Церковь Державной Божьей Матери (быв Дмитрия Солунского)

Церковь Державной Божьей Матери (быв. Дмитрия Солунского)
Дата постройки: XVI в., XX в.
Адрес: Гдовский район/Гдов г
Типология: Памятники архитектуры
Категория охраны: объект культурного наследия федерального значения
Современное использование: Действующая церковь


Историческая справка:В г.Гдове Псковской области сохранились руины древнего Кремля. В его центре до Великой Отечественной войны находились : церкви Дмитрия, Успения и храм-колокольня - все ХV-ХVII вв. Все эти сооружения в 1944 г. при отступлении фашистов из Гдова были взорваны. Тем самым город лишился своих основных градообразующих построек, лишился своего архитектурного лица. В архиве ЛОИА АН СССР сохранился материал, позволяющий достоверно реконструировать наиболее крупное культовое сооружение Кремля - церковь Дмитрия. Около 1906 г. она была детально обмерена П.П.Покрышкиным. Исследование Покрышкина и часть его обмеров были опубликованы. Материалы, не вошедшие в публикацию, сохранились в архиве ЛОИА. Письменная история города Гдова начинается в ХV веке со строительства крепости. До возникновения крепости здесь было поселение, основанное псковичами. Коренное население края, чудские племена, приняло от Пскова православие. Постоянная опасность от Ливонских рыцарей заставляла псковичей строить крепости на своей западной границе. В число этих крепостей входил и Гдов. Начало строительства крепости относится к 1424 г. Более надежную дату содержит Псковская летопись. В ней сообщается : "того же лета, на весну, псковичи наяша мастеров 300 муж и заложиша город новый на реце на Гдове, половину стены камену, а иную половину древяну, при князе Димитрии Александровичи и при посаднике Якиме Княжичеве , и единого лета учиниша каменую и древяную стену". Из данного сообщения совершенно ясно, что постройка была авральной и организована была государством, то есть властями Псковской земли ввиду несомненно чрезвычайных военных обстоятельств. В центре крепости, под защитой ее стен, вероятно одновременно или вскоре после закладки укрепления строится церковь Успения. Около 1540 г. в крепости строится каменный Дмитриевский собор. Эта дата фигурировала на иконе Св. Троицы. На ней имелась запись о том, что икона в 1540 г. перенесена в собор. Приведенная дата, по-видимому, условна и может быть откорректирована храмозданной изразцовой надписью на барабане церкви. В этой надписи предположительно (она сохранилась не полностью) названо имя князя Василия Ивановича. Если последнее верно, то церковь Дмитрия построена до 1533 г. (т.е. года смерти московского великого князя). Для колокольни Дмитриевского собора в 1551 и 1561 г.г. были отлиты колокола. Их дата важна для определения времени создания колокольни и имеет определенное значение и для заключений о верхней дате постройки. Позже 1551 или 1561 г.г. он не мог быть сооружен. Отливка колоколов часто совпадала с временем строительства предназначенной для них и церкви и ее колокольни. Исходя из всего сказанного 1530 г. г. - наиболее вероятное время сооружения церкви Дмитрия. Вл.В.Седов, основываясь на раскрытых восточных углах в храмах с хорами, как датирующем элементе, и на прочтении керамической надписи на барабане, датирует Дмитриевский собор 1521-1533 годами. Несколько позже строилась и отдельно стоящая колокольня. По сохранившимся графическим материалам можно проследить историю строительства Дмитриевского собора следующим образом. На плане-реконструкции "Гдов по писцовым книгам ХVI века" ( план-схему Гдовской крепости составил Т.В.Алексеев) Дмитриевский собор, стоящий в центре крепости на площади, не имеет никаких приделов. На чертеже "План крепости псковского наместничества города Гдова" до 1781 г. у южной стены показан придел. На плане собора 1854 г. показан южный придел и намечено место новых приделов, увеличивающих храм в западную сторону. На чертеже "План крепостной стены в г.Гдове" церковь Св. Дмитрия показана с пристройкой с западной стороны, шире основного собора, с крыльцом-папертью. Общая площадь прицела больше, чем собора. План датирован 1871 годом. Таким же изображен собор и на чертеже "План крепостной стены в г.Гдове (основанная в 1471 г., снятая с натуры в 1875 г.) Вначале собор имел два престола : главный Дмитрия и придельный во имя Спаса Нерукотворенного. В 1854 г. собор был перестроен в связи с устройством придела Св. Митрофана Воронежского. Внешний вид собора изменился, так как была - сделана одна общая пристройка и в ней поставлены справа придел Спаса, а слева придел Митрофана. Перестройка велась по плану архитектора Моргана. Собор стал продолговатым, вместимостью на 1000 человек. Главный купол остался над старым храмом, а над приделом, в центре, появился второй купол. Все алтари имели полукружия-апсиды. Внутри собор делился на две равные части: древний собор холодный, приделы теплые. Придельные алтари соединялись аркой, ведущей в собор. главный иконостас резной, возобновлен в 1859 г. Антиминс освещен в 1846 г. епископом Нафанаилом. В алтаре была старинная икона "Знамения Божьей Матери". Среди достопримечательностей собора, а также его колокольни, упоминаются три колокола с надписями. На первом значится: "Божиею милость...литы бы сия колокола в лето 1561 г. месяца декабря...при державе царства благоверного и христолюбивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Русии. Амин. Анфима, Тарасия, Елисея, Феодосия, Кирила, Микулы, Феодора, инока Еуфимия". На втором :"Божия милостью и помощью святыя живоначальная Троица лета 1551, месяца сентыбря в 8 день... слит бысть колокол сей при державе царства благоверного и христолюбивого царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси. А лил Прокофей Григорьев сын". На третьем колоколе надпись, возможно, сходная с надписью второго колокола. Она зафиксирована лишь частично. Среди икон собора в литературе особо отмечены иконы Предтечи 1838 г.,, Св.Троицы в приделе Спаса, Дмитрия Мироточивого, Николая Чудотворца. Далее упомянуты три плащеницы, семь евангелий, церковные сосуды 1730,1748, 1808 г. С 1886 г. при гдовском соборе существовало церковно-приходское попечительство. П.П.Покрышкин, имевший возможность обследовать храм в 1906 г. отмечает, что он производит особо живописное впечатление благодаря зелени колоссальных берез и лип, среди которых он стоит. Барабан собора покрыт плоским куполом, над которым поднимается на тонкой шее небольшая главка луковичной формы. Карниз барабана был украшен зелеными изразцами с надписью и арочками, стекла отливали перламутровым блеском. Внутри собор производил впечатление "несокрушимой солидности", благодаря толстым стенам и столбам. Эти же толстые столбы создавали в храме массу уютных укромных уголков для молитв. Внутренне пространство затесняет многоярусный иконостас. Весь собор сложен из псковской плиты. На откосах купольных окон сохранялась древняя штукатурка с примесью пеньки, но живописи на ней не было заметно. П.П.Покрышкин при своем обследовании собора обращал внимание только на те части и элементы, которые с его точки зрения относились к первоначальному зданию, рассматривая его как "обычный тип псковской церкви XV-XVI веков". Согласно исследованиям П.П.Покрышкина собор Дмитрия - это кубический одноглавый храм на четырех скругленных снизу столбах, поддерживающих 6-ти оконный барабан с куполом. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Верх здания имел двухступенчатые подпружные арки, барабан щелеобразные окна. Фасады декорированы плоскими лопатками с трех и двухлопастными арками. Это явное свидетельство того, что первоначально собор был перекрыт на восемь скатов, В конструкции верхних частей храма употреблены голосники, облегчающие конструкцию и улучшающие акустику. Украшение барабана и апсид арочками и поясом тройных впадин, валиковые разводы на средней апсиде, паперть с запада, устроенная на низких круглых столбах и перекрытая коробовым сводом и крышей на два ската, фрончатые сандрики над окнами барабана - это все наиболее характерные черты псковских храмов XV-XVI веков. На обмерных чертежах П.П.Покрышкина, хранящихся в архиве Института археологии АН СССР, зафиксирован только сам собор, без приделов, то есть учтены только те размеры, которые характеризовали основной первоначальный объем здания. П.П.Покрышкин внимательно изучил собор, отмечая каждую деталь, подтверждающую его идею. Так, под крышей нового придельного храма сохранилась верхушка каменного лицевого фронтона западного фасада и образ Нерукотворного Спаса. Это позволило представить западный портальный фронтон. На том же чердаке найдено продолжение изгиба декоративной пятилопастной арки. Не найден был вход на хоры, на которые в период обследования попадали с чердака придела по приставной лестнице. Главу собора Покрышкин реконструировал применительно к формам, возможным в ХVI веке. Иконостас датируется 1737 годом. Вероятно, это тот иконостас, который был возобновлен в 1859 году. При реконструкции собора Покрышкин предлагал сделать низенький иконостас, чтобы был виден алтарный свод. Обследования и обмер Покрышкина дают исчерпывающий материал для реставрации собора на ХVI век, так как имеются натурные фотографии и обмер со всеми размерами и деталями. Сравнивая собор Дмитрия Солунского с другими памятниками архитектуры Пскова ХV-ХVI веков можно сказать, что это достаточно типичный пример распространенного в то время типа церкви. Наиболее близка ему церковь Михаила Архангела в с. Кобылье городище, датированная 1462 годом. В 1944 году собор был разрушен фашистами. В 1990-1991 году восстановлен в прежних формах по проекту архитектора И.А.Хаустовой. Освящен 8 ноября 1994 г.
Архитектурные особенности:Собор расположен в юго-восточной части Гдовского Кремля. После восстановления он носит имя Державной Божьей Матери. Это кубический одноглавый храм на четырех скругленных снизу столбах, поддерживающих 6-ти оконный барабан с куполом. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Верх здания имеет двухступенчатые подпружные арки, барабан - щелеобразные окна. Фасады декорированы плоскими лопатками с трех и двухлопастными арками. В конструкции верхних частей храма употреблены голосники, облегчающие конструкцию и улучшающие акустику. Украшение барабана и апсид арочками и поясом тройных впадин, валиковые разводы на средней апсиде, паперть с запада, устроенная на низких круглых столбах и перекрытая коробовым сводом и крышей на два ската, фрончатые сандрики над окнами барабана - это все наиболее характерные черты псковских храмов XV-XVI веков. Он имеет звонницу и два придела Святого Дмитрия Солунского и священномученика Вениамина, митрополита Петроградского.
Общие сведения:Гдовский собор по своим формам и плану напоминает постройки Пскова XV века. Это доказывает, что еще в первой половине XVI века в Псковской земле продолжали строить в традиционных формах.

Материалы: , не вошедшие в публикацию, сохранились в архиве ЛОИА. Письменная история города Гдова начинается в ХV веке со строительства крепости. До возникновения крепости здесь было поселение, основанное псковичами. Коренное население края, чудские племена, приняло от Пскова православие. Постоянная опасность от Ливонских рыцарей заставляла псковичей строить крепости на своей западной границе. В число этих крепостей входил и Гдов. Начало строительства крепости относится к 1424 г. Более надежную дату содержит Псковская летопись. В ней сообщается : "того же лета, на весну, псковичи наяша мастеров 300 муж и заложиша город новый на реце на Гдове, половину стены камену, а иную половину древяну, при князе Димитрии Александровичи и при посаднике Якиме Княжичеве , и единого лета учиниша каменую и древяную стену". Из данного сообщения совершенно ясно, что постройка была авральной и организована была государством, то есть властями Псковской земли ввиду несомненно чрезвычайных военных обстоятельств. В центре крепости, под защитой ее стен, вероятно одновременно или вскоре после закладки укрепления строится церковь Успения. Около 1540 г. в крепости строится каменный Дмитриевский собор. Эта дата фигурировала на иконе Св. Троицы. На ней имелась запись о том, что икона в 1540 г. перенесена в собор. Приведенная дата, по-видимому, условна и может быть откорректирована храмозданной изразцовой надписью на барабане церкви. В этой надписи предположительно (она сохранилась не полностью) названо имя князя Василия Ивановича. Если последнее верно, то церковь Дмитрия построена до 1533 г. (т.е. года смерти московского великого князя). Для колокольни Дмитриевского собора в 1551 и 1561 г.г. были отлиты колокола. Их дата важна для определения времени создания колокольни и имеет определенное значение и для заключений о верхней дате постройки. Позже 1551 или 1561 г.г. он не мог быть сооружен. Отливка колоколов часто совпадала с временем строительства предназначенной для них и церкви и ее колокольни. Исходя из всего сказанного 1530 г. г. - наиболее вероятное время сооружения церкви Дмитрия. Вл.В.Седов, основываясь на раскрытых восточных углах в храмах с хорами, как датирующем элементе, и на прочтении керамической надписи на барабане, датирует Дмитриевский собор 1521-1533 годами. Несколько позже строилась и отдельно стоящая колокольня. По сохранившимся графическим материалам можно проследить историю строительства Дмитриевского собора следующим образом. На плане-реконструкции "Гдов по писцовым книгам ХVI века" ( план-схему Гдовской крепости составил Т.В.Алексеев) Дмитриевский собор, стоящий в центре крепости на площади, не имеет никаких приделов. На чертеже "План крепости псковского наместничества города Гдова" до 1781 г. у южной стены показан придел. На плане собора 1854 г. показан южный придел и намечено место новых приделов, увеличивающих храм в западную сторону. На чертеже "План крепостной стены в г.Гдове" церковь Св. Дмитрия показана с пристройкой с западной стороны, шире основного собора, с крыльцом-папертью. Общая площадь прицела больше, чем собора. План датирован 1871 годом. Таким же изображен собор и на чертеже "План крепостной стены в г.Гдове (основанная в 1471 г., снятая с натуры в 1875 г.) Вначале собор имел два престола : главный Дмитрия и придельный во имя Спаса Нерукотворенного. В 1854 г. собор был перестроен в связи с устройством придела Св. Митрофана Воронежского. Внешний вид собора изменился, так как была - сделана одна общая пристройка и в ней поставлены справа придел Спаса, а слева придел Митрофана. Перестройка велась по плану архитектора Моргана. Собор стал продолговатым, вместимостью на 1000 человек. Главный купол остался над старым храмом, а над приделом, в центре, появился второй купол. Все алтари имели полукружия-апсиды. Внутри собор делился на две равные части: древний собор холодный, приделы теплые. Придельные алтари соединялись аркой, ведущей в собор. главный иконостас резной, возобновлен в 1859 г. Антиминс освещен в 1846 г. епископом Нафанаилом. В алтаре была старинная икона "Знамения Божьей Матери". Среди достопримечательностей собора, а также его колокольни, упоминаются три колокола с надписями. На первом значится: "Божиею милость...литы бы сия колокола в лето 1561 г. месяца декабря...при державе царства благоверного и христолюбивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Русии. Амин. Анфима, Тарасия, Елисея, Феодосия, Кирила, Микулы, Феодора, инока Еуфимия". На втором :"Божия милостью и помощью святыя живоначальная Троица лета 1551, месяца сентыбря в 8 день... слит бысть колокол сей при державе царства благоверного и христолюбивого царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси. А лил Прокофей Григорьев сын". На третьем колоколе надпись, возможно, сходная с надписью второго колокола. Она зафиксирована лишь частично. Среди икон собора в литературе особо отмечены иконы Предтечи 1838 г.,, Св.Троицы в приделе Спаса, Дмитрия Мироточивого, Николая Чудотворца. Далее упомянуты три плащеницы, семь евангелий, церковные сосуды 1730,1748, 1808 г. С 1886 г. при гдовском соборе существовало церковно-приходское попечительство. П.П.Покрышкин, имевший возможность обследовать храм в 1906 г. отмечает, что он производит особо живописное впечатление благодаря зелени колоссальных берез и лип, среди которых он стоит. Барабан собора покрыт плоским куполом, над которым поднимается на тонкой шее небольшая главка луковичной формы. Карниз барабана был украшен зелеными изразцами с надписью и арочками, стекла отливали перламутровым блеском. Внутри собор производил впечатление "несокрушимой солидности", благодаря толстым стенам и столбам. Эти же толстые столбы создавали в храме массу уютных укромных уголков для молитв. Внутренне пространство затесняет многоярусный иконостас. Весь собор сложен из псковской плиты. На откосах купольных окон сохранялась древняя штукатурка с примесью пеньки, но живописи на ней не было заметно. П.П.Покрышкин при своем обследовании собора обращал внимание только на те части и элементы, которые с его точки зрения относились к первоначальному зданию, рассматривая его как "обычный тип псковской церкви XV-XVI веков". Согласно исследованиям П.П.Покрышкина собор Дмитрия - это кубический одноглавый храм на четырех скругленных снизу столбах, поддерживающих 6-ти оконный барабан с куполом. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Верх здания имел двухступенчатые подпружные арки, барабан щелеобразные окна. Фасады декорированы плоскими лопатками с трех и двухлопастными арками. Это явное свидетельство того, что первоначально собор был перекрыт на восемь скатов, В конструкции верхних частей храма употреблены голосники, облегчающие конструкцию и улучшающие акустику. Украшение барабана и апсид арочками и поясом тройных впадин, валиковые разводы на средней апсиде, паперть с запада, устроенная на низких круглых столбах и перекрытая коробовым сводом и крышей на два ската, фрончатые сандрики над окнами барабана - это все наиболее характерные черты псковских храмов XV-XVI веков. На обмерных чертежах П.П.Покрышкина, хранящихся в архиве Института археологии АН СССР, зафиксирован только сам собор, без приделов, то есть учтены только те размеры, которые характеризовали основной первоначальный объем здания. П.П.Покрышкин внимательно изучил собор, отмечая каждую деталь, подтверждающую его идею. Так, под крышей нового придельного храма сохранилась верхушка каменного лицевого фронтона западного фасада и образ Нерукотворного Спаса. Это позволило представить западный портальный фронтон. На том же чердаке найдено продолжение изгиба декоративной пятилопастной арки. Не найден был вход на хоры, на которые в период обследования попадали с чердака придела по приставной лестнице. Главу собора Покрышкин реконструировал применительно к формам, возможным в ХVI веке. Иконостас датируется 1737 годом. Вероятно, это тот иконостас, который был возобновлен в 1859 году. При реконструкции собора Покрышкин предлагал сделать низенький иконостас, чтобы был виден алтарный свод. Обследования и обмер Покрышкина дают исчерпывающий материал для реставрации собора на ХVI век, так как имеются натурные фотографии и обмер со всеми размерами и деталями. Сравнивая собор Дмитрия Солунского с другими памятниками архитектуры Пскова ХV-ХVI веков можно сказать, что это достаточно типичный пример распространенного в то время типа церкви. Наиболее близка ему церковь Михаила Архангела в с. Кобылье городище, датированная 1462 годом. В 1944 году собор был разрушен фашистами. В 1990-1991 году восстановлен в прежних формах по проекту архитектора И.А.Хаустовой. Освящен 8 ноября 1994 г.
Состояние объекта: хорошее

Доступность: доступен для осмотра
Реставрационные работы: архитектурно-археологический обмеринструментальная съемка и фотофиксацияреконструкция


Церковь Державной Божьей Матери (быв Дмитрия Солунского)
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent