Монастырь Крыпецкий Иоанна-Богословский Комплекс
Монастырь Крыпецкий Иоанна-Богословский. Комплекс.
Дата постройки: 2-ая пол. XV - XIX вв.
Адрес: Псковский район/Крипицы д
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Монастырь мужской
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327
Историческая справка:История Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря началась во 2-й пол. XV века с устройства пустыни в урочище Крыпецы преподобным Саввой. Савва пришел во Псков из сербского монастыря с горы Афон и жил сначала в Снетогорском, а потом в Елеазаровском монастырях. Получив благословение на пустынножительство, он построил себе хижину на холме рядом с небольшим озером среди непроходимых болот в 20 км от Елеазаровского монастыря. Спустя несколько лет здесь была учреждена обитель и построена деревянная двухпрестольная церковь в честь Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделом святителя Саввы, архиепископа сербского. В благодарность за исцеление жены Псковский князь Ярослав Васильевич Оболенский построил к монастырю дорогу через болото протяженностью 3 км. Тогда же в 1487 г. князь Ярослав по совету с Псковским вече и по благословению соборного псковского духовенства дал преподобному Савве крепостную грамоту на землю с уставом монастырского строения. (1) Таким образом, 1487 год можно считать начальной датой истории Крыпецкого монастыря. Савва умер в 1495 г. и был похоронен по правую сторону храма Иоанна Богослова; через 60 лет в 1554 г. при строительстве новой каменной церкви на месте обветшавшей деревянной, были найдены нетленные мощи Саввы Сербского. К этому времени уже сложился комплекс построек, в котором главенствовала деревянная двухярусная церковь Иоанна Богослова с приделом Саввы Сербского в нижнем ярусе. Южнее и восточнее (?) находилась каменная гробница (часовня?) и деревянная колокольница. (2) Предположительно, к началу нового строительства вокруг монастыря уже были прорыты канавы для отвода воды. В середине XVI в. сформировался комплекс сооружений Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря, дошедший до нашего времени. Исследования особенностей его архитектурного решения содержатся в трудах известных исследователей псковского зодчества: Ю.П. Спегальского (3), Е.Н. Морозкиной (4), Вл.В. Седова (5), однако пока нет достаточно убедительного ответа на вопрос об очередности возведения частей некогда единого центрального монастырского ядра - Соборной каменной церкви, Трапезного корпуса с двухярусным столпным храмом Успения с приделом преподобного Иоанна Лествичника и перехода между ними, а также нет объяснения необычным для псковского средневекового зодчества особенностям архитектуры монастырского комплекса, возникшего среди болот недалеко от Пскова. На основе летописного известия XVI в., посвященного Крыпецам, о завершении в 1557 г. большого строительства каменной церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 1557 год считается датой освящения Собора. (6) Самый ранний источник, в котором имеется описание монастыря - "...письмо Григорья Морозова да Ивана Дровкина 7094 и 7095 (1586-1587) годов...", сохранившееся в копии XVIII в.(7), не приводит никаких датировок, но дает достаточно подробное описание убранства церквей, движимого и недвижимого имущества обители, а также позволяет фрагментарно восстановить объемно-планировочную характеристику построек и топографию территории на конец XVI века: "В Вельской же засаде в Кривовитской губе монастырь Иоанна Богослова камена Крыпецкой, а в монастыре церковь Иоанна Богослова камена, паперть камена же, а на церкве крест деревян, басмы медны золочены, а по ручкам яблока золочены, а на кресте голубчик позолочен, а под крестом яблоко золочено...Да у Иоанна Богослова предел Саввы Сербъскаго..." Здесь же имеется и первое упоминание и описание Трапезного корпуса: "Церковь Успение Пречистые Богородицы каменная трапеза. А на церкве крест железн, плащи медены, золочены (глава?)... Да вверху над церковью Успения Пречистые Богородицы придел Ивана Спасателя Лествицы... Да под трапезою хлебня с службами... Да под трапезою погреб..." В это время уже существовал переход (вероятно, деревянный?): ... "Да промеж церкви и трапезы переход на столбах, а подле перехода клепальница дервянная, а в ней клепало железное....... Да подле церкви Иоанна Богослова колоколница деревянная, а на ней двои колоколы да третие колокола зазвонные. Да под колоколницею часы". Далее идет перечисление построек внутри бревенчатой монастырской стены, а также хозяйственных построек и угодий вне ее: ... "Ворота Святые каменные, а на них три верхи, один бочкою выведен деревян, а на них три креста железных, а напереди писаные святые. ... Да в монастыре же кельи: келья игуменская с сенъми, да подле сеней келья гостиная, да подле игуменской же кельи келья нова, да братцких двадцать две кельи. Два ледника, один естовой, а другой питей. Келья квасная, а подле ее поварня квасная... Келья поваренная с сеньми, а возле ее стовная поварня, ... Да подле поваренной кельи озерко невелико копанец, а около озерка семь житниц да солодожня, а в житницах хлеб монастырской... Да подле монастырских конюшенных дверей три житницы. Да подле монастыря конюшенной двор, а на дворе две кельи, у одной клетачка, а у другой чюлан. Да две конюшни, а в конюшнях ... лошади монастырские. Хозяйственные постройки и угодия вне стен монастыря: "...Да у монастыря ж за лесом в крипицких деревнях селцо Коровье, что была деревня Гора. К селцу ж припущено деревня Пустая, Крыпец починок, мелница да пустошь, что был починок по речке, а в нем двор монастырской... А под селцом мельница, мелет на монастырь. Пашни добрые земли пять четвертей с полуосминою, да перелогом двадцать три четверти без полуосмины в поле, а в дву потому же сена восемьдесят копен. Да у монастыря ж за лесом двор коровей монастырской, что была деревня Коровники, а держат в нем монастырскую животину ... двадцать восмь животин. Пашни перелогом семь четвертей в поле, а в дву потому ж сена семьдесят копен. Лесу около Крыпецкого монастыря пашенного и непашенного стари рощи вдоль на три версты, а поперег на четыре версты. Да в той же Мшарине два озерка, а меж их из озерка в озерко течет речка, да из озерка ж течет речка Щирица, а ловят в тех озерках и в речках рыбу всякую белую на монастырский обиход. А мерою одно озеро вдоль и поперег по версте, а другое вдоль полверсты, а поперег четверть версты. Да под монастырем прудец копан по смете на полосмины, а в прудец из большого озерка прокопан исток". Это подробное описание, составленное государевыми чиновниками, характеризует комплекс Иоанно-Богословского монастыря в пору его расцвета, когда в период становления единого Российского государства монастырские центры становятся важнейшими проводниками общенационального православия, культуры, новых архитектурных традиций и политики единения Русской Земли. XVII столетие в истории монастыря плохо отражено в исторических источниках, нет описаний комплекса построек и материалов о строительной деятельности в монастыре. К XVII веку (?) относится появление каменной звонницы, вместо перехода на столбах между Собором и Трапезной церковью, изображенной на иконе 1-й пол.ХГУП в. из Крыпецкого монастыря (7), сооружение близкое по виду к псковским звонницам: каменная южная стена с пятью пролетами, в первом ярусе две арки проходов, между которыми - киот (?), здесь она представлена в нетрадиционном варианте - "звонница-переход". Обитель в XVII веке относилась к числу первых псковских и располагала средствами для строительной деятельности. К этому периоду относится пребывание в "иночестве" в обители ближнего боярина царя Алексея Михайловича, бывшего начальника Посольского приказа и Псковского воеводы Афанасия Лаврентьевича Ордын-Нащокина. Постригшись в 1672 г. он пробыл в монастыре до самой смерти в 1680 году. Какие именно постройки можно отнести к этому периоду, неизвестно. Состояние монастыря в XVIII веке отражено в архивной Ведомости за 1739 - 1741 гг. (8), из которой видно, что в составе построек мало что изменилось по сравнению с описанием XVI в., но отражена картина оскудения монастыря и обветшания многих построек. Судя по описи, в монастыре было всего 4 кельи, которые, видимо, располагались в один ряд. На территорию собственно монастыря, ранее занятую кельями, переместились житницы, "мшеник", квасоварня и кузница. За пределами ограды по-прежнему стоят ветхие солодежня и рей. Хозяйственный комплекс, в котором показаны строения конюшенного и "скотского" дворов, был вполне достаточен для малочисленной братии, но довольно беден; многие постройки показаны ветхими; новыми были только "мшаник", одна привратная и одна гостевая избы. В 1751 - 59 гг. проводится серьезная реконструкция и восстановление обители, связанное с игуменом о.Иоаникием, который служил одновременно управителем псковского Архиерейского дома. Вероятно, к этому времени следует отнести архитектурные изменения в ядре монастырских построек, отраженные позднее в ведомости монастыря 1764 г. (9) В 1764 г. по указу Ея Императорского Величества была "учинена" ведомость монастыря с обстоятельным описанием обители на Екатерининский период, которая была связана с проводимой в России секуляризацией церковного имущества. В "Ведомости" зафиксирован собор Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с придельной церковью Саввы Сербского, трапезный храм Успения Пресвятой Богородицы, но уже не упоминается верхний придел преподобного Иоанна Лествичника; в подклете собора, под приделом Святителя Саввы Сербского появилась часовня, где под спудом помещены мощи преподобного Саввы Крыпецкого. На переходе между собором и трапезной церковью исчезает стеновидная колокольня; колокольня появляется в виде надстройки над столпом Успенской церкви - восьмерик на четверике, в результате церковь из чисто трапезной превратилась в тип "иже под колоколы": ..."колокольня каменная круглая семиугольная, крыта тесом, глава обита чешуею (т.е. лемехом), крест на главе железной, на ней девять колоколов, часы железные русские (т.е. без циферблата с отбитием перечасья), ветхие". "Под соборной церковью и под трапезою" показаны три погреба (раньше под Трапезой были хлебня, поварня и хлебник). В Трапезе вместо одной "келарской", а потом "властелинской" кельи показаны уже две кельи в основном ярусе. Переход крыт тесом. В описании показаны новые строения, появившиеся в середине XVIII в.: "...келий настоятельские с сенми о едином апортаменте..., братских две келий с сенми о едином апортаменте...". "В том монастыре могазейнов 4... В них в наличности казенного хлеба... Вокруг того монастыря ограда деревянная на 180 саженях, крыта тесом. При том монастыре конюшенной и скотской двор, в нем строения: три избы с сенми, амшеник...; анбар с конскими стойлами да при нем два анбара, 1 -и для конюшенных припасов, 2-й для клажи сена и соломы...; скотских два хлева... в них 10 скотин. Вокруг того двора забор и с поветьми... Баня с сенми... При монастыре огород, обнесен стрех сторон стоячим тыном, а с четвертой стороны монастырская ограда и хлебная могазейны...". К монастырю с двух сторон вели две проезжих дороги через мхи и болота по мосту на 8 верст, который надо было чинить. Починкой занимались крестьяне монастырских вотчин. Единственное, достаточно условное изображение Крыпецкого монастыря показано на специальном геометрическом плане 1782 года Генерального межевания, составленном военным землемером прапорщиком Иваном Неклиным. (10) К началу XIX века многие постройки монастыря сильно обветшали. Начало новой реконструкции обители положил митрополит Евгений (Болховитинов), воздавший первое описание истории Крыпецкого монастыря. (1) Он много сделал для возрождения обители. В 1817 г. вокруг монастыря была выстроена деревянная ограда с 6-ю башенками. С 1818 по 1821 гг. построена дополнительная система небольших каналов, выходивших к главному соединительному - от Большого озера к Святому озеру и речке Крыпишинка. В 1819 г. вне монастырских стен выстроен новый скотный двор. С 1820 года архиепископ какое-то время жил в обители и разбирал старые монастырские архивы. Он сам датирует 1820 годом кардинальную реконструкцию колокольни и надстройку завершения в виде шпиля. Проемы в ярусе звона старой восьмигранной колокольни были заложены. Над восьмериком надстроено круглое невысокое основание из плиты для нового круглого в плане кирпичного яруса звона с 8-ю проемами. Над ним - два пониженных, постепенно сужающихся яруса, которые являлись переходом к стройному коническому шпилю с яблоком и крестом. Колокольня превратилась в стройную доминанту, "парившую" над бескрайними просторами окружающих болот. Не исключено, что проект этой перестройки был выполнен псковским губернским архитектором Францем Ябсом, много работавшим в Пскове над гражданскими и епархиальными постройками. В Трапезном корпусе была проведена реконструкция всех помещений: были отремонтированы старые и пристроены новые каменные кельи игумена и братии, которые занимали теперь весь Трапезный корпус. (11) Реконструкция закончилась к 1822 году и совпала с отъездом архиепископа Евгения из Пскова. В этот же период была проведена большая реконструкция в нижнем ярусе собора и завершение верхнего яруса галерей со сводами вокруг основного четверика; с северной и западной стороны появились треугольные фронтоны, а у западного фасада - новое крыльцо. Изменился и переход: во втором ярусе устроены лишь небольшие оконные проемы, под переходом - свечная палатка. По документам не известно, в каком состоянии пребывал в этот период весь комплекс деревянных хозяйственных построек монастыря, но его древнее каменное ядро пережило при архиепископе Евгении (Болховитинове) второе рождение. К 1864 - 65 гг. относится строительство новой кирпичной на валунном основании ограды по периметру главного ядра монастырских зданий, образовавшей прямоугольный в плане двор (остатки ограды были разобраны в 2006 г.). Она была построена на сборные и собственные средства настоятеля архимандрита Анатолия (1860 - 1885 гг.). (12) Комплекс Крыпецкого монастыря, сложившийся к 1871 году, запечатлен на известной фотографии К.И. Кампрада (13), на которой видна северная стена ограды с воротами-калиткой, увенчанными башенкой; дорожка и мостки через отводную канаву, идущую вдоль ограды. По свидетельству М.Темноборского, главные южные ворота также были простой архитектуры, как и каменная привратная часовня с главкой, очень древняя, получившая такой вид в результате позднейших перестроек. (14) Вероятно, в 1860-х гг. появился деревянный братский корпус с галереями с западной стороны, крытый гонтом, с 14 кельями для братии. На фотографии Кампрада он виден в северо-западном углу. В эти годы Трапезный корпус называется "настоятельский дом". В 1871 г. в монастыре появилось отдельное здание гостиницы одноэтажное с мезонином, с помещениями для приюта богомольцев, выстроенное из монастырского леса и крытое тесом. Местоположение ее неизвестно, она сгорела в 1893 г., а в 1894 г. длинное здание гостиницы было выстроено "в стене" ближе к южным воротам. За братским корпусом находился еще дровяной сарай. (14) В конце XIX и начале XX вв. в составе построек принципиальных изменений не было. На 1 января 1887 г. "Богословский Крыпецкий мужской монастырь в Псковском уезде" числился "заштатным". (14) Единственное изображение восточной стены каменной ограды с угловыми башенками относится к 1910 г. (15) Башенка квадратная в плане с карнизом под свесом крыши; на наружных фасадах видны углубления-филенки с арочным верхом. Четырехскатная крыша переходит в сферическую, завершается фонариком с ложными окнами и высоким шпилем с флажком. Как и раньше, хозяйственные постройки монастыря и некоторые святыни находились вне центрального ядра. Они упоминаются в Ведомости имущества монастыря за 1901 - 1910 гг. (16) За южными Святыми воротами находилась каменная привратная часовня. В 1905 г. вне ограды был построен 2-х этажный странноприимный дом, сгоревший в 1913 г. В том же году вместо него построена бревенчатая на каменном фундаменте гостиница на 13 нумеров. На юго-восток в 28 саженях от монастыря находилась бревенчатая кузница. За ней далее на юго-восток в 13 саженях был бревенчатый сарайчик для складывания рыболовных принадлежностей. На юго-запад в 50 саженях от монастыря находилась бревенчатая баня, построенная в 1913 г. вместо старой. За баней в 25 саженях - деревянная на столбах поветь для дров, за ней в 67 саженях на запад еще две повети. На запад в 109 саженях от монастыря находилось кладбище, в небольшой деревянной ограде. На кладбище была часовня деревянная обшитая тесом с четырьмя столбами по углам и 16 круглыми колоннами, по 4 на каждой стороне, с куполом, увенчанным главкой и крестом. За кладбищем в 75 саженях на запад находился колодец. Его сруб накрывала крыша на 4-х столбах крытая щепой, увенчанная небольшой главкой и крестом. Этот колодец, по преданию, был вырыт Саввой Крыпецким. Рядом с кладбищем на восток к монастырю находился бревенчатый погреб с печкой (?). На северо-восток в 25 саженях от монастыря находился скотный и конский двор с хозяйственными постройками: дом деревянный бревенчатый двухпятистенный с каменной кладовой посередине, на каменном фундаменте; поветь и конюшня бревенчатые; поветь и ледник; пятистенный бревенчатый дом, соединенный с ледником коридором. Все эти постройки сооружены в 1912-1913 гг. при игумене Иоанникии. Кроме них были еще кладовая, сарай и поветь для сена, а также пятистенный бревенчатый дом, сарай и старая конюшня. Тут же, посередине описанных построек, находился бревенчатый скотный двор с четырьмя трехсаженными хлевами. На северо-восток за скотным двором находился пятистенный бревенчатый дом для прачечной. На северо-восток за скотным двором находился пятистенный бревенчатый дом для прачечной. За поветями располагался молодой фруктовый сад, огороженный деревянной изгородью, в котором было около 200 фруктовых деревьев и несколько кустарников. Сад был насажен в 1912 г. при игумене Иоанникии. На север от монастыря в 70 саженях находилось гумно с ригой бревенчатое с кирпичными столбами. Позади гумна на севере был бревенчатый амбар. На третьей версте от монастыря, на границе монастырских владений, на дороге в Псков (в начале Ярославова моста?) находилась Арка. Ее столбы были деревянные, обшитые тесом, а дуги железные выкрашенные масляной краской. На Арке были иконы в киоте: в сторону монастыря -Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов; в сторону Пскова - Псковские чудотворцы: Св.Савва Крыпецкий, Св.Евфросин и Св. Преподобный Никандр. Еще одна часовня, находившаяся вне монастырских земель, принадлежала к монастырской округе: "...Деревянная, обшитая тесом, увенчана одним железным крестом, находится на четвертой версте от монастыря по дороге, ведущей в город Псков, на казенной земле в лесу, построена в память исцеления на сем месте Преподобным Саввою Крыпецким Чудотворцем во время его земной жизни псковской княгини Оболенской". (16) В период Октябрьской революции монастырь был разграблен и закрыт. После реквизиции монастырского имущества в 1918 г. большая часть построек была занята вновь образованным совхозом "Крьшецы" Торошинской волости, что отражено в Клировой ведомости за 1921 г. (17) Древние постройки монастырского ядра - соборный храм и Трапезный корпус, как представляющие историческую ценность, в 1921 г. были приняты на учет и под охрану Псковским отделом по охране памятников искусства и старины. В 1921 г. после урагана была разобрана ветхая сень колодца, по преданию вырытого самим преподобным Саввою. Этот колодец располагался в 150 метрах к западу от монастырского кладбища. В 1922 г. по просьбе жителей окрестных деревень, был составлен договор на "бессрочное" пользование соборным храмом, колокольней и Трапезным корпусом. В результате из Трапезного корпуса в деревянный монастырский дом был переселен располагавшийся там приют для беспризорных детей. В 1923 г. монастырь был закрыт окончательно. (18) Документальных сведений о состоянии строений монастыря в предвоенные и военные годы до 1946 г. не имеется. Известно, что в 1930 г. монашеские могилы были срыты бульдозером. В нижнем ярусе собора держали совхозный скот. В храме Иоанна Богослова в верхнем ярусе собора было обустроено жилье для совхозников. Есть известия о том, что в 1941-43 гг. в бывшем монастыре среди непроходимых болот скрывались партизаны. Фашисты, по рассказам, даже укрепляли Ярославов мост, чтобы иметь надежный доступ к одному из более удобных мест для базирования партизан близ Пскова. В 1943 г. немцами проводились широкомасштабные действия по уничтожению партизанских баз. В этот период, вероятно, были разгромлены монастырские стены, взорваны и выжжены постройки. К 1946 г. от монастыря оставались в руинах лишь собор Иоанна Богослова, колокольня с Трапезным корпусом и переход между ними в виде груды щебня. Руинированые постройки служили пристанищем для скота местной сельскохозяйственной артели. Весной 1958 г. на кладбище над могилой преподобного Корнилия были возведены дощатая часовня-усыпальница и кладбищенская часовня. Судя по сохранившейся фотографии, постройки были спроектированы профессиональным архитектором: усыпальница была с 4-х скатной крышей и арочными оконными проемами на фасадах; часовня - одноглавая, тоже с арочными оконными проемами. Обе постройки были подожжены осенью 1958 г. местными богоборцами. На рубеже 1950-60-х гг., когда о монастыре стало известно, местные власти решили взорвать остатки построек. Это не удалось, благодаря исследованиям истории архитектуры монастыря, которыми долгое время занималась известный архитектор Е.Н.Морозкина.( 19,20) При содействии крупных ученых г. Москвы и Министерства культуры Крыпецкий монастырь поставили на государственную охрану как памятник республиканского значения, выделили средства на возобновление крыши собора а также его частичную реставрацию. Работы по восстановлению были выполнены в начале 1960-х гг. В 1983 г. в пожаре сгорели крыши собора и колокольни, а также глава собора, сохранявшая свою форму с середины XVIII в.(?) Разрушение монастыря было дополнено тем, что на его землях стали добывать торф, были высушены два красивейших озера Ширицкое и Кривицкое, был засыпан канал, дававший воду монастырскому озеру. В результате всех этих непродуманных действий, стало зарастать Святое озеро, была заболочена дорога к монастырю, построенная еще в VI в. князем Ярославом Оболенским. (21) Постановление правительства от 16.06.1988 г. № 816 о комплексной реконструкции и реставрации памятников истории и культуры в Новгороде и Пскове дало реальную возможность для спасения сохранившихся построек монастыря. С 1990 г. началось возрождение монастыря, когда жители Торошинского сельсовета обратились в Псковское районное отделение ВООПИК с просьбой о помощи в передаче храма Иоанна Богослова Крыпецкого монастыря общине Русской православной церкви. При поддержке органа охраны памятников, районной администрацией был заказан проект новой подъездной дороги к монастырю через болота и земли подсобного хозяйства "Мелиоратор". 10 сентября 1990 г. состоялось первое богослужение в разрушенном храме Иоанна Богослова. Тогда же был открыт специальный счет и сделано сообщение в прессе о сборе пожертвований. Настоятелем будущего монастыря был назначен о.Дамаскин, который начал заниматься сбором братии, средств и строительных материалов. Руководство работами по восстановлению храмов взяла на себя Генеральная дирекция "Псковреконструкция". Были начаты научно-исследовательские и проектные работы, продолжавшиеся в 1991-92 гг. Одновременно работы на памятнике были начаты братией монастыря. Развернуть реставрационные работы не удавалось до 1993 г. из-за дороги, остававшейся непроезжей, а также из-за приостановления федерального финансирования по Постановлению № 816. Зимой во время урагана снесло временную крышу собора. Руководство Епархии обратилось за помощью к Администрации Псковской области. 11 ноября 1994 г. вышло Распоряжение Администрации Псковской области № 588-р "О восстановлении Крыпецкого монастыря", были скоординированы усилия и средства на восстановление обители. К середине 1995 г. были завершены работы по прокладке дороги, в 1995-96 гг. проведен комплекс осушительных работ. Вблизи центрального ядра появились два новых пруда и расчищено Святое озеро в своих прежних границах. К 10 сентября 1995 г. - торжествам по случаю 500-летия со дня кончины преподобного Саввы Крыпецкого, были завершены реставрационные работы в приделе Св. Саввы и частично в верхнем храме. Работы в соборе продолжались еще в 1996-97 гг., а затем были приостановлены из-за полного прекращения федерального финансирования. До 2001 г. реставрация собора велась на средства добровольных пожертвований и в основном была завершена. Отделочные работы продолжались общиной самостоятельно.(22) Было выстроено по собственному замыслу строителей крыльцо западного фасада, а также построен переход по проекту псковского архитектора Александра Сергеевича Кузнецова. Кузнецов проектировал и другие постройки, в частности, Святые и хозяйственные ворота и новую ограду монастыря. На территории собственными силами монастыря под руководством о.Дамаскина построены кирпичный братский корпус и дом наместника. На хозяйственном дворе построены скотники, дома трудников, картофелехранилище. Оборудованы колодцы и скважины, пасека, питомник, огороды и пастбища. В настоящее время ведется масштабная реконструкция Трапезного корпуса силами монастыря под руководством о.Дамаскина.
Архитектурные особенности:Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь находится в Псковской области, Псковском районе, Торошинской волости, примерно в 22 км от Пскова. Территория монастыря окружена лесами и болотами. Для подъезда к монастырю в 1991-1995 гг. через болота проложена дорога с северо-запада. Первая древняя дорога XV в., с юга, требует ремонта. В настоящее время большая часть территории'монастыря расчищена от дикой растительности. Несмотря на многочисленные утраты, как и прежде, центром объемно-пространственной композиции является комплекс культовых построек: Собор Иоанна-Богослова и церковь Успения Богородицы с колокольней и трапезной палатой, соединенные переходом. Сформировавшийся в период с 1555 по 1586 гг., он вобрал в себя все элементы, характеризующие его объемные и силуэтные решения до настоящего времени. При отсутствии ярко выраженного центра, объемы построек образуют в пространстве достаточно спокойную уравновешенную композицию. Статичность ее определяют уширенное основание галерей собора и значительный объем трапезного корпуса. Противовес - ступенчато убывающие вверх объемы, вертикали глав и колокольни. Следует отметить некоторые утраченные ныне особенности структуры территории монастыря в границах исторического ядра, внутри ограды (деревянной, а в XIX в. каменной с тремя угловыми башенками и тремя воротами - южными, западными и северными), имевшей достаточно простую прямоугольную форму. Смещение комплекса храмов к восточному пряслу ограды естественно увеличивало глубину пространства у западного прясла, что позволяло воспринимать его во всей монументальности при подходе с южной стороны, где в западной трети южной стены монастырской ограды находились Святые ворота, которые были ориентированы на дорогу, существовавшую со времени основания монастыря в XV в. (ограда и ворота ныне не существуют). Естественным зеленым фоном для построек комплекса служили большие липы, высаженные вдоль восточного прясла (ныне частично утрачены). С бывшей монастырской дороги панорама комплекса не раскрывается до конца, т.к. массивный объем трапезной палаты с церковью, вырастая при приближении, заслоняет собор. Вероятно, находясь в достаточно замкнутой природной среде, комплекс был рассчитан на локальное восприятие внутри своей собственной территории. Ныне восприятие комплекса изменилось. С новой автомобильной дороги с северо-запада он приближается к наблюдателю всей своей массой, фронтально, поражая зрителя не только монументальностью, но и удивительной простотой и значительностью. (24) Собор Иоанна-Богослова одноглавый трехапсидный четырехстолпный храм, стоящий на высоком подклете. С севера он имеет ризницу, с юга одноапсидный придел. Центральная часть собора занята холодной церковью Иоанна-Богослова, под ней в подклете находится церковь мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Верхний этаж - придельной церкви Саввы Сербского, нижний - Саввы Крыпецкого. Собор перекрыт корбовыми сводами и повышенными подпружными арками, несущими световой барабан. Придел перекрыт крестовым сводом с заложенным круглым основанием светового барабана. Фасады собора имеют традиционное для храмов Пскова ХУ-ХУ1 вв. трехчастное членение лопатками с лопастными завершениями (не сохранились). На барабане восемь щелевидных оконных проемов. По верху барабан декорирован аркатурным пояском, под которым расположены три традиционных пояска -между двумя рядами поребрика пропущен ряд бегунца. Такой же декор имеют апсиды собора и придельной церкви. На центральной апсиде собора (большей по размерам и высоте, чем боковые) - имеются валиковые разводы. Оконные проемы церкви с арочными перемычками. Оконный проем центральной апсиды декорирован валиковым наличником. В интерьере четверика на стенах большие арочные ниши для икон. Собор построен из известняковой плиты. Основные габариты: 18 х 19 м; высота - 24,4 м. (23) Трапезная выстроена одновременно с колокольней и составляет с ней единый объем. По снимку XIX - начала XX вв. трапезная представляла собой двухэтажную постройку. Сама трапезная размещалась во 2-м этаже и представляла одностолпную палату, перекрытую сводами. Перекрытие не сохранилось, и лишь в остатках конструкций стен просматриваются следы пят сводов. Первый этаж трапезной перекрыт цилиндрическими сводами. С южной стороны, обращенной к озеру, трапезная имела ряд помещений: в 1-м этаже была поварня, а во 2-м -келарская. Колокольня столпообразная. Мощный столп вырос в результате надстройки над древней столпообразной церковью. Она представляла собой тип восьмерика на четверике. Верхний пятый ярус колокольни был сооружен в 1820 году. 4-й ярус - это первая надстройка над церковью Иоанна Лествичника. 2-ярус - трапезная церковь - двухстолпный храм, перекрытый крестовым сводом. Помещения первого яруса перекрыты сводами, лежащими на подпружных арках. В декоре фасадов имеются элементы московской архитектуры: арочные оконные проемы трапезной и колокольни в нишах с килевидными арками. Строительный материал - известняковая плита. Основные габариты: 28 х 22 м. Южнее комплекса монастырских храмов расположен пруд-копанец XV в. (расчищен), называемый Святым озером. В нем имеется Святой источник, оборудованы деревянные павильоны крестильни и купальни. Восточнее и северо-восточнее имеются искусственные водоемы, вырытые в 1995 и 2002 гг. для понижения уровня грунтовых вод. Юго-западнее находится новый дом архиерея, построенный в 1990-х годах, который занимает несоответствующее ему место, дисгармонирует с древними храмовыми постройками и затрудняет дальнейшую регенерацию территории монастыря. Дом наместника и Братский корпус, построенные также в 90-е годы XX столетия, расположенные с северо-востока от комплекса храмов, занимают более корректные позиции по отношению к нему, организуют территорию с северо-востока визуально и подчеркивают ее жилое назначение. В северо-западной части территории расположена возникшая в конце XX в. и бурно развивающаяся жилая застройка монашетвующих, включающая также все новые хозяйственные постройки. Она занимает, практически, свое историческое местоположение и не влияет отрицательно на визуальное восприятие комплекса храмов монастыря, а лишь дополняет его объемно-пространственную композицию. Северо-восточнее хозяйственно - жилой зоны находится электроподстанция. Жилые дома монахов справа от главной подъездной дороги отрицательно влияют на визуальное восприятие комплекса храмов монастыря и дисгармонируют с их историческим обликом. На северо-западной границе современной территории Крыпецкого монастыря в настоящее время возведена новая ограда с двумя воротами: на подъездной дороге стоят новые Святые ворота, у которых снаружи строится автомобильная стоянка; севернее, ближе к хозяйственной зоне монастыря - ворота хозяйственного въезда. Справа от дороги при въезде в монастырь находится сохранившийся ныне фрагмент монастырского кладбища с могилой Преподобного Корнилия. Слева - между дорогой и хозяйственно-жилой зоной - разбиты огороды. Севернее Братского корпуса в 1995 г заложен молодой фруктовый сад. Площадь территории монастыря в границах объединенной зоны охраны памятников истории и культуры, совместно с территорией на северо-западе вдоль реки Белянки, представленной монастырю в постоянное пользование, составляет 2976 га.
Общие сведения:Крыпецкий монастырь имеет выдающееся значение в истории Псковской земли. Его заметная роль в истории государства российского отразилась в строительстве сложного и довольно необычного архитектурного комплекса на уединенном островке среди диких болот. В комплексе построек монастыря отражены самобытные черты культовой архитектуры Псковской земли середины XVI века и влияние на нее московской и новгородской школ зодчества.
Предметы особой охраны: 1. Исторически сложившееся функциональное зонирование территорий монастыря. 2. Объемно-пространственная структура комплекса культовых построек монастыря: Собора Иоанна-Богослова и церкви Успения Богоматери с колокольней и трапезной палатой, соединенных переходом. 3. Древние липы у восточного фасада Собора. 4. Местоположение и прямоугольная форма древнего пруда-копанца XV века. 5. Местоположение древнего монастырского кладбища к северо-западу от Собора. 6. Местоположение Святого колодца, вырытого о.Саввою. 7. Направление (юго-восточное) древней дороги к монастырю "Ярославов мост", проложенной в XV в. 8. Направление древнего пути (северо-западное), по которому пришел о.Савва из Елизаровского монастыря по Гдовской дороге.
Состояние объекта: хорошее
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурный обмеркомплексные научные исследованияконсервационныеконсервационныекомплексные научные исследования, проект реставрации и приспособления
Библиография: ГАПО, ф.496; 567; 39; Р-590Морозкина Е.Н. Новое в зодчестве Пскова XVI в. \ Исследования по истории архитектуры градостроительства. М., 1964, с.206-214Охотникова В.И. Рукописная традиция Жития Саввы Крыпецкого.\ ТОДРЛ, т.52. СПб., 2001, с.324Преосвященный Евгений (Болховитинов), архиепископ псковский и изборский. Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь. ДерптРГАДА, ф.280Седов В.В. Псковская архитектура XIV-XVI вв. М., 1996., с.131-136, 142-145Спегальский Ю.П. Псковские каменные жилые здания XVII в. Л.-М., 1963.