Ансамбль Спасо-Елизаровского монастыря часть 2

Ансамбль Спасо-Елизаровского монастыря
Дата постройки: XVI в.
Адрес: Псковский район/Елизарово д, Верхолинская волость
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Монастырь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Ранний период истории монастыря датируется от времени его основания - около 1425 г. до 60-х годов ХУШ в. Об этом периоде существуют отрывочные и иногда противоречивые письменные свидетельства о монастыре в составе апокрифических и агиографических текстов о житии Преподобного Евфросина. "Евфросин Псковский (в миру Елеазар) - основатель Спасо-Елеазарова монастыря (около 1430-х гг.). Родился около 1386 г. в селе Виделебье; умер в 1481 г., по другим сведениям - в 1479 г. Предполагается, что в юности он совершил путешествие в Константинополь. Основанный им Спасо-Елеазаров монастырь существовал на основе строгого общежитийного устава".(2) Церковное предание гласит, что Елеазар (во крещении) удалился в Снетогорский монастырь и там постригся под именем Евфросина. "...влекомый жаждой уединения, он удалился с благословения настоятеля в непроходимое пустынное место, в 25 верстах от Пскова, на берег реки Толвы, близ Псковского озера, именуемого в этом месте Талабским; это было в 1425 году". "В числе братии, собравшейся к Преподобному Евфросину, было три родных брата из города Пскова; один из них Игнатий, несмотря на цветущую молодость, был не только пострижен Преподобным, но и почтен достойным священства. Рукоположенный Владыкою Новгородским Иоанном, Игнатий был первым Игуменом обители, еще при жизни Преподобного его основателя и духовным отцом его. Вскоре после Игнатия пришел другой брат его Харлампий и третий Памфил; оба они также удостоились священства. Эти три брата были как три духовные столпа обители, в которой и настоятельствовапи впоследствии один за другим". ...Впоследствии к ним присоединился четвертый брат, постриженный под именем Мартирия. "Много чудных учеников взрастил в духовном гнезде своем богомудрый Евфросин: Савва, основатель обители в Крыпицах, Досифей, основатель пустынного общежития во имя Апостолов в Верхнем острове, посреди великого озера; Иларион, основатель обители Покрова Богородицы на р. Желчи" (Озерский монастырь). "Преподбный Евфросин с братиею созданной им обители, не только совершал усердно богослужение, но и много трудился, расчищая лес вокруг монастыря для возделывания нивы". "Когда мало помалу начали собираться к Преподобному Евфросину подвижники, ищущие уединения, он построил деревянную церковь во имя трех Святителей, на указанном ими месте и келий для братии. Но тесно было место, обтекаемое двумя рукавами разделившейся реки, и братия просили перенести обитель на другое место. Не согласился на это Преподобный, но предложил им засыпать правый рукав реки: общими силами исполнен был этот тяжкий труд, и река доселе течет одним левым рукавомн.(3) Из этого текста следует, что церковь во имя Трех Святителей и кельи были поставлены уже под горой, на берегу реки Толвы и русла речной старицы. "...старец Евфросин преставился 95 лет от рождения в 15 день мая 1484 года. Братия со слезами погребли его между двумя построенными им церквами, Трех Святителей и Рождества Богородицы". ((3) с. 48) Из текста следует, что на территории монастыря, ко времени смерти Евфросина, находилось две церкви. "По преставлении Преподобного Евфросина, монастырь перенесен на гору, а на прежнем месте устроено кладбище с церковью во имя Преподобного: в новой обители построена каменная соборная церковь трех Святителей, куда перенесены мощи Преподобного Евфросина, почивающие под спудом близ стены за правым клиросом. В последствии присоединен к сему храму придел Рождества Богородицы и построена еще деревянная церковь Преподобного Онуфрия". ((3) с. 89) Сведения, изложенные М.И.Толстым, в целом последовательно раскрывают раннюю историю обители, но в тексте последнего абзаца содержится опечатка относительно перенесения монастыря на гору, тогда как он был перенесен под гору, где и развивалась его дальнейшая история. Вторая неточность касается придельной церкви Рождества Богородицы: древний придел был сооружен одновременно с каменной церковью. Третья неточность касается первой деревянной церкви во имя Ануфрия, переосвященной после смерти Евфросина его именем. Точная дата переноса монастыря на новое место, под гору, не известна. Условная датировка середина - вторая половина XV в. (до смерти Евросина). Существование нескольких церквей на территории монастыря свидетельствует о прочной экономической базе обители. Источники указывают, что во второй половине XV в., еще при жизни Евфросина, монастырь имел приезжий двор в Пскове, на Запсковье в Кузьмодемьянском конце. "На Пустынском дворе останавливался в 1469 г. владыка Иона. Здесь он выспрашивал у псковичей о священной грамоте, положенной в ларь в 1468г. В то время уже существовали монастыри Великопустынский, Никитьева пустынь и Елизарова пустынь. Все они могли иметь подворья в Пскове, но известно в XV в. лишь одно -Елизаровский двор, упоминаемый в летописи в связи с пожаром 1499/1500 г. на Запсковье. Возможно, именно о нем идет речь под 1469 г. Это тем более вероятно, что архиепископ Иона сам посвящал в игумены монастыря Игнатия, родного брата основателя пустыни Евфросина (1459-1465 гг.). Район Елеазаровского подворья локализован псковскими летописями дважды: в 1499/1500 и 1541 гг. Он находился в заулке у старого Примостья".(4) Деятельность Елеазарова монастыря уже в XV-XVTI вв. выходила за рамки уединенного пустынножительства. Известна активная позиция Евфросина в толковании религиозных догматов; свой вклад в борьбу против суеверий внес игумен Панфил, брат Евфросина; известна духовная наставническая роль старца Филофея, поднявшегося до обобщения путей развития русского государства. Все это свидетельствует о том, что с определенного момента своего существования монастырь не оставался в стороне от насущных проблем русской жизни. Монастыри, как самостоятельные хозяйственные образования, принимали участие во внешней и внутренней экономической жизни псковской вечевой республики. Елеазаровский монастырь и вновь основанные по благословению Евфросина Крыпецкой, Верхнеостровский, Озерский монастыри своим местоположением закрепляли северо-западные границы псковских земель. Елеазаров монастырь по своему географическому положению был основан на пересечении двух направлений, имевших перспективу развития. Первое направление, известное со времен княгини Ольги, - водный путь вдоль побережья Псковского (в этом месте Талабского) озера, к Гдову и реке Нарове. Второе - сухопутное, в том же направлении. Известно, что в XVI в. это направление уже было оформлено дорожным трактом.(5) По мнению Е.Н.Морозкиной, посвятившей статью исследованию собора Спасо-Елеазарова монастыря, "перемещение Спасо-Елеазарова монастыря могло быть связано с тем обстоятельством, что к этому времени уже установилась дорога Псков-Гдов"((1) с. 188) Однако вряд ли дорога существовала во времена основания пустыни, ведь Евфроснн уходил в уединение, а не на военно-торговый тракт. Некоторые данные о связи монастыря с дорожной сетью показывают сохранившиеся элементы планировочной структуры монастырской территории, Водный путь от Пскова к пустыни, основанной Евфросином, шел из Псковского озера; далее разделяляся на речной путь по реке Толве и сухопутный, по дороге вдоль реки. Эти пути, традиционные для средневековых систем коммуникаций, были одинаково функциональны, а потому и устойчивы, как для пустыни на горе, так и позднее, для монастыря под горой. На подъезде к монастырю с юга, от дороги, обогнувшей южную возвышенность, открывается вид прямо на собор. Однако линия дороги (ныне утраченной) направлена слегка западнее, к главному входу в храм. Направление этой дороги на подступах к монастырю зависит исключительно от природного рельефа местности и не вызывает сомнений, что первый деревянный собор (а позднее и каменный) был возведен с учетом направления уже существующей дороги, а не наоборот. И если к первой церкви, поставленной на горе, эта дорога тянулась, преодолевая возвышенность, то под горой, у соборного монастырского храма, она завершалась. Интересно отметить и то, что вертикальный уровень дороги в месте ее раскрытия на собор, соответствует уровню площадки, на которую поставлен собор (в среднем 35.00м). (29) После переноса и устройства общежительного монастыря под горой, он стал своеобразным фиксированным пунктом, на котором завершалась существующая дорога с юга; с этого же времени получила развитие ранее неустойчивая дорожная связь между Псковом и Гдовом, проложенная севернее монастыря. Таким образом, перенесение монастыря под гору вряд ли было связано с уже проложенным устойчивым трактом. Напротив, уже после переноса, монастырь под горой способствовал развитию дорожной сети; в то же время, монастырь активно использовал свое местоположение в хозяйственно-экономических целях. В планировочной системе монастырского двора оформился главный северный въезд со Святыми воротами и Святой двор с собором, вид на который раскрывался в полной мере от ворот. И вновь, как на южном подъезде, отмечается градостроительный прием, свойственный средневековой планировочной традиции: дорога к западному входу в собор ведет не прямолинейно, а слегка смещена к западу, в сторону главного входа. Вероятно, между формированием и активизацией подъездных дорог был небольшой временной промежуток, но все же северный въезд вторичен по отношению к южному, так как он ориентирован на более позднюю, но перспективную коммуникацию. Таким образом, монастырь под горой стал связующим звеном на пересечении двух магистральных направлений, важных в военно-торговых отношениях для Пскова, а в дальнейшем - и для русского государства. Причем, исходя из пространственно-планировочной композиции, можно утверждать, что второй каменный собор был поставлен именно на месте первого, деревянного, иначе бы нарушилась установленная связь, столь важная для значения монастыря в системе подъездных путей к нему. (29) В переносе монастыря на площадку между двух возвышенностей просматривается и некий символический замысел, возможно, связанный с религиозной трактовкой такого расположения монастыря. Не случайно Псково-Печерский монастырь также основан в лощине между двумя горками (1473 г.). Святогорский монастырь также расположен между возвышенностями, хотя соборная церковь поставлена на вершине одной из них (1563 г.). В низине под горой расположен Мальской монастырь (сер. XVI в.). Об объектах монастыря XVI в. сохранилось немного сведений. В Псковских летописях единственное упоминание о Елеазаровой пустыни датируется 1505 г. "В лето 7013. Послание игумена Панфила Елизаровы пустыни наместнику великих князей а князю псковскому Дмитрею Володимеровичю Ростовьскому. Из пречестныя обители Рожества святей богородицы и треи святителей Василиа Великого, Григорья Богослова, Иванна Златаоустаго, и преподобных отец наших Аноуфрея Великого и Петра Афоньскаго, благословение и богомоление Панфила игоумена и еже о христе з братьею и Елизаровы пустыни, во Псков, государей великих князей наместнику и еже напред владычества их сущих". (6) Из послания видно, что в монастыре было четыре престола: 1. Рождества Богородицы; 2. Трех Святителей; 3. Преподобного Ануфрия Великого; 4. Преподобного Петра Афонского. В житийной литературе упоминаются две церкви, построенные на нижней площадке -во имя Трех Святителей и во имя Рождества Богородицы. Первое посвящение связано с видением Трех Святителей, указавших место нового храма Евфросину. Второе - во имя Рождества Богородицы, можно предварительно связать либо с праздником Рождества Богородицы, его особым значением для Евфросина, либо с соборным храмом Снетогорского монастыря. Именно по благословению игумена Снетогорского монастыря Евфросин стал основателем новой пустыни, поэтому снетогорский соборный храм во имя Рождества Богородицы также имел для Евфросина особое значение. Относительно церкви во имя Петра Афонского сведений, даже косвенных, не имеется.
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent