Часовня земской больницы

Часовня земской больницы.
Дата постройки: 1891 г.
Адрес: Псков г./Малясова ул, 2.
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия регионального значения
Современное использование: Морг
Документ о принятии под охрану: Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 30.01.1998 г. № 542
Архитектурный стиль: кирпичный стиль
Историческая справка:Часовня построена в 1863 г. одновременно с женским корпусом. Первоначально была возведена деервянной на каменном фундаменте из старых временных помещений быни и прачечной по проекту архитекторского помощника А.А.Боде. В 1891 г. заменена на крипичную с помещениями секционой и покойницкой комнат. Автор проекта неизвестен. Ныне помещение часовни занято моргом. Известно, что при губернской земской больнице на Завеличье, и главном корпусе, имелась домовая церковь Скорбящей Божией Матери. В 1863 г. в юго-восточной части территории больницы была построена деревянная часовня на каменном фундаменте по проекту архитектора А. А. Боде. В 1891 году часовню перестроили из красного кирпича в стиле поздней эклектики. Название ее неизвестно, но можно предположить что она была во имя Воскресения Христова, так как в описи имущества часовни за 1920 год на первом месте значится большая храмовая икона Воскресения Христова в багетовой раме. Обычно храмовые иконы были главными и в описях писались на первом месте. 21 апреля 1922 года прихожане Скорбященской церкви при I Псковской губернской советской больнице на Завеличье подали прошение в Псковский гу-бисполком, чтобы церковь не закрывали. В частности в прошении говорится: "Просим не закрывать нашу церковь, существующую при больнице с 60-х годов прошлого столетия и отданную Псковским Уездгорисполкомом в наше распоряжение для удовлетворения наших религиозных потребностей - больных и служащих больницы, составляющих приход, согласно контракту, обоюдно подписанному в 1920 году. Полагаем, что декрет об упразднении домовых церквей не касается больничных храмов, так как: 1) служащие больницы (в количестве 150 человек) по свойству и условиям больничной жизни и работы не имеют возможности ходить в другие храмы города. 2) Больные, состоящие на излечении больницы, само собой разумеется не в состоянии посещать церковные службы в каком-либо храме за чертой больничной ограды. 3) В больничной церкви совершается крещение младенцев, так как при больнице имеется родильное отделение, носить же младенцев в другие приходские храмы весьма затруднительно и опасно для детей". 3 мая 1922 года Президиум губисполкома предложил губздрав-отделу немедленно закрыть церковь при 1 советской больнице и предложить ее совету немедленно сдать все церковные ценности в губфинотдел. Одновременно поручалось снять все иконы, имеющиеся в палатах. По описи имущества домовой Скорбященской церкви при I советской больнице за 1920 год значится и часовня с иконой Воскресения Христова. 8 мая 1922 года распоряжение губисполкома было выполнено - церковь закрыта. А здание часовни стали использовать под морг, только покойников там уже не отпевали. В годы Великой Отечественной войны часовня не пострадала. Прямоугольная в плане, она дошла до наших дней перестроенной изнутри, с двускатной кровлей. Главка часовни не сохранилась до нашего времени -ее, видимо, снесли еще до войны.
Архитектурные особенности:Расположена в южной части комплекса, являясь последним зданием в ряду больничных корпусов, приближена к хозяйственному въезду с ул. Малясова. Здание в плане прямоугольное. Состоит из двух разновеликих объемов -двухэтажного и одноэтажного, накрытых двухскатной железной крышей. Фасады решены в "кирпичном стиле" с использованием элементов древнерусского каменного зодчества и архитектуры классицизма. Декоративное оформление главного западного фасада решено симметрично. В центре - арочный проем входа в здание, оформлен рельефной композицией из лекального кирпича с килевидным завершением. Углы закреплены в уровне первого этажа филенчатыми пилястрами, а выше - маленькими сдвоенными пилястрами. Под карнизом фронтона проходит пояс с "ширинками", охватывающий здание по периметру. Композицию венчает фронтон, в центре которого расположен киот. Обрамление киота полуразрушено. Решение боковых фасадов повышенной части напоминает композицию главного фасада, но вместо входа - устроено большое арочное окно, по сторонам которого врезаны оконные проемы для освещения помещений второго этажа. Эти окна выглядят немасштабными и нарушают цельность композиции фасада. Пониженная часть здания в плане шире. Верх стены южного фасада венчает декоративный пояс, продолжающийся с фасада повышенной части. Два больших окна с лучковыми перемычками имеют орнаментальное обрамление из торцов кирпича. По низу окон проходит такой же поясок. Северная и восточная стены имеют совсем скромную орнаментальную отделку: поребрик на фронтоне и поясок из торцов кирпича. На северном фасаде находится дверь, ведущая в помещение покойницкой. Со стороны восточного фасада имеются поздние пристройки. В плане первого этажа три помещения. Основное, в которое ведет главный вход - для отпевания. Оно смежно с покойницкой и секционной. Из основного помещения лестница ведет в служебные помещения верхнего уровня. Стены выложены из красного кирича с расшивкой швов. Общие габариты в плане - 10 х 14 м. Сохранились первоначальные плоские перекрытия.
Общие сведения:Входит в комплекс зданий земской больницы как неотъемлемый элемент. Является одним из немногих сохранившихся в Пскове зданий - образцов "кирпичного стиля" конца XIX в. Единственный в Пскове пример больничной часовни.


Состояние объекта: среднее
Персоны: Боде Антон Антоновичавтор проекта
Доступность: доступ невозможен

Библиография: ГАПО, Ф.31, оп.2, д.7.РГИА, Ф.184, оп.2, д.1078.

Часовня земской больницы

Часовня Ольги Российской

Часовня Ольги Российской
Дата постройки: 2000 г.
Адрес: Псков г./Ольгинская наб, 4-а
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: выявленный объект культурного наследия
Современное использование: По назначению


Историческая справка:Часовня Святой Равноапостольной Ольги Российской построена по инициативе общества Святой Ольги Российской, организованного при Псковском музее-заповеднике в мае 1991 г., деятельность которого направлена на возрождение национальных русских святынь на родине Ольги. По инициативе Ольгинского общества набережной р.Великой возвращено имя св.Ольги в 1992 г. Одной из главный задач Общества являлось возрождение часовни св.Ольги во Пскове. История древнего Пскова с ее первых страниц связана с именем киевской княгини Ольги. В древнейшей русской летописи - "Повести временных лет" - и Ольга, и Псков впервые упоминаются одновременно: под 6411 годом от сотворения мира (903 г. от Рождества Христова) сообщалось, что возмужавшему князю Игорю Рюриковичу привели жену Ольгу от Плескова. В житие святой Ольги говорилось, что, став христианкой, великая княгиня побывала в родных краях и остановилась на левом берегу Великой. Три солнечных луча пробились сквозь облако и указали ей на высокий безлюдный, заросший лесом мыс противоположного берега. Ольга предсказала, что "на месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велик зело и славен будет". Это предсказание сбылось. Сама княгиня взялась за его осуществление: прислала людей, которые построили Плесков град и на ее средства возвели в нем первую христианскую церковь во имя Святой Троицы. Особо почитаемым считалось то место на левом берегу Великой напротив Кремля, где благоверная княгиня в память о чудном видении поставила дубовый крест. Позднее Ольгин крест перенесли в Троицкий собор. В сильный пожар 1609 г. он сгорел, но через 14 лет псковичи сделали подобный крест. Он и сейчас остается предметом поклонения верующих в Соборе. А на месте того дубового креста, на обрыве крутого завеличенского берега в древние времена поставили часовню святой Ольги Российской. Из под нее выбивался прозрачный ключ, называвшийся Ольгиным колодцем. Эта часовня за несколько веков не раз возобновлялась и перестраивалась, пережила немало войн. В 1960-е годы ее не стали восстанавливать и снесли. 24 июля 1991 г. в день памяти св.Ольги стараниями Ольгинского общества на этом месте установлен памятный знак "Ольгин крест". Идею Ольгинского общества о возрождении часовни поддержали общественность города Пскова, Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий, Администрация области. Министерство культуры РФ. В 1994 г. Ольгинское общество провело конкурс проектов часовни, с публикацией материалов в прессе. Победителем стал молодой псковский архитектор реставратор Алексей Андреевич Красильников. На основании широкого обсуждения общественностью и специалистами, возрожденная часовня должна быть памятником XX века. Место строительства перенесено в створ ул.Пароменской. В 1995 г. архитектором А.А.Красильниковым и конструктором Г.В.Певчиной подготовлена рабочая документация на строительство часовни. Строительство осуществлено в 1999-2000 гг. на средства федерального бюджета. Функцию заказчика осуществлял Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Псковской области. Строительные работы произведены ЗАО "Реставрационная мастерская". Торжественное освящение часовни состоялось 24 июля 2000 г.
Архитектурные особенности:Расположена на левом берегу реки Великой напротив Кремля. Размещена на искусственной площадке, встроенной в крутой берег Ольгинской набережной в створе ул.Пароменской. Основным принципом объемно-пространственной композиции этого небольшого сооружения является простота. В архитектурном образе отражены стилизованные черты раннехристианской архитектуры Древней Руси XI в. : позакомарное покрытие, шлемовидная глава. Кроме того, образ часовни перекликается с образом собора Иоанна предтечи (1230-е годы?), наиболее древнего из псковских храмов и находящегося неподалеку, также на левом берегу р.Великой. Объёмная композиция этого изящного сооружения происходит из плана, в основу которого положен равноконечный греческий крест. На фасадах рукава креста завершены закомарами, световой барабан увенчан шлемовидной главой с яблоком и крестом. Стены фасадов гладко оштукатурены и окрашены в слегка розоватый цвет. Цоколь облицован полированным гранитом серого цвета. Утонченную строгость фасадов подчеркивают удлиненные узкие окна и декоративное аркатурное венчание барабана. Ось западного фасада поддержана стройным арочным проемом входа и щелевидными окнами над входом и на барабане. Северный и южный фасады идентичны, на них в нижней части установлены "керамиды" с текстом: на южном - надпись с креста 1623 г. о чудном видении Ольги; на северном -информация о создателях памятника. Под нишами устроены сквозные отверстия - продухи для проветривания внутреннего помещения. На восточном фасаде, обращенном к Кремлю, в арочной нише, установлен бетонный горельеф, изображающий святую Равноапостольную Ольгу российскую (скульптор Черненко В.) Оконные заполнения выполнены по сохранившимся аналогам окончинам собора Иоанна предтечи, в виде деревянной доски "оконницы" с круглыми отверстиями, свойственным для раннехристианских храмов. В оконных проемах снаружи установлены металлические решетки. Дверной проем снаружи имеет двухстворчатую металлическую дверь, изнутри - двустворчатую решетчатую металлическую дверь. Смотровая площадка, на которой возвышается часовня, полукруглым объёмом выдается к реке. По периметру площадки устроено решетчатое ограждение. Стены площадки снаружи облицованы валуном с расширением книзу. Два лестничных спуска, с обских сторон смотровой площадки, ведут к "киворию" оформленному в виде ниши с металлическим козырьком. Внутреннее помещение часовни в плане представляет равноконечный крест. Рукава креста перекрыты цилиндрическими сводиками, барабан - куполом. Высота помещения до шелыг арок - 5.3 м, а до купола - 8.4 м. Слева от входа в полу часовни имеется люк для спуска по навесной металлической лестнице в помещение под часовней (высота 3 м), с резервуаром для воды источника. Отсюда имеется вход в пространство под смотровой площадкой. Эти помещения предусмотрены для осмотра и освящения воды, поступающей по трубе в "киворий". Стены и перекрытия часовни сложены из полнотелого кирпича на цементно-известковом растворе и оштукатурены цементно-известковой штукатуркой с последующей окраской силикатными атмосферостойкими красками. Цоколь облицован полированным гранитом. Конструкции видовой площадки - из сборных железобетонных изделий. Покрытие часовни и главы, а также деревянного креста и яблока - из листовой меди толщиной 0.8 мм. Покрытие главы выполнено из листов "в косую корзинку" по металлическим кружалам. Крест и яблоко вызолочены сусальным золотом. Двери, решетки, козырек "кивория", ограждение площадки - из стали, выполнены на сварке. Горельеф выполнен из белого портландцемента. Покрытие пола в часовне и отмостка выполнены из монолитного светло-коричневого "топ-бетона" имитирующего плиты известняка. Покрытие смотровой площадки - из тротуарной бетонной брусчатки, ступени площадки из гранита. Габариты в плане: часовня - 4.16 х 4.16 м; смотровая площадка с лестницами - 16.8 х 14 м.
Общие сведения:Часовня является памятником историческим деяниям великой русской княгини Святой Ольги Российской и памятным знаком в честь зарождения города Пскова. Имеет мемориальное и культовое значение как место проведения светских культурных мероприятий и религиозных праздников, водосвятия, поклонения верующих, посещения туристами и гостями города святого места. В грсадостроительном отношении формирует один из фрагментов архитектурной панорамы застройки набережной левого берега р.Великой напротив Кремля. Часовня - памятник архитектуры XX века, воплощающий в стилизованной форме черты раннехристианской архитектуры Древней Руси.


Состояние объекта: хорошее

Доступность: доступен для осмотра

Библиография: Александров А.А. Во времена княгини Ольги. Псков, 2001,, с.108-117Левин Н.Ф. В честь Святой Ольги Российской.\Крестьянская жизнь. 1993, 14 июля,, с.4Левин Н.Ф. Старый Псков и княгиня Ольга.\ Вестник Псковского городского совета народных депутатов. Вып.6-1993,, с.78-84Повесть временных лет. СПб., 1996,, с.16, 152Псковские летописи. М.,1955, с.73

Часовня Ольги Российской

Церковь Успения в Бутырках

Церковь Успения в Бутырках
Дата постройки: 1774-1777 гг.
Адрес: Псков г./Красноармейская ул, 47
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Бутырки или Бутырская слобода находится на Завеличье, при речке Мирожке. В старину здесь жили стрельцы, а потому она называлась еще Стрелецкою слободою. В смутное время Псковские стрельцы представляли самый беспокойный и опасный элемент Псковского населения. В 1611 г. во Пскове внезапно появился польский воевода Лисовский со своими шайками и, заняв слободу, делал отсюда набеги на Псковские пригороды. В старину, по праздникам, на Бутырках происходили кулачные бои. Церковь Успения Божией матери в Бутырках значится в сметной книге Пскова 1699г., но когда строена - не известно. О существующей церкви клировые ведомости отмечают: "…построение церкви началось в 1773 г., а освящение в 1777 г. 16 октября", что видно из Синодика, хранящегося в церкви. Построена она Себежскими и Донскими казаками на собственные средства. Другая ведомость отмечает: "… построена в 1774 г. каменная с такою же колокольнею, крепка по всем частям, вокруг оной каменная ограда, внутри коей построена деревянная сторожка на каменном фундаменте… престолов в ней два". В ведомости 1820 г. написано: "… каменная твердая с приделом во имя святителя и Чудотворца Николая… построена в лето от Рождества Христова 1774 г. однокомплектная приходская". … В 1874 г. над колокольнею надстроен шпиль в 5 сажен высоты и покрыт белым железом. В 1877 г. увеличена в длину и ширину придельная церковь и в ней возобновлен иконостас. В 1880 г. возобновлен и вызолочен иконостас в главной церкви. В 1891 г. в придельной церкви заново вызолочен иконостас. В 1897г., в главной церкви деревянные полы заменены мраморными. В настоящее время иконостаса нет.
Архитектурные особенности:Церковь Успения в Бутырках бесстолпный одноапсидный храм, расположенный на Завеличье на южной окраине города в районе современной малоэтажной застройки. Памятник стоит на старом кладбище. Основная композиция: четверик с пятигранной апсидой, с запада примыкает притвор, к последнему колокольня, с юга Никольский придел. Четверик перекрыт коробовым сводом с двумя лотковыми сводами у восточной и западных стен. В восточной стене три дверных арочных проема, ведущие в алтарь. Апсида пятигранная, с двумя оконными проемами и над ними распалубными сводами, между окнами ниша с наличниками. Апсида перекрыта полусферическим сводом. На южной и северной стенах четверика два яруса оконных проемов с арочными перемычками и профилированными наличниками. На южной стене в I и II ярусах по одному оконному проему, у западной стены дверной проем, ведущий в южный придел. Между оконным и дверным проемами глубокая ниша с аркой. На северной стене в I и II ярусах по два оконных проема, в первом между окон дверной проем заложенный в интерьере; с наружной же стороны сохранилась однопольная металлическая дверь. Над окнами второго яруса распалубные своды. Западная стена имеет один дверной и два /по бокам/ оконных проема. В стенах четверика, чуть выше пят сводов, имеются металлические стяжки. В световом барабане четыре оконных проема, у основания металлическая перемычка, на которой висело паникадило. В интерьере сохранились поздняя роспись в нише южной стены и по пятам сводов перекрытия четверика. Притвор перекрыт коробовым и лотковыми сводами у южной и северных стен. Над оконными и дверными проемами распалубки. В северной стене оконный проем, в западной дверной. В южной дверной и оконный проемы. Южный придел перекрыт коробовым сводом с распалубками над дверными и оконными проемами. Апсида пятигранная с двумя оконными проемами и между ними ниши. Колокольня трехъярусная, первый ярус прямоугольный, второй и третий восьмигранные в плане. В восточной стене лестничный всход с плоскими ступенчатыми перемычками. Верхний ярус перекрыт полусферическим сводом. Через него проходит стойка, которая опирается на поперечную балку. На восточной, юго-восточной и юго-западной гранях апсиды сделаны большие четырехугольные ниши с наличниками, в нишах имеются неправильной формы выемки, в которые, очевидно, были некогда вставлены скульптурные изображения, так, например, в одной нише выемки имеют форму распятия с предстоящими, в другой - человеческой фигуры, держащей в правой руке какой-то длинный и остроконечный предмет, вроде меча. Оконные и дверные проемы четверика, притвора и придела декорированы плоскими широкими наличниками. Вся церковь с притвором, приделом и колокольней сложены из известняковой плиты. Ее длина около 25 м, ширина 17. Вокруг церкви сохранилась каменная ограда с двумя вратами и сторожкой.
Общие сведения:В архитектурном наследии Пскова церковь Успения в Бутырках занимает особое место. Этот памятник, относящийся к стилю провинциального классицизма, сохранил в себе черты псковской архитектуры. Восьмигранная и восьмистолпная колокольня - псковский тип распространенных когда-то колоколен XVII-XVIII вв. Во Пскове нет аналогов этой церкви. В области лишь церковь во Владимирце Островского района близка по своим формам к Успенской церкви в Бутырках. Оконные наличники четверика и придела имеют аналог - наличники оконных проемов южного придела церкви Алексея человека Божьего в Пскове.


Состояние объекта: среднее
Персоны: Архитектор не известенпостроена в 1774 г. на средства Донских и Себежских казаков
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: реставрационные работы не проводились
Библиография: Василев И.И. Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей. Санкт-Петербург, 1898, т.X, с.277.ГАПО, Ф.39, оп.2,, д.479, л.8, 1790.ГАПО, Ф.39, оп.2,, д.1140, л.61, 1820.ГАПО, Ф.39, оп.2,, д.1230, л.244, 1900.Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., с.292.

Церковь Успения в Бутырках

Церковь Успения с Парома со звонницей

Церковь Успения с Парома, со звонницей
Дата постройки: 1521 г.
Адрес: Псков г./Рижский пр-кт, 3
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Первое упоминание в летописях о церкви имеется под 1444 г. " В лето 6952 поставиша две церкви, едину в Бродах Богоявление, а другую на Завеличье Оуспение святеи богородицы…". Под 1521 г. снова сообщается о церкви "Соуспения святыя Богородицы на Завеличье" и освящении ее 15 августа, причем впервые говорится о том, что церковь была "каменной". В документах XVI-XVII вв. церковь неоднократно упоминается: по некоторым сведениям, уже с XVI в. она была соборной церковью. Первое описание церкви относится к 1764 году, когда по указу святейшего синода производилась опись церквей и их вотчин. Она значится: "…соборной Успенской, стоящей за городом Псковом на Завеличье над Великой рекою, церковь каменная с двумя приделами каменными же, крыты тесом. Над церквами три главы обитые жестью, над соборною большая с медный позлащеным крестом, над придельными главы маленыкие, с деревянными крестами, обитыми жестью. Упоминается колокольня каменная, крытая тесом. с девятью колоколами. В это время в церкви было богатое внутреннее убранство, насыщенное произведениями станковой древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства. Тав в главной и придельных церквах ("собора Богородицы"в и "Рождества Богородицы") были деревянные резные позлащеные иконостасы с иконами в том числе и весьма древнего письма. (В то время в церкви было три престола). По штатам 1764 г. церковь стала приходской. В клировых ведомостях XIX в. церковь неоднократно упоминается, как каменная, твердая, с таковою же колокольней, но престолов в ней стало - 4: (по правую сторону первый придел во имя Рождества Богородицы, а второй новый во имя Нила Столбенского). Н.Ф.Окулич-Казарин, Ю.П.Спегальский отмечают: южные приделы с притвороами и папертью, северный придел с папертью были сооружены в XVII в. взамен древних приделов. Тогда же были переделаны боковые своды западного притвора. В конце XVII-XVIII в. многоскатная кровля была заменена на четырехскатную. Луковичная глава - на не существующую главу с перехватом. Кровля звонницы с мощным многообломным карнизом устроена взамен пощипцовой ( с двумя скатами над каждым пролетом). Крыльцо у проема западного притвора сооружено в XIX в. Во время Великой Отеечественной войны была сбита глава сильно повреждены кровли четверика и приделов с притворами. Реставрация памятника осуществлялась в 1949-1951 гг. Автор Э.П.Штольцер. По сохранившимся кружалам главы существовавшей с XVIII в. была восстановлена глава, отремонтированы кровли. Проект реставрации и консервации церкви, купола, смета на восстановление кровли купола находятся в ГАПО.
Архитектурные особенности:Церковь Успения с Парома - четырехстолпный, трехапсидный храм с основныыми конструкциями - повышенными подпружными арками. К четверику кубической формы с юга, запада и севера примыкают притворы и галереи паперти. С юга и севера придельные церкви. К юго-западу близ церкви поставлена прямоугольная в плане, пятипролетная (шестистолпная) звонница. Фасады четверика расчленены на 3 части четырьмя лопатками, соединяющимися между собой двух- и трехлопастными ползучими арочками. Барабан декорирован аркатурным карнизом и под ним декоративным традиционным геометрическим орнаментом, состоящим из прямоугольных впадинок-поребриков и между ними двумя рядами треугольных впадинок (бегунцом). Восемь оконных проемов барабана имеют фронтончатые сандрики. Карниз четверика, сооруженный в XIX в. деревянный многообломный. Полуцилиндры апсид декорированы геометрическими орнаментами теми же, что и барабан. Карнизы апсид поздние деревянные многообломные. Валиковые лопастные разводы центральной апсиды местами оббиты. Придельные церковки (с юга две и с севера одна) имеют декоративные барабаны с главами той же формы, что и глава четверика (главы с перехватами). На западном фасаде притвора, в западном и южном притворах каменные керамиды (надгробные плиты) XVII в. Основные размеры: Четверик: ширина 16 м., длина 20 м, высота 15 м, с главою и барабаном около 40 м. Общие размеры: ширина 36 м, длина 34 м. К юго-западу близ церкви стоит пятипролетная (шестистолпная) звонница. В плане прямоугольная своим восточным более вытянутым фасадом со столбами она стоит параллельно р.Великой. Звонница имеет два яруса. Первый состоит из двух помещений перекрытых коробовыми сводами, во втором ярусе перекрытие плоское. В восточной стене к звону идет лестничный всход с выходом на крышу. Габариты памятника - 15 х 12, высота примерно 15 м. Материал памятника - известковая плита. Церковь и звонница обмазаны и побелены.
Общие сведения:Церковь Успения с Парома со звонницей относится к периоду расцвета псковской школы зодчества. Несмотря на переделки притворов, галерей и придельных церковок, она не утратила своего художественного значения. Отдельно стоящая мощная звонница, - когда-то широко распространенный прием среди культовых построек, - до наших дней сохранились всегов двух церквах: Успения с Парома и Георгия великомученника в Сенно. Удачная постановка памятника на левом берегу реки Великой также, как и ансамбль Мирожского монастыря, церкви Климента папы Римского и собор Иоанна Предтечи, увязывала весь район Завеличья с центром города, создавая единую планировочную композицию.


Состояние объекта: среднее
Персоны: Штольцер Эльза Павловнареставрировал в 1949 - 1951 гг.
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: реставрация
Библиография: Болховитинов Е. История княжества Псковского. Киев, 1831, т.III. с.222.Василев И.И. Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей. Санкт-Петербург, 1898, т.X. с.278.ГАПО ф. 39, оп. 1, Ф.22, оп.1, д.1058, 1776, л.433.ГАПО ф. 39, оп. 1, Ф.27, оп.1, д.1058, л.4331.ГАПО ф. 39, оп. 1, Ф.1767, оп.2, д.85, л.9. Проект реставрации купола церкви 1949 г., д.86, л.18. Ремонт покрытия четверика 1953 г.ГАПО ф. 39, оп. 1, Ф.1767, оп.2, д.87, л.3.8.14. рабочие чертежи к проекту реставрации купола церкви 1950 г.ГАПО ф. 39, оп. 1, Ф.1767, оп.2, д.83, л.12. д.84,л.4. Проект реставрации и консервации церкви.ГАПО ф. 39, оп. 1, Фотоархив. № 13-71. Негатив 9х12 с фото Кампрада.ГАПО, Ф.39, оп.2,, д.1228, л.8-9.ГАПО, Ф.39, оп.2,, д.1135, л.55.Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., с.258-259.Покровский Н.В. Заметки о памятниках псковской церковной старины. М., изд-во журнала "Светильник", 1914 г.Псковские летописи. М.,1941, т.I, Копенгагенский список. с.292.Псковские летописи. М.,1955, т.II, Синодальный список. с.47,136,227,245.Расходная книга, Псковской завеличенской церкви Успения Богородицы 1531 г. (рукопись прихода и расхода за годы 7039.7155,7156,7163,7174,7191). Публикация И.Сахарова. Зав.отд.русск. и слав. археологии. С.-Пб., 1851 г., т.I, с.1-4 (отд. 3-е источн.русск.археологии).Спегальский Ю,П. Псков. М., "Искусство", 1963 г., с.259-262.Фотоархив ЛОИА, Альбом 722 16-21, 06.Фотоархив ЛОИА, Фонд Романова К.К. Альбом 0-34.20. Альбом 0595.7, Фонд Борщевского. Альбом Q728-1.ЦГАДА, Ф.280, оп.3, д.456.

Церковь Успения с Парома со звонницей

Церковь Успения с Полонища

Церковь Успения с Полонища
Дата постройки: 1810 г.
Адрес: Псков г./Георгиевская ул, 3
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь
Документ о принятии под охрану: Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327

Историческая справка:Новая церковь Успения Богородицы построена в 1810 году на месте старой церкви Успения Богородицы бывшего женского монастыря Успения Богородицы на Полонище, упоминавшегося в Псковских грамотах с 1417 г. Церковь упоминается в Псковской летописи под 1606 г. В 1764 г. монастырь был упразднен. К началу XIX века церковь обветшала и ее предполагалось упразднить и разобрать. 20 марта 1806 года псковская помещица полковница Анна Лукинична Шишкова (бабушка по матери декабриста Михаила Александровича Назимова) обратилась в Синод с просьбой разрешить ей каменную на Полонище церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с предельной каменной во имя Нерукотворенного Образа восстановить на собственные средства. К 1809 году строительные работы уже начались , причем церковь была не перестроена, а выстроена заново. На время строительства новой церкви все ее имущество было перенесено в церковь Воскресения с Полонища и церковь Иоакима и Анны. В 1810 г. церковь Успения была выстроена, а в 1811 году освящена. Храм построен каменным с двумя приделами: южным во имя Знамения Пресвятой Богородицы, северным - во имя Нерукотворного Образа. Сама церковь была холодной, приделы отапливались, внутри и снаружи стены оштукатурены, кровля железная. К югу от церкви построена каменная колокольня. В 1852 году в церкви проведен косметический ремонт интерьера с покраской стен "масляной и белильной краской". В 1854 году под руководством церковного старосты Развозова вычинена штукатурка на фасадах церкви. В 1862 г. к юго-востоку от церкви построена деревянная покрытая тесом сторожка. В 1864 г. тщанием церковного старосты купца Павла Леонова фасады церкви покрашены светло-голубой клеевой краской. Кроме того, вокруг церкви и колокольни сделан новый деревянный прозрачный забор. В 1867 г. иконостас четверика вычищен, а иконостас южного придела вызолочен "червоным золотом". В 70-е годы XIX в. владения церкви расширяются, продолжается ее строительная деятельность. В 1876 г. недалеко от церкви строится первый дом для причта - деревянный, одноэтажный, с гонтовой кровлей, фасады его обшиты досками и покрашены масляной краской. Кроме него, в эти годы возводятся хозяйственные постройки - бревенчатый покрытый толем хлев, дощатый покрытый тесом сарай и деревянный навес. В 1909 году в 5 саженях к востоку от церкви построен второй дом церковного причта, кирпичный с каменными сенями, одноэтажный, внутри оштукатурен, снаружи окрашен минеральной краской, под железной кровлей. Материалы страховой оценки церкви 1910 г. дают некоторые сведения об интерьерах и планировке храма в начале XX века: храм был плитяной одноглавый с деревянным тамбуром перед западным входом. Наружных дверных проемов было 5, оконных проемов в церкви - 10, в барабане - 11. В интерьере четверик сообщался с приделами полу стеклянными дверными проемами. Приделы отапливались печами и имели деревянные полы. Сам четверик был холодный с плитяными полами. Иконостас главной церкви имел длину 4 сажени 1 аршин, высоту - 2 сажени 1 аршин, иконостасы южного и северного приделов - длину 2 сажени, высоту 5 аршин. В 1936 году церковь закрыта. История ее использования до 1948 г. не известна. В 1948 г. здание приспособили для размещения в нем фондов Государственного архива Псковской области. В 1985 году здание передали Отделу культуры Псковского облисполкома. В АРМ-4 разработан проект приспособления его под Молодежный политический театр. В 1991 году церковь была передана общине. Из церковных построек до настоящего времени дошел лишь кирпичный дом причта /1909 г./, остальные, деревянные, утрачены.
Архитектурные особенности:Церковь Успения с Полонища находится в пределах стен Окольного города, на углу у л.Георгиевской и Калинина. Построена на возвышении. Угловое положение занимает храм во имя Успения Богородицы, южнее, по ул.Калинина расположена колокольня, восточное по ул. Георгиевской одноэтажный дом причта. Храм в плане прямоугольный со скругленными углами. Фасады оштукатурены и побелены. Объемно-планировочная композиция близка к симметрично-осевой. Главный вход с запада, запасные с северной и южной сторон отмечены на фасадах четырехколонными портиками дорического ордера с треугольными фронтонами. Алтарная стена на восточном фасаде - таким же по виду портиком, но с колоннами, приставленными к стене. Стены между портиками раскрепованы, участки, фланкирующие портики, оформлены полукруглыми нишами и крупной рустовкой. Южный западный и северный фасады имеют по два оконных проема по сторонам дверей, восточный фасад - три оконных проема. Оконные проемы есть на скругленных углах. Все они с коваными волнисто-ромбическими решетками, обрамлены рамочным наличником простого профиля. Горизонтальные членения фасада по периметру отмечены лепными тягами. Стены венчает многоступенчатый карниз простого профиля. Центральная композиционная ось отмечена широким световым барабаном, на котором равномерно расположено 12 световых проемов с ажурной расстекловкой, по очертанию близких к овалу, заключенных в прямоугольную рамку. Простенки между ними декорированы каннелированными пилястрами с ионическими капителями. Барабан завершен карнизом простого профиля с дентикулами. Увенчан куполом, на котором установлен небольшой глухой барабанчик с куполом, обшитый жестью, несущий яблоко и крест. План построен по законам центральной и осевой симметрии. В центре четыре пилона с подпружными арками, несущими световой барабан. Алтарная часть выделена стенами в габаритах пилонов. Перекрытие приделов и притвора плоское, алтарь перекрыт ложным сводом, опирающимся на стены, отделяющие его от приделов. Убранство интерьеров утрачено. На пилонах сохранилось пять керамид 1578, 1635, 1673, 1679, 1695 гг. На барабане роспись XIX века. Полы в церкви деревянные. Стены выложены из кирпича. Размеры в плане - 27 х 25.5 м.
Общие сведения:Имеет большое значение для истории архитектуры Пскова, т.к. является единственным в городе памятником начала XIX века в стиле зрелого классицизма с отдельными чертами раннего классицизма. Представляет историческую ценность будучи построенным на средства родственников декабриста М.А.Назимова.

Материалы: страховой оценки церкви 1910 г. дают некоторые сведения об интерьерах и планировке храма в начале XX века: храм был плитяной одноглавый с деревянным тамбуром перед западным входом. Наружных дверных проемов было 5, оконных проемов в церкви - 10, в барабане - 11. В интерьере четверик сообщался с приделами полу стеклянными дверными проемами. Приделы отапливались печами и имели деревянные полы. Сам четверик был холодный с плитяными полами. Иконостас главной церкви имел длину 4 сажени 1 аршин, высоту - 2 сажени 1 аршин, иконостасы южного и северного приделов - длину 2 сажени, высоту 5 аршин. В 1936 году церковь закрыта. История ее использования до 1948 г. не известна. В 1948 г. здание приспособили для размещения в нем фондов Государственного архива Псковской области. В 1985 году здание передали Отделу культуры Псковского облисполкома. В АРМ-4 разработан проект приспособления его под Молодежный политический театр. В 1991 году церковь была передана общине. Из церковных построек до настоящего времени дошел лишь кирпичный дом причта /1909 г./, остальные, деревянные, утрачены.
Состояние объекта: хорошее
Персоны: Шишкова Анна Лукиничнапостроила на собственные средства в 1809-1810 гг.
Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: проект реставрацииреставрация
Библиография: Василев И.И. Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей. Санкт-Петербург, 1898Васильев А. и Я.Н. Янсон. Древний Псков. Л., 1929, с.110.ГАПО, Ф.324, оп.1, д.424, л.17.ГАПО ф. 39, оп. 1, д.1047, л.17.ГАПО ф. 39, оп. 1, д.1193, л.43.ГАПО ф. 39, оп. 1, д.1178, л.90.ГАПО ф. 39, оп. 1, д.1048, л.29, д.1154, л.63.Лабутина И.К. Историческая топография Пскова XIV-XVвв, М.,1985, с.165.Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.Псковские летописи. М.,1955, т.2, с.271, 2 архивский список.ЦГИА, ф.796, оп.87, д.181, л.1 об.ЦГИА, ф.799, оп.33, д.1577, л.61.

Церковь Успения с Полонища