Интервью с режиссером спектакля «Ревизор» Петром Шерешевским

«Необходимо, чтобы человек, сидящий в зале, ощущал, что разговор идет именно с ним и о нем, живом, сегодняшнем».Сегодня, 6 сентября, и завтра, 7 сентября, Псковский театр драмы откроет 113-й сезон премьерой «Ревизор» по пьесе Гоголя. Режиссер спектакля - Петр Шерешевский,художественный руководитель Камерного театра им. Малыщицкого (Санкт-Петербург).Накануне премьеры мы встретилась с режиссером и поговорили о его новой работе.-Петр, ваши постановки всегда необычны, нетрадиционны, Вы представляете зрителю классику в современной интерпретации. Как зрители относятся к такому подходу? Одобряют, или есть возмущенные? Вы, как режиссер,  реагируете?Разумеется, всегда есть зрители, которых такой подход возмущает. Но я считаю необходимым разворачивать любой классический текст таким образом, чтобы человек, сидящий в зале, ощущал, что разговор идет именно с ним и о нем, живом, сегодняшнем. Сего болью, грехами, заблуждениями, желаниями… Классика, она потому так и называется, что суть ее, мысль не устаревает.-Вы взялись за самую известную пьесу русского репертуара, по ней формировали театральные труппы не одно столетие. Вы ставите «Ревизора» Гоголя в нашем театре. Почему такой выбор?Мы долго выбирали название, вариантов было много. В результате решили остановиться на том, в котором заложена энергия юмора. Правда юмор в «Ревизоре» отнюдь не светлый. Это жесткая сатира на социум и на саму природу человека. -Вы думаете, что спектакль будет эмоционально воздействовать на зрителей и уменьшит коррупцию, в целом повлияет на социальную ситуацию? В 19-м веке верили, что театр исправляет нравы. А Вы?В одном интервью Петра Мамоновая прочитал забавную мысль: «если бы искусство всерьез воздействовало на человека, мы бы давно жили в раю…» Увы, воздействие минимально, но оно есть… И Бог знает, что было бы, если бы мир развивался без этой пусть гомеопатической,но все-таки терапии искусством. В каком кошмаре бы мы оказались… -Для чего вы его ставите? Сверхзадача у Вас, современного режиссера, какая?Как ни странно, спектакль получается экзистенциальный. Начинали мы сочинять, повторяю, жесткую социальную сатиру, но энергия гоголевского текста выносит на более сложные обобщения. История получается об ответственности каждого человека за собственную жизнь перед Богом. Как бы кто эту идею высшего ни воспринимал. Я, например, в идеи креационизма не верю, хотя и пишу слово Бог с большой буквы и через тир. Но в бессмертие души, в то, что путь наш не заканчивается нынешним воплощением, я верю свято. И в то, что то, как будет этот путь развиваться, зависит целиком от того, как проживаем мы сегодняшнюю свою жизнь. Кто-то пользуется идеей рай-ад, кто-то идеей кармы и перерождения. Это не важно. Суть одна. Важно то, что глядишь на бессовестность власть предержащих, и думаешь: «Как так можно? Ведь ответ-то все равно держать придется… А всего наворованного с собой не возьмешь». -Соединение актерской игры на сцене и видеотрансляции – онлайн на экране, что дает спектаклю? Не рассеет ли внимание зрителя?Я недавно прочитал у культуролога Михаила Эпштейна определение «интереса». Ибо именно это понятие является, на мой взгляд, ключевым в сегодняшнем восприятии любого искусства. Так вот интерес обратно пропорционален тривиальности «доказываемого». И прямо пропорционален точности «доказательств». То есть утверждать, что «Волга впадает в Каспийское море» не интересно. Но и доказывать что-то парадоксальное неточными аргументами тоже не интересно. Интуитивно именно такое понимание «интереса» движет мною уже много лет. Подходя к любому тексту, ищешь смещение, не исполнение ожиданий. Остроты, чтобы заставить текст заиграть всеми своими смыслами, именно от непривычности подхода. Сейчас речь не об «осовременивании», а именно об эстетике. И к Гоголю, которого мы привыкли воспринимать как гротеск, я решил подобрать очень такой бытовой почти гиперреалистический ключ. И отсюда возникла идея онлайн-кино, снимаемого на наших глазах. Так что на сцену смотреть и не нужно, все главное происходит на экране, но при этом мы видим, что это – театр, это - живое, рождающееся на наших глазах. Кроме того, этот киношный ход работает и на смысл, на ту самую сверхзадачу, про которую вы спрашивали. Мы живем все будто под невидимым оком, каждый наш жест, слово, поступок записывается на скрижали мироздания. И глупо не понимать этого… Это и есть про ту самую «ответственность». -Спектакль будет смешным?Ну, чувство юмора у меня специфическое. Мне очень смешно. И артистам, которых я этим пессимистическим весельем заразил. Будет ли смешно кому-нибудь еще, посмотрим, не уверен.- Что в спектакле останется от привычного Гоголя: текст, мистика, особая поэтика языка, социальная сатира? Или что-то другое?Да все останется.Только под необычным углом зрения. -Петр, последний вопрос, традиционный для нашей рубрики. Псковский театр, расположенный на улице Пушкина, и своим рождением обязанный Поэту, больше ста лет носит его имя. Поэтому мы спрашиваем: «А Пушкину бы понравилось?» Не знаю. Он солнечный был, витальный… А у нас – жестко, может быть, слишком для него беспросветно.Чехову бы понравилось, я думаю. А Пушкину не знаю – надо его спросить после премьеры.-Надеюсь, что зритель оценит Вашу постановку и будет смотреть спектакль с неослабевающим интересом! Спасибо за интервью.Беседовала Любовь Никитина, завлит театра.Досье: Пётр Юрьевич Шерешевский - режиссёр театра и кино, драматург. Родился в 1972 году в Ленинграде. В 1996 году окончил Санкт-Петербургскую академию театрального искусства по кафедре режиссуры (мастерская профессора И. Б. Малочевской). В1997—1999 годах работал режиссёром в театре имени В. Ф. Комиссаржевской (Санкт-Петербург). В 2004 году стажировался в студии при национальном театре Лондона. В 2005 году стажировался у режиссёра Сергея Снежкина на кинокартине «Мечта» (объединение «Бармалей»). В 2010—2011 гг. — главный режиссёр Новокузнецкого драматического театра. В 2014-2016 гг. - главный режиссёр Государственного русского драматического театра Удмуртии (Ижевск). С 2015 года- главный режиссёр Камерного театра Малыщицкого (Санкт-Петербург). Его театральные постановки идут во многих городах России. Неоднократно награждался театральными премиями, трижды номинант «Золотой маски».

Большим концертом отметили День знаний в колледже искусств

День знаний отметили в Псковском областном колледже искусств им. Н.А. Римского-Корсакова большим праздничным концертом.С Днём знаний, который объединяет самые разные поколения, гостей праздника поздравила директор колледжа, заслуженный работник культуры России Зинаида Николаевна Иванова.Она напомнила, что уже 14 лет День знаний сопряжён с Днём памяти о страшной трагедии,  произошедшей в Беслане. Память погибших в результате теракта собравшиеся почтили минутой молчания.С началом нового учебного года преподавателей и студентов поздравила заместитель председателя Государственного комитета Псковской области по культуре Анна Анатольевна Бударина. Она прочитала поздравление министра культуры России В.Р. Мединского. Анна Анатольевна вручила почётную грамоту преподавателю колледжа, руководителю академического хора Инне Павловне Суровицкой, которая в это году отметила пятидесятилетний юбилей.В концертной программе выступили ведущие творческие коллективы и солисты колледжа - хореографический ансамбль «Юность»,  вокальный ансамбль студентов специальности «Хоровое дирижирование», ансамбль солистов специальности «Музыкальное искусство эстрады», вокальный ансамбль студентов 3 курса специализации «Театральное творчество»,  хор русской песни «Очелье», преподаватель Роман Елансков (баян), студентки Светлана Ендальцева и Алина Лексунова (фортепиано).Ведущие – выпускники колледжа прошлых лет Ксения Хоруженко и Андрей Чугуненко - назвали имена выпускников 2018 года, которые поступили в ВУЗы сферы культуры и искусства, а также приступили к работе по специальности. В торжественной обстановке,  в присутствии многочисленных гостей, преподавателей, студентов и родителей, первокурсники пообещали «с достоинством нести звание студента и дорожить честью Псковского областного колледжа искусств имени Н.А. Римского-Корсакова».На празднике много говорилось о волонтёрском движении колледжа искусств. Значительный вклад студентов и преподавателей отметила руководитель организации «Вечевой орден» Ольга Родина. В заключение концерта прозвучала песня. «Поющие сердцем», ставшая визитной карточкой волонтёрских инициатив колледжа искусств.Фоторепортаж Дня знаний >>> 

В музее-заповеднике «Изборск» впервые пройдет фестиваль «Уличное кружево»

8 сентября в музее-заповеднике «Изборск» впервые
пройдет фестиваль уличного вязания «Уличное кружево». 

К участию приглашаются все желающие:
рукодельницы-любители, творческие мастерские и дизайнерские студии Пскова и
Псковской области. Арт-объектами станут фонарные столбы, фрагменты забора,
деревья, скамейки и все, что могут украсить мастерицы.

Фестиваль пройдет одновременно на трех площадках:
в Государственном историко-архитектурном и природно-ландшафтном
музее-заповеднике «Изборск», музее истории города Печоры и музее-усадьбе народа
сето в д.Сигово. Мастер-классы работают с 10:00. Открытие фестиваля состоится в
12.00.

На интерактивных площадках проекта пройдут
мастер-классы для детей и взрослых по вязанию, изготовлению различных
аксессуаров из пряжи, ниток и конкурсы. Музей-заповедник «Изборск» поделится со
всеми традицией изготовления сетоского кружева и предложит принять участие в
украшении ландшафта вязаными изделиями в любой технике. Украшенные
объекты  останутся в таком виде до конца сентября 2018 года.

8 сентября  для участников фестиваля вход в
экспозиции музея-заповедника и крепость свободный.

15 сентября по итогам народного и интернет-голосований
будет выбрано самое оригинальное, креативное «вязаное граффити» фестиваля.

Заявки на  участие принимаются по
тел.:  8 (81148) 96 602.

Добавим, Фестиваль уличного вязания - это новый
вид искусства. Дословный перевод  ярнмбомнинга (yarnbombing) -
«бомбардировка пряжей» или «городское вязание». Ежегодно  сотни людей принимают участие в  Европейских днях наследия.
Девиз культурной акции в этом году – «Искусство делиться». 

Гедиминас Таранда об открытии филармонического сезона в Пскове: Здесь балет подчинен симфонической музыке

75-й сезон Псковской
областной филармонии начнется с совместного проекта симфонического
оркестра и Имперского русского балета. О том, что ждет псковичей 11
сентября, Псковской Ленте Новостей рассказал художественный руководитель
балетной труппы, заслуженный деятель искусств Российской Федерации
Гедиминас Таранда.





- Гедиминас Леонович, 11 сентября нас ждет уникальный концерт, аналогов которому в Пскове еще не было?

Нужно иметь громадный профессионализм, чтобы работать вместе

- Да, впервые в истории Псковской филармонии, впервые в истории
Пскова сыграет симфонический оркестр вместе с балетом. Мы решили это
сделать, когда встречались на Пушкинском празднике поэзии. Мы обсудили с
Елизаветой (Барышниковой, директором Псковской филармонии - прим. ред.), что
было бы прекрасно объединиться и показать с оркестром и балетом
какие-то новые спектакли. Но это были только планы. А потом врио
губернатора Михаил Ведерников предложил программу «Посвящение в балет».
Мы выступили в Великих Луках, в Пскове, в Палкино и поняли, что это
настолько востребовано, необыкновенно. Люди тянутся к прекрасному. Тогда
мы еще раз встретились с директором филармонии Елизаветой Барышниковой,
с дирижером Николаем Хондзинским, обговорили, почему бы нам не сделать
открытие сезона в рамках проекта «Посвящение в балет». Все это, как
пазл, сложилось. Мы привозим совершенно потрясающую программу -
«Шехеразаду» Римского-Корсакова и «Болеро» Равеля. Честно говоря, на
сегодня это большая редкость, когда балет выступает с оркестром. Это
очень дорогая финансовая история. Но благодаря поддержке филармонии,
благодаря активной работе этих прекрасных людей, которые хотят
перевернуть все сознание людей в городе, этот проект состоится. Сейчас
мы репетируем, а 9 сентября вылетаем к вам.



- Сейчас репетируем в Москве. 9-го грузим декорации и выезжаем в
Псковскую область. Сначала мы выступим в Великих Луках, но без оркестра,
к сожалению. Великие Луки себе оркестр позволить не могут. А 11
сентября в Пскове будет открытие филармонического сезона и наше
представление этой потрясающей программы.

- Как подбирался материал, почему именно этот балет?

- Мы встречались с дирижером, обсуждали, какой балет привезти.
Времени для совместных репетиций, к сожалению, очень мало, безумно мало.
Поэтому мы стали изучать наш общий репертуар: что у кого есть, что мы
репетируем. И вдруг мы наткнулись на то, что оркестр хочет ставить
Римского-Корсакова «Шехеразаду». Это же симфоническое произведение, не
балетное. А у нас как раз есть балет. То есть нам не нужно было много
репетировать, ведь в симфоническом произведении мы танцуем так, как
играет оркестр. То же самое произошло с симфоническим произведением
Равеля «Болеро». Это не балет, это симфоническое произведение, но у нас
есть хореография, поставленная на эту музыку. Поэтому наша совместная
работа не требует балетного изучения. Здесь балет подчинен симфонической
музыке.





- Концерт пройдет в два отделения. По сути, это будут два разных самостоятельных произведения?

- Да, совершенно верно. В первом отделении мы увидим
«Шехеразаду» с полными декорациями, которые придумал Леон Бакст и
показывал Дягелев в Париже. По этим эскизам создавались декорации и
костюмы. Второе отделение будет сделано в современном ключе, с
современными костюмами. Мы покажем два совершенно разных направления.





- Оркестр, балет... Насколько технически сложно подготовить такой концерт?

- Это очень сложно. Почему в основном балет приезжает и
выступает под фонограмму? Потому что это гораздо легче. Когда ты в живую
должен встречаться и с оркестром, и с дирижером, это непросто.
Невозможно сыграть одинаково оркестру два раза. Это живой звук. Поэтому
всегда это трудно. Нужно иметь громадный профессионализм, чтобы работать
вместе.





- На этом, как я понимаю, совместное сотрудничество Псковской филармонии и Имперского русского балета не закончится?

- Нет, это наша долгосрочная история. Это начало великого совместного пути.

- Может быть, тогда поделитесь с нашими читателями, что нам ждать?

- Во-первых, мы обязательно будем готовить совместную программу с
оркестром на следующий Пушкинский праздник поэзии. Планируем приехать в
конце мая. Может быть, нам удастся приехать на «Щелкунчика» и показать
его с Псковским симфоническим оркестром в феврале. Зрители ждут, чтобы
мы приехали, поэтому мы будет рассматривать эти даты, чтобы показать
«Щелкунчика». Ну и, конечно, к Ганзейским дням мы приготовим нечто
необыкновенное.

- Будем с нетерпением ждать.

- Спасибо.

Добавим, концерт-открытие юбилейного филармонического сезона в БКЗ
Псковской филармонии состоится 11 сентября в 19.00. Небольшое
количество билетов еще есть в продаже>>>

Беседовала Светлана АванесоваИсточник: ПЛН

На премьеру, два новых спектакля и другие постановки приглашают зрителей в Псковский театр драмы в сентябре

Несколько интересных постановок Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина увидят зрители в сентябре. Их ждут как новые спектакли, так и уже знакомые по афише прошлого сезона. 6 и 7 сентября театр откроет 113-й сезон премьерным спектаклем «Ревизор». По замыслу режиссера Петра Шерешевского, это будет история о сегодняшнем дне, вполне современная и злободневная. В спектакле заняты почти все актеры псковской труппы. В роли Хлестакова - Камиль Хардин, молодой талантливый актёр, известный зрителям по ярким работам в спектаклях «Клинический случай», «Мой папа - Дед Мороз», «Год Жирафа», «Каштанка» и других. Две новые работы прошлого сезона, премьеры которых с успехом прошли в мае, также привлекут внимание любителей театра. Для совсем маленьких зрителей - бэби-спектакль «Год Жирафа», необычный, интерактивный проект, экспериментальный для академического театра. Его задача - развивать воображение малышей, внимание к окружающей природе, открывать чудесные свойства привычных вещей, вовлекать в таинственный мир театра. Всех любителей классики, тонкого юмора и изысканного художественного стиля порадует спектакль «Таланты и поклонники». Волнующий сюжет, вдохновенная игра актеров, неожиданное решение сценического пространства и костюмов делают эту постановку интересной для зрителей разных возрастов и вкусов. Премьера спектакля состоялась 12 мая 2018 года.Камерный спектакль «Река Потудань» создан в рамках программы «Пространство эксперимента» и представляет собой попытку молодого режиссёра Сергея Чехова найти сценический эквивалент языку великого русского писателя Андрея Платонова. Его премьера прошла 23 марта 2018 года и вызвала неподдельный интерес у зрителей. Эта постановка стала участником престижного международного театрального фестиваля «Александринский».Зрителей также приглашают на спектакль «Каштанка». 7 февраля текущего года в преддверии юбилейного Пушкинского театрального фестиваля на сцене Псковского театра драмы состоялась громкая премьера постановки Юлии Пересильд «Каштанка», вызвавшая интерес всей страны. Юлия Пересильд не нуждается в представлении, она признанная звезда отечественной сцены и экрана, известна и как член Попечительского совета благотворительного фонда «Галчонок». Одиночество в многолюдном городе, равнодушие людей, и по контрасту мир праздника — сцена, куда попадет Каштанка, где почувствует себя личностью, где откроется ее талант. Но мир искусства неоднозначен, тут есть тяжкий труд, интриги, ложь, которые надрывают хрупкое сердце героини. Напоминаем, что режим работы кассы театра остался прежним: с 11:30 до 19:30 часов в будние и выходные дни. Перерыв с 15:00 до 16:00.Заказ и бронирование билетов на сайте театра drampush.ru Телефон: 8(8112) 72-80-22. Адрес театра: Пушкина, 13.