Церковь Николы с городища-1

Церковь Николы с городища
Дата постройки: 1650 - 1681 гг.
Адрес: Печорский район/Изборск д
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Музей
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327
Архитектурный стиль: Древнепсковская школа зодчества
Историческая справка:Церковь Николы построена в ХVII в. /до 1682г./, датируется по архитектурное формам, основная конструкциям и архивным материалам. Точной даты построения церкви и основания монастыря - нет. В материалах Псково-Печерского монастыря Никольский городищенский монастырь значится приписанным к Печерскому монастырю в 1584 г. Первое, известное нам, описание монастырских построек относится к 1682г., где описывается что построено после пожара вновь, так как "- а старое в пожар погорело ..." В это время церковь Николы была каменной, крыта тесом, притвор деревянный, рублен из бревен, крыт тесом же, "...перед церковью под кровлей на брусу три колокола малых..." Из других монастырских построек указаны три келии, две конюшни, две житницы, да погреб каменны - невелик". Монастырь был обнесен забором со "святыми" дощатыми воротами. Близ монастыря, на реке Бдехе на броду стояла монастырская мельница. А в самом городе Изборске у монастыря был приезжий двор, в нем две избы, под одной погреб каменный, да две житницы. К.К.Романов считал, что церковь "... древняя по основанию, была перестроена в своей верхней части, включающей своды в XVIII в, на что определенно указывают формы сводов и обработка верхних частей стен церкви у а также барабана и главы… к тому же времени относится несомненно, судя по кладке, постановке над новым притвором и обработке, и звонница в ее нижней части... столбы же верхнего яруса, судя по их характеру, сделаны позже нижнего...." Документальных материалов о перестройке церкви в ХVШ в. пока не обнаружено. По клировым ведомостям XIX в. значительных перестроек церкви по сравнению с ее описанием 1764 г. не производилось, за исключением кровли и главы, которая значится в это время деревянной, обитой листовым железом.
Архитектурные особенности:Церковь Николы расположена в юго-восточном углу т.н. Труворова городища, связанного с легендарным повествованием о призвании на Русь в 862 г. трех варяжских братьев-князей, один из которых -Трувор, сел в "Изборьсте". Это место древнего славянского поселения, поэтому и возможно построение церкви в весьма древние времена. Это - небольшой, одноглавый, одно апсидный, бесстолпный храм, вытянутый по оси запад-восток, состоящий из трех разновеликих объемов o равных по высоте. К параллелепипеду основного объема примыкают пониженные объемы: полуцилиндр апсиды - с востока и трапезная с притвором - с запада, на последнем возвышается двухъярусная звонница, первый ярус которой со скругленными столбами, второй - однопролетный, имеет фронтончатое завершение. Повышенный объем четверика со стройней декоративным барабаном и главою колоколообразной формы с металлическим крестом, двух ярусная звонница на притворе - придают объемно-пространственной композиции церкви черты верти-кализма.Декор фасадов - прост и скромен. Северный фасад церкви, обращенный в сторону лощины, Мальского озера, деревень и селений, был все же главным, поэтому он более декорирован по сравнению с другими фасадами. Северная стена четверика обработана нишками в виде прямоугольников, вытянутых вверх /такое оформление напоминает трехчастное членение лопатками псковских средневековых храмов/. Три закладных каменных креста - один под окном второго света и два по бокам его, над вертикальными нишами, выкрашены в черный цвет и обведены тонкими лепными рамками. Такие же кресты украшают северный фасад трапезной и восточный фасад церкви: на восточном фасаде крест расположен над апсидой, а на трапезной - в западной части стены, по сторонам окна, один из них равноконечный в рамке круглой формы. Дверь северной стены - двупольная, деревянная, с металлическим нащельником, скобами и цепью. На южном фасаде четверика только одна вертикальная ниша. На восточной стене четверика сохранилось два щелевых оконных проема: один жертвенника, второй - заложенный, в центре апсиды. Кровля четверика -четырехскатная, покрыта листовым железом. Декоративный барабан с ложными окнами, карнизы деревянные, профилированные. На западном фасаде церкви - два дверных проема в глубоких нишах, перекрытых коробовыми сводами: вход в трапезную смещен к югу, вход в подклет - к северу и ниже главного входа /в настоящее время он заложен/. Такое необычное размещение дверных проемов объясняется тем, что в подцерковье находился, очевидно, престол под трапезной, а под четвериком - источник со "святой водой". Четверик - бесстолпный, перекрыт сомкнутым сводом, в центре заложенное круглое отверстие, свидетельствующее о том, что раньше барабан был световым. Освещается четверик небольшими окнами, расположенными в два света /на северной стене два окна, на южной -одно, но под оконным проемом второго света видны следы заложенного оконного проема с арочной перемычкой и откосами, сооруженными из большемерного кирпича/, на восточной - два, из них щелевой проем жертвенника заложен. По две металлические стяжки проходят от северной к южной стене и от западной к восточной. Апсида перекрыта сводом. В западной стене - большой арочный проем, соединяющий четверик с трапезной, которая перекрыта коробовым сводом с распалубками над оконными и дверными проемами. По сторонам от оконного проема южной стены расположены две нишки -шкафики. Металлическая стяжка проходит от северной к южной стене. В притворе - маленькая палатка, перекрытая коробовым сводом, с двумя малыми оконными проемами на западной и северной стенах. Один щелевой проем на лестнице, ведущей в подцерковье. Подклет трапезной и подцерковья перекрыты коробовыми сводами. В южной и северной стенах подклета трапезной сохранились части оконных проемов. Полы в церкви каменные. Церковь выложена из местной известняковой плиты, оштукатурена и побелена. Основные габариты: длина церкви с трапезной и притвором - 19 м ширина - 6,5 м Внутреннее убранство не сохранилось.
Общие сведения:Среди псковской архитектуры XVII в. церковь Николы занимает особое место, благодаря умелому сочетанию местных вековых традиций с новыми формами и строительными приемами стиля барокко. Поставленная на высоком холме , церковь как бы является его вершиной и видна издалека на большом пространстве Изборской котловины.

Материалы: камень, местный известняк
Состояние объекта: хорошее
Персоны: Архитектор не известенпостроено в XVII веке до 1682 г.
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурный обмерархитектурный обмерконсервационные
Библиография: Болховитинов Е. История княжества Псковского. Киев, 1831, с 117Государственный архив Псковской области, Ф 499, оп.1, е.х. 452, л 269-277. Переписеая книга Псково-Печерского монастыря,1682Государственный архив Псковской области, Ф 39,оп.1,е.х.: 1083,1107,1135,1150,1159,1179 - клировые ведомости церкви на 1797,1807,1818,1828,1837,1859Косточкин В.В. Тропой легендарного Трувора М. 1971, с 29-33Михельсон Т.Н. Изборск, Псков, Изд-во газ. "Псковская правда",1958, с 10Романов К.К. О времени построения звонницы собора в Звенигороде. 1921, с 110-111ЦГАДА, ф 280,оп.3,е.х. 431 л.27-30 Опись Николаевского старого городища монастыря, 1764

Церковь Николы с городища-1

Здание бывшего эстонского банка

Здание бывшего эстонского банка
Дата постройки: 1929 - 30 г.г.
Адрес: Печорский район/Печоры г/Свободы ул, 25/1
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка:Город Печоры, в соответствии с условиями Тартуского мира, с 1920 г. входил в со-став независимой Эстонии и носил название Петсери (Petseri). В этот период в городе произошли значительные урбанистические преобразования с интенсивной строительной деятельностью, в результате которой город кардинально изменил свой облик. Рост города был обусловлен быстрым изменением численности населения, которое с 1921 по 1931 гг. увеличилось более чем в 2 раза (1), а также увеличением доли эстонского населения (если в 1922 г. русского населения было 63,2%, то к 1931 г. к 60% приблизилось эстонское). Существенные демографические сдвиги быстро отразились на характере городской застройки. Как писал путеводитель по городу Петсери, выпущенный эстонским общест-вом туристов в 1931 г., "до эстонского времени Печоры представляли собой типичное русское село, а теперь вместо прежних хижин и пустырей возникли модные здания, улицы и бульвары" (1). Действительно, в начале 1920-х гг. в городе сохранялась дорегулярная сеть основных магистралей, дополненная в XIX в. рядом близких к прямоугольным жи-лых кварталов, располагавшихся к северу от транзитной оси Псков - Рига. Изменения го-родской структуры Петсери 1920-х гг.отражает фиксационный план 1931 г., составленный при одном из многочисленных этнографических обследований края и опубликованный в трудах Тартуского университета (2). Он показывает, что интенсивное строительство в 1920-х гг. развернулось в основном на пустовавших территориях северной части города (3). Здесь были реализованы новые градостроительные приемы, близкие к популярным в те годы идеям создания "города-сада". Основное направление застройки определено было новой осью улицы Vabaduse (ныне - улица Свободы), ориентированной с юга на север в сторону вокзала. Вдоль маги-страли был разбит городской сквер, разделенный на три части изогнутыми поперечными улицами. Среди зелени с отступом от "красной" линии располагались представительные общественные здания, организовавшие общественный центр новой эстонской части горо-да. В начале сквера, на углу улицы Kastani (ныне Каштановая) в 1929-1930 гг.по про-екту архитектора Ф.Адоффа (4) возвели трехэтажное здание полифункционального обще-ственно-административного центра, включавшего эстонский национальный банк, почту, телефон, телеграф, суд, а также жилой дом. Участок под строительство был выделен Пе-чорским горсоветом в 1927 г. Акт о выделении участка (по словам нынешнего руководи-теля Отделения казначейства Н.В. Домашевой) хранился среди документов Госбанка СССР и был утерян в период переформирования банка в 1990-е гг. Рационалистическое по объемно-пространственной структуре здание было декори-ровано ретроспективными деталями. Центральную часть фасада, обращенного к новой улице, украшала "готическая" аркатура, на крышу выходили полуциркульные готические чердачные окна, аналогичные использованным в здании Торговых рядов на Рыночной площади и в других общественных сооружениях города этого времени (3). Во дворе был построен 3-х этажный жилой дом, в 1-м этаже которого была кварти-ра главного бухгалтера, во 2-м - квартира управляющего банком, 3-й этаж занимали квартиры охранников. Документы, проливающие свет на деятельность этого центра с 1930 по 1941 гг. по-ка не обнаружены. Большая их часть в 1941 г. была вывезена в Эстонию. Разрозненные сведения, полученные от жителей г. Печоры, говорят о том, что здание общественно-административного центра похоже по своему объемному построению на комплекс зданий банка в эстонском городе Выру, где также в состав зданий входил жилой дом, позже при-способленный под служебные помещения банка. Это говорит о том, что проект центра в Печорах может быть повторного использования. Есть также устные сведения, что проект был разработан в городе Тарту в проектном институте или в Тартуском университете. О первоначальном функциональном использовании помещений Центра имеются устные сведения, которые уточняют, что помещения суда располагались там, где ныне на-ходится Администрация Печорского района с входом с ул.Каштановой. Все здания комплекса, включая жилой дом, имели внутреннюю связь между всеми помещениями. Они имели полное жизнеобеспечение: служебные помещения располага-лись в подвале, где была автономная скважина и водяной насос, собственная котельная, системы отопления, пожаротушения, водоснабжения и канализации; все трубы были спрятаны в стенах, а система вентиляции состояла из каналов, проведенных в стенах и пе-рекрытиях. Здание также было оборудовано системой сигнализации с тревожными кноп-ками. В 1944 г. после эвакуации эстонских служб все помещения были открыты, шкафы и сейфы пусты, ключи лежали на столе. Впоследствии часть систем не использовалась, т.к. не было специалистов. В 1947 г. владельцем и пользователем здания значится Государственный банк СССР (5), который с 1988 по 1990 г. был преобразован в Агропромбанк СССР; с 1 января 1991 г. - в филиал коммерческого банка "Кром", с января 1992 г. - в Печорское отделение Россельхозбанка. С января 1994 г. он переименован в Печорское отделение Агропромбан-ка, а с января 1998 г. - в Псковский региональный филиал акционерного коммерческого банка СБС Агро, который развалился к 2000 г. Со 2 апреля 2000 г. в помещения банка вселилось Отделение по Печорскому району Управления федерального казначейства по Псковской области, которое ныне занимает часть помещений 2 и 3 этажей. В 1-м этаже (под служебными помещениями банка), вероятно, после 1947 г. были установлены линотипные наборные типографские машины, часть которых и сейчас нахо-дится в помещении. В настоящее время в бывших помещениях суда, с входом с ул.Каштановой, в 1-2-3-м этажах располагается Администрация Печорского района. В 1-м этаже с входом с ул.Свободы - почтовое отделение; 2-й и 3-й этажи занимает Отделение по Печорскому району Управления федерального казначейства по Псковской области. Помещения 1-го этажа с входом на левой стороне фасада ныне не используются. Жилой дом используется по прямому назначению.
Архитектурные особенности:Здание общественно-административного центра находится в северо-восточной час-ти г.Печоры. Расположено в квартале, ограниченном улицами Свободы, Каштановой, Прудовой и Юрьевой. Своим главным юго-восточным фасадом здание повернуто к улице Свободы, которая проходит здесь по оси север-юг. Между фасадом и трассой улицы раз-бит небольшой сквер. Северо-восточным фасадом здание выходит к "красной" линии улицы Каштановой, на противоположной стороне которой находится городской сквер. Здание центра каменное, трехэтажное с полуподвалом, сложное в плане; состоит из трех прямоугольных в плане объемов, объединенных в общую пространственную компо-зицию, где блоки общественного назначения ,приближенные к улицам, 3-х этажные, а объем дворовой пристройки со стороны ул.Каштановой - двухэтажный; объем жилого дома отодвинут в глубь двора и по высоте слегка уступает трехэтажному основному объ-ему. Крыши всех объемов вальмовые, крыты железом. Композиция главного юго-восточного фасада общественной части центра выпол-нена на основе симметрии. Она решена , в основном, за счет различной формы и габари-тов оконных проемов; передающих информацию о функциональном назначении внутрен-них помещений, которая уточняется введением довольно скупого декора. Фасадная стена композиционно делится на три части: на флангах композиции расположены одинаковые группы из трех окон в уровне 2-го и 3-го этажей, которые зрительно объединяются круг-лыми орнаментальными розетками между окнами в уровне перекрытия 2-го этажа, причем окна 3-го этажа на одну треть ниже окон 2-го этажа. Центральная часть занята высокими арочными окнами двухсветного операционного зала банка, которые почти в два раза выше окон 1-го этажа и выделены "готической" аркатурой и такими же розетками, как на флан-гах композиции. В уровне 1-го этажа в средней части композиции расположены оконные проемы почтового отделения, которые по ширине равны окнам банка, а по высоте раны окнам 2-го этажа на флангах композиции. В уровне 1-го этажа симметрия нарушена на флангах: здесь слева расположен па-радный вход в помещение (первоначальное его назначение не установлено) с большими витринами по сторонам от входа (который позже переделан в окно); справа находится па-радный вход в почтовое отделение, подчеркнутый широким фигурным наличником с ими-тацией замкового камня. В уровне полуподвала в центральной части расположены над цоколем без приям-ков прямоугольные низкие оконные проемы, которые несколько уже окон верхних эта-жей; на флангах окна полуподвала арочные, тоже низкие без приямков. Из горизонтальных элементов композиции имеются только низкий цоколь и вен-чающий карниз. Цоколь с полочкой с выкружки из бетона, которая переходит в полку с отливом шириной 15 см, выполненную из гранитных блоков. Такой цоколь (ныне значи-тельно опущенный под землю, его широкая полка с отливом находится чуть выше уровня земли и тротуаров) опоясывает здание по всему периметру, включая жилой дом. Венчаю-щий карниз большого выноса профилированный. Профиль состоит из верхней широкой полки, большого четверного вала, которые сверху подчеркнуты одной узкой тягой, а сни-зу двойной ступенчатой тягой. Карниз имеет одинаковый профиль по периметру трех-этажной части и по периметру двухэтажной части; карниз жилого дома под четвертным валом имеет одноступенчатую тягу. Все оконные проемы, кроме окон подвала, имеют тонкий рамочный наличник пря-моугольного профиля. Парадный вход и витрины на левом фланге имеют сложно профи-лированный перспективный наличник, выходящий на плоскость стены тягой в виде полу-вала с полочками, затем переходящий на откос проема большой выкружкой и четвертным валом. Над входом и витринами имеется небольшого выноса навес в виде консольной плиты, нижняя плоскость которой украшена штукатурным орнаментом, состоящим из треугольников. Над консольной плитой на оси проема парадного входа имеется слабовы-раженная полуциркульная ниша, над которой - штукатурная имитация замкового камня, украшенная сверху полушаром. Ступени крыльца - из блоков красного гранита. Витри-ны имеют решетки из толстых металлических стержней круглого сечения. Парадный вход в помещение почты на правом фланге выделен широким филенча-тым наличником с вертикальным элементом, рустованным снаружи и имеющим фаску из-нутри; верхняя часть наличника украшена "замковым камнем". Аркатура, украшающая арочные окна, собрана из отдельных элементов, отлитых из темного бетона с крупнозернистым песком, что придает поверхностям красивую ше-роховатость. Из такого же бетона выполнены розетки с растительным орнаментом. По сторонам входа в почтовое отделение сохранились изящные кованые флаго-держатели. Композиция второго главного фасада по ул. Каштановой асимметрична, также по-строена на игре разновысоких проемов, несущих информацию о функциональном назна-чении внутренних помещений, которая уточняется элементами декора. На левом фланге представлена симметричная композиция, центром которой является высокое окно лест-ничной клетки банка. Оно по высоте равно сумме габаритов окон 2-го и 3-го этажа. Окна 1-го и 2-го этажей по высоте одинаковы, а окна 3-го этажа на четверть ниже. Окно, осве-щающее спуск лестницы в подвал, равно половине высоты окон 2-го и 3-го этажей. На осях оконных проемов помещений имеются арочные окна полуподвала, такие же, как на первом главном фасаде. Окно лестничной клетки украшено двумя висячими колонками, подобными колонкам аркатуры первого главного фасада, увенчанными фигурным санд-риком. Над окном помещен декоративный элемент, напоминающий росток, а под окном - круглая розетка. На правом фланге этого фасада выделен вход в помещение суда, а справа на край-ней оси - высокое окно лестничной клетки, составляющее три высоты окон 1-го и 2-го этажей, и под ним квадратное окно в половину высоты окон 1-го этажа. Окно лестницы сверху отмечено фигурным сандриком, а под окном - розеткой. Такая же розетка между окнами 2-го и 3-го этажей подчеркивает ось парадного входа. Он оформлен широким филенчатым наличником с "замковым камнем". Над "замковым камнем" сохранился ме-таллический ажурный первоначальный кронштейн фонаря. Фонарь и флагодержатели здесь поздние. Все окна фасада также имеют тонкий наличник простого профиля. Сту-пени парадных входов выполнены из блоков красного гранита. Фасады сохранили под-линные филенчатые дверные заполнения и оконные переплеты.ё Все торцовые и дворовые фасады общественной части центра решены так же, с обозначением функциональных зон при помощи габаритов и компоновки оконных про-емов, обрамленных также рамочными тонкими наличниками. Помещения операционного зала банка обозначены высокими арочными окнами, помещения кабинетов 1-го и 2-го этажей - прямоугольными окнами большей высоты, чем окна кабинетов 3-го этажа; туа-леты освещены узкими окнами в уровне 1-го и 2-го этажа. На юго-западном торцовом фа-саде, в месте примыкания жилого дома применен необычный прием освещения туалетов служебной части банка косыми оконными проемами, оформленными на фасаде скругле-нием внутреннего угла. Двери сохранили подлинные филенчатые фигурные полотна, а окна - подлинные переплеты, дверные фрамуги - переплеты в диагональную клетку. Решение фасадов жилого дома подобно решению фасадов общественной части центра. Главный фасад дома обращен к улице Свободы. Он решен на основе осевой сим-метрии в 5 осях. На центральной оси расположен парадный вход в дом. Ось симметрии подчеркнута уширением оконных проемов и уровне 2-го и 3-го этажей, где применены трехстворчатые переплеты. Средняя створка окна 3-го этажа, являющаяся простенком, выделена декоративной бетонной панелью с рисунком из скрещенных "горбыльков", имитирующих рисунок, примененный во фрамугах и остекленных внутренних дверных полотнах. Под окном на оси размещена розетка, такая же, как на главных фасадах. Проем парадного входа арочный с широким профилированным наличником с вогнутым внутрь откосом. Ступени крыльца - из плит пиленого известняка; ограждения кирпичные ошту-катуренные; слева ограждение накрыто пиленой известняковой плитой (справа плита не сохранилась); на плитах укреплены большие шары из красного гранита. Сохранились подлинные филенчатые дверные полотна, расстекловка фрамуги. Оконные проемы, как и на всех фасадах общественной части, в 1-м и 2-м этажах выше, чем в 3-м этаже. Окна по-луподвала без обрамлений и без приямков. Торцовые фасады имеют по центру вертикальный ряд окон такой же высоты, как на главном фасаде. Дворовый фасад решен также симметрично. На оси симметрии со сдвижкой по вертикали расположены окна лестничной клетки и "черный" ход. В 1-м и 2-м этажах по сторонам оси с соблюдением симметрии расположены маленькие окна туале-тов, затем широкие окна кухонь, узкие - ванных комнат и широкие - жилых комнат. В 3-м этаже по сторонам от лестницы расположены маленькие окна туалетов и по три окна жилых комнат. На осях жилых комнат и кухонь имеются окна полуподвала. В правой час-ти фасада из подсобных помещений квартиры 1-го этажа имеется автономный выход с пристенной лестницей. Металлические перила этой лестницы такие же, как на всех лест-ницах в интерьерах центра. На стенах фасадов сохранились решетки системы вентиляции. На крыше с перво-начальной железной кровлей сохранились полукруглые слуховые окна и кирпичные ды-мовые трубы. Планировочная композиция центра решена с четким зонированием отдельных его частей и с удобными взаимосвязями между ними. Планы подвала, 1-го и 2-го этажей в габаритах несущих и капитальных стен, в основном, одинаковы. План 3-го этажа несколь-ко отличается из-за наличия 2-х этажной части. В объеме банка планировочная структура определяется системой продольных и поперечных стен, в которой выделены лестничные клетки, расположенные в торцах по продольной оси, и большой двухсветный операционный зал в средней части 2-го и 3-го этажей с освещением с улицы и со двора. В первом этаже под операционным залом на-ходится большой зал отделения связи. Служебные помещения отделения связи и банка сгруппированы в юго-западной части 1-го, 2-го и 3-го этажей. Кабинет управляющего банком размещается во 2-м этаже в восточном углу рядом с парадной лестницей. Объем по ул. Каштановой, где находились помещения суда, также повторя-ет схему построения плана в подвале, 1-м и 2-м этажах. Здесь применена коридорная сис-тема с размещением входа и парадной лестницы в северном углу. При парадном входе в уровне 1-го этажа организован вестибюль, гардероб и санузлы; имеется "черный" ход во двор; кабинеты расположены с юго-восточной стороны коридора, освещенного со двора. Во 2-м этаже перед лестницей в двухэтажной части расположен большой кабинет с при-емной; кабинеты так же, как в 1-м этаже, вдоль коридора. В уровне 3-го этажа сохраня-ются только кабинеты вдоль коридора и добавляется большой зал в восточном углу и над лестницей банка. В объеме жилого дома система плана подчинена осевой симметрии и, в основном, одинакова в подвале и 1 - 3 этажах. Здесь поперечными несущими стенами выделена ле-стничная клетка, в подвале и 1-м этаже стены проходят на всю ширину корпуса. Про-дольной стеной объем разделен на две неравные части: малая часть, включающая служеб-ные помещения - кухни и санузлы, ориентирована в сторону двора; большая часть, вклю-чающая жилые комнаты, расположена со стороны главного фасада. На лестничную клетку выходит по две квартиры в 1-м и 2-м этажах и четыре квартиры в 3-м этаже, где сантех-ника сгруппирована в средней части, а кухни выходят на главный фасад. Все интерьеры общественных помещений центра, а также интерьеры жилого дома решены в общем ключе с применением одинаковых дизайнерских приемов и отделочных материалов, а также одинаковых дверных и оконных заполнений, покрытий полов, про-филей наличников, перил и поручней лестниц, приборов отопления и освещения. Некото-рые приемы декора перекликаются с декором фасадов, как например, мотив треугольни-ков, который применен на козырьке главного фасада, повторяется в декоре операционно-го зала банка (под окнами архива) и зала судебных заседаний (3-й этаж), где треугольни-ками отделана падуга потолка. Потолки в этих залах решены с падугами, оформленными профилированными тягами. Интересен прием совмещения декоративной потолочной ро-зетки светильника с вентиляционной решеткой. В операционном зале банка барьером выделена средняя часть для посетителей с керамическим покрытием пола. Сотрудники банка располагаются по периметру, полы в этой зоне паркетные. В кабинете управляющего в верхней части стен сохранились парные металлические тяги с блестящим покрытием. Металлические перила лестниц, примененные в здании Центра, аналогичны при-мененным в других общественных зданиях города, например в Торговой конторе Нассера (Октябрьская пл.,3). Все помещения, связанные с пребыванием посетителей: коридоры, вестибюли, а также площадки лестниц и служебные помещения имеют стойкое к истиранию покрытие из керамической плитки желтого, черного и серого цветов с применением однотипного орнамента. Высота основных помещений: подвала - 2,7 м; кабинетов и жилых комнат - 3,1 м; операционного зала банка - 4,9 м. Фундаменты бутовые ленточные; цоколи и ступени из красного гранита; стены кирпичные; перегородки деревянные оштукатуренные; чердачные перекрытия деревян-ные отепленные, междуэтажные - бетонные по металлическим балкам, частично - дере-вянные отепленные; крыша - деревянные стропила; кровля - железо; полы из керамиче-ской плитки по грунту и паркетные по лагам; оконные заполнения сосновые повышенного качества двойные створные с откидными фрамугами и вертикальными запорными уст-ройствами; дверные заполнения сосновые повышенного качества филенчатые с декора-тивной отделкой, частично, остекленные с орнаментальными переплетами; лестницы по металлическим косоурам с бетонными ступенями и площадками с покрытием из цветной керамической плитки. Отделка наружная - высококачественная цементная штукатурка с архитектурными деталями, окраска; внутренняя отделка - штукатурка повышенного каче-ства, окраска. Комплекс зданий оборудован автономными системами водоснабжения, ка-нализации, отопления, вентиляции, пожаротушения и сигнализации. Габариты в плане: корпус банка - 38,36 м х 14,8 м корпус суда - 34,25 м х 84,56 м 2-х этажная пристройка - 8,55 м х 11,1 м жилой дом - 13,34 м х 22,05 м Общие габариты Центра в плане: 60,4 м х 34,25 м
Общие сведения:Общественно- административный центр имеет большое градостроительное значение, открывая своим объемом основную магистральную ось "нового" эстонского общественного центра города Петсери ( Печоры). Своим расположением среди зелени скверов и свободной объемно- пространственной композицией воплощает идеи создания города - сада, характерные для градостроительства начала ХХ века. Основное общественное здание города 1920 - 1930-х годов. Интересный пример архитектуры функционализма с ретроспективными элементами декора, объеди-няющий общественные и жилые функции в едином комплексе, дошедший до сего времени в очень хорошей сохранности.

Материалы: ГП БТИ Псковской области.
Состояние объекта: удовлетворительное
Персоны: Адофф Ф.автор проекта
Доступность: доступ затруднен

Библиография: Acta et Commentationes Universitatis Tartuensis (Dorpatensis). AXXV.4. Planni-gramm I.Petseri. Linn kloo ster, ja Umbrus, Eesti Turistide Petseri osakonna valjaanne. 1931., с.8Кадастр. Достопримечательные природные и историко-культурные объекты Псковской области. Псков. 1997,, с.229Кириков Б.М., Федоров С.Г. Историческая справка (историко-градостроительный очерк); Славина Т.А., Петрова Е.Ю. НатурныеМатериалы ГП БТИ Псковской области.

Здание бывшего эстонского банка

Церковь Георгия Великомученика и колокольня (звоница)

Церковь Георгия Великомученика и колокольня (звоница)
Дата постройки: XVI в.
Адрес: Печорский район/Сенно д, погост Сенно
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327
Архитектурный стиль: барокко
Историческая справка:Построена в XVI в. Датируется по архитектурным формам и основным конструкциям. Сведений о церкви Георгия мало. В псковской писцовой книге 1585-87 гг. лишь упоминания об этой церкви. Краткое описание в офицерских описях 1764 г.: -"... означенная церковь каменна, состоит при псковской провинции в Изборском уезде в Сенской губе в расстоянии от города Пскова в 27 верстах... В ней 1 престол около той церкви ограда деревянная ветхая... При оной церкви колокольня каменная". По "Книге о сборе с крестьян в государевы житницы хлеба 206г", за 1698г.- церковь владела 10 крестьянскими и бобыльскими дворами..." Каменная твердая",- значится по клировым ведомостям за 1798г." За 1892г. "...колокола 2 больших, литья псковского мастера Прокофья Григорьева сына 7056г., три "позвонка" на одном из них надпись "Богданов". В начале XX в. пристроен южный придел Феодосия Черниговского и расширен западный притвор. В это же время аналогичный придел и притвор были построены в Малах к церкви Рождества Христова.
Архитектурные особенности:Церковь Георгия расположена в деревне Сенно, на пригорке, вблизи дороги на Новый Изборск. Вокруг церкви кладбище, обнесенное каменной оградой. Это - одноглавый, трехапсидный, четырехстолпный храм. К основному кубическому объему четверика с четырехскатной кровлей, увенчанному световым барабаном с главой луковичной формы и крестом, с востока примыкают пониженные полуцилиндры апсид, с севера - низкая пристройка, с юга и запада - придельная церковь и притвор нач.XXв., заслонившие древние фасады четверика. Скромный декор фасадов четверика характерен для церквей Пскова XVIв.: стены имеют трехчастное членение лопатками, которые вверху соединяются между собой двухлопастными ползучими арочками, а в центральных частях -полуциркульными. Барабан декорирован традиционным орнаментом, состоящим из двух рядов поребрика и бегунца между ними. Венчает пояс ряд, состоящий из уступчатых полукруглых ниш и аркатурного пояска. Четыре щелевидных проема расположены по странам света, над ними бровки /фронтончатые сандрики/. На главе, покрытой железом, звезды, покрашенные охрой. На апсидах декор утрачен, на малых - боковых апсидах, сохранилось по одному древнему щелевому оконному проему. Интерьер: церковь четырехстолпная, западные столбы круглые в плане, восточные - скруглены с восточной стороны. Световой барабан покоится на повышенных подпружных арках" Концы креста перекрыты коробовыми сводами. Апсида перекрыта конхой. На западной стене устроены деревянные хоры с палаткой, в которой сохранился древний щелевой оконный проем /в настоящее время он заложен/. Такие же древние оконные проемы сохранились на южной стене четверика /на уровне хор/, в жертвеннике и диаконнике, остальные поздние или растесанные. У основания конхи апсиды - два ряда голосников. По пять рядов голосников: в тимпанах трансепта, над аркой восточной стены, под подпружными арками и на парусах. В алтаре сохранились остатки деревянных связей в двух уровнях. В юго-западном углу - палатка, видимо, здесь была придельная церковка, упраздненная после сооружения южного придела. Северная пристройка сооружена, вероятно, на месте древнего придела. О его существовании говорит древний дверной проем в северной стене четверика. Перекрытие пристройки утрачено. Перекрытия южного придела с притвором и притвора четверика -плоские. Все крыши железные. Габариты четверика: длина 15 м, ширина - 11 м, общие с притвором и приделами: длина - 23 м, ширина - 27 м. Материал памятника - известняковая плита, здание оштукатурено и побелено. В четверике сохранился четырехярусный иконостас сер.XIX в. с постаментом и навершием в центральной части - это икона "Бог Саваоф", завершенная крестом с живописным "Распятием" и предстоящими /полихромная скульптура/. Иконостас строгий по формам, с четко выраженными горизонтальными и вертикальными членениями. Он украшен резьбой, сосредоточенной, главным образом, на "Царских дверях" и антаблиментах. Вертикальные членения в первом ярусе- витые колонны. Основной мотив резьбы - закручивающаяся ветвь аканта. На "Царских дверях" резьба сквозная, над ними несколько резных головок херувимов. Иконостас грубо покрашен масляной краской бордового цвета, детали - бронзовой. В барабане и куполе поздняя масляная живопись /XX в./. Подобная живопись на стенах четверика /апостол Павел, архидьякон Стефан, на северной стене - Василий Великий и апостол Петр/. В придельной церкви - иконостас нач.XX в. - трехъярусный, в виде сплошной стены, с постаментом. Вертикальные членения чуть намечены пилястрами с канелюрами. "Царские двери" со сквозной резьбой, основной мотив которой - ветвь аканта и грозди винограда. На антаблиментах - накладная резьба - вьющийся стебель аканта. Иконостас покрашен белой масляной краской, детали - бронзовой. В интерьере придельной церкви сохранилось ряд интересных произведений древнерусской живописи и прикладного искусства: Икона "Георгий Победоносец" с 18 клеймами жития, предположительно, XVII в.,р.130х175 см. Икона "Анастасия Римлянка" с 10-ю клеймами жития ХVШ в. в металлическом окладе, р.85х61 см. Икона "Богоматерь", к. ХVIII в. в металлическом чеканном окладе с жемчужной обнизью на мафории и цате, р.45х35 см. Паникадила, семисвечники, хоругви и др. предметы прикладного искусства XIX- нач.XX вв. Из икон XIX в. имеется одна подписная -"Никола" - погрудное изображение с надписью: "Сделано 1880, пско. ма. Василий Фирсов". Звонница церкви Георгия, ХVI в. Расположена рядом с церковью. Это - отдельно стоящее, высокое, квадратное в плане сооружение, покрытое наклонной односкатной, железной кровлей. Северную стену его, толщина которой вдвое больше остальных, венчает небольшая, но довольно массивная двух пролетная, трехстолпная стенка с колоколами. Пролеты для колоколов с арочными перемычками, столбы в средней части скруглены, покрыта односкатной железной кровлей. Первый ярус перекрыт коробовым сводом с одним дверным проемом в северной стене и двумя щелевыми в восточной и южной, Деревянная лестница на западном фасаде ведет к дверному проему второго яруса. Здесь, в южной и восточной стенах, оконные проемы с гнездами от засовов; над вторым и третьим ярусом существовали деревянные перекрытия, от которых сохранились балка и деревянные лестницы, ведущие к звону. Сохранились два больших и два малых колокола. Под столбами тяга, аналогичная тяге Мальской звонницы. На звоннице сохранилось два колокола ХVI в. /больших размеров/ со следующими надписями: На первом колоколе - "Бжиею млтию и помощию сты живоначальныя трцы лета 7956 го мца сентября в 4 день на Рожество Протеи Бцы слить бысть колоколъ сей при державе црства Блговернаго и Хстлюбиваго Великого князя Ивана Васильевича цря и гдаря Всея Руси лил мастеръ Прокофей Григорьев снъ. Слава свершителю и Всех и Единому Богу. Аминь. На втором колоколе: "Бжиею млтию и помощию стыя живоначальныя Трцы лета 7056 го мца сентября II днъ на рождество Прстеи Бцы слить бысть колокол сей при державе царства Блговерного и хстолюбивого блгочестиваго цря и гдаря Великого князя Ивана Васильевича Всея Руси. Аминь. Прокофей Григорьев снъ Единому Бгу." Материал - известняковая плита. Габариты 7,5 х 7,5 высота 18 м. Ворота погоста вт. пол. ХVШ в. имеют два проема- большой и малый, Большой - с высокой и широкой аркой, над которой килевидное завершение. Более узкий и меньший по высоте - боковой арочный проем. Над ним прямоугольная, с чуть углубленной рамкой, ниша для иконы, и под ней двойная полочка, идущая до края ворот. Плавная, как бы нарисованная от руки, барочная кривая бескарнизного абриса верха, делает объем ворот крайне необычным. Сложены из местного камня - известняковой плиты, оштукатурены и побелены.
Общие сведения:Церковь Георгия- памятник архитектуры времени расцвета псковского зодчества XVI в., сохранила свои первоначальные формы и конструкции. Звонница - одна из немногих подобного типа, сохранившихся на псковской земле. Она может быть сравнима со звонницей церкви Успения с Парома ( г. Псков), но обладает своим неповторимым художественным образом. Кладбищенские врата XVIII в. гармонично сочетают старые местные строительные приемы с новыми формами барокко. На псковской земле они не имеют аналогов.

Материалы: камень, местный известняк
Состояние объекта: среднее
Персоны: Архитектор не известенпостроил в XVI веке
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурный обмер
Библиография: Cкобельцын Б.С. Земля Псковская. Альбом Л., 1972, фото 23,24; с. 182Государственный архив Псковской области, ф. 548, оп.1,д.7, л.13; ф.39,оп.1, св. 377; д.1058, л.49, е.х. 1222, л.143 Клировые ведомости за 1798,1892Грабарь И. Э. История русской архитектуры. М., 1909, с 282Косточкин В.В. Тропой легендарного Трувора М. 1971, с 107 -117Лобарский .Музей Академии Художеств., шифр 31-Д-7, ЗвонницаМорозкина Е.Н. Псковская земля, М., 1975, с 84,85Сборник МАМЮ, М., т. V, 1913, с 316,317ЦГАДА, ф 280, оп.3 ( офицерские описи), е.х.752,л.2, 19, 1976 г. Опись собора.

Церковь Георгия Великомученика и колокольня (звоница)

Церковь Владимирская

Церковь Владимирская
Дата постройки: 1910 г.
Адрес: Печорский район/Лисье д, Кулейская волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

Церковь Георгиевская и Преображенская

Церковь Георгиевская и Преображенская
Дата постройки: 1905 - 1910г.г.
Адрес: Печорский район/Печки д, Новоизборская волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Решение Псковского областного Собрания депутатов от 29.06.1995 г. № 20
Архитектурный стиль: псевдо-русский стиль
Историческая справка:Церковь строилась по проекту С.Петербургского архитектора Гоп. Строительство началось в 1905 году, освящена церковь в 1910 г. В 1919 г. белоэстонцами была разрушена часть северной стены и взорван верх колокольни.
Архитектурные особенности:Расположена в центре деревни на старом кладбище и окружена старыми деревьями. Кладбище обнесено невысокой кирпичной оградой, ворота с западной стороны. Церковь выстроена в формах архитектуры псевдо-русского характера со стилизацией в духе XVII в. Композиция храма оригинальна, т. к представляет собой два четверика с одной общей стеной. Преображенская церковь несколько больше Георгиевской. Оба четверика имеют большие квадратные в плане притворы и завершаются столпообразной колокольней "восьмерик на четверике" у левой церкви и, так называемой крещельней с четырехгранным шатром у правой церкви. С восточной стороны сделаны большие одноапсидные алтари. Главная церковь Георгиевская перекрыта сомкнутым сводом и увенчана главой на граненном глухом барабане. Небольшая главка второй церкви смещена к восточной стене. Четверики и притворы объединены большими проемами с арочньми завершениями. Помещения освещаются большими окнами с арочными завершениями. Декоративное убранство фасадов строится на сопоставлении беленых плоскостей и необлицованного кирпича рельефных деталей. Оконные и дверные проемы выделены наличниками с килевидными кокошниками. На всех гранях здания устроены наугольные пилястры. Четверик, яруса колокольни и крещальня украшены массивными карнизами, состоящими из горизонтальных тяг и рядов сухариков. Четверики оформлены дополнительно фризовыми поясами из ширинок с ромбовидными вставками. Постамент под восьмериком колокольни украшен двумя рядами аркатурных рельефных поясов. Звоновой восьмерик имеет четыре проема с арочным завершением по сторонам света 5 на остальных гранях беленые ниши. Грани восьмерика украшают пилястры с двойным импостом и килевидными кокошниками над ними. Перекрыт восьмерик сомкнутым граненым сводом с главой над ним на граненном глухом барабане, левый четверик имеет четырехскатную кровлю, а примыкающий правый- двухскатную с фронтоном, выходящим на южный фасад. На северной стороне четверика Георгиевской церкви в нишах живописные вставки: "Преображение" и "Св.Георгий" . На северной стене первого яруса колокольни в нишах две живописные композиции: "Воскресение" и "Троица". Интерьер" насыщен росписями, выполненными темперными красками. В Георгиевской церкви на своде в центре написан "Саваоф", в восточной части - "Благовещение", в северной - "Несение креста", в западной- "Иисус в пустыне", в южной - "Моление о чаше". На гранях центрального крестчатого столба - "Василий блаженый", "Св.Николай" , "Св.Ольга", "Пророк Илья". На западной стене притвора: "Нагорная проповедь", "Лепта вдовы"; на северной -"Хождение " по водам и "Преподобная Ефросиния". В Преображенской церкви на плоском потолке изображения евангелистов, на гранях столба - "Св.Антонии и Феодосии"', "Св. Евфросиния", "Пантелеймон" и "Алексей - человек божий". На западной стене притвора "Воскрешение сына наинской вдовы". Интересен трех ярусный иконостас Георгиевской церкви псевдо-византийского стиля, белый с золочеными деталями. В местном ряду: "Св. Николай", на северных вратах - "Архидиакон Степан", далее - "Богоматерь Казанская", "Царские врата", "Спас с евангелием", на южных вратах - "Архангел Михаил", "Георгий". В праздничном ряду: "Сретение", "Рождество Богородицы", "Успение", "Рождество Христово", "Крещение", "Сошествие святого духа". В апостольском ряду: "Апостол Павел", двух фигурная икона, "Апостол Матфей", в навершии в раме - "Воскресение". Двухъярусный иконостас Преображенской церкви изготовлен в г.Вильно. В местном ряду: "Иоанн креститель", на северных вратах "Андрей первозванный ", далее "Покров", на царских вратах - "Благовещение" в центральном медальоне, а евангелисты - вверху и внизу. Далее "Преображение", на южных вратах "Серафим Сорский" и "Иоанн златоуст". В пророческом ряду- "Антоний и Феодосии Печерские", "Довмонт-Тимофей", "Всеволод-Гавриил" и "Сергий Радонежский", "Александр Невский" , "Кирилл и Мефодий", "Св.0льга", "Владимир". В навершии над царскими вратами- '"Тайная вечеря", выше -"Троица". , На колокольне 4 колокола - дискант, альт, тенор и бас. На басовом - самом большом колоколе - клеймо с "Георгием-змееборцем" и трудно читаемой надписью. Фундамент церкви валунный. Стены выложены из кирпича на цементном растворе с расшивкой "валиком", частично побелены. Поли дощатые. Общие габариты: длина 27 м, ширина 17 м.
Общие сведения:Памятник, выполненный в псевдо-русском стиле, интересен необычной композицией и компановкой объемов.
Предметы особой охраны: Росписи стен и потолков

Состояние объекта: среднее
Персоны: Гопархитектор, начата постройка в 1905 г.
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: реставрация живописи
Библиография: Зверинский В. Списки населенных мест 1872-1877. С.Пб.,1885, с 114

Церковь Георгиевская и Преображенская