Кладовые Фролова ВН (Склады Главтекстильторга 1954 г) Комплекс

Кладовые Фролова В.Н. (Склады «Главтекстильторга». 1954 г.) Комплекс.
Дата постройки: около 1890 г.
Адрес: Псков г./Волкова ул, 9
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Магазины Офисы
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка:В конце XIX - начале XX вв. на углу ул.Лесной (ныне Волкова) и Сенной площади находилось домовладение псковского купца Василия Никифоровича Фролова. По Раскладочным ведомостям оценки недвижимых имуществ, ежегодно публиковавшимся в "Псковских губернских ведомостях", его описание по Лесной площади и улице не менялось, по крайней мере, с 1890 по 1913 год: "2 полукаменных двухэтажных дома, корпус каменных двухэтажных кладовых со столярной мастерской, и надворные службы". После 1891 года владелицей имущества по ул.Лесной значится родная сестра В.Н.Фролова псковская купеческая жена Олимпиада Никифоровна Иевлева. Муж Олимпиады Никифоровны Михаил Петрович Иевлев два четырехлетия был гласным Псковской городской Думы, и членом Раскладочного по промысловому налогу присутствия, добивался учреждения городского Общества взаимного страхования от огня и был избран членом его наблюдательного Совета, а также входил в приемный комитет городского Общества взаимного кредита. Будучи купцом, он торговал железными изделиями и мебелью. В "Памятной книжке Псковской губернии на 1905-1906 гг." адрес М.П.Иевлева указывался: Сенной рынок, собственный дом или Сенная площадь, собственный дом. Сенной площадью (до перевода сенного рынка в 1911 году за Петровские ворота) называлась площадь на Запсковье перед Ильинской церковью. М.П.Иевлев скончался 12 января 1906 г., о чем О.Н.Иевлева с детьми сообщала через "Псковскую газету" в траурном объявлении, отметив: вынос в Косьмодемьянскую церковь. О.Н.Иевлева стала владелицей имущества, продолжала торговые дела мужа и проживала в доме по Сенной площади угол Лесной улицы, о чем свидетельствовала газета "Псковский голос" от 23 июля 1910 года в рассказе, как пожарные искали дом Иевлевой и приехали к дому на Сенной площади, угол Лесной улицы, но узнали, что горит бывший дом Иевлевой по Богоявленской улице, ныне дом Богданова. В списке плательщиков квартирного налога в 1910 году указаны оба эти дома: дом Иевлевой (ныне Богданова) на Богоявленской площади и дом Иевлевой на Лесной улице, в котором было три плательщика налога: сама Олимпиада Никифоровна, дочь генерал-майора Лонинова М.Н. и купец Воеводский Ф.К. По журналу генеральной проверки торговых предприятий Пскова на 1909 год и по заявлениям для торговых предприятий у Иевлевой О.Н. в собственном доме находились мебельный магазин с 5 покоями и столярная мастерская с 6 рабочими в одном покое. В списке выселенных из Пскова в 1935 году (архив ФСБ) указана Нонна Михайловна Иевлева, 1884 г.р. (вероятно, дочь О.Н.Иевлевой и ее наследница), служащая в "Металлдревтресте", проживающая по ул.Л.Поземского, д. 15, кв.1, лишенная избирательных прав как крупная домовладелица. Судя по съемке г.Пскова 1930-х гг. на участке по Ильинской площади, угол Лесной ул. до войны сохранялись постройки владения Иевлевой, которые были частично разрушены и сожжены к 1945 г. По материалам БТИ, в 1949 г. в срединной части участка была восстановлена хозяйственная постройка из бутового камня для использования под склад "Главлегсбыта". Адрес постройки значился по ул.Лесной, 19. К 1954 г. вдоль ул.Лесной и Ильинской площади были построены 2-х этажные здания складов "Главтекстильторга", которые в 1959 г. переименованы в склады "Ростекстильторга". Проект здания складов, судя по приемам архитектурной композиции и декору фасадов, вероятнее всего, выполнялся в Псковской проектной мастерской "Облпроект", под руководством А.А.Ларкина. При строительстве были частично использованы остатки построек Иевлевой. В последующие годы здания складов достраивали многочисленными пристройками, а к 1967 г. над двухэтажными объемами вдоль ул.Волкова (быв.Лесной) и вдоль Площади, был надстроен 3-й этаж, с юго-востока появилась 3-х этажная пристройка. В 1992 году все постройки складов использовались Псковским областным арендным объединением оптовой торговли "Росторгодежда" и Псковским областным арендным объединением "Ростекстильторг", а в 1997 г. ТОО "Псковтекстиль". В конце 1990-х гг. началась приватизация складов и продажа их в частное владение. Ныне все помещения находятся в частной собственности.
Архитектурные особенности:Комплекс зданий складов расположен в районе Запсковья. Занимает часть квартала ограниченного улицами Волкова, Труда, Школьной. С северо-запада граничит с участком церкви Ильи Прока с Мокрого луга и площадью перед ней. Представляет собой комплекс 3-х и 2-х этажных каменных построек с пристройками и подвалом под частью 3-х этажного здания. Постройки сгруппированы по периметру внутреннего двора с двумя проездами. Крыши над всеми постройками вальмовые. Главный фасад расположен по ул.Волкова. В нем прослеживается симметрично-осевая композиция первоначальной двухэтажной постройки, в которой центральная ось симметрии обозначена проездом во внутренний двор и оконными проемом. Второстепенные оси симметрии организуют композицию на флангах фасада, где проемы сгруппированы по три, напоминая композиционное построение фасада с крайними ризалитами; оси подчеркнуты треугольными сандриками окон 2-го этажа. Углы фасада в уровне 1-го этажа и арка проезда оформлены штукатурными имитациями кладки из блоков крупного камня. Горизонтальные членения композиции представлены: штукатурным цоколем (частично скрытым под поздним асфальтовым покрытием), полочкой над окнами 1-го этажа, профильной ступенчатой тягой в уровне низа окон 2-го этажа и ступенчатым венчающим карнизом. Оконные проемы 1-го этажа имеют профилированным рамочный наличник с имитацией замкового камня. Окна 2-го этажа также имеют рамочное обрамление и украшены прямыми и треугольными сандриками. Окна надстройки 3-го этажа оставлены без декора. 3-х этажная поздняя пристройка правой части расположена с незначительным отступом от линии основного фасада. Из элементов декора она имеет аналогичное оформление окон 1-го и 2-го этажей и профиль венчающего карниза. Фасад выходящий на Ильинскую площадь решен с применением тех же элементов декора. Оконные проемы сгруппированы попарно без выделения осей симметрии. Остальные фасады не имеют архитектурного декора, кроме ступенчатой тяги в уровне низа окон 2-го этажа и венчающего карниза Фасад выходящий на Ильинскую площадь решен с применением тех же элементов декора. Оконные проемы сгруппированы попарно без выделения осей симметрии. Остальные фасады не имеют архитектурного декора, кроме ступенчатой тяги в уровне низа окон 2-го этажа и венчающего карниза. В планировочном решении прослеживаются периоды строительства зданий комплекса: юго-восточную и северо-западную стороны внутреннего двора образует "Г-образный" 2-х этажный объем восстановленных кладовых Фролова, Иевлевой. Он имеет одинаковую планировку этажей с помещениями, расположенными анфиладой. К второй очереди строительства относятся корпуса по ул.Волкова и со стороны площади. Здесь имеется подвал под частью корпуса, стены и перекрытия которого, вероятно, относятся к прежним постройкам Фролова, Иевлевой. В уровне первого этажа над подвалом, вероятно, также сохранились каменные стены первоначальной постройки и часть перекрытия кирпичными сводиками по металлическим балкам. Эта часть отделена сквозным проездом от северо-западной части корпуса, Г-образного в плане с анфиладной системой больших помещений и лестничной клеткой. Планировка одинакова на всех этажах. Юго-западная и северо-западная часть комплекса представляет поздние пристройки с одинаковым в обоих этажах рядом больших по пощади складских помещений. Высота помещений подвала - 2.7 м; 1-го этажа - 3 м; в пристройках - 3.21 м и 2.75 м; 2-го этажа - 2.9 м; в пристройках 3.0 и 3.1 м; 3-го этажа - 3.4 м. Фундаменты бутовые ленточные; стены наружные и внутренние частично из бута и кирпича; перегородки дощатые; перекрытия - кирпичными сводиками по металлическим балкам, деревянные плоские по балкам, в пристройках - сборные железобетонные; крыша по деревянным стропилам, крыта шифером; окна двойные створные; двери филенчатые и простые; отделка наружная и внутренняя - штукатурка, побелка, окраска. Общие габариты в плане; 43.5 х 67.3 м.
Общие сведения:Имеет градостроительное значение, организует пространство Ильинской площади и сквера на пересечении улиц Волкова, Л.Поземского и Труда. Редкий для Пскова комплекс складских построек, раскрывающий особенности строительных приемов характерных для таких сооружений конца XIX - начала XX вв., в период послевоенного восстановления Пскова и во второй половине XX века. Отражает приемы архитектурного декора периода формального историзма, характерные для архитектуры 1930-х и 1950-х годов в СССР.
Предметы особой охраны: - объемно-планировочная композиция комплекса зданий складов в градостроительной системе квартала. - объемно-планировочная структура здания кладовых Фролова, Иевлевой в системе поздних пристроек и корпуса, выходящего на Ильинскую площадь; - первоначальные оконные и дверные проемы; - материал и конструкция фундаментов и стен из бутового камня; - объемно-планировочная структура 3-х этажного с проездом и пристройкой Г-образного корпуса, выходящего на ул.Волкова и на Ильинскую площадь. - система декора фасадов; элементы декора фасадов, цветовая гамма фасадов - светло желтые и золотисто-охристые оттенки; - фрагменты построек Фролова, Иевлевой включенные в объем подвала с перекрытием кирпичными сводами по металлическим балкам; материал и конструкция стен подвала и 1- го этажа этой постройки
Материалы: ГП БТИ Псковской области.Памятная книжка Псковской губернии., 1905-1906 гг. с.33.59Псковские губернские ведомости, 1874, 1890-1913 гг.Псковский голос., 23 июля 1910 г.Псковский городской листок,, 12.01.1906 г.
Состояние объекта: хорошее

Доступность: доступен для осмотра

Библиография: ГАПО, ф.116, оп.1, д.1; ф.58, оп.1, д.2156, л.237.238; ф.278, оп.2, д.4, л.626Левин Н.Ф. Личный архивМатериалы ГП БТИ Псковской области.Памятная книжка Псковской губернии., 1905-1906 гг. с.33.59Псковские губернские ведомости, 1874, 1890-1913 гг.Псковский голос., 23 июля 1910 г.Псковский городской листок,, 12.01.1906 г.

Кладовые Фролова ВН (Склады Главтекстильторга 1954 г) Комплекс

Кельи полукаменные

Кельи полукаменные
Дата постройки: 2 пол. XIX в.
Адрес: Псков г./Советская ул, 62-б
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Жилой дом


Историческая справка:В период между 1862 и 1892 годами на территорий монастыря на месте старого ледника было построено полукаменное здание кладовых, занявшее часть северо-западного сада. В 1892 г. кладовые перестроены под кельи. Судя по Фотографии рубежа XIX и XX веков, деревянный второй этаж был оштукатурен. К юго-западному торцу примыкала деревянная одноэтажная пристройка для хранения дров, а к северо-западному Фасаду два деревянных клозета. После 1918 г., когда на территории монастыря располагались службы ОГПУ, затем НКВД и милиции, в погребе содержались заключенные (по рассказам старожилов). Во время войны деревянные части дома выгорели, В послевоенное время здание восстановлено и приспособлено под жилье. Здание утратило первоначальный верхний, деревянный этаж, деревянные перекрытия и столярные изделия. Первый этаж перепланирован легкими перегородками,
Архитектурные особенности:Здание расположено в северо-западной части территории монастыря. Это прямоугольный в плане, вытянутый по оси юго-запад - северо-восток двухэтажный объем с вальмовой крышей. Главным фасадом развернут внутрь монастырского двора. Каменная стена его в уровне первого сохранила первоначальный декор в стиле позднего классицизма; лопатки, горизонтальная рустовка поля стены, перемычки надпроемами с клинчатым замком, междуэтажная карнизная тяга. Стена разбита лопатками на три части, Крайние имеют по два оконных проема, а средняя - 4 оконных с дверным проемом главного входа в центре. Ступени крыльца главного входа из гранитных камней, на которых сохранились углубления от металлических решеток. Оконные проемы второго деревянного этажа расположены над проемами первого. Торцовые фасады и задний северо-западный лишены декора. Первый этаж разделен капитальными стенами на три части; в центре - две поперечные стены образуют сквозной коридор. Эти стены сдвинуты относительно центральной оси: левая часть меньше правой. Обе части разделены надвое продольной несущей стеной. Напротив главного входа по правой стороне коридора находится одномаршевая деревянная лестница на второй этаж. Перила лестницы с деревянными точеными балясинами. Во втором этаже планировка, в общих чертах, соответствует ПЕРВОМУ этажу: в центре лестничный холл, в левой и правой частях устроено два продольных коридора с помещениями келий по сторонам. Стены первого этажа выложены из местной плиты на известково-песчаном растворе и оштукатурены, стены второго деревянные, снаружи обиты тесом, изнутри оштукатурены. Перекрытия по деревянным балкам. Габариты в плане: 26.2 х 12.8 м.
Общие сведения:Является частью ансамбля Старо-Вознесенского монастыря. Пример хозяйственно-жилой монастырской постройки 2 пол. XIX в, с декором позднего классицизма.

Материалы: ГП БТИ Псковской области.
Состояние объекта: плохое

Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: реставрационные работы не проводились
Библиография: ГАПО, ф.39, оп.1, д.1080, 1240Левин Н.Ф. Псков на старых открытках. Псков,, с.79Материалы ГП БТИ Псковской области.

Кельи полукаменные

Кинотеатр Космос

Кинотеатр "Космос"
Дата постройки: 1961 г.
Адрес: Псков г./Горького ул, 22
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: выявленный объект культурного наследия
Современное использование: Клуб


Историческая справка:Решение об отводе участка для строительства нового широкоэкранного кинотеатра на Завеличье было принято Псковским горисполкомом 5 октября 1959 года за № 410. Акт о пе-редаче земельного участка в бессрочное пользование подписан 23 октября 1960г. Проектирование здания кинотеатра велось в "Псковоблпроекте", с использованием типового проекта. Автор проекта привязки кинотеатра к конкретному месту - ведущий ар-хитектор Облпроекта "комсомолка Наталья Рахманина" (1). Наталья Сергеевна Рахманина родилась в Ленинграде 4 июля 1932 года в семье ху-дожников. В 1956 году она окончила архитектурный факультет ЛИСИ и получила распреде-ление в Псков, где годом раньше приступил к работе её муж - реставратор В.П.Смирнов. В 1957 году из-за расформирования Псковских научно-реставрационных мастерских её пере-вели в "Псковоблпроект" (ставший затем "Псковгражданпроектом"). Там она проработала несколько лет (до 27.06.1966) и занималась проектированием гражданских зданий, а затем вернулась в ПСНРПМ. Всего Н.С.Рахманина проработала в Пскове более 18 лет, до 1975 го-да. Её реставрационные труды широко известны. Здание нового кинотеатра было построено в 1961г.(4). Он получил название "Кос-мос". В конце 1961-начале 1962гг. происходит монтаж оборудования. Открытие к/т "Космос" состоялось в пятницу, 2 марта 1962 года. Зрителям показали новый, широкоэкранный фильм "А если это любовь?", снятый на студии "Мосфильм". Это-му событию была посвящена заметка и в газете "Псковская правда" за 4 марта. В ней отме-чалось, что кинотеатр имеет 300 мест с удобными полумягкими креслами, новейший широ-кий экран, новую киноаппаратуру и усилители звука самых последних образцов.(2) Первым директором кинотеатра была Таисия Михайловна Шнявина. Через 30 лет, с марта 1992 года, все псковские кинотеатры стали Муниципальными предприятиями со своими расчётными счетами. К тому времени посещаемость к/т "Космос" снизилась, быстро накопились значительные долги. Городская администрация решила рас-ширить его специализацию, создать там досуговый центр, разместить в нём и камерный те-атр. Для выполнения этих задач в августе-сентябре того же года новый директор Ирина Ро-бертовна Лельпурант создала ТОО "Космос", а кинотеатр закрыла на капитальный ремонт. По письму сотрудников, уволенных с работы, корреспондент А.Прогалкин описал сложив-шуюся ситуацию в статье "Наступит ли звёздный час "Космоса"?" (3). Из беседы с новым директором, опубликованной под заглавием "Космическая" аван-тюра" в "Новостях Пскова" 18.07.1996г. (4), видно, что из-за отсутствия средств ремонт не производился, пустовавшее здание не охранялось, стало расхищаться, а утром 21 июня 1996 года произошёл пожар, начавшийся на сцене зрительного зала. По мнению директора, это был поджог. Сгорели надстройки над левой частью сцены и над левым выходом. За не-надлежащее содержание здания договор аренды с ТОО "Космос" был расторгнут. В 1977 году здание было сдано в аренду ООО "Бинго-Бокс" под ночной клуб "Бин-го", который в начале 2000-х годов реконструировал здание, приспособил и использует его по настоящее время (5).
Архитектурные особенности:Здание находится на Завеличье, близ пересечения ул. М.Горького с ул.Розы Люксем-бург. Главным западным фасадом выходит на ул.М.Горького. Здание каменное двухэтажное прямоугольное в плане с двухсветными помещениями; крыша над залом двухскатная, над фойе односкатная. В объёмно-пространственной композиции крупный объём зрительного зала возвы-шающийся над объёмом фойе - с запада и служебных помещений - с севера. Фасады изменены поздней реконструкцией. Планировочная композиция сохранилась лишь в габаритах несущих и капитальных стен: к двухсветному зрительному залу с запада примыкает двухсветное фойе, с севера и юго-запада служебные помещения в двух уровнях. Высота помещений: зала - 6,0м; фойе - 4,7м; служебных комнат 1-го этажа - 2,4м; служебных комнат 2-го этажа - 2,85м и 2,83м. Фундаменты бутовые ленточные; стены кирпичные; перегородки кирпичные; пере-крытия железобетонные, крыша совмещённая; полы дощатые и метлахская плитка, окна двойные створные, двери филёнчатые; лестницы железобетонные; отделка - штукатурка, окраска. Общие габариты в плане: 30,1м х 19,1м.
Общие сведения:Первый и единственный во Пскове широкоэкранный кинотеатр, построенный на ос-нове типового проекта. В его объёмном и фасадном решении отражены особенности конструктивизма, свой-ственного архитектуре общественных зданий СССР в конце 1950-начале 1960 х годов.
Предметы особой охраны: 1. Объёмно-пространственная композиция здания. 2. Планировочная композиция в габаритах несущих и капитальных стен. 3. Объемнее решение внутреннего пространства: двухсветный зрительный зал, фойе, кассовый зал. 4. Расположение и габариты оконных и дверных проёмов зала и служебных помеще-ний на фасадах. 5. Конструкции фундаментов, стен, крыши,кровли.
Материалы: ГП БТИ Псковской области.Молодой ленинец., 8 марта 1962 г.Новости Пскова., 18.07.1996 г.Псковская правда., 04.03.1962 г., 14.01.1993 г.
Состояние объекта: хорошее

Доступность: доступен для осмотра

Библиография: Левин Н.Ф. Личный архивМатериалы ГП БТИ Псковской области.Молодой ленинец., 8 марта 1962 г.Новости Пскова., 18.07.1996 г.Псковская правда., 04.03.1962 г., 14.01.1993 г.

Кинотеатр Космос

Кинотеатр Октябрь

Кинотеатр "Октябрь".
Дата постройки: 1958 г.
Адрес: Псков г./Ленина пл, 3
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: выявленный объект культурного наследия
Современное использование: Кинотеатр


Историческая справка:Постройки главных административной и торговой площадей Пскова, размещавшихся исторически южнее Кремля, были значительно разрушены в годы войны (1941 - 1945 гг.). В начале 1950-х годов вопрос о застройке центральной площади г. Пскова, названной Советской становился жизнью все острее, однако, сложность и ответственность решения затрудняла принятие вариантов генплана и определение крупных общественных зданий, которые по своим объемам и значению подходили бы для оформления центральной площади города и могли бы замкнуть перспективу с Рижского шоссе. В 1953 г. был проведен конкурс на выбор места для здания Пединститута. В этом конкурсе выявились и стали определенными отдельные градостроительные положения проектирования пространства площади. Определилось место здания Пединститута, замкнувшего перспективу главной магистрали Завеличья - тогдашнего Рижского шоссе (ныне - Рижский проспект). В то время весь рельеф территории площади постепенно понижался к р. Великой; не было Власьевской башни и примыкающих к ней участков стены с воротами - выходом на набережную р. Великой. В низине перед Кремлем стояли только сравнительно невысокие здания Приказной палаты и Консистории. Большинством архитекторов, в том числе и участниками конкурса, площадь решалась закрытой с трех сторон. Четвертая сторона была связана с ответственными и сложными работами по памятникам архитектуры Кремля и Довмонтова города. В 1954 году академиком И.Э.Грабарем было утверждено проектное задание реконструкции Псковского Кремля, которым предусматривалась не только реставрация стен, но и возведение вновь по документальным данным на сохранившемся фундаменте Власьевской башни. Высокие башни, восстановленные стены, Приказная палата и Консистория в сочетании с озеленением могли бы со временем стать ограничением главной городской площади с северной стороны, создающим ни с чем не сравнимую великолепную панораму архитектурных памятников Псковского Кремля. В 1955 г. были заложены фундаменты углового пятиэтажного дома (ныне ул. Советская, № 1/3), вставшего на месте разрушенного во время войны прежнего здания Городской думы (1915 г., арх. Э.А. Гермейер), после революции ставшего Домом Красной Армии. Постепенно, шаг за шагом решался сложный вопрос о главной площади города, но в 1957 году дело приняло совершенно неожиданный оборот. В 1957 г. Псков получил деньги на строительство нового широкоэкранного 2-х зального кинотеатра на 800 мест. Для строительства был выбран типовой проект и псковский областной архитектор А.А. Ларкин определил место его привязки - на Профсоюзной улице, у спуска к р. Великой, примерно против нынешнего здания научной областной библиотеки. Был разработан эскизный проект постройки. Но тогдашний секретарь обкома М.Я. Катунников, который "по идеологическим соображениям", вопреки протестам общественности, решил поставить его на площади, противопоставив Троицкому собору. Тогдашний главный архитектор города с идеей категорически не согласился по сугубо профессиональным мотивам: типовой проект не предусматривал, что здание будет обозреваться со всех сторон, оно предназначалось для постановки в квартале. Главного архитектора уволили и обязали Ларкина привязать здание там, где оно стоит сейчас. (1) 16 мая 1957 г. вышло Решение Псковского Горисполкома о разрешении строительства на Советской площади кинотеатра Псковской конторой кинофикации. (3) Проект пришлось основательно переработать, так как однофасадное здание оказалось теперь просматриваемым со всех сторон, в том числе и с западного, выходящего на реку фасада. Ларкин, по мере возможности, стремился учесть это при переработке фасадов. Выходы из залов были перенесены на задний фасад. Декоративные фонари тоже явились попыткой как-то украсить обозреваемые со всех сторон глухие плоскости. Но самым тяжелым последствием строительства кинотеатра стало то, что из-за устройства высокой насыпи под его массивны объем, в яме оказались и Приказная палата и построенная на сохранившихся фундаментах Власьевская башня; был изменен исторически сложившийся рельеф одной их самых старых площадей города. Оказалась в значительной степени закрыта панорама Псковского Кремля. (1) Проект был согласован с Областным отделом по делам архитектуры от 9 декабря 1957 г. за № 361. (3) Стройка велась ускоренными темпами: чертежи приходилось выдавать "по ходу", нарушая все правила. Ларкин, который вынужден был вести строительство, работал под большим давлением со стороны местной администрации. (1) Проект был зарегистрирован Государственным Архитектурно-строительным контролем от 9 июня 1958 г. за № 22, когда здание уже было построено. (3) А.А. Ларкин очень тяжело переживал сложившуюся ситуацию. К тому же в журнале "Архитектура СССР" появилась статья, где вся вина за сделанное возлагалась на Ларкина. Вскоре он тяжело заболел - сдало сердце, и попал в больницу, а когда выписался, узнал, что уволен с должности начальника Областного отдела по делам архитектуры (2). 5 марта 1958 года после двух перенесенных инфарктов, на 46-м году жизни Алексей Афанасьевич Ларкин умер. Ушел из жизни талантливый архитектор, много и честно потрудившийся над восстановлением памятников и послевоенной застройкой Пскова. На доме, где он жил, лишь спустя 40 лет установили мемориальную доску. По поводу здания кинотеатра, находившегося в собственности Областного отдела кинофикации, и на строительство которого было затрачено 1 867 600 рублей (3), долгое время областные и городские руководители, включая первого секретаря обкома КПСС, говорили: "Снесем".(1) Генпланом Пскова 1973 г. здание также было приговорено к сносу; в Проекте зон охраны исторического центра г. Пскова, выполненном в 1991 году институтом "Ленгипрогор", кинотеатр "Октябрь" был признан диссонирующим объектом, подлежащим сносу. Однако, жизнь показала, что исправить эту градостроительную ошибку пока не представляется возможным. В январе 2003 г. здание кинотеатра на 25 лет сдали в аренду фирме "Белая Русь плюс" и клубу "Супер". (3)
Архитектурные особенности:Здание кинотеатра находится в историческом центре г. Пскова. Занимает северо-западный угол центральной городской площади им. В.И. Ленина. Оно расположено у пересечения трех крупных городских магистралей, соединяющих центр города с Запсковьем и Завеличьем. - ул. Л. Поземского, переходящей в ул. Советскую и Рижского проспекта. Поставлено на насыпном холме и заслоняет своим внушительным объемом часть панорамы Кремля - Власьевскую башню, крепостную стену и здание Приказной палаты. Главным восточным фасадом здание выходит на ул. Л. Поземского, южным боковым фасадом развернуто к Рижскому проспекту, западный задний фасад обращен к реке Великой, а северный боковой фасад к кремлевской стене и Приказной палате. Здание каменное, состоит из двух объемов прямоугольных в плане: 2-х этажного с вальмовой крышей и двухсветного с двухскатной крышей; под каждым из этих объемов имеется подвал. Объемно-пространственная композиция здания построена по принципу центрально-осевой симметрии. Композиция главного фасада также решена в осевой симметрии в 5 осях. Архитектурная композиция главного фасада напоминает структуру трехпролетной триумфальной арки с мощными пилонами. Центральная часть решена с двумя крупными лопатками, с полукруглыми в плане выемками в центре, на высоту двух этажей, между которыми размещены широкие оконные проемы; "пилоны" флангов решены с двумя лопатками и ложными окнами, низ которых оформлен профилированной полочкой и филенкой. Центральная ось фасада выделена слабо - только проемом парадного входа, который первоначально был заполнен двумя филенчатыми остекленными двойными полотнами (утрачены); по сторонам парадного входа в уровне 1-го этажа устроены парные оконные проемы в декоративном обрамлении: окна 1-го этажа украшены сверху филенками с гирляндами, а простенок между ними - филенчатой пилястрой "ионического" ордера; композиция увенчана фризом с дентикулами. Все это несколько утяжеляет нижний этаж, по сравнению с верхним, где расположены одинаковые большие трехстворчатые окна с фрамугами, имеющими мелкую расстекловку (распространенную в модерне) и профилированную подоконную полку, а также трехчастные филенки под окнами. Горизонтальными элементами композиции являются штукатурный цоколь с кордоном в виде полки прямоугольного сечения и сложнопрофильное венчание, имитирующее антаблемент, состоящий из профилированной тяги - "архитрава"; "фриза" с поясом дентикул и карниза, поддерживаемого литыми бетонными кронштейнами, украшенными листьями аканта. Плоскость лопаток имеет рустовку, имитирующую каменную кладку из крупных блоков. Боковые фасады решены одинаково, композиционно разделены на две части, фиксирующие двухэтажное и двухсветное пространство интерьеров. Двухэтажная часть решена асимметрично и отражает функциональное зонирование внутренних помещений габаритами и формой оконных проемов. Асимметричным центром композиции здесь выступает вертикаль с входом и окном служебной лестницы, которая делит композицию на две части, решенные различно: слева участок стены с окнами, справа - лопатки на высоту 2-х этажей; между ними устроены ниши, в которых размещены оконные проемы. Слева вверху два небольших шестигранных окна, ранее освещавших служебные туалеты 2-го этажа. Под этими окнами расположено большое трехстворчатое окно, освещающее фойе 1-го этажа перед входами в зрительные залы; под ним - два окна подвала. Правую часть фасада занимают большие окна с фрамугами, освещающие фойе 2-го этажа, под ними трехстворчатые окна, освещающие туалеты для посетителей и кабинеты администрации. Под этими оконными проемами первого этажа имеются филенки, оформленные фигурными кронштейнами, поддерживающими подоконные полки. Окна подвала и шестигранные окна туалетов имеют профилированное обрамление. Горизонтальные элементы композиции этой части фасада такие же, как на главном фасаде. Двухсветная часть боковых фасадов значительно ниже и решена композиционно нейтрально, по сравнению с двухэтажной частью. Она равномерно расчленена лопатками, между которыми устроены крупные ложные окна с профилированными подоконными полками и филенками в нижней части. Цоколь такой же, как на главном фасаде, а профилированный карниз намного проще. Поверхности стен и лопаток фасада рустованы, как на главном фасаде. Над ложными окнами двухсветной части имеется рустовка, имитирующая прямую каменную перемычку. Западный задний фасад решен по симметрично-осевой схеме. Он построен в 5 осях с тремя крупными лопатками, обозначенными на всю высоту фасада и в тимпане фронтона, завершающего композицию. Ось симметрии закреплена средней лопаткой со спаренными проемами выходов из зрительных залов. В тимпане фронтона ось подчеркнута нишей с лучковым верхом и профилированным обрамлением. Внутри ниши помещены решетки для забора воздуха, под которыми помещены волюты. Между лопатками огромные ниши сверху украшены гирляндами и круглыми розетками с изображением серпа и молота и пятиконечных звезд. Над этим лепным фризом в тимпане фронтона помещены круглые отверстия слуховых окон. В нижней части крайних лопаток имеются выходы из зрительных залов. Все дверные проемы выходов отмечены прямыми сандриками. Цоколь и венчающий карниз такие же, как на двухсветной части боковых фасадов. Планировочная композиция решена также в системе центрально-осевой симметрии и соответствует структуре фасадов. Парадный вход с большой площадкой крыльца, с тремя направлениями движения. На углах площадки на ступенчатых постаментах установлены фонари с чугунными орнаментированными стволами и белыми матовыми шаровидными плафонами. Парадный вход с тамбуром (утрачен) ведет в кассовый вестибюль, по сторонами которого расположены кассы и помещения администрации. Во втором вестибюле в центре - широкая лестница, ведущая в фойе перед зрительными залами, по сторонам которой симметрично расположены две лестницы, ведущие в фойе 2-го этажа. По сторонам вестибюля под лестницами - входы в туалеты. За туалетами расположены служебные лестницы с входами из фойе 1-го этажа и с улицы. Фойе первого этажа длинное, освещено с торцов большими окнами, из него устроены 4 входа в два зрительных зала. У противоположной стены зрительных залов расположены эстрады (первоначально полукруглые, одна из них утрачена, другая переделана), над которыми были установлены экраны. За экранами имелись воздуховоды, подававшие воздух из подвала в зал, а между ними - небольшие помещения (вероятно, венткамеры; ныне эти пространства переделаны в туалеты). В этой же стене устроены по два выхода из залов на улицу. В уровне 2-го этажа расположено большое фойе с помещениями буфетов по сторонам; в пространство вестибюля и фойе 1-го этажа это фойе выходит балконом. Между служебными лестницами и зрительными залами над фойе 1-го этажа расположены кинопроекционные. В подвале под двухэтажной частью располагались мастерские и хозяйственные помещения с входом из вестибюля 1-го этажа и со служебной лестницы. Под двухсветной частью располагались венткамеры и каналы для транспортировки и подогрева воздуха. В интерьере вестибюля и фойе 2-го этажа сохранились ограждения центральной лестницы с балясником и широкими точеными перилами. Это же ограждение применено на балконе фойе 2-го этажа. В интерьере фойе 2-го этажа сохранились сложнопрофилированные карнизы потолков с орнаментом из листьев лотоса и лепной декор несущих балок перекрытия и столбов каркаса, состоящий из каннелюр и круглых розеток с орнаментом в виде цветка. Капители столбов украшены пояском растительного орнамента. На потолке фойе и над лестницей помещены розетки с растительным орнаментом, из центра которых опускались светильники (не сохранились). Карнизы потолков со сложным профилем сохранились в служебной лестничной клетке. Здесь также сохранились ограждения лестниц с элементами геометрического орнамента и деревянными точеными перилами. Лестницы со сборными бетонными ступенями по открытым металлическим косоурам. В интерьерах служебных лестниц сохранились первоначальные батареи отопления. В интерьерах зрительных залов частично сохранилось первоначальное убранство: в южном зале - потолок, украшенный профилированными деревянными рейками и с первоначальными вентиляционными решетками. Здесь сохранились падуги потолка и каннелированная верхняя часть стены зала, отделенная от нижней части стены широкой профилированной тягой. Портал сцены оформлен гирляндой. В северном зале также сохранилась часть первоначального убранства: гирлянда на портале, карнизная тяга и каннелированный верх стены; эстрада переделана по образцу первоначальной, но слегка выдвинута вперед. Высота помещений подвала - 3,37 м; 1-го этажа (фойе) - 3,16 м; 2-го этажа (фойе) - 5,11 м. Фундаменты бутовые столбчатые; стены кирпичные; перегородки кирпичные и дощатые; перекрытия деревянные отепленные; крыша - деревянная стропильная система; кровля - железо; полы - дощатые, паркетные, метлахская плитка; окна двойные створные; двери филенчатые; внутренняя отделка - штукатурка, побелка, окраска; наружная отделка - штукатурка, окраска. Общие габариты в плане: 26,9 х 46,7 м.
Общие сведения:Памятник грубейшей градостроительной ошибки конца 1950-х годов, совершенной по идеологическим мотивам, вопреки здравому смыслу, желанию автора проекта и всей культурной общественности г. Пскова. Последний проект выдающегося псковского архитектора А.А. Ларкина, поднявшего из руин и построившего заново большую часть зданий г. Пскова конца 1950-х гг. Первый и единственный в Пскове двухзальный широкоэкранный кинотеатр, отражающий приемы архитектуры формального историзма конца 1950-х годов.
Предметы особой охраны: 1. Объемно-пространственная композиция. 2. Архитектурная композиция фасадов; габариты и размещение оконных и дверных проемов, ниш, расстекловка оконных переплетов. 3. Декор фасадов: профили карнизов, тяг, сандриков, обрамления проемов; капители и базы пилястр, гирлянды, кронштейны; рустовка стен и т.д. 4. Планировочная композиция этажей. 5. Декор интерьеров: профили тяг и реек обшивки потолка, каннелированный верх стен, форма эстрады, форма и обрамление вентрешеток потолка зрительных залов. Лепной декор потолка фойе 2-го этажа и потолка над лестницей; балюстрада ограждения и перила парадной лестницы; карнизы потолков служебных лестниц; ограждения и перила служебной лестницы и т.д. 6. Конструкции оснований, фундаментов, стен. 7. Конструкции гранитных ступеней крыльца парадного входа. 8. Конструкции и декор фонарей у парадного входа в здание.
Материалы: ГП БТИ Псковской области.
Состояние объекта: удовлетворительное

Доступность: доступен для осмотра

Библиография: Каган-Розенцвейг М.Л. Записки строителя. Псков, 2001,, с.49-52Материалы ГП БТИ Псковской области.

Кинотеатр Октябрь

Каменные кресты

Каменные кресты

Адрес: Псков г., Мироносицкое кладбище
Типология: Памятники археологии
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения