Дом Лапина (Солодежня)

Дом Лапина (Солодежня)
Дата постройки: XVII в.
Адрес: Псков г./Гоголя ул, 42
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Художественная мастерская
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327
Архитектурный стиль: Древнепсковская школа зодчества
Историческая справка:Никаких письменных или графических материалов, позволяющих судить о первоначальном виде здания, его авторе и о его первых хозяевах, не обнаружено. История сооружения прослеживается только с середины XIХ в. Тогда оно было приспособлено под производство солода (откуда и название). В 1873 г. принадлежало барону Фитингофу. Последним его владелъцем был Лапин. От него "Солодежня" перешла в собственность Псковского археологического общества. В нем хранились фонды Псковского историко-художественного музея. В результате перестроек утрачены: древняя кровля, дверные и оконные заполнения, изразцовые печи, киоты, дверки шкафиков. Есть основание предполагать, что оконные проемы в правой от сеней части дома расширены позднейшей перестройкой. Остатки дверного проема в стене главного фасада на современной чердаке навели Ю. П. Спегальского на мысль о существовании в ХVII в. 3-го каменного этажа. Какие-либо другие следы существования 3-го этажа отсутствуют.
Архитектурные особенности:Здание сохранило два каменных этажа и древнее крылцо. План здания представляет собой традиционную для гражданской архитектуры XVIIв. трехчастную схему. Первый этаж состоит из четырех помещений: сеней передних и задних (центральная часть плана) и двух обширных подклетов по обеим сторонам сеней. Сени перекрыты цилиндрическими сводами, клети - сомкнутыми. В стенах подклети устроены небольшие окна со ступенчатыми откосами и шкафики. Дверные проемы снабжены закладными брусами. Второй этаж повторяет план первого. Перекрыты помещения второго этажа так же, как и помещения первого. Сомкнутые своды имеют здесь больное число распалубок, в которых размещаются широкие в свету оконные проемы. В передних сенях сохранилась внутри стенная лестница, ведущая на 3-й этаж (или чердак). В задних сенях сохранился древний туалет, устроенный внутри стены. Сохранились кованые железные двери в наружном дверном проеме и в дверном проеме внутри стенной лестницы. Старый кирпичный пол "в елочку". Древнее крыльцо "Cолодежни" целиком сохранило свою каменную часть. Оно имеет два рундука: нижний и верхний, перекрытие по столбам крестовыми сводами. Палатка под верхним рундуком, образующая небольшой тамбур перед входом в подклеть, перекрыта полуцилиндрическим сводом. Над ступенями лестничного марша крыльцо имеет ползучий свод. Над нижним рундуком - палатка с плоским перекрытием. Здание не имело богатого декора на фасадах и в интерьере. Сложено из местной известняковой плиты на известковом растворе, обмазано и побелено. Размеры: Длина 32.8 м Ширина 11.7м
Общие сведения:Солодежня - один из наиболее известных и в то же время наименее изученных памятников древнепсковского гражданского зодчества. Хорошая сохранность памятника дает основание предполагать, что его исследование явится ценным вкладом в историю русской архитектуры.

Материалы: камень, местный известняк
Состояние объекта: плохое
Персоны: Фитингофвладел в 1873 г.
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурный обмер
Библиография: Рыльский И.В. Гражданское зодчество в Пскове. М., 1915, Сборник " Древности" с 37-53Спегальский Ю.П. Псков, Искусство, Альбом, 1968, с 182-184Спегальский Ю.П. Псковские каменные жилые здания XVII в. Л.-М., 1963., с 31-40

Дом Лапина (Солодежня)

Дом Медема (доходный)

Дом Медема (доходный)
Дата постройки: около 1907 г.
Адрес: Псков г./Гоголя ул, 14
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Офис. Учебные классы
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка:Дом расположен в квартале улиц Гоголя- Комсомольский пер.-Некрасова- Октябрьский пр-т (ранее Гоголевская-Златоустовский пер.-Губернаторская-Сергиевская). В 1905 г. участок (садовое место), на котором расположен дом, принадлежал барону Медему Николаю Николаевичу - в то время Псковскому вице-губернатору. Медем Н.Н. родился 11 января 1867 года в Варшаве. По окончании полного курса наук в Императорском учебном заведении в чине коллежского секретаря, "приказом МЮ от 1888 г. определен местом на судебные должности при прокуроре Варшавской судебной палаты". 5 апреля 1892 г. пожалован званием камер-юнкера двора императорского Величества. В 1893 г. назначен товарищем прокурора Митавского окружного суда. 10 ноября 1893 г. женился на дочери тайного советника Ивана Логгеновича Горемыкина - Татьяне Ивановне Горемыкиной. В 1895 г. произведен за выслугу лет в титулярного советника. В том же году в коллежские асессоры. В 1896 г. переведен в Санкт-Петербург товарищем прокурора Петербургского окружного суда. В 1900 г. за выслугу лет произведен в надворные советники. В 1902 г. переведен Черниговским вице-губернатором. 4 января 1903 г. перемещен Псковским вице-губернатором. В том же году произведен за выслугу лет в коллежские советники. В 1905 г. за отличия по службе произведен в статские советники. В 1907 г. пожалован в звание камергера. В 1910 г. произведен в действительные статские советники. В 1911 году утвержден Псковским губернатором, которым и являлся до революции. Кавалер ордена Святой Анны 2 степени. Убит в Ростове в 1918 г. По Раскладочным ведомостям налогов и сборов с недвижимого имущества, ежегодно публиковавшимся в "Псковских губернских ведомостях", недвижимости (строений) у барона Николая Николаевича Медема по Гоголевской улице до 1906 г. не значилось. Очевидно в период с 1906 г. по июль 1907 г. идет строительство дома на участке Медема, выходящего на ул.Гоголевскую, т.к. в 1907 г. газета "Псковский голос" уже сообщает, что Крестьянский банк располагается на Гоголевской улице в доме барона Медема, а 1 апреля 1908 г. в хронике той же газеты проходит сообщение, что "вновь отвалилась штукатурка карниза нового здания барона Медема по Гоголевской улице". Архитектор не известен. Судя по планировке, здание строилось под учреждение, возможно специально для банков. В "Памятных книжках Псковской губернии" за 1909, 1911, 1913 гг. упоминается "Дом барона Медема" на Гоголевской, в котором располагались отделения Государственных Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков. Банки находились в доме барона до их национализации Советской властью. Дом до революции носил N 12. После Великой Октябрьской социалистической революции в здании размещались различные учреждения - губземотдел, губсельтрест, губернский ветеринарный отдел, губернский ветеринарный аптечный склад, губернское земельное управление. После уточнения нумерации домов в середине 20-х годов XX в. дом имеет N 14. В 1927 году здание используется под общежитие для рабочих: "Третьего дня организовалось два новых жилто-варищества домов N 14 и 10 по Гоголевской улице, населенных преимущественно рабочими. Первому товариществу присвоено имя т.Войкова, а второму т.Опанасенко". В 1930 году в Пскове открывается дошкольный педтехникум, который размещается в доме N 14 на Гоголевской. Там же некоторое время находился Детсад N 2 и квартиры преподавателей и служащих. В 1937 году здание капитально ремонтировалось, о чем имеется упоминание в Отчете педтехникума за 1937/1938 гг. После Великой Отечественной войны техникум продолжает свое существование по прежнему адресу. С 1958 года в здании расположен Дом учителя, в настоящее время ПОИПКРО (Псковский областной институт повышения квалификации работников образования).
Архитектурные особенности:Главным протяженным фасадом выходит на у л.Гоголя (бывшая Гоголевская), а северо-восточным на Октябрьский проспект (бывшую Сергиевскую) (угловой участок ныне не застроен). Здание каменное, оштукатуренное, 2-х этажное, с двухскатной крышей. В плане П-образное, с курдонером со стороны двора. На территории двора сохранился первоначальный сарай на 4 отделения со стенами из кирпича, деревянными воротами и двухскатной крышей, ранее крытой щепой (сохранилась под шифером). Главный фасад дома решен в стиле эклектики с использованием приемов и элементов декора безордерного классицизма. В основе его композиции лежит зрительное облегчение кверху, а также стремление к осевой симметрии с выделением двух фланкирующих ризалитов по краям. Однако симметрия нарушена смещением с центральной оси положения парадного входа, выделенного лишь лопатками на поле стены. Композиция стилизованного лепного декора построена на четком и взаимоувязанном сочетании горизонтальных и вертикальных членений. Крупные горизонтальные членения образованы лентой гранитного цоколя, междуэтажной карнизной тягой и венчающим тянутым карнизом (профиль его сохранился лишь фрагментарно на правом ризалите). Горизонтали поддержаны подоконными и подкарнизными тягами, а также сложнопрофильной рустовкой. Вертикальные членения подчеркивают лопатки, а также оконные проемы, поддерживающие четкий ритм вертикалей, важная роль объединения горизонталей и вертикалей в единое целое отведена оформлению оконных проемов. Во фланкирующих ризалитах применен прием строенного окна, способствующий укрупнению массы ризалитов. В первом этаже окна увенчаны сандриками на стилизованных кронштейнах, соответствующих осям оконных обрамлений. Для окон второго этажа роль венчаний выполняет фризовая композиция с фигурными кронштейнами, поддерживающими венчающий карниз и расположенными в осях оконных обрамлений. Кронштейны над лопатками играют роль своеобразных капителей. Интересным элементом в обрамлении окон второго этажа является контррельеф, диагонально пересекающий верхние углы окон. В простенках между окнами сохранились кованые ажурные флагодержатели. Парадный вход имеет двухскатный зонт на ажурных кованых кронштейнах с витым орнаментом, близким к стилю модерн. Стены дворового фасада, образующие курд онер со скошенными внутренними углами, имеют упрощенный декор. Общая композиция фасада оживлена активно выступающим ризалитом лестничной клетки. Ризалит украшен большим овальным окном. В композиции декора на фасадах использованы штукатурный двухступенчатый цоколь и сложные тяги венчающего и междуэтажного карнизов. Оконные проемы поддержаны профилированной подоконной тягой, а по верхнему краю тягой прямоугольного сечения с фасками. Окна оформлены рельефными лучковыми перемычками и "ширинками". Планировка этажей идентична, построена по коридорной системе. Помещения расположены по сторонам продольного коридора и в крыльях. Вертикальная связь этажей осуществляется по парадной лестнице расположенной со стороны двора и двум "черным" лестницам в крыльях. В интерьерах частично сохранились падуги плоских потолков со сложнопрофильными и орнаментальными тягами. Коридоры украшены коробовыми арками, в капитальных стенах над которыми в первом этаже помещены лепные композиции из венков и ветвей, перевязанных лентами. Наиболее парадно оформлены филенками и профилированными тягами стены парадной лестницы. Интерьер ее очень украшает большое овальное окно со сложной расстекловкой. Деревянная первоначальная лестница сохранила перила с тонкими чугунными стойками. В стенах коридоров сохранились фрагменты печей, облицованных белыми кафельными плитками. В северо-восточной части коридора сохранилась одна целая кафельная квадратная в плане печь. В части помещений сохранились первоначальные оконные и дверные заполнения и деревянные полы со следами печей. В тамбуре парадного входа сохранился фрагмент бетонного мозаичного пола с рисунком из диагональных пересекающихся полос темно-красного цвета с синими квадратами на пересечениях. В центре квадратов помещены восьмиконечные звезды-октаграммы с чередующимися синими и красными ромбами. Стены сложены из красного кирпича, оштукатурены, перекрытия плоские по деревянным балкам. В стенах сохранилась система вентканалов. Общие габариты в плане: 42.7 х 28.4 м.
Общие сведения:Один из наиболее совершенных образцов стиля эклектики губернского периода г.Пскова. Имеет хорошо сохранившуюся структуру здания общественного характера, построенного частным владельцем для сдачи внаем.


Состояние объекта: среднее
Персоны: Медем Николай Николаевичпостроил на собственные средства
Доступность: доступ затруднен
Реставрационные работы: реставрационные работы не проводились
Библиография: ГАПО, Ф.50, оп.1, д.120.ГАПО, ф.110, оп.1, д.567.ГАПО, ф.116, оп.1, д.75.ГАПО, ф. Р-358, оп.1, д.4, 8.Памятная книжка Псковской губернии., 1909, 1911, 1913 гг.

Дом Медема (доходный)

Дом Лавриновского

Дом Лавриновского
Дата постройки: 1908 г.
Адрес: Псков г./Детская ул, 2
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Дворец бракосочетания
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка:Построен владельцем Лавриновским в 1908 г. Дата строительства помещена на аттике парадного входа. Автор проекта неизвестен. Дом восстановлен в 1947 г. С 1946 г. использовался маслодельным заводом и автоинспекцией под конторы и жилье. С 1952 г. - как производственные помещения и жилье до начала 70-х годов, когда здание было передано ЗАГСу. В 1972 г. произведена реконструкция интерьеров. При реконструкции и приспособлении для Дворца бракосочетания изменены все лестницы, добавлена площадка перед парадным входом и навес над входом в полуподвал на северном фасаде, переделаны перегородки в интерьерах и часть дверных проемов, утрачен декоративный кованый балкончик окна 2-го этажа. Утрачены все хозяйственные постройки участка и его благоустройство. В настоящее время в здании располагается Дворец бракосочетания.
Архитектурные особенности:Участок расположен на углу ул.Детской и Набережной реки Великой. Его западной границей является воссозданный фрагмент стены Окольного города. Спуск ул.Детской к набережной создает рельеф, способствующий созданию интересного ракурса в восприятии дома, поставленного главным фасадом по "красной" линии улицы, Ажурные кованые решетки ограды и парапетов крыши усиливают впечатление легкости, изящества и, одновременно, монументальности постройки. Объемно-пространственная композиция решена на контрасте узкого двухэтажного объема и "широкого одноэтажного, поставленных в противовес падению рельефа и создающих дополнительный зрительный эффект перспективы. Главный фасад образован сочетанием вертикали двухэтажного объема и горизонтали одноэтажного, уравновешенных ризалитом парадного входа. Проемы фасада с циркульным завершением подчеркивают его парадность. Вертикаль выступающего в виде ризалита двухэтажного объема, увенчанного сложным аттиком, подчеркивают возносящиеся вверх спаренные лопатки. Между ними по центру расположены оконные проемы экзотических форм в виде подковы и замочной скважины. Ризалит парадного входа увенчан сложным аттиком, его углы закреплены широкими лопатками. Парадный вход выделен высоким арочным проемом. В декоре сочетаются стилизованные элементы ордерных Форм и растительные орнаментальные композиции модерна. Декор боковых и заднего фасада решен в общем ключе, главным образом, лопатками и наличниками окон с добавлением небольших вкраплений растительных композиций на фасадах, воспринимаемых с улицы. Объемная и планировочная композиция связаны общей идеей, отраженной з объеме дома и на его фасадах. Планировочная композиция в капитальных конструкциях стен сочетает узкий пролет двухэтажной части и перпендикулярные ему два пролета одноэтажной части, куда со стороны главного фасада вписан пролет объема парадного входа. На уровне полуподвала эта схема усилена поперечными стенами в каждом из пролетов. В первом и втором этаже поперечные стены, выполненные как перегородки, разобраны при реконструкции. Первоначально связь между помещениями была по анфиладному принципу. К настоящему времени композиция интерьеров и их декоративное оформление утрачены, за исключением вестибюля парадного входа, где сохранились 2. филенчатые лопатки с опирающейся на них лучковой арочкой, расположенные на границе верхней площадки лестницы, и на плафоне потолка летные тяги со слабо выраженным рельефом. Стены сложены из кирпича и оштукатурены. Габариты в плане - 21.8 х 17.0 м.
Общие сведения:Образец небольшого городского особняка начала XX века. Памятник стиля модерн (провинциальный) в архитектуре Пскова.


Состояние объекта: хорошее
Персоны: Лавриновскийзаказчик и владелец
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: ремонт
Библиография: Псков через века. Памятники Пскова сегодня. Сост. И.К. Лабутина., СПб., 1994, с.261.

Дом Лавриновского

Дом Каменской доходный

Дом Каменской доходный.

Адрес: Псков г./Верхне-Береговая ул, 4,(быв.Герцена, 11)

Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения

Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542

Историческая справка:Дом на участке построен в начале 60-х гг. XIX века. Дом деревянный, двухэтажный, с каменной восточной стеной, т.к. он почти вплотную примыкал к соседнему дому (Дому Шпагиных). По купчим мы можем назвать владельцев этого участка. В период с 1857 г по 1899 г. им владела псковская мещанка Пелагея Семенова. По-видимому, она и была заказчицей строительства этого дома. (1). В начале XX в. владельцы двора часто менялись: с февраля 1908 г. им владела Любовь Яковлевна Покровская, в марте 1911 г. - Павел Иванович Заволоцкий, который уже 14 марта 1911 г. продал дом Отто Карловичу Айскольну, тот в свою очередь 17 июня 1913 г. продал его Ольге Александровне Каменской. Именно как дом Каменской здание известно исследователям. (2). Документы страхования строений двора 1908-1917 гг. позволяют дать характеристику не только дому Каменской, но и остшгьньш постройкам двора. Дом деревянный, двухэтажный крытый железом, прочный, с одной продольной и двумя поперечными капитальными стенами. Бревенчатые стены дома снаружи обшиты досками и оштукатурены. С севера (со двора) к дому примыкает деревянная пристройка с черным входом, чуланами и отхожими местами. Парадный вход в дом на южном (уличном) фасаде с металлическим козырьком над входом. В доме 33 окна, 3 деревянных лестницы (парадная, черная и на чердак). Размеры дома: 18 саженей в длину, 5 в ширину и 3 в высоту. В доме 20 комнат, все они оклеены обоями помимо железных печей в комнатах упомянуты 4 голландских изразцовых (кафельных). (3). Известно, что в десятые годы XX в. Второй этаж сдавался под квартиры. (4). Помимо самого дома в северо-западной части двора находился деревянный одноэтажный жилой флигель, наружные стены которого также были обшиты досками и оштукатурены. Во флигеле одна квартира с 3 оклеенными обоями комнатами и голландской печью. В северной части двора - деревянная прачечная, а между ней и домом -деревянный сарай. Двор огорожен забором (деревянным) с деревянными воротами с запада от дома на Верхне-Береговую улицу. (3).
Архитектурные особенности:Расположен на Запсковье, восточнее церкви Богоявления. Главным юго-восточным фасадом выходит на линию застройки ул.Верхне-Береговой. Почти вплотную примыкает с юго-запада к дому Астафьева (Статиной). Дом двухэтажный- деревянный опггукатуренный, в плане -параллелепипед, с дворовой пристройкой. Крыша двухскатная, на пристройке односкатная. Композиция главного фасада симметрично-осевая. По центру расположен парадный вход, над которым раньше в уровне крыши был треугольной фронтон с окошком. Прямоугольные окна равномерно распределены по сторонам в уровне крыши от входа в первом и втором этажах, разделенных междуэтажной профилированной карнизной тягой. Парадный вход с двумя гранитными ступенями. Первоначальные- дверные полотна утрачены, но фрамуга с фигурной расстекловкой сохранилась. Дверной и оконные проемы обрамлены деревянными профилированными наличниками. Западный торцовый фасад на 4 оси с окнами и карнизной тягой аналогично главному фасаду. Имеет треугольный фронтон с фигурным чердачным окном. Фронтон зашит досками в "елку". Дворовый фасад лишен симметрии. В средней части примыкает дощатая пристройка, по сторонам которой справа по два окна на 1-ми 2-м этажах, а слева - три окна. В правой части имеется карнизная тяга, как на главном и торцовом фасадах. Окна имеют деревянные наличники. Северо-восточная стена - брандмауэр, каменная глухая. Планировка трехчастная. В центральной части двумя бревенчатыми стенами выделена парадная лестница на 2-й этаж. Под ней со стороны двора - коридор. Боковые части в продольном направлении разделены надвое бревенчатой несущей стеной. Комнаты выделены деревянными перегородками. На каждом этаже имеется по две квартиры с анфиладной планировкой и выходом через коридор на черную лестницу, расположенную в дворовой пристройке. В интерьерах сохранились заполнения дверных проемов; двери парадные двухстворчатые и одностворчатые в подсобных помещениях. Все двери филенчатые. Почти во всех помещениях сохранились потолочные тяги, а в некоторых и потолочные лепные профильные розетки. Фундаменты бутовые ленточные, стены бревенчатые оштукатуренные, побеленные, внутри оклеены обоями, перегородки дощатые. Стена - брандмауэр сложена из камня. Перекрытия по деревянным балкам, полы дощатые. Крыша по деревянным стропилам, первоначальная железная кровля не сохранилась. Габариты в плане: дом 17.7 х 11.0 м, пристройка - 4.9 х 4.1 м.
Общие сведения:Представляет интерес как объект средовой застройки улицы Верхне-Береговой, создающий архитектурный фон для памятника архитектуры конца XVIII века - дома Астафьева (Статиной). Является примером деревянного доходного дома второй половины XIX века.




Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: исследовательские, обмерные, инженерные и реставрационные работы


Дом Каменской доходный