с севера- пониженная придельная церковь с полукруглой в плане апсидой и деревянным декоративным восьмигранным барабаном, увенчанным восьмигранной главкой; с юга - большой поздний придел. К западу, в 8м от церкви находится столпообразная колокольня. Фасады четверика имеют традиционное трехчастное членение лопатками, вверху соединенными между собой двухлопастными ползучими арочками, а в центральных частях арочки срезаны кровлей, под которой проходит карниз. /Кровля - четырехскатная, сооруженная вместо многоскатной/. Световой барабан с четырьмя щелевыми оконными проемами, расположенными по странам света, украшает вверху пояс из уступчатых полукруглых ниш с зелеными поливными изразцами и под ним керамический пояс с храмозданной надписью, выполненной вязью ХVI в. /сохранился не полностью/. Текст надписи следующий:."[НИКОЛЫ В ВИДЕЛЕБЬИ ПРИ ВЕЛИКОМ o ЦАРИ o ГОСУДАРИ КНЯ ЗИ o в ИЧИИ o ВСАСИЛЬЕ ИВАНЕ ВЕЯ РУСИ-ПРИ АРХИЕПИСКУПЕ-СЕРАПИОНЕ- ПРИ СТАРОСТАХЪ.КИРИЛЕ И КОНОНЕ-ПРИ БОЯРЕХЪ-ТИМОКОВЕ СЕМЕНЕ И ГРИГОРЬИ И ВАСИЛЬИ САБУРОВЫХ И ПРИ ЮРЬИ" При перестановке четирех плит в средней части получается следующее: " ИВАНЕ ВАСиЛЬЕвИЧИ И вСЕЯ РО{E}УСИ" На апсидах - щелевые оконные проемы: в малых - по одному, в центральной - два /между ними растесанный оконный проем/. На восточном фасаде четверика сохранилась нишка, на северном и западном -только верхние части нишек, нижние - исчезли при расширении оконных проемов /их сделали с плоскими перемычками/. Глава четверика луковичной формы, с металлическим крестом, покрыта кровельным железом. Под кровляли четверика и северной придельной церкви проходит деревянный профилированный карниз. В интерьере четверика - четыре столба: западная пара столбов - круглая в плане, восточная - имеет округление с восточной стороны. Световой барабан покоится на повышенных подпружных арках. Рукава креста перекрыты коробовыми сводами. Апсиды перекрыты коробовым сводом с конхой. В западной части четверика устроены хоры, на которых в южной и северной частях - палатки. В южной палатке устроена придельная церковка Никандра и Ефросина, в восточной ее стене в нишах - престол, жертвенник и дьяконник. В южной стене -два щелевых проема, в западной - один. Над дверным проемом - распалубка. В северной палатке раньше размещалась ризница. В северной и западной стенах палатки по одному щелевому оконному проему, нишка в северной стене, над дверным проемом - распалубка. Обе палатки перекрыты коробовыми сводами. Вход на хоры необычно устроен снаружи четверика из южного придела, а лестница - у западной стены четверика. В тимпанах трансепта и на парусах сохранились голосники. В южной стене дверной проем с арочной перемычкой в наружной части и стрельчатой на внутренней, над ним расположен оконный проем. В восточном нефе сохранился щелевой оконный проем. В малых апсидах по одному щелевому проему, в главной - три: два щелевых, между ними арочный проем и под ним ниша. К западной стене четверика примыкает притвор, перекрытый коробовым сводом с распалубками над оконными и дверными проемами. Кровля односкатная покрытая железом. С севера к четверику и притвору примыкает придельная церковь Покрова Богоматери, с полукруглой в плане апсидой и притвором и деревянным декоративным восьмигранным барабаном с металлической главой и крестом. Под односкатной кровлей проходит профилированный карниз. Оконные проемы с перемычкой лучковой формы декорированы рамочными профилированными наличниками. Придельная церковь имеет плоское перекрытие, в северной стене - три оконных проема, в западной - дверной, ведущий в притвор северного придела. Последний перекрыт коробовым сводом с распалубками над дверными и оконным проемами стены. На северной стене притвора - один оконный проем. Южный Казанский придел - с пятигранной апсидой, оконные проемы имеют арочные перемычки и металлические решетки. На апсиде окна с перемычками луковичной формы. Южная стена имеет раскреповку. Над центральной частью придела устроен декоративный барабан с главой, покрытой железом. Кровля над центральной частью и притворами -трехскатная, над апсидой - пятискатная. Перекрытие придела плоское. Кровли из железа. На западной стене притвора, над входом в придел, сделан декоративный барабан с металлической главкой. В 8 метрах к западу по оси церкви расположена четырех ярусная колокольня, построенная в стиле провинциального запоздалого барокко. Колокольня состоит из четвериков /квадратных в плане/, завершенных профилированными тягами, по углам - лопатки. В нижних ярусах лопатки состоят из рустов. Оконные проемы второго и третьего ярусов имеют рамочные наличники с замковыми камнями, четвертый ярус "под колокола" с большими арочными проемами. Сферический купол с ограненными углами и люкарнами, расположенными по странам света. В навершии его - маленький деревянный восьмигранный барабанчик, несущий яблоко со шпилем. Арочные проемы нижнего яруса украшены архивольтами с замками. Материал: церковь с притвором и северным приделом сложены из известняковой плиты, оштукатурены и побелены; южный придел из разноцветных валунов, декор фасадов и оконные откосы выложены из кирпича. Колокольня сложена из известняковой плиты, оштукатурена и побелена. Габариты: главной церкви 16 х 14м северный придел 7,5 х 21 м южный придел II х 23 м колокольня 8,5 х 6 м Общие 29 х 32 м Из прежнего богатого внутреннего убранства в церкви Николы сохранился сборный четырехъярусный иконостас середины XIX в. Иконостас в виде сплошной стены, завершается тремя иконами грушевидной формы с деревянными крестами в навершии, над центральной иконой крест с живописным изображением "Распятия". На карнизе помещены колено преклонные резные фигурки ангелов. Иконостас имеет четко выраженные горизонтальные и вертикальные членения, украшен резьбой, которая сосредоточена, главным образом, на Царских вратах, на полуколоннах типа "коринфской", на карнизах. Резьба со следами левкаса и позолоты. Основной мотив ее - ветвь и завитки аканта. На иконостасе помещено восемь резных фигурок ангелов и святых. Они установлены на карнизе верхнего ряда, в центре праздничного ряда, над южными и северными дверями. Иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов, возможно современным иконостасу /сильно загрязнены и со значительными осыпями красочного слоя /выполнены в манере академической живописи того времени. Ряд древних икон из иконостаса в 1960-ые годы вывезены в псковский музей. Из сохранившихся представляют историческую и художественную ценность: 1. Преподобные Никандр и Ефросин с изображением Николаевской церкви с.Виделебье /с колокольней/, XIX в., размер 38Х 81 см /в четверике/. 2. Вознесение Богоматери, ХVIII в. /четверик на правом столбе/. Размер - 100 х 70 ем, 3. Покрова Богоматери - ХVIII в. /в Покровском приделе/. Размер 74 х 67 см.
Общие сведения:Церковь Николы - характерный памятник псковской школы зодчества XVI в. с редкими для подобного круга церкви, храмозданной надписью и керамическим поясом на барабане.

Материалы: камень, местный известняк
Состояние объекта: среднее
Персоны: Архитектор не известенцерковь построена в середине XVI. Колокольня в 1827-1837 гг.
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурный обмерконсервационные
Библиография: Cкобельцын Б.С. Земля Псковская. Альбом Л., 1972, с 187, илл 82,83Государственный архив Псковской области, ф 39, оп.1,е.х. 1127,1132,1140,1143,6480,1178,1764,1230, клировые ведомости за 1814,1818,1820,1823Ю1827,1858,1875-1900ггЛОИА, ф 29, д. 394,л. 8 - материалы К.К. Романова и Э.В. Тессель. Планы и обмеры церковных памятников Псковской губернии / в том числе и Виделебье /.Плешанова И.И. Псковские архитектурные керамические пояса. \Советская археология. М., 1963,, с 220,221Сборник МАМЮ, М., т. V, 1913, с 173, 203,207ЦГАДА, ф 280, оп 3, д.771. Опись Никольской церкви, пог. Виделебье,1764

Ансамбль церкви Николая Чудотворца

Братская могила 2-х тыс военнопленных погибших в концлагере в 19411944 гг

Братская могила 2-х тыс. военнопленных, погибших в концлагере в 1941—1944 гг.

Адрес: Псковский район/Родина п, Завеличенская волость
Типология: Памятники истории
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

Братская могила воинов Советской Армии погибших в 1944 г Здесь же похоронен Герой Советского Союза Обухов

Братская могила воинов Советской Армии, погибших в 1944 г. Здесь же похоронен Герой Советского Союза Обухов Евгений Михайлович (1921-1944)

Адрес: Псковский район/Кебь д
Типология: Памятники истории
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

Братская могила воинов Советской Армии погибших в 1944 г Здесь же похоронен Коровин Илья Семнович (1923-

Братская могила воинов Советской Армии, погибших в 1944 г. Здесь же похоронен Коровин Илья Семёнович (1923-1944), Герой Советского Союза

Адрес: Псковский район/Ершово д, Ершовская волость
Типология: Памятники истории
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения