Дом жилой-91
Дом жилой
Адрес: Псков г./Октябрьский пр-кт, 40
Категория охраны: выявленный объект культурного наследия
Историческая справка:Дом № 40 по Октябрьскому проспекту (тогда Пролетарскому бульвару), на углу ул. Гражданской построен в 1952 - 1953 годах. (2) трестом "Горжилкоммунстрой" (1). Дата сдачи дома - 1955 г., приведенная М.Л. Каган-Розенцвейгом (1), представляется ошибочной, т.к. во всех других источниках указывается дата - 1953 г. Чертежи дома в деле БТИ также выполнены в 1953 г. (6) Автор проекта - Алексей Афанасьевич Ларкин в это время был главным архитектором проектной мастерской "Псковоблпроект" (3). Им было разработано индивидуальное решение фасадов дома с применением типовых жилых секций. По воспоминаниям инженера М.Л. Каган-Розенцвейга, Ларкин трижды заново переделывал фасады дома, чтобы добиться простого и сдержанного решения. "Отступив от ставшей традиционной во Пскове окраски карнизов в белый цвет и покрасив его более интенсивным тоном цвета окраски всего фасада, архитектор Ларкин добился того, что простой и радостный фасад жилого дома стал еще более свежим… его светло-коричневая окраска, контрастирующая с зеленью деревьев, нравилась всем" (1). Все лепные элементы декора разработаны автором проекта (2). В 1-м этаже предусмотрены помещения предприятия общественного питания - диетическая столовая (ныне кафе "Черская") и детский сад - ясли. Ныне часть квартир 1-го этажа используются как офисы. Проект этого дома был еще раз переделан автором и применен при постройке жилого дома № 7 по ул. Ленина в 1954 - 1956 гг. В доме № 40 по Октябрьскому проспекту в 1953 г. семья Ларкиных получила квартиру, в которой до сих пор живет вдова архитектора Л.Н. Ларкина. Мемориальная доска в память архитектора Алексея Афанасьевича Ларкина, работавшего в Пскове с 1946 года, была установлена на главном фасаде дома лишь 40 лет спустя после его смерти в 1996 году. В этом доме жили и работали известные в Пскове архитекторы-реставраторы Борис Степанович Скобельцын и Всеволод Петрович Смирнов, в память которых на фасаде дома также установлены мемориальные доски в 1996 и 1997 г.г. Ларкин Алексей Афанасьевич. (17 марта 1912, д. Степаново Рязанской губ. - 2 марта 1958, Псков) Архитектор, восстанавливал послевоенный Псков. Окончил Ленинградский институт инженеров коммунального строительства (1936) и АХ (1939). В годы Вов воевал на Дальнем Востоке. В 1946 г. приехал в разрушенный Псков, поступил на работу в архитектурно-планировочную мастерскую при гл. архитекторе города начальником, затем гл. архитектором мастерской. С 1951 г. - гл. архитектор "Облпроекта". С 1955 г. - начальник отдела по делам архитектуры Псковской области. Успешно решал творческую задачу сохранения баланса между новой застройкой и древней архитектурой в исторической части города. Творчество А.А. Ларкина определило облик центра Пскова. Под его руководством была осуществлена реконструкция Пролетарского бульвара и Октябрьской улицы (с 1959 г. Октябрьский проспект), ул. Некрасова, Гоголя, Ленина, Вокзальной. Ларкин - руководитель восстановления зданий в центре города: кинотеатра "Победа", драмтеатра им. А.С. Пушкина, корпуса ПГП на ул. Советской, школ № 1,11. Им был реконструирован Дом Советов - проект портика с колоннами гл. вода (1948). Ларкин - автор проектов крупных общественных зданий - Дома профсоюзов по ул. Советской, здания горисполкома (гор. Администрация), Дома политпросвещения (корпус ПГПИ) по ул. Некрасова, а также жилых домов на Октябрьском проспекте № 10, 14, 19, 29 (повторен на Рижском пр., 14) № 40 (повторен на ул. Ленина,7), углового дома по ул. Советской, 1 (магазин "Малыш". Строительство кинотеатра "Октябрь", навязанное архитектору, сыграло в его жизни трагическую роль (1958). Занимался худ. творчеством: графика, резьба по дереву, скульптура. Член Союза архитекторов с 1948 г. На доме, где жил Ларкин (Октябрьский пр., 40) установлена мемориальная доска (1998). Скобельцын Борис Степанович. (30 апреля 1921, Санкт-Петербург - 13 ноября 1995, Псков). архитектор-реставратор, художник-фотограф, Почетный гражданин Пскова (1995) Фронтовик, воевал в истребительном авиационном корпусе, дошел до Берлина. После демобилизации учился в Ленинградском инженерно-строительном институте. В Псков приехал в 1955 г. для работы в Псковской спец. науч.- реставрационной производственной мастерской. Автор проектов реставрации памятников архитектуры в Пскове и области: часовни на Мироносицком кладбище, прясла стены вдоль р. Великой от Власьевской башни до ул. Профсоюзной, церкви Николы со Усохи (интерьеры), церкви Николы в с. Устье Псковского района. Руководил консервационными и противоаварийными работами с частичной реставрацией на объектах Крыпецкого монастыря, церкви Рождества Богородицы в Порхове, трапезной церкви с колокольней в д. Малы Печорского района. Вел работы по реставрации крепости в Порхове и противоаварийные и реставрационные работы в бывшей усадьбе Строгановых в Волышове. С нач. 1960-х гг. активно занимался художественной фотографией. Прошли выставки в Пскове, Арзамасе, Москве, Ленинграде. Работы хранятся во многих музеях страны. Издал фотоальбомы по архитектуре Пскова и Новгорода. На доме (Октябрьский пр., 40), где жил Б.С. Скобельцын, установлена мемориальная доска (1996) Смирнов Всеволод Петрович. (2 апреля 1922, Удомельский р-н Тверской губ. - 21 января 1996, Псков). Архитектор-реставратор, художник. Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт (1949) и АХ (1955). В Псков приехал в 1955. Более десяти лет был ведущим специалистом Псковской науч.- реставрационной мастерской, главным архитектором и директором. В соавторстве с В.А. Лебедевой восстанавливал храмы Ильи Пророка в Выбутах, св. Николы Чудотворца в г. Острове и в с. Пустое Воскресение. В 1950-1960-х гг. (совместно с М.И. Семеновым) провел реставрацию стен и башен Псково-Печерского монастыря. С 1967 г. Смирнов посвятил себя возрождению кузнечной ковки. Его работы: прапоры на башнях Псковского кремля и Печерского монастыря, 23 декоративные композиции для зданий Пскова, СПб, Москвы, Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицберген. Автор монументальных произведений: памятник на могиле Неизвестного солдата (1974), памятник "Партизанская слава" (1984) на пл. Победы в Пскове и др. Участник ВОВ, дошел до Берлина. Участник выставок произведений живописи и графики в Пскове, Костроме, Москве, Литве, Чехословакии, пять из них - персональные. Член Союза архитекторов и Союза художников. В 1996 г. принято решение об организации музея архитектора Смирнова В.П. по ул. К. Либкнехта, 16. на доме, где жил Смирнов В.П. установлена мемориальная доска (1997).
Архитектурные особенности:Дом расположен на Октябрьском проспекте на пересечении с ул. Гражданской. Представляет собой каменную "Г"-образную в плане 4-х этажную с подвалом постройку с вальмовой крышей, крытой шифером, примыкающую вплотную к 5-ти этажному дому по ул. Гражданской. Главным протяженным фасадом дом выходит на "красную" линию Октябрьского проспекта. Архитектурная композиция фасада решена в 19 осях на основе осевой симметрии. Все композиция фасада разделена на две части относительно центральной оси, решенной нейтрально. Ведущую роль в композиции фасада играют центральные оси каждой из двух половин фасада. Они выделены в первом этаже неглубокими ризалитами с парадными входами (в кафе и детский сад), оформленными в виде портала широким профилированным наличником и крупным сандриком. В уровне 2 и 3 этажей - имитацией ризалита с двумя рустованными пилястрами, увенчанными профилированным карнизом, широким профилированным обрамлением проемов окна 2-го этажа и балконной двери 3-го этажа, и балконом между пилястрами в уровне 3-го этажа; в уровне 4-го этажа ось подчеркнута декором окна - лучковым сандриком и профилированным обрамлением с "ушками", имитирующими кронштейны для сандрика; верхняя часть решена с разорванным венчающим карнизом, где ось отмечена слуховым окном с восьмигранным перспективным обрамлением, и венчающим всю вертикальную композицию фигурным аттиком со сложнопрофильным карнизом. По сторонам этих центральных осей через две оси выделены второстепенные оси, подчеркнутые балконами в уровне 3 и 4 этажей и оформлением балконной двери 4-го этажа прямым сандриком и обрамлением с "ушками", как на основной оси. В центре фасада две второстепенные оси и аналогично оформленная центральная ось фасада создают своеобразный композиционный центр, заполняющий центральную часть фасада. Углы фасада закреплены рустованными лопатками в уровне трех верхних этажей. Горизонтальные составляющие композиции фасада представлены цоколем с профилированным кордоном; фактурной рустовкой стены 1-го этажа, венчание которой выполнено в виде гладкого фриза и профилированной карнизной тяги в уровне подоконников окон 2-го этажа; пунктирной горизонталью из прямых сандриков, венчающих оконные проемы 2-го этажа, а также профилированным венчающим карнизом большого выноса с множеством фигурных кронштейнов, играющих роль дентикул, и квадратных цветочных розеток. (При ближайшем рассмотрении эти кронштейны также напоминают триглифы, а розетки - метопы). Оконные проемы 1-го этажа сверху отмечены крупными имитациями замковых камней; под окнами - филенки, по сторонам которых помещены кронштейны (подобные кронштейнам венчающего карниза) "поддерживающие" профилированный подоконник. Под частью окон правой стороны фасада эти композиции имеют спаренные кронштейны. Все окна вышележащих этажей имеют профилированные подоконники и обрамление усложняющееся в зависимости от их роли в композиции фасада. Балконы из армированного бетона с литыми фигурными деталями: кронштейнами с торцами консольных балок, оформленными филенками, ограждением с балясником и горизонтальными элементами с карнизным профилем. В декоративном оформлении фасада большую роль играют лепные орнаментальные элементы, усиливающие звучание декора на главных осях фасада: гирлянды из лавровых листьев, увитые лентами; композитные капители с волютами и листьями, и пятиконечными звездами - дань военно-патриотической теме; а также ленты иоников под карнизами в уровне 4-го этажа и на аттиках. Парадный вход в помещение сада - яслей сохранил подлинные филенчатые дверные полотна. Боковой северо-восточный фасад, выходящий на ул. Гражданскую решен в 6 осях, также с делением на две части и выделением двух ведущих осей на фасаде. Эти оси оформлены аналогично второстепенным осям главного фасада. Основные элементы композиции такие же, как на главном фасаде. Юго-западный торец имеет только одну ось с оконными проемами, приближенную к левому углу. Углы фасада также оформлены рустованными лопатками, которые охватывают оде стороны угла и переходят на дворовый фасад. Дворовые фасады решены по упрощенному варианту, где лестничные клетки отмечены неглубокими ризалитами на всю высоту, из декора имеются угловые рустованные лопатки, карнизная тяга под окнами 2-го этажа, венчающий карниз (без кронштейнов), филенки под окнами и профилированные подоконники. Ограждение крыши выполнено из металлических профилей, сварное с орнаментом в виде квадратов и диагоналей. Планировочная композиция составлена из одной угловой и трех рядовых жилых секций с лестницами и сблокированными санузлами и кухнями со стороны двора. В квартирах, выходящих на главный фасад, кухни и санузлы не блокируются с соседними квартирами. В рядовых секциях находятся 2-х комнатные квартиры, а в угловой 3-х и 4-х комнатные. В первом этаже в угловой секции расположено кафе, а в противоположном торце - детский сад - ясли; средняя часть занята квартирами, как на вышележащих этажах. В подвале часть помещений используется как подсобные для кафе, часть помещений оборудована в качестве укрытий гражданской обороны; часть помещений разгорожена на сараи для квартир. Входы в подвал организованы из лестничных клеток и один из двора в угловую секцию. Внутренние входы со двора в лестничные клетки сохранили первоначальные филенчатые однопольные дверные полотна. Такие же полотна были и на всех входах в квартиры. Лестницы железобетонные по открытым металлическим косоурам. Перила лестниц сохранили первоначальные чугунные литые орнаментальные элементы ограждения и деревянный точеный поручень. В части интерьеров квартир и в помещениях сада - ясель сохранились потолочные карнизы в виде падуг и слабо выраженного рельефа. Высота помещений: подвала - 2,15 м; 1-го этажа - 2,95 м; 2-го этажа - 3,00 м; 3-го 2,95 м; 4-го - 3,00 м. Фундаменты ленточные из бутового камня; стены кирпичные; перегородки деревянные; перекрытия чердачное, междуэтажные и подвальное - деревянные отепленные; крыша - деревянная стропильная система; кровля - шифер; полы дощатые; окна - двойные створные; двери филенчатые, отделка внутренняя - штукатурка, побелка, окраска, обои; отделка наружная - штукатурка, окраска. Общие габариты в плане: 71,10 м х 19,00 м; ширина корпуса - 14,05 м.
Общие сведения:Один из наиболее ярких примеров творческого подхода архитектора к решению задачи сочетания индивидуального решения фасадов и принципов типового проектирования в послевоенном восстановлении г. Пскова в 1950-х годах. Отражает приемы формального историзма, характерного для архитектуры СССР в 1930 - 1950-е годы. Исторически связан с жизнью и творчеством псковских архитекторов А.А. Ларкина, В.П. Смирнова, Б.С. Скобельцына.
Предметы особой охраны: Объемно-пространственная композиция дома. Планировочная композиция дома. Архитектурная композиция фасадов. Элементы декора фасадов. Конструкции фундаментов и стен. Габариты дверных и оконных проемов. Расстекловка оконных и балконных проемов. Филенчатые дверные полотна парадного входа в сад-ясли и внутренних дверей лестничных клеток.
Состояние объекта: среднее
Доступность: доступен для осмотра
Адрес: Псков г./Октябрьский пр-кт, 40
Категория охраны: выявленный объект культурного наследия
Историческая справка:Дом № 40 по Октябрьскому проспекту (тогда Пролетарскому бульвару), на углу ул. Гражданской построен в 1952 - 1953 годах. (2) трестом "Горжилкоммунстрой" (1). Дата сдачи дома - 1955 г., приведенная М.Л. Каган-Розенцвейгом (1), представляется ошибочной, т.к. во всех других источниках указывается дата - 1953 г. Чертежи дома в деле БТИ также выполнены в 1953 г. (6) Автор проекта - Алексей Афанасьевич Ларкин в это время был главным архитектором проектной мастерской "Псковоблпроект" (3). Им было разработано индивидуальное решение фасадов дома с применением типовых жилых секций. По воспоминаниям инженера М.Л. Каган-Розенцвейга, Ларкин трижды заново переделывал фасады дома, чтобы добиться простого и сдержанного решения. "Отступив от ставшей традиционной во Пскове окраски карнизов в белый цвет и покрасив его более интенсивным тоном цвета окраски всего фасада, архитектор Ларкин добился того, что простой и радостный фасад жилого дома стал еще более свежим… его светло-коричневая окраска, контрастирующая с зеленью деревьев, нравилась всем" (1). Все лепные элементы декора разработаны автором проекта (2). В 1-м этаже предусмотрены помещения предприятия общественного питания - диетическая столовая (ныне кафе "Черская") и детский сад - ясли. Ныне часть квартир 1-го этажа используются как офисы. Проект этого дома был еще раз переделан автором и применен при постройке жилого дома № 7 по ул. Ленина в 1954 - 1956 гг. В доме № 40 по Октябрьскому проспекту в 1953 г. семья Ларкиных получила квартиру, в которой до сих пор живет вдова архитектора Л.Н. Ларкина. Мемориальная доска в память архитектора Алексея Афанасьевича Ларкина, работавшего в Пскове с 1946 года, была установлена на главном фасаде дома лишь 40 лет спустя после его смерти в 1996 году. В этом доме жили и работали известные в Пскове архитекторы-реставраторы Борис Степанович Скобельцын и Всеволод Петрович Смирнов, в память которых на фасаде дома также установлены мемориальные доски в 1996 и 1997 г.г. Ларкин Алексей Афанасьевич. (17 марта 1912, д. Степаново Рязанской губ. - 2 марта 1958, Псков) Архитектор, восстанавливал послевоенный Псков. Окончил Ленинградский институт инженеров коммунального строительства (1936) и АХ (1939). В годы Вов воевал на Дальнем Востоке. В 1946 г. приехал в разрушенный Псков, поступил на работу в архитектурно-планировочную мастерскую при гл. архитекторе города начальником, затем гл. архитектором мастерской. С 1951 г. - гл. архитектор "Облпроекта". С 1955 г. - начальник отдела по делам архитектуры Псковской области. Успешно решал творческую задачу сохранения баланса между новой застройкой и древней архитектурой в исторической части города. Творчество А.А. Ларкина определило облик центра Пскова. Под его руководством была осуществлена реконструкция Пролетарского бульвара и Октябрьской улицы (с 1959 г. Октябрьский проспект), ул. Некрасова, Гоголя, Ленина, Вокзальной. Ларкин - руководитель восстановления зданий в центре города: кинотеатра "Победа", драмтеатра им. А.С. Пушкина, корпуса ПГП на ул. Советской, школ № 1,11. Им был реконструирован Дом Советов - проект портика с колоннами гл. вода (1948). Ларкин - автор проектов крупных общественных зданий - Дома профсоюзов по ул. Советской, здания горисполкома (гор. Администрация), Дома политпросвещения (корпус ПГПИ) по ул. Некрасова, а также жилых домов на Октябрьском проспекте № 10, 14, 19, 29 (повторен на Рижском пр., 14) № 40 (повторен на ул. Ленина,7), углового дома по ул. Советской, 1 (магазин "Малыш". Строительство кинотеатра "Октябрь", навязанное архитектору, сыграло в его жизни трагическую роль (1958). Занимался худ. творчеством: графика, резьба по дереву, скульптура. Член Союза архитекторов с 1948 г. На доме, где жил Ларкин (Октябрьский пр., 40) установлена мемориальная доска (1998). Скобельцын Борис Степанович. (30 апреля 1921, Санкт-Петербург - 13 ноября 1995, Псков). архитектор-реставратор, художник-фотограф, Почетный гражданин Пскова (1995) Фронтовик, воевал в истребительном авиационном корпусе, дошел до Берлина. После демобилизации учился в Ленинградском инженерно-строительном институте. В Псков приехал в 1955 г. для работы в Псковской спец. науч.- реставрационной производственной мастерской. Автор проектов реставрации памятников архитектуры в Пскове и области: часовни на Мироносицком кладбище, прясла стены вдоль р. Великой от Власьевской башни до ул. Профсоюзной, церкви Николы со Усохи (интерьеры), церкви Николы в с. Устье Псковского района. Руководил консервационными и противоаварийными работами с частичной реставрацией на объектах Крыпецкого монастыря, церкви Рождества Богородицы в Порхове, трапезной церкви с колокольней в д. Малы Печорского района. Вел работы по реставрации крепости в Порхове и противоаварийные и реставрационные работы в бывшей усадьбе Строгановых в Волышове. С нач. 1960-х гг. активно занимался художественной фотографией. Прошли выставки в Пскове, Арзамасе, Москве, Ленинграде. Работы хранятся во многих музеях страны. Издал фотоальбомы по архитектуре Пскова и Новгорода. На доме (Октябрьский пр., 40), где жил Б.С. Скобельцын, установлена мемориальная доска (1996) Смирнов Всеволод Петрович. (2 апреля 1922, Удомельский р-н Тверской губ. - 21 января 1996, Псков). Архитектор-реставратор, художник. Окончил Ленинградский инженерно-строительный институт (1949) и АХ (1955). В Псков приехал в 1955. Более десяти лет был ведущим специалистом Псковской науч.- реставрационной мастерской, главным архитектором и директором. В соавторстве с В.А. Лебедевой восстанавливал храмы Ильи Пророка в Выбутах, св. Николы Чудотворца в г. Острове и в с. Пустое Воскресение. В 1950-1960-х гг. (совместно с М.И. Семеновым) провел реставрацию стен и башен Псково-Печерского монастыря. С 1967 г. Смирнов посвятил себя возрождению кузнечной ковки. Его работы: прапоры на башнях Псковского кремля и Печерского монастыря, 23 декоративные композиции для зданий Пскова, СПб, Москвы, Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицберген. Автор монументальных произведений: памятник на могиле Неизвестного солдата (1974), памятник "Партизанская слава" (1984) на пл. Победы в Пскове и др. Участник ВОВ, дошел до Берлина. Участник выставок произведений живописи и графики в Пскове, Костроме, Москве, Литве, Чехословакии, пять из них - персональные. Член Союза архитекторов и Союза художников. В 1996 г. принято решение об организации музея архитектора Смирнова В.П. по ул. К. Либкнехта, 16. на доме, где жил Смирнов В.П. установлена мемориальная доска (1997).
Архитектурные особенности:Дом расположен на Октябрьском проспекте на пересечении с ул. Гражданской. Представляет собой каменную "Г"-образную в плане 4-х этажную с подвалом постройку с вальмовой крышей, крытой шифером, примыкающую вплотную к 5-ти этажному дому по ул. Гражданской. Главным протяженным фасадом дом выходит на "красную" линию Октябрьского проспекта. Архитектурная композиция фасада решена в 19 осях на основе осевой симметрии. Все композиция фасада разделена на две части относительно центральной оси, решенной нейтрально. Ведущую роль в композиции фасада играют центральные оси каждой из двух половин фасада. Они выделены в первом этаже неглубокими ризалитами с парадными входами (в кафе и детский сад), оформленными в виде портала широким профилированным наличником и крупным сандриком. В уровне 2 и 3 этажей - имитацией ризалита с двумя рустованными пилястрами, увенчанными профилированным карнизом, широким профилированным обрамлением проемов окна 2-го этажа и балконной двери 3-го этажа, и балконом между пилястрами в уровне 3-го этажа; в уровне 4-го этажа ось подчеркнута декором окна - лучковым сандриком и профилированным обрамлением с "ушками", имитирующими кронштейны для сандрика; верхняя часть решена с разорванным венчающим карнизом, где ось отмечена слуховым окном с восьмигранным перспективным обрамлением, и венчающим всю вертикальную композицию фигурным аттиком со сложнопрофильным карнизом. По сторонам этих центральных осей через две оси выделены второстепенные оси, подчеркнутые балконами в уровне 3 и 4 этажей и оформлением балконной двери 4-го этажа прямым сандриком и обрамлением с "ушками", как на основной оси. В центре фасада две второстепенные оси и аналогично оформленная центральная ось фасада создают своеобразный композиционный центр, заполняющий центральную часть фасада. Углы фасада закреплены рустованными лопатками в уровне трех верхних этажей. Горизонтальные составляющие композиции фасада представлены цоколем с профилированным кордоном; фактурной рустовкой стены 1-го этажа, венчание которой выполнено в виде гладкого фриза и профилированной карнизной тяги в уровне подоконников окон 2-го этажа; пунктирной горизонталью из прямых сандриков, венчающих оконные проемы 2-го этажа, а также профилированным венчающим карнизом большого выноса с множеством фигурных кронштейнов, играющих роль дентикул, и квадратных цветочных розеток. (При ближайшем рассмотрении эти кронштейны также напоминают триглифы, а розетки - метопы). Оконные проемы 1-го этажа сверху отмечены крупными имитациями замковых камней; под окнами - филенки, по сторонам которых помещены кронштейны (подобные кронштейнам венчающего карниза) "поддерживающие" профилированный подоконник. Под частью окон правой стороны фасада эти композиции имеют спаренные кронштейны. Все окна вышележащих этажей имеют профилированные подоконники и обрамление усложняющееся в зависимости от их роли в композиции фасада. Балконы из армированного бетона с литыми фигурными деталями: кронштейнами с торцами консольных балок, оформленными филенками, ограждением с балясником и горизонтальными элементами с карнизным профилем. В декоративном оформлении фасада большую роль играют лепные орнаментальные элементы, усиливающие звучание декора на главных осях фасада: гирлянды из лавровых листьев, увитые лентами; композитные капители с волютами и листьями, и пятиконечными звездами - дань военно-патриотической теме; а также ленты иоников под карнизами в уровне 4-го этажа и на аттиках. Парадный вход в помещение сада - яслей сохранил подлинные филенчатые дверные полотна. Боковой северо-восточный фасад, выходящий на ул. Гражданскую решен в 6 осях, также с делением на две части и выделением двух ведущих осей на фасаде. Эти оси оформлены аналогично второстепенным осям главного фасада. Основные элементы композиции такие же, как на главном фасаде. Юго-западный торец имеет только одну ось с оконными проемами, приближенную к левому углу. Углы фасада также оформлены рустованными лопатками, которые охватывают оде стороны угла и переходят на дворовый фасад. Дворовые фасады решены по упрощенному варианту, где лестничные клетки отмечены неглубокими ризалитами на всю высоту, из декора имеются угловые рустованные лопатки, карнизная тяга под окнами 2-го этажа, венчающий карниз (без кронштейнов), филенки под окнами и профилированные подоконники. Ограждение крыши выполнено из металлических профилей, сварное с орнаментом в виде квадратов и диагоналей. Планировочная композиция составлена из одной угловой и трех рядовых жилых секций с лестницами и сблокированными санузлами и кухнями со стороны двора. В квартирах, выходящих на главный фасад, кухни и санузлы не блокируются с соседними квартирами. В рядовых секциях находятся 2-х комнатные квартиры, а в угловой 3-х и 4-х комнатные. В первом этаже в угловой секции расположено кафе, а в противоположном торце - детский сад - ясли; средняя часть занята квартирами, как на вышележащих этажах. В подвале часть помещений используется как подсобные для кафе, часть помещений оборудована в качестве укрытий гражданской обороны; часть помещений разгорожена на сараи для квартир. Входы в подвал организованы из лестничных клеток и один из двора в угловую секцию. Внутренние входы со двора в лестничные клетки сохранили первоначальные филенчатые однопольные дверные полотна. Такие же полотна были и на всех входах в квартиры. Лестницы железобетонные по открытым металлическим косоурам. Перила лестниц сохранили первоначальные чугунные литые орнаментальные элементы ограждения и деревянный точеный поручень. В части интерьеров квартир и в помещениях сада - ясель сохранились потолочные карнизы в виде падуг и слабо выраженного рельефа. Высота помещений: подвала - 2,15 м; 1-го этажа - 2,95 м; 2-го этажа - 3,00 м; 3-го 2,95 м; 4-го - 3,00 м. Фундаменты ленточные из бутового камня; стены кирпичные; перегородки деревянные; перекрытия чердачное, междуэтажные и подвальное - деревянные отепленные; крыша - деревянная стропильная система; кровля - шифер; полы дощатые; окна - двойные створные; двери филенчатые, отделка внутренняя - штукатурка, побелка, окраска, обои; отделка наружная - штукатурка, окраска. Общие габариты в плане: 71,10 м х 19,00 м; ширина корпуса - 14,05 м.
Общие сведения:Один из наиболее ярких примеров творческого подхода архитектора к решению задачи сочетания индивидуального решения фасадов и принципов типового проектирования в послевоенном восстановлении г. Пскова в 1950-х годах. Отражает приемы формального историзма, характерного для архитектуры СССР в 1930 - 1950-е годы. Исторически связан с жизнью и творчеством псковских архитекторов А.А. Ларкина, В.П. Смирнова, Б.С. Скобельцына.
Предметы особой охраны: Объемно-пространственная композиция дома. Планировочная композиция дома. Архитектурная композиция фасадов. Элементы декора фасадов. Конструкции фундаментов и стен. Габариты дверных и оконных проемов. Расстекловка оконных и балконных проемов. Филенчатые дверные полотна парадного входа в сад-ясли и внутренних дверей лестничных клеток.
Состояние объекта: среднее
Доступность: доступен для осмотра