Церковь Косьмы и Дамиана 1912

ГДОВСКИЙ Р-Н
Церковь Косьмы и Дамиана 1912
Архитектурное описание: Церковь Косьмы и Дамиана расположена на окраине деревни Гвоздно, на пригорке. В летнюю пору она плохо просматривается со стороны деревенской улицы, благодаря разросшимся деревьям и кустам. Хорошо видна с южной стороны, с поля. Это бесстолпный, одноапсидный, пятиглавый храм с шатровым завершением центрального светового барабана, вытянутый по оси восток-запад. Объемно-пространственная структура храма представляет собой следующее: основной приподнятый кубический объем четверика. Шатер с главой центрального барабана, четыре малых на углах четверика придают общей объемной композиции характер пирамиды, стремящейся к вертикализму. С востока к основному объему примыкает дважды пониженный объем апсиды (восточная стена ее с предалтарной частью покрыта своей кровлей, имеющей килевидное завершение), покрытой волнистой кровлей. С запада к четверику примыкает пониженный объем трапезной с трехскатной кровлей, к последнему притвор с массивным ярусом колокольни, возвышающейся над объемом трапезной и уравновешивающей вознесшуюся ввысь шатровую кровлю барабана четверика. К южному фасаду апсиды примыкает часовня с крыльцом, прямоугольная в плане. Ее объем чуть возвышается над фасадом апсиды. Она покрыта по типу крещатых бочек восьмискатной волнистой кровлей, увенчанной шатриком с луковичной главкой и перехватом. Фасады ее имеют килевидное завершение. Аналогичное завершение у западного фасада двухстолпного крыльца часовни. Декор фасада сложен: он представляет собой смешение элементов декора древнерусской архитектуры с новыми деталями, характерными для новорусского стиля и модерна. оформление южного и северного фасадов четверика происходит от трехчастных членений фасадов архитектуры средневековья с той лишь разницей, что здесь средние лопатки как бы обрублены. Боковые лопатки соединяются со средними короткими ползучими арками, последние соединяются между собой полуциркульныой аркой. Центральная часть фасада завершается килевидной лопастью с бегунцом в средней части. Фасады прорезаны узкими оконными проемами, подчеркивающими вертикальный характер всей объемной композиции. Средний оконный проем значительно больше двух боковых, под ним в углублении спаренные малые оконные проемы. На северном фасаде они исчезли: на их месте проломан большой дверной проем при приспособлении колхозом церкви под гараж. Над центарльными окнами - металлические козырьки, по бокам которых и внизу - квадртаные нишки. Насыщен и сложен декор барабанов четверика. Центарльный световой барабан имеет восемь граней. Грани, расположенные по странам света, имеют световые узкие оконные проемы с арочными перемычками, остальные грани с ложными окнами. Каждая грань имеет по бокам лопатки, которые соединяются между собой аркой, образуя рамки. Завершаются грани килевидными лопастями. Каждая грань шатра в совем основании имеет декоративный кокошник с ложным окном и с аналогичным граням барабана оформлением, только меньшим по размерам. Соединяясь между собой эти кокошники образуют декоратвиный пояс. Восьмигранный шатер несет на себе круглый барабан с главою луковичной формыс металлическим крестом. Под отливомм главы на барабане аркатурный пояс. Малые декоративные восьмигранные барабаны в основаниях имеют постаменты квадратные в плане углы четвериков перекрыты у переходов к восьмерику двухскатными кровельками. Каждый малый барабан украшен четырьмя ложными окнами, расположенным по странам света. Над окнами и по всем граням проходит аркатурный поясок ввиде полочки. Завершают грани килевидные лопасти, покрытые металлической кровлей. Верхняя часть этих барабанов круглая в плане, завершается выступающим аркатурным поясом. Главы с перехватами венчаются металлиическими узорчатыми крестами, в основаниях которых яблоко. Кровли глав металлические. По верху всех фасадов четверика проходит профилированный карниз. Фасады трапезной (южный и северный) завершает такой же профилированный карниз. На каждом фасаде по два окна. Нижнее узкое с наличником и верхнее широкое с арочной перемычкой, со столбиками по бокам по бокам. Боковые лопатки, сверху выступающая полоса, снизу цоколь - образуют на этих фасадах рамки. В ином ключе решен сильно развитый западный фасад притвора. Его средняя выступающая часть с перспективным порталом является основанием колокольни. По бокам с юго и севера примыкают несимметричные части притвора. Правая меньшая часть, в первом этаже имеет полуциркульное окно, разделенное напополам широким простенком. Во втором этаже малое окно с арочной перемычкой. Верхняя часть фасада чуть выступает, повторяя уклон односкатной кровли и арочную перемычку окна. Сбоку фасада эта часть опускается обрубленной лопаткой, под которой три квадартных нишки в одном ряду. Северная часть западного фасада в первом этаже имеет такое же окно, как и на южном фасаде ( в первом этаже). Окно второго этажа с арочной перемычкой имеет наклонное основание, повторяющее уклон косоура лестницы. Этот фасад является фасадом лестничной клетки, а также часовни, примыкающей к притвору с севера, он завершается килевидной лопастью. На части фасада часовни ниша с козырьком для иконы. Центральная часть с перспективным порталом представляет собой фасад трехъярусной колокольни. Над порталом три окна: среднее с арочным проемом и по бокам с четверть-циркульными перемычками (аналогичные по формам окнам первого этажа). массивный ярус звона имеет четыре квадратных в плане постамента под бочкообразные столбы, несущие на себе арки и килевидные завершения фасадов яруса звона, покрытого по типу крещатых бочек, несущих декоратвиный, курглый в плане барабан с горизонтальным валиком и аркатурным пояском. Глава металлическая шлемовидной формы с крестом. Кровли колокольни и притвора металлические. В многосложной кровле колокольни часть с восточным и западным фасадоами повышена относительно южного и северного. На западном фасаде над арочным проемом звона крест, выложенный из кирпича и вписанный в круг. По бокам над столбоами маленькие квадратные нишки. Кровля крыльца-часовни имеет аналогичное колокольне покрытие с той лишь разницей, что венчает ее восьмигранный декоративный барабан с шатром (крест сбит). Интерьеры четверика, трапезной и алтаря в отличие от экстерьеров просты и не имеют декора, но здесь чувствуется стремление к эстетизации основных конструкций. Так, четыре подпружные арки, несущие купол, а также образующая последнего имеют эллипсовидную форму, что подчеркивает и внутри церкви стремление к вертикализму. Южная стена четверика имеет два оконных проема, северная - большой растесанный дверной проем на месте оконных проемов. Предалтарная стена с тремя арочными дверными проемами: средний - большой и по бокам малые. Два проема заложены кирпичом, один забит досками. В алтаре выступает трехгранная апсида, в двух боковых гранях которой оконные проемы, в южной стене - дверной, ведущий в часовню. Центральная часть алтаря перекрыта коробовым сводом, сопрягающимся с трехгранным сомкнутым сводом перекрытия апсиды. Центральный коробовый свод опирается на две подпружные арки, между ними и стенами алтаря (южной и северной) - ползучие своды. В трапезной на южной и северной стенах по одному оконному проему, в западной стене дверной арочный проем. Перекрытия над трапезной и над хорами - кирпичные сводчатые по металлическим балкам. На хорах металлическое узорчатое ограждение с поручнем. Дверной арочный проем ведет во второй ярус колокольни. В первом этаже притвора с южной стороны - палатка, с северной - лестница, ведущая на второй ярус колокольни. перекрытия помещений притвора и первого яруса колокольни кирпичные сводчатые по металлиииическим балкам. Перекрытие яруса звона и южной часовни - крестовые своды. По всему периметру здания каменный цоколь, выступающий на 8-10 см. Все фасады оштукатурены и побелены. Материал - кирпич. Основные габариты: 29 х 12 м. Внутренне убранство церкви не сохранилось.

Историческое описание: Погост Гвоздно относился в XIX веке к Гдовскому уезду С-Петербургской губернии, находился в 70 верстах от Гдова на проселочном тракте из Гдова во Псков, на которой стояли: мыза "Красное селое" баронессы Корф и деревни: Тереб, Наумовщина, Замежничье и Сорокино. С северо-востока прилегал к нему т.н. "Сороковой бор" - местность, покрытая дремучими лесами и мхами, перерезанная двумя реками Желчею и Черною. Первая известная здесь церковь была деревянной и построена в 1728 г. она сломана в 1876 г. по ветхости. В 1863 г. по проекту архитектора Калитовича построена новая каменная церковь во имя тех же святых - Косьмы и Дамиана. Она была с пятью куполами. В дубовом двухъярусном иконостасе иконы написал художник Михаил Иванович Чернышев. На строительство церкви материалы пожертвованы графиней М.П.Голенищевой-Кутузовой и баронессой Корф. 8 октября 1908 г. эта церковь сгорела. В 1909-1912 гг. церковь восстановлена по новому плану - каменная, теплая с колокольней и одним престолом Косьмы и Дамиана. Освящена 8 октября 1912 г.



Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку Увеличить картинку

    Комментарии 1

    BOLTOUKHINE KALITOWICZ
    BOLTOUKHINE KALITOWICZ от 26 апреля 2010 13:14
    Hi, could you help me to find informations
    about my relative : Michal Petrovitch KALITOWICZ who was architect, thanks and best regards, Kira
    Добавить комментарий

    Оставить комментарий

      • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
        heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
        winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
        worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
        expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
        disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
        joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
        sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
        neutral_faceno_mouthinnocent
    Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив