Литературная гостиная Псковской библиотеки будет посвящена 145-летию Константина Бальмонта

29 ноября в 14.15 в Псковской областной универсальной научной библиотеке состоится литературная гостиная «Все образы, что память нам хранит…». Как сообщила Псковской Ленте Новостей сотрудник отдел социокультурного развития ПОУНБ Василиса Владимирова, она будет посвящена творчеству поэта Серебряного века Константина Бальмонта и приурочена к его 145-летию.

Автор и ведущая литературного вечера - руководитель Регионального центра чтения Нина Яковлева.

В литературную гостиную приглашаются все желающие.

Источник: Псковская Лента Новостей
  • 1 988

В Псковском колледже искусств театрализовали факты из жизни юного Йозефа Гайдна

В Псковском колледже искусств театрализовали факты из жизни юного Йозефа Гайдна

Музыкально-театрализованную постановку «Детство и юность Йозефа Гайдна» по мотивам книги Альберта Кристофа Диса представили студенты музыкального отделения Псковского областного колледжа искусств им. Н.А. Римского-Корсакова.



Как сообщила Псковской Ленте Новостей руководитель проекта, член Союза композиторов России, музыковед Лариса Никитина, в основе постановки - театрализация ярких событий и ситуаций, описанных в книге «История жизни Йозефа Гайдна», а также камерная вокальная и инструментальная музыка.

В постановке «Детство и юность Йозефа Гайдна» приняли участие студенты специальностей «Теория музыки» и «Хоровое дирижирование», а также учащиеся детской музыкальной школы при колледже искусств.



В роли горничных князя Эстерхази выступили Анна Мякушина (Аннхен) и Маргарита Лебедева (Гретхен), императрицы Австро-Венгрии Марии Терезии - Анастасия Ильина, Георга Ройтера - Фёдор Сидяков, композитора и педагога Никколо Порпоры - Павел Смирнов, ученицы Порпоры - Анастасия Черняк. Зрители смогли увидеть Гайдна в детстве (Игорь Никитин) и юности (Надежда Кашеварова). Автор сценария и компьютерной презентации - Маргарита Лебедева.



По словам студентки первого курса специальности «Теория музыки» Анастасии Ильиной, зрители высоко оценили новаторский ход представления всем известной информации в жанре музыкально-театрализованной постановки. Такой способ изучения биографии великого венского классика оказался очень интересным и увлекательным для учащихся и студентов.

ПЛН, Псков
  • 1 411

ПАРТАКТИВ: Постскриптум

В Псков из Великого Новгорода вернулась выставка "П.АРТ.АКТИВ", которая на протяжении нескольких недель демонстрировалась в Новгородском Центре современного искусства "Диалог". Название для гастрольной демонстрации визуальных достижений и новаций придумал куратор проекта Анатолий Жбанов. "П.АРТ" в данном случае — собственно, движение "ПсковАРТ", ну, а слово "АКТИВ" понятно без всякой дешифровки. Компания художников, влившаяся в П.АРТ.АКТИВ по воле Анатолия Жбанова, представляет срез наиболее активных, деятельных художников.

Выставка П.АРТ.АКТИВ в Новгородском Центре современного искусства перед развеской. 18 октября 2012



Если есть АКТИВ, то имеется и ПАССИВ, и в этом смысле нынешняя экспозиция, понятно, выражает взгляды куратора на современное искусство Пскова. Здесь главное заключается всё-таки в том, что оно, современное искусство, вопреки тяжёлым обстоятельствам и глупым мнениям провинциальных профанов и снобов, всё-таки наличествует, живёт и взаимодействует с окружающими художников ландшафтами и ойкуменой.

Понимание арт-активности у Жбанова бежит от всякого салонного ширпотреба и навязчиво-унылого академизма в сторону любого нетривиального эстетического жеста. При этом куратор избрал исключительно персоналии, тогда как самим участникам проекта П.АРТ.АКТИВ предоставил полную свободу.

- Я для этой выставки отобрал самых оригинальных, на мой взгляд, художников Пскова, которые работают в направлении современного искусства. - Сформулировал своё кураторское кредо Анатолий Жбанов. - Из этого получилась очень неплохая выставка, которая произвела большое впечатление на новгородцев.

Вместе с картинами и арт-объектами псковичей, так сказать, "с оказией", в Псков из Новгорода приехала и новая экспозиция, пока упакованная в большие деревянные ящики, открытие коей в галерее "Дом на набережной" намечено на середину декабря. Это — масштабная инсталляция из Италии "Колонна позора" международного тандема актуальных художников: аргентинца Ариела Соуле, нынче живущего в Милане, и жителя американского города Филадельфия Саймона Топоровского. Но об этом - чуть ниже.

Для начала о том, как встретил художнический Новгород активистов "ПсковАРТа".

Директор Новгородского Центра современного искусства 'Диалог' Сергей Пухачёв


- Мы увидели несколько имён, несколько художников, очень мощных, и отнюдь не провинциальных. Что очень важно, - подчеркнул в своём комментарии по итогам выставки П.АРТ.АКТИВ директор Новгородского Центра современного искусства "Диалог" Сергей Пухачёв. - Мы ведь все так или иначе бьёмся в тенетах провинциализма. И вырваться из этого круга подчас очень трудно. Даже не то чтобы вырваться... Мы всё-таки не спортсмены, а художники. Просто хотелось бы ощущать, что мы живём в культурном контексте страны. Или хотя бы в контексте какого-то крупного слоя людей, понимающих современное искусство. И поэтому для нас увидеть работы Эдуарда Шарипова, Анатолия Жбанов, Ирины Гурской и других участников "ПсковАРТа" было необычайно важно. Очень интересно было узнать, как обстоят дела у наших соседей-псковичей, чем они-то дышат? Как у них отношения с городом складываются, откуда они финансируются, о чём они думают?



Работы Анатолия Жбанова 'Сон авангардиста' и 'Коррида'

- Ну и как, узнали?
- Безусловно! Более того, договорились сразу о трёх "персоналках" участников "ПсковАРТа" в Великом Новнгороде. Договорились, что в первую очередь сделаем персональную выставку Шарипова. Как только у нас возникнет выставочная "дырка", так сразу же и сделаем. К тому же Шарипов из тех художников, которые владеют теоретическими знаниями. Тут во время открытия "П.АРТ.АКТИВа" возникла целая дискуссия, острый спор по проблемам искусства. Только клочья летели! Интересно эту эстетическую проблематику перенести на обучающуюся публику. Плюс к "персоналке", в 2013-м обязательно устроим в "Диалоге" выставки Толи Жбанова и Ирины Гурской.

Эдуард Шарипов. Полёт ангела. 2011



- В каком творческом состоянии вы, как искусствовед, обнаружили художников из Пскова?

- Мы, новгородцы, отстали от художников "ПсковАРТа" на полкорпуса. Я не думаю, что мы отстали от Псковского Союза художников. Тот как был "болотиной", так "болотиной" и остался. А вот объединение "ПсковАРТ" — это, безусловно, рывок в современном искусстве. У нас в Новгороде таких художников нет.

Один из рабочих моментов монтажа экспозиции проекта П.АРТ.АКТИВ 18 октября 2012 года



- Вы когда используете в названии своего Центра определение "современный", какой смысл в это слово вкладываете. "Современный" — по форме, по исполнению, по материалу, по способам репрезентации мыслей и образов? Или для вас "современное искусство" — это буквально "искусство наших современников"?

- Разумеется, мы вкладываем первый смысл: "современный, актуальный по форме". Но мы в центре современного искусства вынуждены пока выставлять и дипломы академии, и даже Илью Глазунова. И Зураб Церетели здесь у нас выставлялся. И мы вот так говорим, что это "искусство наших современников". Однако мы же всё-таки понимаем, что современное искусство, а тем более актуальное, это на сегодня прежде всего искусство формы. Это попытка ответить на главный вопрос художественной культуры XX века: как соотносятся искусство и реальность? Вот их соотношение, их взаимодействие очень интересно и плодотворно в плане творческих идей. Копия - не копия? Зеркало - не зеркало? Реализм - не реализм? Всё крутится вокруг одного вопроса. И поэтому актуальное искусство для меня — это всегда поиск формы. Или поиск формы выражения, что тоже важно. Вот пример Pussy Riot... Как их акцию квалифицировать? Как акт искусства или как акт вандализма? Хулиганство? Нам кажется, что искусство просто пытается раздвинуть свои границы. Войти буквально в сознание масс, в быт, преодолеть жанровые перегородки. Подобно тому, как Шарипов, оставаясь в границах как бы картины, извлекает музыку из куска ржавого железа и из темы "сельского учителя". Вообще он тут нас подзавёл! Графикой своей эротической. Мы даже обалдели немного. В общем, целую волну рефлексий псковские ребята вызвали.

Фрагмент экспозиции П.АРТ.АКТИВ в Великом Новгороде
- Реакция публики была адекватной экспозиции? Мне вот лично показалось, что когда у вас в ноябре 2011-го открывалась выставка "Параллелошар. Санкт-Петербург: Свободная культура в музеях Росиии", то многие зрители, что называется "не догоняли."

- Мы всё-таки продолжаем жить среди публики, которая крутит пальцами у висков: "Нам вот этого не надо!" И требует: "Сделайте нам похоже". Если кубометр берёзовых дров, так кубометр. А не всякие там гайки да пружинки. Но в целом выставка псковских художников имела успех. Люди приходили и смотрели.

Открытие выставки П.АРТ.АКТИВ в Новгородском Центре современного искусства 'Диалог' 19 октября 2012 года



- Расскажите немного об инсталляции из Милана художников Соуле и Топоровского, которая из Новгорода переместилась в Псков?

- "Колонна позора" — редкая для наших мест инсталляция. Инсталляция очень качественная, там есть и скульптура. Весь объект сделан подробно и тщательно. Не кубик на кубик, а масштабная инсталляция, серьёзная работа. Предыстория её появления такова. В Милане в 17-м веке сожгли двух мужиков на площади. Якобы они были виновниками чумы. А потом выяснилось, что они не виноваты. А мужики-то уже погибли. И колонна позора — это обвинение нашей цивилизации, юридической практике, науке. В инсталляции и жители Милана очень интересно изображены, и разбегающиеся крысы, и много чего ещё накручено.

Инсталляция Ариела Соули и Саймона Топоровски
- Значит, с "ПсковАРТом" у вас завязалось своего рода сотрудничество. Будете выставлять псковских художников у себя в Центре. Наверное, и сами псковичам что-то предложите?

- Будем искать поводы и причины привезти в Псков, в галерею "Дом на Набережной", новгородскую фотовыставку. Пять авторов. Порядка 60 работ.

- Главное в том, что в Новгород мы привезли не только свои работы, мы привезли туда идеи, - резюмировал смысл выставки в Новгороде Эдуард Шарипов. - И эти идеи новгородцами были приняты благосклонно. Потому что мы всё-таки живём в едином историческом пространстве. Псков и Новгород - это свобода духа, древняя демократия, Вече и так далее. Ценность даже не в самих работах, не в вещах, а в том послании зрителю, которое они с собой несут. Добавлю, что мы особо не выпячивались, но новгородцы нам сказали, что считают нас более продвинутыми в плане современного искусства. И эта оценка коллег нам, конечно, приятна.
  • 1 479

"Грани сотрудничества" определили витебские и псковские библиотекари

Пресс-релиз Псковской областной научной универсальной библиотеки

20-22 ноября состоялся профессиональный библиотечный тур в город Витебск (Республика Беларусь), в котором приняли участие специалисты областных и муниципальных библиотек Псковской области. Эта встреча прошла в рамках Соглашения между областными библиотеками приграничных территорий государств – стран-участников СНГ, подписанного в апреле 2010 года между Витебской областной библиотекой им. В.И. Ленина и Псковской областной универсальной научной библиотекой. В рамках соглашения между областными библиотеками реализуется проект "Книжные мосты". Одним из мероприятий данного проекта стал профессиональный визит библиотечных специалистов Псковщины в библиотеки Витебска. Цель его - повышение профессионального уровня библиотечных специалистов приграничных территорий, знакомство с новыми информационно-коммуникативными технологиями своих коллег, определение наиболее перспективных инновационных направлений деятельности библиотек в условиях модернизации библиотечного дела. Такая встреча стала возможна, благодаря поддержке Государственного комитета Псковской области по культуре и Управления культуры Витебского облисполкома.

На фото: псковская делегация
21 ноября в Витебской областной библиотеке состоялся Международный круглый стол "Современные библиотеки: грани сотрудничества" с участием библиотечных специалистов Псковской ОУНБ, Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В. А. Каверина, Псковской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих, директоров муниципальных библиотек области – руководителей Зональных школ качества, сотрудников Витебской областной библиотеки имени В.И. Ленина. В круглом столе также приняли участие представители вузовских библиотек Витебска, Витебского филиала РНТБ, областного краеведческого музея, а также центральных районных библиотек Верхнедвинска и Городка, журналисты.

На международном круглом столе "Современные библиотеки: грани сотрудничества" обсуждались актуальные вопросы организации библиотечного обслуживания населения в России и Республике Беларусь. Участников круглого стола тепло приветствовали: заместитель начальника управления культуры Витебского облисполкома Александр Сидоренко и директор ГУ "Витебская областная библиотека им. В. И. Ленина" Александр Сёмкин. Как было отмечено в этих выступлениях, особенно знаменательно то, что библиотекари являются инициаторами культурных международных мероприятий, а существующие границы не стали границами между работниками культуры, недаром этот международный круглый стол получил такое символическое название: "Современные библиотеки: грани сотрудничества". Как подчеркнул Сидоренко Александр Петрович, пусть такие проекты продолжаются в будущем и служат общему делу – развитию культурных связей.

Директор Псковской областной универсальной научной библиотеки, руководитель псковской делегации Вера Павлова поприветствовала белорусских коллег от имени Государственного комитета Псковской области по культуре и вручила памятные сувениры о Псковской земле. В своем выступлении она рассказала о том, как реализуются совместные Международные библиотечные проекты с Белоруссией "Книжные мосты", что делается в Псковской области по сохранению культурного наследия, книжных памятников, развитию библиотечного дела в рамках областной долгосрочной целевой программы "Культура Псковского региона в 2011-2015 годы", об инновационных проектах и новых информационных технологиях в библиотеках Псковской области, о книжном форуме "Русский Запад" и фестивале по продвижению книги и чтения "Осень в Михайловском", о работе Международного библиотечного центра, Клуба национальностей, Центра белорусской книги, которые открыты на базе Псковской областной универсальной научной библиотеки, о работе современного мобильного Комплекса информационно-библиотечного обслуживания (КИБО), который поступил в Псковскую областную библиотеку по федеральной целевой программе "Культура России" при поддержке Министерства культуры, Некоммерческого фонда "Пушкинская библиотека", Администрации Псковской области, а также о стратегии и перспективах развития Псковской областной универсальной научной библиотеки.

Замдиректора по библиотечной работе ГУ "Витебская областная библиотека им. В. И. Ленина" Татьяна Адамян поделилась опытом работы Витебской областной библиотеки по организации социального партнерства и сотрудничества как необходимого условия развития библиотек на современном этапе. 2012 год Указом Президента Республики Беларусь объявлен Годом книги. Такое решение было принято в целях повышения роли книги и чтения в современном обществе, воспитания у молодого поколения любви к художественному слову, развития отечественной литературы, обеспечения государственной поддержки национального книгоиздания. И, как рассказали белорусские коллеги, в этом году в библиотеках Беларуси прошло много интересных мероприятий, выросло число социальных партнеров.

Реалии времени и новые тенденции в организации методической службы, практика работы по внедрению системы менеджмента качества в деятельность библиотек, система повышения квалификации библиотечных специалистов Псковского региона нашли освещение в выступлении завотделом координации деятельности библиотек области Псковской областной универсальной научной библиотеки Ольги Акинфиевой.

Белорусские коллеги поделились опытом работы по организации и технологии проведения областных конкурсов профессионального мастерства как инструмента расширения профессиональных возможностей библиотекарей Витебской области. В библиотеке им. И.А. Крылова Витебской городской сети публичных библиотек накоплен богатый опыт работы в информационно-досуговом центре "Золотой возраст".

На фото: круглый стол
На круглом столе интересно была представлена работа Псковской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих и Псковской областной библиотеки для детей и юношества им. В. А. Каверина. Для участников международного круглого стола была показана презентация "Позитивные провокации и стратегия вовлеченности Псковской областной универсальной научной библиотеки", подготовленная завотделом социокультурного развития ПОУНБ Ириной Королевой.

Завотделом краеведческой литературы ПОУНБ Елена Киселёва рассказала об исторических связях Псковской и Витебской губернии и презентовала новый биобиблиографический указатель "Псковщина-Витебщина: общая история". Витебскую и Псковскую области, действительно, связывает не только общая граница, но и общая история. В связи с присоединением к России новых земель в результате первого раздела Речи Посполитой 23 октября 1772 года, т. е. 240 лет назад, были образованы две новые губернии - Могилевская и Псковская в составе пяти провинций. Две из них были Витебская и Полоцкая. Через четыре города Витебская губерния стала самостоятельной. В 1924 году Себежский и Невельский уезды из состава Витебской губернии были переданы в Псковскую губернию. Указатель дает возможность читателям познакомиться с известными людьми, родившимися в Витебской губернии, но в разные годы связавшими свою судьбу с Псковщиной. Витебская областная библиотека тоже презентовала свой новый библиографический указатель «Алексей Дударев», посвященный знаменитому драматургу.

На международном круглом столе были представлены новые издания популярного в Беларуси редакционно-издательского холдинга "Звязда".

Псковская делегация с целью изучения практического опыта белорусских коллег посетила Витебскую областную библиотеку им. В.И. Ленина и Центральную городскую библиотеку города Витебска имени М. Горького. Витебская областная библиотека принимает участие в проектах республиканского значения с Национальной библиотекой Беларуси – в формировании базы данных "Беларусь в лицах и событиях», в создании электронной полнотекстовой коллекции "Витебщина: документальное наследие", электронного ресурса "Придвинский край: история и современность" и других. Развивается международное профессиональное сотрудничество с библиотеками приграничных территорий – Смоленской и Псковской областями. Давнюю историю имеют партнерские отношения библиотекарей Витебска и Пскова, в рамках соглашения о сотрудничестве в 2011 году был проведен российско-белорусский конкурс-фестиваль литературного творчества "Читаем вместе!". Псковичи побывали и в городской библиотеке имени М. Горького, которая недавно открылась после капитального ремонта и приобрела современный облик, уютный и комфортный для библиотекарей и, конечно, для читателей. Здесь появились не только новые книжные стеллажи и журнальные столики, но и занимательные тематические уголки для детей и семейного чтения: "Бухта интересных журналов" и "Книжные джунгли" и другие, пополнилась и компьютерная база библиотеки, созданы медиатеки. О том, как насыщенно живет и работает коллектив центральной городской библиотечной системы, которая объединяет 21 библиотеку и 63 пункта выдачи книг, рассказали белорусские коллеги в своей презентации под названием "Эта планета – библиотека". Как оказалось, много есть общего у россиян и белорусов в библиотечной работе, есть и чему поучиться друг у друга. Так, в Витебской библиотеке есть коллекция озвученной литературы "Говорящая книга", которая насчитывает 1,5 тыс. книг (для людей с ограниченными возможностями по зрению), а в детской библиотеке создан свой кукольный театр. Заинтересовал псковичей и опыт проведения акции "День белых журавлей", посвящённой Дню Победы, когда в небо на воздушных шарах запускаются бумажные журавлики, на которых написаны имена погибших в годы Великой Отечественной войны. Такие журавлики изготавливают библиотекари вместе со своими читателями. Популярны в Витебске и такие акции, как "Приведи друга в библиотеку", "Как пройти в библиотеку", "Библиотечная сиеста" ("Лето в библиотеке"), "Библиотечное дерево", выставки творческих работ библиотекарей и читателей.

Подводя итоги, стоит отметить, что, по мнению и белорусских и псковских библиотечных специалистов, такое профессиональное общение, насыщенный информационный обмен опытом работы и новыми технологиями, совместное участие в международных мероприятиях и проектах, бесс, помогают не только совершенствовать и повышать качество библиотечного обслуживания, но и внедрять более активно современные формы библиотечной работы.

Главное - грани культурного сотрудничества между Псковщиной и Витебщиной расширяются. Псковичи искренне благодарны своим белорусским коллегам за теплоту и радушие, гостеприимство, с которым их встречали на Витебской земле. И, конечно, пригласили своих белорусских друзей в гости на Псковщину. Тем более есть повод - в следующем 2013 году будут отмечаться важные знаменательные даты: 1100 лет со дня первого упоминания Пскова в летописи и 180 лет со дня образования Псковской губернской библиотеки.
  • 1 793

День матери в Красном Кресте отметили под звуки скрипки

Пресс-релиз Псковского Красного Креста

В преддверии празднования Дня матери в Псковском Красном Кресте прошёл концерт для активистов проекта "Помощь ради жизни", организаторами и участниками которого стали педагоги и учащиеся МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа №4".

Уже не первый раз встречаются зрители и артисты в Гостиной Красного Креста, и всегда эти встречи становятся приятным событием в жизни каждого участника мероприятия. Не стал исключением и этот концерт. Открыла концертную программу юная, но очень талантливая пианистка Светлана Ендальева, чьё выступление показало, что мастерство всех выступающих артистов будет на высоком уровне. Трио юных скрипачей под руководством Аллы Корпусовой, безукоризненно исполнившее одно из произведений Грига, заслуженно было награждено бурными аплодисментами.

Исполнение Аллой Стеренчук и Татьяной Грохольской лирических песен и романсов, в который раз покорило публику красивым вокалом и душевной теплотой, аккомпанировала вокалисткам концертмейстер Юлия Загребина. Юный баянист Глеб Лобанов в дуэте со своим преподавателем Ириной Поляковой стал самым успешным дебютантом концертной программы. Вокальная группа под руководством Людмилы Тарасовой, выступавшая перед этой аудиторией также впервые, вызвала восхищение у зрителей не только талантом, но и артистизмом. Ученики Ирины Поляковой, баянисты Андрей Сысолятин и Дмитрий Грошев, постоянные участники концертов в Красном Кресте, они любимы пожилыми женщинами не меньше своих внуков.

Закончился концерт волнующим, удивительным по красоте вальсом из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь", который исполнил ансамбль скрипачей-учеников детской музыкальной школы №4 (концертмейстеры Светлана Занько и Татьяна Харинская). Нежная и чарующая мелодия стала достойным завершением праздничного мероприятия.

Напомним, что концерт в Гостиной Красного Креста организован в рамках проекта "Помощь ради жизни", основная цель которого улучшение качества жизни пожилых людей. Проект финансируется Немецким фондом "Память, ответственность и будущее", основным партнёром проекта является отделение Немецкого Красного Креста из города Геры.
  • 1 576