Погост Пошивкино - церковь Одигитрии
Погост "Пошивкино" - церковь Одигитрии.
Дата постройки: кон. XVIII - нач. XIX вв.
Адрес: Куньинский район
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Музейные экспозиции
Документ о принятии под охрану: Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176
Историческая справка:Погост Пошивкино "хранитель важнейших актов жизни рода Мусоргских" расположен на старинной дороге из Наумова в Карево. Здесь на территории погоста в XVIII веке была построена деревянная церковь, которую в начале XIX века заменила каменная. Под тем же именем - церковь Одигитрии. В ее стенах венчались родители композитора: потомственный дворянин, отсавной коллежский секретарь Петр Алексеевич Мусоргский - владелец Карева и Юлия Ивановна Чирикова - дочь владельца Наумова. Здесь же фиксировались акты рождения и смерти родных и близких Мусоргских и Чириковых и здесь же под 1809 годом марта месяца значится рождение самого композитора Модеста Петровича Мусоргского. На этой земле он провел свои десять лет и на всю жизнь остался под глубочайшим впечатлением той народной жизни, тех сцен и типов, которые окружали его молодость". Доносившиеся с колокольни Пошивкинской церкви звоны волновали и потрясали детство будущуего композитора. А теперь волнуют нас в "Борисе Годунова". Построенная в кирпиче церковь Одигитрии существовала до 1949 г. А в 1949-50 гг. сельхозтехникумом была разобрана "на кирпич". Почти не сохранились и фундаменты церкви из булыжника. Они были вынуты из-под земли и использованы на вымостки территории техникума и под печки. В составе музея фундаменты Одигитриевской церкви включены в музейный показ. Судя по единственной известной репродукции с фотографии церкви проф.Каратыгина 1910 г. опубликованной им в музыкальном совремннике за 1917 г. церковь представляла собою объем, вытянутый по оси запад-восток, который включал в себя - паперть, колокольню, притвор, четверик и алтарь. территория калдбища - вместе с церковью, что видно и на вышеупомянутой фотографии была обнесена каменной оградой, высота которой со слов очевидцев составляла 1.5 м. Одигитриевская церковь сыграла в жизни М.П.Мусоргского значительную роль. Здесь по обычаю своих предков и соседей, он был крещен 13 марта 1809 года, о чем сохранилась запись в метрической книге церкви. С этой церковью связана кончина его отца и матери - здесь их отпевали и погребли на погосте, в фамильном склепе близ церкви. С церковью села Пошивкино связана и жизнь близких родственников композитора - его деда, Ивана Ивановича Чирикова, теток, двоюродных братьев. Хотя сам Мусоргский нигде не упоминает своего деревенского родства, однако документы того времени говорят об актвиной семейной жизни большого клана Чириковых. Помещение церкви имело в жизни поместных дворян большое значение. Люди преимущественно религиозные, они именем и образом церкви воспитывали детей. Жизнь М.П.Мусоргского сложилась так, что после кончины матери он не приезжал более в родные места.
Архитектурные особенности:Церковь была поставлена в юго-восточной части села Пошивкино в небольшой низине, на погосте. Судя по сохранившимя фундаментам, раскопанным их зафиксированным в 1981 году это была кирпичная, на валунном фундамнте постройка, в плане вытянутая по продольной оси в направлении запад-восток, с прямоугольным четвериком (углы скруглены), обширным алтарем, трапезной и папертью. Основные архитектурные формы церкви принадлежат к типу "восьмерик на четверике", распространненому в период классицизма в архитектуре. Это подтверждает и наличие ярусной (вероятнее всего 3-х ярусной) колокольни над притвором, и небольшой граненый фонарик на куполе. Причем в целом архитектурный облик церкви можно соотнести с местной Торопецкой архитектурногй традицией, что естественно для данной местности, бывшей в XIX веке Торопецким уездом. Город Торопец с его архитектурной был своеобразным критерием для уездных помещиков - основным заказчиком культовых сооружений. Церковь Одигитрии можно датировать концом XVIII началом XIX века.
Состояние объекта: руинированное
Персоны: Мусоргский П.И.венчался с Ю.И. Чириковой
Доступность: доступ невозможен
Реставрационные работы: инструментальная съемка и фотофиксация
Библиография: Каратыгин В. Мусоргский. СПб., 1916. Любимов С.В. Мусоргские. Опты поколенной росписи. Сборник псковской губернской ученой Архивной комиссии. Псков, 1914. Мусоргский М.П. Литературное наследие. Составители А.А.Орлова и М.С.Пекеляс. М., 1971-72. Мусоргский М.П. Письма и документы.... М., 1939. Мусорогский М.П. Избранные письма. М., 1953. Орлова А.А. Труды и дни Мусоргского. Летопись жизни и творчества. М., 1962 . Стасов В.В. М.П.Мусоргский. Биоргафический очерк. Вестник Европы. 1881. №5-6. Хубов В. Мусоргский. М., 1974.
Дата постройки: кон. XVIII - нач. XIX вв.
Адрес: Куньинский район
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Музейные экспозиции
Документ о принятии под охрану: Указ Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176
Историческая справка:Погост Пошивкино "хранитель важнейших актов жизни рода Мусоргских" расположен на старинной дороге из Наумова в Карево. Здесь на территории погоста в XVIII веке была построена деревянная церковь, которую в начале XIX века заменила каменная. Под тем же именем - церковь Одигитрии. В ее стенах венчались родители композитора: потомственный дворянин, отсавной коллежский секретарь Петр Алексеевич Мусоргский - владелец Карева и Юлия Ивановна Чирикова - дочь владельца Наумова. Здесь же фиксировались акты рождения и смерти родных и близких Мусоргских и Чириковых и здесь же под 1809 годом марта месяца значится рождение самого композитора Модеста Петровича Мусоргского. На этой земле он провел свои десять лет и на всю жизнь остался под глубочайшим впечатлением той народной жизни, тех сцен и типов, которые окружали его молодость". Доносившиеся с колокольни Пошивкинской церкви звоны волновали и потрясали детство будущуего композитора. А теперь волнуют нас в "Борисе Годунова". Построенная в кирпиче церковь Одигитрии существовала до 1949 г. А в 1949-50 гг. сельхозтехникумом была разобрана "на кирпич". Почти не сохранились и фундаменты церкви из булыжника. Они были вынуты из-под земли и использованы на вымостки территории техникума и под печки. В составе музея фундаменты Одигитриевской церкви включены в музейный показ. Судя по единственной известной репродукции с фотографии церкви проф.Каратыгина 1910 г. опубликованной им в музыкальном совремннике за 1917 г. церковь представляла собою объем, вытянутый по оси запад-восток, который включал в себя - паперть, колокольню, притвор, четверик и алтарь. территория калдбища - вместе с церковью, что видно и на вышеупомянутой фотографии была обнесена каменной оградой, высота которой со слов очевидцев составляла 1.5 м. Одигитриевская церковь сыграла в жизни М.П.Мусоргского значительную роль. Здесь по обычаю своих предков и соседей, он был крещен 13 марта 1809 года, о чем сохранилась запись в метрической книге церкви. С этой церковью связана кончина его отца и матери - здесь их отпевали и погребли на погосте, в фамильном склепе близ церкви. С церковью села Пошивкино связана и жизнь близких родственников композитора - его деда, Ивана Ивановича Чирикова, теток, двоюродных братьев. Хотя сам Мусоргский нигде не упоминает своего деревенского родства, однако документы того времени говорят об актвиной семейной жизни большого клана Чириковых. Помещение церкви имело в жизни поместных дворян большое значение. Люди преимущественно религиозные, они именем и образом церкви воспитывали детей. Жизнь М.П.Мусоргского сложилась так, что после кончины матери он не приезжал более в родные места.
Архитектурные особенности:Церковь была поставлена в юго-восточной части села Пошивкино в небольшой низине, на погосте. Судя по сохранившимя фундаментам, раскопанным их зафиксированным в 1981 году это была кирпичная, на валунном фундамнте постройка, в плане вытянутая по продольной оси в направлении запад-восток, с прямоугольным четвериком (углы скруглены), обширным алтарем, трапезной и папертью. Основные архитектурные формы церкви принадлежат к типу "восьмерик на четверике", распространненому в период классицизма в архитектуре. Это подтверждает и наличие ярусной (вероятнее всего 3-х ярусной) колокольни над притвором, и небольшой граненый фонарик на куполе. Причем в целом архитектурный облик церкви можно соотнести с местной Торопецкой архитектурногй традицией, что естественно для данной местности, бывшей в XIX веке Торопецким уездом. Город Торопец с его архитектурной был своеобразным критерием для уездных помещиков - основным заказчиком культовых сооружений. Церковь Одигитрии можно датировать концом XVIII началом XIX века.
Состояние объекта: руинированное
Персоны:
Доступность: доступ невозможен
Реставрационные работы: инструментальная съемка и фотофиксация
Библиография: Каратыгин В. Мусоргский. СПб., 1916.