Церковь Митрофаниевская

Церковь Митрофаниевская
Дата постройки: 1843 г.
Адрес: Плюсский район/Лосицы д, Лосицкая волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка:Прямоугольная в плане, одноапсидная, с трапезной крыльцом



Материалы: камень
Состояние объекта: аварийное

Церковь Николая Чудотворца (деревянная)

Церковь Николая Чудотворца (деревянная)
Дата постройки: XVII
Адрес: Плюсский район/Заянье д
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 04.12.1974 г. № 624

Историческая справка:Исторических данных постройки церкви не сохранилось. По формам ее можно отнести к концу ХVII столетия. В 1699 г. к ней пристроен придел во имя Сергия Радонежского, возможно и притвор. В X томе историко--статистических сведений о СПб. епархии за 1885 сообщено о надписи на деревянном кресте, хранившемся тогда в церкви: - "0святися алтарь господа нашего Иисуса Христа во храме иже во святых отца нашего Николая Чудотворца Мирликийского при Андриане архиепископа московского Всея России н всех северных стран патриарха, при Иове митрополита Новограда и Великих Лук, в лето от сотворения мира 7207, а от Р.Христова в 1699 г. индикта 7-го месяца сентября в 25 день на память Ефросинии и преподобного Сергия". По свидетельству Синодика придел устроен Сергеем Ивановичем Милославским, стольником, вице-адмиралом. Есть предание, что прежде на полосе земли называемой здесь Покровской, существовал храм во имя Покрова, от которого сохранился образ Покрова, находившийся в нынешнем храме. В конце прошлого века церковь была заново отремонтирована: под четверик и придел подведены гранитные фундаменты, стены обшиты тесом, главы прежде крытые лемехом, обшиты железом. Кровля стала также железной.
Архитектурные особенности:Церковь Николы представляет собой в настоящий момент сложную композицию из разновременных и разновеликих объемов. Основной объем - клетская церковь в 2 света с пятигранным алтарем (вероятно не одновременным церкви). По одной оси с клетью пристроена двухэтажная трапезная, верхний этаж которой - хоры, нижний отделен от основного объема столбами, далее к западу притвор с двумя карманами. В одном из них лестница, ведущая на колокольню. Колокольня над притвором - четырехъярусная - восьмерик на четверике, сохранились следы первоначальной объемной композиции. Перед колокольней тамбур, вероятно, совсем поздний. С северной стороны - придел Сергия Радонежского с четырехгранным алтарем. По высоте он меньше основного объема. Общая длина храма 28 м, ширина 13 м. Материал стен - деревянный сруб обшитый тесом. Формы проемов относятся к концу XIX века. Перекрытия плоские, полы деревянные. Барабаны глухие, один над основным храмом - 8-гранный, другой над приделом - шестигранный. Главы обшиты железом. Стены в интерьере окрашены масляной краской. Кровля в 1971 г. крыта щепой, тогда же отремонтирована и перекрашена обшивка.
Общие сведения:Церковь Николы в Заянье - одна из немногих сохранившихся деревянных клетских церквей XVII века на Псковщине. Ее изучение может дать богатый материал по истории деревянного культового зодчества.


Состояние объекта: среднее
Персоны: Милославский Сергей Ивановичустроил придел во имя Сергия Радонежского в 1699 г.
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурный обмерреставрационные работы не проводились
Библиография: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. X, СПб., 1885,, СПб., 1885, т.X.

Церковь Николая Чудотворца (деревянная)

Церковь Успенская

Церковь Успенская
Дата постройки: 1780 г.
Адрес: Плюсский район/Погорелово д, Плюсская волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка:Крестовокупольный, трехпрестольный храм, с трапезной и притвором, в стиле классицизма. Православная, приходская

Церковь Вознесенская

Церковь Вознесенская
Дата постройки: 1906 г.
Адрес: Плюсский район/Петрилово д, Плюсская волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Не используется
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
Архитектурный стиль: псевдо-византийский
Историческая справка:Строитель - местный помещик, по словам жителей деревни. Проходит в описании Успенской церкви в селе Гагаоина как соседний приход. В церкви сохранилась дощечка с надписью: "Закладена сия церковь на праздник 20 августа 1906 года". Глава над шатром и кровля шатра утрачены.
Архитектурные особенности:Раcположена церковь в центре села у проселочной дороги. Выполнена из бруса в псевдо-русском стиле. Схема взята ценричная, кресщатая. В основе плана положена крестчатая "клеть". При равных лопастях "креста" фронтоны их сделаны разными, так восточный и западный уширены для прируба с восточной стороны трапецевидной трехстенной алтарной пристройки, а на западе - такой же ширины трапезной, на перекрещивающихся балках соответствующих ширине поперечных лопастей и трапезной, а они равны, поставлен восьмериковый барабан, завершающийся шатром. Рукава креста и трапезная покрыты на два оката на коньках восточного и западного рукава поставлены небольшие металлические главки на металлических шеях. Внутри церковь обшита доской и покрашена. В алтаре сделан подшивной потолок имитирующий коробовый свод, в центре которого написано "Всевидящее око" в треугольнике. Шатер изнутри зашит тоже досками с восьмигранным "небом", в котором вкомпанована роспись - равноконечный крест с вырезными окончаниями рукавов и с голубем в круглом среднике - "Дух святой". Других росписей в церкви не было, освещается интерьер строенными окнами с южного и северного фасада, по два окна сделано в трапезной и алтарном прирубе. Восьмигранный барабан имеет четыре окна, расположенные по странам света. Снаружи весь сруб обшит профильной вагонкой. Входная часть оформлена наиболее богато. Так у сруба трапезной нижние шесть венцов имеют выпуски с фигурным обрезом и уширением книзу. Филенчатая дверь украшена в верхних филенках накладными шестиконечными, а в нижних - четырехконечными крестами. Над дверью помещена икона на металле с верхним обрезом в три лопасти. На ней изображены три фигуры: средняя - в рост - Христос с боков коленопреклоненые плохо читаемые фигуры. Возможно это "Вознесение" -храмовая икона. Дополняют декоративное убранство храма детали пропильной резьбы. Так коневые и крайние, над срубом, слеги сделаны с резными выпусками. Фронтоны оформлены полусолнцами - "веерами", про пиловочные порезки украшают карниз всего здания и карниз восьмерика барабана. Проемы восьмерика с лучковой перемычкой оформлены простыми наличниками с накладными деталями. Окна притвора оформлены сандриками, перед трапезной залита бетонная площадка на равную с ней ширину, внутри пол бетонный с такой же двухступенчатой солеёй. Из убранства сохранилось ограждение алтаря, две хоругви и два напольных подсвечника. Основные габариты: 11,8 х 9,5 м.
Общие сведения:Постройка представляет собой редкий пример " возрождения" построек в " византийском стиле" при эклетичном понгламерете псевдо-русского и псевдо-византийского стиля представляет определенный интерес.
Предметы особой охраны: Памятник деревянного зодчества
Материалы: дерево
Состояние объекта: аварийное

Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: не проводились
Библиография: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. X, СПб., 1885,, вып IX стр 470

Церковь Вознесенская

Церковь Входоиерусалимская

Церковь Входоиерусалимская
Дата постройки: 1876 г.
Адрес: Плюсский район/Посолодино д, Должицкая волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Не используется
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
Архитектурный стиль: псевдо-византийский
Историческая справка:С ХVI в. известен мужской Посолотин монастырь, расположенный в ложбине среди оврагов при речке Черной, притоке Плюссы. В древности были две церкви: одна Успенская каменная, а другая Никольская деревянная. О разорении монастыря литовцами в писцовых книгах 1581-1585 гг. написано: "В Хмерском же погосте Посолотин монастырь новые печеры на речке на Черной, выжгли литовские люди. А в монастыре церковь в горе, Успения Пречистые Богородицы, да другая церковь деревянная Николая Чудотворца клетухи в верх; престолы же в обеих церквах разорены, а сосуды церковные, а свечи местные и книги поимали литовские люди. А келей в монастыре было, келья игуменская, да восемь келей братских, а в них было двенадцать братов старцов, а на пожарище остался в келье игумен Пимин, да четыре кельи братских, а в них пять братов черноризцов. Да за монастырем двор был конюшенный, сожгли литовские люди, да за монастырем же - слободка монастырская, не зжена, а воевана, а в ней двор слуги монастырский Гриша Данилов, да бобыльских дворов.../три двора/, да пять дворов пусты, да место дворовое. А тех пустых дворов людей погибли и в полон поймали литовские люди. Пашни паханные монастырские лесные роспаши круг монастыря, четыре четверти в поле, а в дву потомуж; сена ста копен. А в прежних писцовых книгах и в выписи написано 79 году Семена Федоровича Нагова, да князя Ивана Андомского с товарищами: дано к монастырю игумену с братиею, круг того монастыря, лесу по двенадцати десятин, на все четыре стороны, каменного и чернаго лесу, бору и болота, по речке по Черной в верх и вниз, а за речку за Черную, против монастыря, промеж деревень: деревни Волосова, Захонья и Овина и Терешиной и Посолотина. А вотчины к тому монастырю и руги и денег и хлеба нет". Из хранящегося в Петербургской Духовной Консистории, от 14 января 1743 г. за № 2315 указа видно, что церковь св.Николая сгорела в феврале 1736 г. на сырной неделе. В тридцатых годах XVIII в. служили в каменной Покровской церкви, о которой сохранилась, в церковном архиве, подробная опись, составленная в октябре 1741 г. строителем монастыря, иеромонахом Феофилатом и им подписанная. Эту опись в июле 1742 г. по указу архиепископа Новгорода и Великих Лук Амвросия, поверял Хмерского погоста поп Елисей Михайлов. Кроме перечня церковного имущества, в описи сказано: "В 1742 г. в монастыре были келья строителя с перерубом, сенями и чуланом, четыре братских кельи, трапеза братская с черною печкою, келья хлебная, поварня, квасная, четыре хлебных амбара, из коих три запечатанных с хлебом. В 1738 г. октября 1-го дня, по указу от подполковника Якова Дурнова, посланным от него капралом Семеном Дятковым, да в том же монастыре имеется монашеского чину один монах Макарий, который по сказке бывшего управителя Иесафа, что оной монах прислан в подначальство, да отставной морского флота боцман Михайло Кожевников, трудник Прокофей Нестеров, больше никого не явилось". В 1764 г. монастырь был упразднен, а церковь Покрова стала приходскою. Из пещер монастырских одна еще и доныне сохранилась в церковной ограде, под крутым оврагом, подле которого есть остатки древней каменной колокольни с одною кельею. Под колокольней есть сводообразный каменный вход к источнику, находящемуся в пещере. В ней, по преданию, явилась в древности чудотворная икона "Богородица Одигитрия", находящаяся в храме. Другая пещера - вверх по реке Черной, в полуверсте от церкви. В ней есть также источник "Федосеев ключик". Входоиерусалимская церковь была построена вместо сгоревшей Никольской и освящена при архиепископе Стефане. В 1822 г. в ней устроены приделы св.Николая и Тихвинской Божьей матери усердием Лугских помещиков Татищева и Тишкова; антиминсы главного и Тихвинского придела освящены 5-го апреля 1842 г., а в Никольском - в 1815 г. Длина храма, без алтаря 8 саж., ширина - 5 саж и 1 арш., высота 2 саж, в куполе 3.11 саж, длина и ширина алтаря 2 саж 1 арш. Главный храм с 1868 г. теплый, отделяется от холодных приделов капитальною стеною. Храм довольно тесен. Выстроен он в 1876 г., украшен на средства попечительства, иконами в резных позолоченных киотах... На Тихвинской чудотворной надпись: "Сия Чудотворная икона Спорутчицы Богородицы Одигитрии новых пещер Посолотина монастыря Новгородской области. А обложен бысть сей образ благословением перваго архиепископа иоакима Псковскаго и Изборскаго, в лето 1626 г., после немецко-литовскаго разорения, при державе Государя и царя Великаго князя Михаила Федоровича всея России самодержца". Из книг интересно Евангелие в лист /Москва 1657г. августа 29-го/ и Евангелие праздничное /Москва 1755г./ с надписью: "сие святое напрестолъное Евангелие Шелонския Пятины, Залесской половины, Посолотина монастыря, куплено в Москве на Казенные деньги, 1758г. марта дня, при строителе того монастыря иеромонахом Гавриле". Евангелие вседневное /Москва'1753г./, пожертвованое в 1754г. генерал-майором Симеоном Ивановым Мордвиновым. Колокол в 55 пуда 12 фунтов с надписью: "1799 марта 12-го дня колокол в Лужский уезд, в бывший уничтоженный Посолотинский монастырь". И колокол в 11 пудов с надписью: "1638 Упраздненного Посолотина монастыря Входоиерусалимской церкви настоятель благочинный, священник Петр Кулигин 28 апреля 1884 года".
Архитектурные особенности:Церковь расположена на краю села на высоком берегу речки Черной. Выполнена в псевдо-византийском стиле конца XIX в. Храм теплый. В основу плана положен равноконечный крест с заполнением угловых пространств пониженными палатками - компартиментами. С восточной стороны примыкает пятигранный алтарь. К западному рукаву креста через узкую трапезную примыкает трехполаточная паперть с колокольней над ней. В центре храма расположены четыре мощных столба, делящих здание на три нефа. На столбы через мощные подпружные арки и систему тромпов поставлен восьмигранный барабан, перекрытый в свою очередь граненым сомкнутым сводом. Рукава креста перекрываются коробовыми сводами с распалубками у арок. Угловые компартименты перекрыты ползущими сводами с распалубками у арок и проемов. Алтарная часть перекрыта граненым сомкнутым сводом. Северная палатка паперти перекрыта плоско, южная - коробовым сводом, средняя, под колокольней, крестовым. Тамбуры, ведущие в северо- и юго-западные компартименты /боковые входы/ перекрыты коробовыми сводами. Декор фасадов носит налет стилизации: так все дверные и оконные проемы имеют полуциркульное завершение и оформлены наружными четвертями. Восьмериковый барабан и звоновой четверик колокольни выполнены в одном ключе. "Огранку" колокольни довершает срезка углов. В основании барабана и четверика колокольни сделаны мощные постаменты. Оконные проемы барабана и звеновые проемы близки по размерам. Над теми и другими сделаны мощные бровки, соединенные в пятах арок карнизами. Через определенный интервал сделаны широкие бровки в стыках не имеющие прямых участков, торцы северного и южного рукавов "креста завершаются щипцовыми фронтонами", оформлены широкими нишами с полуциркульным завершением и спаренными окнами в них. Широкие карнизы выполнены из лекального кирпича. Нижняя часть карнизов решена в виде зубчатых подзоров, кровля над рукавами креста пощипцовая двухскатная. Над куполом сделана восьмигранная кровля, а над колокольней четырехскатная со срезанными углами. Внутри церковь не была расписана, из внутреннего убранства ничего не сохранилось. Среди кирпичей встречаются с клеймом "РАTENT". Основные габариты здания: 38 х 24 м. Стены сложены из кирпича, внутри оштукатурены и побелены. Полы цементные.
Общие сведения:Одна из сохранившихся церквей псевдо-византийского стиля конца XIX в. в Псковской области.

Материалы: кирпич
Состояние объекта: аварийное

Доступность: доступен для осмотра

Библиография: Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Вып. IX.,, с.427-432.Федоров В.А. Поганкины палаты во Пскове на фоне классовой борьбы в XVII в. Л., 1925, с.36

Церковь Входоиерусалимская