Усадьба Левенгагена с парком

Усадьба Левенгагена с парком
Дата постройки: XIX в.
Адрес: Плюсский район/Лющик д, Плюсская волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: ПТУ N 17







Состояние объекта: удовлетворительное

Усадьба Лог

Усадьба "Лог"
Дата постройки: XIX в.
Адрес: Плюсский район/Лог д
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Музей
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Автор, строитель - неизвестны. Имение Лог находилось в Гдовском уезде Псковской губернии. Усадьба Лог в начале XIX в. принадлежала В.Зиновьеву, участнику войны 1812 г., связанного дружбою с декабристами. До 1837 г. усадьбой владела его дочь - Александра Васильевна Зиновьева, получившая Лог в приданное. В 1837 г. усадьба Лог была продана генерал-майору Щетинину. В 1843 г. неподалеку от усадьбы Лог строится часовня Митрофания Воронежского. Судя по отдельным сохранившимся деревьям, возраст которых порядка 150 лет и выше (дубы, липы), парк в усадьбе Лог был заложен в первой половине XIX в. и продолжал создаваться до 1890-х гг., о чем свидетельствует возраст большинства старовозрастных деревьев: лип, елей, берез, возрастом 110-140 лет. В 1870-е годы усадьбой владеет помещик Г.фон-Ремер, участник Крымской компании, полковник в отставке. В 1890-е годы он передает усадьбу крестьянам. С 1890-х гг. Логом владеют Варвара Николаевна Писарева и ее дочь Ольга Константиновна Гориневская. В 1895 г. О.К.Гориневская знакомится с М.В.Ямщиковой, которая с этого года почти каждое лето бывает в усадьбе Лог. Имя писателя Ал.Алтаева известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Ал. Алтаев - псевдоним Маргариты Владимировны Рокотовой (в замужестве Ямщиковой). Она прожила долгую жизнь: родилась в 1872 г., умерла в 1959 г., соединив в себе два века русской культуры. Ее книги говорили о великой человеческой мысли и будили в читателе любовь к истории и культуре мира .... Это труд семидесяти лет в литературе, подвижнический труд просвещения, могущественной деятельной педагогики". В 1926 г. М.В.Ямщикова покупает у Гориневекой флигель от дома в усадьбе Лог. С восторгом вспоминала писательница о первых годах жизни в этом маленьком доме: "Мы приезжали в Лог партиями: сначала энергичный Речной, потом - не менее энергичная Люся и, наконец, я - глава семьи и добытчик средств, и каждого из нас Лог очаровывал по-своему... Все нам казалось необыкновенным, очаровательным. Приводила в восторг мысль, что можем жить спокойно, все вместе, в чистоте, у себя в скромном и таком уютном домике на берегу Плюссы, в чудесной, ласкающей глаз местности. Кругом как будто только одна природа - не видно никакого жилья. Даже знакомый большой дом и тот загорожен с стеной сирени. Под окнами куст шиповника. Против приветно раскинула свои тенистые ветви огромная ель, посаженная еще маленькой Олей, когда ее привезли сюда впервые. А у самой террасы ствол березы, однолетки ели, развесистой, широкой, точно обнимающей наш домик. Выглянешь из окна светлого веселого коридора - зеленый скат, переходящий в луг. А за Плюссой - даль на много верст с серебряной извилистой лентой красавицы реки. А воздух свежий, ароматный, пьянящий, которым не дышишь, а который пьешь. И тишина… зеленая тишина…". Поздней осенью Маргарита Владимировна почти всегда переезжала в большой старый дом О.К.Гориневской. Дом был построен в первой трети XIX в. и расположен на высоком берегу реки. "Деревянный, одноэтажный, он был обшит тесом, два фасада оформлены деревянными колоннами, балкон обращен к реке Плюссе". Дом окружал тенистый парк с величественными дубами и елями. "Хозяйкой дома была Ольга Константиновна Гориневская. Уроженка Петербурга, получившая прекрасное образование в Петербургской консерватории, она после революции в годы Гражданской войны переехала в этот дом в Логу навсегда". С этим домом О.К.Гориневская и М.В. Ямщикова были связаны до конца жизни. Вот каким предстал этот дом перед Маргаритой Владимировной в 1955 году: "Старый дом по фасаду весь увит виноградом. Перед ним цветник и небольшой огород. Все залито лучами летнего солнца…". Жизнь на Псковщине помогла Маргарите Владимировне в создании романов "К вершине искусства" , "Пасынки Академии", "Чайковский", "Глинка", "Микеланджело", "Рафаэль", "Леонардо да Винчи" и многих других книг. Любила эту землю и дочь Ал.Алтаева Людмила Андреевна Ямщикова-Дмитриева - прекрасная актриса и литератор о псевдонимом Арт. Феличе. В 1967 г. (после смерти Ал.Алтаева в 1959 г.) О.К.Гориневская завещала свой дом Плюсскому райисполкому для создания в нем народного музея писательницы. Вскоре народный музей был открыт. Внешний вид дома и внутренняя планировка изменениямне подвергались, лишь щеповая кровля заменена шиферной и утрачена лестница, ведущая с балкона к реке Плюссе.
Архитектурные особенности:Парк музея-усадьбы Ямщиковой (Ал.Алтаева) расположен на левом всхолмленном берегу реки Плюсса. Усадебное ядро с доминантой - деревянным усадебным домом - занимает небольшое компактное плато на краю крутого склона (15-20 ) к р. Плюссе. Между рекой и подножием склона полосой протянулся заливной луг. Река с довольно быстрым течением, шириной в этой части около 30-40 м, является северной границей усадьбы. Усадебный дом возвышается над рекой на 15-20 м и с его балкона открываются далекие перспективы на реку и далее на прилегающую к ней широкую долину с полоской леса на горизонте. Склон, постепенно теряя крутизну, огибает усадьбу с запада, сливаясь здесь с большим оврагом, по дну которого между живописных валунов течет ручей. Западной границей усадьбы является извилистая грунтовая дорога, дважды пересекающая ручей: на юге с мостиком, который в наши дни является подходом к усадьбе от деревни Лог, и к северу - насыпной переход к реке. Восточной границей усадьбы является историческая въездная дорога (ныне не используется), идущая с юга по краю поля. У флигеля в 80 метрах от-восточного фасада усадебного дома въездная дорога делает крутой (в 90* ) поворот к дому и в окружении старовозрастных берез и дубов подходит к дому. В южной части усадьбы большой заболоченный участок, заросший молодой древесно-кустарниковой растительностью. Южная граница проходит по краю этого массива и граничащего с ним поля. К югу от усадебного дома располагался хозяйственный дом. Здесь имеются остатки фундаментов от двух хозяйственных строений. Парк ландшафтного характера с элементами регулярных посадок (липовая аллея к колодцу у юго-западного фасада дома; симметричное оформление въезда березами и дубами; рядовая посадка елей по верхнему краю склона к реке) большей частью расположен на северо-западном склоне. Представлен преимущественно старовозрастными свободно растущими березами, липами, елями. Декоративные кустарники растут в основном возле усадебного дома: кусты сирени, жимолости, черной смородины, акации желтой; или неподалеку от дома: большая куртина на краю склона возле беседки к северу от дома; рядовая посадка сирени к востоку от дома, отделяющая его от флигеля: кусты сирени у остатков фундаментов хозстроения к югу от дома. К северо-востоку от дома остатки небольшого вымерзшего плодового сада. Дорожно-тропиночная сеть развита слабо. Это лишь дорожка от деревни к музею; тропа, окаймляющая подножие склона с запада и севера, и тропа по склону от дома к реке. Парк в усадьбе Лог нуждается в реставрации и уходе. Необходимы мероприятия, предотвращающие коррозионные процессы оврага, "съедающие" тропу, идущую между верхним откосом оврага и подножием усадьбы; восстановление исторической въездной дороги; удаление с территории усадьбы инородных современных построек, искажающих мемориальный облик парка.
Общие сведения:Живописный ландшафтный парк XIX в. на берегу р. Плюссы. Сохранилось большое количество ценных старо возрастных деревьев. Связан с именем и творчеством замечательной русской писательницы Ямщиковой (Ал.Алтаевым).


Состояние объекта: среднее
Персоны: фон-Ремер Г.владелец усадьбы с 1870 по 1890 гг.
Доступность: доступен для осмотра

Библиография: ЦГАЛИ, ф.Алтаева, "Гдовщина"

Усадьба Лог

Усадьба Любенск где в 1907 - 1908 гг жил и работал и умер в ночь с 7 на 8 июня 1908 г композитор Римски

Усадьба Любенск, где в 1907 - 1908 гг. жил и работал и умер в ночь с 7 на 8 июня 1908 г. композитор Римский-Корсаков Николай Андреевич
Дата постройки: кон. XVIII - нач. XIX вв.
Адрес: Плюсский район/Заполье (Запольский с/с) д, Запольская волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Музей
Документ о принятии под охрану: Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176

Историческая справка:Автор, строитель - неизвестны. Усадьба Любенск относилась до 1917г. к Лужскому уезду Петербургской губернии. В 1782г. имение Любенск принадлежало вдове Анне Васильевне Бухаровой, дочери поручика Матвея Тимофеевича Назимова. Назимовы были крупными псковскими помещиками. В 1860-ых гг. сельцом Любенск и деревней Любенск владел генерал-майор Николай Павлович Бухаров. В 1880-ых гг. имение перешло к его сыну, статскому советнику Дмитрию Николаевичу Бухарову. С 1894 по 1905 гг. усадьба находилась во владении наследников Д.Н.Бухарова - его вдовы, Александры Викторовны Бухаровой с детьми Зосей и Борисом. В 1894-1905гг., живя летом в Вечаше, композитор Н.А.Римский-Корсаков бывал в усадьбе Любенск. Усадебный дом в Любенске, предположительно, был построен во второй половине Х1Хв. Парк был разбит в середине-конце XIX в.. Лето 1907г. семья Римских-Корсаковых проводила в Любенске. В этот год были начаты переговоры о покупке Н.А.Римским-Корсаковым усадьбы у помещицы Бухаровой. В конце 1907г. была совершена купчая на усадьбу Любенск на имя детей композитора - Андрея, Владимира и Надежду. Территория приобретенной усадьбы составляла 19 десятин 1755 квадратных сажен (около 22 га), в том числе 10,5 десятин приходилось на саму усадьбу с фруктовым садом. Остальная часть территории была занята пахотными и сенокосными землями и дорогами. Летом 1907г. Н.А.Римский-Корсаков писал М.О.Штейнбергу об усадьбе Любенск: "Дом стоит на относительно высоком месте, прекрасный вид на озеро, огромный сад, сирени в изобилии, а в данную минуту роскошно цветут жасмины и душистые пионы". "Сад в Любенске был действительно роскошный: масса фруктовых деревьев, одних яблонь около ста, вековые дубы в два обхвата, нечто вроде беседки из шестнадцати дубов, аллеи берёз и лип, кусты сирени . белой акации, круглый пруд, масса цветов. Перед домами красовалась огромная клумба". В 1908 г., после оформления купчей, дом был отремонтирован заново и приспособлен к желаниям всех членов семьи. По купчим бумагам Н.А. Римский-Корсаков приобрёл жилой дом со службами и сад при нём, прилегающие к нему 9 десятин земли отдал крестьянам. Здесь, в Любенске, летом 1907г. была закончена последняя опера Римского-Корсакова "Золотой петушок". 8 июня 1908г. Николай Андреевич Римский-Корсаков умер в имении Любенск. Семья композитора жила на Псковщине до 1919г. В 1921 г. по инициативе А.В.Луначарского дом в Любенске был взят под охрану государства. В это время главный усадебный дом находился в относительном порядке, но в последующие годы в порядке содержался только фруктовый сад. Парк. распадался, дом два-три раза горел. В 1941-1944гг. территория Любенска находилась в зоне немецкой оккупации. Все деревянные строения, главный усадебный дом были сожжены, пострадали и деревья близ домов. В Любенске сохранились лишь каменные стены конюшни. В 1967 г. Министерством культуры РСФСР было принято решение об организации музея-усадьбы Н.А.Римского-Корсакова - филиала Пушкинского государственного заповедника. В заповедную зону были включены два раздельные участка земли; Вечаши - 35 га и Любенска - 4 га. Но музею совхозом "Андромер" был передан только земельный участок Вечаши. В 1973г. музей-усадьба И.А.Римского-Корсакова была передана на правах филиала Псковскому областному историко-художественному музею-заповеднику. Никаких восстановительных работ на территории усадьбы не проводилось. Лишь в октябре 1981г. был разобран бревенчатый дом, стоявший на фундаменте главного усадебного дома и тогда же были раскрыты фундаменты этого дома, одного из малых жилых домов и семейной. Несмотря на значительные утраты в Любенске сохранилось много опорных объектов, по которым легко восстановить основную, мемориально наиболее ценную часть этой усадьбы в её историческом виде (1907-1908гг.).

Общие сведения:Мемориальный памятник. Связан с жизнью и творчеством русского композитора Н.А.Римского-Корсакова.


Состояние объекта: хорошее
Персоны: Римский-Корсаков Николай Андреевичжил и умер
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: комплексные научные исследования, проект реставрации и приспособления


Усадьба Любенск где в 1907 - 1908 гг жил и  работал и умер в ночь с 7 на 8 июня 1908 г композитор Римски

Парк усадьбы Любенск

Парк усадьбы Любенск.
Дата постройки: кон. XIX - нач. XX вв.
Адрес: Плюсский район/Любенск д
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Музей


Историческая справка:Парк был разбит в середине-конце XIX в., судя по сохранившимся 90-120 летним березам и елям, при владельцах Бухаровых. Сохранились и более ранние посадки - начала Х1Х в. - 160-летние ясени, липы, дубы; отдельные дубы до 300-400-500 лет. Летом 1907г. Н.А.Римский-Корсаков писал М.О.Штейнбергу об усадьбе Любенск: "Дом стоит на относительно высоком месте, прекрасный вид на озеро, огромный сад, сирени в изобилии, а в данную минуту роскошно цветут жасмины и душистые пионы". "Сад в Любенске был действительно роскошный: масса фруктовых деревьев, одних яблонь около ста, вековые дубы в два обхвата, нечто вроде беседки из шестнадцати дубов, аллеи берёз и лип, кусты сирени, белой акации, круглый пруд, масса цветов. Перед домами красовалась огромная клумба".
Архитектурные особенности:Усадьба Н.А.Римского-Корсакова расположена в северной части деревни Любенск. Рельеф территории усадьбы: в северной части ровный, к югу покатый склон. Границы усадьбы: северная - совхозный сад; восточная - канава вдоль ограды и грунтовая деревенская дорога; южная - вал и ров; западная - грунтовая дорога; большой Верхний" пруд. В усадьбе три искусственных водоёма: большой пруд неправильного очертания - "Озерцо", овальный и зеркальный пруды. В большой пруд вливался ручей, бравший своё начало от родника, находившегося на северо-западе от усадьбы; из большого и "Зеркального" прудов вытекали ручьи, сливавшиеся южнее в один ручей Смородняк, называвшийся так потому, что он протекал между кустами чёрной смородины. Этот ручей протекал за пределами любецкого сада". В основе планировочной организации любенского архитектурно-паркового ансамбля лежит композиция из расположенных на одной оси следующих элементов: въездных ворот; обведённого подъездной дорожкой акациевого кружка на выездном дворе; главного усадебного дома; центральной дорожки цветника и большой круглой клумбы; овального пруда с группой цветущего кустарника на берегу, эта осевая композиция получает развитие в симметричной планировке партера (цветника), чётко очерченного боковыми кулисами аллей из акации и сирени и группами дубов, расположенными по обе стороны пруда. При строго симметричном решении партерного сада, планировка и пространственная организация всего основного комплекса лишены цели симметрии. Его композиция смягчена асимметричным расположением пристройки к главному дому, двух малых жилых домов и хозяйственного двора с семейной, конюшней и другими постройками. Смягчали строгость композиции и включенные в неё контрастные по форме деревья по сторонам главного дома:с одной стороны - клёны, ясень, с другой - черёмуха и вытянувшиеся по высоте остроконечные ели... В западной части усадьбы была большая аллея из берез и елей, имевшая направление - северо-восток - юго-запад и короткая сиреневая аллея в нижней части яблоневого сада, направления юго-восток - северо-запад. Обе эти аллеи подводили к "Зеркальному" пруду, близ которого у живописной группы деревьев, в том числе - орешин, стояла скамейка. Рядом находился перекинутый через ручей мостик с перилами из берёзовых стволов, этот участок у пруда был одним из излюбленных мест в саду. Близ этого места проходила ограда, подойдя к которой можно было любоваться на озеро Песно и Вечашу. Таким же любимым местом отдыха композитора была "беседка" под старой липой, со скамейкой и обрамлением из кустарников, близ восточной аллеи, ограничивающей цветник. Сотни яблонь, аллей лиловой и белой сирени, кусты душистых китайских пионов, ягодные кусты, акация и свежая зелень столетних дубов и берез - всё это превращало влажный воздух в парке в подобие насыщенной атмосферы оранжереи" или парника. Во всех комнатах, на балконе красовались огромные букеты цветов. Необычайно эффектно представало море огромных яблонь, залитых как молоком, белорозовым цветом (этих яблонь в любенском саду было свыше тысячи), их окаймляли лиловые дорожки сиреневого цвета по краям. Николай Андреевич с балкона восхищался всей этой райской симфонией красок и запахов".
Общие сведения:Интересный усадебный парк Х1Хв. Связан с жизнью и творчеством гениального русского композитора Н.А.Римского-Корсакова, и освящена кончиной композитора. Сохранились фрагменты планировки, ценная мемориальная древесно-кустарниковая растительность, живописные искусственные пруды.


Состояние объекта: плохое

Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: проект организации и ведения садово-паркового хозяйствапроект реставрации
Библиография: Образцова И.М., Образцова Н.Ю. Н.А.Римский-Корсаков на Псковщине. Л., 1981,, с.75.РГИА, Ф.262, оп.101, д.1831. Ф.536, оп.9, д.8908, 1164. Ф.870, оп.1, д.52.

Парк усадьбы Любенск

Парк жНежадово бывшего женского монастыря

Парк ж.Нежадово бывшего женского монастыря
Дата постройки: 2 пол. XIX в.
Адрес: Плюсский район/Нежадово д, Нежадовская волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения



Историческая справка:Смешанного стиля



Материалы: ели
Состояние объекта: удовлетворительное