Усадьба Дюбеса Крачки

Усадьба Дюбеса Крачки
Дата постройки: XIX в.
Адрес: Плюсский район/Которск д, Плюсская волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542






Состояние объекта: удовлетворительное

Усадьба Левенгагена с парком

Усадьба Левенгагена с парком
Дата постройки: XIX в.
Адрес: Плюсский район/Лющик д, Плюсская волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: ПТУ N 17







Состояние объекта: удовлетворительное

Усадьба Лог

Усадьба "Лог"
Дата постройки: XIX в.
Адрес: Плюсский район/Лог д
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Музей
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Автор, строитель - неизвестны. Имение Лог находилось в Гдовском уезде Псковской губернии. Усадьба Лог в начале XIX в. принадлежала В.Зиновьеву, участнику войны 1812 г., связанного дружбою с декабристами. До 1837 г. усадьбой владела его дочь - Александра Васильевна Зиновьева, получившая Лог в приданное. В 1837 г. усадьба Лог была продана генерал-майору Щетинину. В 1843 г. неподалеку от усадьбы Лог строится часовня Митрофания Воронежского. Судя по отдельным сохранившимся деревьям, возраст которых порядка 150 лет и выше (дубы, липы), парк в усадьбе Лог был заложен в первой половине XIX в. и продолжал создаваться до 1890-х гг., о чем свидетельствует возраст большинства старовозрастных деревьев: лип, елей, берез, возрастом 110-140 лет. В 1870-е годы усадьбой владеет помещик Г.фон-Ремер, участник Крымской компании, полковник в отставке. В 1890-е годы он передает усадьбу крестьянам. С 1890-х гг. Логом владеют Варвара Николаевна Писарева и ее дочь Ольга Константиновна Гориневская. В 1895 г. О.К.Гориневская знакомится с М.В.Ямщиковой, которая с этого года почти каждое лето бывает в усадьбе Лог. Имя писателя Ал.Алтаева известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Ал. Алтаев - псевдоним Маргариты Владимировны Рокотовой (в замужестве Ямщиковой). Она прожила долгую жизнь: родилась в 1872 г., умерла в 1959 г., соединив в себе два века русской культуры. Ее книги говорили о великой человеческой мысли и будили в читателе любовь к истории и культуре мира .... Это труд семидесяти лет в литературе, подвижнический труд просвещения, могущественной деятельной педагогики". В 1926 г. М.В.Ямщикова покупает у Гориневекой флигель от дома в усадьбе Лог. С восторгом вспоминала писательница о первых годах жизни в этом маленьком доме: "Мы приезжали в Лог партиями: сначала энергичный Речной, потом - не менее энергичная Люся и, наконец, я - глава семьи и добытчик средств, и каждого из нас Лог очаровывал по-своему... Все нам казалось необыкновенным, очаровательным. Приводила в восторг мысль, что можем жить спокойно, все вместе, в чистоте, у себя в скромном и таком уютном домике на берегу Плюссы, в чудесной, ласкающей глаз местности. Кругом как будто только одна природа - не видно никакого жилья. Даже знакомый большой дом и тот загорожен с стеной сирени. Под окнами куст шиповника. Против приветно раскинула свои тенистые ветви огромная ель, посаженная еще маленькой Олей, когда ее привезли сюда впервые. А у самой террасы ствол березы, однолетки ели, развесистой, широкой, точно обнимающей наш домик. Выглянешь из окна светлого веселого коридора - зеленый скат, переходящий в луг. А за Плюссой - даль на много верст с серебряной извилистой лентой красавицы реки. А воздух свежий, ароматный, пьянящий, которым не дышишь, а который пьешь. И тишина… зеленая тишина…". Поздней осенью Маргарита Владимировна почти всегда переезжала в большой старый дом О.К.Гориневской. Дом был построен в первой трети XIX в. и расположен на высоком берегу реки. "Деревянный, одноэтажный, он был обшит тесом, два фасада оформлены деревянными колоннами, балкон обращен к реке Плюссе". Дом окружал тенистый парк с величественными дубами и елями. "Хозяйкой дома была Ольга Константиновна Гориневская. Уроженка Петербурга, получившая прекрасное образование в Петербургской консерватории, она после революции в годы Гражданской войны переехала в этот дом в Логу навсегда". С этим домом О.К.Гориневская и М.В. Ямщикова были связаны до конца жизни. Вот каким предстал этот дом перед Маргаритой Владимировной в 1955 году: "Старый дом по фасаду весь увит виноградом. Перед ним цветник и небольшой огород. Все залито лучами летнего солнца…". Жизнь на Псковщине помогла Маргарите Владимировне в создании романов "К вершине искусства" , "Пасынки Академии", "Чайковский", "Глинка", "Микеланджело", "Рафаэль", "Леонардо да Винчи" и многих других книг. Любила эту землю и дочь Ал.Алтаева Людмила Андреевна Ямщикова-Дмитриева - прекрасная актриса и литератор о псевдонимом Арт. Феличе. В 1967 г. (после смерти Ал.Алтаева в 1959 г.) О.К.Гориневская завещала свой дом Плюсскому райисполкому для создания в нем народного музея писательницы. Вскоре народный музей был открыт. Внешний вид дома и внутренняя планировка изменениямне подвергались, лишь щеповая кровля заменена шиферной и утрачена лестница, ведущая с балкона к реке Плюссе.
Архитектурные особенности:Парк музея-усадьбы Ямщиковой (Ал.Алтаева) расположен на левом всхолмленном берегу реки Плюсса. Усадебное ядро с доминантой - деревянным усадебным домом - занимает небольшое компактное плато на краю крутого склона (15-20 ) к р. Плюссе. Между рекой и подножием склона полосой протянулся заливной луг. Река с довольно быстрым течением, шириной в этой части около 30-40 м, является северной границей усадьбы. Усадебный дом возвышается над рекой на 15-20 м и с его балкона открываются далекие перспективы на реку и далее на прилегающую к ней широкую долину с полоской леса на горизонте. Склон, постепенно теряя крутизну, огибает усадьбу с запада, сливаясь здесь с большим оврагом, по дну которого между живописных валунов течет ручей. Западной границей усадьбы является извилистая грунтовая дорога, дважды пересекающая ручей: на юге с мостиком, который в наши дни является подходом к усадьбе от деревни Лог, и к северу - насыпной переход к реке. Восточной границей усадьбы является историческая въездная дорога (ныне не используется), идущая с юга по краю поля. У флигеля в 80 метрах от-восточного фасада усадебного дома въездная дорога делает крутой (в 90* ) поворот к дому и в окружении старовозрастных берез и дубов подходит к дому. В южной части усадьбы большой заболоченный участок, заросший молодой древесно-кустарниковой растительностью. Южная граница проходит по краю этого массива и граничащего с ним поля. К югу от усадебного дома располагался хозяйственный дом. Здесь имеются остатки фундаментов от двух хозяйственных строений. Парк ландшафтного характера с элементами регулярных посадок (липовая аллея к колодцу у юго-западного фасада дома; симметричное оформление въезда березами и дубами; рядовая посадка елей по верхнему краю склона к реке) большей частью расположен на северо-западном склоне. Представлен преимущественно старовозрастными свободно растущими березами, липами, елями. Декоративные кустарники растут в основном возле усадебного дома: кусты сирени, жимолости, черной смородины, акации желтой; или неподалеку от дома: большая куртина на краю склона возле беседки к северу от дома; рядовая посадка сирени к востоку от дома, отделяющая его от флигеля: кусты сирени у остатков фундаментов хозстроения к югу от дома. К северо-востоку от дома остатки небольшого вымерзшего плодового сада. Дорожно-тропиночная сеть развита слабо. Это лишь дорожка от деревни к музею; тропа, окаймляющая подножие склона с запада и севера, и тропа по склону от дома к реке. Парк в усадьбе Лог нуждается в реставрации и уходе. Необходимы мероприятия, предотвращающие коррозионные процессы оврага, "съедающие" тропу, идущую между верхним откосом оврага и подножием усадьбы; восстановление исторической въездной дороги; удаление с территории усадьбы инородных современных построек, искажающих мемориальный облик парка.
Общие сведения:Живописный ландшафтный парк XIX в. на берегу р. Плюссы. Сохранилось большое количество ценных старо возрастных деревьев. Связан с именем и творчеством замечательной русской писательницы Ямщиковой (Ал.Алтаевым).


Состояние объекта: среднее
Персоны: фон-Ремер Г.владелец усадьбы с 1870 по 1890 гг.
Доступность: доступен для осмотра

Библиография: ЦГАЛИ, ф.Алтаева, "Гдовщина"

Усадьба Лог

Усадьба Любенск где в 1907 - 1908 гг жил и работал и умер в ночь с 7 на 8 июня 1908 г композитор Римски

Усадьба Любенск, где в 1907 - 1908 гг. жил и работал и умер в ночь с 7 на 8 июня 1908 г. композитор Римский-Корсаков Николай Андреевич
Дата постройки: кон. XVIII - нач. XIX вв.
Адрес: Плюсский район/Заполье (Запольский с/с) д, Запольская волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Музей
Документ о принятии под охрану: Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176

Историческая справка:Автор, строитель - неизвестны. Усадьба Любенск относилась до 1917г. к Лужскому уезду Петербургской губернии. В 1782г. имение Любенск принадлежало вдове Анне Васильевне Бухаровой, дочери поручика Матвея Тимофеевича Назимова. Назимовы были крупными псковскими помещиками. В 1860-ых гг. сельцом Любенск и деревней Любенск владел генерал-майор Николай Павлович Бухаров. В 1880-ых гг. имение перешло к его сыну, статскому советнику Дмитрию Николаевичу Бухарову. С 1894 по 1905 гг. усадьба находилась во владении наследников Д.Н.Бухарова - его вдовы, Александры Викторовны Бухаровой с детьми Зосей и Борисом. В 1894-1905гг., живя летом в Вечаше, композитор Н.А.Римский-Корсаков бывал в усадьбе Любенск. Усадебный дом в Любенске, предположительно, был построен во второй половине Х1Хв. Парк был разбит в середине-конце XIX в.. Лето 1907г. семья Римских-Корсаковых проводила в Любенске. В этот год были начаты переговоры о покупке Н.А.Римским-Корсаковым усадьбы у помещицы Бухаровой. В конце 1907г. была совершена купчая на усадьбу Любенск на имя детей композитора - Андрея, Владимира и Надежду. Территория приобретенной усадьбы составляла 19 десятин 1755 квадратных сажен (около 22 га), в том числе 10,5 десятин приходилось на саму усадьбу с фруктовым садом. Остальная часть территории была занята пахотными и сенокосными землями и дорогами. Летом 1907г. Н.А.Римский-Корсаков писал М.О.Штейнбергу об усадьбе Любенск: "Дом стоит на относительно высоком месте, прекрасный вид на озеро, огромный сад, сирени в изобилии, а в данную минуту роскошно цветут жасмины и душистые пионы". "Сад в Любенске был действительно роскошный: масса фруктовых деревьев, одних яблонь около ста, вековые дубы в два обхвата, нечто вроде беседки из шестнадцати дубов, аллеи берёз и лип, кусты сирени . белой акации, круглый пруд, масса цветов. Перед домами красовалась огромная клумба". В 1908 г., после оформления купчей, дом был отремонтирован заново и приспособлен к желаниям всех членов семьи. По купчим бумагам Н.А. Римский-Корсаков приобрёл жилой дом со службами и сад при нём, прилегающие к нему 9 десятин земли отдал крестьянам. Здесь, в Любенске, летом 1907г. была закончена последняя опера Римского-Корсакова "Золотой петушок". 8 июня 1908г. Николай Андреевич Римский-Корсаков умер в имении Любенск. Семья композитора жила на Псковщине до 1919г. В 1921 г. по инициативе А.В.Луначарского дом в Любенске был взят под охрану государства. В это время главный усадебный дом находился в относительном порядке, но в последующие годы в порядке содержался только фруктовый сад. Парк. распадался, дом два-три раза горел. В 1941-1944гг. территория Любенска находилась в зоне немецкой оккупации. Все деревянные строения, главный усадебный дом были сожжены, пострадали и деревья близ домов. В Любенске сохранились лишь каменные стены конюшни. В 1967 г. Министерством культуры РСФСР было принято решение об организации музея-усадьбы Н.А.Римского-Корсакова - филиала Пушкинского государственного заповедника. В заповедную зону были включены два раздельные участка земли; Вечаши - 35 га и Любенска - 4 га. Но музею совхозом "Андромер" был передан только земельный участок Вечаши. В 1973г. музей-усадьба И.А.Римского-Корсакова была передана на правах филиала Псковскому областному историко-художественному музею-заповеднику. Никаких восстановительных работ на территории усадьбы не проводилось. Лишь в октябре 1981г. был разобран бревенчатый дом, стоявший на фундаменте главного усадебного дома и тогда же были раскрыты фундаменты этого дома, одного из малых жилых домов и семейной. Несмотря на значительные утраты в Любенске сохранилось много опорных объектов, по которым легко восстановить основную, мемориально наиболее ценную часть этой усадьбы в её историческом виде (1907-1908гг.).

Общие сведения:Мемориальный памятник. Связан с жизнью и творчеством русского композитора Н.А.Римского-Корсакова.


Состояние объекта: хорошее
Персоны: Римский-Корсаков Николай Андреевичжил и умер
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: комплексные научные исследования, проект реставрации и приспособления


Усадьба Любенск где в 1907 - 1908 гг жил и  работал и умер в ночь с 7 на 8 июня 1908 г композитор Римски

Парк усадьбы Любенск

Парк усадьбы Любенск.
Дата постройки: кон. XIX - нач. XX вв.
Адрес: Плюсский район/Любенск д
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Музей


Историческая справка:Парк был разбит в середине-конце XIX в., судя по сохранившимся 90-120 летним березам и елям, при владельцах Бухаровых. Сохранились и более ранние посадки - начала Х1Х в. - 160-летние ясени, липы, дубы; отдельные дубы до 300-400-500 лет. Летом 1907г. Н.А.Римский-Корсаков писал М.О.Штейнбергу об усадьбе Любенск: "Дом стоит на относительно высоком месте, прекрасный вид на озеро, огромный сад, сирени в изобилии, а в данную минуту роскошно цветут жасмины и душистые пионы". "Сад в Любенске был действительно роскошный: масса фруктовых деревьев, одних яблонь около ста, вековые дубы в два обхвата, нечто вроде беседки из шестнадцати дубов, аллеи берёз и лип, кусты сирени, белой акации, круглый пруд, масса цветов. Перед домами красовалась огромная клумба".
Архитектурные особенности:Усадьба Н.А.Римского-Корсакова расположена в северной части деревни Любенск. Рельеф территории усадьбы: в северной части ровный, к югу покатый склон. Границы усадьбы: северная - совхозный сад; восточная - канава вдоль ограды и грунтовая деревенская дорога; южная - вал и ров; западная - грунтовая дорога; большой Верхний" пруд. В усадьбе три искусственных водоёма: большой пруд неправильного очертания - "Озерцо", овальный и зеркальный пруды. В большой пруд вливался ручей, бравший своё начало от родника, находившегося на северо-западе от усадьбы; из большого и "Зеркального" прудов вытекали ручьи, сливавшиеся южнее в один ручей Смородняк, называвшийся так потому, что он протекал между кустами чёрной смородины. Этот ручей протекал за пределами любецкого сада". В основе планировочной организации любенского архитектурно-паркового ансамбля лежит композиция из расположенных на одной оси следующих элементов: въездных ворот; обведённого подъездной дорожкой акациевого кружка на выездном дворе; главного усадебного дома; центральной дорожки цветника и большой круглой клумбы; овального пруда с группой цветущего кустарника на берегу, эта осевая композиция получает развитие в симметричной планировке партера (цветника), чётко очерченного боковыми кулисами аллей из акации и сирени и группами дубов, расположенными по обе стороны пруда. При строго симметричном решении партерного сада, планировка и пространственная организация всего основного комплекса лишены цели симметрии. Его композиция смягчена асимметричным расположением пристройки к главному дому, двух малых жилых домов и хозяйственного двора с семейной, конюшней и другими постройками. Смягчали строгость композиции и включенные в неё контрастные по форме деревья по сторонам главного дома:с одной стороны - клёны, ясень, с другой - черёмуха и вытянувшиеся по высоте остроконечные ели... В западной части усадьбы была большая аллея из берез и елей, имевшая направление - северо-восток - юго-запад и короткая сиреневая аллея в нижней части яблоневого сада, направления юго-восток - северо-запад. Обе эти аллеи подводили к "Зеркальному" пруду, близ которого у живописной группы деревьев, в том числе - орешин, стояла скамейка. Рядом находился перекинутый через ручей мостик с перилами из берёзовых стволов, этот участок у пруда был одним из излюбленных мест в саду. Близ этого места проходила ограда, подойдя к которой можно было любоваться на озеро Песно и Вечашу. Таким же любимым местом отдыха композитора была "беседка" под старой липой, со скамейкой и обрамлением из кустарников, близ восточной аллеи, ограничивающей цветник. Сотни яблонь, аллей лиловой и белой сирени, кусты душистых китайских пионов, ягодные кусты, акация и свежая зелень столетних дубов и берез - всё это превращало влажный воздух в парке в подобие насыщенной атмосферы оранжереи" или парника. Во всех комнатах, на балконе красовались огромные букеты цветов. Необычайно эффектно представало море огромных яблонь, залитых как молоком, белорозовым цветом (этих яблонь в любенском саду было свыше тысячи), их окаймляли лиловые дорожки сиреневого цвета по краям. Николай Андреевич с балкона восхищался всей этой райской симфонией красок и запахов".
Общие сведения:Интересный усадебный парк Х1Хв. Связан с жизнью и творчеством гениального русского композитора Н.А.Римского-Корсакова, и освящена кончиной композитора. Сохранились фрагменты планировки, ценная мемориальная древесно-кустарниковая растительность, живописные искусственные пруды.


Состояние объекта: плохое

Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: проект организации и ведения садово-паркового хозяйствапроект реставрации
Библиография: Образцова И.М., Образцова Н.Ю. Н.А.Римский-Корсаков на Псковщине. Л., 1981,, с.75.РГИА, Ф.262, оп.101, д.1831. Ф.536, оп.9, д.8908, 1164. Ф.870, оп.1, д.52.

Парк усадьбы Любенск